Проектная работа по экологии "Экологически грамотный потребитель"
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheski_gramotnyy_potrebitel_.docx | 63 КБ |
Исследовательская работа
Тема: «Экологически грамотный потребитель»
Секция: Экология человека
Исполнители проекта:
учащиеся 7 класса
Дмитриева Кристина
Дозорец Екатерина
Научный руководитель:
учитель географии
Смирнова Г.И.
2019 г.
Оглавление:
1. Введение 3
1.1. Цели и задачи исследования 4
1.2. Методы исследования …………………………………………………4
2. Результаты исследования 7
2.1. Пищевые добавки ……………………………………………………...7
2.2. Изучаем штрих-код на упаковке товара……………………………...10
2.3. Использование упаковки……………………………………………..15
3. Выводы 21
4. Список литературы 22
5. Приложения 23
«Измените пищу человека, и весь человек, мало-помалу изменится».
Д.И.Писарев
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой. В этом мне помогает наука экология.
В последние годы человечество стало уделять особое внимание экологическим темам и проблемам. Одна из таких проблем для человечества - качество продуктов питания. В странах Европы на протяжении последних десятилетий наблюдается рост производства и потребления экологически чистых продуктов питания, под которыми следует понимать продукты, выращенные на чистой территории без дополнительного применения минеральных удобрений, пестицидов и других техногенных воздействий, или это продукты, полученные из натурального сырья по современной технологии, обеспечивающей минимальное попадание в продукт других веществ, не свойственных их естественному составу. Производством экологически чистых продуктов питания в России, как и в развитых зарубежных странах, занимаются предпринимательские структуры. Это связано с тем, что заинтересованность предпринимателей в производстве экологически чистых продуктов питания заключается в получении дополнительной прибыли. Как свидетельствует практика западных стран, особенностью экологически чистых продуктов питания являются: неуклонный рост спроса на данный вид продукции, а также превышение цен на них в среднем составляет от 20 до 50 %, в отличие от традиционных продовольственных товаров.
Но, как говорится, спрос рождает предложение. Появляются компании-производители, конкурирующие между собой. Недобросовестные производители всё чаще добавляют в продукты питания различные пищевые добавки. Также очень часто используются упаковки, которые невозможно переработать или уничтожить без вреда для природы. Покупатель обязан выбрать такой товар, который не навредит ни ему, ни окружающей среде. А все ли знают об этом, задумываются ли, посещая универсамы, супермаркеты, торговые центры. Поэтому нам было интересно узнать, насколько экологически грамотен наш покупатель.
Поэтому тема нашего исследовательского проекта звучит так: «Экологически грамотный потребитель».
Задачи:
Гипотеза нашего исследования заключается в том, что умение выбирать безопасные товары поможет покупателю сохранить окружающую среду и собственное здоровье.
Заинтересованность государства в производстве и потреблении экологически чистых продуктов питания заключается в достижении высоких показателей, характеризующих здоровье нации (рост средней продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости населения, младенческой и детской смертности и т. д.). К сожалению, современная цивилизация породила такие, очень распространённые сейчас болезни, как ожирение, кариес, диабет, нарушение жирового обмена веществ, гипертония и другие недуги. С помощью здорового питания можно предупредить возможные заболевания. Однако изменить свой образ жизни и привычное питание не так-то просто. Поэтому идти по новому пути нужно маленькими шагами. Потребители должны быть информированы о том, что они едят. У них должна быть возможность выбора. На этикетках для пищевых продуктов из генетически модифицированных источников (маркировка) должно быть указано: -наименование ингредиентов, входящих в состав пищевого продукта, микробные
культуры, закваски и вещества, используемые для обогащения пищевых продуктов;
-рекомендации по использованию, применению, при необходимости,
противопоказания к их использованию;
- информация о государственной регистрации.
Проблема разработки методологии расчёта экологической чистоты продуктов питания в России возникла сравнительно недавно.
Она включает в себя:
1. Оценку риска здоровью человека, обусловленную влиянием окружающей среды и
потреблением продуктов питания, которая является одной из важнейших медико-экологических и социальных проблем.
2. Проблему маркировки продуктов питания. Средства массовой информации уже не раз обращали внимание читателей на различные знаки и символы, которые время от времени появляются на продаваемых нам товарах. В этом не было бы ничего плохого, если бы заботясь о нашем здоровье, производитель продукции маркировал ее, руководствуясь хоть какими-то понятными принципами. Однако в большинстве случаев, за различными видами знаков и символик на упаковке товара не стоит ничего.
Под экологически чистым продовольственным товаром понимается продукт, потребление которого не наносит вред здоровью человека на протяжении всей его жизни, не оказывает негативного влияния на здоровье его будущих поколений и обладающий высокой социально-экономической эффективностью потребления и производства.
Наряду с этим, экологически чистые продукты можно определить следующим образом:
1. Экологически чистые продукты — это те продукты, в которых содержание вредных веществ меньше, чем в обычных (стандартных) продуктах, соответствующих по качеству необходимым нормативным документам;
2. Экологически чистый продукт - это тот продукт, который получен на экологически чистой территории без дополнительного применения минеральных удобрений, пестицидов и других техногенных воздействий, или это продукт, полученный из натурального сырья по современной технологии, обеспечивающей минимальное попадание в продукт других веществ, практически не содержащих посторонних включений. Однако в современных условиях повсеместного загрязнения окружающей среды, добиться сто процентной экологической чистоты практически невозможно.
Современные технологии приготовления пищевых продуктов массового потребления предусматривают широкое применение различных пищевых добавок.
Пищевые добавки — вещества, в нормальных условиях не используемые как пища или как типичные пищевые ингредиенты (вне зависимости от их питательной ценности). Данные вещества в технологических целях добавляются в пищевые продукты в процессе производства, упаковки, транспортировки или хранения для придания им желаемых свойств, например, определенного аромата (ароматизаторы), цвета (красители), длительности хранения (консерванты), вкуса, консистенции. Широкое использование пищевых добавок началось в конце 19 века. Оно связано с ростом населения, концентрацией его в городах, необходимостью совершенствования традиционных пищевых технологий достижениями химии, созданием продуктов специального назначения. Введение пищевых добавок с точки зрения технологии может быть направленно:
- на улучшение внешнего вида и органолептических свойств пищевого продукта;
- для сохранения качества продукта в процессе его хранения;
- на ускорение сроков изготовления пищевых продуктов.
Первое, что нужно выяснить – как и по каким признакам классифицируются пищевые добавки. Для классификации пищевых добавок в странах Евросоюза разработана система нумерации. Каждая добавка имеет уникальный номер, начинающийся с буквы «E». Список разрешённых к применению пищевых добавок для производства пищевых продуктов или продажи населению постоянно пересматривается и обновляется в связи с получением новых данных об их свойствах и внедрении новых препаратов. В нашей стране список разрешённых пищевых добавок значительно меньше, чем за рубежом. Используемый для обозначения пищевых добавок индекс «Е» специалисты отождествляют как со словом Европа, так и со словом съедобный (eating). Индекс «Е» в сочетании с трёхзначным номером является синонимом сложного наименования конкретного химического вещества, которое является пищевой добавкой. Присвоение конкретному веществу статуса пищевой добавки и трёхзначного номера с индексом «Е» имеет чёткое толкование, подразумевающее, что данное конкретное вещество проверено на безопасность. Развитие пищевой промышленности и изобретение новых упаковочных материалов существенно увеличивает срок хранения скоропортящихся продуктов. Обработанные же специальными химическими пищевыми добавками – консервантами – продукты могут храниться ещё дольше.
эмульгаторы (поддерживают определенную структуру);
Пищевые добавки, запрещенные к использованию на территории России:
Е121 - краситель цитрусовый
Е123 - красный краситель амарант;
Е240 - консервант формальдегид;
Е924а - улучшитель муки и хлеба;
Е9246 - улучшитель муки и хлеба.
Определяем влияние пищевых добавок на организм человека.
Индекс | Характеристика | Индекс | Характеристика |
Е102 | Опасен | Е 150.151 | Сомнителен |
Е103 | Запрещен | Е152 | Запрещен |
Е104 | Сомнителен | Е 161, 173,180 | Сомнительны |
Е106 | Запрещен | Е 181 | Запрещен |
Е110 | Опасен | Е 210-217 | Канцерогены |
Е111 | Запрещен | Е220 | Разрушают витамины группы В |
Е120 | Опасен | Е 221-226 | Нарушают пищеварение |
Е121 | Запрещен | Е 230,231,233 | Наносят вред коже |
Е122 | Опасен | Е 239 | Канцероген |
Е123 | Очень опасен | Е 240,241 | Сомнительны |
Е124 | Опасен | Е 250,251 | Противопоказаны при гипертонии |
Е125, 126 | Запрещены | Е 312,331 | Вызывают сыпь |
Е127 | Опасен | Е 320.321 | Содержат много холестерина |
Е130 | Запрещен | Е ЗЗО | Канцероген |
Е131 | Канцероген | Е 338,340,341 | Нарушают пищеварение |
Е141 | Сомнителен | Е 407,450,4151 | Нарушают пищеварение |
Е142 | Канцероген | Е 462,463,465,477 | Нарушают пищеварение |
При выборе товара надо всегда обращать внимание на полноту информации. Если состав указан в обобщенном виде, например «консерванты», «эмульгаторы», «красители» и т.п., то это может означать, что применены те вещества, которые могут нанести вред здоровью. Необходимо обращать внимание на сроки хранения и реализации продукции.
В последнее время на рынках и в магазинах появилось достаточно много некачественных товаров. Употребляя некачественные продукты питания, возможны отравления. Просроченные продукты не содержат необходимых растущему организму микроэлементов и витаминов.
Недобросовестные продавцы эксплуатируют бренды известных фирм, производящих качественную продукцию. Поэтому нам надо быть грамотными потребителями.
Штриховой код (штрихкод) — это последовательность чёрных и белых полос, представляющая некоторую информацию в удобном для считывания техническими средствами виде. Штриховой код содержит информацию о товаре и его производителе.
Существует два вида штриховых кодов: линейные и двухмерные.
Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20 - 30 символов, обычно цифр) (см. Приложение 1).
Штриховой код содержит информацию о товаре и его производителе. Самые распространенные - это 13-ти разрядный европейский код EAN-13 (European Article Numbering) и полностью совместимый с ним 13-ти разрядный код UPC, применяемый в США и Канаде. |
Двухмерные символики были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).
Изучаем штрих-код и определяем, где изготовлен товар.
Определяем подлинность штрих-кода. Для этого проводим следующие операции:
Коды некоторых стран:
Код | Страна | Код | Страна |
00-09 | США, Канада | 64 | Финляндия |
30-37 | Франция | 690 | Китай |
40-44 | Германия | 70 | Норвегия |
460-469 | Россия, СНГ | 12 | Израиль |
471 | Тайвань | 73 | Швеция |
49 | Япония | 76 | Швейцария |
50 | Англия | 789 | Бразилия |
52 | Греция | 80-83 | Италия |
54 | Бельгия | 84 | Испания |
56 | Португалия | 86 | Югославия |
57 | Дания | 869 | Турция |
590 | Польша | 90-91 | Австрия |
599 | Венгрия |
|
|
Существует два вида штриховых кодов: линейные и двухмерные.
Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20 - 30 символов, обычно цифр) (см. Приложение 1).
Штриховой код содержит информацию о товаре и его производителе. Самые распространенные - это 13-ти разрядный европейский код EAN-13 (European Article Numbering) и полностью совместимый с ним 13-ти разрядный код UPC, применяемый в США и Канаде. |
Двухмерные символики были разработаны для кодирования большого объёма информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали).
В настоящее время разработано множество двумерных штрихкодов, применяемых с той или иной широтой распространения. Вот некоторые коды: Aztec Code, Data Matrix, MaxiCode, PDF417, Microsoft Tag.
Материалы: после серьёзного изучения теоретических аспектов по своей проблеме исследований нам захотелось выяснить, как к данной проблеме относятся взрослые и дети. Мы провели небольшой социологический опрос. В нём участвовало 50 человек, среди них были учащиеся школы, учителя, сотрудники школы, а также жители посёлка. Судя по ответам, думаю, что все отвечали искренно.
Вопросы были ранжированы на 2 категории: на вопросы для потребителей (рядовых покупателей) и на вопросы для продавцов.
Вопросы для потребителей.
1. Когда вы приходите в магазин, на что вы обращаете внимание?
2. Сталкивались ли вы с проблемами при покупке товара?
3. С какими именно проблемами при покупке товара вы сталкивались?
4. Знаете ли вы, что обозначает штрих- код?
5. Читали ли вы закон РФ «О защите прав потребителя»?
6. Знаете ли вы, куда обратиться в случае нарушения ваших прав?
7. Как вы думаете пищевые добавки польза или вред?
Результаты опроса (приложение 2) показали, что многие покупатели обращают внимание, в первую очередь, не на качество и насколько свежий продукт, покупаемый ими, а именно на доступность цены, а затем лишь на срок годности товара и на другие стороны приобретаемой продукции. Будучи покупателями, наши респонденты сталкивались с проблемами, на первом месте – просроченность срока годности товара, а затем все остальные. Взрослые и дети знают (половина опрошенных), что такое штрих-код, но мало кто из них пользуется информацией о штрих – коде при покупке продукции. Многие потребители знают «Закон о защите прав потребителей», но никогда им не воспользовались. Итак, многие школьники и взрослые не умеют выбрать правильно и «правильный» товар. Но при желании этому легко научиться. Такие навыки могут очень помочь в жизни. И помните, наше здоровье в наших же руках. В нашем посёлке 5 торговых точек.
С продавцами данных торговых точек проведено собеседование.
Вопросы для продавцов
1. На что обращают внимание покупатели при покупке товаров?
2. А что вы знаете о качестве привозимых вами товаров?
3. Были ли возвраты некачественного товара?
4. Знаете ли вы закон РФ «О защите прав потребителя»?
5. Были ли с вашей стороны нарушения закона РФ «О защите прав потребителя»?
6. Знаете ли вы сами о пищевых добавках?
7. Как вы поступаете в другой торговой точке, как покупатель?
По опросу продавцов (приложение 3) мы видим, что покупатели, в основном, обращают внимание на цены и единицы на внешность продавца. На третий вопрос мнения продавцов разделились все ответили по - разному. В магазинах были случаи возврата некачественного товара. Все продавцы знают закон РФ «О защите прав потребителей», нарушений этого закона со стороны продавцов не было. Все продавцы знают о пищевых добавках. В других торговых точках они ведут себя как рядовые покупатели, но чаще обращают внимание на срок годности продукции.
Таким образом, мы смогли сделать вывод, что уровень потребительской культуры жителей нашего посёлка сформирован не достаточно для того, чтобы можно было бы говорить о грамотности потребителей. Все продавцы знают свои права и обязанности. В некоторых случаях замечено, что со стороны продавцов нарушения были. Грамотный потребитель товара - это тот человек, который знает всю информацию о штрих - коде, об индексах пищевых добавках, об упаковке товара, о классификации пищевых добавок и умеет ими пользоваться при покупке товара. Необходимо провести среди моих одноклассников занятия по экологическому просвещению, чтобы они стали грамотными потребителями товаров, используя для этого приобретённые мною знания в ходе моих исследований.
Упаковка – очень важная часть товара. Её используют для обеспечения сохранности продукта. Основные функции упаковки: смягчающая (амортизирующая); предназначается для сохранения свойств предметов после их изготовления, а также придания им компактности для удобства транспортировки; в большинстве случаев является одним из носителей рекламы товара. Помните, что оформление упаковки является одним из необходимых условий успешной продажи почти любой продукции, а также обязательно несет на себе информацию о содержимом и может иметь элементы контроля вскрытия.
Упаковочные материалы
Для изготовления упаковки в разное время использовались различные материалы: от глиняных горшков до полиэтиленовых пакетов. Сейчас наиболее популярны пластик, целлофан, полиэтилен, бумага. Упаковки из этих материалов различаются по экологичности и эффективности защиты товара.
Целлофан - прозрачный жиро - влагоустойчивый плёночный материал, получаемый из вискозы. Иногда целлофановыми неправильно называют полиэтиленовые изделия (кульки, пакеты). Это разные материалы с совершенно разными свойствами.
Внешне целлофановые и лавсановые материалы в виде плёнок достаточно похожи - очень прозрачны, бесцветны, достаточно жёстки - «хрустят» при сминании. В настоящее время основная масса прозрачного плёночного упаковочного материала - лавсан и полиэтилен, и лишь небольшая часть - прочие полимерные материалы, в том числе и целлофан. Отличить их несложно - при равной толщине лавсановая плёнка много прочнее целлофановой. Кроме того, целлофан пластифицируют глицерином, отчего он имеет сладковатый привкус - в отличие от совершенно нерастворимого и более инертного лавсана и полиэтилена.
Полиэтиленовые плёнки в отличие от целлофановых и лавсановых менее прозрачны (чем толще плёнка, тем более мутный вид на просвет), не хрустят при сминании, значительно более пластичны (при растягивании не восстанавливают первоначальную форму).
Целлофановые плёнки очень прочны на разрыв. Однако (в отличие от лавсана и полиэтилена) начав рваться от края дальше рвутся практически без усилий (эффект расстёгивающейся молнии). Это свойство снижает область применения целлофана как упаковочного материала»[2].
Целлофан используется как упаковочный материал в виде внешней прозрачной плёнки (например, на коробках с магнитофонными кассетами, CD и DVD-дисками, пачками сигарет), а также для упаковки пищевых, кондитерских продуктов, для изготовления оболочки для колбас и сыров, мясомолочных изделий. При этом на сегодняшний день в основном в этой сфере используются БОП пленки, производимые из полипропилена, и визуально имеющие аналогичные свойства.
Целлофановые изделия в природной среде разрушаются, разлагаются значительно быстрее, чем изделия из полиэтилена и лавсана, поэтому не угрожают окружающей среде в отличие от мусора из упаковочного материала из полиэтилена и лавсана.
Бумага - материал в виде листов для письма, рисования, упаковки, получаемый из целлюлозы: из растений, а также из вторсырья (тряпья и макулатуры). В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.
Полиэтиленовый пакет — применяемый для переноса вещей мешок, сделанный из полиэтилена. Обычный фасовочный пакет впервые был произведён в США в 1957 году и был предназначен для упаковки сэндвичей, хлеба, овощей и фруктов. Пакеты бывают нескольких видов. Прозрачный фасовочный пакет, изготавливается из полиэтилена низкой или высокой плотности, или из смеси первого и второго. Выполняет защитную функцию (предохраняет продукт от влаги и загрязнений). Лидерами по производству самых тонких пакетов этого типа являются страны Юго-Восточной Азии, Китай и Россия: они выпускают пакеты толщиной всего 4,5—5 мкм.
Пакеты - майки преимущественно изготавливаются из полиэтилена низкой плотности («шуршащие») или, иногда, высокой плотности («гладкие»). Своё название они получили за характерное строение ручек. Хотя пакеты этого типа пришли на рынок самыми последними, они надёжно закрепили свои позиции в супермаркетах и торговых точках.
Пакеты с прорубной и петлевой ручкой. Производство пакетов такого типа считается самым трудным. Для изготовления применяют полиэтилен высокой плотности, линейный полиэтилен низкой плотности, полиэтилен средней плотности и ламинаты. Ручки пакетов имеют несколько модификаций. Прорубные ручки бывают укреплённые (сварная, клеевая) и неукреплённые.
Пакеты (мешки) для мусора, изготавливается из полиэтилена низкой или высокой плотности, или из их смеси с добавлением красителей. Также выпускаются с ручками (аналог пакета - майки) или с лентами для затягивания.
Дешевизна пакетов и простота их оборота приводит к тому, что многие пакеты используются лишь очень короткое время. Например, покупки в магазине укладываются в пакеты, приносятся домой, затем пакеты выбрасываются.
В окружающей среде выброшенные пакеты сохраняются длительное время и не подвергаются биологическому разложению. Таким образом, они образуют устойчивое загрязнение. Поэтому оборот полиэтиленовых пакетов вызывает серьёзные возражения экологов. По этой причине в ряде стран использование полиэтиленовых пакетов в качестве бытовой упаковки ограничено или запрещено. В частности, в 2004 г. на острове Кенгуру в Австралии властями был введён запрет на полиэтиленовые пакеты.
Германия: утилизацию пакетов оплачивают потребители, а за сбор и вторичную переработку отвечают продавцы и распространители.
Ирландия: после повышения цены на пакеты, количество используемых пакетов сократилось на 94 %. Сейчас там применяют «многоразовые» сумки из ткани.
США: В Сан-Франциско крупные супермаркеты и сетевые аптеки не используют полиэтиленовые пакеты.
Китай: запрещено производить, продавать и использовать полиэтиленовые пакеты с толщиной пленки менее 0,025 мм.
Танзания: штраф за производство, импорт или продажу пластиковых пакетов — 2000 долл. или год тюрьмы. Ввоз пластиковых пакетов на Занзибар запрещен.
Англия: Сеть магазинов Marks and Spencer прекратила бесплатную выдачу пакетов. Деньги от продажи пакетов компания перечисляет на создание новых городских парков и садов. В 2004 году в Англии появились биоразлагаемые пакеты для хлеба. Срок разложения нового материала 4 года, и разлагается он на углекислый газ и воду.
Латвия: введен налог на полиэтиленовые пакеты, использующиеся в супермаркетах, дабы уменьшить их использование.
Финляндия: в супермаркетах установлены автоматы по приему использованных пакетов, которые служат сырьем для переработки и производства нового пластика.
Итак, существует единая экомаркировка упаковочного материала и самого продукта. Она позволяет удовлетворять требования экологических стандартов (не загрязнение окружающей среды в процессе производства и утилизации, не содержание вредных веществ).
Второе исследование мы провели по изучению различных упаковок, как металлических, пластмассовых, полиэтиленовых, стеклянных, деревянных, бумажных. На что мы обращали внимание: на наличие экологических знаков на упаковке. Экологические знаки чаще всего встречались на бумажных упаковках. Это были знаки Госстандарта, нетоксичный материал, можно выбрасывать в урну, вторичнаяпереработка. На других упаковках были знаки Госстандарта и можно выбрасывать в урну, а что подлежат вторичной упаковке и нетоксичный материал не указано. Таким образом, можно сделать вывод, что самыми экологичными упаковками являются бумажные упаковки. Поэтому мы рекомендовали бы покупателям обращать внимание на внешнюю оболочку упаковки.
Экологическая грамотность включает активное владение экологическими знаниями. Это понимание сущности жизни, системных закономерностей её устройства на Земле, умение принимать решения и действовать, добиваясь положительного эффекта в соответствии с этими знаниями. Экологически грамотный человек должен знать меры охраны природной среды, сведения о международных и российских законодательных актов и экономических санкциях в области охраны природы, здоровья и естественных прав человека и других живых систем.
Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание – важнейшее условие долголетия. Помните - не все, что продается, следует употреблять в пищу! Необходимо учитывать, что полиэтиленовая и пластиковая упаковки являются серьезными загрязнителями окружающей среды и необходимо решать вопросы, связанные с правильной утилизацией и переработкой вторичного сырья (упаковки).
Рекомендации потребителю товаров при покупке пищевых продуктов:
1) Проверка целостности упаковки. 2) Считывание информации с упаковки:
− срок годности
− штрих код
− состав
− ГОСТ
− количество,
− масса
− пищевая ценность
− назначение
− условия хранения
− документ, по которому произведен товар
3) считывание информации с ценника
− цена
− название, соответствующее артикулу
В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы:
Итак, самое главное, чтобы я хотел отметить после проведения самых простых исследований. Экологически грамотными потребителями не рождаются. Но таким потребителем обязан стать каждый человек, который бережёт природу и собственное здоровье.
4. Список литературы:
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпарация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей профильной школы).
2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Фенекс», 2000. – 576 с.
3. Миркин Б.М., Наумов Л.Г., Суматохин С.В. Экология 10-11класс (учебник для старшеклассников, профильный уровень). – М.: «Вентана Граф», 2010.
4. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / под ред. Т.Я. Ашахминой. – М.: АГАР, 2000.
5. Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 с изменениями № 234-ФЗ от 25.10.2007.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Примеры соотношения размеров символов
двухмерного штрихкода и ёмкости кода
Слоёв с данными | Размер символа | Байт |
1 | 15x15 | 7 |
4 | 27x27 | 53 |
7 | 45x45 | 145 |
11 | 61x61 | 298 |
15 | 79x79 | 502 |
20 | 101x101 | 824 |
26 | 125x125 | 1314 |
32 | 151x151 | 1914 |
Двухмерный штриховой код
Разделы линейного штрихкода
Приложение 2.
Приходя в магазин обращают внимание на цену товара – 27 покупателей (54%), на качество товара -5 человек (10%), срок годности -4 человека (8%), на внешний вид товара -3 человека (6%), на сами продукты, приобретаемые покупателем – 5 человека (10%), на дату изготовления -1 человек (2%), кто производитель товара – 2 человек (4%), какая сумма денег взята с собой – 1 человек (2%), на внешний вид продавцов – 1 человек (2%), ни на что – 1 человек (2%)
Приложение 3.
Результаты социологического опроса продавцов:
Продавцы ответили, что покупатели в первую очередь обращают внимание на срок годности 5 человек (38%), на внешний вид продавца – 1 человек (8%).
О качестве привозимых товаров работники торговли должны знать всё ответили - 2 человека (15%), срок годности -1 продавец 8%), за это не отвечают – 1 человек (8%)
3. Были ли возвраты не качественного товара? Случаи возврата товара были – 2 человека (15%), не было -3 человека (23%).
4.Знаете ли вы закон РФ «О защите прав потребителя»?
Продавцы Знают закон «О защите прав потребителей»
5.Были ли с вашей стороны нарушения закона РФ «О защите прав потребителя»?
В искренности данного ответа убедиться трудно. Не было нарушений -3 человека (23%), возможно были – 2 человека (15%).
6. Знаете ли вы сами о пищевых добавках, используемых в продуктах питания?
50% продавцов знают
7.Как вы поступаете в другой торговой точке, как покупатель?
Обращаю внимание на срок годности товара -2 человека (15%), никак не отношусь – 3 человека (23%)
[1] Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпарация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей профильной школы) – с. 271 – 272.
[2] www.wikipedia.org
Компас своими руками
Три загадки Солнца
У меня в портфеле
Композитор Алексей Рыбников
3 загадки Солнечной системы