Когда наши родители, видят, что мы сидим у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок не было, а по телевизору шёл один канал, и любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.
По их мнению, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы чаще всего играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры – только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями?
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа №10 имени Героя Советского Союза М.П. Галкина города Пласта»
Проект по физической культуре
Тема: «Подвижные игры наших родителей».
Проект выполнил:
ученик 7-1класса
Авдонин Ю.
Руководитель проекта:
Хужаберганова Юлия Сергеевна,
учитель физической культуры
г. Пласт, 2019 год.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………3
1.История возникновения подвижных игр…………………………………………6
2.Значение и классификация игр……………………………………………………..7
2.1 Причины, по которым люди играют в различные игры………….. ……………7
2.2 Условия игры………………………………………………………………………8
3.Исследовательская работа………………………………………………………….9
3.1.Анкетирование учащихся……………………………………………………….. 9 3.3 Результаты анкетирования ………………………………………........................10
4. Заключение…………………………………………………………………………11
5. Список литератур…………………………………………………………………..12
Приложение ………………………………………………………...……………...13
Введение
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья
детей, для их здоровья и правильного развития».
Кандидат педагогических наук Д.В. Менджерицкая
Во дворе в «шаги» играют
Кто быстрее добежит? Наш - косяк, орава, стая.
От прыжков земля дрожит. Крик мальчишек, писк девчонок.
Рёв и топот, беготня. Мы спешим.
И это значит Интересная игра.
Когда наши родители, видят, что мы сидим у телевизора или за компьютером, говорят, что у них в детстве ни компьютера, ни DVD, ни игровых приставок не было, а по телевизору шёл один канал, и любимой передачей была программа «В гостях у сказки», которая шла только в субботу. Все остальное свободное время они играли с друзьями, а то и всей улицей.
По их мнению, самым замечательным и полезным способом развлечения является игра. Мы чаще всего играем в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры – только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И нам стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Как и откуда вообще появилась игра? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями?
Бежит время, сменяют друг друга поколения детей, и у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста, развивают ловкость, силу и стремление к победе, а самое главное сохраняют и укрепляют здоровье.
И мне стало интересно, в какие же игры играли наши родители? Почему сейчас наше поколение мало играет на улице с друзьями? Почему нас затягивают компьютерные игры? Хотя мы прекрасно знаем об их негативном влиянии на детский организм.
Я заинтересовался этой проблемой и решил расспросить своих родителей и родителей друзей, в какие интересные игры они играли в своем детстве. Я предположил, что если узнаю у своих родителей, в какие игры они играли в детстве, изучу правила этих игр, то смогу и сам играть в них с ровесниками на улице, на перемене в школе, на уроках физкультуры. Я думаю, что это будет интересно не только мне, но и многим ребятам. Мне очень захотелось возродить и сделать популярными среди ребят игры наших пап и мам, принести радость общения через подвижные игры. Сохранить частичку детства наших родителей.
Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми.
Актуальность исследования:
Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально. В игре рождается содружество, а, значит, и дружба.
Игра – лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие.
Цель исследования:
Теоретически изучить и описать правила проведения подвижных игр родителей с целью их возрождения и популяризация, как формы организации досуга наших сверстников.
Задачи исследования:
1. Изучить источники литературы, найти необходимую информацию в сети Интернет; в которых подробно описаны названия и правила игр;
2. Провести анкетирование среди сверстников и младших учащихся о том, как они проводят свой досуг;
3. Заинтересовать ими сверстников и определить актуальность в настоящее время, дать этим играм вторую жизнь,
Методы исследования:
• Знакомство со специальной литературой, информацией в сети интернет по данной теме;
• Социологический опрос (анкетирование) учащихся 3.1кл.. 3.2кл.,7.1кл.;
• Эксперимент (разучивание игр среди сверстников).
Практическая значимость:
Данные исследования могут быть использованы как для организации досуга современных детей, так и могут быть использованы на уроках физической культуры, внеклассных мероприятиях.
Гипотеза исследования:
- Возможно, если мы изучим правила игр наших родителей, то нам будет интересно в них играть.
Объект исследования: игры наших родителей.
Предмет исследования: содержание и правила проведения подвижных игр, в которые играли наши родители.
Продукт проектной деятельности: презентация по данной теме.
Механизм реализации проекта:
№ | Этапы реализации | Сроки |
1. 1.1 1.2 | Подготовительный этап Выяснение проблемы. Изучение литературы по теме. | 20.01.19 |
2. 2.1 | Исследовательская работа Анкетирование учащихя.3.2кл.3.2кл..7.1кл. | 6.02.19 |
3. 3.1 | Практический этап Оформление проекта, презентации. | 21.02.19 |
4 4.1 | Заключительный этап Защита проекта. | 15.03.19 |
Прогнозируемый результат:
- Дети с интересом будут играть в игры наших родителей.
- Родители с желанием станут участвовать в досугах с детьми.
-Установление партнёрских отношений между детьми, родителями в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, доброжелательной, воспитательной среды, для создания сплочённости семьи.
1.История возникновения подвижных игр
Что такое игра?
Игра — вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс.
Наиболее подробно понятие «игра», «играть» разъясняет В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». Писатель М.Горький вот что писал об игре: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». А сам А.С. Пушкин восторженно отзывался об игре в бабки. Великий полководец А.В.Суворов говорил «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск…»
В течение долгого времени с играми, как и с разными жанрами устного народного творчества, знакомились в устной форме. Тем самым народы разных стран, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей. Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: метание камней, копья в цель и на дальность.
О том, что игра — нечто большее, чем пустое занятие от скуки, свидетельствует ее богатая и древняя история.
Среди археологических находок встречаются предметы, свидетельствующие о существовании разных игр. К ним относятся разнообразного вида шашки из кости, костяные и деревянные шахматные фигуры, куклы, доски с расчерченным игровым полем, кожаные мячи.
В пирамиде Хеопса обнаружена глиняная табличка, где изложен миф, связывающий происхождение календаря именно с игрой. Египетские боги играли в кости. Ставкой в игре служили лунный свет и дни календаря, благодаря чему к году добавилось еще пять дней.
В развалинах Помпеи из пепла были извлечены игральные кости и доски для игры в нарды и шашки.
Даже в мире животных есть игра, игра появляется уже на самых низких ступенях развития: известны игры среди животных, рыб и птиц. Млекопитающие в игре обучают малышей основам охоты и искусству выживания.
Читая книги можно отыскать образные выражения, связанные именно с игрой:
"играют волны, ветер свищет...";
играют солнечные блики на водной глади;
играет ветер с опавшей листвой...
Ребенка тоже невозможно представить без игры: этот процесс помогает ему вписаться во взрослый мир, направить излишек своей энергии в безопасное русло, без лишних драк определить, кто более ловок, силен, умен.
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта.
2.Значение и классификация игр
Существует несколько классификаций подвижных игр.
Традиционно игры различают:
-по наличию/отсутствию инвентаря; - по количеству участников (1,2,3, группа, команда);
- по степени интенсивности и специфики физической подготовки
-по наличию/отсутствию ведущего;
-по месту проведения (двор, комната, водоем); - по содержанию и воспитательным задачам;
-по объему и периоду времени (сезонные - хоккей, футбол) (кратковременные, длительные);
-по половому признаку ( игры мальчиков и игры девочек); -по интенсивности движения(малоподвижные, активные, сидячие, стоячие, с бегом;
-по системе подсчета очков и т.д.
Игры-сцеплялки.
Игры, в которых присутствует специфическое построение, сохраняющееся на протяжении всего игрового процесса.
Игры на реакцию.
Игры-перетягивания. Силовые игры, общей целью которых является необходимость перетянуть противника определенным образом.
Догонялки. Всевозможные игры с общей игровой механикой – водящему необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.
Поисковые игры. Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.
Спортивные игры. Игры по мотивам популярных игровых видов спорта: футбола, хоккея и т.д.
Игры с мячом. Мяч – атрибут множества игр.
Игры на меткость. Различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням.
Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.
Игры с мячом | «Картошка», «Четыре стихии», «Я знаю 5имён», «Съедобное- несъедобное», «Футбол» |
Игры-ловишки | «Светофор», «Ловишки (с ленточками), «Чай-чай-выручай», «Третий- лишний», «Салки» |
Игры с прыжками | «Резиночки», «Десятки», «Классики», «Удочка», «Лягушки и цапля» |
Игры с метанием | «Штандер стоп», «Ловишки с мячом», «Вышибалы», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий» |
Игры - прятки | «Холодно-горячо», «Узнай по голосу», «Жмурки», «У кого мяч», «Звонок», Найти мяч» |
Игры с фантами | «Почта», «Я садовником родился…», «Вы поедите на бал?», «Чёрный, белый не берите, «Да» и»Нет» не говорите», «Узнай по носу» |
Игры малой подвижности | «Иголка, нитка и узелок», «Колечко-колечко», «Тише едешь, дальше будешь-стоп», «Цепи», «Путаница» |
2.1 Причины, по которым люди играют в различные игры
Игра обладает поразительным воспитательным потенциалом. Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. В играх дети все как бы делают втроем: их подсознание, их разум, их фантазия "работают" синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом все, что составляет богатство человеческой личности. В игре формируются все стороны детской души: ум, сердце, воля, характер, но при условии, что игра остается свободной деятельностью ребенка. Воспитатель должен научить детей играм, помочь подобрать товарищей, найти средство либо прекратить игру, если она вредно действует. К игре непосредственно примыкают и внеурочные занятия: копание грядок, посадка цветов, шитье платьев для кукол, рисование и т.п. Для ребенка, писал Ушинский, это столь же игра, сколь и серьезное занятие. Это игра - работа, которую он выполняет с удовольствием, так что "может переносить лишения и страдания из-за этой игры-работы".
2.2 Условия игры
1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре - закон.
2. Играя с товарищами, помни, что ты не один, давай играть другим.
3. В играх - поединках выбирайте противников, равных по силам.
4. Старайтесь всё время выручать товарищей по команде: Один за всех и все за одного.
5. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.
6. Подчиняйтесь в игре капитану команды: он в игре старший.
7. Победив, не зазнавайтесь. Помните: в игре вы - противники, вне игры- товарищи.
8. Проиграл – не унывай! Поблагодари победителя за науку, постарайся взять верх при следующей встрече.
9. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
10. Берегите принадлежности для игр.
11. Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей части. Игры с мячом проводите подальше от окон, грядок.
12. В игре проявляйте по больше выдумки, смекалки.
3.Исследовательская работа
В качестве базы для исследования стали:
Учащиеся 3.2кл.,3.1кл, 6.1кл.,7.1кл., родители, учителя школы;
Изучение существующих данных велось из двух источников информации: печатная литература и статьи в интернете.
В своей работе я использовал следующие методы исследования:
- изучение различных источников информации;
- анализ и обобщение информации;
- анкетирование, составление диаграмм;
- сравнение и обобщение;
Практическая работа по внедрению игр на уроках физической культуры в анкетируемых классах.
В 3.1 кл.,3.2кл., игр: «Тише едешь, дальше будешь — стоп», «Море волнуется раз», «Съедобное- несъедобное», «Вышибалы».
В 7.1 классе: «Лапта».
3.1.Анкетирование учащихся
После того как мы провели анкетирование учащихся и получили ответы на эти вопросы, мы собрали результаты и вывели в проценты.
1.Как ты проводишь перемены в школе?
а) играю в планшет, телефон
б) бегаю
в) общаюсь
Вывод: Из опроса «Как ты проводишь перемены в школе?» видно, что 51% детей бегает на переменах, 31% играет в планшет или в сотовый телефон, а 18% общаются.
2.В какие игры ты любишь играть?
а) компьютерные
б)подвижные
в)настольные
Вывод: Из анкетирования следует, что 41% детей предпочитают подвижные игры, 33% компьютерные и 26% опрошенных настольные.
3. Необходимо ли направить детскую энергию в правильное, направление – игры, веселые задания?
а) да
б) нет
в) не знаю
Вывод: 67% детей считают, что необходимо детскую энергию направить в правильное направление, 20% затрудняются ответить и 13% считают, что нет.
4.Хотел (а) бы ты разучить новые игры?
а) да
б) нет
Вывод: При подсчете голосов на последний вопрос мы были приятно удивлены тем, что 89% опрошенных хотели бы научиться новым играм и лишь 11% нет.
Выводы анкетирования:
Проанализировав результаты, мы выяснили, что у 40% детей любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое время препровождение без движения приносит ребятам большой вред. А подвижные и спортивные игры приносят только пользу.
В чем же польза подвижных игр?
Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с родителями, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.
Второй плюс – формирование умения договориться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.
Третий плюс – умение разрешения конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом.
Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.
Пятый плюс – физическое развитие. Ребята в ходе игры становятся ловкими, сильными, развивают быстроту и реакцию.
Таким образом, подвижные игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически.
4. Заключение
В ходе работы цель, поставленная нами в самом начале, была достигнута. В результате исследования мы узнали различные народные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы. Узнали, какого их влияние на развитие ребёнка, узнали, что игры несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается, кричалками, скороговорками, жеребьевками. Игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась полностью.
5. Список литератур
1.В. Абраменкова «Ребенок в «заэкранье», Москва, 2012г.
2.Г. М. Науменко «Русские народные детские игры с напевами», Москва, 2003г
3.П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2013г.
4.С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
5.Т.И. Осокина «Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии, Москва, 2013г.
6.http://wiki.uspi.ru/index.php/Виды_детских_игр_и_их_влияние_на_развитие_ребенка
Приложение
Игры для улицы:
Царь горы»
В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.
«Горелки»
Эта игру описала мне мама, чьё детство проходило в 80-х годах прошлого столетия. Другие родители, чьё детство проходило позже, тоже играли в эту игру. В наше время мы ее не встречали.
Перед началом игры нужно выбрать водящего – того, кто будет «гореть» – отсюда и название игры.
Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Стой подоле. Гляди на поле. Ходят грачи, Да едят калачи. Птички летят, Колокольчики звенят!
Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:
Раз, два, не воронь. Беги, как огонь!
Двое детей бегут вперед, ловко увертываясь от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то «горелка» им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь «горит».
Если водящий и при повторении игры не поймает бегущих, тогда он «горит» во второй раз. Если он и в третий раз никого не поймал, играющие могут спеть такую песенку:
Огарушек, огарушек
Плохо стоишь — Стань на черный камушек! Совсем сгоришь!
Но если водящему удается поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а «горит» тот, кто остался без пары.
Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.
Фанты
Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего сажали в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания обычно были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.
12 палочек
Для игры понадобятся 12 палочек. Палочки укладывают на «катапульту» – небольшую доску, положенную серединой на бревнышко. Палочки укладывали на один край «катапульты».
Игра начиналась с выбора водящего. Для этого использовали считалку. Водящий закрывает глаза, считает до 5. В это время кто-то один наступает ногой на другой край «катапульты», чтобы палочки разлетелись в разные стороны. Пока водящий ищет и собирает 12 палочек, остальные игроки прячутся. Затем водящий начинает искать спрятавшихся игроков. Если он кого-то увидел, то кричит его имя и бежит к палочкам, чтобы их коснуться – «застукать» этого игрока. Если он успевает это сделать, то тот, кого назвали, становится водящим в следующей игре. Если игроки во время игры успевают незаметно добежать до «катапульты», то снова наступают ногой, чтобы палочки разлетелись. Водящий заново собирает палочки и ищет спрятавшихся игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут «застуканы» все игроки.
Резиночки
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Классики
Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное — попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.
Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.
Море волнуется раз
Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
Лапта
Эта игру описал мне мой учитель Хужаберганова Ю.С., чьё детство проходило в 90-х годах прошлого столетия. Другие родители, чьё детство проходило позже, тоже играли в эту игру. В наше время мы продолжаем в нее играть.
Целью игры является – ударом биты отправить мяч как можно дальше, и в то же время пробежать командой площадку поочерёдно: до противоположной стороны и обратно, постаравшись не дать соперникам осалить себя пойманным мячом. За каждую подобную удачную пробежку команде начисляются очки. В итоге, выигрывает та команда, которая набрала большее количество очков за установленное время. В эту игру с детьми играли и взрослые мужчины.
Тише едешь, дальше будешь — стоп
Задача водящего — стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь — стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.
Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.
Съедобное-несъедобное
Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет — отбивает. Задача водящего — запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.
Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Алые паруса
Весенняя гроза
Мальчик и колокольчики ландышей
Усатый нянь