Данная работа раскрывает вопросы влияния космоса на жизнь на Земле.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.23 МБ |
proekt_1_finish.doc | 538.5 КБ |
Слайд 1
Влияние космических процессов на ритмы Земли Проект подготовила: учащаяся 10 класса МОУ СОШ №6 с. Саблинского Келоева Марха Руководитель: учитель географии Шестакина Е.А.Слайд 2
Цель: изучить влияние космических процессов на ритмы Земли.
Слайд 3
Задачи: 1 . Изучить литературные и интернет источники по данной проблеме. 2. Определить, как влияют космические процессы на живую природу Земли, в том числе и на человека. 3. Выявить влияние солнечной активности на физическое, эмоциональное состояние, умственную активность человека путем самонаблюдений. 4. Сделать выводы по исследовательской работе.
Слайд 4
Гипотеза Земля не только вращается вокруг Солнца – все живое пульсирует в ритмах солнцедеятельности. /А. Чижевский/.
Слайд 5
Влияние повышенной солнечной активности на исторические события.
Слайд 6
99% переломных моментов в истории человечества происходило в годы повышенной солнечной активности 1905г.- «Кровавое воскресение» начало революции в России. 1907г.- Всплеск революционных выступлений 1917г.- Февральская и октябрьская революции в России, Распад Османской империи. 1928г.- «Великая депрессия», начало коллективизации в России (массовые репрессии). 1939г.- Начало Второй мировой войны 1949г.- начало Арабо-израильской войны 1956г.- Запуск первого искусственного спутника Земли. 1969г.- Высадка на Луну, гражданская война в Нигерии 1979г.-Вод советских войск в Афганистан, политический кризис в Польше. 1991г.- Августовский путч, распад СССР. 2001г.- Террористические акты в США(Всемирный торговый центр, Пентагон) 2014 год – развязывание войны в Украине.
Слайд 7
В связи с магнитными бурями люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, чувствуют себя плохо. Медики считают, что на человека действуют инфразвук, микропульсации и изменение интенсивности ультрафиолетового излучения.
Слайд 8
Ненормальное поведение людей значительно чаще отмечается в период полнолуния
Слайд 9
Октябрь 2018 года
Слайд 10
Зависимости температуры человеческого тела от времени суток
Слайд 11
Эмоциональный график 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 повышенное * * * * * * * * * * нормальное * * пониженное * * 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 повышенное * * * * * * * * * * нормальное * * пониженное * *
Слайд 13
Результаты тестирования на I этапе (20 ноября 2018 года) – в период спокойствия магнитных бурь .
Слайд 14
Результаты тестирования II этапа (26 ноября 2018 года):
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Конкурс исследовательских работ учащихся
Тема: Влияние космических процессов на ритмы Земли
Келоева Марха
МОУ СОШ №6 с. Саблинского
Александровского района
Ставропольского края
10 класс
Научный руководитель:
Шестакина Е. А., учитель географии,
Высшая квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………..………………..3
Глава 1. Ритмичность в природе………………………………………….5
Глава 2. Примеры проявления солнечно-земных связей.……………....9
Глава 3. Экспериментальное исследование………………….…………16
Заключение…………………………….……………………….…………20
Литература……….…………………..……………………...………….....22
Приложение……………………………………..………………………...23
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем современного естествознания является изучение цикличности процессов, протекающем в живом организме. Эта проблема интересует врачей и авиаторов, садоводов и орнитологов, биохимиков и генетиков, биофизиков и иммунологов, физиологов и космонавтов. Заинтересовала она и меня.
Идея ритмического течения процессов в природе и человеческой жизнедеятельности имела приверженцев еще в самый ранний период развития естествознания. В IV в. до н. э. гениальный мыслитель древности Аристотель писал: "Продолжительность всех этих явлений, и беременности, и развития, и жизни совершенно естественно измерять периодами. Я называю периодами день и ночь, месяц, год и времена, измеряемые ими, а кроме того, лунные периоды... Подобно тому, как море и всякого рода воды стоят, как мы видим, неподвижно или волнуются соответственно движению или покою ветров, а воздух и ветры — соответственно периодам солнца и луны, а также и то, что возникает из них или в них, необходимо следовать за этими периодами, ибо в порядке вещей, чтобы периоды менее важные следовали за более важными."
Итак, одним из условий существования живых систем является свойственная живой материи ритмичность биологических функций.
Выработанная всем ходом эволюции временная последовательность взаимодействия различных функциональных систем организма с окружающей средой способствует гармоничному развитию процессов и обеспечивает нормальную жизнедеятельность всего организма. Тем самым выявляется важное адаптивное значение биоритмов для жизнедеятельности организма.
Я поставила перед собой цель: изучить влияние космических процессов на ритмы Земли. Чтобы достигнуть поставленной цели, мне нужно было решить следующие задачи:
1. Изучить литературные и интернет источники по данной проблеме.
2. Определить, как влияют космические процессы на живую природу Земли, в том числе и на человека.
3. Выявить влияние солнечной активности на физическое, эмоциональное состояние, умственную активность человека путем самонаблюдений.
4. Сделать выводы по исследовательской работе.
Для написания исследовательской работы были использованы методы:
1) работа с первоисточниками (составление библиографических списков и т.д.);
2) математической статистики;
4) самонаблюдений.
Данная исследовательская работа состоит: из теоретической части, где собраны все факты, события, теоретические обоснования, которые нашел автор по изучаемой теме; из практической части, где содержатся собственные данные автора, которые были получены в ходе самостоятельного исследования; из приложения, где содержится дополнительный фактический материал в виде теста.
ГЛАВА 1. РИТМИЧНОСТЬ В ПРИРОДЕ
Жизнь природы и человека подчинена космическим ритмам. В основе смены дня и ночи, лета и зимы, хороших и плохих лет лежат космические процессы, связанные с движением космических тел относительно друг друга. Так, смена дня и ночи обусловлена вращением Земли вокруг своей оси, месячный и недельный ритмы обусловлены обращением Луны вокруг Земли, чередование сезонов года связано с обращением Земли вокруг Солнца, чередованием «хороших» и «плохих» лет связано с солнечной активностью.[1]
С солнечной активностью связывают три вида ритмов – 11-летний ритм, 22-23-летний ритм, 80-90-летний ритм. Обращение Земли вместе со всей Солнечной системой вокруг центра Галактики за 220-250 млн. лет определяет геологическую ритмику, т. е. смену геологических эпох.
Поскольку существуют еще гравитационные связи между планетами, движение комет и многие другие взаимодействия, количество космических ритмов могут быть весьма значительными. Ясно, что все они, так или иначе, оказывают воздействие на неживую природу, живую природу и человека.
Все живые организмы в большей степени, чем человек, подчинены природной ритмике. Известны поразительные случаи подчиненности живых организмов космическим циклам и мифы, связанные с экстремальным поведением животных. Так, один из видов морских червей размножается только один раз в году, ровно через час после захода Солнца, в один и тот же день. В этот момент вся популяция морских червей поднимается из нор на поверхность моря и обменивается половыми клетками. У человека миф о вампирах и оборотнях также связан с особым положением Луны (полной Луной) и сменой дня и ночи.
Рассмотрим ритмичность процессов, происходящих во Вселенной, и как эти процессы влияют на природу Земли.
Солнце – центральное тело Солнечной системы является типичным представителем звезд, наиболее распространенных во Вселенной тел.
«Спокойная» или «невозмущенная» атмосфера Солнца представляет собой как бы фон, на котором происходят много любопытных событий. Термин солнечная активность обозначает заметную изменчивость состояния того или иного объекта на Солнце во времени, связанную с усилением движений, возрастанием плотности, температуры, излучения.
Солнечная активность имеет циклический характер, который зримо проявляется в пятнообразовательной деятельности, в частоте солнечных вспышек и связанных с ними эффектов. Период этих циклических вариаций составляет примерно 11 лет, хотя в минувшем столетии средний период был ближе к 10 годам. Показатели солнечной активности в последнее время то возрастают, то убывают. Существуют свидетельства о цикле с периодом около 80 лет (восьмидесятилетний цикл). Есть также некоторые доказательства о солнечной активности с периодами 200, 400 и 600 лет. [3]
Выявлена связь солнечной активности с количеством онкозаболеваний. Ученые недавно установили, что в годы снижения солнечной активности возрастала заболеваемость раком. При возрастании же, количество заболеваний, наоборот, уменьшается. Судя по всему, это связано с тормозящим действием солнечной активности на раковые клетки.
Александр Чижевский еще в 20-х гг. обнаружил, что солнечная активность влияет на земные экстремальные события – эпидемии, войны, революции. В своих работах он убедительно доказал существование прямой связи между солнечной активностью и вспышками размножения болезнетворных микробов, влияние магнитных и гравитационных сил планет и Солнца, звезд и галактик, словом, всей Вселенной на земную жизнь и функционирование биосферы в целом. [9]
Земля не только вращается вокруг Солнца – все живое пульсирует в ритмах солнцедеятельности. К настоящему времени многие физические явления на Земле поставлены в причинную зависимость от степени напряженности солнечной активности: напряженность земного магнетизма, магнитные бури, частота полярных сияний, количество озона в воздухе, количество космической пыли в воздухе и окраска неба, температура воздуха у поверхности Земли и воды морей, давление воздуха, частота появлений перистых облаков, их радиация и т. д.
С периодической деятельностью Солнца, электричеством и магнетизмом Земли связан ряд явлений в органическом мире Земли: величина урожая кормовых злаков, время зацветания растений, размножаемость и миграция насекомых, рыб, животных, время весеннего прилета птиц, падеж скота, частота поражений человека молниями и частота пожаров от молний, массовые истерии, галлюцинации, частота несчастных случаев, частота внезапных смертей, частота обострений во время болезней и т.д. [8]
Еще ученые древности высказали предположение о том, что Солнце представляет собой тончайший инструмент, который реагирует на влияния планет и других звезд соответственными изменениями своей активности. Таким образом, и земные явления, зависящие от периодической деятельности Солнца, испытывают влияние звезд, которые удалены от нас на много световых лет.
Ученые обратили внимание на тот факт, что вспышки крупнейших эпидемий и пандемий, являющихся бичами человечества, носят периодический характер и совпадают с периодами максимума солнечной активности.
То же самое можно сказать и о «биче божьем» - саранче, которая и поныне представляет собой страшное бедствие для многих стран и народов. В 19 веке наблюдалось девять нашествий саранчи. Все они совпали с усилением деятельности Солнца. Как говорят метеорологи, «кухня погоды находится на Солнце». [4]
Но мало того, что периоды солнечной активности влияют на биологическое развитие организмов: ученые разных эпох отмечали связь климатических изменений и исторических событий. Почти 99% переломных моментов в истории человечества происходило в годы повышенной солнечной активности. Чтобы доказать это, я нашла информацию о годах повышенной солнечной активности, и посмотрела, какие события происходили в эти годы.
И вот что я получила:
Переломные моменты в истории человечества в годы повышенной солнечной активности
1905 год - «Кровавое воскресение» начало революции в России.
1907 год - Всплеск революционных выступлений
1917 год - Февральская и октябрьская революции в России, Распад Османской империи.
1928 год - «Великая депрессия», начало коллективизации в России (массовые репрессии).
1939 год - Начало Второй мировой войны
1949 год - начало Арабо-израильской войны
1956 год - Запуск первого искусственного спутника Земли.
1969 год - Высадка на Луну, гражданская война в Нигерии
1979 год - Ввод советских войск в Афганистан, политический кризис в Польше.
1991 год - Августовский путч, распад СССР.
2001 год - Террористические акты в США (Всемирный торговый центр, Пентагон).
2011 год – Гражданская война в Ливии.
2014 год – развязывание войны в Украине.
А.Л. Чижевский еще в 20-е годы XX столетия высказал мысль, что колебания поступающей на Землю энергии, связанные с циклами солнечной активности, неминуемо отражаются на большинстве земных процессов, что между их проявлениями есть причинно-следственная связь. Для Чижевского был очевидным факт, что «земная жизнь и ее продукция есть превращенная энергия солнечного излучения», в частности, он установил, что колебания деятельности солнца воздействуют на биосферу. Однако механизм такого воздействия не прямой, местные геофизические, метеорологические и другие особенности вносят своеобразие в характер влияния Солнца на органический мир. [9]
Под воздействием солнечной активности на Земле происходят прекращение радиосвязи, всплески шумового радиоизлучения, ионосферные и магнитные бури, полярные сияния, внезапные увеличения интенсивности космических лучей. Пока нельзя еще совершенно точно сказать, каковы конкретные физические механизмы возникновения этих эффектов, какова связь каждого из них с видом солнечной активности, как обеспечивается передача энергии между отдельными звеньями. Однако совершенно бесспорно, что все земные эффекты подобного рода увеличиваются и по числу, и по интенсивности в эпоху максимума солнечной активности.
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЛНЕЧНО-ЗЕМНЫХ СВЯЗЕЙ
24 октября 2003 года ученые зафиксировали мощную магнитную бурю, которая обрушилась на Землю. Причиной этого стало крупнейшее скопление солнечных пятен и, как следствие, значительный выброс солнечного вещества. Скопление пятен, образовавшееся на поверхности Солнца, по своей площади оказалось равным поверхности Юпитера. Из-за этого космического катаклизма в районах, расположенных довольно близко к экватору Земли, можно было наблюдать нехарактерное для этих мест явление полярного сияния.
В связи с магнитными бурями люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, чувствуют себя плохо. Медики считают, что на человека действуют инфразвук, микропульсации и изменение интенсивности ультрафиолетового излучения. [6]
Часто магнитные бури происходят через 1-2 дня после солнечной вспышки из-за прохождения Земли через поток частиц, выброшенных Солнцем. Исходя из времени запаздывания, скорость такого потока оценивают в несколько миллионов километров в час.
В феврале 2005 года в выпуске новостей прошло сообщение о том, что ряд ученых отрицает влияние магнитных бурь на организм человека, что люди занимаются самовнушением, но приводился пример и того, как сокращаются удои молока у коров в дни магнитных бурь, а они об их приближении не знают.
В целом, изучение активности Солнца, солнечно-земных связей имеет не только важное значение для развития науки в целом, но и является большой народнохозяйственной проблемой, так как прогнозы состояния всех оболочек Земли необходимы для решения практических задач в области космонавтики, радиосвязи, транспорта, метеорологии и климатологии, сельского хозяйства, биологии и медицины.
Естественный спутник нашей планеты Луна – одно из главных светил земного неба. По своей природе Луна относится к телам планетного типа.
24 октября 2003 года ученые зафиксировали мощную магнитную бурю, которая обрушилась на Землю. Причиной этого стало крупнейшее скопление солнечных пятен и, как следствие, значительный выброс солнечного вещества. Скопление пятен, образовавшееся на поверхности Солнца, по своей площади оказалось равным поверхности Юпитера. Из-за этого космического катаклизма в районах, расположенных довольно близко к экватору Земли, можно было наблюдать нехарактерное для этих мест явление полярного сияния.
В связи с магнитными бурями люди, страдающие сердечно-сосудистыми заболеваниями, чувствуют себя плохо. Медики считают, что на человека действуют инфразвук, микропульсации и изменение интенсивности ультрафиолетового излучения. [6]
Часто магнитные бури происходят через 1-2 дня после солнечной вспышки из-за прохождения Земли через поток частиц, выброшенных Солнцем. Исходя из времени запаздывания, скорость такого потока оценивают в несколько миллионов километров в час. Учеными подсчитано, что на долю Луны приходится 70% воздействия на величину приливов и только 30% приходится на долю Солнца. Наличие колебаний земной коры учитывается строителями при создании крупных инженерных сооружений.
Связь биохимического состояния организма с лунным ритмом отмечают многие врачи. Селеномедицина рассматривает действие Луны на психологию человека, и многие практические врачи заметили, что при полнолунии возрастают работоспособность человека и возбудимость его нервной системы, повышается раздражительность, а при новолунии наблюдается обратная картина (слабость, снижение активности, творческих сил и способностей).
Статистика отмечает, что ненормальное поведение людей значительно чаще отмечается в период полнолуния; в эти дни увеличивается число больных, поступающих в психиатрические клиники, увеличивается количество припадков и обострений у больных с заболеваниями психической сферы.
Космос своими излучениями обуславливает жизнедеятельность всех живых существ на Земле. Растения, планеты, человек и здоровье – все это замкнуто в единое целое. Древняя медицина принимала это как аксиому.
В человеческом организме, как и во всем живом мире, постоянно повторяются определенные явления, связанные с жизнедеятельностью клеток, органов и систем. Бесчисленные наблюдения, свидетельствовавшие о том, что растениям и животным свойственна ритмическая активность, четко связанная со временем, накапливались веками. О ритмических изменениях в состоянии организма человека было известно ученым древности. Греческий врач Герофикл из Александрии за 300 лет до н. э. обнаружил, что пульс здорового человека меняется в течение дня. Ежесуточный цикл сна – бодрствования у человека, животных и некоторых растений очевиден. Было установлено, что периоды повторяющейся активности у живых организмов колеблются в очень широком диапазоне. Некоторые из таких периодов приближаются к тысячной доле секунды, тогда как другие измеряются секундами или часами. Наиболее широко изучаются ритмы, период которых приближается к 24 часам. Существуют также недельные и месячные ритмы, а у некоторых организмов определенные явления повторяются через каждые семь (через каждые семь лет происходит полное обновление всех клеток человеческого организма) и даже семнадцать лет. [4]
Врачами было давно замечено, что в иные дни ни с того ни с сего состояние пациента, вдруг, резко ухудшается. Объективных причин, приведших к этому, вроде бы не было: и погода стояла хорошая, и лекарства старые и испытанные, но вот вместо ожидаемого улучшения больному становилось хуже. А через несколько дней вроде бы ни с того ни с сего больной быстрыми темпами шел на поправку.
Открытие циркадных ритмов несколько прояснило этот феномен. Оказалось, что человеческий организм имеет несколько биологических ритмов – в том числе примерно 23- и 28-дневных – периодически повторяющиеся на протяжении всей жизни. Выяснилось, что на эти ритмы оказывает влияние положение Солнца, Луны, других планет, а возможно, и ближайших созвездий. Сливаясь, друг с другом, биологические ритмы образуют стройную симфонию нашей жизни (которую мы иногда сами ломаем, превращая день в ночь, и наоборот). Падение работоспособности в ночные часы и в полуденное время происходит не только на уровне всего организма, но и на уровне каждой взятой клетки. [5]
Одним из главных суточных ритмов человека является определенный ритм температуры. Самая низкая температура бывает ночью. Утром она повышается и достигает максимума к 16 ч. Этот ритм на протяжении долгих лет эволюции позволял чередовать степень активности организма в зависимости от периодических температурных колебаний нашей среды. Другие важные суточные ритмы – это ритм артериального давления, пульса, работа почек.
Суточная ритмика органов формируется по мере развития организма. Нулевой точкой отсчета ритмов для любой живой системы является рождение. С ростом организма все большее количество функций начинает действовать в суточном ритме, совершенствуется регуляция жизненных процессов. Для человека оптимальный возраст – 20-30 лет, когда все функции протекают наиболее слаженно, они гибки и легко перестраиваются под влиянием внешних воздействий. Это обеспечивает хорошее настроение, прекрасное самочувствие и высокую работоспособность. При старении организма в работе клеточных систем, органов и тканей происходят определенный разлад и постепенная потеря ритма. С возрастом нарушается сон, изменяется частота сердечных колебаний, перестраивается работа эндокринной и нервной систем.
Самый важный биоритм – ритм суточный (циркадный). В циркадном ритме замечено, что на 5-6 часов утра приходятся самый значительный физиологический подъем и самая высокая работоспособность человека, но, к сожалению, современный человек это время часто просыпает.
Наблюдения выявили также и внутрисуточный ритм питания с периодами около 4-6 часов, когда чувство голода постоянно возникает в определенные часы: в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, а у тех, кто работает в поздние часы, еще и в 24-1 час ночи.
Из громадного количества биоритмов, которые определяют поведение, состояние и жизнь человека, к основным относят три – физический, эмоциональный и интеллектуальный.
Ритмы правят миром. После дня следует ночь, одно время года сменяется другим. Ритмично стучит наше сердце, наклоненное к вертикальной оси тела примерно под тем же углом, что и земная ось по отношению к вертикали земной орбиты.
Законам биоритмологии подчиняются растения и животные. Содержание целебных веществ в растении в течение суток меняется. Поэтому наземные их части лучше собирать в первой половине дня, после того как обсохнет роса. Нужно помнить, что в пасмурные дни содержание активнодействующих веществ в растении меньше. А корни и корневища (подземную часть) можно собирать как в солнечную, так и в пасмурную погоду.
С точки зрения биоритмики нашего организма, лунный цикл разделяется на две половины, приблизительно 14,5 дня каждая. В период растущей Луны человек и растения более активны и биоритмы у них поднимаются. В период убывающей Луны жизнеспособность организма снижается, человек менее активен, чувствует усталость, все у него продвигается «со скрипом». В соответствии с этим надо планировать свои дела по их сложности и важности. Особое внимание надо обратить на фазу полнолуния и фазу новолуния. Полнолуние и в самом деле неблагоприятно воздействует на нашу психику, мы бываем несколько взвинчены. Особенно чувствительны к влиянию полной Луны женщины. Но и мужчинам в полнолуние тоже не рекомендуется ходить с непокрытой головой по улице и спать в лунном свете: непонятен нам пока этот свет, недаром прозванный загадочным.
По статистическим данным, в полнолуние растет число дорожно-транспортных происшествий, тяжелых преступлений, немотивированных ссор. Лекарства, принятые в полнолуние действуют сильнее, но сильнее проявляются и их побочные действия. Спиртные напитки в полнолуние и вовсе должны быть противопоказаны – человека тянет на «подвиги», поступки его зачастую непредсказуемы.
Столь же неблагоприятно и новолуние, особенно сильно действующее на мужчин. В новолуние организм на самом дне спада жизненной активности, иммунитет наиболее слаб, возрастает опасность ошибок и срывов в поведении. В новолуние и несколько следующих дней за ним чаще происходят кровоизлияния, инфаркты, приступы эпилепсии и бронхиальной астмы.
Из приведенных примеров видно, что Луна воздействует на главные циклические и периодические, половые и возрастные процессы у человека. Современные исследования убеждают, что на динамику ритмических процессов, происходящих в организме человека, кроме Луны оказывают влияние Солнце и другие космические факторы. Именно они определяют многообразие и особенности течения различных биологических процессов в живом организме. Но, поскольку нельзя вычленить действие каждого фактора в отдельности, приходится, по словам известного ученого-геофизика А.А. Гирса: «…учитывать весь действующий комплекс факторов при одновременном выяснении роли каждого из них и изменении этой роли во времени».
От рождения до смерти каждый человек подвержен воздействию трех основных циклов – физического, эмоционального и интеллектуального. Эти циклы протекают независимо друг от друга и имеют периоды: физический – 23 дня, эмоциональный – 28 и интеллектуальный – 33 дня.
Физический цикл оказывает влияние на основные физиологические функции человека: сопротивляемость организма внешним воздействиям, силу тела, координацию движений, хорошее физическое самочувствие регулирует физиологические процессы, протекающие в различных органах и тканях.
Эмоциональный цикл управляет психическим здоровьем, творчеством, отношением к окружающему миру и мышлением.
Интеллектуальный цикл регулирует восприимчивость к знаниям и успеваемость в учебе, логическое и аналитическое мышление, память и процессы запоминания.
В каждом их трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной. Если рассмотреть по циклам, то в первой половине физического цикла (11,5 дня) физические функции человека усилены, и это самое подходящее время для того, чтобы заниматься спортом, трудной физической работой и любыми делами, требующими физического напряжения. Во второй половине цикла (тоже 11,5 дня) наступает время некоторого спада физической активности, выносливости, тонус организма снижается.
В первой (положительной) фазе эмоционального цикла (первые 14 дней) человек оптимистичен, уверен в своих силах, весел, бодр. Во второй фазе (последующие 14 дней) настроение его несколько снижается, появляются апатия, пессимистическое отношение к окружающему.
Интеллектуальный цикл продолжается 33 дня. В первые 16,5 дня (положительная фаза) человеку легче даются научные изыскания, повышен творческий настрой. Это время поэтов, художников и людей творческих профессий. Во вторые 16,5 дня (отрицательная фаза) это состояние часто сменяется упадком творческого настроения, мозг становится менее восприимчив к принятию и переработке новой информации.
В день рождения человека каждый из циклов стартует с «нулевой точки» и начинает возрастать в позитивной фазе, в течение которой энергия и способности, связанные с каждым циклом, высоки. Постепенно уменьшаясь, циклы переходят в негативную (отрицательную) фазу, в которой все физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности значительно снижены. Далее, в течение негативной фазы идет накопление энергии до тех пор, пока в конце каждого цикла «нулевая точка» не пересекается вторично, происходит переход в позитивную фазу, и весь процесс начинается снова.
Один из популярных теоретиков Томмен, писал: «Знание биоритмов открывает самые радужные перспективы перед человечеством. Предвидеть – значит заранее вооружиться!»
Необязательно считать, что если у вас критический день, то случится несчастье. Просто в этот день надо быть начеку, так как ваши физические, эмоциональные и интеллектуальные возможности снижены. Вы не так выносливы физически, как в обычные дни, ваш ум не так быстро и четко охватывает и оценивает ситуацию, вы не всегда можете сделать правильные выводы из поступившей информации. Поэтому в критические дни не стоит принимать важные решения, подписывать договоры и контракты.
Нужно помнить о том, что три главных биоритма не всегда дают предсказанный результат. Они дают вероятность, но не уверенность в том, как себя вести в каждом конкретном случае.
При анализе соотношений между несчастными случаями и биоритмами исследователи встали перед проблемой: когда несчастный случай был обусловлен человеческими факторами и когда он был результатом небезопасных условий труда. В США наиболее крупным исследователем влияния биоритмов на промышленный травматизм считается Рассел К. Андерсон. В течение многих лет он занимался проблемами травматизма на производстве. Исследовав 300 несчастных случаев, Андерсон пришел к выводу, что почти 70% несчастных случаев произошло в критические дни циклов пострадавших. Пытаясь более полно выявить, как биоритмические изменения влияют на несчастные случаи, Андерсон связал различные комбинации трех ритмов с частотой проявления травмы. Он обнаружил, что 90% случаев произошли в те дни, когда два ритма сходились в критической фазе.
В течение последних 20 лет ученые изучили связь между критическим днями и частотой дорожно-транспортных происшествий. Американский ученый Виллис, исследуя 100 несчастных случаев на автомобильных дорогах, проделал анализ критических дней погибших водителей. Он обнаружил, что в 46% имели место случаи критические дни, а еще в 11% случаев происшествие случилось в пределах 24-часового отклонения от критического дня. Из проведенного анализа Виллис сделал вывод, что эмоциональный цикл может иметь большее влияние на несчастные случаи, чем другие циклы.
Теория биоритмов хорошо прослеживается и при исследовании «сов» и «жаворонков». «Жаворонки» просыпаются обычно рано и в первой половине дня чувствуют себя бодрыми и работоспособными. Во второй половине дня и ближе к вечеру их работоспособность понижается, и они рано ложатся спать. «Совы» же ложатся спать в 2-3 часа ночи, просыпаются поздно. Утром они вялые, их работоспособность на очень низком уровне. Ближе к вечеру в «совах» просыпается жизнедеятельность и активность.
Таким образом, на примере «сов» и «жаворонков», мы видим два биоритмических типа – утренний и вечерний. Это явление чаще всего передается по наследству и свидетельствует о «разумности» природы, позаботившейся о том, чтобы разделить обязанности между членами общества на заре цивилизации. Это явление позволило человеческому роду лучше приспособиться к изменениям внешней среды.
По типу работоспособности и характеру немецкий физиотерапевт Ламперт разделил людей на две группы. К первой он отнес лиц с медленной и вялой реакцией на раздражители. Это люди спокойные, старающиеся обосновать каждое свое действие и каждый поступок. Они не спешат делать выводы, пока всё не взвесят и не оценят. Это люди долга. Они расчетливы, замкнуты и отличаются большим самообладанием. По типу работоспособности, которая достигает максимума во второй половине дня это, скорее «совы». Заболевания у таких людей медленнее развиваются, и они медленнее выздоравливают.
Ко второй группе ученый отнес людей, быстро реагирующих на внешние раздражители. Это энтузиасты. Они открывают новое в науке, не останавливаются перед трудностями, горят одной идеей. Заболевания у таких людей быстро начинаются и быстро протекают. Они быстро устают и быстро восстанавливают силы, острее чувствуют изменения погоды. Работоспособность людей второй группы обычно бывает повышена с утра. Это «жаворонки».
В ближайшем будущем учет биоритмов в построении режима должен стать основным принципом в организации самых различных сторон человеческой деятельности.
Себя я отношу к разряду «сов». Потому что очень часто ложусь спать не ранее 1 часа ночи, а люблю вставать не ранее 12 часов утра. Реакция на раздражители у меня немного замедленная, я действую спокойно и расчетливо, обдумывая свои действия. Это скорее помогает мне потому, что я не делаю поспешных решений.
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Я решила практически доказать влияние магнитных бурь на организм человека, и представить результат наглядно в виде графика. Для построения графика, я ежедневно измеряла кровяное давление своей мамы, фиксируя не только дату, но и время измерения. В Интернете можно найти дни магнитных бурь на каждый месяц, эти дни я записывала. В конце месяца я построила график, показывающий влияние магнитных бурь на здоровье человека, для этого по горизонтальной оси отложила дни недели, по вертикальной - значения кровяного давления. Дни магнитных бурь обвела в кружок.
И вот что я получила:
Октябрь 2018 года.
На этом графике мы отчетливо видим, что в дни магнитных бурь (обведенные в круг) давление резко повышается. Таким образом, подтверждается тот факт, что повышение кровяного давления зависит от магнитных бурь.
Для доказательства ритма температуры я построила график зависимости температуры от времени суток. Данные я получила путем измерения температуры своего тела каждые два часа.
Теперь мы наглядно видим, что пик суточной температуры тела 36,8°С достигается примерно в 16:00 час, а ночью температура тела опускается до 36,2°С.
Для построения кривых циклов для своего организма, я воспользовалась рекомендациями, предложенными в книге Ужегов Г.Н. «Биоритмы. «Хорошие» и «плохие» дни в вашей жизни». В книге даны карты рождения. Например, дате моего рождения соответствует 15 декабря 2001г. Но, в книге дана таблица для выведения биоритмических графиков только по 2005 год, определив закономерность, я построила кривые на сентябрь 2018 года. В книге даны для каждого месяца три графика: эмоциональный, интеллектуальный и физический. Закономерность для каждого графика разная. Покажу ее на примере графиков за сентябрь 2018 года.
Эмоциональный график:
2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24 | 26 | 28 | |
повышенное | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | ||||
нормальное | * | * | ||||||||||||
пониженное | * | * |
И вот
Мы видим, что по первому графику эмоциональный ноль приходится на 16-е число, до него наблюдается спад, а после - повышение эмоционального цикла.
Так как я учусь в школе, мне легко составить график успеваемости. Для этого я в течение месяца выписывала свои оценки, полученные на уроках, и просчитывала среднюю оценку за день (она и является показателем дневной интеллектуальной активности). И вот что я получила:
Как видно из интеллектуального графика пик интеллектуальной активности приходится на 4,5,6,13,18,19.20,23,25,27,29 число. А максимальные спады интеллектуальной активности приходятся на 9,15 числа. Таким образом, оба графика по пиковым точкам сходятся, и тем самым второй график подтверждает первый.
В ходе исследования было проведено тестирование моих одноклассников («Приложение 1»), чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что магнитные бури влияют на эмоциональное состояние человека. Исследование пользовалось методикой Т.И. Балашовой «Шкала депрессии», которая определяет уровень депрессии человека (без депрессии, легкая депрессия, субдепрессивное состояние, истинная депрессия).
Субдепрессивное состояние – состояние легко выраженной депрессии,
характеризующееся пониженным настроением, пессимистической оценкой событий и снижением работоспособности.
Истинная депрессия – это состояние сниженного настроения в течении не менее двух недель без перерыва.
Легкая депрессия – состояние тоскливости и подавленности длящееся до одного дня.
В конце прохождения тестирования человеком определялся уровень
депрессии.
Тестирование проводилось в 2 этапа среди учащихся 8-х классов МОУ СОШ №6 села Саблинского. На первом этапе учащиеся отвечали на вопросы теста, с условием, что прогноз не предвещал магнитных бурь. На втором этапе те же учащиеся отвечали на вопросы того же теста, но уже при предвещании прогнозом магнитной бури (второй раз тестирование проводилось в пик вероятности магнитной бури).
В тесте было двадцать вопросов с четырьмя ответами в каждом. Тест
проходило 24 учащихся.
Результаты тестирования на I этапе (20 ноября 2018 года) – в период спокойствия магнитных бурь.
На данной диаграмме можно увидеть, что только у одного человека наблюдается истинное состояние депрессии.
Результаты тестирования II этапа (26 ноября 2018 года):
На данной диаграмме можно увидеть, что в период магнитных бурь количество человек с истинной депрессией не изменилось, с легкой депрессией увеличилось на 4%, с субдепрессивным состоянием увеличилось на 25%, с бездепрессивным состоянием уменьшилось на 29%.
В ходе исследования гипотеза о том, что магнитные бури влияют на эмоциональное состояние человека подтвердилась.
Заключение
Признает ли официальная наука влияние Солнца на земные процессы и живые организмы? Можно однозначно ответить: «Да!» Разные направления науки уже обладают обширными результатами исследований влияния на нас электромагнитного поля Солнца. Но эти влияния очень трудно исследовать, поскольку подчас сложно установить их связь с земными явлениями, а также отделить от прочих влияний – других небесных тел и независимых процессов, происходящих на Земле. Тем не менее, само наличие влияния Солнца считается доказанным.
Из всех ритмических воздействий, поступающих на Землю из Космоса, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде солнечных вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, сказываются на погоде. В результате возникающих на Солнце вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума.
Завершая работу над проектом, я пришла к выводу, что ритмическим колебаниям подчинено все во Вселенной, на Земле и в организме человека, ритмически протекают в организме все жизненные процессы.
Окружающий нас мир построен на биоритмах, поэтому биоритмология – это наука будущего. Но уже сейчас каждый из нас может помочь сам себе. Для этого необходимо завести ежемесячный дневник физических, эмоциональных и интеллектуальных изменений в своей жизни. Каждый месяц записи в дневнике можно сравнивать с заранее рассчитанной месячной синусоидой биоритмов. И когда вы убедитесь в том, что данные синусоиды и записи вашего дневника совпадают, вы получите новый могучий инструмент для управления вашей жизнью, который поможет вам избежать многих неприятностей и неудач.
В результате исследовательской работы можно сказать, что исследование прошло успешно, так как практическое доказательство шло в помощь теоретическому обоснованию и вылилось в доказательство гипотезы, поставленной в начале исследования. Заключая описание исследования можно сказать, что болезненное реагирование человека на магнитные бури
является следствием строения человеческого организма и его метеочувствительности. Исследование было проведено на двух уровнях: на теоретическом и на практическом. В результате, было доказано, что все процессы на Земле подчинены ритмичности, связанной с космическим влиянием. Так же на обоих уровнях было увидено, что это воздействие как положительно, так и отрицательно.
В ходе исследования доказано, что магнитные бури влияют на эмоциональное состояние человека. Был проанализирован в исследовании теоретический материал по данной теме, проведен эксперимент и сделаны выводы.
Данная исследовательская работа, прежде всего, поможет понять людям сущность и принцип влияния магнитных бурь на эмоциональное состояние простым и доступным способом потому, что исследовательская работа написана на более-менее простом языке, понятным всем категориям граждан. Тем более, сейчас актуален вопрос о влиянии магнитных волн на человека в связи появления современной техники (СВЧ - печей, сотовых телефонов, компьютеров и т.д.). Почти что каждый говорит об этом влиянии. Данная работа как раз подходит для этого типа людей.
Список литературы
4. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. – М.: Знание, 1985. – 193с.
5. Ашофф Ю.Н., Обзор биологических ритмов. - М.: Наука, 1984.-414с.
6. Гаджиев А., Медицинская климатология и климатотерапия. - М.:
МОДЕК, 1997.-113с.
7. Никитин П.А., Новиков Ю.В. Окружающая среда человека.- М:
Высшая школа, 1980.- 204с
8. Мирошниченко Л.И., Солнечная активность и земля.- М: Наука,
1981г.-216с
9. Чижевский А.Л., Земное эхо солнечных бурь.- М: Мысль, 1976г.-158
Интернет ресурсы:
1. http://science.ng.ru/astronomy/2000-01-19/4_magnetism.html
2. http://troyka.iks.ru/kv/archive/26_04_2001/7.shtmlhttp://xreferat.ru/
Приложение 1.
Образец теста методики Т.И. Балашовой «Шкала депрессии»:
Тест «ШКАЛА ДЕПРЕССИИ»
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия_____________ Дата___________
Инструкция: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете сегодня. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".
А – нет
В – скорее нет, чем да
С – скорее да, чем нет
D – да
А | В | С | D | ||
1 | Я чувствую подавленность | ||||
2 | Утром я чувствую себя лучше всего | ||||
3 | У меня бывают периоды плача или близости к слезам | ||||
4 | У меня плохой ночной сон | ||||
5 | Аппетит у меня не хуже обычного | ||||
6 | Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом | ||||
7 | Я замечаю, что теряю вес | ||||
8 | Меня беспокоят запоры | ||||
9 | Сердце бьется быстрее, чем обычно | ||||
10 | Я устаю без всяких причин | ||||
11 | Я мыслю так же ясно, как всегда | ||||
12 | Мне легко делать то, что я умею | ||||
13 | Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте | ||||
14 | У меня есть надежды на будущее | ||||
15 | Я более раздражителен, чем обычно | ||||
16 | Мне легко принимать решения | ||||
17 | Я чувствую, что полезен и необходим | ||||
18 | Я живу достаточно полной жизнью | ||||
19 | Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру | ||||
20 | Меня до сих пор радует то, что радовало всегда |
Сказочные цветы за 15 минут
Три коробки с орехами
Как нарисовать небо акварелью
Весёлые польки для детей
Эта весёлая планета