Исследовательская работа:
«История школы и сумона Иштии-Хем».
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.38 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Иштии-Хем
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Кожуунная НПК «Отечество»
секция: «Летопись родного края»
Исследовательская работа:
«История школы и сумона Иштии-Хем».
Выполнила: ученица 8 класса
Балчынмай Аюша База-ооловна
Руководитель: учитель информатики
Кыргыс Кристина Алексеевна
Иштии-Хем 2019г.
Оглавление:
I.Введение…………………………………………………………………3-6
II.Основная часть. История нашего села………………………………7-12
2.1.Этапы строительства села………………………………………7-8
2.2.История Молочно-товарной фермы……………………………9
2.3.Дошкольное образование………………………………………10.
2.4.Из истории культуры…………………………………………10-11
2.5.Медицина…………………………………………………………11
2.6.Торговля……………………………………………………………11
2.7. Связь и транспорт…………………………………………………12
2.8 История школы…………………………………………………13-15
III. Заключение………………………………………………………16-17
IV. Библиография……………………………………………………………18
V. Приложения…………………………………………………………….19
I. Введение
Неуважение к истории предков есть признак безнравственности
Нам всегда кажется, что самое удивительное – наше прошлое, оно далеко, оно недоступно, оно прошлое…
Но порой без знания этого прошлого нам не постичь своего будущего и, как порой хочется заглянуть за завесу таинства, а оно, таинство, самое что ни есть настоящее, совсем радом, удивительное, в нашем реальном понимании, и в наших руках. Вы сомневаетесь? Зря…
Что для нас наше прошлое? Описание тех событий, которые были очень - очень давно? Знание – это хорошо, но для подрастающего поколения должно быть важным осознание сопричастности к происходящему, к, В связи с социально-экономическим и духовным кризисом произошла утрата традиционных ценностей. Незнание нынешним поколением истории жизни своих родителей и своего села побудила нас отыскать материалы об истории села и школы; отразить их в нашей исследовательской работе истории к памяти…
Актуальность работы: Наше исследование актуально так как, рассматривает школу, а она - начало сознательной истории личности, а история личности - история сумона, история сумона—это история малой родины; вместе с историей школы, параллельно рассматривается история с. Иштии-Хем
Гипотеза:
На протяжении многих десятилетий сельская школа оставалась культурным центром нашего села. Многие люди вкладывали силы, душу, жизнь на поддержание жизни сельской школы. В условиях современной России такая школа остаётся важнейшим связующим элементом всей общественной жизни села. Если исчезнет школа, можно стереть с карты и село
По степени изученности проблемы и в результате проведенного анкетирования установили:
∙ 87 % опрошенных учеников абсолютно незнакомы с историей школы;
∙ 79% учащихся считают, что поэтому и не знают историю своей школы,
что о ней просто некому рассказать.
Несмотря на это, все ученики отметили, что им интересна история родной школы и родного села:
∙ 69 % опрошенных считают, что историю школы нужно знать, так как школа- это место, где они проводят большую часть своего времени и сумон Иштии-Хем – их малая Родина, где они живут;
∙ 65% учащихся, считают, что изучением истории школы и сумона необходимо заниматься и это должны делать сами ученики.
∙ 67% учеников с удовольствием бы занялись данной деятельностью.
Цель нашей работы – изучение истории сумона вместе с историей школы, выяснить роль школы в истории сумона, выделить её общественное значение в небольшом населенном пункте с.Иштии-Хем.
Задачи для её достижения:
1. Восстановить поэтапное развитие истории сумона;
2. Раскрыть особенности развития общественных учреждений –МТФ, образования, культуры, медицины, торговли и сферы бытового обслуживания, связи.
3. Систематизировать собранный материал и сделать правильные
выводы.
Научная новизна состоит в том, что:
систематизацией данных по истории села и школы и с. Иштии-Хем.
2. Никто не интересовался вопросом систематизации этапов развития сумона Иштии-Хем.
Достоверность информации обеспечивается тем, что используются различные источники. Сомнительный материал уточнялся в разных видах источников и у очевидцев.
Источниками стали:
- паспорт школы
-книги приказов по школе.;
- сохранившиеся в районном архиве документы, фотографии,
воспоминания учителей и бывших выпускников;
- публикации газет «Улуг-Хем» и «Шын» - СМИ сельской библиотеки с. Иштии-Хем;
- воспоминания учителей- ветеранов школы и старожилов с. Иштии-Хем
Объект исследования: средняя школа и сумон Иштии-Хем Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
Предмет исследования: истории развития сумона Иштии-Хем.
Методы исследования:
• поисковый – создание накопительной базы,
• статистический – отслеживание динамики изменений,
• исторический анализ – соотнесение опыта прошлого с современностью,
• интервьюирование – опрос информантов,
• анализ, сравнение, обобщение - сопоставление фактов, систематизация их, построение выводов,
• компьютерная обработка материала—презентация.
Прикладная значимость: так как наша школа вместе с арзивными документами сгорела собранные мной материалы можно использовать на классных часах, уроках истории, научиться говорить о своих земляках, об известных людях сумона, достойных уважения.
Историография.
Нам всегда кажется, что самое удивительное – наше прошлое, оно далеко, оно недоступно, оно прошлое…
Но порой без знания этого прошлого нам не постичь своего будущего и, как порой хочется заглянуть за завесу таинства, а оно, таинство, самое что ни есть настоящее, совсем радом, удивительное, в нашем реальном понимании, и в наших руках. Вы сомневаетесь? Зря…
Что для нас наше прошлое? Описание тех событий, которые были очень - очень давно? Знание – это хорошо, но для подрастающего поколения должно быть важным осознание сопричастности к происходящему, к истории, к памяти…
II. История нашего села.
Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской работе, выявить более одаренных детей для создания своих собственных исследовательских работ.
Работая над исследованием, мы обратились за помощью в архив Улуг-Хемского кожууна, в котором были собраны и бережно хранятся материалы по истории села Иштии-Хем: сведения старожилов сумона, фотографии. А также другие источники:
- паспорт школы
-книги приказов по школе.;
- сохранившиеся в районном архиве документы, фотографии,
воспоминания учителей и бывших выпускников;
- публикации газет «Улуг-Хем» и «Шын» - СМИ сельской библиотеки с. Иштии-Хем;
- воспоминания учителей- ветеранов школы и старожилов с. Иштии-Хем.
В ходе исследования мы брали интервью об истории сумона и школе у выпускников различных лет. Своими воспоминаниями о школе и сумоне с нами поделились старожилы села Сана-Ширии Тамара Санчииевна, (1930 года рождения), Манчын Мара Тюлюшовна, (1937 года рождения), житель Дары-Сурун Торлук Баз-оолович, (1922 года рождения). Многие односельчане предоставили в наше распоряжение старинные школьные фотографии из семейных альбомов.
Об истории молочно-товарной фермы нам рассказала доярка Дадар-оол Кертик Монгушовна (1938 года рождения).
В ходе исследования мы установили что: наш сумона развивался в 4 этапа и сделали план развития нашего сумона. Развитие истории школы мы параллельно рассматривали историю с. Иштии-Хем.
2.1.Этапы строительства села.
1 этап: На месте нынешнего села Иштии-Хем когда-то была летняя стоянка феодала Чингир-Мээрен. После образования Тувинской Народной Республики для освоения целинных земель Каа-Хема и Бии-Хема началось переселение жителей таких хожунов как Сут-Холь и Чоон-Хемчик. Некоторые из переселенцев, не достигнув места переселения, остановились на берегу небольшой речки Иштии-Хем и там они начали жить. Это был 1939 год. [1]. Первыми жителями и основателями нашего села были сыновья Ондар Оруспая — Кара-Буга, Узун-Оорга и Данзы-Белек. 54 домов и 350 человек [2].
2 этап: После присоединения Тувы к СССР на месте чайлагов этих братьев началось строительство нашего села. Поселок Иштии-Хем Улуг-Хемского кожууна заложен в 1947 г. Наш Иштии-Хем был отделением совхоза «25 лет РККА». Для того, чтобы развивать хозяйство села, были переселены из Хемчика много рабочих: Чолдак-Байыр, Кара-Сотпа, Моге-Кок, Кара-Буга, Дугур-Серен, Данзы-Белек. Из Арыг-Узуу приезжала бригада строителей и бригадир. Они строили поселок. На Ол-Чарыке был построен барак из 2-х квартир. Домов насчитывалось 77 и в нем проживали 500 человек — русские, хакасы, тувинцы.
3 этап: Потом стали приезжать братья Седен и Кускежик, Кенден и Кандан, Бурбу Домбаажык, Богда Доржу, стали строить дома, жить постоянно. Из русских жителей на одной улице жили семья Ярусовых. так образовалась улицы Ол Чарык, Хем Ишти, Гукосян, Чартык Чаа-Суур, Чаа Суур. Домов насчитывалось 80 и в них проживало 480 человек.[2].
4 этап: с 2007 года наш сумон преображается, строятся новые улицы и красивые дома. Наш сумон сейчас имеет 120 домов и в них проживают 603 человек.
2.2. История Молочно-товарной фермы — обладателя Ленинской премии.
Из воспоминаний бывшей доярки МТФ Дадар-оол Кертик Монгушовны: В селе была создана молочно-товарная ферма, которая принадлежала совхозу «25 лет РККА». На ферме выращивали крупный рогатый скот, доили коров. Построили 3 базы для коров, одну для телят. На ферме трудились много доярок и скотников, телятниц. Среди них добросовестным трудом отличались такие доярки, как Сумба Клавдия, Доржу Ирина, Шаннаан Суван-оол, Даржай Сара, Кунгаа Валентина, Доржу Пинер-оол, Балчынмай Александра. Скотники Кускежик Тулуш, Доржу Андрей и другие. Из телятниц – Оюн Долума, Ондар Чылбак, Попова Люба, Байырмаа Чимит. (7)
На ферме была и конюшня. В этой конюшне содержали лошадей для нужд фермы—пастьба коров, уборка помещения баз, для доставки комбикормов и сена. Работали на конюшне и тувинцы , и русские.
На селе построили первую малую электростанцию. На ней работали Сумба Монгуш, Доржу Тулуш. Позднее при помощи электричества доили коров…..
Заведующим фермы работали Монгуш Ак-оол, Сувуртук, Донгаа Ома, Оюн Самбал, Чаш-оол Кызыл-оол, Хоюгбан Маадыр-оол, Хорлуу Секпит-оол.
На ферме были созданы чабанские стоянки, где выращивали овец. Каждый чабан выращивал более 4000 овец. Были чабанские стойбище.
Весь коллектив Молочно-товарной фермы работали с усердием и получили высшую награду тогдашних лет—Ленинскую премию. На ферме создан маслобойный цех—выпускали топленное масло, сметану.(1)
Началось строительство жилых временных домов. Появлялись первые улицы: Эрик, Ол Чарык, Октябрьская. Поселок стал называться Новостройкой. Тогда было 50 домов. За этот период были построены новые улицы: Чартык Чаа Суур, Чаа Суур.
2.3 Дошкольное образование. воспоминания Манчын Мары Тулушовны—бывшей заведующей д/с «Салгал»
Место, где дети получали дошкольное образование, было детскими садами.
Детский сад - ясли открылся в 1967 году. Вначале это были ясли стройуправления. Сюда принимали детишек с 2-х месяцев, их ласково называли «груднички». Первой заведующей была Манчын Дадар Дажиевна. на месте шестилетней школы.
Вскоре был построен еще один д/сад на 50 мест с названием «Салгал» в 1990 году. Первой заведующей нового детского сада была Манчын Мара Тулушовна. Потом Шаравии Зоя Тулушовна, до настоящего времени работает заведующей Балчинмай Елена Херел-ооловна. (6)
2.4. Из истории искусства и культуры. Воспоминания директора сельского дома культуры Донгак Алтынай Маадыр-ооловны
Первый клуб организовали по улице Малчын. Дом культуры села построен в 1957 году. Первым заведующим был Эренчин Маринов Кыргысович. Потом Хорлуу Тамара Тюлюшовна, после нее Лама Галина Тюлюшевна. Потом заведующей стала Кенен Марина Байыр-ооловна. С переходом ее на другую работу вместо нее с 1 августа 1996 года стал работать Ондар Ахмед Геннадьевич. После него стала работать Донгак Алтынай Маадыр-ооловна. (11)
Библиотека села. Воспоминания Даваа Нины Ондаровны. Она начала работать с 1974 года. Первой заведующей библиотеки была- Сарыгбай Зоя Павловна. Начальный фонд библиотеки было 3663 книг. Зоя Павловна работала до 1977 года. Потом работала Шогбажаа Чечек Тюлюшевна. По стечению семейных обстоятельств она переехала в с. Арыг-Узуу. После нее библиотекарем работала Лама Галина Тюлюшовна. С переходом на другую работу с 1 октября 1997 года стала работать Даваа Нина Ондаровна. Она проработала много лет до выхода на заслуженный отдых. После нее начала работать ее дочь Даваа Азиймаа Борисовна. В фонде сельской библиотеки есть 8114 книг, среди которых есть тувинская и детская литература-2951, тувинская литература-220. с 2014 года заведующей работает Даржай Елизавета Ивановна. (10)
2.5. Медицина.
Воспоминания дочери фельдшера медпункта Даваа Елизаветы Кенденовны Даваа Нины Ондаровны.
В 1953 году в наш поселок приехала молодая, красивая девушка Кенден Дыжыпкан Тулушовна, закончившая фельдшеро-акушерская школа г Кызыла по специальности фельдшер-акушер. Она открывает в поселке первый здравпункт. Санитаркой в здравпункте работала Чебодаева Антонина Филипповна. Со слов Елизавета Кенденовна, она была необычайно доброй и сердечной. здание медпункта находился в Хем Ишти.
В настоящее время ФАП находится на улице Чаа-Суур 4-1 и работают Ондар У.Д. и Дадар-оол К.К. (10)
2.6.Торговля.
Воспоминания Ондар Дакчыт Чульдумовны-старожила сумона, продавцов магазинов—Доржу екатерины Монгушовны, Мундукай Любовь Арбай-ооловны..
В селе работала пекарня, где пекли вкусный хлеб. Заведующей была Суруу Дунзенмаа и ее дочь Суруу Светлана. Водоводом на лошади работал Куске Дарган Тюлюшович.
С 1954 года началось активное строительство магазинов. на улице Малчын построен магазин—отделение Арыг-Узюнского кооператива. работали Доржу Екатерина и Балчыемай Клара.
Новый смешанный продуктовый магазин, который открылся в 1992 году. Здесь долгое время работали продавцы Ондар Ирина Шаннааевна, Мундукай Любовь Арбай-ооловна.Сейчас в селе 3 частных магазинов и 1 пекарня.. Вкус и слава иштии-хемского хлеба как и прежде известны за пределами района. (1)
2.7. Связь и транспорт
С ростом поселка возникла необходимость открытия почтового отделения. Но в нашем сумоне не было почтового отделения. Почту—газеты, журналы и посылки привозила из Арыг-Узуу Хорлуу ТамараТюлюшовна. после её ухода на пенсию работала Манчын Мара Тюлюшовна, Бурбу Элла Николаевна. В настоящее время нам почту привозят из Шагонара.
В отделении был создан бригадный стан механизаторов в местечке Кара-Чыраа. До создания бригады для освоения целинных земель Иштии-Хема приехал маханизатор Сумба Монгуш. Он один начал пахать целинные земли. Потом создали бригаду. Сумба Монгуш обучил вождению транспорта многих. Среди них зять Сандак Шаалы, который много лет был передовым механизатором села. (8)
III. История школы.
Воспоминания старожилов сумона—Байырмаа Чимит Ондаровны, Дакчыт Чульдумовны, выпускников разных лет, директоров разных лет—Дары-Сурун торлук Баз-ооловича, куске Валентины Тулушовны.
Для обучения грамоте детей аратов был построен деревянный дом на улице Малчын. Это был маленький двухкомнатный домик. В нём на самодельных столах и стульев обучались 28 детей. это было 1953-1954 учебный год. первым заведующим данной школы Даваа Кирбээевич Сат, а учителями были Евгений Адар-оол, Татьяна Дербина, Ховалыг Оттук-оол.(4)
Второй заведующей начальной школы с 1959-1961 годы стала Ираида Кузьминична Червякова. Молодая и красивая девушка была со светлыми кудрявыми волосами. Она приехала по распределению из города Кирова после окончания педагогического института. В то время в сумоне не было ни света и радио. Молодая учительница из большого города внесла огромный вклад в развитие образования, культуры и цивилизацию сумона, так вспоминают старожилы сумона и бывшие ученики Ираиды Кузьминичны.(9)
С 1 сентября 1961по 1963 годы руководил школой Кыргыс Дагбаевич Конгар-оол. Это отец моей учительницы. В этой школе работали несколько русских учителей. местное население не владело русским языком. там переводчиком работала её мама. в одной стороне дома жили директор, а другой стороне учились дети. ()
Вместе со строительством домов и молочно-товарной фермы перевозится из местечки Улуг-Алаак близ сумона Арыскан и строится небольшая деревянная школа для детей доярок, пастухов, механизаторов и чабанов в 1964 году. Эту школу строили сами араты—народное строительство, а на фундамент возили камни из горы Сыын-Чурээ. Это так называемые начальные классы, а старшие классы до седьмого учились в Арыскане.
Рос поселок, увеличивалось население, подрастали дети. И родители не пожелали отправлять своих детей в другие школы-интернаты. Возникла необходимость в строительстве новой школы. Такая возможность у жителей Иштии-Хема в то время не было и пришлось перестраивать 4-классное здание школы в 8 классное. Для этого сделали перегородки в классах. Образовалась восьмилетняя школа. Но и этой школы оказалось недостаточно. После окончания 8 класса ребятам приходилось закончить школу либо в Арыг-Узю, либо поступать средние учебные заведения. С 1964-1965 годы директором школы был Даржаа Анай-оол Тулушович. С 1966 по 1967 годы—учитель Магерия (имя и отчество старожилы не помнят). С 1967 по 1995 годы директором школы плодотворно работал Дары-Сурун Торлук Баз-оолович, обладатель медали имени Надежды Крупской, ветеран труда. Сейчас он находится на заслуженном отдыхе. (1.Материалы районного архива).
С 1996 по 2014 годы директором школы работала отличник Народного Образования Куске Валентина Тулушовна.
1 июня 2013 года нас постигла несчастье. В последствии землетрясения 30 апреля 2013 года в 9 часа утра загорелась здание нашей школы. В тушении пожара участвовали все жители нашего сумона—от мала до пожилых людей и 4 пожарных машин. Спасали что могли. Здание было старое и крепко построенное и горела наша школа до вечера. Всем нам было очень печально многие плакали—учителя, ученики, бывшие выпускники. Сгорела до тла наша любимая школа. Школа была центром всего сумона. Здесь проводились много мероприятий для молодежи, школьникам и жителям нашего села. В то время в сумоне не было здания сельского клуба и жизнь кипела в нашей школе. После пожара родители не хотели отправлять своих детей учиться в соседние села и в город Шагонар. Управление образования Улуг-Хемского кожууна, председатель правительства Тувы Шолбан Валерьевич Кара-оол и наш министр образования Бичелдей Каадыр-оол Алексеевич пришли на встречу родителям. Здание борцовского зала и здание Сельского клуба переоборудовали в классные помещения. В этих зданиях мы обучались 1 учебный год. Сам министр приехал на день знаний 1 сентября 2013 года и поздравил всех с новым учебным годом и обещал построить новую школу.
Велика заслуга Кадыр-оол Алексеевича в строительстве новой школы в Иштии-Хеме. Он сам приезжал и проверял как идет строительство школы. Встречался с жителями сумона, родителями, учителями и учениками. помогал чем мог—оборудованием—учебниками и компьютерами.
А в 2014 году на окраине сумона выросла новая современная двухэтажная школа на 120 мест. На открытие новой школы приехали Министр Образования Бичелдей К.А. и Ульяна Павловна, председатель великого хурала Даваа К.Т.и из Управления образования Улуг-Хемского кожууна, администрации Улуг-Хемского кожууна.
Сейчас наша школа имеет красивые кабинеты, просторную мастерскую, спортивный зал, столовую, библиотеку. Первым директором новой школы продолжала работать Куске В.Т.. А декабря месяца 2014 года директором стал Ховалыг Март-оол Байырович. Наша новая школа опят стала центром нашего сумона.
Она продолжает служить на благо подрастающего поколения. В нем проводятся много кружков и секций для учащихся. В спортивном зале проводят все спортивные соревнования—республиканское соревнование по вольной борьбе, по боксу, по волейболу. А также построены каток, коробка для хоккея. На территории школьного двора соорудили огород. В осенью 2018 года получили хороший урожай и эти овощи сданы в школьную столовую. Во всей Туве нет наверно такой красивой современной школы как наша школа и поэтому к нам в гости приезжают коллективы соседних школ, ученики других школ приезжают на встречи. И все любуются нашей школой.
Мы — ученики, наши родители, учителя и молодёжь сумона Иштии-Хем от всей души благодарим Каадыр-оол Алексеевичу за нашу школу. Если бы не построили эту школу и не стал бы существовать наш сумон.
IV. Заключение. в ходе исследовательской работы нами сделали следующие работы:
а) расширены сведения об истории сумона Иштии-Хем и Иштии-Хемской школы:
- отслежены этапы развития нашей школы и села;
- записана на видеокамеру информация, обработана;
- систематизированы полученные материалы и статистические данные;
- налажено сотрудничество с работниками районного краеведческого архива, бывшими выпускниками, учителями-ветеранами, односельчанами;
б) донесена до общественности значимость материала:
- через ряд публикацию работы на школьном сайте;
- выступления перед учащимися школы в ходе научно-практической конференции
- создание альбомов по истории сумона, школьных экспозиций—макет первой школы;
3.2 Пришли к выводу:
Что на протяжении многих десятилетий наша сельская школа оставалась культурным центром нашего села. Многие люди вкладывали силы, душу, жизнь на поддержание жизни сельской школы. В условиях современной России такая школа остаётся важнейшим связующим элементом всей общественной жизни села. Если исчезнет школа, можно стереть с карты и село
3.3 В перспективе наметили:
- продолжить работу по изучению истории сумона школы;
- оказывать помощь учителям школы на основе имеющихся материалов в
проведении уроков истории, классных часов, мероприятий;
- продолжить сотрудничество с газетой «Улуг-Хем» ;
- организовать выставку творческих работ по данной тематике в МБОУ СОШ с. Иштии-Хем макеты шестилетней школы, восьмилетней школы и средней школы.
3.4 Значимость работы состоит в том, что он даёт очередную возможность глубже познакомиться с историей школы и с историей нашей Малой Родины — нашим Иштии-Хемом. Способствует пробуждению познавательного интереса к изучению родного села, в том числе к истории нашей школы и патриотических чувств к своей Малой Родине.
Информанты:
Библиография:
Приложение:
Есть ли лёд на других планетах?
Есть в осени первоначальной...
Ворона
Цветок или сорняк?
За еду птицы готовы собирать мусор