Итоговая проектная работа по курсу ОРКСЭ.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 929.01 КБ |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
Введение | 1 |
1. История происхождения зеркала | 1 |
2. Образ зеркала в мировой культуре | 2 |
3. История музейного экспоната | 2 |
Заключение | 4 |
Библиография | 4 |
Введение
В нашей школе создан Уголок старинного казачьего быта. Меня заинтересовал самый древний экспонат экспозиции - настенное зеркало начала XX века.
Так возникла гипотеза: изучение музейных реликвий помогает изучать историю Отечества.
Цель: проследить взаимосвязь истории музейного экспоната с историей Отечества.
Задачи: 1. Узнать историю происхождения зеркала.
2. Изучить отображение образа зеркала в мировой культуре.
3. Познакомиться с историей музейного экспоната.
Методы исследования: анкетирование, опрос, изучение литературы, материалов сети Интернет.
1. История происхождения зеркала
Мне стало интересно, а что же такое зеркало? В энциклопедическом словаре я нашла такое определение «Гладкая отполированная блестящая поверхность (стеклянная, металлическая), дающая отражение находящихся перед ней предметов» (Приложение 1).
Слово «зеркало» в переводе на разные языки означает «размышлять».
А как давно человечество пользуется зеркалом? Оказалось, что еще с древнейших времен. И первым зеркалом была ….лужа!
Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к эпохе Бронзы, т.е. до н.э.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла (Приложение 2).
В России зеркальное производство появилось при Петре I, причем русские мастера научились изготавливать такие огромные зеркала, что приводили в изумление всю Европу (Приложение 3).
А как же делают зеркало? Я провела анкетирование и оказалось, что больше половины опрошенных (11 из 20) тоже не знают способы получения зеркала (Приложение 4). В Интернете я узнала, что способов было очень много, а тот, которым пользуются сейчас, изобрели фрaнцyзы. Стeклo плaвили, зaтем его выливaли нa рoвнyю плoскoсть и прoхoдились пo нeй спeциaльным вaликoм с тонким слоем какого-то металла. Моя анкета показала, что ответ на этот вопрос знают 55 % и это – серебро. Причем с годами меняется технология изготовления. Вот, к примеру, осколок старинного зеркала. Его толщина – 10 мм. А это – современное зеркало. Его толщина - 5 мм, т.е. за 100 лет зеркало стало тоньше в 2 раза.
2. Образ зеркала в мировой культуре
Какую же роль играет зеркало в жизни людей? Очень важную. Люди верят, что оно как будто окно между прошлым и настоящим. Зеркало отражает происходящие события, и в нем, по преданию, таится память ушедшей эпохи. С зеркалом мы встречаемся уже в греческой мифологии: Персей победил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (Приложение 5). Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг, например, «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэррола (Приложение 6).
Народная мудрость к зеркалу всегда относилась со вниманием и осторожностью (Приложение 7). На сайте «Донской временник» содержится информация, что донские казачки отводили зеркалу самое видное место в доме – между окнами в горнице, украшали рушниками, бумажными цветами, бусами. К христианским праздникам его тщательно натирали до блеска, а в горе – занавешивали (Приложение 8). Девушки использовали зеркало для святочных гаданий.
3. История музейного экспоната
А кому же принадлежит зеркало из нашего музея? Оказалось - донской казачке Меланье Корнеевне Иванковой, жительнице самого старинного хутора на территории нашего района – Маныч-Балабинки (Приложение 9). Оно изготовлено неизвестным автором вручную их натурального дерева, вероятнее всего из ореха. В крестьянских домах рамы зеркал были исключительно деревянными, ведь этот материал создает особую, живую обстановку и олицетворяет солнце, природу, землю – то, что дорого земледельцу.
Главной декоративной частью зеркала является рама. На ней красуется ручная художественная резьба по массиву древесины. Что же это за резьба? Ответ на этот вопрос я нашла в справочнике Афанасьев «Домовая резьба» (Приложение 10). Оказалось, что зеркало украшено двумя видами резьбы: прорезной и накладной. Особо привлекает внимание узор из накладных листьев и цветов причудливой формы в верхней части. В центре - два маленьких зеркальца в формах, напоминающей матрешек.
Средняя и нижние части рамы отделаны прорезной глухой резьбой. Элементы геометрической формы напоминают зубчики, чешуйки, лесенки, соты, полумесяцы.
Этот экспонат уникален, потому что украшен деталями округлой формы, выполненными на токарном станке. Возможно, он выглядел вот так (Приложение 11).
Этот экспонат особенно интересен, потому что входил в приданое донской казачки начала XX века.
А что же такое приданое? Этот вопрос я задала подружкам. Но они не смогли мне помочь. А вот мама и бабушка объяснили, что это имущество, которое родители давали дочери при выходе замуж.
Мне стало интересно, изменялся ли с веками состав приданого? На сайте Раздорского этнографического музея – заповедника я нашла воспоминания казачки XIX века. Она получила в приданое 8 подушек, перину, 2 ватных одеяла, 4 простыни, сундук с 40 рубашками (Приложение 12).
На сайте «Атаманская сотня» описывается состав приданого в начале XX века: сундук, постель, б – 15 подушек, одеяло, тюфяки, а в отдельных селениях еще тазик и зеркало. За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха - легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда (Приложение 13).
Опрос 12 современных женщин показал, что в принципе состав приданого особо не изменился. Они назвали в качестве приданого подушки, одеяла, постель, посуду, полотенца, швейную машину, шифоньер (Приложение 14).
Итак, с этим зеркалом, полученным в приданое, Меланья пришла в семью мужа, Иванкова Митрофана, зажиточного казака. Оно отразило рождение в семье двух сыновей – большого счастья для крестьянина. Оно потускнело, когда семью раскулачили, и хозяина сослали в Сибирь. Оно осветило и радость его возвращения. А затем снова беда – война. На фронт забрали обоих сыновей. На младшего - Николая – пришла похоронка Это зеркало помнит даже фашистского офицера, который поселился в доме Иванковых во время оккупации, выгнав хозяев в землянку и поставив у дверей часового. Это часовой и застрелил Митрофана, который нарушил комендантский час, выйдя в собственный двор.
А после освобождения в зеркало смотрелись уже родные лица. Появились старший – Георгий (он чудом выжил в фашистском плену) и его невеста. Зазвенел в доме детский смех. Первенца по традиции назвали именем погибшего брата– Николаем. Всю жизнь берегла Меланья свое зеркало, а умирая, завещала сыну Георгию. От него оно попало к внучке Елене, а теперь красуется в центре нашего Уголка (Приложение 15).
Заключение
Вот так, за каждым экспонатом нашего маленького музея стоит целая история жизни людей, которым эти предметы принадлежали, а по большому счету – и судьба народа.
Вот так, изучая музейный экспонат, я узнала о происхождении зеркала, его появлении в России, периодах раскулачивания и оккупации, истории народных ремесел, народных традициях и обрядах.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Изучение музейных реликвий помогает лучше узнать историю Донского края и нашей великой Родины – России.
Библиография
1. Афанасьев А. Домовая резьба. М. «Культура и традиции». 2000.
2. Советский энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия». 1987.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркало
4. https://nsportal.ru/ap/.../04/.../obraz-zerkala-v-proizvedeniyakh-khudozhestvennoy-0
6. www.razdory-museum.ru/c_wedding-1.html
7. атаманская-сотня.рф/istoriya-i-tradicii/23-kazachi-svadebnye-tradicii.html
Приложение 1
ЗЕ́РКАЛО
Средний род
Приложение 2
Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к эпохе Бронзы.
Современную историю зеркал отсчитывают с XIII века, а точнее — с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.
Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.
В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.
В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество. Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения. Например, цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.
В начале XVI века братья Андреа Доменико с острова Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.
В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость — подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, и сейчас хранится в Лувре. Украшено зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.
Французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды. Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил на Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.
Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали на Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.
Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»? После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой цене. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.
Революцию в производство зеркал принес немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро[1] в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.
(По материалам https://ru.wikipedia.org/wiki/Зеркало)
Приложение 3
Зал во дворце Петра I
Приложение 4
Знаете ли вы процесс изготовления зеркала?
Да – 45 % Нет – 55 %
Приложение 5
В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень). |
Приложение 6
Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру: в книге «Призрак Оперы» Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля — героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней фильма. (По материалам https://nsportal.ru/ap/.../04/.../obraz-zerkala-v-proizvedeniyakh-khudozhestvennoy-0) |
Приложение 7
Приложение 8
Если в доме кто-то умирает, зеркала закрывают тканью или тюлем.
Если зеркало треснуло или – не дай бог! – разбилось, его хозяев ждут неприятности.
В надколотое зеркало или зеркало с потемневшей и осыпавшейся амальгамой смотреться нельзя – это сулит неприятности.
Зеркало нельзя протирать бумагой – это приводит к ссорам и убыткам.
Лучше не держать в доме зеркало, отражавшее страдания.
(По материалам https://ru.tsn.ua/lady/dom_i_deti/interyer/zerkala-narodnye-primety-i-kommentarii-psihologa-307119.html)
Приложение 9
Иванкова М.К.
с сыном, невесткой и внуком (50-е г. XX в.)
Приложение 10
Виды домовой резьбы
«Для украшения … используются прорезная и накладная резьба. Если же рельефная резьба выполнена на целом материале, она называется глухой независимо от подвида.
Наиболее широко применяется прорезная резьба, т.к. она имеет ряд преимуществ…
Накладная резьба иногда монтируется из отдельных деталей или дополняется ими»
(Афанасьев А.Ф. Домовая резьба)
Приложение 11
Токарный станок (начало XX века)
Приложение 12
Обряды и традиции казаков | Свадебный обряд донских казаков
«Вазьмёть он йиё вот такую-ты вот, ф платтицы, он: "Та мне большы нихто ни нужын, мы нажывём сабе!" А раньшы этава нет. Восимь падушык, пярину хорошую, две ватных адиялы, читыри прастины – полностью справить. А сундук – сорок рубашек накладуть туда, вот, надявать на телу. Эта фсё чистачки. А раньше ис сваво сундука год целый пользуисси. А тады ни шматочка в этам дваре ня купять, ни метра. И ни абижаица. Гот прайдёть, тада ани купять ей на зависку, на фартук купять, а ана тада пакланица в ноги, што купили ей на фартук»[1
Назарова Вера Игнатьевна, 1915 г. р., урож. х. Вертячий Мешковской станицы (магнитофонная запись из архива автора, далее – Архив Б.П.).
(По материалам www.razdory-museum.ru/c_wedding-1.html)
Приложение 13
КАЗАЧЬИ СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ
Мать и отец невесты оставались дома. Они выдавали рабочим приданое невесты, все ее вещи, а рабочие торжественно переносили … их в дом жениха. Приданое невесты: сундук, постель, б – 15 подушек, одеяло, тюфяки, а у гребенцов-старожилов еще обязательно тазик и зеркало (по-видимому, это горское влияние, так как в русской и малорусской свадьбах ни тазика ни зеркала никогда в свадебной обрядности не употребляли; на Кавказе у ингушей, чеченцев, осетин, черкесов в приданое невесты обязательно входили зеркало в оправе, медный таз, медный кувшин для воды и прочая металлическая утварь).
Итак, рабочие несли в дом жениха приданое. Двое втаскивали сундук, набитый одеждой; двое, перекинув через жерди, несли на плечах тюк с постелью; кто нес повязку и шелковую ширинку (у гребенцев и старообрядцев других станиц), а у остальных – фату.
(По материалам атаманская-сотня.рф/istoriya-i-tradicii/23-kazachi-svadebnye-tradicii.html)
Приложение 14
ОПРОС «ПРИДАНОЕ»
пережиток (25 %)
необходимость (75 %)
да (83 %)
нет – 17 %
подушки – 80 %
одеяла – 90 %
постель – 100 %
посуда – 50 %
полотенца – 100 %
швейная машина – 20 %
мебель – 30 %
да – 75 %
нет – 25 %.
Да – 17 %
нет – 83 %.
Приложение 15
Уголок старинного казачьего быта
в школьном музее «Здесь Родины моей начало…»
Лавовая лампа
Военная хитрость
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Груз обид
"Портрет". Н.В. Гоголь