Смирнова Диана Дмитриевна.
МОБУ Елисеевская оош 6 класс.
Исследовательская работа «Употребление слов-паразитов в МОБУ Елисеевской оош».
Руководитель: Антонова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Елисеевской оош.
Цель: исследовать культуру речи учащихся Елисеевской оош и искоренить слова-паразиты из нашей школы. Методы проведенных исследований: наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков; анкетирование; устный опрос. Основные результаты научного исследования: проанализирована речевая ситуация в школе, выпущены агитационные листки.
Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity_proekt.docx | 32.67 КБ |
Муниципальная НПК «Мой мир – мои открытия» | |
Полное название темы работы | Употребление слов-паразитов в МОБУ Елисеевской оош |
Название секции НПК | Социально-гуманитарное |
Тип работы | исследовательская работа |
ФИО | Смирнова Диана Дмитриевна 04.06.2004 |
Домашний адрес | Ирбейский район, д. Елисеевка, ул. 40 лет Октября д.7 663664 |
Место учебы | МОБУ Елисеевская оош |
Класс | 6 |
Место выполнения работы | МОБУ Елисеевская оош |
Руководитель | Антонова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы. |
Научный руководитель | |
Ответственный за корректуру текста работы | Антонова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы. |
e-mail (обязательно) контактный телефон |
Аннотация.
Смирнова Диана Дмитриевна.
МОБУ Елисеевская оош 6 класс.
Исследовательская работа «Употребление слов-паразитов в МОБУ Елисеевской оош».
Руководитель: Антонова Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы МОБУ Елисеевской оош.
Цель: исследовать культуру речи учащихся Елисеевской оош и искоренить слова-паразиты из нашей школы. Методы проведенных исследований: наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков; анкетирование; устный опрос. Основные результаты научного исследования: проанализирована речевая ситуация в школе, выпущены агитационные листки.
1.Введение
Актуальность:
Современный русский язык изобилует словами-паразитами:
Проблема: Многие ученики даже не подозревают о наличии слов-паразитов в своей речи и используют их, не замечая, что так «съедается» русский язык.
Проблема давно изучена лингвистами (смотри Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976) , но мало известна современному школьнику, по ней встречаются исследования некоторых учеников.( например, ученицы 9 класса Горбуновой Дианы Средней общеобразовательной школы с. Алымовка)
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи.
2.Основная часть.
Цель:
Исследовать культуру речи учащихся Елисеевской оош и искоренить слова-паразиты из нашей школы
Задачи:
Методы и методики:
1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос;
5. Анализ полученных результатов
Глава 1. Теоретическое содержание исследования
Слова-паразиты - Слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточно высокой речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается вполне определенно высказать мысль и т. д. Значит, так сказать, собственно говоря, видите ли, ну, того, вот и т. п.
Иногда слова-паразиты наряду с вводными словами, в изобилии представленными в речи, служат средством создания речевой характеристики персонажа. ср. речевую манеру малокультурного почтмейстера, рассказывающего “Повесть о капитане Копейкине” (“Мертвые души” Н. В. Г о г о л я): “После кампании двенадцатого года, судыръ ты мой... вместе с ранеными прислан был и капитан Копейкин. Под Красным ли, или под Лейпцигом, только, можете вообразить, ему оторвало руку и ногу. Ну, тогда еще не сделано было насчет раненых никаких, знаете, здаких распоряжений: этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведен, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после. Капитан Копейкин видит: нужно работать бы, только рука-то у него, понимаете, левая” (в таком стиле выдержан весь рассказ). (Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. 1976)
К «словам-паразитам» не относятся так называемые «паузы хезитации» или «меканье», то есть заполнение пауз (продолжительные звуки: «а-а-а-а-а-а», «э-э-э-э-э»).
Список сорных слов
ага
абсолютно
блин
буквально
ведь
видишь, видите < ли >, понимаете какое дело
в некотором роде
в общем < –то >, вообще < –то>
в данный момент < времени >
вот, значить / а тут, значит
вот, во–о–от, вот так
в принципе, в самом деле
< а > в целом
< а > вы знаете >
грубо / мягко говоря
да? дааааа
дело в том, что...
допустим / предположим, так, дык
если можно так сказать
ёшкин кот, ёлки зелёные, ёпрст
< и > всё такое < прочее >
жесть / кошмар, дико / ужасно, а–фи–геть
знаешь / знаете < ли >
значит, значить так
итак
может быть
кстати...
без сомнения
как бы
канеш
как бы это сказать
как говорится
как его
< ну, это > как сказать
конечно же, а как же
конкретно
это и коню понятно!
короче
можешь / можете < себе > представить / вообразить
мэ–э
на самом деле
например, к примеру
на фиг,
нет, не–е
ну...
ну < так > вот, ну в общем
ну, значит, это...
ну как вам сказать
< ну, > не знаю
нутк
отлично
по–любому
понимаете >
понимаешь, понимаете
понятно / понял
потому что
правда /... >
практически / фактически
представь себе
по ходу < дела >, похоже < что >
послушай / слушай
предположим / допустим, так, дык
при всём < должном / моём > уважении
прикинь
просто
прямо / прям
сами понимаете
скажем, я бы сказал
смотри
собственно < говоря >
так < вот >, ну, тк, тыкс
так–то < вот >
так сказать, такскать / та скать
< ну > там
типа, типа того < что >
только < вот >
то есть
ты, это
угу / ага
уже
что ещё < я могу вам сказать >
это самое
э–ээ
я имею ввиду
и т.п
(http://vashgolos7.ru/kak-izbavitsya-ot-privychki-upotreblyat-slova-parazity.html)
Откуда же они?
Зачастую наличием слов-сорняков страдают малообразованные люди. Но бывают и исключения: у некоторых культурных и очень грамотных людей, преобладание такого количества слов становится имиджем. Однако есть разница между сознательным их употреблением и рефлекторным.
Если человек не может подобрать нужное слово, то он в большинстве случаев использует для заминки звуки-паразиты. Это всем известные: «Э-э-э», «М-м-м», «А-а-а». Стоит отметить, что такие звуки довольно сильно раздражают и «режут» слух.
4) Эмоциональность и возбужденность
Будьте спокойны – «займитесь делом».
5) Намеренное использование сорных слов
Для кого-то такой стиль общения является частью их образа. Есть люди, намеренно вставляющие слова-паразиты в свою речь. Это бывает вполне уместным.
6) Влияние моды
Бывает такое, что слово, получившее широкое распространение, начинает прилипать к каждому человеку. Не говорите как все – сразу же отсекайте ненужные словечки. (http://vashgolos7.ru/kak-izbavitsya-ot-privychki-upotreblyat-slova-parazity.html)
Как выглядит человек, который говорит «слова - паразиты»
Слова-паразиты мешают говорить ясно и четко, не позволяют нам владеть ситуацией. Они — яркий признак неуверенности, превращающие нашу речь в поток воды.
Как известно, речь связана с мышлением. Чем больше «паразитных» слов в языке, тем больше их в голове. Очистив свою речь, ваши мысли станут простыми и ясными.
3. Становится неинтересным
Особенно для противоположного пола. При близком общении сорные слова очень быстро начинают нервировать слух и раздражать. А затем это раздражение переносится на сыплющего такими словами.
Важность разговора тем выше, чем больше количество мусора в нашей речи. Хотите сделать хорошую карьеру, яркие знакомства, запоминающее публичное выступление… или все-таки употребление слов-паразитов?
(http://vashgolos7.ru/kak-izbavitsya-ot-privychki-upotreblyat-slova-parazity.html)
Как избавиться от слов - паразитов?
1. Запишите свою речь на диктофон
Зачастую человек, употребляющий слова-паразиты, сам их не замечает. Следовательно, в первую очередь необходимо эти недостатки. Включить диктофон и прочтите любой текст. Прослушивая запись, вы осознаете проблему. И поймете, от каких слов-сорняков вам стоит избавиться.
2. Помощь других людей
Попросите кого-нибудь из друзей или из членов своей семьи проследить за чистотой сказанной вами речи.
3. Система штрафов
На тренингах и курсах по ораторскому искусству ученикам предлагают весьма действенный способ. Каждый раз, произнося мусорное слово, ваш помощник, обращая свое внимание на это, получает от вас вознаграждение в виде конкретной суммы денег. Неважно сколько: 50 рублей или 500 рублей. Все зависит от ваших финансовых возможностей и желания вычеркнуть речевые паразиты.
4. Замените мусорное слово синонимом
Есть такое мнение, что можно просто заменить такие слова близкими по смыслу. К примеру, вы постоянно произносите слово-паразит «это самое». Его можно заменить словами «я имею ввиду», «дело в том», каждый раз употребляя именно эти слово в речи. Однако, некоторые специалисты, критикуют данный способ. Поскольку видят не избавление от ненужного слова, а пополнение своего лексикона еще одним «сорняком».
5. Читайте больше классической литературы
Регулярно прочитывая произведения вслух, вы кроме расширения словарно запаса, улучшите дикцию, отточите артикуляцию, избавитесь от грубых выражений и угловатости речи.
6. Учите стихотворения и рассказывайте их кому-нибудь
7. Говорите медленно и думайте над словами
8. Составляйте свою речь из коротких и простых предложений
9. Записывайте интересные фразы, которые найдете, а затем вставляйте их в речь
10. Общение с людьми, имеющими богатый словарный запас пойдет вам на пользу
11. Проговаривайте различные скороговорки, пословицы и поговорки
12. Работайте со словарями: орфоэпическим, фразеологическим, толковым и другими
13. Изучайте этикет речи
(http://vashgolos7.ru/kak-izbavitsya-ot-privychki-upotreblyat-slova-parazity.html)
Глава 2. Наблюдение за речью учащихся Елисеевской оош.
Мною в период с сентября по январь была проведена запись речи учащихся на переменах и уроках. В их речи встречалось немного сорных слов, преобладали слова: «блин», «типа», «это/эта», «ну», «правда».
В декабре месяце было проведено анкетирование на знание слов-паразитов (анкета прилагается в приложении № 1)
Результаты: опрошено 57% от всех учащихся средней школы. Из них 25% знают плохо, что такое слова- паразиты, а 75% допустимо.
В январе был проведён устный опрос, в котором предлагалось штрафовать за использование слов-паразитов (от 5 до 10 руб).
Результаты: все опрошенные были против.
Были выпушены агитационные листовки, с целью привлечь учеников к очищению своей речи от слов-паразитов.( приложение№2)
3. Заключение
1.На основе теоретических данных я узнала, что такое слова-паразиты, откуда они появляются в речи и как от них избавиться.
2.Я проследила за речью учащихся. Сделала вывод что культура речи наших учеников на среднем уровне.
3. В ходе анкетирования выяснила, что большинство учащихся знают слова-паразиты.
4. Устный опрос показал, что наши ученики не готовы искоренять слова-паразиты из речи.
Данная работа может быть использована, как самоучитель по культуре речи и как пособие для проведения классных часов. С этой темой я выступлю на неделе науки и расскажу ребятам о результатах исследования.
Список литературы
Приложение
№1.
Выпишите из левого столбика в правый слова-паразиты.
Например Ну Вообще Пасибки Ваще Блин Типо Значит Зая Красава Сократ Спасибо Дело в том, что… Как бы Если Ёшкин кот! Ёпрст Понимаешь Пожалуйста Так Как его Нет Вот Итак |
Тигрёнок на подсолнухе
Зимний лес в вашем доме
Как нарисовать лимон акварелью
Прекрасное далёко
Машенька - ветреные косы