Данная работа носит исследовательский характер и направлена на изучение культовых сооружений двух мировых религий. В теоретической части происходит знакомство с основами таких религий, как христианство и ислам, находятся общие черты двух религий. Рассматриваются история и архитектурные особенности молитвенных домов двух вероисповеданий, приводятся примеры выдающихся сооружений, «сменивших» вероисповедание и не потерявших своей уникальности. В практической части приводятся результаты опроса шестиклассников ГБОУ СОШ №2, выявляющие степень их осведомленности по отдельным вопросам исследуемой нами темы. Описываются результаты поисковой работы по выявлению культовых сооружений в ближайшем окружении. Проводится сравнительный анализ религиозных зданий христианства и ислама, выявление сходства и различия между ними.
Данная работа поможет наладить диалог между представителями разных вероисповеданий.
Вложение | Размер |
---|---|
kozhevnikova_yulchieva.docx | 874.44 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель
Школьная научно-практическая конференция
«Наука – основа процветающего общества
СЕКЦИЯ "Искусство"
«АРХИТЕКТУРА ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА:
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ »
Авторы: Кожевникова Татьяна и Юльчиева Алия, учащиеся 6 «Г » класса ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть - Кинельский
Научный руководитель: Минина Валентина Владимировна,
учитель ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть-Кинельский
п.г.т. Усть-Кинельский
2019 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………….. | 3 стр. | |
1. | Теоретическая часть «Архитектура христианства и ислама»……………………………………………………...………. | 5 стр. |
1.1. | Христианство и ислам - две мировые религии…………………… | 5 стр. |
1.2. | «Дома Бога» в христианской религии…………………………….. | 7 стр. |
1.3. | Молитвенные дома мусульман…………………………….………. | 8 стр. |
1.4. | Культовые сооружения, «сменившие» религию………………..... | 10 стр |
2. | Практическая часть «Сравнительный анализ культовой архитектуры христианства и ислама»…………………………….. | 12 стр |
2.1. | Выявление уровня осведомленности сверстников по вопросам религии и культовой архитектуры………………………………… | 12 стр |
2.2. | Анализ культовых сооружений двух религий в ближайшем окружении………………………………………………………….. | 16 стр |
2.3. | Сравнение молитвенных домов христианства и ислама……..… | 22 стр |
Заключение………………….....…………………………………… | 26 стр | |
Список использованных источников литературы……….……….. | 27 стр | |
Приложения |
Введение
Россия – многонациональная страна. Соответственно в ней живут верующие очень многих религий. Каждому вероисповеданию соответствует своя атрибутика, ритуалы и обряды, не похожие и кажущиеся чуждыми людям иной веры. Но каждому также хочется иметь такие места, где верующие могли бы собраться вместе, прикоснуться к Богу, очиститься Духом.
Молитвенные места (храмы, мечети, синагоги и пр.) в зависимости от исповедуемой религии имеют свои индивидуальные особенности. Часто, даже из праздного любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры. Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Пытаемся ощутить присутствие духа чистоты, благодати, добродетели.
Но важно не просто зайти в церковь или мечеть, а проникнуться величественностью и красотой, с уважением относиться к этому месту и тем, кто приходит туда. Нужно учиться уважать любую религиозную культуру.
Это особенно актуально в современном мире, когда растет непонимание между представителями разных конфессий, религий. Важно осознать себя частью единой страны, в которой каждый имеет право верить согласно своим убеждениям и может строить взаимодействие с другими представителями общества на основе уважения и принятия его.
Цель работы: найти точки соприкосновения христианства и ислама на примере культовых архитектурных сооружений.
Для достижения цели нам предстоит решить следующие задачи:
Объект исследования: культовые сооружения христианства и ислама.
Предмет исследования: сходства и различия архитектурных сооружений двух рлигий.
Методы исследования:
- поисковый (сбор информации по теме исследования с помощью различных ресурсов);
- эмпирический (сбор данных путем опроса, обзора различных ресурсов);
- методы статистической обработки результатов;
- аналитический;
- сравнительно-сопоставительный.
Данная работа состоит из двух частей. В теоретической части происходит знакомство с основами таких религий, как христианство и ислам, находятся общие черты двух религий. Рассматриваются история и архитектурные особенности молитвенных домов двух вероисповеданий, приводятся примеры выдающихся сооружений, «сменивших» вероисповедание и не потерявших своей уникальности. В практической части приводятся результаты опроса шестиклассников ГБОУ СОШ №2, выявляющие степень их осведомленности по отдельным вопросам исследуемой нами темы. Описываются результаты поисковой работы по выявлению культовых сооружений в ближайшем окружении. Проводится сравнительный анализ религиозных зданий христианства и ислама, выявление сходства и различия между ними.
Данная работа поможет наладить диалог между представителями разных вероисповеданий.
В России сосуществование и взаимодействие двух мировых религий - ислама и христианства - имеет давние традиции. История знает как нетерпимые, конфликтные отношения, так и диалог, сотрудничество, взаимную поддержку между ними. Знание прошлого, уважительное отношение к представителям другой веры, их обычаям и традициям – это залог мирного сосуществования и сотрудничества в едином государстве.
Что же представляют собой эти две религии, признанные мировыми? Есть ли точки соприкосновения и связующие нити между ними? Попробуем разобраться.
Христианство (от греч. Χριστός - «пома́занник», «месси́я») - самая крупная мировая религия. Оно возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи. Оттуда уже получило распространение в других странах и среди других народов. В настоящее время число ее приверженцев достигает 2,3 млрд человек. Практически в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Эта религия основана на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий. Он принял мученическую смерть и спас человечество. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа. Год его рождения стал точкой отсчета нового летоисчисления.
Все христиане принадлежат к различным религиозным конфессиям. Наиболее крупные течения этой религии — православие, католицизм и протестантизм.
Исла́м (от араб. الإسلام [al-ɪsˈlæːm] – «покорность», «подчинение», «предание себя Богу») - сравнительно молодая религия. Она возникла на 600 лет позже христианства. Но за относительно короткий срок она приобрела большое количество приверженцев, и в настоящее время считается второй по численности после христианства. В мире более 1,8 млрд человек, придерживаются ислама.
Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. Его основателем считается Мухаммед (570-632 гг.), провозгласивший себя пророком. В основе ислама лежит вера в Единого Бога – Аллаха, в Его Пророков, Ангелов, Небесные Книги, в Судьбу и в Судный день.
В Коране, священной книге мусульман, можно найти следующие строки: «Ты непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы — христиане». Значит ли это, что эти две религии схожи друг с другом? Мы нашли несколько признаков сходства двух, казалось бы, различных вероисповеданий.
И христианство, и ислам имеют одни корни и относятся к группе авраамических религий. Подобные религии называются также религиями откровения, так как основу их учений составляет самораскрытие Божества и возвещении Им Своей воли человеку.
Обе эти религии монотеистические. Последователи ислама и христианства веруют в своего единственного Бога. Даже принятые в христианстве Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух – это разные стороны одного Бога.
Эти религии основывают свои учения на одних фактах и исторических событиях. Так, например, для ислама и христианства характерны одни пророки, преподнесенные в своей интерпретации: Моисей (Муса), Авраам (Ибрагим), Исаак (Исмаил), Иисус Христос (Иса).
У этих религий сходны структуры Духовной Вселенной. Мусульмане и христиане верят в то, что мир по своей структуре троичен. Верхний элемент — небесный мир: рай, в котором обитают ангелы, и куда попадает после смерти верующий. Средний мир — земной мир, где живет человек. Нижний мир — подземный мир: ад.
И, конечно же, суть христианства и ислама сводится, в общем-то, к одной цели – творить добро и быть Человеком.
Храм – это общепринятое название молельных мест в христианской религии. Его еще называют «домом Божиим», т.к. он считается местом особого присутствия Господа.
Как мы знаем, христианство зародилось во времена языческой Римской империи и жестоко преследовалось властями. Поэтому богослужения проходили втайне и зачастую в не приспособленных для этого местах, например, в катакомбах – подземных захоронениях.
После признания в IV столетии нашей эры христианства не сразу, но достаточно быстро началось строительство официальных христианских храмов. Начались вырабатываться нормы культовой архитектуры, правила поведения в них у христиан.
Первые «законные» храмы имели форму удлиненного четырехугольника, так называемого корабля. Это символ того, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Позже храмы Божьи стали иметь в основании форму креста (символа веры), круга (символа вечности) или восьмиугольная звезда (символа путеводной звезды, что ведет к Богу).
Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов и т.д. Иногда строят и большее количество глав.
Над входом в храм или рядом с ним, возводится колокольня, или звонница. Звон ее колоколов созывает верующих на молитву и возвещает о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Христианские храмы всегда строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце.
Каждый храм посвящается Богу. Самая важная часть храма — алтарь. Он обычно устраивается на возвышении. Здесь совершаются священнослужителями богослужения и находится главная святыня — престол. Престол представляет собой особо освященный стол, на котором находятся священные предметы, прикасаться к нему могут только священнослужители.
Алтарь отделяется от среднего храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом. На нем помещается икона Спасителя, Божией Матери, образа особо чтимых святых. Как правило, справа от лика Спасителя располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм. С возвышения перед иконостасом – амвона - диакон читает Евангелие, отсюда проповедует священник, здесь же преподается верующим Святое Причастие.
Иконы также размещаются по стенам храма в рамах — киотах, лежат на аналоях — особых столиках с наклонной крышкой. Перед праздничными аналоями и чтимыми иконами стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. С потолка свисают паникадила со множеством свечей, ныне электрических, зажигаемых в торжественные моменты службы.
При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина - покрыть голову и занять место на левой стороне.
Следует отметить, что «молитвенный дом» у мусульман не является чисто священным местом, предназначенным исключительно для молитв и богослужения. Здесь могут отмечаться праздники, не имеющие прямого отношения к религии, выступают видные представители ислама, проводятся конкурсы на лучшего декламатора Корана. Уставший путник всегда может найти здесь приют для отдыха и ночлега. В таких мелочах проявляется значительное отличие мечети от храма.
Мусульманские храмы именуются мечетями, а строятся они по определенным правилам. Архитектура мечетей была изначально заложена в Мечети Пророка, первом культовом сооружении, возведенным в 622 году рядом с городом Медина. Поэтому основа и символика для всех мечетей одинакова, за исключением непринципиальных деталей.
Здание мечети должно быть нацелено строго на святое для всех мусульман место – Мекку. Обязательным элементом любой мечети является минарет – высокая и узенькая пристройка в большинстве случаев цилиндрической либо прямоугольной формы. Таких строительных частей в мечети может быть от 1-го до 9. Конкретно из этого помещения муэдзин призывает верующих к молитве.
Фактически все мусульманские храмы оборудованы двором. Тут по традиции должен быть устроен фонтан, колодец либо хоть какое приспособление, созданное для омовений. Согласно мусульманским обычаям, заходить запятанным на молитву в храм нельзя. Во дворе также находятся хозяйственные постройки. Ранее дворы нередко обносили колоннами, даже устраивали по периметру галереи. Здание мечети венчает купол, увенчанный полумесяцем.
Ученые считают, что внешний вид некоторых элементов (купола, округлость линий, арки и т. д.) первых мечетей навеян византийской культурой, древним центром распространения христианства.
Изнутри же здание делится в наше время на две половины – мужскую и женскую. На восточной стенке молитвенной комнаты в обязательном порядке устраивается михраб – особая ниша. Справа от него размещается особенная кафедра, с которой имам читает свои проповеди верующим. Во время молитвы люди в возрасте стоят к нему поближе всего. За ними – люди среднего возраста. И в самых последних рядах – молодежь.
Изображения людей и животных в исламе запрещены. Потому, конечно, никаких икон в молитвенной комнате или где-нибудь еще как бы нет. В наше время стенки обычно украшаются арабскими письменами – строчками из Корана. Очень нередко для дизайна мечетей употребляются растительные орнаменты. Они могут быть выполнены как снаружи строения, так и изнутри. Мусульманские храмы отделываются обычно в обычных голубом и красноватом цветах. Не считая того, в орнаментах можно нередко проследить вкрапления белоснежного и золотистого.
В ходе истории были случаи, когда культовые сооружения меняли свою религиозную принадлежность. Мы нашли наиболее яркие примеры подобных случаев.
Собор Святой Софии — бывший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день — Музей Айя-София.
Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. Свое имя он получил не по имени мученицы Святой Софии, а от греческого слова «sofia» – мудрость. Это собор Мудрости Божьей, проводника между Господом и человеком.
Более тысячи лет Софийский собор оставался самым большим храмом в христианском мире. Его высота составляет 55,6 м, диаметр купола — 31 м. Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил.
29 мая 1453 года храм был захвачен турками. К нему пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Айя-София. Великолепные христианские фрески и мозаики были закрыты штукатуркой, но, благодаря этому, смогли хорошо сохраниться. После реставрации они невредимыми вернулись на привычные места.
С 1935 года Софийский собор приобрёл статус музея, а в 1985 году был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Мескита, или Кoрдовская соборная мечеть — единственная частично уцелевшая мечеть — памятник почти 500-летнего мусульманского владычества в Испании, позже переделанная в римско-католический собор.
В 784 году Абд ар-Рахман I построил мечеть в почитание своей жены. В Средневековье она была второй по величине мечетью в мире. Внутри нее можно было заблудиться. Более 800 резных колонн; ритмически повторяющиеся подковообразные арки рождали ощущение бесконечности, соответствующее исламу. В мечети одновременно могли молиться более 25 тысяч верующих.
После освобождения Испании от арабского владычества в XIII веке началось повсеместное разрушение ненавистных мусульманских храмов. Такая же участь постигла бы и Мескиту, если бы не Карл V. Он был поражен размерами и красотой мечети и приказал остановить ее разрушение. Христианский храм начали строить на уже освободившемся пространстве прямо внутри нее. Ремесленники и архитекторы продолжали что-то добавлять к существующей структуре здания вплоть до конца XVIII века.
В России мы также смогли найти похожий пример.
Царь Иван IV, завоевав Казань, был очарован многими строениями города, в том числе и мечетью Кул-Шариф. Она была жемчужиной исламского зодчества Поволжья XVI века. Точного изображения той мечети не сохранилось. Но по изображению летописца Казани тех лет можно сделать предположение, что мечеть имела много минаретов, состояла из центрального шатра, окруженного 8 меньшими шатрами.
Многие ученые, проводившие исследования в отношении мечети (Михаил Худяков, С.С. Айдаров), утверждают, что мечеть не исчезла бесследно после вторжения русских. Она была перестроена в каменный Благовещенский собор.
Таким образом, мы убедились, что между христианством и исламом много общего.
2.Практическая часть «Сравнительный анализ культовой архитектуры христианства и ислама»
Прежде чем приступить к вопросу изучения культовой архитектуры христианства и ислама, мы решили выявить принадлежность учащихся 6 классов к тому или иному вероисповеданию, а также уровень их осведомленности в вопросах религии и ее архитектуры. Нами был разработан опросник, включивший в себя 10 вопросов (Приложение).
В проведенном нами опросе приняло участие 47 человек, из них 30 девочек и 17 мальчиков. Все опрашиваемые работали добровольно и по единой схеме.
Первый вопрос помог нам установить вероисповедание опрашиваемых учеников. Результаты можно увидеть в схеме 1 «Вероисповедание учащихся 6 классов ГБОУ СОШ №2».
Схема 1.
Из схемы видно, что большинство опрашиваемых (77%) являются христианами, 13% - мусульманами. 6% считают себя атеистами. По 1 человеку (2%) признали себя представителями буддизма и сатанизма.
Мы нашли дополнительную информацию о том, что буддизм – это одна из трех мировых религий, на территории России распространенная в Калмыкии, Бурятии, Забайкальском и Алтайском крае и т.п. Отдельные представители религии встречаются во всех регионах нашей страны. Сатанизм же считается разрушительным культом, отрицающий и переиначивающий основные заповеди добра и зла. Однако в силу возрастного желания противостоять всем, из-за ощущения собственной обособленности, непонятости и непринятости миром подростки высказывают принадлежность к этому культу. Мы смогли увидеть единичный случай в среде шестиклассников.
Каждое вероисповедание имеет свои традиции, обычаи, религиозные праздники. Мы попытались понять, насколько учащиеся 6 классов знакомы с ними и понимают их суть. Результаты этого можно наглядно увидеть на схемах 2 «Знакомство с религиозными праздниками» и 3 «Соблюдение традиций веры».
Схема 2
Из данной схемы видно, что учащиеся 6 классов не очень разбираются в традиционных религиозных праздниках. Большинство знакомы с самыми яркими и выдающимися праздниками, такими как Масленица, Рождество, Пасха. Эти праздники запоминаются детям внешними атрибутами: блинами, крашеными яйцами, гуляниями и т.п. При этом с ними знакомы и учащиеся христиане, и мусульмане, и прочие.
Редко, кто из опрашиваемых смог назвать более четырех культовых праздников. Около трети участников вообще отнесли к ним языческие и светские праздники, такие как праздник Ивана Купала, Хэллоуин, Новый год, 23 февраля, 8 марта и пр. Никто, кроме ребят мусульман не знает о праздниках этой религии.
То же самое можно увидеть в схеме 3 «Соблюдение традиций веры».
Схема 3
Более половины опрошенных нами учащихся (57%) не знает никаких традиций и не соблюдает их. Придерживаются их лишь в семьях, где родители и другие старшие родственники сами показывают пример своим детям. Таких у нас оказалось менее половины (43%). В беседе они упоминали посещение церкви, молитвы, помощь другим людям, упоминали пост.
В сравнении с ответами на этот вопрос анкеты нам показался интересен такой показатель, как посещение культовых сооружений: церквей, храмов, мечетей и пр. Результаты его можно увидеть на схеме 4 «Посещение культовых сооружений».
Схема 4
На данный вопрос анкеты большинство учащихся (83%) дали утвердительный ответ. Они приходят в места, где люди общаются с Богом, не зная традиций и обычаев веры. Они лишь знают, что есть определенные правила поведения в подобных местах, например, покрытие головы для девочек, необходимость ставить свечи и т.п.
Получается, что большинство опрашиваемых формально относятся к вопросам вероисповедания, за внешней формой не понимая сути религии.
Как это отражается на знаниях учащихся об архитектуре культовых религиозных сооружений? Ответы на эти вопросы анкеты можно увидеть в схеме 5 «Знания учащихся 6 классов о религиозной архитектуре христианства и ислама»
Схема 5
Знания учащихся 6 классов о религиозной архитектуре христианства и ислама
Из схемы видно, что учащиеся 6 классов в большинстве своем могут правильно назвать культовые религиозные сооружения, но не знают, как они устроены, как называются их функциональные и декоративные элементы, какие сооружения «меняли» свою религиозную принадлежность в ходе истории. Более половины (67%) смогли назвать местонахождения ближайшей церкви, расположенной в п.Усть-Кинельский. Меньшее количество опрошенных смогли вспомнить храм, расположенный в г. Кинеле, но не могли назвать его и сказать, в чью честь он воздвигнут. Только 30% указали, что ближайшая мечеть находится в г.Самара.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что вне зависимости от вероисповедания учащихся школы их знания в вопросах веры, религиозных традиций и обычаев, культовой архитектуры носят поверхностный характер. Мы также оказались в числе этих ребят. Очевидно, что необходима дополнительная информация, расширяющая кругозор и культуру школьников. Поэтому мы продолжили исследовательскую работу в этом направлении.
По результатам опроса стало очевидно, что шестиклассники не владеют информацией о местонахождении культовых религиозных сооружений. Не все опрошенные даже знают о расположенном в п. Усть-Кинельский храме. Мы решили восполнить этот пробел и занялись поиском культовых сооружений в Кинельском районе. По итогам этой работы нами была составлена сводная таблица 1, включающая в себя основную информацию по найденным сооружениям.
Таблица 1
Перечень религиозной архитектуры Кинельского района
Название сооружения | Местоположение | Описание и характеристика |
Храм Архангела Михаила п. Усть-Кинельский | Самарская область, г.о. Кинель, п.г.т. Усть-Кинельский, ул.Торговая, д. 9 | Располагается в молельном доме, воздвигнутом в 1911 г при Алексеевском сельскохозяйственном училище. В 1922 г церковь была закрыта, в здании разместили мастерскую по ремонту машин и тракторов. Во время ВОВ здесь располагалась эвакуированная фабрика, на которой делали заготовки для сапог. К началу 50-х годов в нем разместилась кафедра сопротивления материалов Самарского сельскохозяйственного института. Много лет здесь располагалась военная кафедра. |
Собор Георгия Победоносца г. Кинель | Самарская область, г. Кинель, ул. Демьяна Бедного 43А | Кирпичный храм, сооруженный в 2005-2010 гг при поддержке главы городского округа Ю. Н. Савельева. Четверик основного объема перекрыт высоким купольным сводом, по углам четверика поставлены малые главки. Притвором храм соединен с многоярусной шатровой колокольней. |
Храм Казанской иконы Божией Матери г. Кинель | Самарская область, г.о. Кинель, ул. Ленина, д. 40 | Располагается в здании бывшего дворца культуры. Типичное здание советской эпохи украшено фигурным карнизом с крестом, размещенным над входом, и небольшим восьмигранным куполом, венчающим двускатную крышу. В здании выделяются высокие арочные окна. Считается временным помещением для данного храма. |
Храм Казанской иконы Божией Матери г. Кинель | Самарская область, г.о. Кинель, ул. Орджоникидзе, д. 32 | Располагается в переоборудованном пятистенном жилом доме, построенном в 90-х годах ХХ века. Поэтому для него характерны простые пропорции и небольшие окна. Облицован сайдингом. Пристроена шатровая главка. На фасаде расположена икона, давшая название храму. По найденной информации оба храма Казанской иконы Божией матери были построены на месте сгоревшего в советские времена одноименного храма, единственного на тот момент в городе. Остается неизвестным, в отношении какого из храмов эта информация подлинная. |
Храм Алексия, человека Божия п. Алексеевка | Самарская область, г.о. Кинель, поселок городского типа Алексеевка, ул. Гагарина, 5 | Весной 2008 из старого железнодорожного вагона было оборудовано тихое и уютное место для богослужений. В 2017 г было начато строительство белокаменного храма в форме корабля. |
Храм Владимирской иконы Божией Матери п. Алексеевка | Самарская область, городской округ Кинель, поселок городского типа Алексеевка, ул. Ульяновская, д. 1А | Располагается в здании бывшего промтоварного магазина. С 1991 по 1994 г шла реконструкция и ремонт здания. Четырехскатную крышу украшает небольшая главка. |
Храм Архангела Михаила п. Бобровка | Самарская область, муниципальный район Кинельский, сельское поселение Бобровка, ул. Кооперативная, д. 94 | Расположена на месте разрушенной деревянной церкви. Ранее церковь трижды горела и восстанавливалась силами жителей сила. В советское время церковь была закрыта, а в 1940 г и вовсе разрушена. В 2003 г было освящено место под строительство нового храма. И вот уже более 15 лет идет строительство. Двухсветный четверик завершен световым небольшим восьмериком с главкой. Рядом построена небольшая трёхъярусная колокольня. |
Храм Казанской иконы Божией Матери с. Красносамарское | Самарская область, Кинельский район, село Красносамарское, ул. Советская, д. 2 | Кирпичная церковь построена в честь 300-летия Дома Романовых на средства прихожан вместо прежней деревянной. В 1930-х зарыта, здание использовалось под зернохранилище. Вновь возвращена верующим в 1992 г. Представляет собой обновленное пятикупольное строение. В четверике колокольни располагается комплект из 13 колоколов. |
Храм Архангела Михаила с.Малая Малышевка | Самарская область, муниципальный район Кинельский, сельское поселение Малая Малышевка, ул. Чапаевская, д. 123 | Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1836-1840 и реконструированная в 1884. Это один из немногих храмов, ни разу не закрывшийся и сохранивший свою самобытность. Вытянутый вдоль поперечной оси основной объем храма увенчан небольшим световым восьмериком, внутри своды опираются на деревянные колонны. С запада к нему примыкает двухъярусная колокольня. |
Храм Николая Чудотворца с. Домашка | Самарская область, Кинельский район, село Домашка, ул. Большая, 37 | Церковь оборудована в каменном одноэтажном здании дореволюционной постройки, ранее служившей жилым домом. Четырёхскатная кровля завершена небольшой главкой, с северной стороны пристроена трапезная. Над росписями храма работали братья Алексей и Сергей Серовы. В настоящее время семья иконописца Алексея проживает в п. Усть-Кинельский, его дети учатся в нашей школе. |
Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Богдановке | Самарская обл., Кинельский р-н, с. Богдановка, ул. Октябрьская, 10 | Впервые официально упоминается в архиве нач. 2000-х г. Церковь простой архитектуры сооружена путем реконструкции кирпичного здания бывшей бани, расширенного и обложенного деревом. |
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Чубовке | Самарская обл., Кинельский р-н, с. Чубовка, ул. Нефтяников, 31 | Кирпичная церковь строится с 2009, внешне окончена. Однокупольный храм-тетраконх с трехъярусной колокольней. В цокольном этаже Никольский престол. В 2016 при церкви основан мужской Покровский монастырь. |
Церковь Космы и Дамиана в Бузаевке | Самарская обл., Кинельский р-н, с. Бузаевка, ул. Центральная, 98В | Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1868-1873. Закрыта в 1929, венчания сломаны, использовалась как клуб, мастерские. Возвращена верующим в 1994, отремонтирована в новых формах, вновь освящена 14.11.2014. В настоящее время - четверик под двускатной кровлей с главкой, с алтарем и трапезной. |
Церковь Космы и Дамиана Ассийских в Новом Сарбае | Самарская обл., Кинельский р-н. с. Новый Сарбай, ул. Школьная, 31А | Приход зарегистрирован 15 января 2010 г. Церковь оборудована в одноэтажном каменном здании, четырехскатная кровля завершена главкой. |
Церковь Георгия Победоносца в Георгиевке | Самарская обл., Кинельский р-н, с. Георгиевка, ул. Кооперативная, 100 | Молельный дом оборудован в здании магазина. В 2008 г освящено место строительства каменной церкви. Церковь крупная (на 1500 прихожан), крестообразная в плане с полукруглой апсидой, завершенная световой ротондой и куполом. Колокольня отдельно стоящая. Роспись церкви выполнена по мотивам иконографии Андрея Рублева и Феофана Грека. |
Церковь Димитрия Солунского в Сырейке | Самарская обл., Кинельский р-н. с. Сырейка, ул. Комсомольская, 60А | В 2005 г временная церковь оборудована в ж/д вагоне. Тогда же было начато строительство новой деревянной церкви. Четверик с квадратной апсидой завершен небольшим четвериком с главкой, в одной связи с трапезной. Звонница под многоступенчатой кровлей установлена к востоку от церкви. |
Местная мусульманская религиозная организация махалля г. Кинель | Самарская область, Кинельский р-н, п. Кинельский ул. Звездная, дом 63 | - |
Местная мусульманская религиозная организация махалля Шарафутдин с. Кинель-Черкассы | Самарская область, Кинельский р-н, село Кинель-Черкассы, ул. Лермонтова, 14 | - |
Местная мусульманская религиозная организация махалля Аула Казахский | Самарская область, Кинельский район, аул Казахский, ул. Казахская,95 |
Мы предполагаем, что перечень данной таблицы не совсем полный, и культовых сооружений гораздо больше. Поисковая работа будет продолжена нами.
Из представленной таблицы видно, что на территории Кинельского района Самарской области располагается 16 сооружения христианской религии: церкви, храмы и ни одной мечети. Для мусульман в Кинельском районе действуют местные религиозные организации, но специальные молельные места отсутствуют. Вообще на территории всей Самарской области насчитывается лишь 5 мечетей. Это можно объяснить тем, что исповедующих ислам в области гораздо меньше, чем представителей христианства.
Только 4 сооружения имеют более чем столетнюю историю и изначально возводились как храмы. За время своего существования они неоднократно меняли свое назначение, были и зернохранилищами, и клубами и пр. Но вновь смогли вернуть свой внешний вид и роль домов Божьих. 7 храмов располагаются в зданиях, которые ранее не имели никакого отношения к религии: бывших жилых домах, банях, домах культуры и даже железнодорожных вагонах. Незначительная внешняя атрибутика и внутреннее убранство помогают создать атмосферу общения с Богом, но не могут отразить традиций христианского зодчества. 5 храмов построено в ХХI веке. Это «новоделы», пытающиеся восстановить архитектурный облик христианской России.
Подобное несоответствие – это результат разрушительного отношения к вероисповеданию в советские времена и попытки вернуть религиозную культуру в современный мир. Чем больше мы знакомимся с темой, тем больше приходим к выводу, что неважно, где человек может прикоснуться к Богу. Молитвы можно возносить и в храме, и в доме, и в чистом поле. Главное, чтобы у человека было стремление искренне проникнуться верой.
Чтобы найти связующие нити двух распространенных в Российской Федерации религий, мы решили сравнить архитектуру христианского храма с мусульманской мечетью. Мы хотели сделать это на примере сооружений, расположенных в Кинельском районе. Однако в связи с тем, что на этой территории полностью отсутствуют мечети, а многие христианские храмы являются «новоделами» или располагаются в строениях, изначально не относящимся к религиозным постройкам, нам пришлось сравнивать некие типичные культовых сооружений. По большому счету, система устройства всех культовых сооружений в рамках своего вероисповедания почти одинакова, за исключением некоторых не принципиальных различий. Их устройство наглядно можно увидеть на рисунках 1 «Устройство христианского храма» и 2 «Устройство мечети».
Рисунок 1 Рисунок 2
Устройство христианского храма Устройство мечети
Чтобы лучше были видны основания для проведения сравнительного анализа культовых сооружений христианства и ислама, мы создали таблицу 2, выстроив информацию в определенный логический ряд.
Таблица 2
Сравнительный анализ культовой архитектуры христианства и ислама
| Христианство | Ислам |
Место поклонения | Храм (от слав. «chormъ» — «дом вообще») | Мече́ть (от араб. مسجد — «место поклонения») |
Назначение | Место для молитвы и других обрядов, связанных с верой | Место для молитвы плюс выполняет функции общественно-социального центра |
Символика | Верхний знак любой церкви, храма – крест | Имеется свой отличительный знак – полумесяц |
Космическая символика | Своды и купола храма олицетворяют небо, пространство близ пола - землю, алтарь - рай, а западная половина - ад. | Основание мечети олицетворяет землю, а ее купола и минареты - небесную власть Бога мусульман |
Ориентирование по сторонам света | Алтарь в храме смотрит строго на восток, откуда, по мнению христиан, исходит «Божественный свет» | Михраб (аналог алтаря) имеет указатель на Мекку, т. Е. не на сторону света |
Особенности архитектуры | Основание храма может иметь различную форму, но должно соответствовать какому-либо христианскому символу (кресту, кораблю, звезде и т.п.). Обязательно наличие хотя бы одного купола. На самом деле куполов может быть очень много, причем количество их строго символично. Еще один обязательный элемент любого храма – это колокольня. Она призывает христиан к молитве, используется в различных чрезвычайных ситуациях или во время религиозных праздников. Структура храма состоит из трех связанных помещений – сам храм, притвор и алтарь. Важные элементы храма – алтарь и престол. В некоторых храмах присутствуют декоративные фонтанчики, предназначенные в основном для красоты или максимум утолить жажду и сполоснуть лицо. Фасады храмов украшены арками, нишами. Оконные проемы узкие. Внешне православные храмы выглядят нарядно, но без излишеств | Формы мечети могут иметь абсолютно любые, однако в основной своей массе имеют квадратный либо многоугольный абрис. Наличие больших и малых куполов, которые располагаются над главным молитвенным залом и прочими помещениями. Стены, опоясывающие всю мечеть по периметру. В мечети нет колоколен. Есть минарет. Их может быть несколько. С их вершины муэдзин сообщает о скором начале молитвы. В типовой мечети помещений больше: главный зал, 3 вспомогательных зала и 4 айвана. Важный элемент - молельная ниша (михраб). Во внутреннем дворике бьет фонтан, имеются специальные комнаты для омовения, где перед молитвой можно полноценно помыться. Очень большое значение придается внешнему виду мечети. Всевозможные балкончики, арки и окна разнообразнейших форм, пандусы, колонны и другие архитектурные изыски в огромном количестве присутствуют во всех мечетях. |
Особенности внутреннего убранства | Богатое убранство внутри храма часто выступает контрастом его скромному внешнему виду. Во многих храмах основные церковные помещения обильно отделаны золотыми и серебряными украшениями. Стены и потолки расписаны сценами различных библейских сюжетов. В любом христианском храме имеется множество икон с изображениями Христа, ангелов, апостолов и т. д. | Внутренняя обстановка мечетей проста и минимальна. В залах, где совершается намаз, нет никаких предметов мебели. В них полностью отсутствуют какие-либо изображения людей или животных. Это запрещено Кораном. Зато поверхность стен богато расписана геометрическими или растительными узорами, арабской вязью и каллиграфией с выдержками из Корана. |
Требования к верующим | Женщины и мужчины приходят на службу одинаково равноправно и стоят, ничем не разделяясь. Зайти и помолиться сразу после тяжелой работы, даже не ополоснув руки, не считается зазорным или чем-то вопиющим. От верующего может исходить сильный запах парфюма или еды. Конечно, это не совсем культурно, но вполне допускается Христианская церковь вполне лояльно относится к нездоровым психически людям при посещении ими храма Церковь не обращает внимания: есть на вас обувь или нет. Во время службы у христиан в основном принято стоять или (и) сидеть. Когда идет богослужение, прихожане находятся перед священником. Лик молящихся обращен на восток. | К мужчинам требования более строгие, чем к женщинам. Здесь женщины отделяются от мужчин перегородкой или даже находятся в другом помещении. Вход в мечеть разрешен только чистым. Идти на молитву с сильным или неприятным запахом нельзя. Верующим с умственными расстройствами заходить в мечеть запрещено У мусульман обувь в мечети обязательно следует снимать Верующие молятся, располагаясь за спиной имама, лицом в сторону Мекки |
Из данной таблицы очевидно, что и христианские, и мусульманские мечети отличаются внешней символикой (крест и полумесяц), отдельными функциональными элементами (колокольни, минареты, айван, михраб и пр.), изображаемыми в интерьере элементами (в храмах это Иисус, Богородица, различные святые и т.д., в мечетях – геометрические и растительные узоры, каллиграфическая вязь), поведением верующих во время молитв.
В то же время нельзя не заметить и очевидного сходства между этими культовыми сооружениями. И храмы, и мечети предназначены для общения с Богом, в них собираются люди для молитвы. Согласно космической символике храмы и мечети являются символами духовных устремлений и достижений человека. Они четко ориентированы на «святое место»: восток у христиан, Мекку у мусульман. Одинаковым можно отметить наличие куполов на архитектурных сооружениях двух вероисповеданий. И даже колокольня частично схожа с минаретом формой и предназначением.
Таким образом, не смотря на существенные различия в религиозной архитектуре христианства и ислама, они имеют общие черты. И материальное наполнение отступает перед духовной сутью этих домов Божьих. Она призывает нас к Добру, а, значит, можно надеяться на мирное существование людей различных вероисповеданий как на территории страны, так и мира в целом.
Заключение
В рамках любой религии существует определенный тип сооружений, выступающих в роли символов своей культуры. В теоретической части работы мы рассмотрели основные аспекты распространенных на территории России религий – христианства и ислама. Познакомились с культовой архитектурой – храмами и мечетями. Мы нашли выдающиеся памятники архитектуры, которые за время своего существования «поменяли» свое вероисповедание. В Стамбуле это бывший христианский собор Святой Софии, ставший мечетью. В Испании, наоборот, бывшая мечеть - Мескита в Кордове - стала католическим храмом. И даже в России похожее преображение произошло в Казани - мечеть Кул-Шариф была перестроена в Благовещенский собор.
В практической части работы было проведено изучение осведомленности шестиклассников ГБОУ СОШ №2 по вопросам поднятой темы. В результате стало понятно, что многие ребята имеют поверхностное представление о сути религии, ее традиций и обычаев, культовой архитектуры. Нами была предпринята попытка найти в районе своего проживания культовые сооружения. И перед нами встала картина разрушительных действий советских времен в отношении веры. Найденные нами храмы – это попытки вернуть религиозную культуру в современный мир, привнести духовности в сердца людей. При этом, как оказалось, для мусульман на территории Кинельского района нет возможности посетить молельные дома в силу их отсутствия.
Сравнение христианского храма с мусульманской мечетью показало нам немало различий. Но мы смогли найти общие черты.
Таким образом, цель работы достигнута, все задачи решены. На примере религиозной архитектуры мы смогли установить точки соприкосновения христианства и ислама. А это значит, что причин для вражды нет, есть только единая вера в высшие силы, которая помогает людям жить, верить в лучшее, быть лучше.
Список использованной литературы
https://svyatsy.org/churches/samarskaya_oblast/kinelskiy_rayon/
http://temples.ru/tree.php?ID=11406
Медведь и солнце
3 загадки Солнечной системы
Кто грамотней?
Соленая снежинка
Плавает ли канцелярская скрепка?