Задачи сказочного содержания
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи сказочного содержания | 936.06 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 1»г.Липецка
Проект по математике
Задачи сказочного содержания
Выполнил: Павков Кирилл
Класс: 6 Б
Руководитель: Токарева И.А.
Липецк 2019г.
Пояснительная записка
Тема проекта «Задачи сказочного содержания».
Цель работы: повышение интереса учащихся к математике с помощью изучения занимательных задач .
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Рассмотреть наличие чисел в сказках, ребусах и стихах;
3. Формировать навыки выступления перед аудиторией, умения отвечать на вопросы.
4. Составить сборник задач сказочного содержания.
Ход выполнения проекта.
1. Поиск и рассмотрение литературы по теме проекта.
2. Написание работы.
3. Формирование проэкта.
Назначение проекта. Использование математических сказок развивает математическое творчество, способствует формированию математических понятий и систематизации материала что является необходимым условием успешной учебы.
Используемые источники:
3. Аменицкий Н.Н. «Забавная арифметика», изд. «Наука», 1999
4.Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. / Депман И.Я. – М., «Просвещение», 1999- 288с.
5. Пропп В.Я. «Исторические корни Волшебной сказки», М., 1986
6.Пушкин А.С. «Сказки», М., 1990.
7.Ласковый И. «Секреты «магических» чисел», М., 2004.
8. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», изд. «Просвещение», 2001.
Как облегчить обучение математикой? Что необходимо, сделать чтобы привить интерес к математике? Ответы на эти вопросы нашлись в старинных математических сказках, занимательных задачах, ребусах и стихах.
Я хочу рассмотреть еще один вид сказок – это математические сказки.
1. Числа в сказках Пушкина
В сказках А.С.Пушкина числительные встречаются довольно часто.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
Балда соглашается работать всего за 3 щелка.
Поп хочет погубить Балду, отправляет его к чертям собрать «недоимки за 3 года».
3 раза Балда в море «верёвку крутил».
3 раза мерился силой Балда с «посланным бесёнком».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик со старухой много лет прожили вместе:
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…».
Три раза старик кидал в море свой невод.
«Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одной тиной,
Он в другой раз закинул невод, -
Пришел невод с травой морской,
В третий раз закинул он невод, -
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой – золотой…»
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- «Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком».
Только желание третьей девицы родить для батюшки-царя богатыря «полюбилось» царю, подслушивавшему речь девиц.
- Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном им лебедем.
- Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, 3 раза лебедь превращает его в насекомое. Три раза выручает лебедь царевича, подарив ему чудеса.
Второе чудо: «И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».
Пожелав жениться на царевне, был готов
«За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- Три раза обращается к своему зеркалу злая царевна:
«Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
- Елисей в своих поисках три раза обращается за помощью: к красному солнцу, к месяцу ясному, к ветру буйному.
После смерти царевны богатыри «ждали три дня, но она не восстала ото сна».
- «семь богатырей, семь румяных усачей»
В приданое царевне было дано «семь торговых городов
да сто сорок теремов».
После смерти царевны богатыри « гроб её к шести столбам
на цепях чугунных там
осторожно привинтили
и решёткой оградили».
«Сказка о золотом петушке»
Сказочное царство, где происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.
И вновь мы встречаемся с числом 3. Три раза кричал петушок, три раза выезжало войско биться с врагом. Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.
В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места.
Вывод: Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3. Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Утроение мотива (поиски невесты) создает размеренный ритм повествования.
Существует много задач, написанных в стихотворной форме, которые можно решать логическим путем.
По 30 километров в час
Шел теплоход по Волге.
На праздник плыли мы как раз.
Путь оказался долгим.
Светило солнышко с небес,
Нас целовали ветры,
Мелькали рощи,
Хвойный лес –
Все 300 километров.
Ответ должны вы мне найти.
А сколько времени в пути
Пробыли мы все с вами?
К сапожнику рано
Пришли два барана.
А с ними сестрички –
Три жёлтые лисички.
Потом прилетели четыре свирели,
А за ними пришел важный волк.
И все попросили сапожника сделать
На каждую ногу себе сапог.
Сапожник долго решить не мог,
Сколько же делать ему сапог?
Стихи из чисел и цифр.
На уроках математики учитель знакомила нас с необычными стихами. А необычные они потому, что записаны не с помощью слов, а с помощью чисел и цифр. Такие стихи могут быть грустными или веселыми. Я нашел еще несколько вариантов таких стихов.
В.Маяковский | В.Маяковский |
А.С. Пушкин | А.С. Пушкин |
Жили у бабуси… | Жили у бабуси… |
Ребусы.
Ребус – это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, названия которых надо отгадать.
При отгадывании ребусов надо знать некоторые условности. Иногда перед знаком или перед (после) нарисованным предметом стоит одна или две кавычки.
Это значит, что в слове, которое ты назовёшь по знаку или рисунку, надо отбросить одну или две первые (или последние) буквы. Иногда в ребусе показано, что надо одну букву отбросить или заменить другой. Если картинка перевернута, значит слово надо читать наоборот с конца.
АКСИОМА
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ОТРЕЗОК
ПИФАГОР
РОМБ
Задачи сказочного содержания.
Очень познавательными для меня оказались задачи сказочного содержания. Рассмотрим на пример:
Задача 1. Красная Шапочка несла бабушке 14 пирожков: с мясом, с грибами и с капустой. Пирожков с капустой - наибольшее количество. Причем, их вдвое больше, чем пирожков с мясом.
Сколько пирожков с грибами?
Решение: пусть пирожков с мясом 2, тогда с капустой 2x2 = 4 (пирожка). Следовательно, с грибами 14 - (2 + 4) = 8 (пирожков). Но в этом случае пирожков с капустой не наибольшее количество.
Пусть пирожков с мясом 3, тогда с капустой 3x2 = 6 (пирожков). Следовательно, с грибами 14 - (3 + 6) = 5 (пирожков). Этот результат соответствует условию задачи.
Ответ: Красная Шапочка несла 5 пирожков с грибами.
Задача 2. Лиса Алиса и кот Базилио привели Буратино на пустырь.
- Это поле чудес: если закопаешь золотые монеты, наутро вырастет дерево, на котором будет в 3 раза больше золотых монет. Затем полученные монеты можно снова закопать в землю, и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночыо эти монеты.
В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать им после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Он заявил, что после двух урожаев у него совсем не останется денег. Уж лучше он сам посторожит.
Сколько золотых монет было у Буратино?
Решение: второй урожай дает 9 монет. Значит, во второй раз Буратино посадит 9:3 = 3 (монеты). Первый урожай даст 3+9=12 (монет). Следовательно, в первый раз Буратино посадит 12:3 = 4 (монеты).
Ответ: у Буратино было 4 золотые монеты.
Задача 3.
Маленький Мук и королевский скороход соревновались в беге по дорожке длиной - 30 километров, которая шла вокруг леса. По условиям соревнования выигрывает тот, кто обгонит другого, пробежав на круг больше. Скороход делает круг за 10 минут, а Маленький Мук за 6 минут. Оба бегут равномерно. Через сколько минут Маленький Мук обгонит скорохода?
Решение: за каждую минуту Маленький Мук пробегает 30 : 6 = 5 (км), а скороход 30: 10 = 3 (км). Когда соревнующиеся начали двигаться от старта А, то Маленький Мук начал удаляться от скорохода. Если принять, что Маленький Мук должен пробежать на круг больше, чем скороход, то можно считать, что первый будет догонять второго. За одну минуту они сближаются на 5 - 3 = 2 (км). Но Маленький Мук будет догонять скорохода на расстоянии 30 километров. Следовательно, Маленький Мук обгонит скорохода через 30 : 2= 15 (мин)
Ответ: Маленький Мук обгонит скорохода через 15 минут.
И так мы попробовали доказать, что математика и сказки могут существовать рядом, помогая друг другу.
Фантазия литератора и строгое математическое мышление – вещи вполне совместимые.
И на уроке математики сказка может стать помощницей и добрым другом.
В заключение хочу прочесть стихотворение.
Математика – наука сложная,
Но осилить ее вполне возможно.
Нужно только постараться
И с желанием заниматься.
На уроки ходить, теоремы учить,
У доски отвечать и в тетради писать.
Слушать внимательно.
Вопросы задавать, а не «ворон считать».
И тогда обязательно
Математику будешь знать —
На пять!
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Осенняя паутина
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Юрий Визбор. Милая моя
Сила слова