Исследование затрагивает проблему особенностей социальных установок и ценностных ориентаций у современных подростков.
В ходе работы было проведено исследование, направленное на выявление структуры ценностей старшеклассников и на изучение мнения подростков о ценностях и социальных установках.
В результате изучения приоритетных жизненных ценностей и индивидуальных особенностей смыслового значения и понимания ценностных ориентаций подростками была подтверждена гипотеза о том, что ценностные ориентации и социальные установки зависят не только от индивидуальных особенностей личности, но и от семьи, воспитания, ближайшего окружения и внешних факторов.
Анализ полученных результатов, позволил предположить, что такие ценности как «любовь» и «дружба» являются для современных подростков наиболее значимыми и не уступают в позициях «материальному благосостоянию» и «эмоционально насыщенной жизни».
Ключевые слова: социальные установки, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности.
Вложение | Размер |
---|---|
vernadskiy_itog.doc | 363 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ Гимназия №4
Ворошиловского района Волгограда»
Региональный конкурс
Юношеских-исследовательских работ
им. В.И. Вернадского.
Секция научной и практической психологии
Исследование особенностей социальных установок и ценностных ориентаций у современных подростков
Выполнила
учащаяся 11 «Б» класса
МОУ гимназии №4
Текучева Алиса Дмитриевна
Учитель педагог-психолог
Гусева Светлана Геннадьевна
Научный консультант
Карпова Ольга Сергеевна
кандидат пед. наук
директор центра сопровождения инновационных проектов
Волгоград, 2019
Оглавление
1.1 Что такое социальные установки и ценностные ориентации? 5-6
1.2. Особенности формирования установок и ценностных ориентаций 6-9
1.3. Понятие ценностей у старшеклассников. 9-11
Глава II. Практическая часть исследовательской работы 12-18
2.1. Исследование приоритетных жизненных ценностей у старшеклассников 12-14
2.2. Исследование понятия старшеклассников о ценностях и социальных установках 14-18
Заключение 19-20
2-29
Введение.
При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальных установок. Специалисты на протяжении многих лет задаются различными вопросами, касающимися этой проблемы. Очевиден остается тот факт, что каждый человек рассматривает мир через призму своего внутреннего мира.
В этом году в нашем классе в рамках городского мониторинга старшеклассников проводилось анкетирование «Мои представления о ценностях семьи». Вопросы касались мнения моих сверстников о семье, браке, о родительской ответственности, о супружеских отношениях и т.д. Обсуждение данного вопроса среди одноклассников позволило мне предположить, что у каждого из нас свое, личное отношение к семье, как ценности.
Поэтому меня и заинтересовал вопрос, что ценно и значимо для моих сверстников? Что влияет на формирование наших ценностей и установок? Наше окружение, социум, в котором мы и находимся, ведь именно общество может задавать некие «параметры» правильного выбора? А может это зависит от воспитания? Или от собственного, личного опыта?
Цель: изучить особенности ценностных ориентаций и социальных установок у старших подростков.
Задачи:
Для решения данных задач считаем целесообразным использование в исследовательской деятельности следующих методов исследования:
Гипотеза исследования – ценностные ориентации и социальные установки зависят от индивидуальных особенностей личности.
Объект исследования – ценностные ориентации и социальные установки в подростковом возрасте
Предмет исследования – виды ценностных ориентаций и социальных установок у подростков
Новизна и практическое значение: результаты исследования позволяют делать выводы об особенностях социальных установок и ценностных ориентаций у современных старших подростков, а также создавать некоторые рекомендации.
Литературный обзор:
Теоретическим обоснованием данной проблемы является изучение работы «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности» Под. ред. В.А. Ядова.
Глава 1.
1.1 Что такое социальные установки и ценностные ориентации?
Социальная установка- другими словами «аттитюд». Что же это такое? Существует множество определений этого термина, но в большинстве из них отмечается, что люди склонны оценивать различные аспекты социального мира и относиться к ним определенным образом.
Так, аттитюд – предрасположенность(склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта(явления) определённым образом.[1]
Аттитюды близки по своему психологическому содержанию к ценностным ориентациям. И те, и другие воздействуют на поведение людей. В то же время эти понятия следует различать.
Так, ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.[2] Ценности присутствуют в человеческом сознании как сформированные в обществе и социально одобряемые оценки жизненных целей и способов их достижения. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.
Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни".
Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в обще социальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.
Говоря же о соотношении ценностей и аттитюдов, можно сказать, что ценности носят более стабильный характер и обусловлены культурой того социума, в котором живет индивид. Аттитюды же – это результат психологических процессов развития личности, истории ее жизненного пути и тех социальных ситуаций, с которыми она сталкивалась. Подверженность аттитюдов довольно быстрым изменениям является важным аспектом.
1.2. Особенности формирования установок и ценностных ориентаций
Совершенно очевидно, что большую роль в формировании системы отношений имеет социальный опыт. Так или иначе, но большинство наших оценочных отношений мы приобретаем в течение всей жизни. Поэтому социальные установки можно считать приобретенными. Важную роль в процессе формирования аттитюдов играет обусловливание, а оно делиться на:
Ученые считают, что уровни сформированности интеллектуальной, моральной, эмоциональной, социальной сфер человека выступают в качестве внутренних факторов развития системы ценностных ориентаций. Также в качестве внешних факторов развития системы ценностных ориентаций можно определить социальную среду, семью, сверстников, личность учителя, образовательную, рабочую среду, средства массовой информации, общество в целом, культуру, законы и традиции и т. д.
Воздействие перечисленных внешних факторов может выступать в качестве средств или инструментов формирования системы ценностных ориентаций человека. По словам А. Н. Леонтьева именно в ходе деятельности «внешнее действует через внутреннее»[3]. В. П. Иванов утверждает, что «лишь в границах деятельности определенного субъекта любые реальности —действительные и воображаемые — выстраиваются в смысловой ряд, в иерархию ценностей, в актуальный жизненный мир, запечатлевающий неповторимость судьбы этого субъекта»[4].
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. М. Рокич различает два класса ценностей:
Делятся терминальные ценности по таким группам, как активная, деятельная жизнь и мудрость; здоровье; интересная работа; красота природы и искусства; любовь; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами общественное признание; познание; равенство; самостоятельность; свобода; счастливая семейная жизнь; творчество; уверенность в себе; удовольствия. То есть терминальные ценности направленны в большей части на некий конечный результат, который можно ощутить, как духовно, так и физически.
Инструментальные ценности можно разделить на следующие группы, а именно: аккуратность; воспитанность, высокие запросы, жизнерадостность, независимость; непримиримость к недостаткам в себе и в других; образованность; ответственность; рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; твердая воля; терпимость; широта взглядов; честность, эффективность в делах и чуткость. То есть, данные виды ценностей предписывают определенные стандарты поведения или методы достижения цели, но они не направленны на получение конкретного результата.
1.3. Понятие ценностей у старшеклассников.
В старшем школьном возрасте (по периодизации Выготского) начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей.
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.
Старший школьный возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в этом возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в старшем подростковом возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Характеризуя социальную ситуацию развития в старшем школьном возрасте, Л.И. Божович отмечает, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения превращаются в "аффективный центр" жизненной ситуации, вокруг которой начинает вращаться вся деятельность, все интересы старшего школьника. Основой для самоопределения и планирования будущей жизни служит ряд качественных преобразований, которые происходят в развитии личности в период юности.
Этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания, становлением целостного образа "Я". Изменения в самосознании личности во всех его проявлениях: самооценке, самопознании, саморегуляции, самореализации и т.д., обуславливают формирование новой социальной позиции и образа жизни в целом.
Таким образом:
Социальная установка (аттитюд) – предрасположенность(склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения.
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценности присутствуют в человеческом сознании как сформированные в обществе и социально одобряемые оценки жизненных целей и способов их достижения.
Ценности носят более стабильный характер и обусловлены культурой того социума, в котором живет индивид. Аттитюды же – это результат психологических процессов развития личности, истории ее жизненного пути и тех социальных ситуаций, с которыми она сталкивалась. Подверженность аттитюдов довольно быстрым изменениям является важным аспектом.
Рассматривая ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной, различается два класса ценностей: терминальные и инструментальные (М. Рокич).
В старшем школьном возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Это период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом.
Глава II. Практическая часть исследовательской работы
Диагностическое обследование проводилось на базе МОУ гимназии № 4 Ворошиловского района города Волгограда среди обучающихся 11 классов в количестве 37 человек.
Исследование осуществлялось по нескольким направлениям:
2.1. Исследование приоритетных жизненных ценностей у старшеклассников.
С целью исследования приоритетных жизненных ценностей у старшеклассников использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (Приложение №1). Респонденту на бланках (Приложение №2) в алфавитном порядке предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер по порядку значимости. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Полученные для каждой из 36-ти ценностей их ранги, отражающие значимость ценности для испытуемого, были использованы для выявления индивидуальных различий в группе или для анализа взаимосвязей ценностных ориентаций.
В нашем исследовании для качественного анализа результатов индивидуальных иерархий ценностей были взяты 2 группы:
Таким образом, были получены следующие результаты:
Анализируя полученные результаты, отмечаем, что в группе терминальных ценностей (Приложение № 4) отдельные позиции были представлены в качестве предпочитаемых у большинства опрошенных респондентов:
Исследуя инструментальные ценности (Приложение №5), получаем следующий результат:
2.2. Исследование понятия старшеклассников о ценностях и социальных установках
Изучение мнения подростков целях проводилось с помощью, разработанной нами анкеты (Приложение № 6).
Вопросы анкеты были сформулированы таким образом, чтобы выяснить мнение подростков об сформированности их ценностных ориентаций, о том, как они понимают значение отдельных понятий, что они вкладывают в них.
В результате анкетирования, проведенного с группой обучающихся 11 классов в количестве 37 человека Гимназии № 4, были получены следующие результаты:
На вопрос № 1 анкеты «Есть ли у вас цель в жизни?»
Большая часть (92%) дали ответ «да», а 8% сказали - «есть осознание, что я чего-то хочу, но нет понимания конкретной цели»
На вопрос № 2 предложенной анкеты «Что в жизни для вас наиболее ценно?».
71% ответил- «Семья»
41% выбрали ответ «Здоровье»
32% выбрали вариант «Друзья»
32%ответили «Активная жизнь»
19% ответили «Любовь»
19% выбрали вариант «Саморазвитие и самосовершенствование»
И ни один из опрошенных не выбрал вариант «Карьера»
В вопросе № 3 подросткам предлагалось выбрать ТРИ ведущих ценности, в Вашем представлении характерных для современной молодежи»
Многие школьники (92%) ответили, что это «образование и культура»,
71% отметили, что для современной молодежи важно материальное состояние
Также 71% выбрали вариант «престиж в обществе»
32%% отметили, что это «семья и дети»
11% ответили «общественная деятельность»,
И ни один не выбрал «труд на благо общества»
На вопрос № 4 «Ваши представления о счастье» подростки чаще всего отвечали «семья» (81%).
Так же популярен был ответ «любовь» (59% опрошенных).
41% отвечали «материальное благополучие». И столько же выбирали вариант «здоровье»,
50,5% пишут, что «достижение мечты» является счастьем.
41% отмечают «верных друзья», отвечая на этот вопрос.
40 % выбирают «мир на земле».
19% считают, что счастье- это «любимая работа»,
На вопрос № 5 «Какие термины Вы ассоциируете со словом "любовь"?» были получены следующие ответы:
71% - Взаимопонимание
59% - Честность
50,5%- Взаимопомощь
50,5%- Привязанность
41% - Счастье
41%- Духовное единство
41%- Уважение
19%- Гармония
На вопрос № 6 «Что для вас значит «карьера»?»
50,5%- написали «получение хорошего образования»
50,5% выбрали «жить в достатке и не отказывать»
32% дали ответ «устройство на хорошую работу»
32% ответили «заработок большого количества денег»
32% сказали, что это обеспечение будущего своих детей
19% отметили «достижение престижного статуса в работе»
И 1 человек написал собственный вариант - «достижение мечты»
Вопрос № 7 анкеты. Подросткам нужно было ответить на вопрос «Что для вас счастье семейной жизни?» предложенными вариантами ответов:
81% отметили «помощь и поддержка»,
71% ответили, что это уют и комфорт
41% выбрали ответ «любовь»,
32% отметили вариант «доверие»,
19% ответили «рождение детей»,
11% дали ответ «общий быт»,
Вопрос № 8 анкеты «Какие термины ассоциируются у вас со словами «активная жизнь»?» - «свобода»- так ответило 41%.
71% думают, что активное времяпрепровождение
32% опрошенных подростков думают, что это жизнь в свое удовольствие
50,5% ответили, что путешествия
Никто не дал ответ, что это - «жизнь без обязательств перед другими»
На вопрос № 9«Что для вас хорошие и верные друзья»
100% дали ответ «поддержка и помощь», 50,5% дали ответ – «общение» и 19% ответили «веселое времяпрепровождение».
На вопрос анкеты №10 респондентам было нужно ответить какие качества они больше всего ценят в людях. Так 71% ответило, что ценнее воспитанность, 71% отметили честность,
70% выбрали заботливость.
19% считают-жизнерадостность,
19% выбрали образованность,
На вопрос анкеты №11 подросткам было нужно ответить какие качества проявляются в них.
Так, 71% считают-«жизнерадостность», 71% выбрали образованность, 59% отметили честность,
50,5% выбрали заботливость,
41% ответил, что им присуще воспитанность.
На вопрос № 12 «Что, по вашему мнению, влияет на формирование Ваших ценностей?»
62% выбрали вариант «ближайшее окружение, друзья, близкие»
41% выбрали вариант «влияние родителей, семьи»
38% ответили «влияние СМИ, телевидения, интернета и т.д.»
30% отметили «в результате жизненного опыта»
21% отметили влияние школы, педагогов, учителей
11% отметили, что это «самостоятельное решение»
И никто не выбрал вариант «это диктует закон»
Таким образом:
Заключение
В ходе исследования мы подтвердили гипотезу, что ценностные ориентации и социальные установки зависят от индивидуальных особенностей личности.
Нами было выявлено, что для современного подростка ценности носят стабильный характер. Так, например, такие терминальные ценности, как «любовь», «наличие верных друзей» и «материально обеспеченная жизнь», и такие инструментальные ценности, как «воспитанность», «жизнерадостность» и «честность» являются наиболее предпочитаемыми для большинства опрошенных.
Важно отметить, что при этом социальные установки у опрошенных подростков качественно отличаются. Подтверждением может служить тот факт, что содержательная часть некоторых понятий для каждого подростка неоднородна. Каждый респондент вкладывает в них свое понимание, что является результатом психологических процессов развития личности и определяется, по мнению респондентов, семейным воспитанием, индивидуальными особенностями и личным опытом.
Так например, «любовь» большинство подростков характеризует как «взаимопонимание» и «честность», «духовным единством», «счастьем» и «уважением». При этом каждый респондент, характеризуя отдельные понятия, выбирал несколько качеств, что может означать, что эти ценности для подростков очень многогранны и включают большой спектр показателей.
«Наличие верных друзей» же для всех опрошенных – это прежде всего «поддержка и помощь» и «возможность общения».
Было интересным узнать, что мнение подростков относительно личных ценностей и ценностей других людей кардинально отличаются. Так, большинство подростков считает, что для их сверстников важны «престиж в обществе», «материальное благосостояние» и «образование». При этом, в ранжировании по методике Рокича эти понятия заниманию далеко не лидирующие места.
Рассматривая вопрос о том, что влияет на социальные установки подростков предпочтение отдается «ближайшему окружению», «семье и родителям». Также не исключается большое «влияние СМИ, телевидения, интернета и т.д.»
В заключение важно отметить, что подросток на данном этапе своей жизни практически определился с ценностями и выстроил ориентиры для дальнейшей жизни, но осознанность этого вопроса не совсем точна, суждения размыты. Именно поэтому, так важно влияние семьи и ближайшего окружения, в том числе педагогов, сверстников, на процесс формирования осознанного поведения на пути личностного самоопределения.
Список литературы
КНИГИ
Интернет-источники
Приложение 1
Тест Рокича "Ценностные ориентации"
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.
Приложение №2
Бланк методики
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Ф.И.____________________________________ Класс: ____________________ Дата: ___________________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
– здоровье (физическое и психическое); | |
– интересная работа; | |
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
– наличие хороших и верных друзей; | |
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
– счастливая семейная жизнь; | |
– счастье других (благосостояние, развитие других людей, всего народа, человечества в целом); | |
– творчество (возможность творческой деятельности); | |
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
– воспитанность (хорошие манеры); | |
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
– жизнерадостность (чувство юмора); | |
– исполнительность (дисциплинированность); | |
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
– честность (правдивость, искренность); | |
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
– чуткость (заботливость). |
Приложение 3
Сводные результаты психологической диагностики.
Методика: Рокич «Ценностные ориентации»
Цель: выявление приоритетных жизненных ценностей у старшеклассников
Дата проведения: декабрь 2018 года
Класс: 11, а (21), 11б (16).
Количество обследуемых: 37 человек
За анализ принимаются пять наиболее значимых выборов по списку А (терминальные ценности) и по списку Б (инструментальные ценности)
Список ценностей | 11 Б | 11 А | Итого | |||||||||
А | Б | А | Б | А | Б | |||||||
1-5 места | 18 | 1-5 места | 18 | 1-5 места | 18 | 1-5 места | 18 | 1-5 Места | 18 | 1-5 места | 18 | |
1 | 7 | - | 4 | 2 | 7 | 1 | 5 | 1 | 14 | 1 | 9 | 3 |
2 | 5 | 1 | 6 | - | 6 | - | 10 | - | 11 | 1 | 16 | - |
3 | 7 | - | - | 1 | 5 | 2 | 4 | 3 | 12 | 2 | 4 | 4 |
4 | 3 | 1 | 6 | - | 5 | 1 | 10 | 1 | 8 | 2 | 16 | 1 |
5 | 2 | 2 | 2 | - | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 |
6 | 7 | 1 | 3 | - | 11 | 1 | 5 | - | 19 | 2 | 8 | - |
7 | 7 | - | 1 | 5 | 9 | 2 | 2 | 4 | 16 | 2 | 3 | 9 |
8 | 6 | - | 4 | - | 13 | - | 8 | 1 | 19 | 8 | 12 | 1 |
9 | 2 | 1 | 3 | - | 3 | - | 7 | - | 5 | 1 | 10 | - |
10 | 3 | - | 3 | 1 | 3 | - | 4 | 1 | 5 | - | 7 | 2 |
11 | 2 | 1 | 3 | - | 2 | - | 6 | 1 | 4 | 1 | 9 | 1 |
12 | 3 | - | 2 | 6 | - | 5 | 1 | 9 | - | 7 | 1 | |
13 | 2 | 2 | 3 | - | 4 | 3 | 2 | 1 | 6 | 5 | 5 | 1 |
14 | 1 | - | 3 | 1- | 6 | - | 7 | 1 | 7 | - | 10 | 2 |
15 | 4 | - | 4 | - | 5 | - | 4 | - | 9 | - | 8 | - |
16 | 2 | 2 | 4 | - | - | 3 | 11 | - | 2 | 5 | 15 | - |
17 | 4 | 3 | 3 | 1 | 4 | 1 | 5 | - | 8 | 4 | 8 | 1 |
18 | 3 | 1 | 4 | 1 | 9 | - | 7 | 3 | 12 | 1 | 11 | 4 |
Приложение 4
Рейтинг терминальных ценностей:
Терминальные ценности | Количество выборов |
– любовь(духовная и физическая близость с любимым человеком); | 19 |
– наличие хороших и верных друзей; | 19 |
– материально обеспеченная жизнь(отсутствие материальных затруднений); | 16 |
– активная деятельная жизнь(полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | 14 |
– здоровье(физическое и психическое); | 12 |
– уверенность в себе(внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | 12 |
–жизненная мудрость(зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | 11 |
– развитие(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | 9 |
– счастливая семейная жизнь; | 9 |
– интересная работа; | 8 |
– творчество(возможность творческой деятельности); | 8 |
– свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | 7 |
– развлечения(приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | 6 |
– общественное призвание(уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | 5 |
– познание(возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | 5 |
– продуктивная жизнь(максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | 4 |
– красота природы и искусства(переживание прекрасного в природе и в искусстве); | 2 |
– счастье других(благосостояние, развитие других людей, всего народа, человечества в целом); | 2 |
Приложение 5
Рейтинг инструментальных ценностей:
Инструментальные ценности | Количество выборов |
– воспитанность(хорошие манеры); | 16 |
– жизнерадостность(чувство юмора); | 16 |
– честность(правдивость, искренность); | 15 |
– образованность(широта знаний, высокая общая культура); | 12 |
– чуткость(заботливость). | 11 |
– ответственность(чувство долга, умение держать свое слово); | 10 |
– терпимость(к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | 10 |
– аккуратность(чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | 9 |
– самоконтроль(сдержанность, самодисциплина); | 9 |
– независимость(способность действовать самостоятельно, решительно); | 8 |
– широта взглядов(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | 8 |
– эффективность в делах(трудолюбие, продуктивность в работе); | 8 |
– рационализм(умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | 7 |
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | 7 |
– исполнительность(дисциплинированность); | 5 |
– твердая воля(умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | 5 |
– высокие запросы(высокие требования к жизни и высокие притязания); | 4 |
– непримиримость к недостаткам в себе и других; | 3 |
Приложение 6
1.Есть ли у вас цель в жизни
2. Что в жизни для вас наиболее ценно:
3. Выберите ТРИ ведущих ценности, в Вашем представлении характерных для современной молодежи
4. Ваши представления о счастье?
5. Какие термины Вы ассоциируете со словом "любовь"?
6. Что для вас значит «карьера»?
7. Что для вас счастье семейной жизни?
8. Какие термины ассоциируются у вас со словами «активная жизнь»?
9. Что для вас хорошие и верные друзья?
10. Какие качества вы больше всего цените в людях?
11. Какие черты присущи Вам?
12. Как, по вашему мнению формируются ценности?
[1] Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Мещеряков Б., Зинченко В. — СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
[2] М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
[3] Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С. 47–78.
[4] Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990. —367 см
"Морская болезнь" у космонавтов
Весёлые польки для детей
Акварель + трафарет = ?
Извержение вулкана
Карты планет и спутников Солнечной системы