Информационный проект "Реки Рузского района" выполнен учащимися 8-9 классов. Продуктом проекта является электронный справочник рек Рузского района. Выпущен альманах с описанием рек. Практическая значимость: использование на занятиях краеведением.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_reki_rr.docx | 483.25 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОВОЛКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РУЗСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
_____________________________________________________________________________
143120 Московская область, Рузский городской округ, д. Нововолково ,ул.Центральная, д.6.
тел. 8(496)27-65-689 e-mail: wolruz@yandex.ru сайт: http://51-sch-nv.eduruza.ru
Информационный проект
Секция:
« Люблю тебя, мой край родной»
Выполнили:
коллектив учащихся 8-9 классов
Руководитель:
Володина Е.Н., учитель географии
2018 год
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Тема проекта | Реки Рузского района |
Авторы проекта | учащиеся 8 – 9 классов |
Руководитель проекта | Володина Елена Николаевна, учитель географии |
Место выполнения проекта | МБОУ «Нововолковская ООШ» |
Время выполнения проекта | Октябрь 2017 года – январь 2018 года |
Тип проекта | Информационный |
Вид проекта | Межпредметный ( география, экология, краеведение) , среднесрочный, групповой |
Цель проекта | Описать гидрологические ресурсы Рузского района |
Задачи проекта | 1. Изучить литературные источники, справочные материалы, картографические материалы 2. Выпустить альманах «Реки Рузского района» 3. Оценить роль рек в жизни и деятельности человека |
Продукт проекта | 1. Альманах «Реки Рузского района» 2. Электронный справочник «Реки Рузского района» |
Ожидаемые результаты | 1. Повышение экологической культуры учащихся 2. Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении малых рек района. 3. Расширение знаний о природе Рузского района. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РЕЧНОЙ КРАЙ
1.1 Рузский край – край рек
1.2. Экологическое значение рек
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пути решения проблем
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Электронный справочник «Реки Рузского района»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы
Прозрачно Подмосковье, как росинка
На крохотном березовом листе.
В росинке отражается Россия
Во всей своей прозрачной красоте.
Богата красотой земля Подмосковья.
И щедро делится она с человеком своим теплом, добротой и вечной мудростью, накопленными долгими тысячелетиями.
Среди заповедных мест Московской области Рузский район стоит особо. И не зря за ним прочно закрепилось «звание» Жемчужины Подмосковья. Основой тому стало уникальное сочетание девственных лесов с полным отсутствием наносимых современной промышленностью «ссадин» и «ушибов» экологической среде, наличие источников минеральных вод и месторождений торфяных грязей. Да ещё много чего. Говорить, не хватит слов. Это надо видеть, дышать этим воздухом, впитывать душой его величавую и вместе с тем по-русски простую красоту.
Говорят, нет, и не может быть, вечного двигателя, а вот он есть. Это же река. Текла она сотни лет тому назад и будет течь, если только сам человек не разрушит то, что было создано природой еще до его появления на Земле. В общем – то, сделать это не так уж трудно. На памяти человечества достаточно таких примеров – высохшие и исчезнувшие реки, загрязненные озера.
В своем проекте мы опишем гидрологические ресурсы района и предложим меры по защите малых рек. Мы считаем, что наиболее разумный путь восстановления и сохранения этих рек связан с комплексным природоохранным использованием.
Цель работы: Описать гидрологические ресурсы Рузского района
Задачи:
1. Изучить литературные источники, справочные материалы, картографические материалы
2. Выпустить альманах и электронный справочник «Реки Рузского района»
3. Оценить роль рек в жизни и деятельности человека
Объект исследования: реки Рузского района
Новизной работы стала разработка и выпуск альманаха и электронного справочника «Реки Рузского района»
Практическая значимость работы: альманах и электронный справочник «Реки Рузского района» может быть использован на уроках географии, краеведения при изучении гидрографии района.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение экологической культуры учащихся
2. Повышение уровня заинтересованности в защите и сохранении малых рек района.
3. Расширение знаний о природе Рузского района.
ГЛАВА 1. РЕЧНОЙ КРАЙ
1.1 Рузский край – край рек
Через территорию Рузского района протекают две крупные реки – Москва и Руза, приток Рузы Озерна, а также множество мелких речек и ручьев. Всего в районе 28 рек и речек общей протяженностью 227 км. Вся речная система относится к бассейну реки Оки.
Вот так описал реки района ученый Н.Ю. Зограф в книге «Очерк природы Рузского уезда»: «Наш уезд… довольно высок и изобилует спусками и подъемами, подчас, особенно по течению рек – Москвы, Рузы и Озерны – весьма красивыми. Благодаря такому спуску высот, иногда довольно крутому, и реки, протекающие в Рузском уезде, носят характер речек быстрых, нередко образующих значительные быстрины. Таковы, например, местами Москва – река, Руза, особенно же Озерна, которая на броде, носящем имя «Гремяк» ( у впадения в Озерну речки Песочня), течет так же бурно, как какой-нибудь горный поток. Когда-то реки Рузского уезда были богаты водой и мощны. Теперь же только две из них - Москва – река да Озерна – ещё настолько многоводны в вешнее половодье, что по ним идет сплав леса, так же как и по нижнему течению Рузы. Пользуясь этим обилием воды в рамках прежнего Рузского уезда, древние обитатели России проложили по Рузскому уезду несколько больших торговых путей на Оку, Гжать и на Истру. На этих путях встречалось много волоков и перевалочных речек. Одна из таких рек, текущих в Озерну, носит до сих пор имя Переволочни: теперь, за вырубкой леса, это небольшой ручей, но ещё сорок лет назад она была столь многоводна, что на ней стояли запруды, двигавшие машины суконной фабрики.»
Более ста лет назад написаны эти строки. Много воды утекло с тех пор. Изменился режим наших рек, на главных водных артериях района построены водохранилища. Теперь полноводность рек регулируется человеком. Сейчас многие реки обмелели, превратились в ручьи, но следы их былой многоводности и силы остались: их русла пролегают по широким и глубоким долинам.
Малым рекам принадлежит исключительно важная роль в биосфере. Обладая сильно разветвленной сетью, малые реки осуществляют дренирование территорий, выносят с полей загрязняющие вещества, определяют уровень грунтовых вод. Большие уклоны малых рек порождают высокие скорости течения. Водный поток разрушает берега, размывает пойму. Особенно сильно эрозия проявляет себя в многоводные годы. А в маловодные годы малые реки могут пересыхать и промерзать.
1.2 Экологическое значение рек
Любая геоэкосистема, в той или иной мере, связана с речными системами. В пределах речной системы может находиться множество экосистем разных порядков. Расположены они довольно закономерно. Это связано с дренированием территории реками, падением уровня грунтовых вод, фильтрацией воды и другими факторами и процессами.
При слабом развитии речной сети происходит заболачивание территорий. Развиваются переувлажненные, заболоченные и озерно-болотные экосистемы. На Московской возвышенности, несмотря на большое количество осадков, в виду повышенной густоты речной сети, заболачивания не происходит.
Реки влияют на уровень грунтовых вод. Вследствие врезания рек происходит дренирование их водосборов. Уровень грунтовых вод понижается. В зависимости от этого уровня формируются ландшафты и экосистемы.
Реки сформировали долины, террасы и пойму, представляющие особые экосистемы. На террасах, на песчаных почвах растут сосняки, на супесчаных — елово - сосняки и на более богатых суглинистых почвах — елово - дубняки. На поймах сформировались луговые экосистемы с богатыми почвами. Реки влияют на распределение экосистем на водоразделах. В силу особого распределения поверхностного стока формируются особые элементарные ландшафты. На водоразделах располагаются элювиальные ландшафты и экосистемы. В этих экосистемах в основном проявляет себя местный круговорот вещества и энергии почва - растения. Влага, выпавшая в виде осадков, фильтруется в почву, испаряется и транспирируется растениями. На склонах водосбора формируются трансэлювиальные ландшафты, для которых характерен более сложный круговорот вещества и энергии.
Водосборы дренируются реками через овраги, ложбины и лощины. В этих звеньях гидрографической сети формируются особые овражно-балочные, луговые или кустарниково-луговые экосистемы на дерново-луговых почвах.
Реки — необходимый элемент ландшафта. Там, где нет рек, — или пустыни или болота. С речными долинами связан особый микроклимат: зимой в долинах холоднее, чем на водоразделах. В долинах застаивается холодный воздух. В сильные морозы разница температур может составить 10 градусов. Летом в долинах выше влажность, больше испаряемость, ниже температуры, меньше скорости ветра. Пойма реки лучше увлажнена.
Речная сеть имеет закономерное строение. Например, реки начального порядка, дренируют территорию равную 10 км2. Реки с этой территории выносят избыточную величину осадков, а также твердые частицы и растворимые водою соли. В настоящее время реки выносят и вещества, поступающие на водосбор в результате хозяйственной деятельности человека: гербициды, пестициды, т. е. выполняют дополнительные экологические функции. Без выноса этих веществ почвы были бы переполнены загрязняющими веществами и не пригодны для дальнейшего их использования.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Работа над проектом была разбита на три этапа:
1 Этап. Подготовительный. Октябрь 2017 г.
Подбор и изучение литературы по проблеме.
2 Этап. Практический. Ноябрь - декабрь 2017 г.
Разработка и выпуск альманаха и электронного справочника «Реки Рузского района»
3 Этап. Обобщающий. Январь 2018 г.
Обобщение и анализ полученного материала.
Подготовка материалов к районной конференции.
В ходе работы над проектом учащимися был составлен каталог всех рек Рузского района. Затем велась работа по сбору материалов. Подготовленные материалы были оформлены на печатных листах для выпуска альманаха и в электронном виде для электронного справочника.
КАТАЛОГ « Реки Рузского района»
По завершению работы были подготовлены:
1. Альманах «Реки Рузского района»
2. Электронный справочник «Реки Рузского района»
К сожалению, не найдены материалы по следующим рекам: Щетинка, Яковлевка, Переволочня, Песочня, Побоинка, Понюша.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природа преобразована трудом многих поколений, причем каждое последующее поколение приспосабливалось к уже «очеловеченной» природе и продолжало ее изменять. Многовековое природоиспользование ныне отражено в сильно изменившихся лесах, в пересыхающих малых речках и родниках, в участившихся засухах и резких похолоданиях, которым не может противостоять ни поредевший естественный растительный покров, ни насаженные человеком лесопарки, монокультурные хозяйственные угодья.
Малые реки в силу своей природной уязвимости в первую очередь реагируют на хозяйственную деятельность человека - на вырубку лесов, распашку, осушение, орошение, они обладают более низкой способностью к самоочищению, быстрее загрязняются.
Вода - ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания. Проблема чистой воды – одна из острейших в мире. Необходимо беречь и охранять водные ресурсы. Нужно «мыслить глобально, а действовать локально». Оглянитесь вокруг: может, спасая малую реку, вы сбережете большую?
Пути решения проблем
Малые реки весьма уязвимы. Самая большая опасность для них – человек, его хозяйственная деятельность. Вырубка лесов по берегам, стоки с животноводческих ферм, выпас скота на берегах, распашка склонов, захламление русла, застройка поймы, осушение болот, сброс сточных вод, свалки на берегах – все это пагубно отражается на состоянии реки и может привести к её гибели.
Для сохранения водности рек и их защиты необходимо:
1. Не вырубать леса на водосборах
2. Запретить хозяйственную деятельность в водоохранной зоне
3. Прекратить сброс неочищенных или плохо очищенных сточных вод
4. Ликвидировать свалки по берегам рек
5. Рационально вносить удобрения на поля
6. Регламентировать выпас скота на поймах рек
7. Восстанавливать старые водоемы
8. Расчищать источники, родники, ключи
9. Систематически контролировать состояние рек
10. Проводить разъяснительную работу среди природопользователей и отдыхающих по охране природы в бассейнах малых рек.
Сегодня в Рузском крае почти не осталось рек, особенно малых, в первозданном виде. Мы все в ответе за наш край и будущее России.
Не знаю, где еще красивей,
Чем возле речки на лугу.
Мы - дети малых рек России,
перед которыми в долгу.
Пусть на земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
студеная и вкусная вода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бобров А.А. Москва – река: от истоков до устья. Жуковский. Кучково поле, 2006
2. Быков В. Д. Москва-река. — М., 1951.
3. Вагнер Б. Б. Реки и озёра Подмосковья. — М.: Вече, 2006. — (Исторический путеводитель.)
4. Рузский край вчера, сегодня, завтра. Научно-популярное издание. Том 1. Москва, 2008
5. Смирнова Е. Реки и озера Московской области. — М., 1958.
6. Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. Москва, «Современные тетради», 2004
7. Ресурсы Интернета:
http://ru.wikipedia.org
http://www.ruzacity.ru/ekologiya/reka-ruza
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Новогодние гирлянды
"Портрет". Н.В. Гоголь
Этот древний-древний-древний мир!
Есть ли лёд на других планетах?