Эта работа должна помочь сохранению исторической памяти, воспитанию уважению к павшим героям, развитию интереса к поиску «новых» имен в летописи Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 317.89 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островского района Костромской области
«Островская средняя общеобразовательная школа»
Фестиваль
«Успешен я, успешна вся моя страна!»
Номинация «Юные исследователи»
Тема работы «Наши деды ковали Победу»
(исследовательский проект)
Авторы работы: учащиеся 4 «А» класса Борков Михаил, Громова Арина, Дербин Данил, Кукушкина Дарья, Соловьёва Анна. . Руководитель: Макарова Валентина Викторовна, учитель начальных классов |
Островское, 2017
Оглавление
1. | Введение……………………………………………………………. | 3 |
2. | Основной этап……………………………………………………... | 6 |
3. | Заключение…………………………………………………………. | 14 |
4. | Источники информации………………………………………….. | |
Приложение |
Введение
Кто знает, что было б тогда, в сорок пятом,
Когда бы и прадеды наши и деды
Для нас не добыли великой Победы!
Великая Отечественная война закончилась 72 года назад, наши сверстники не слышали рева самолетов и свиста пуль, не видели зарева пожарищ и взрывов бомб, не знали ужасов войны. Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим…
Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу.
О войне наше поколение знает только из книг, кинофильмов, спектаклей. Но главное – рассказы ветеранов, они, как живой родник, питают нашу благодарную память. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны стараться как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
И скажут, честь, воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
А.Т.Твардовский
Из поколения в поколение передаются рассказы очевидцев о Великой Отечественной войне. К сожалению, с каждым годом становится все меньше свидетелей тех страшных событий. И нам надо спешить узнать о них от своих родных, которые рассказывают о вкладе семьи в Победу над фашистской Германией.
Сегодня очень важна память о Войне для подрастающего поколения. Ведь она учит нас помнить и знать, что сделали наши предки для своей страны, родного края. Мы знаем историю. На её страницах сияют известные имена. Но как много в истории имен рядовых. Среди них – имена наших прадедов и дедов, прабабушек и бабушек. Мы должны чтить память о них и гордиться, что мы можем назвать себя потомками тех, кто ковал Победу и подарил её нам! Этим объясняется актуальность нашей работы.
Проблема:
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и обучающиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях.
Гипотеза:
Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки обучающихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.
Цель исследовательской работы:
На примере биографии наших прадедов показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества и сохранить память о родственниках обучающихся 4 «А» класса МКОУ «Островская СОШ», участвовавших в Великой Отечественной войне в виде создания «Дневника памяти».
Задачи:
1) Изучить и систематизировать документальные источники об истории наших семей.
2) Определить роль наших семей в истории Великой Отечественной войны.
3) Привлечь внимание наших сверстников к изучению истории Родины.
4) Оформить полученную информацию о жизни родственников в годы войны на страницах «Дневника памяти».
Объект исследования: биографии наших прадедов, солдат Великой Отечественной войны.
Методы исследования: изучение и анализ семейных фото и документальных источников и Интернет-ресурсов, систематизация и обобщение рассказов ветеранов войны, воспоминания наших бабушек и других родственников.
Этапы проекта:
1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников, интервью у ветеранов войны).
2) Основной (подготовка мультимедийной презентации).
3) Защита проекта.
Основной этап
Готовясь, к празднованию дня 72-й годовщины Победы мы приняли участие в различных мероприятиях, посвящённых этой дате. Учащиеся нашего класса приняли участие в Международном конкурсе «По страницам Великой Отечественной войны», в которой Дурандина Маргарита стала победителем, а Кукушкина Дарья призёром. Плуталов Глеб награждён диплом II степени в I Всероссийском военно-патриотическом блицтурнире «Наши Победы» (Приложение 1). 9 мая наш класс участвовал в акции «Бессмертный полк» (Приложение 2). На часах общения мы говорили о том, что такое война, о том, сколько горя принесла она нашему народу, о тех, кто погиб во время войны, кто работал в тылу. На уроках Мужества мы узнали о городах-героях, о пионерах-героях, о битве под Москвой, о Сталинградской битве, о земляках – героях Советского Союза (Приложение 3).
Тогда мы решили узнать, кто из наших семей был участником той войны, ведь читать про героев и знать, что героем является твой родственник – разные вещи. Так мы начали поиск информации о своих прадедах.
Нами была разработана анкета и проведён социологический опрос среди одноклассников на тему «Великая Отечественная война в твоей семье» (Приложение 4). Мы попросили их ответить на следующие вопросы: «Есть ли в вашей семье родственники, которые воевали в годы Великой Отечественной войне?», «Хотите ли вы сохранить память о Вашем родственнике – участнике Великой Отечественной войны», «Существует ли необходимость создания Дневника Памяти». По результатам социологического опроса сделали вывод: большинство опрошенных знают о родственниках, участниках Великой Отечественной и уверены в необходимости создании Дневника Памяти (Приложение 5).
Мы обратились за помощью в детскую библиотеку. Анализируя литературу об участниках войны, мы нашли данные в Книге Памяти (Приложение 6). Затем на классном часе каждый из школьников составил план проекта, сформировал возможные вопросы для интервью по сбору информации о своем родственнике, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. На родительском собрании было предложено родителям оказать посильную помощь в осуществлении проекта. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство пап совсем ничего не знают о своих дедушках и бабушках. Да и некоторые мамы тоже немного могли рассказать по интересующему нас вопросу. Поэтому многим ребятам пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам. Мы записывали воспоминания старших представителей семьи, просматривали фотографии, награды и документы, сохранившиеся в семейном архиве.
5 мая прошел классный час «Нет героев от рожденья. Они рождаются в боях», на котором мы подвели итоги работы над проектом. Каждый учащийся представил свою работу о прадеде, оформленную в виде сочинения или заметки.
Рассказывает Соловьёва Анна:
Мой прадедушка, Соловьёв Николай Иванович, родился 3 февраля 1915 года в д. Шегары Судиславского (в настоящее время Островского) района Костромской области. В 1927 году получил начальное образование, окончил 4 класса школы. Получил профессию тракториста. До призыва в армию работал в с. Заборье трактористом, в п. Александровское (Александровская бумажная фабрика) - пожарным. 8 июля 1940 года (25 лет) был призван на военную службу. Служил на Карельском перешейке в должности командира саперного отделения 52 инженерной бригады в звании сержанта. В годы войны принимал участие в обороне и освобождении Ленинграда. Принимал участие в боевых действиях, был минером, ходил в разведки, о чем свидетельствуют благодарности командира части, которые приходили с фронта жене Николая Ивановича и которые он привез с собой с фронта по окончании войны. 23 февраля 1943 году саперному отделению Н.И.Соловьева было поручено разминировать противотанковые мины. Под огнем противника отделение выполнило задачу, но Николай Иванович был ранен в левую руку. Его направили в госпиталь г. Ленинграда. В конце апреля 1943 года вернулся в 52 инженерную бригаду на передовую. Уволен в запас в октябре 1945 года. Имеет 2 ордена Красной звезды, медаль «За отвагу», медаль «За освобождение Ленинграда», орден «Отечественной войны» 1-ой степени. После войны вернулся в родной поселок Александровское, где его ждали жена и дочь. После войны работал на Александровской бумажной фабрике, председателем колхоза «Дружба» в селе Заборье.
Мой второй прадедушка, Поляков Семён Пудеевич, родился 13 февраля 1907 года в Шкловском районе Могилевской области в Белоруссии. По национальности – белорус. В детстве вместе с родителями переехал в Кадыйский район Костромской области.
Прадедушка был участником двух войн: Финской и Великой Отечественной. В Великую Отечественную войну воевал в сухопутных войсках в звании старшего сержанта на Белорусском фронте. Он хорошо играл на гармошке, что поддерживало боевой дух однополчан до и после сражений.
Однажды Семён Пудеевич вместе с товарищем получил задание пробраться в немецкий тыл и доставить «языка». Задание командования было выполнено, пленный дал ценные сведения. За это прадедушка был награжден орденом Красной звезды. За участие в других операциях он был награжден орденом Отечественной войны. У него были и медали, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
В одном из сражений Семён Пудеевич был ранен в ногу и направлен в госпиталь в городе Ташкент в Узбекистане. Ногу пришлось ампутировать. Поэтому после лечения в госпитале был комиссован.
По возвращению с войны прадедушка работал председателем колхоза, потом лесником. Продолжал он трудиться и в преклонные годы: работал конюхом, сторожем. Несмотря на то, что у прадедушки вместо одной ноги был протез, он мастерски управлял машиной, ездил на велосипеде и верхом на лошади.
Семён Пудеевич был мастером на все руки: плотником, столяром, бондарем, шорником, катал валенки, ремонтировал обувь, умел вить веревки из сена и лыка, плел корзины, делал деревянные лопаты, грабли, санки. Все эти умения очень пригодились прадедушке в послевоенные годы. Женщины, оставшиеся вдовами после войны, просили его сделать лопату, грабли, кадушку, бочонок, квасницу и другую посуду. А для ребятишек он мастерил санки, лыжи и коньки. Вся мебель в доме прадедушки была сделана его руками: кровать, стол, стулья, диван, скамейки, шкаф для посуды и белья.
Умер Семён Пудеевич 09 ноября 1979 года Ему было 72 года.
Рассказывает Громова Арина:
Моего прадеда звали Торопов Иван Михайлович. Он родился в 1915 году в селе Займище Островского района Костромской области. После окончания семи классов школы работал в колхозе.
Мой прадед участвовал в Отечественной войне на Северо-Западном Фронте, втором Прибалтийском и Карельских фронтах с 1941 по 1945 года. Воевал с немецко-фашистскими захватчиками с первых дней начала войны в должности сапёра 222-го Отдельного моторизованного штурмового инженерно-сапёрного батальона. Проявил себя смелым, исполнительным и инициативным воином. Принимал участие в боях под городом Старая Русса, по освобождению города Новосокольники, при форсировании реки Свирь и по освобождению Советского Заполярья.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования и проявленные при этом доблесть и мужество награждён медалью «За боевые заслуги» и медалью «За оборону Советского Заполярья».
После возвращения с фронта в 1947 году прадед устроился работать в колхоз механиком и кузнецом. Здесь он встретил свою будущую супругу Марию Николаевну, с которой они вырастили и воспитали шесть дочерей. Иван Михайлович скончался 11января 1987 года.
Рассказывает Безменов Дмитрий:
Мой прадедушка, Безменов Виктор Семёнович родился в 1903 году. В Белоруссии. Участник ВОВ. В 1941 году был призван из деревни Починок Островского района. В 1942 году из-за ранения в позвоночник был комиссован. Инвалид I группы.
Рассказывает Борков Михаил:
Мой прадедушка, Федецов Василий Васильевич, родился 25 февраля 1925году в Нейском районе. Воевал до самой Победы - дошёл до Европы, потом работал учителем в г. Нея, умер в 2004г. в Екатеринбурге.
Рассказывает Виноградова Ольга:
Мой прадедушка, Виноградов Иван Михайлович, родился 19 июля 1913 года в деревне Чепуриха Островского района Костромской области. Участвовал в снятии блокады Ленинграда. Имеет орден Славы III степени.
Рассказывает Дербин Данил:
Мой прадедушка, Лебедев Сергей Трофимович, с 1942 года и до конца Великой Отечественной войны был связистом в стрелковом полку. Его боевой путь лежал от Воронежа до Праги.
В августе 1942 года разгорелись жестокие бои за Воронеж. Закрепившись на выгодных позициях, немцы отчаянно сопротивлялись. Под прикрытием ночной темноты наши стрелковые подразделения одновременно в нескольких местах переправились через реку Воронеж и сосредоточились на указанных рубежах, чтобы с рассветом перейти в наступление. Вслед за боевыми порядками пехоты тянул телефонный кабель красноармеец, связист, мой прадед Сергей Лебедев. 16 катушек кабеля было размотано в эту ночь. А когда грянул бой, товарищ Лебедев чётко нёс службу на одной из промежуточных станций и следил за бесперебойностью связи.
В самые напряжённые минуты боя связь прервалась. Вражеская мина ударила в провод и разорвала его. Не медля ни минуты, мой прадед вышел на исправление линии. Под градом пуль и сильным артиллерийским и миномётным огнём противника он привязал к ремню конец провода и вплавь переправился через реку. Через несколько минут прорыв линии был ликвидирован и боевая связь восстановлена.
Славный боевой путь прошёл мой прадедушка, начальник направления связи старший сержант Сергей Лебедев. И всегда: тёмной ли ночью, в метель ли, под градом ли пуль, или среди разрывов вражеских мин и снарядов, он всегда обеспечивал командира своевременной и безотказной телефонной связью. Грудь отважного связиста украшали орден «Красной звезды», две медали «За отвагу» и медаль «За боевые заслуги». За 9 дней до окончания войны под Прагой мой прадед был ранен. День победы он встретил в госпитале. Война отгремела, прадедушка поправился и приехал в родные края. Стал работать шофёром, а затем начальником в Вочевском лесопункте.
А в 1949 году ему вручили орден Отечественной войны второй степени.
Рассказывает Соловьёв Никита:
Мой прадедушка, Яшнев Иван Клементьевич родился 23 февраля 1907 года, умер 25 апреля 1982 года в возрасте 75 лет. На войну ушел в июле 1941 года, вернулся в мае 1945 года. Дошел до Берлина. Был ранен в грудь осколком снаряда. Часть этого осколка осталась у него в легких до конца жизни. Лечился в госпитале г.Одесса. Был награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», благодарственным письмом от И.В.Сталина.
Мой второй прадедушка, Соловьев Анатолий Яковлевич, родился 12 декабря 1922 года, умер 17 октября 1975 года в возрасте 53 лет. Был участником ВОВ, воевал с Германией, затем с Японией. Награжден орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За победу над Японией».
Рассказывает Дурандина Маргарита:
Моего праппрадедушку зовут Куломзин Анатолий Васильевич. Он родился 20 апреля 1918 года в деревне Мосеево Судиславского района Костромской области. Всю Великую Отечественную войну он был на фронте. Вернулся в конце 1944 года из госпиталя после тяжёлого ранения. С мая 1945 года по май 1948 года находился на службе в органах УМВД Костромской области, был уволен по состоянию здоровья. Два года работал в Семёновском леспромхозе. Дальше работал в Кинешемском комбинате «Заветы Ильича». С 1952 года прапрадедушка был на Ярославской железной дороге. С 1955 года работал мастером киноремонтного пункта Островского района. С 1959 года был плотником на Заборской машиной станции. Всё время после войны прапрадедушка сильно болел. В 1965 году по состоянию здоровья он был признан инвалидом. Несколько месяцев он не вставал с постели. В 1965 году Куломзин Анатолий Васильевич умер. После смерти его жена Куломзина Клавдия Михайловна осталась одна с тремя детьми.
Рассказывает Шурыгин Иван:
Мой прадедушка, Беляев Павел Иванович, родился 11 января 1914 года. В 1935 году его призвали в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1945 году участвовал в войне с Японией, освобождали о.Итуруп. Был награждён медалью «За победу над Японией». В 1946 году был демобилизован.
Рассказывает Запевалов Кирилл:
Голубев Степан Иванович, мой прапрадудушка, в 1908 году ушёл на войну добровольцем. Последние строки его письма: «Сегодня идём в бой, если не напишу, считай - убили. Похоронен в братской могиле под Сталинградом.
Рассказывает Шигин Иван:
Мой прадедушка, Шигин Василий Дмитриевич, родился 5 апреля 1907 года в деревне Филипцево Кинишемского уезда 26 июня 1941 года. Звание красноармеец. Должность шофёр управления 2 дивизиона 159 Армейской Пушечной Артиллерийской Бригады. Представляется к медали «За боевые заслуги». С октября 1939 г. по май 1940г. участвовал на Финском фронте. За время боевых действий в Отечественной Войне четыре раза ранен: первое лёгкое ранение получил 15 сентября 1941 года на Юго-Западном фронте, второе тяжелое ранение получил 8 февраля 1942 года на южном фронте, третье тяжелое ранение получил 27 декабря 1942 года на Северо-Кавказском фронте, четвёртое тяжелое ранение осколочное в шею. В мае 1943 года проходил службу в 337 АПАР РГК в должности шофёра, а с июня месяца 1944 года в 159 АПАРР в такой же должности. Дисциплинированный боец. Заботливо ухаживает за машиной и не имеет ни одного случая поломки и аварии. В бою смел, решителен и находчив. Достиг правительственной награды «За боевые заслуги».
Награды:
• Орден «Отечественной Войны II степени»
• Медаль «За отвагу»
• Медаль за взятие Берлина.
Мой прадедушка после войны жил и трудился на Александровской бумажной фабрике водителем гаража. Жил в посёлке Александровское Островского района Костромской области улица Лесная дом 3.
Весь собранный материал, мы решили оформить в виде «Дневника памяти» (Приложение 7). Каждый участник проекта совместно с родителями оформили свою страничку. В ней использованы документы и фотоматериалы из семейного архива. Только памятью можем выразить благодарность нашим прадедам и прабабушкам, которые на фронтах и в тылу приближали нашу победу, боролись за нашу жизнь и наше будущее. Созданный «Дневник памяти» можно использовать во внеклассных мероприятиях, на классных часах, уроках, в работе школьного музея.
Заключение
Мы помним их, не пожалевших жизни,
Что стали на защиту, как стена,
Что записали в летопись Отчизны
Своей горячей кровью имена.
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в наших семьях есть участники Великой Отечественной войны. И мы будем всегда помнить своих бесстрашных прадедушек и прабабушек, и гордиться ими, и учиться у них любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.
Проект реализован, составлен «Дневник памяти». В дневнике заполнены не все страницы. Это даёт возможность остальным учащимся класса продолжить работу над проектом. Эта работа должна помочь сохранению исторической памяти, воспитанию уважению к павшим героям, развитию интереса к поиску «новых» имен в летописи Великой Отечественной войны.
Мы родились и выросли в мирное время. Никогда не слышали воя сирен, извещавших воздушную тревогу, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знали, что такое нетопленое жилище и скудный военный паёк. Для нас война – история.
Надо ли нам в 21 веке узнавать историю Великой Отечественной войны? Надо ли вспоминать о далёких сражениях? Надо ли вспоминать героев? Надо! Это наш долг – хранить благодарную память. Таких героев нужно знать, ими нужно гордиться.
Пусть будет мир! Пускай цветут сады!
За это жизнь отдали наши деды.
Работу посвящаем вам свою,
Всем тем, кто отстоял для нас победу!
Источники информации
1. Архивные данные www.obd-memorial.ru
2.Книга Памяти.
3.Рассказы родственников.
4.Семейные архивы.
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Этот древний-древний-древний мир!
Если хочется пить...
Алые паруса
Пятёрки