Электоральная активность
Вложение | Размер |
---|---|
elektoralnaya_aktivnost_v_g.docx | 145.28 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение гимназия №8
городского округа г.Райчихинска Амурской области
Индивидуальный проект
Электоральная активность в г.Райчихинск :причины и следствия.
Выполнила работу : Королёва Ангелина
Ученица 9А класса .
МОАУГ гиназия №8
Руководитель : Токарева .О.В .
Учитель истории обществознания
МОАУГ гимназия №8
Райчихинск
2018
Содержание
Введение…………………………………………………………..2-4
Глава I Выборы Российской Федерации ……………………...5-6
Глава II Электоральная активность ……………………………7-8
Глава III Информирование население о выборах ……………...9-13
Заключение ……………………………………………………….14
Приложение ………………………………………………………15-19
Часто человека подстерегает неудача
не в случае ошибочного выбора,
а при отказе от возможности его сделать.
Э. Севрус
Введение
Конституция РФ закрепляет право участия в управлении делами государства за каждым гражданином. Это право реализуется через избранных им представителей в разные уровни власти от поселковой до федерального уровня. При непосредственной демократии граждане напрямую выражают свою волю. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы2.
В настоящее время самой массовой формой демократии являются свободные выборы в органы государственной власти.
Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица
Актуальность:
На сегодняшний день мы живем в обществе, где происходит много событий связанных с политикой. В нашей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будем ли мы голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – мы будем делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть наша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Мы сами отвечаем за все! Одной из важнейших социально - политических задач современного развития России является формирование гражданского общества. Важнейшей политической функцией гражданского общества является участие населения в формировании государственных органов. В современном обществе одним из ведущих институтов демократии являются выборы, так как с ними связана реализация политических прав граждан. Выборы являются главной формой проявления суверенитета народа. Социально — экономическое развитие страны зависит от политической активности граждан, как на национальном, так и на местном уровнях.
В городе Райчихинске координация и регулирование избирательных процессов на основе нормативно-правовых отношений осуществляется областной, территориальной, участковыми избирательными комиссиями.
Существуют электоральные группы, активно участвующие в выборах, постоянно голосующие и интересующиеся выборами. В то же время в обществе получили распространение электоральная пассивность и элементы протестного голосования. В этой связи проблема организации и проведения выборов, работы избирательных комиссий обретает не только формально-правовой характер, но и глубоко нравственный, социально-гражданский смысл. Именно поэтому тема электоральной активности населения в условиях проведения выборов меня заинтересовала, стала основой моего исследования.
Объект исследования – жители города Райчихинска.
Предмет исследования – условия электоральной активности населения
Цель исследования:
Выявить факторы, влияющие на электоральную активность населения и определить главный круг проблем связанных с выборами в органы государственной власти.
Задачи исследования:
Продукт
Главным продуктом моего проекта будет интервью с председателем территориальной комиссии Салкиным Олегом Юрьевичем. А также будет создан терминологический словарь и разработана листовка.
I глава Выборы в Российской федерации.
Существует несколько разновидностей выборов:
Важность публичных выборов в том, что они:
Согласно ч.2 ст.32 Конституции РФ гражданин РФ обладает правом избирать и быть избранным. Понять институт выборов невозможно без истории его создания.
Основатель первой династии Рюрик, варяжский князь, был приглашен на княжение решением славянских племен. В Новгороде, на севере Древней Руси, была отличная от других город, форма правления - республика. Здесь решения принимались на вече, а должностных лиц избирали на конкретный срок. Вече – это яркий пример демократии, точнее формирования, в нашей стране.
С образованием древнерусского государства появляется новый институт- сословно-представительный орган, который поддерживал политику власти.
С формированием Московского государства выборы получают юридическое оформление. В 1497г. принимается Судебник, по которому полномочия выборных органов были расширены. В первой половине XVI реформируется система местного управления.
В России первый парламент появился в 1906 году. Этот орган получил название Государственная Дума. Хоть Думу и дважды разгоняли, она просуществовала 12 лет. Выборы в Думу были неравными, женщины никаких избирательных прав не получили, как и военнослужащие.
В Советском Союзе выборы были своеобразным явлением. На выборы ходили, но на выборах некого было выбирать.
12 декабря 1993г. В РФ был проведен референдум, 58% участвовавших в нем одобрили проект Конституции РФ. В проекте Конституции РФ одним из положений стало функционирование нового органа, состоящий из двух палат: Совет Федераций и Государственная Дума.
Согласно двум Федеральным конституционным законам, принятых в 2008 году, срок полномочий Президента и Государственной Думы был увеличен. Президент РФ избирается на шесть лет, а Государственная дума сроком на пять лет. Теперь есть кого выбирать, но не всегда высока электоральная активность.
II глава Электоральная активность
Электоральная активность – деятельность, связанная с участием в избирательном процессе.
Можно смело утверждать, что электоральная активность это не только имеющаяся, но и потенциальная готовность к действиям, это отношение личности к обществу, выборов, субъектов избирательного процесса, и мера включенности человека в систему общественных отношений, возникающих в связи с делегированием полномочий. Уровень избирательной упорства гражданина рассматривают через анализ электоральной активности, мотивов, источников, пробуждающих факторов. Условно можно выделить две большие группы источников: внешние и внутренние. К первым относятся те условия окружающей среды, в которых живут люди. Не следует упускать значение морально-психологического климата в семье, наличие определенных электорально-семейных традиций. Семья - основная сфера формирования электорального мировоззрения граждан .Вторые источники касающиеся духовных и материальных потребностей, уровня культуры, интересы. Электоральная активность - это социальное качество, обнаруживает целостное, устойчивое, активное отношение к избранию и функционирования представительных органов власти. Избирательная активность - это одна из форм социальной инициативности, характеризующий реакцию человека на избирательную кампанию, вовлеченность в избирательный процесс, политическое поведение граждан по поводу делегирования властных полномочий . И так, из вышесказанного можно сделать вывод, что электоральная активность избирателя начинается задолго до выборов и после самого голосования не заканчивается.
В выборах по-разному участвуют различные группы населения, и на эти группы различным образом воздействуют сами выборы. В последние годы заметно растет отчуждение значительной части электората от практики выборов. Одним из симптомов глубокого нравственного кризиса, выражающегося в откровенном электоральном протесте, выступает рост числа активных избирателей, из раза в раз голосующих против всех альтернативных кандидатов на выборные должности.
В отечественной политико-социологической литературе к проблеме динамики электоральных настроений, ориентаций и установок в ходе выборов интерес постепенно начинает возрастать. Растет число публикаций.
В своем исследовании я хочу выявить содержание электоральных предпочтений и гражданских позиций различных групп населения г Райчихинска и определить систему факторов, влияющих на формирование этих предпочтений и позиций.
В основу исследования положены результаты социологических опросов, проведенных мною.
Соответственно, методика и выборка респондентов в исследовании обладают своими особенностями:
представить гражданские позиции не только "активных" избирателей, постоянно участвующих в выборах, но и тех, кто составляет так называемое "болото", голосующих от случая к случаю, а также "пассивных" избирателей, как правило, не желающих принимать участие в выборах;
III глава: Информирование населения о выборах .
Вопрос информированности избирателей о выборах имеет ключевое значение, поскольку от ответа на него зависит их электоральная активность. В анкете избирателя, прежде всего, выяснялась степень заинтересованности в отношении выборов и самооценки уровня информированности о процедурах проведения выборов (см. таблицу 1).
Проявляют интерес к выборам | Информированы о процедурах выборов | |
Да | 23,1 | 45,5 |
Скорее, да чем нет | 30,1 | 30,9 |
Скорее нет, чем да | 23,9 | 10,1 |
Нет | 20,4 | 9,6 |
Затрудняюсь ответить | 2,5 | 2,9 |
Сумма | 100,0 | 100,6 |
Из таблицы 1 следует, что более половины ответивших избирателей - 53% в той или иной степени проявили заинтересованность выборами. В то же время наиболее высокую заинтересованность отметили менее четверти из числа ответивших. Вместе с тем иная картина в группах избирателей отмечается в отношении самооценки своей информированности о содержании выборных процедур. Здесь отчетливо видно, что не информированные и затрудняющиеся ответить, которых в целом немного - 3%, составили менее четверти ответивших. При этом почти половила ответивших - 46,5% вполне определенно заявили о своей высокой информированности о правилах и процедурах проведения выборов.
Можно отметить ряд преобладающих тенденций, свойственных информированности респондентов о процедурах выборах:
2) старшим возрастным электоральным группам свойственна большая уверенность в своих знаниях о выборах. Соответственно, 45-летние и старше по возрасту избиратели чаще заявляют о своей полной информированности о содержании данного закона;
3) статистически значимой и существенной выглядит связь уровней информированности и образования респондентов. Чем выше уровень образования, тем выше уровень информированности о правилах и процедурах областных выборов. "Выпадают" две группы - с начальным профессиональным и с неполным средним образованием, а также с еще более низким уровнем образования;
4) самыми информированными о процедурах выборов являются руководители, военнослужащие и неработающие пенсионеры. Самыми не информированными - безработные и домохозяйки. Обращает на себя внимание, что среди учащихся и студентов "не информированных" отмечается средняя информированность, а потому и потенциальная осознанность электорального выбора;
5)самыми информированными о выборах, как и следовало ожидать, являются "активные" избиратели (среди них почти три четверти ответивших на вопрос в той или иной степени отнесли себя к информированным об этом законе людям).
Распределение ответов в целом по массиву участников опроса выглядит таким образом (см. таблицу 2).
2017 | 2018 | |
Газеты | 22 | 18 |
Выступление руководителей , политических организаций | 5 | 6 |
Листовки ,плакаты | 3 | 11 |
Информация работников избирательной комиссии | 7 | 8 |
Телевидение | 26 | 27 |
Интернет | 22 | 21 |
Радио | 15 | 9 |
ИТОГО | 100 | 100 |
Из таблицы 2 следует, что в оценках избирателей доминируют четыре главных источника – интернет, ТВ, газеты и местное, областное, радио. На них указало почти две трети ответивших. К числу существенных, на мой взгляд, источников следует отнести беседы и частные разговоры, а также информацию работников участковых избирательных комиссий, которые, несмотря на малочисленный состав комиссий, все-таки доходят до избирателя
Анализируя причины пассивности избирателей, не следует забывать и о
том, что многие из них воздерживаются от голосования из-за болезни, в силу
преклонного возраста, низкого социального статуса. Часть их голосует на избирательных участках, другим приходится делать это на дому, но, к сожалению, организаторам выборов не всегда удаётся преодолеть возникающие трудности. На нашей территории разрешение данной проблемы приобретает положительные результаты, так например на выборах в органы государственной власти 18 сентября 2016 г в соответствии с действующим законодательством для информирования избирателей , являющихся инвалидами по зрению, на информационном стенде размещались , материалы , выполнение крупным шрифтом или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля . Такие избирательные участки определились постановлением избирательной комиссии Амурской области от 03,092016№261/2337-5
№ | Наименование территориальной избирательной комиссии | Номер избирательного участка (крупный шрифт) | Номер избирательного участка (шрифт Брайна) |
1. | ТИК города Райчихинска | 1301,1302,1305,1312 | 1302 |
Для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата , в том числе инвалидов –колясочников , избирательных участках предусматривались широкие проемы дверей , пандусы.
В ходе подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями использовались следующие методы и формы информационно –разъяснительной деятельности среди инвалидов :
- Консультативно-разъяснительные встречи с инвалидами ;-- поквартирный обход и индивидуальная работа с каждым избирателем, имеющим ограниченные физические возможности ,отражение полученной информации в паспортах избирательных участков ;
-Проведение консультативных встреч в центрах социального обслуживания ;
- Взаимодействие территориальных и участковых избирательных комиссий с сотрудниками центра социального обслуживания населения .При обслуживании инвалидов , ветеранов войны и труда сотрудники центра разъяснили возможность голосования вне помещения , предоставляли бланки заявлений о голосования вне помещения , которые заполнялись инвалидами. Заполненные бланки заявлений передавались в участковые избирательные комиссии ;
- Изготовление специальных папок –трафаретов для самостоятельного голосования слепых и слабовидящих гражданин и т.п.
Основная задача, стоящая перед организаторами выборов и их участниками, заключается в том, чтобы создать у избирателя положительную мотивацию участия в голосовании. Человек должен быть уверен в том, что его голос имеет значение в данном процессе, что посредством своих представителей в различных органах власти он участвует в выработке политической воли и управлении делами государства. Повышение авторитета выборов у населения безусловно будет способствовать и успех в борьбе с нарушениями законодательства, искоренение запрещённых приёмов в предвыборной борьбе (подкуп избирателей, оказываемое
на них давление, разжигание социальной или национальной розни), что не в
последнюю очередь зависит от активной гражданской позиции общественности.
Социальная напряженность, сопровождающая избирательную кампанию и
порождающая протестное голосование или нежелание участвовать в выборах, свидетельствует о глубокой разобщенности между народом и политической элитой. И напротив постоянный и содержательный диалог между властью и гражданами, между политическими партиями избирателями создаёт условия, благодаря которым деятельность представительных структур становится эффективной и возрастает доверие к институту выборов.
Самую перспективную группу населения составляет молодежь. Это -
основной электоральный резерв общества: каждый четвертый потенциальный избиратель -человек в возрасте до30 лет. Особое внимание в молодежи позволит обеспечить её высокую активность и успех избирательных кампаний. Совершеннолетие -это тот возраст, когда гражданин получает право прикоснуться к делам государственным, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации 18 -летний гражданин приобретает право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов местного самоуправления до Президента страны, то есть приобретает активное избирательное право. Чуть позже, достигнув 21 года, к этому праву добавится право быть избранным пассивное избирательное право.
Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные
программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение
защитить свои избирательные права -всё это необходимо знать и уметь молодому избирателю.
Имеется один негативный фактор, повышающий абсентеизм молодых людей -это использование молодежи на выборах в качестве объекта
манипулирования. Молодежь вовлекают в избирательный процесс, используя различного рода шоу, формируют эмоциональную связь, которая реализуется в акте голосования, а потом благополучно забывают о ней до следующих выборов. На самом деле, сегодня молодежью и ее проблемами мало кто занимается. Так, кандидаты на выборные должности в своих предвыборных программах уделяют особое внимание проблемам старшего поколения, делают ударение на социальную и экономическую поддержку этого слоя населения, рассчитывая на их голоса, и при этом абсолютно забывая про молодых. Другой причиной абсентеистского протеста является недоверие, как к окружающим людям, так и к политическим институтам. Недоверие молодежи -это реакция на обмен их «взрослым» миром: в одном случае, нежелание участвовать в выборах -это стихийная реакция, в другом, голосование «против всех» -осознанная. Причиной голосования «против всех» у большинства молодых людей является неудовлетворённость жизнью.
Молодежь является наиболее социально активной частью населения. Она
наследует степень развития общества, формирует образ будущего, её роль необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества.
Вопросы участия молодежи в избирательном процессе становятся всё
более актуальными. Одна из главных задач на сегодняшний день -
совершенствовать и реализовывать основные направления и наиболее
эффективные формы работы по широкому вовлечению молодёжи в
избирательный процесс.
Заключение :
Изучив основные термины и понятия, проведя анкетирование, выявив причины снижения электоральной активности граждан. Подводя итог, можно сделать вывод о том, что существенное повышение правовой культуры и электоральной активности избирателей, должен носить комплексный характер. Добиться коренного улучшения положения дел, можно только объединив усилия органов государственной власти, местного самоуправления, избирательных комиссий, политических партий и всех других заинтересованных структур в рамках единой системы воспитания подрастающего поколения и просветительской работы со всеми возрастными группами избирателей.
Приложение
Результаты социологического опроса
Диаграмма 1
Возраст респондентов
Образование опрошенных диаграмма№2
Род занятий респондентов диаграмма №3
Согласны ли вы с высказыванием «Участие в выборах – это возможность влиять на власть?»
АНКЕТА по теме:"Выборы, что это? Ваше отношение к выборам" (анонимно)
Данные участника анкетирования:
Возраст:
18-25
26-30
31-35
36 и более
Пол:
мужской
женский
Образование:
Среднее (школьное)
Среднее профессиональное
Высшее профессиональное
1. Знаете ли Вы, что 10 сентября 2017 года единый день голосования?
да
нет
2. Нужны ли в современной России выборы вообще:
да
нет
мне все равно
3. На каком уровне выборы органов власти не нужны:
на федеральном
на региональном
на местном
нужны на всех
4. Принимаете ли Вы участие в выборах?
да
нет
5. Являетесь ли Вы членом какой-либо политической партии?
да
нет
6. Из каких источников Вы получаете основную информацию об избирательных компаниях? (укажите не более трех вариантов ответа)
газеты
радио
телевидение
общение через Интернет (чаты и т.д.)
агитационные плакаты и щиты
встречи с представителями избиркомов, депутатами, кандидатами
на работе, учебе
собственные наблюдения
друзья, родственники
7. Какие средства массовой информации оказывают, по вашему мнению, наибольшее влияние на решение избирателей участвовать в выборах?
телевидение
радио
печатные издания (газеты, журналы)
интернет
8. Что нужно сделать, чтобы молодежь активнее принимала участие в выборах?
публикация статей, демонстрация теле и радио передач о выборах
проведение соцопросов и интервью с представителями молодежи
проведение рекламных акций, конкурсов и викторин среди молодежи
проведение круглых столов с участием молодежи
9. Чье мнение для Вас является важным при определении своего участия или неучастия в выборах? (укажите не более трех вариантов ответа)
родственников, друзей
руководства и администрации Вашей организации, учебного заведения
коллег по работе, сокурсников
руководителей органов местной и региональной власти
руководителей органов федеральной власти
известных политиков и общественных деятелей
членов избирательных комиссий
лидеров молодежных организаций федерального и местного уровней
известных представителей шоу-бизнеса (кино, музыка, телевидение)
только собственное
10. Собираетесь ли Вы принять участие в голосовании на выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края шестого созыва 18 марта 2018
нет
да
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Что есть на свете красота?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Отчего синичка развеселилась
Лиса и волк