Мы пришли в первый класс и немногие из нас умели читать. Мы сначала не понимали, зачем нам нужны буквы, для чего они выстраиваются в ряд, как из них получаются слова. Хотя нам всегда хотелось узнать, как взрослые научились читать. И поэтому мы с нетерпением бежали на урок. С каждым днем мы узнавали новые буквы и новые звуки. И понемногу понимали, что алфавит это определённая система, которая помогает человеку в наведение порядка.
Мы захотели узнать: откуда пришли буквы, кто их создатель, зачем нужен людям алфавит, где мы его применяем.
Тема нашего проекта « Ну–ка, буквы, встаньте в ряд!».
Цель нашей работы:
Показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.
Задачи:
1. Узнать, что такое алфавит ?
2. Узнать, как появился русского алфавита?
3. Узнать, как человек использует алфавит в повседневной жизни?
4. Создать модель необыкновенного алфавита.
Гипотеза исследования:
Мы предположили, что алфавит «работает» каждый день, помогая наводить порядок в хаосе жизни.
Вложение | Размер |
---|---|
nu-ka_bukvy_vstante_v_ryad.docx | 34.96 КБ |
Направление:
гуманитарные науки
«Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!»
Авторы:
Столярова Ольга
Османов Руслан
учащиеся 2 класса
МБОУ «СОШ с.Большая Чечуйка
Базарно – Карабулакского района
Саратовской области»
Руководитель:
Косова Нина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Большая Чечуйка
Базарно – Карабулакского района
Саратовской области
2019
Оглавление
1.1 Что такое алфавит и азбука 4
1.2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки 4
1.3. Дальнейшее развитие русской азбуки 4
2.1. Зачем нам нужен алфавит? 5
Список использованной литературы 8
Введение
Мы пришли в первый класс и немногие из нас умели читать. Мы сначала не понимали, зачем нам нужны буквы, для чего они выстраиваются в ряд, как из них получаются слова. Хотя нам всегда хотелось узнать, как взрослые научились читать. И поэтому мы с нетерпением бежали на урок. С каждым днем мы узнавали новые буквы и новые звуки. И понемногу понимали, что алфавит это определённая система, которая помогает человеку в наведение порядка.
Мы захотели узнать: откуда пришли буквы, кто их создатель, зачем нужен людям алфавит, где мы его применяем.
Тема нашего проекта « Ну–ка, буквы, встаньте в ряд!».
Цель нашей работы:
Показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.
Задачи:
1. Узнать, что такое алфавит ?
2. Узнать, как появился русского алфавита?
3. Узнать, как человек использует алфавит в повседневной жизни?
4. Создать модель необыкновенного алфавита.
Гипотеза исследования:
Мы предположили, что алфавит «работает» каждый день, помогая наводить порядок в хаосе жизни.
1.История создания алфавита
1.1 Что такое алфавит и азбука
Мы узнали, что древние люди сначала общались друг с другом с помощью жестов и нечленораздельных криков. Потом старались передать друг другу сообщения через наскальные рисунки. Они изображали предметы, пытаясь соединить их с действиями. Не всегда это, наверное, удачно получалось. Прошло три с половиной тысячи лет, и только тогда звук обрёл свой знак - букву.
Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.
1.2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки
Около 863 года братья Кирилл и Мефодий из Солуни по приказу византийского императора Михаила III упорядочили письменность для славянского языка. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Здесь создаётся первая славянская книжная школа — Преславская книжная школа. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X века становится языком церкви в Древней Руси.
Таким образом, современный русский алфавит произошёл от кириллицы старославянского языка, которая была заимствована у болгарской кириллицы и получила распространение в Древнерусском государстве..
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.
1.3. Дальнейшее развитие русской азбуки
Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас. Петр Ị в 1708 году изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв.
Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917—1918 годах — в результате неё появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.
Осваивать грамоту стало гораздо легче.
2. Алфавит вокруг нас.
2.1. Зачем нам нужен алфавит?
Нам захотелось узнать, как мы используем алфавит каждый день
На уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира мы часто работаем со словарём. Теперь мы поняли, что быстро найти необходимое слово или информацию нам помогает знания алфавита.
В нашем современном мире у каждого ребёнка есть сотовый телефон, позвонить и быстро найти необходимый контакт нам так же помогает знания алфавита.
Мы решили посетить Центральную библиотеку в районном посёлке Новые Бурасы. Суслова Светлана Николаевна дала исчерпывающий ответ на наш вопрос, как алфавит помогает в работе библиотеки.
Светлана Николаевна рассказала нам, что основа работы библиотекаря это каталог. Каталог— это перечень предметов, расположенных в определенном порядке.
Все поступающие книги попадают в каталог. Он формируется в алфавитном порядке по фамилии автора книги, по виду литературы. В библиотеки есть не только бумажный каталог, но и электронный. Читатель приходит в библиотеку, говорит, какая книга его интересует, работник библиотеки открывает электронный каталог и быстро находит, то, что необходимо посетителю.
Мы выяснили, что алфавит в библиотеке используют ежедневно, это помогает сэкономить время и работникам библиотеки, и читателям.
Потом мы решили узнать, а нужен ли алфавит врачам. Мы отправились в районную поликлинику и обратились за помощью к стоматологу Лысункиной Надежде Петровне.
Врач стоматолог сказала нам, что карточки больных хранятся в алфавитном порядке. Когда вы приходите к врачу, она спрашивает вашу фамилию и по первой букве быстро находит необходимую карточку, ведь другие больные сидят и ждут очереди. Это в районной поликлинике, нам стало интересно, а использует ли наш фельдшер Горелова Валентина Владимировна алфавит в своей работе. Оказалось, что детские карточки тоже расположены в строгом алфавитном порядке.
И так: библиотекари, врачи - ежедневно используют определённый порядок букв. А нужен ли алфавит учителям? Мы отправились к заместителю по учебной части нашей школы Левонисовой Наталии Владимировне. Она нам рассказала, что как учитель русского языка использует алфавит каждый день на уроках. Алфавит помогает быстро найти информацию в словарях. В школьном журнале фамилии учеников тоже расположены в строгом порядке. Так же личные дела работников и обучающихся школы расположены в алфавитном порядке.
Потом мы отправились в детский садик «Родничок» и спросили у воспитателя Васиной Ларисе Юрьевне, как они используют алфавит в своей работе. Она нам рассказала, что алфавит они используют на занятиях по развитию речи, и так же список детей формируется в алфавитном порядке.
На каникулах мы ездили в гости и обратили внимания, что маршруты автобусов, тоже составлены в алфавитном порядке. Значит, что бы найти время отправления автобуса или поезда, тоже нужен алфавит.
Оказывается, мы используем алфавит каждый день не только на уроках и при чтении книг, но и в повседневной жизни.
Заключение
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1) В библиотеки каталог формируется в алфавитном порядке по фамилии автора книги, по виду литературы
2) В орфографическом словаре слова располагаются по алфавиту. И этот порядок устанавливается не только для первой буквы, но и для последующих.
3) В школьном классном журнале все фамилии записаны в алфавитном порядке.
4) В больнице карточки больных так же расположены строго по алфавиту.
5) В телефоне контакты тоже расположены в алфавитном порядке.
6) На вокзалах расписание движения тоже составлены согласно алфавиту.
Как оказалось, алфавит «служит» человеку ежедневно. Знать алфавит нам необходимо не только для того, чтобы хорошо учиться, но и для успешной работы в будущем.
Алфавит - это система, то есть порядок. А что нам даёт такой порядок? Конечно же, прежде всего, экономию времени. И это очень важно в «хаосе» современного мира.
Список использованной литературы
1.Бархударова С.Г., Протченко И.Ф., Скворцова Л.И., Орфографический словарь русского языка. Издательство «Русский язык», 1974.
2.Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Дет. лит., 1984.
3.« Русская азбука»: учебник для 1 кл./ В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин. М.: Просвещение, 2000,-с .214
4.http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel/teacher_project/mamasheva/sait.htm
5.Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю.
6.« Я познаю мир»: Дет.энцикл.: Культура/ Н.В.Чудакова. М.: АСТ, 1996.- с. . 7.https://ru.wikipedia.org/wiki/Алфавит
8. http://chudo-udo.info/pochemuchka
Любимое яичко
Мастер-класс "Корзиночка"
Можно от Солнца уйти...
Пчёлки на разведках
Алые паруса