Проект направлен на развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями через организованное общение с животными и предусматривает привлечение лидеров Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска к социально – педагогической деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raduga_emotsiy.doc | 255 КБ |
Управление образования администрации г.Дзержинска
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Эколого – биологический центр»
АССОЦИАЦИЯ ВОЛОНТЕРСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ г.ДЗЕРЖИНСКА
Проект
РАДУГА ЭМОЦИЙ:
Развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями через общение с животными
Разработали:
Лидеры Ассоциации волонтерских
объединений г.Дзержинска
Руководители:
Колесова Екатерина Владимировна, методист
МОУ ДОД «ЭкБЦ»,
Маркина Фелицата Николаевна, заведующая
отделом «Здоровье человека и окружающая
среда» МОУ ДОД «ЭкБЦ»
г.Дзержинск
2010
Содержание
стр.
Введение 3
Приложения 18
Введение
Сегодня общеизвестно, что здоровье детей ухудшается. За последние 10 лет количество детей школьного возраста с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза.
В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей – инвалидов с различными заболеваниями. На первом месте определяются нарушения психического развития, на втором месте – опорно-двигательной системы, далее – соматические, неврологические заболевания и другие.
В городе Дзержинске более 10 лет существует ГУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Численность воспитанников Центра в 2009 году по сравнению с 2008 годом возросла на 34%.
Администрация Центра реабилитации обратилась в МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» с просьбой организовать для детей с ограниченными возможностями занятия по дополнительному образованию.
Дети с ограниченными возможностями имеют свои особенности и часто отличаются:
- ослабленным здоровьем;
- эмоциональной незрелостью;
- пониженной обучаемостью;
- двигательной расторможенностью;
- слабым развитием коммуникативных навыков и др.
Для восстановления здоровья таких детей необходимо проведение коррекционно – развивающих мероприятий, направленных на решение основной задачи – приспособить детей с ограниченными возможностями к жизни в обществе, использовать все возможности для из социализации.
Несмотря на то, что много усилий и затрат направлено на развитие детей с ограниченными возможностями, в меньшей степени решаются их психо - эмоциональные проблемы.
Таким образом, актуализируется проблема развития эмоциональной сферы как наиболее характерной и значимой для детей с ограниченными возможностями.
Педагоги Эколого – биологического центра вместе с активистами Ассоциации волонтерских объединений города Дзержинска решили помочь детям реабилитационного центра и организовать работу по развитию эмоциональной сферы через взаимодействие с обитателями уголка живой природы.
Эти обстоятельства стали определяющими в инициативе волонтеров Ассоциации по разработке данного проекта.
1. Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Разработка и реализация на базе учреждения дополнительно образования безопасных образовательных условий для развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями.
Задачи проекта:
2. Описание целевой группы проекта
В составе целевой группы 8 человек – воспитанники ГУ «Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
№ | ФИ | Возраст | Место обучения | Психолого – педагогическая характеристика |
1 | Воспитанник 1 | 16 | Общеобразовательная школа, класс компенсирующего обучения | Любознательный, доброжелательный, общительный, эмоционально уравновешенный |
2 | Воспитанник 2 | 14 | Специальная коррекционная школа | Доброжелательный, инфантильный, эмоционально неуравновешенный |
3 | Воспитанник 3 | 15 | Общеобразовательная школа, на домашнем обучении | Инфантильный, отсутствие воли, стремится к общению |
4 | Воспитанник 4 | 13 | Общеобразовательная школа, класс компенсирующего обучения | Активный, общительный, инфантильный |
5 | Воспитанник 5 | 12 | Специальная коррекционная школа, на домашнем обучении | Любознательная, доброжелательная, быстрая утомляемость |
6 | Воспитанник 6 | 11 | Специальная коррекционная школа | Замкнутый, проблемы когнитивного развития, неадекватное поведение, эмоциональная неудовлетворенность |
7 | Воспитанник 7 | 15 | Специальная коррекционная школа | Задержка психического развития, избирательный интерес к познанию, общительный |
8 | Воспитанник 8 | 14 | Общеобразовательная школа, класс компенсирующего обучения | Любознательный, дисциплинированный, эмоционально уравновешенный, замкнутый |
2. Психолого – педагогическая характеристика группы
Дети, собравшиеся в группу, были знакомы друг с другом по занятиям в реабилитационном центре. Поэтому удалось избежать стресса, связанного с попаданием в новый незнакомый коллектив. С первого занятия дети почувствовали себя достаточно уверенно.
В группе собрались дети разных возрастных категорий, от 11 до 16 лет. Старшие дети сразу начали активно общаться между собой, мало обращая внимание на младших участников группы. Однако в ходе занятий быстро было найдено взаимопонимание, старшие стали поддерживать младших, помогали им ориентироваться в процессе выполнения упражнений.
Содержание занятий вызывало интерес и активность всех присутствующих, поэтому не было необходимости дифференцировать материалы занятия с учетом возраста участников занятия.
3. Концептуальные основы проекта
1. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как указывали Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергезируют и организуют восприятие, мышление и действие» [3].
За мыслью, писал Л.С.Выготский, обязательно стоит аффективная и волевая тенденция. Это единство выражается в таких понятиях, как «познавательное отношение», «личностное знание». А.В.Запорожец, развивая идеи Л.С.Выготского, рассматривал эмоции как ядро личности, орган индивидуальности, которые в единстве с познавательными процессами обеспечивают единую регуляцию поведения и деятельность субъекта [7].
Переживание психологи называют «единицей развития ребенка». Переживание Л.С.Выготский рассматривал как центральное звено в психическом развитии ребенка. Переживание отражает состояние удовлетворенности человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, людьми и, следовательно, ориентирует его поведение, побуждает действовать, регулировать взаимоотношения. Кроме того, возникнув однажды и образовав сложную систему чувств, настроений, переживание становится самоценным, приобретает значение для субъекта и само по себе. Ребенок может стремиться еще раз пережить то, что он уже однажды пережил, что стало для него привлекательным. Возникает потребность в самом переживании. Переживание, таким образом, становится особой формой жизни человека, а не просто средством ориентации [7].
Однако мало пережить, надо передумать, поэтому особую значимость приобретает «мыслящее» переживание, переживание как выражение некоторого переживания. Переживание, пронизанное смыслом, наполненное пониманием, выступает как особая форма невербального знания, как «живое знание» [7].
Для успешного обучения недостаточно создать положительный эмоциональный фон, положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Необходимо включить обучающихся в деятельность, «соединяющую ум с сердцем», близкую и понятную детям, результативную и успешную [7].
2. А.Лэнгле отмечает, что восприятие ценностей человеком происходит через переживание ценностей, чувствование ценностей, прикосновение к ценностям. Таким образом, расширение сферы и опыта эмоционального реагирования создает базу для восприятия детьми как общечеловеческих, так и глубоко личных ценностей [14].
3. Последнее время общение с животными (зоотерапия) часто вовлекается в реабилитационный процесс (опубликован опыт Московской областной детской психоневрологической больницы), так как активный интерес и симпатия к животным являются звеньями той системы мироощущений, которая способна активизировать и направить гуманные установки ребенка или подростка на общество. Общение с животным помогает ребенку преодолевать чувство одиночества и депрессию, дает возможность почувствовать себя нужным и любимым, способствует преодолению замкнутости и повышению активности при общении.
4. Описание методики проведения занятий
При разработке методики проведения занятий мы опирались на статью Екатерины Ушаковой «Ребята и зверята», опубликованную в журнале «Здоровье детей» (№ 7, 2008 г.).
Автор предлагает придерживаться определенной структуры занятия:
Опираясь на предложенную схему, мы выработали следующий алгоритм.
В начале занятия мы актуализируем знания, полученные на прошлом занятии, создаем мотивацию на изучение нового материала.
Следующий этап – это предъявление и описание животного, в ходе которого ведущий показывает животное детям, обращает внимание на строение его тела, на его особенности, дает основную информацию о его жизнедеятельности.
Когда дети внимательно осмотрели животное, познакомились с его повадками и особенностями поведения, ведущий предлагает детям прикоснуться к животному, подержать его в руках. Здесь ведущий обращает внимание детей на эмоциональное состояние животного, на поведение детей, которое способствовало бы их продуктивному общению с животным.
Наша задача не только дать детям ощутить новые эмоции и переживания, но и осознать их, уметь их выразить словами. Поэтому важным элементом каждого занятия является описание детьми полученного тактильного опыта, своих чувств и переживаний.
В структуру наших занятий мы ввели этап закрепления пройденного материала. Этот этап мы проводим в интересной и занимательной форме: сочиняем сказку об увиденном животном, рисуем, готовим инсценировки. Такая форма работы позволяет легко усвоить новый материал, делает полученные знания актуальными и интересными.
Завершается занятие рефлексией.
В целом занятие рассчитано на время 30-35 минут.
Следует отметить, что занятия проводятся по четвергам с 16.00. четверг характеризуется снижением работоспособности детей в течение дня. Время с 16.00 относится к зоне прогрессивного падения работоспособности в течение дня. Занятия, направленные на улучшение эмоционального фона, поддерживают работоспособность детей.
С целью предотвращения несчастных случаев были составлены и озвучены правила безопасности при работе с животными (Приложение 1).
Цель: развитие эмоциональной сферы детей через общение с животными.
Задачи:
Коррекционный характер занятий включает в себя следующие этапы:
— формирование активной мотивации у детей к прохождению данных занятий;
— формирование позитивного эмоционального фона;
— снятие страхов перед животными;
— создание атмосферы взаимодействия животных и ребенка, что позволяет снимать как эмоциональное, так и мышечное напряжение;
— расширение круга общения ребенка через взаимодействие с другими взрослыми, сверстниками и животными;
— расширение спектра активно проявляемых эмоций, предоставление возможности для активного выражения эмоционального и психологического напряжения;
— эмоциональная стабилизация и выработка ребенком эффективных стратегий поведения и взаимодействия с окружающими;
— развитие координации движений, повышение уровня появления продуктивной активности, развитие произвольности (за счет регулирования эмоциональных реакций в период общения с животными) и рефлексии.
Также на занятиях происходит расширение кругозора, получение знаний об окружающем мире, о законах природы. Накопление таких знаний в ходе общения с животными является особенно эффективным, так как происходит на богатом эмоционально фоне.
6. Подбор животных для занятий
Для работы с детьми с ограниченными возможностями из всего многообразия живого уголка Эколого – биологического центра были отобраны следующие животные: хорь, морская свинка, кролик, нутрия, среднеазиатская черепаха, красноухая черепаха, шипящие Мадагаскарские тараканы и палочники.
Данные животные были выбраны по ряду причин.
Все животные привыкли и спокойно ведут себя в руках человека, позволяют себя гладить и рассматривать.
Хорь, морская свинка, кролик и Джунгарские хомячки имеют привлекательный внешний вид, благодаря своему меху приятные на ощупь, что вызывает к ним чувство симпатии и желание о них позаботиться, приласкать.
Кроме того, хорь – животное общительное, с интересом обнюхивает и облизывает новых знакомых, провоцирует на игру. Близкое общение с хорьком всегда вызывает всплеск положительных эмоций у детей и взрослых.
Нутрия значительно крупнее остальных животных, однако ее забавная подпрыгивающая походка и приветственный клич снимает первое напряжение. А когда дети видят, как нравится нутрии массаж, с удовольствием присоединяются к ведущему занятия, начинают ее гладить и почесывать. У детей возникает осознание, что животное им доверяет и в их силах доставить ему удовольствие.
Новые ощущения и впечатления детям дарит знакомство с пресмыкающимися и насекомыми. Сначала дети с неприязнью относятся к палочникам и мадагаскарским тараканам, но любопытство и осознание безопасности такого близкого общения чаще всего способствует преодолению барьера, и дети берут насекомых в руки. Возникает неоценимое чувство победы над своими страхами.
Черепахи же вызывают неподдельный интерес детей. Они стремятся рассмотреть черепах со всех сторон, удивляются способности черепах полностью прятаться в панцирь, измеряют скорость перемещения черепахи.
Таким образом, давая возможность общения с различными обитателями живого уголка, мы даем детям возможность формировать навыки общения с животными, приобретать новый тактильный опыт, переживать и осознавать новые эмоциональные состояния.
7. Краткое описание проекта
Проект направлен на формирование психо – эмоциональной структуры личности детей с ограниченными возможностями и предусматривает привлечение лидеров Ассоциации волонтерских объединений «За здоровый образ жизни» к социально – педагогической деятельности.
Проект осуществлялся на базе МОУ ДОД «Эколого – биологический центр» в период с сентября по декабрь 2009 года.
Перед началом цикла занятий было проведено мероприятие, направленное на знакомство детей с местом проведения занятий (Эколого – биологическим центром) и волонтерами, которые были назначены ответственными за проведение занятий. В ходе данного мероприятия состоялась экскурсия по Эколого – биологическому центру и проведена игровая программа, способствующая знакомству участников, снятию напряжения и созданию положительной мотивации на посещение занятий.
Занятия с группой детей с ограниченными возможностями проводились 1 раз в неделю в определенное время (четверг 16.00). На занятии присутствуют:
- волонтер, выполняющий функцию ведущего занятия;
- педагог, корректирующий ход занятия;
- музыкальный руководитель, сопровождающий определенные этапы занятия.
8. Этапы реализации проекта
1 этап (сентябрь 2009) – подготовительный.
Осуществляется планирование деятельности волонтеров с группой детей с ограниченными возможностями. Формируется рабочая группа, распределяются обязанности. Оформляются учебно – тематический план и конспекты занятий, осуществляется подготовка волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями.
2 этап (октябрь – ноябрь 2009) – основной.
Проводятся занятия. Заполняется диагностическая карта. Ведется фотосъемка.
3 этап (декабрь 2009) – заключительный.
Анализируется успешность и результативность реализации проекта, деятельность волонтеров в подготовке и осуществлении проекта. Оформляется отчет по реализации проекта, намечаются перспективные направления развития волонтерской работы в данном направлении.
9. Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение
В подготовке и реализации проекта приняли участие лидеры Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска.
Функции волонтеров:
- обзор литературных источников и оформление теоретической части проекта, фиксация и анализ результатов диагностического исследования на каждом занятии группы (Приложение 6).
- подготовка и проведение занятий.
- фотосъемка и оформление мультимедийной презентации.
Консультантами и руководителями проекта стали руководитель Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска Колесова Екатерина Владимировна, заведующая отделом «Здоровье человека и окружающая среда» Маркина Фелицата Николаевна.
2. Материально - техническое обеспечение проекта
- 8 видов животных;
- канцелярские принадлежности;
- музыкальный проигрыватель;
- музыкальные записи;
- видеомагнитофон;
- видеозаписи;
- компьютер;
- мультимедийная аппаратура.
10. Оценка результативности проекта
Оценка результативности проекта осуществляется на основе качественных и количественных показателей.
Качественные показатели:
- формирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными;
- преодоление страхов перед общением с животными;
- соответствие содержания занятий интересам и потребностям обучающихся;
- удовлетворенность обучающихся.
Количественные показатели:
- стабильность контингента;
- посещаемость.
Результативность занятий отслеживалась с помощью наблюдения и определения эмоционального состояния обучающихся в начале и в конце занятия (метод «цветописи Лутошкина») (Приложение 5).
11. Ожидаемые результаты
12. Результаты реализации проекта
В ходе работы над проектом была проявлена заинтересованность волонтеров к осуществлению социально – педагогической деятельности. Была сформирована группа волонтеров и педагогов, ответственных за подготовку и реализации.
Разработаны учебно – тематическое планирование (Приложение 2) и сценарии занятий (Приложение 4).
Оформлены правила безопасного общения с животными. (Приложение 1).
В результате проведенного диагностического исследования наблюдаем динамику роста положительных эмоциональных реакций на общение с животными. На диаграмме в Приложении 8 отслеживается увеличение количества обучающихся, находящихся в радостном спектре, с 21,6 % в начале занятия до 59,5% в конце, а также снижение количества детей, находящихся в грустном спектре с 21,6% до 10,8%. Наблюдается снижение подавленности детей. Уменьшение количества детей, находящихся в спокойном спектре, с 51,7% до 27% связано с их переходом в радостный спектр к концу занятия. (Приложение 7, 8). Отмечается формирование позитивного эмоционального фона в ходе занятия.
В ходе наблюдения было отмечено, что обучающиеся, знакомясь с животными и наблюдая, как с ними общаются другие участники занятия, преодолевают свой страх перед близким контактом с животными. Так, все обучающиеся с удовольствием знакомились с кроликом, хорьком, морской свинкой и черепахами.
При знакомстве с насекомыми лишь немногие смогли перешагнуть барьер отторжения, прикоснуться и подержать их в руках. Однако отсутствие панического страха и ужаса, чего удалось добиться в ходе занятия, можно считать положительным результатом. Одной и главных задач занятий знакомства с насекомыми было стремление показать их беззащитность и безопасность близкой встречи с ними.
Стабильность контингента и посещаемости занятий свидетельствует о заинтересованности детей в освоении содержания занятий. А одобрительные отзывы и потребность детей в продлении занятий по ознакомлению с миром живой природы подтверждает высокий уровень удовлетворенности детей образовательным процессом.
13. Перспективные направления развития проекта
На второе полугодие 2009 – 2010 учебного года лидерами Ассоциации разработано тематическое планирование, включающее знакомство с классом птиц, устройством и содержанием аквариума и террариума, условиями разведения животных и птиц, правилами ухода за животными (Приложение 3). Занятия планируется проводить большей частью в уголке живой природы, поскольку возникают трудности с транспортированием животных в учебный кабинет. Кроме того, дети уже знакомы со многими обитателями живого уголка, и нахождение среди множества животных не вызовет стрессовую реакцию. В условиях живого уголка дети могут в течение продолжительного времени наблюдать за их поведением, ухаживать за своими любимцами.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Правила безопасности при общении с животными
брать в руки.
когда животное находится в кабинете.
Приложение 2
Учебно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие | 1 | 01.10 |
2 | Знакомство с хорьком | 1 | 08.10 |
3 | Знакомство с морской свинкой | 1 | 15.10 |
4 | Знакомство с кроликом | 1 | 22.10 |
5 | Знакомство с нутрией | 1 | 29.10 |
6 | Знакомство с палочниками | 1 | 05.11 |
7 | Знакомство с мадагаскарскими тараканами | 1 | 12.11 |
8 | Знакомство со среднеазиатской черепахой | 1 | 19.11 |
9 | Знакомство с красноухой черепахой | 1 | 26.11 |
10 | Викторина «В мире животных» | 1 | 01.12 |
Итого: 10 часов |
Приложение 3
Учебно – тематическое планирование
на второе полугодие 2009 – 2010 учебного года
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Мир дикой природы | 1 | 04.02 |
2 | Млекопитающиеся живого уголка | 1 | 11.02 |
3 | Уход за млекопитающимися | 1 | 18.02 |
4 | Экскурсия на конный двор | 1 | 25.02 |
5 | Птицы живого уголка | 1 | 04.03 |
6 | Содержание птиц | 1 | 11.03 |
7 | Жизнь подводных обитателей | 1 | 18.03 |
8 | Аквариум, его устройство и содержание | 1 | 25.03 |
9 | Пресмыкающиеся живого уголка | 1 | 01.04 |
10 | Уход за пресмыкающимися | 1 | 08.04 |
11 | Моё любимое животное | 1 | 15.04 |
12 | Звуки уголка живой природы | 1 | 22.04 |
13 | Праздник «Мы дружим с природой» | 1 | 29.04 |
Итого: 13 часов |
Приложение 4.
Занятие
«Знакомство с хорьком»
Цель: активизация восприятия и познавательной сферы, стимулирование положительных эмоциональных реакций на общение с животными.
Задачи:
Ход занятия:
1. Введение
Здравствуйте, ребята!
В прошлый раз мы с вами встречались впервые, мы знакомились друг с другом и Центром. Сначала давайте вспомним, как друг друга зовут. Встанем в круг и возьмемся за руки. Сейчас каждый по-очереди будет называть свое имя, а мы, все вместе, будем каждое имя повторять.
А сейчас давайте постараемся узнать друг друга лучше. Для этого мы сыграем в игру «Поменяться местами». Сядем в круг. Сейчас я назову какой-либо признак. Те, кто обладает этим признаком, должны встать со своего места и быстро занять другой стул. Тот, кто останется без стула становится ведущим. Играем: «Поменяйтесь местами те, кто любит животных» (ведущий занимает любой освободившийся стул).
Мы с вами хорошо узнали друг друга, но с нами очень хочет познакомиться одно очень интересное существо.
2. Предъявление и описание хорька (располагать на столике в 2 метрах от детей)
К нам в гости сегодня пришел хорек. Давайте дружно произнесем название этого животного: «хорек».
Нашего хорька зовут Машка, это девочка.
Посмотрите, какое длинное тонкое тело имеет хорек. Дело в том, что в природе хорьки живут в норах, прячутся в корнях деревьев. Имея такое тонкое длинное тело им удобно пролезать в узкие норы. Ведь если бы хорьки были широкими и толстыми, им негде было бы жить.
Обратите внимание, какие короткие лапы у нашей Машки. Ей не нужны длинные лапы, так удобнее было лазать в норку. А чтобы поймать добычу, ей достаточно и таких коротеньких лап, ведь в длинную погоню она не пускается. Зато взгляните, какие широкие ее передние лапки! Такими широкими лапами очень удобно раскапывать норку или зарывшихся в земле лягушек.
Посмотрите, какое это красивое и милое животное. Однако хорьки – это настоящие хищники! В природе хорьки охотятся на мышей, лягушек и насекомых. Хотя хорек имеет небольшие размеры, он с легкостью может справиться и крупной птицей. Но для человека наш хорек безопасен. Машка очень любит находиться на руках, любит, когда ее гладят. Сама Машка может поцеловать вас в ответ – от удовольствия общения она облизывает руки людей.
У хорьков есть одна не очень приятная особенность. От них исходит резкий запах. Так хорьки защищаются от более крупных хищников. Такой неаппетитный запах может отпугнуть лисицу или волка, и хорек и его семейство будут жить, не опасаясь за свою безопасность.
3. Тактильное знакомство с животным
Предлагаю вам потрогать, погладить хорька. Все сидят на месте, я подойду к каждому. (Ведущий по-очереди подносит хорька к каждому ребенку, дает некоторое время его погладить, осторожно подержать).
4. Описание животного с опорой на полученный тактильный опыт
Ребята, вы все потрогали хорька, а теперь скажите – какая она на ощупь, что вы ощутили от прикосновения к ней?
Ребята, давайте посмотрим, как себя чувствует Машка? Ей нравится общаться с нами? Она нас не боится? Что нужно сделать, чтобы Машка нас не боялась? (разговаривать тихо, осторожно погладить)
Ребята, теперь мы с вами попробуем сочинить сказку о нашей Машке. Давайте представим, что Машка однажды выбралась из своего домика и выбежала на улицу. Что могло произойти с Машкой дальше? Придумываем ход сказки по-очереди.
(Ведущий направляет развитие сюжета, задавая наводящие вопросы. На данном этапе происходит закрепление полученной информации, поскольку ведущий просит детей ответить на вопросы о том, как питался бы хорек и где жил.)
Наша Машка уже устала, ей пора идти к себе в домик. Попрощаемся с ней.
А сейчас давай поиграем. Я буду читать стихотворение, а вы должны хлопать в ладоши, когда услышите название животных. А если вы слышите название птиц, хлопать нельзя. Постарайтесь не ошибаться:
Много животных мы встретим в лесу:
Белку, куницу, большую лису,
Ежика, зайца, скворца, воробья,
Вот и медведей большая семья.
Можно там встретить и волка, и змей,
Оленей красивых, больших глухарей!
Уток, мышей, трясогузок, сурков,
И, конечно, веселых и шустрых хорьков!
Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие? Что вам запомнилось больше всего?
На следующем занятии мы познакомимся еще с одним животным. Кто придет к нам в гости – это пока секрет.
До следующего занятия!
Приложение 5
Методика оценки эмоционального состояния детей
«Цветопись Лутошкина»
Метод «цветописи Лутошкина» основывается на способности детей выражать свое настроение разной цветовой гаммой.
Цвет | Эмоциональное состояние |
Красный | Восторженное |
Оранжевый | Праздничное |
Желтый | Радостное |
Зеленый | Спокойное |
Синий | Грустное |
Фиолетовый Коричневый | «пасмурное» |
Черный | подавленное |
- красный
- оранжевый
- желтый
- зеленый
- синий
- фиолетовый или коричневый
- черный
3.2. Четко определить цель исследования:
Цель: оценить влияние на эмоциональное состояние детей определенного педагогического воздействия.
3.3. Приготовить чистые листы бумаги и цветные карандаши.
4. Проведение исследования:
- Вывешивают на доску заготовленную цветовую таблицу.
- Предлагают детям внимательно ознакомиться с набором цветов.
- Вопрос: «Можно ли с помощью цветов этой таблицы оценить свое настроение?»
- Опрашивают нескольких детей, убеждаются, что дети не повторяют друг друга.
- Задание: «Оцените цветом свое настроение»
- Предлагается нарисовать любую геометрическую фигуру и закрасить ее соответствующим настроению цветом.
Рассчитывается процент детей, выразивших свое настроение цветами радостного спектра (красный, желтый, оранжевый), грустного спектра (синий, фиолетовый или коричневый), отдельно зеленого и черного цветов, приняв за 100% общее число наблюдаемых школьников.
Приложение 6
Результаты диагностики
№ | ФИ | Дата | |||||||||||||||||||
01.10.09 | 08.10.09 | 15.10.09 | 22.10.09 | 29.10.09 | 05.11.09 | 12.11.09 | 19.11.09 | 26.11.09 | 01.12.09 | ||||||||||||
нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | нач | кон | ||
1 | Барк Александр | Ж | К | К | К | З | Ж | Ж | К | З | Ж | З | З | З | Ж | Ж | К | З | Ж | Ж | К |
2 | Григорьев Евгений | С | З | --- | --- | С | З | Ж | Ж | З | К | С | З | --- | --- | З | З | З | Ж | З | Ж |
3 | Забегалин Александр | З | З | З | Ж | С | С | З | З | С | З | З | Ж | З | З | З | Ж | С | З | З | Ж |
4 | Ковальчук Алексей | Ф | С | С | С | З | З | З | З | З | Ж | С | З | З | З | С | З | З | З | Ж | З |
5 | Кокурина Ольга | З | Ж | З | Ж | З | К | Ж | К | З | Ж | З | К | Ж | К | З | О | Ж | Ж | Ж | К |
6 | Рябинин Михаил | С | С | Ч | С | С | З | З | Ч | --- | --- | --- | --- | З | Ж | С | С | З | К | З | З |
7 | Шафранский Константин | Ч | Ч | З | К | С | Ж | З | Ж | С | Ж | Ж | С | З | К | З | К | Ч | З | С | С |
8 | Шашаев Максим | З | Ж | Ж | О | --- | --- | Ж | К | З | К | Ж | Ж | З | Ж | З | Ж | --- | --- | Ж | К |
В таблице приводятся цвета карточек, выбранных детьми в начале и конце занятия. В случае прочерка дети на занятии отсутствовали.
Обозначения цветов:
К – красный
С – синий
Ж – желтый
Ф – фиолетовый
З – зеленый
Ч – черный
О – оранжевый
Приложение 7
Оценка эмоционального состояния группы
Дата исследования | День недели | Начало занятия | Конец занятия | ||||||||||||||
Радостный спектр | Грустный спектр | Спокойный спектр | Подавленный спектр | Радостный спектр | Грустный спектр | Спокойный спектр | Подавленный спектр | ||||||||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | ||
01.10.2009 | 1 | 12,5 | 3 | 37,5 | 3 | 37,5 | 1 | 12,5 | 3 | 37,5 | 2 | 25 | 2 | 25 | 1 | 12,5 | |
08.10.2009 | 2 | 28,6 | 1 | 14,3 | 3 | 42,8 | 1 | 14,3 | 5 | 71,4 | 2 | 28,6 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
15.10.2009 | 0 | 0 | 4 | 57,2 | 3 | 42,8 | 0 | 0 | 3 | 42,8 | 1 | 14,4 | 3 | 42,8 | 0 | 0 | |
22.10.2009 | 4 | 50 | 0 | 0 | 4 | 50 | 0 | 0 | 5 | 62,5 | 0 | 0 | 2 | 25 | 1 | 12,5 | |
29.10.2009 | 0 | 0 | 2 | 28,6 | 5 | 71,4 | 0 | 0 | 6 | 85,7 | 0 | 0 | 1 | 14,3 | 0 | 0 | |
05.11.2009 | 2 | 28,6 | 2 | 28,6 | 3 | 42,8 | 0 | 0 | 3 | 42,8 | 1 | 14,4 | 3 | 42,8 | 0 | 0 | |
12.11.2009 | 1 | 14,3 | 0 | 0 | 6 | 85,7 | 0 | 0 | 5 | 71,4 | 0 | 0 | 2 | 28,6 | 0 | 0 | |
19.11.2009 | 1 | 12,5 | 2 | 25 | 5 | 62,5 | 0 | 0 | 5 | 62,5 | 1 | 12,5 | 2 | 25 | 0 | 0 | |
26.11.2009 | 1 | 14,3 | 1 | 14,3 | 4 | 57,1 | 1 | 14,3 | 4 | 57,2 | 0 | 0 | 3 | 42,8 | 0 | 0 | |
01.12.2009 | 4 | 50 | 1 | 12,5 | 3 | 37,5 | 0 | 0 | 5 | 62,5 | 1 | 12,5 | 2 | 25 | 0 | 0 | |
Средние показатели | 1,6 | 21,6 | 1,6 | 216 | 3,9 | 51,25 | 0,3 | 4,1 | 4,4 | 59,5 | 0,8 | 10,8 | 2,0 | 27,0 | 0,2 | 2,7 |
Приложение 8
Динамика эмоционального состояния обучающихся
в ходе проведения занятий (усредненный показатель)
Отзывы обучающихся
Мне нравится, что животных можно трогать: и кроликов, и хомячков, и нутрию тоже. Всех можно трогать, они не кусаются.
Воспитанник 2
Интересно узнавать про животных. Что одни – хищники, а другие – травоядные. Я никого не боюсь. Потому, что они ручные. С дикими животными так нельзя, они могут укусить. Надо быть осторожными с ними, чтобы их не разозлить.
Воспитанник 1
Больше всех мне понравился кролик и Машка, потому что они добрые и красивые. Еще они пушистые.
Воспитанник 5
Кактусы из сада камней
Рисуем тыкву
Плавает ли канцелярская скрепка?
Осенняя паутина
Сказка "Дятел, заяц и медведь"