Презентация к работе по теме"Ономастика в названиях магазинов и фирм п.Салым"
Вложение | Размер |
---|---|
onomastika_belonogov_a.rar | 1.07 МБ |
Слайд 1
Ономастика названий магазинов и фирм с.п.Салым Автор: Белоногов Александр Александрович 6 б класс Россия, Тюменская область Нефтеюганский район с.п.Салым НРМОБУ «Салымская СОШ № 1» Руководитель: Волокитина Елена Мавлитовна учитель русского языка и литературы первая квалификационная категорияСлайд 2
Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики. Изучением названий магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц занимается эргонимика. Собственные наименования магазинов и объектов, предоставляющих услуги, называются эмпоронимами .
Слайд 4
Гипотеза: современные названия призывают к привлечению внимания покупателей, выполняют рекламную функцию, но не отражают товарный ассортимент.
Слайд 5
Цель работы: исследовать современные названия магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц, выявить специфические особенности эмпоронимов.
Слайд 6
Задачи : 1) провести лингвистические экскурсии по посёлку, понаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц; 2) распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности; 3) провести социологический опрос, сбор информации.
Слайд 7
Методы исследования : наблюдение, метод классификации, лексического анализа, опрос, описательный метод. Объектом исследования выступают эмпоронимы - названия магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц нашего посёлка. Предмет исследования - имена собственные в этих названиях.
Слайд 8
Ономастика как раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, получила свой статус в 30-х гг.20 века. В ономастике термин «эргонимика» (от греч. «труд, дело, деятельность») существует для названия широкого круга учреждений - как «собственное имя делового объединения людей» Единицами эргонимики являются эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Эмпороним состоит из 2-х частей: название самого объекта (магазин, парикмахерская, ресторан) и его имя собственное («Лилия», «Светлана», «Олечка»). Главными функциями «товарного» эмпоронима являются информативная и рекламная. Благодаря информации и способу её подачи эмпоронимы достигают своей основной цели - привлечения внимания клиентов и покупателей.
Слайд 9
Наш поселок образовался в 1969 году. В 70-х годах в поселке было всего 2 магазина, их названия соответствовали объектам продажи «Продукты», «Промтовары». Кроме этого еще был специализированный магазин «Кулинария». В 80-е годы добавилась пекарня, магазин в ХРСУ, который тоже не имел названия и вел торговлю смешанными товарами.
Слайд 10
Основные тематические группы эмпоронимов : 1) Имена собственные (личные имена владельцев и членов их семей, имена мифологических и литературных персонажей ): «Светлана», «Лилия», « Белый кролик», «Арсаза», « СеверЯночка », «У Камала», «Олечка», « Алма», «Любимый», «Модники и модницы», «Хоттабыч».
Слайд 11
2) Названия растений: «Сакура»- название японского вишневого дерева. 3) Географические названия: «Север» - направление, сторона; местность с холодным, суровым климатом, холодные края. «Беловежеская Пуща» - густой, непроходимый лес; крупный лесной массив, расположенный на границе Белоруссии и Польши. «Югра», « Югория» - древнее название Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана; название хантов, манси и других обитателей Югорской земли в древнерусских летописях. «Каспий»- соленое озеро, самое большое из озер земного шара, расположенное в одной из самых замечательных впадин земной поверхности, называемой Арало-Каспийскою низменностью. «СеверЯночка»- жительница Сибири «Эльдора́до» — мифическая южноамериканская страна, богатая золотом и драгоценными камнями.
Слайд 12
4 ) Природные, астрономические явления: «Радуга» - разноцветная дуга «Солнышко» - уменьшительно-ласкательное от слова солнце, т.е небесное светило «Магнит»- тело, притягивающее или отталкивающее некоторые тела, благодаря действию своего магнитного поля. 5) Эмпоронимы , обозначающие отвлечённые понятия: «Круиз» - путешествие, первоначально морское путешествие «Люкс» - роскошь «Сюрприз» - неожиданный подарок «Креатив»- в переводе с английского творчество « Стиль» - характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой-нибудь работы. «Социальный» - подразумевает под собой общественный, относящийся к обществу. Как правило, под этим термином понимается связанное с жизнью людей в обществе, а также общества. « Красное&Белое » - название цвета «Шанс» - условие, которое может обеспечить успех, удачу. «Мелодия» - певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев. «Имидж» - образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения, способствующий воздействию на окружающих.
Слайд 13
6 ) Эмпоронимы , обозначающие пространство: «Заимка» - в Сибири - название некоторых небольших отдаленных поселений «У Камала »- имя хозяина «Караван»- движущаяся вереница кого-либо, чего-либо. 7) Эмпоронимы , характеризующие ассортимент предлагаемых товаров: «Цветы», « Мир сантехники», «Запчасти», «Посуда», «Стройматериалы», «Кормушка», «Мебельный», «Ресторан», «Ресторанчик», «Любимые шторки», «Мясной пир», «Мегафон», «МТС», «Мотив», «Мир сантехники», «Мир обуви». Такие наименования хороши тем, что они экономят время, затраченное на поиск нужных товаров, указывая конкретно на то, что нужно купить. Это очень важно, потому что такое название является ориентиром в дороге за покупками. 8) Языковые эксперименты: « Арсаза », « СеверЯночка », «777» (три семерки), « Боане »
Слайд 16
Основные лексические группы эмпоронимов : 1) Общеупотребительные слова : Составляют самую большую группу, т.к почти все названия являются общеупотребительными словами: «Светлана», «Лилия», « Белый кролик», «Олечка», ««Любимый», «Север» и др. 2) Разговорные слова: «Любимчики», «Лакомка», «Солнышко», «Ресторанчик», «Любимые шторки», «Модники и модницы». 3 ) Специальные слова: «Магнит Косметик », «777», «Запчасти», «Мир сантехники», «Стройматериалы», «Посуда», «Мегафон», «МТС», «Мотив». 4) Многозначные слова: Практически все названия являются многозначными словами. 5) Заимствованные слова: «Караван», «Имидж», «Сакура», «Стиль», «Круиз», «Люкс».
Слайд 17
Вопросы : *Знаете ли Вы, что обозначает название вашего магазина? * Нравится ли Вам название?
Слайд 18
Вопросы : *Какие магазины часто посещаете? * Нравится ли вам название? *Знаете ли Вы, что обозначает название? Всего опросили 35 человек .
Слайд 19
Кого опрашивали Всего 1 вопрос Какие магазины часто посещаете? 2 вопрос Нравится ли вам название? 3 вопрос Знаете ли Вы, что обозначает название? да нет да нет Дети 10 «Социальный», «Белый кролик», «Красное&Белое» «Магнит», «Магнит Косметик» 8 2 5 5 Учителя 10 «Социальный», «Лилия», «Радуга», «Магнит», «Магнит Косметик» 8 2 8 2 Взрослые 15 «Социальный», «Лилия», «Радуга», «Лакомка», «Красное&Белое» «Магнит», «Магнит Косметик» 14 1 8 7
Слайд 20
Выводы : - эмпоронимы выполняют две функции: рекламную (привлекают внимание покупателей) и рациональную, но не отражают товарный ассортимент; -проведя лексический анализ, я заметил, что в основном – это интересные, яркие слова, многие из которых заимствованные; в качестве другой закономерности надо отметить тот факт, что доминирующая часть речи эмпоронимов – имена существительные (76%); - среди названий наиболее частотными являются: антропонимы (45 %) (единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека), эмпоронимы , связанные с абстрактным значением (35 %); -современные названия магазинов не регламентируются официальными актами; -формируя спрос и сбыт товаров, владельцы пытаются найти запоминающиеся названия, чтобы выгодно представить свой магазин среди конкурентов. Таким образом, выдвинутая гипотеза полностью нашла свое подтверждение.
Голубая лягушка
Мать-и-мачеха
Три орешка для Золушки
А теперь — мультфильм
Зимовье зверей