Автор сделал попытку выделить этапы развитяи купеческой торговли на Ямале, роль купцов в развитии хозяйственной жизни коренного населения.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст исследовательского проекта " История развития купеческой торговли на ямальском Севере" | 59.89 КБ |
Паспорт исследовательского проекта.
Тема: История развития купеческой торговли на Ямальском Севере.
Автор проекта Лаптандер Алина, ученица 8б кл, 14 с «Северяне»
Проблема | В истории немало фактов, когда первооткрывателями новых земель становились люди, занимающиеся торговлей. Как-то по телевидению я увидела передачу об открытии в Салехарде комплекса купеческой усадьбы. Комплекс открыт в доме, который просуществовал более 100 лет. Меня заинтересовали вопросы: как развивалась торговля на территории Ямала, кто и чем торговал, как изменила жизнь коренного населения торговля, можно ли считать Обдорск (Салехард) торговым центром Ямала в 19-начале 20 века? |
Цель | Определение роли купеческой торговли в жизни Обского Севера и конкретно Обдорска (Салехарда). |
Задачи проекта | 1.Определить этапы развития торговли на Ямале. 2.Выяснить роль Обдорска (Салехарда) и особенности развития торговли на Обском Севере в середине 19-го начале 20-го века. 3.Составить картину жизни обдорских купцов конца 19-го -начала 20-го века. |
Гипотеза | Купеческая торговля на Ямальком Севере в 19-м веке изменила жизнь коренного населения в лучшую сторону. |
План работы (проектирование действий по реализации цели) | 1.Обратиться за информацией в музей им.Шемановского (г.Салехард) 2.Изучить литературные и архивные источники. 3.Проанализировать литературу и определить роль купеческой торговли в жизни коренного населения Ямала. |
Этапы реализации проекта | 1.Изучение литературных источников о купеческой торговле на Ямале. 2.Посещение музея им.Шемановского в Салехарде, 3.Встреча с научными сотрудниками музея, интервью. 4.Работа с архивными документами. 5.Работа на сайте окружного Дома ремесел, виртуальная экскурсия по комплексу купеческой усадьбы. 6.Анализ источников, написание научно-исследовательской работы. |
Продукт проекта | Научно-исследовательская работа. |
Представление проекта | Презентация проекта на конференции ИСТ МОУ Школа с.Белоярск. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа с.Белоярск
Интернат семейного типа
II Научно-исследовательская конференция воспитанников ИСТ МОУ Школа с.Белоярск «Время открытий»
Исследовательский проект «История развития купеческой торговли на Ямальском Севере»
Авторы: Лаптандер Алина, 8б кл, 14 с «Северяне»
Руководитель:
Андрущак Т.П., воспитатель ИСТ
Белоярск, 2019
Содержание.
I.Введение________________________________________________________2
II.Основная часть ______________________________________________________________
1.Этапы развития торговли на Ямальском Севере.______________________4
2.Особенности купеческой торговли на Ямалськом Севере.
Обдорская ярмарка.________________________________________________6
3. Образ жизни обдорских купцов на примере комплекса купеческой усадьбы в Салехарде._______________________________________________________9
III.Заключение.___________________________________________________ 12
4. Литература.___________________________________________________ 15
1.Введение
Изучая школьный курс истории Ямала, я узнала, что первыми, кто проник на восток от Уральских гор, на территорию Ямальского Севера, были средневековые купцы. В истории немало фактов, когда первооткрывателями новых земель становились люди, занимающиеся торговлей. Как-то по телевидению я увидела передачу об открытии в Салехарде комплекса купеческой усадьбы. Комплекс открыт в доме, который просуществовал более 100 лет. Меня заинтересовали вопросы: как развивалась торговля на территории Ямала, кто и чем торговал, как изменила жизнь коренного населения торговля, можно ли считать Обдорск (Салехард) торговым центром Ямала в 19-начале 20 века?
Цель: определение роли купеческой торговли в жизни Обского Севера и конкретно Обдорска (Салехарда).
Задачи:
1.Определить этапы развития торговли на Ямале.
2.Выяснить роль Обдорска (Салехарда) в развитии торговли в середине 19 века.
3.Составить картину жизни обдорских купцов конца 19-го -начала 20-го века.
Гипотеза- Купеческая торговля на Ямальком Севере в 19-м веке изменила жизнь коренного населения в лучшую сторону.
Объект исследования -процесс развития купеческой торговли на Ямале
Предмет исследования: образ жизни купеческого сословия в Обдорске.
В процессе работы использовала теоретические методы исследования. В основном работала с литературными источниками.
На начальном этапе обратилась к учебнику и хрестоматии по истории Ямала. В хрестоматии «Ямал в панораме истории» есть документ № 48 «Обдорская ярмарка: отрывок из книги В.В.Бартенева «На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края». Виктор Викторович Бартенев (1864-1921)-русский дворянин, юрист, революционер-кружковец, социал-демократ. В 1891 году был сослан на 4 года в село Обдорское Тобольской губернии. Проживая в Обдорске, он записывал все увиденное. Человек он был грамотный и развитый для своего времени, поэтому его книга является источником знаний для нас о жизни Обдосрка конца 19 века. Документ № 49 «Отрывок о селе Обдорск из книги А.А.Дунина-Горкавича». Александр Александрович Дунин-Горкавич (1854-1927)-исследователь Севера Западной Сибири. Окончил Лисинское лесное училище, инженер-лесовод. Работал вначале в Царскосельском лесничестве, в 1880 году был переведен в Сибирь, возглавлял Самаровское лесничество Тобольской губернии. После революции 1917 года был научным консультантом Уральской плановой комиссии Тобольского окружного Совета рабочих и крестьянских депутатов, преподавал курсы оленеводства и краеведения в Тобольском зооветеринарном техникуме. Сочетал служебную деятельность и многогранные исследования природы и населения Обского Севера. В его описаниях много научной географической терминологии, он наблюдал за изменениями в погоде, описывал природные явления. В данном документе есть также исторические сведения об основании Обдорска, развитии Обдорска как крепости, описан состав и образ жизни населения Обдорска. В Интернете я нашла сканированный вариант журналов «Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа». Листая страницы журналов, я обратила внимание на публикации С.В.Турова, кандидата исторических наук, доцента Тюменского государственного университета. Его труды посвящены старожильческому (авторское ) населению Обдории. Он, также, ссылается на книгу В.В.Бартенева и другие исторические источники. О жизни купцов в так называемый «рыбный» период много сведений находим в научной статье В.Н.Гриценко «Нижнеобская рыбопромышленность конца XIX-начала XX веков: проблемы и попытки их решения». С целью нахождения объективной информации обращались к архивным фондам научной библиотеки музея им.Шемановского. Работники библиотеки предоставили для ознакомления архивный документ. Это воспоминания Волкова, строителя первой радиостанции в Обдорске. Установлением и запуском радиостанции он занимался в 1920-1921 годах. Он являлся участником революционных событий. Свои воспоминания он изложил в рукописном варианте ( на писчей машинке) уже в 1951 году. Его записи предоставили возможность познакомиться с бытом зажиточных обдорян 20-х годов 20 века.
II.Основная часть.
Существуют письменные источники о том, что первыми на ямальских землях были новгородские купцы. В первоначальных представлениях новгородцев о богатствах северной земли и ее людях было немало фантастического. Путешественники рассказывали, что белки и олени там падают на землю как дождь из туч. 'Самородный зверинец', 'кладовая мягкой рухляди' привлекала торговых людей и новгородские рати.
С 1187 года нижняя Обь входила в 'волости подданные' Великого Новгорода, а после его падения перешла к московским князьям, к титулам которых с 1502 года добавились 'Обдорские и Югорские'.
В 1592 году царь Федор снарядил поход для окончательного покорения земель 'великой Оби'. Для осуществления контроля над территорией Обдорского княжества на реке Полуй в 1595 году был основан небольшой русский Носовой (Обдорский) городок. Скорее всего, князь Петр Горчаков не стал строить отдельный русский острожек, а занял остяцкий городок Пулинг-авот-ваш, опустевший после сокрушительного разгрома Обдорского княжества. Обдорский городок стал резиденцией сборщиков ясака, приезжавших из Березова, для которых со временем построили дома по русскому образцу з хозяйственными постройками.
В 1601 году на реке Таз появился острог Мангазея, превратившийся в главную базу ясачных операций вплоть до Лены и Енисея.
В 1660 году сибирская казна давала свыше 600 тысяч рублей или около одной трети доходной части бюджета государства. Обдорск долго оставался последним русским населенным пунктом на Обском Севере.
Торговля долгие столетия здесь была, в основном, контрабандной. Так как московские власти запрещали пришлым жителям торговать с инородцами, так тогда называли иноверцев, т.е. язычников. Вернее сказать, торговля разрешалась лишь после того, как «в государеву казну» собирался ясак (налог собираемый шкурами ценных зверей) в царские закрома. Но, уследить за всеми желающими поживиться в этом богатейшем краю, было просто невозможно. Со временем власти поняли, проще всего на месте открыть торг официально, чем запрещать торговлю, к тому же торг с инородцами в селе уже давно принял формы оживлённой ярмарки. В 1822 г. вышел долгожданный Императорский указ о разрешении торговать.
Обдорский городок, так же как и Мангазея и Березов долго не имел постоянного русского населения. Зимой в него приезжали несколько казаков из Березова для приема ясака от тундровых ненцев. Летом Обдорский городок играл важную роль для страны- роль таможенной заставы на пути в Сибирь и из Сибири. Специальный чиновник - таможенный голова - проверял поток товаров и людей, двигающихся через Собь и Обдорск: он следил, чтобы в Сибирь не привозили запрещенных товаров, а из Сибири не вывозили пушнину, не уплатив таможенные налоги, которые поступали в государеву казну.
Мех, или "мягкая рухлядь", как в старину его называли, определил судьбу народов Российского государства на сотни лет. Они стали основными поставщиками пушнины в форме ясака. Слово "ясак" тюрко-монгольского происхождения и означало "дань". Это слово и саму практику сбора дани с народов Сибири Русское государство унаследовала от покоренных им в XVI веке татар Казанского и Сибирского ханства. Обычный размер повинности каждого взрослого мужчины составлял 5 соболей в год, что приблизительно равноценно стоимости одной коровы. Соболь оставался общей единицей учета вплоть до начала 18 века. Чтобы заставить охотников хантов и ненцев платить ясак, русская администрация продолжала брать аманатов (заложников).
В 19 веке постоянное русское население на Обском Севере оставалось малочисленным. Это объяснялось, во-первых, природными условиями, делавшими невозможной земледельческую колонизацию, а во-вторых, государственной политикой, оберегавшей инородческие угодья от пришельцев-звероловов и долго не разрешавшей осуществлять свободную торговлю с аборигенами. В первой половине 19 века местная администрация даже несколько раз возбуждала вопрос о выселении русских из Обдорска в места приписки - Березов и Сургут.
Выводы:
Можно выделить следующие этапы развития торговли:
1-й-новгородский (11-16 века)
2-й-мангазейский (17 век), центром торговли стал город Мангазея.
3-й-обдорский (18-19 века), центр торговли перемещается в Обдорск.
Впервые в источниках речь идет о новгородских купцах, которых интересовала «мягкая рухлядь» (северная пушнина).Разгар торговли пушниной на Ямале пришелся на 17 век. Центром торговли был город Мангазея. Однако, расцвет города длился около 60 лет. Потом торговля пришла в упадок из-за ухода северного зверя, пришел в упадок и город. Особенности торговли на Обском Севере, отдаленность рынков сбыта продукции, суровые природные условия, запрет царской администрация свободно торговать до сбора налога (ясака), запрет для русских, коми-ижемцев (пришлых) селиться на землях коренного населения.
В первой половине 19 века в Обдорске численность русского населения составляла 275 человек.
Быстрое превращение Обдорска в ведущий торговый центр Нижнего Приобья вытекало из его выгодного расположения. В этом районе пролегали традиционные маршруты кочевников-ненцев, здесь находились самые богатые рыбные и песцовые угодья. Водный путь позволял завозить товары с минимальными транспортными издержками.
Коренное население активно покупало у русских торговцев муку и хлеб. Только в 1816 году, помимо других товаров, аборигены приобрели 16 тыс. пудов муки и 2 тыс. пудов печеного хлеба. Приезжие выменяли у них 12 тыс. шкур песца, свыше 6 тыс. лисицы,1 тыс.оленя, 600 голов живых оленей, 600 пудов гусиного пера, а также шкурки белки, горностая, рыбу-всего на сумму 150 тыс.рублей.
В 1825 г. была открыта Обдорская ярмарка. Рассматривая историю Обдорской ярмарки, Бартенев отмечал, что она зародилась в середине 18 века в весьма любопытной форме «Рассказывают , что первоначально торговля производилась таким образом: русские купцы перевозили на другую сторону Полуя товары и раскладывали их на берегу, а сами отъезжали прочь.
Самоеды со своей стороны клали свои товары рядом с теми, которые они желали выменять. Если русский купец был доволен, то он подъезжал и брал самоедский товар, а свой оставлял в обмен. Мало-помалу самоеды убеждались, что их не ограбят, и тогда возникали меновые отношения».
В середине 19 века ярмарка в Обдорске становится крупнейшей на Тобольском Севере. В 1858 году ее оборот составлял 56,8 тысячи рублей. Среди привозных товаров на Обдорской ярмарке ведущее место занимали продукты питания ( ржаная мука, печеный хлеб, сливочное масло, чай, сахар), водка, табак, фабричные и кустарные ткани ( сукно, холст, ситец, бумазея),украшения из меди и стекла, скобяной товар (ножи, топоры, котлы, кремни и огнива, железные листы для костров), промысловое снаряжение (порох и свинец, ружья, капканы, сети, неводы и нить-мережа для их изготовления).Основными товарами северных народов на ярмарке являлись пушнина, оленьи шкуры, мороженная рыба, пух и перо, кедровый орех и т.д.
Учитывая традиционно сложившиеся условия торговли с инородцами, власти разрешили устраивать ярмарку с 15 декабря по 25 января. К декабрю в Обдорск съезжались купцы и их приказчики. Сюда ехали торговать не только из близлежащих сибирских городов: Тобольска, Берёзова, Ирбита, Омска, Тюмени. Даже были представители купеческого сословия из Европейской части страны: Устюга Великого, Архангельска, Нижнего Новгорода и Москвы. В эти месяцы село принаряжалось, становилось людным и шумным, на улице слышалась многоязычная речь. В конце декабря на торговой площади, становившейся на месяц эпицентром торговли, на высоком шесте власти поднимали флаг. Он развивался до самого окончания ярмарки. Иногда из-за сильных метелей открытие ярмарки задерживалось, тогда всё село с плохо скрытым волнением начинало ждать, когда же самоеды и остяки прикаслают к селу. В Обдорске в это время собиралось немало торгового народа из многих мест государства Российского. И вот из тундры начинали приезжать «самоедские ватаги». В течение месяца они наезжали целыми партиями. Одни уезжали, но тут же, из бескрайней тундры, прикочёвывали другие. Они останавливались со своими чумами и стадами оленей неподалёку от Обдорска, а потом, круглыми сутками, по очереди, наезжали в село. Здесь они сначала платили государев ясак, а уже после этого продавали добычу. Товар их был богат и разнообразен: в нартах лежали громадные бивни мамонта, шкуры медведей, песцов, чёрных росомах. У купцов же они покупали необходимые в хозяйстве и для повседневной жизни товары. Ярмарка не замирала ни на час, и даже полярные морозы и метели не могли помешать торгующим и торгующимся. Кочевникам надо было поскорее возвращаться в тундру, кочевать дальше, а купцам не терпелось вернуться домой. Купцы всех рангов всегда очень неохотно рассказывали о своих доходах.
Исследователь Севера Западной Сибири А.А.Дунин-Горкавич (1854-1927) отмечал, что в начале 20-го века в Обдорске было 19 постоянных лавок. Товары, купленные на Обдорской ярмарке вывозились в Тобольск и Ирбит, шкуры оленьи вывозятся в с.Ижму. В 1903 году сумма вывоза составляла 92 768 рублей. Сумма ввоза становила 47 000 рублей. Общие торговые обороты Обдорска составляли 1000 000 рублей ежегодно. Ввоз товаров до 300 000 рублей, вывоз до 700 000 рублей.
Последнее упоминание о проведении ярмарки относится к 1909 году. Здесь по- прежнему торговали пушниной, северной белорыбицей, мамонтовой костью, рыбьим клеем, птичьим пером, березовой чагой, лодками, меховой одеждой и другими товарами. К началу 20-го века из Обдорска ежегодно вывозилось на рынки до 200 тысяч пудов рыбы и около 50 тысяч меховых шкур (песца, лисы, белки, горностая и др.)
Значительную роль в модернизации жизненного и хозяйственного уклада коренного населения Ямала сыграли купцы и предприниматели. Особенно активно это происходит в 19-начале 20 века. Экономика Обского Севера носила сырьевую направленность, в связи с удаленностью рынков сбыта. С середины 19 века приходит в убыток пушнодобыча и промысел дикого оленя. На первое место выдвинулось промышленное рыболовство. Главную роль в развитии предпринимательства играло русское население, однако, не местное, а из других регионов. Русское торгово-промышленное предпринимательство было основано на рыболовстве и торговле с инородцами. Отмечается, что в первой половине 19-го века заметную роль в торговле сыграли зыряне-ижемцы. Они расселились до Байдарацкой губы. Размещались они в основном в Обдорске, занимались торговлей, значительная часть стала оленеводами. В торговле занимались посредничеством. На Обском Севере долгое время не разрешалось селиться, охотиться, вести свободную торговлю на угодьях коренных жителей. Именно поэтому русское население Обдорска и края было немногочисленным.Во второй половине 19-го начале 20-го века отмечается определенное количество местных предпринимателей. На 1 мая 1905 года в с.Обдорск из 1355 жителей насчитывалось 16 березовских купцов. Купцы 3-й гильдии Чечуровы проживали в нем с 1812 года и купеческая вдова С.Н.Трофимова с 1834 г. Называются березовские купцы А.С.Протопопов, В.А.Оленев, И.Карпов. Тобольские купцы С.И.Воротников, Ф.В.Корнилов, П.Ф.Тележкин. Стоит сказать, что современные исследователи предпринимательства на Обском Севере ссылаются на монографию А.А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север». Некоторые ученые называют среди рыбопромышленников и купцов и другие фамилии: М.Д.Плотникова, Т.А.Витязева, Д.Чупрова,, А Рочева. Роль крупных рыбопромышленников в жизни коренного населения значительная. Орендуя угодья по реке Обь, они обеспечивали своих клиентов-аборигенов необходимыми продуктами, платили за них ясак и казенные долги. Обеспечивали рабочими местами. В 19 веке торговля остается достаточно развитой отраслью экономики. «Устав об управлении инородцами» 1822 года объявлял свободу торговли с туземцами. В процессе исследования автора заинтересовал вопрос, какие купцы сыграли более важную роль в развитии Ямальского Севера, Обдорска. По этому вопросу единого мнения нет. Однако, большая часть источников утверждают, что выгоды от торговли с инородцами сосредотачивались у тобольских купцов (Бронников, Корнилов) и березовских купцов, державших в Обдорске своих доверенных лиц. Ижемские зыряне создавали конкуренцию русским торговцам. Богатые коми-ижемцы сосредоточили в своих руках торговлю всеми продуктами оленеводства, частично рыбой и пушниной. Крупных торговцев среди коми не было, но их хорошие знания местных условий и тесные связи с коренным населением позволяли им успешно конкурировать с мелкими русскими торговцами. Зыряне стали оплотом Обдоркой ярмарки, выполняя посредническую роль между ненцами-оленеводами и приезжими русскими купцами.
Выводы.
В 19 веке центром торговли стал Обдорск (Салехард). Село стало центром благодаря выгодному расположению на пути касланий коренного населения, реке Обь. Важную роль в развитии торговли играла Обдорская ярмарка. Новый толчок торговле принес указ «Об управлении инородцами» (1822 г). Разрешалась свободная торговля, но запрещалось селиться на землях коренного населения. Пришлому населению разрешалось брать угодья в аренду на 4 года. В середине 19 века торговля пушным зверем уходит на второй план, начинает развиваться рыбопромышленность. Купцы начинают активно торговать рыбой, арендуют угодья, строят первые консервные заводы. В 1898 году тобольский рыбопромышленник Плотников открыл консервную фабрику на песке Питляр с производительностью до 160 тысяч банок в год. Позднее им же были открыты консервные фабрики в Аксарке и на р. Щучьей (для консервирования ряпушки). Если говорить о роли купцов в жизни коренного населения, то можно отметить , что торговля изменила образ жизни самоедов и остяков. Некоторые ученые отмечают, что это было прогрессом для местного населения. Коренные народы втягивались в торгово-денежные отношения, происходил обмен и взаимообогащение на культурном и бытовом уровне. Аренда угодий -это процесс, которому можно дать и положительную и отрицательную оценку. Несмотря на запрет для пришлого населения селиться на землях коренного населения, все-таки, иногда, угодья уходили во владение русских и ижемских коми как плата за долг. Хотя, например, промышленник М.Плотников кроме денежной аренды выплачивал ежегодно 30 пудов ржаной муки, все равно происходило обнищание местного населения, процесс закабаления несостоятельных самоедов и остяков. Большую роль в развитии торговли играли русские купцы, которые, однако, не жили в Обдорске, а оставляли в них своих приказчиков. Среди русских выделяем тобольских и березовских купцов. Именно они занимались крупной торговлей. С середины 19 века возрастает роль коми-ижемских купцов, которые занимались посредничеством и мелкой торговлей.
3.Образ жизни обдорских купцов на примере комплекса купеческой усадьбы в Салехарде.
Просмотрев телепередачу об открытии комплекса купеческой усадьбы в Салехарде, я заинтересовалась образом жизни обдорских купцов. Я просмотрела виртуальную экскурсию и фото на сайте odr.yanao.ru окружного Дома ремёсел (ГБУК ЯНАО ОДР, Салехард).Для уточнения информации мой руководитель обратилась в научную библиотеку музейно-выставочного комплекса им. Шемановского. На наши вопросы ответил заведующий отделом новой истории научной библиотеки Мазурин Алексей Брониславович. Он сказал, что точно известно , что дом на Ламбиных,1 в послереволюционное время принадлежал Терентьеву Осипу. Об этом есть записи с Бюро технической инвентаризации г.Салехарда. Сведения о проживающих обдорянах имеются также в воспоминаниях М.В.Хорохорина «Борьба за Советскую власть на Крайнем Севере. 1921 г. Воспоминания командира и комиссара северных отрядов Красной Армии. Москва, 1971 г». Начальник обдорской радиостанции Иосиф Волков в своей книге «Революции опричник» оставил свои воспоминания о событиях 1920-1921 гг в селе. Его мемуары также находятся в музее Шемановского, с ними мы также ознакомились. Благодаря воспоминаниям Волкова мы знаем обстановку с зажиточными обдорянами. На момент мятежа 1921 года в Обдорске проживали купцы и зажиточные приказчики, некоторые из них были расстреляны, некоторые арестованы. После ареста все имущество, как правило, поддавалось конфискации (его описывали и забирали у хозяев). На основании протоколов конфискации можно составить представление о жизни и быте богатых жителей Обдорска. На основании этих и других источников была оборудована купеческая усадьба на Ламбиных,1. На территории усадьбы находится дом и амбар. В амбаре размещены рыболовные снасти, лодки, сетки, бочки. Местные жители потребляли рыбу в сыром виде. Лучшие сорта рыбы сдавались промышленникам-скупщикам , которые организовывали потрошение и засол. Рыбьи внутренности шли на вытапливание жира. Очищенная и пересыпанная солью рыба укладывалась рядами в чаны, получаны, и бочки различных размеров. Применяемая соль (так называемая "Коряковская") была неочищенной, с примесью глауберовой соли, крупная и грязная.На большой чан, вмещающий 5000 сырков или 1000 муксунов уходило 25 пудов (более 400 килограмм) соли. Рыба укладывалась в посуду постепенно, по мере улова. Наполненный чан загружали грузом-камнями или гирями. Рыба оставалась в рассоле 7-9 дней. Затем рыба вынималась, промывалась и укладывалась в "стопы". Сложенная в стопы (до 12 слоев) рыба лежала в сараях до осени, до времени вывоза пароходами в Тюмень или Тобольск. В конце 19 века цены на рыбу в Обдорском крае были такими: осетр соленый стоповой -до 4 рублей за пуд, нельма- 3 рубля, муксун 18 копеек штука, недомуксун- 9 копеек, колезень-3-5 копеек, сырок-2-4 копейки. По этим ценам рыба покупалась от мелких русских промышленников, являвшихся посредниками между крупными оптовыми скупщиками и коренным населением. От аборигенов рыба приобреталась дешевле в 4 раза. Из-за своего низкого потребительского качества стоповая рыба шла на продажу по сельским ярмаркам Тобольской губернии, по Уральским заводам и приискам Пермской губернии, а дальше, в пределы Европейской России никогда не вывозилась. Она была просолена до такой степени, что ее необходимо было вымачивать в воде. Кроме стоповой, в конце промыслового сезона в ограниченных количествах приготовлялась и малосольная рыба, которая не могла храниться подолгу, поэтому имевшая незначительный круг распространения.
Дом, и все находящиеся в нем предметы помогут нам представить жизнь зажиточного населения Обдорска в конце 19-го начале 20-го века. Для селения Обдорского были характерны как обычные, так и развитые шестистенки городского типа. Дом почти квадратный, имеет прирубленные сени с навесом под отдельной двухскатной кровлей. Кровля самого дома выполнена на четыре ската. Во время реставрации, когда вскрыли обшивку дома, увидели истинный брус, что позволило воссоздать конфигурацию коридора и комнат в первоначальном виде. Интерьеры были воссозданы по тобольским аналогам западносибирского домостроения. Потолок из досок тщательно выскоблен или выбелен, как и стены, пол крашен. Внутреннее устройство русского средней зажиточности дома описал в начале 1890-х годов В.В.Бартенев:"Значительная часть изб в Обдорске имеет несколько комнат с крашеными полами, со стенами, оклеенными обоями, с зеркалами и картинами-олеографиями; на окнах цветы; есть мягкая мебель, только мало приходится видеть комодов и шкафов, которые заменяются сундуками и ящиками. Эти ящики, крашенные, окованные и покрытые коврами, придают комнате обдорянина какой-то старинный колорит". Бартенев В.В. На крайнем Северо-Западе Сибири. Очерки Обдорского края// Тобольский Север глазами политических ссыльных 19-начала 20 века. Екатеринбург, 1998 г.
Потолок и печи обдоряне белили, а полы если не красили, то тщательно выскабливали во время уборки помещений. Вообще тщательно "охищать" свою "домашность" было принято во всех обдорских домах. У нас имеется возможность обозреть обстановку дома богатых обдорян Николая и Дмитрия Нижегородцевых вместе с членами учетноконфикационной комиссии , описавшей имущество после того, как сами хозяева были расстреляны за участие в антибольшевистском восстании 1921 года :" стол письменный, стол круглый большой (2 ш), стол малый ( 3 ш), стол ломберный, столов-угловиков (2 ш), стол венский с прибором, стол простой, часы стенные, стульев венских (18ш), лампа стеновая, зеркал разных (6 ш), гардероб старый, комод полированный, шкаф для посуды, гардероб узкий полированный, этажерка полированная, кроватей железных (2ш), диван мягкий, столик прикроватный, ковер половой большой, комод старый".
Документальные источники свидетельствуют, что в зажиточных домах обдорян были граммофоны, которые не только подчеркивал статус материального положения, но и культурную образованность его владельца. В гостиных состоятельных обывателей он становится необходимой принадлежностью.Еще один предмет мебели - стол - секретер, в котором хранились документы, журналы, фотографии и другие ценные вещи. Все полочки запирались на ключ, и доступ к ним имел только его владелец. Мягкая мебель, софа, стулья и столик создают атмосферу уютной гостиной конца 19-го начала 20-го века. Очень популярным предметом быта был сундук. Сундуки были разных размеров и выполнены каждый в своей манере. Были просто деревянные, были деревянные с окантовкой из металла или с украшениями, главной функцией было хранение хозяйских вещей, но их могли использовать в качестве стула или стола, а большие сундуки могли использоваться как кровать. Кухня в домах-шестистенках обязательно отделялась коридором от жилых комнат. Вы видите русскую печь. Рядом, на полках, расположена разная кухонная утварь и посуда. Также здесь находится простая деревянная мебель: столы, лавки, табуреты, резной буфет, который вмещал в себя большое количество посуды. О посуде богатых обдорян можно судить по описи конфискационной комиссии имущества госпожи Августы Бронниковой. "Блюдов чайных 10 шт,стаканов 20 шт, блюдов для варенья 12 ш, блюд больших 5 ш, тарелок мелких 20 ш,тарелок глубоких 10 ш, масленок 5 ш., сливочников для бульона 2ш, чайниц 2 ш, чайников 2 ш, кофейня никелировнная, ситечко кофейное, ваза стеклянная, сливочников для молока 2 ш, чашок полоскательных 1 ш, воронка, сахарница,подносов для рюмок 2 ш, банок железных 3 ш, банок стекляных 2 ш, ситечек 2 ш, сбивалок 1 ш, ложка для вынимания яиц, машинка для кренделя, щипцы для сахара, ваза для печенья, вафельница 2 ш, блюдо фарфоровое длинное,..кофейная машинка, самовар никелированный"
Освещались богатые дома свечами и керосиновыми лампами типа "молния", или под абажуром, в том числе "настенные", "фонари спиртовые", "лампы ночники". Состоятельные домовладельцы и двор освещали при помощи "фонарей столбовых". Нередко в богатых домах можно было встретить граммофон или патефон, швейную машинку, и даже барометр.
Выводы. Обдорск (Салехард) в конце 19-го начале 20-го века был селом. В 1905 году в Обдорске проживало 1355 жителей. Из них 15 купцов березовских, чуть меньше тобольских. Остальные купцы-мелкие торговцы из коми-зырян. Тобольские купцы оставляли в своих домах приказчиков. Архивные фото начала, первой половины 20 века свидетельствуют о том, что дома купцов были в основном одноэтажные шестистенки, построенные из бруса. В конце 19-начале 20-го века купцы в основном превращаются в рыбопромышленников. Иосиф Волков пишет, что в 1920 году в Обдорске было более 200 дворов, перечисляет купцов и описывает их образ жизни. На примере купеческой усадьбы в Салехарде мы можем представить себе быт, отдых и занятия обдорских купцов.
В процессе исследования темы «Роль торговли в жизни ямальского Севера» выполнила задачи исследования. Изучая исторические источники, выделила три этапа развития торговли на Ямале. 1-й-новгородский (11-16 века);2-й-мангазейский (17 век) центром торговли стал город Мангазея;3-й-обдорский (18-19 века), центр торговли перемещается в Обдорск. Впервые в источниках речь идет о новгородских купцах, которых интересовала «мягкая рухлядь» (северная пушнина).Разгар торговли пушниной на Ямале пришелся на 17 век. Центром торговли был город Мангазея. Однако, расцвет города длился около 60 лет. Потом торговля пришла в упадок из-за ухода северного зверя, пришел в упадок и город. Особенности торговли на Обском Севере, отдаленность рынков сбыта продукции, суровые природные условия, запрет царской администрация свободно торговать до сбора налога (ясака), запрет для русских, коми-ижемцев (пришлых) селиться на землях коренного населения. Исследуя вторую задачу, выяснила, что в 19 веке центром торговли стал Обдорск (Салехард). Село стало центром благодаря выгодному расположению на пути касланий коренного населения, реке Обь. Важную роль в развитии торговли играла Обдорская ярмарка. Новый толчок торговле принес указ «Об управлении инородцами» (1822 г). Разрешалась свободная торговля, но запрещалось селиться на землях коренного населения. Пришлому населению разрешалось брать угодья в аренду на 4 года. В середине 19 века торговля пушным зверем уходит на второй план, начинает развиваться рыбопромышленность. Купцы начинают активно торговать рыбой, арендуют угодья, строят первые консервные заводы. В 1898 году тобольский рыбопромышленник Плотников открыл консервную фабрику на песке Питляр с производительностью до 160 тысяч банок в год. Позднее им же были открыты консервные фабрики в Аксарке и на р. Щучьей (для консервирования ряпушки). Если говорить о роли купцов в жизни коренного населения, то можно отметить , что торговля изменила образ жизни самоедов и остяков. Некоторые ученые отмечают, что это было прогрессом для местного населения. Коренные народы втягивались в торгово-денежные отношения, происходил обмен и взаимообогащение на культурном и бытовом уровне. Аренда угодий -это процесс, которому можно дать и положительную и отрицательную оценку. Несмотря на запрет для пришлого населения селиться на землях коренного населения, все-таки, иногда, угодья уходили во владение русских и ижемских коми как плата за долг. Хотя, например, промышленник М.Плотников кроме денежной аренды выплачивал ежегодно 30 пудов ржаной муки, все равно происходило обнищание местного населения, процесс закабаления несостоятельных самоедов и остяков. Большую роль в развитии торговли играли русские купцы, которые, однако, не жили в Обдорске, а оставляли в них своих приказчиков. Среди русских выделяем тобольских и березовских купцов. Именно они занимались крупной торговлей. С середины 19 века возрастает роль коми-ижемских купцов, которые занимались посредничеством и мелкой торговлей. Исследуя третью задачу, считаю, что Обдорск (Салехард) в конце 19-го начале 20-го века был селом. В 1905 году в Обдорске проживало 1355 жителей. Из них 15 купцов березовских, чуть меньше тобольских. Остальные купцы-мелкие торговцы из коми-зырян. Тобольские купцы оставляли в своих домах приказчиков. Архивные фото начала, первой половины 20 века свидетельствуют о том, что дома купцов были в основном одноэтажные шестистенки, построенные из бруса. В конце 19-начале 20-го века купцы в основном превращаются в рыбопромышленников. Иосиф Волков пишет, что в 1920 году в Обдорске было более 200 дворов, перечисляет купцов и описывает их образ жизни. На примере купеческой усадьбы в Салехарде мы можем представить себе быт, отдых и занятия обдорских купцов. Таким образом выдвинутая гипотеза подтвердилась частично. Купцы и торговля изменили жизнь коренных народов. Самоеды и остяки втягивались в торгово-денежные отношения, происходил обмен и взаимообогащение на культурном и бытовом уровне. Аренда угодий -это процесс, которому можно дать и положительную и отрицательную оценку. Несмотря на запрет для пришлого населения селиться на землях коренного населения, все-таки, иногда, угодья уходили во владение русских и ижемских коми как плата за долг. Хотя, например, промышленник М.Плотников кроме денежной аренды выплачивал ежегодно 30 пудов ржаной муки, все равно происходило обнищание местного населения, процесс закабаления несостоятельных самоедов и остяков.
Литература.
1.Волков Иосиф. Революции опричник. Архивные фонды музея им. Шемановского.
2.Гриценко В.Н. Нижнеобская рыбопромышленность конца XIX-начала XX веков:проблемы и попытки их решения. История Ямала: дискуссии и научные решения. Салехард-Екатеринбург: Банк культурной информации,2006
3.Гриценко В.Н. История Ямальского Севера в очерках и документах: 2 т. Омск, 2004.
4.Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало-Ненецкого округа. Науч. центр гуманитарных исследований коренных малочисленных народов Севера ЯНАО ; [под ред. Н.В. Лукиной]. – Томск : Изд-во Том. Ун-та, 1999. – 222 с. – ISBN 5-7511-1045-5 (в пер.).
5.Туров С.В.Традиционные жилые постройки старожильческого населения Обдории.//Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа. №4 (41).Салехард.2006 г.
6. Туров С.В. Домашний быт старожилов обдорского края.//Научный вестник Ямало-Ненецкого автономного округа.№5 (57).Салехард.2008 г
7.Хорохорин М.В. Борьба за Советскую власть на Крайнем Севере. 1921 г. Воспоминания командира и комиссара северных отрядов Красной Армии. Москва, 1971 г.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Весенняя сказка
Глупый мальчишка
Яблоко
Что такое музыка?