В работе представлено исследование социальной значимости темы и предложен проект Памятника учителю в г.Дзержинске.
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatnik_uchitelyu.doc | 826 КБ |
Проект
Памятник Учителю
Содержание
Стр.
Введение 3
1. Анализ материалов о существующих в России памятниках учителю 4
2. Исследование мнения общественности 5
3. Результаты исследования и их обсуждение 5
4. Проектирование памятника Учителю 7
5. Выводы 10
6. Перспективные направления работы над проектом 10
Список литературы 11
Приложения 12
Введение
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен донести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Учитель играет большую роль в жизни каждого из нас. Он является носителем нравственности. Он дает нам важнейшие жизненные уроки: уроки добра, порядочности, честности, мужества, любви к своей земле, своей Родине.
В наше время профессию учителя не считают почётной, а тем более модной. Часто дети не проявляют должного уважения к учителям. Однако отношение к учителям всегда является таким же критерием человечности, порядочности, как и отношение к родителям, Родине. Учителя являются неотъемлемой частью нашего бытия, они будто объединяют между собой поколения, так как передают свой опыт и знания младшим. Поэтому надо любить учителей, помнить их, уважать их нелегкий труд.
Учитывая важную роль учителя в воспитании, становлении подрастающего поколения, составляющего основу будущего государства, 2010 год объявлен годом УЧИТЕЛЯ.
В связи со всем сказанным выше потребность создать памятник учителю как напоминание о его роли в жизни человека и как благодарность всего человечества сегодня особенно актуальна.
Цель: Проектировка памятника учителю с целью признания значимости роли учителя в жизни каждого человека и как благодарность за его тяжёлый труд.
Задачи:
Анализ материалов о существующих в России памятниках учителю
Для изучения существующих памятников учителю были использованы Интернет - ресурсы. В ходе исследования материалов о памятниках учителю, существующих в России, нами было сделано весьма удручающее открытие. Дело в том, что в городах нашей страны широко представлены памятники поэтам, историческим лицам, деятелям культуры и искусства, светилам науки. Памятники же учителям встречаются крайне редко. А многие из памятников посвящены памяти конкретного лица. Так, в Самаре установлен памятник учителю царских детей, академику Сергею Платонову; в Республике Марий Эл в Оршанском педагогическом колледже открыт памятник учителю Иннокентию Кузьмичу Глушкову; в селе Верхотомское Кемеровского района существует памятник первому учителю Дмитрию Самсоновичу Кремлеву; в Уфе открыт памятник выдающемуся поэту-гуманисту и просветителю М.Акмулле.
Большой процент памятников учителю связан с трагическими событиями великой отечественной войны. Такие памятники существуют в г.Ярославле, г.Лысьва Пермского края.
Памятники, представляющие собой собирательный образ учителя, можно встретить только в некоторых крупных городах России. Это Сочи, Белгород, Ульяновск, Дергачи, Брянск, Орел.
В процессе работы с информационными источниками нами был выявлен еще один интересный факт. В истории России памятники учителям стали появляться лишь во второй половине 20 века. Возможно, это связано с зависимым положением учителя в дореволюционный период истории. Однако с установлением власти Советов и общественным признанием значимости роли учителей прославления их с помощью памятников не последовало. Первый в России памятник учителю был установлен в 1974 году по инициативе выпускников школы №1 города Торопец Тверской области. Основная же часть памятников открыта лишь в период от 2004 по 2008 годы.
На сегодняшний момент пресса сообщает о намерениях некоторых городов возводить памятники, воздающих дань уважения учителям (Томск, Курск, Пенза, Красноярск, Северодвинск, Новосибирск).
Изучая форму существующих памятников, мы находим следующие композиционные решения (Приложение 1). Памятники представляют собой фигуру учителя (чаще женского пола) в сопровождении нескольких учеников. Существуют памятники, являющие собой гранитный столп или мраморную стелу со словами посвящения. Также имеют место образные представления. Например, памятник учителю в городе Верхний Мамон Воронежской области состоит из мраморной кафедры с изображенными на ней символами педагогического труда: глобусом, ручкой, линейкой.
Исследование мнения общественности
Опрос был проведён среди обучающихся 9-10 классов. Для размышления опрашиваемым были предложены следующие вопросы:
Всего в исследовании приняло участие 73 человека.
Результаты и анализ исследования
Форма и вид памятника | Кол-во повторов | Место расположения | Кол-во повторов | Надпись | Кол-во повторов |
Форма с вечным огнём | 1 | Площадь Дзержинского | 13 | Слава учителю России | 5 |
Женщина в очках с указкой и/или книгой | 24 | Магазин Союз | 4 | Любимому учителю | 4 |
Книга с очками и пером | 8 | Около ДКХ | 8 | Хороший учитель может научить даже тому, чего сам не умеет | 1 |
Самый большой памятник в центре города | 7 | Центр города | 13 | Вы потратили много нервов и сил, мы будем помнить это | 1 |
Руки, держащие земной шар | 1 | Места отдыха, парк | 5 | Наша сила в наших знаниях | 5 |
Фигура учительницы с учениками | 17 | Около Дома книги | 3 | Учителям города Дзержинска от всех жителей большое спасибо | 1 |
Должен выглядеть достойно | 5 | На Свердлова | 2 | Ученье свет, а не ученье тьма | 3 |
Женщина, подающая руку, упавшему ребёнку | 1 | Около школы №37 | 7 | Спасибо за всё | 7 |
Изображает большое дерево – дуб (символ мудрости) | 1 | Напротив политеха | 1 | Спасибо за знания | 12 |
Учитель сидит на камне | 1 | У вокзала | 5 | Спасибо за терпение | 4 |
Стела с надписью | 2 | На бульваре Космонавтов | 1 | Благодарность учителям | 4 |
Фигура определенного учителя Фонтан | 4 1 | У Дома учителя | 2 | Ты можешь забыть многое, но ты никогда не забудешь человека, который этому многому тебя научил | 1 |
Ум. Честь. Совесть. | 2 | ||||
Учителям, открывшим нам дорогу в мир (жизнь) | 3 |
Отвечая на вопрос о форме и виде памятника, большинство обучающихся не смогло избежать стереотипного представления об образе учителя. Преобладал ответ, что памятник должен изображать женщину средних или пожилых лет, в очках, с книгой, указкой или глобусом. Скульптура учительницы должна иметь гордую осанку, отражать терпение, ум, силу воли.
Также часто встречался вариант памятника, изображающий атрибуты, связанные с профессией учителя: книга, перо, очки.
Большое количество опрашиваемых отметили, что памятник должен иметь большие размеры, быть самым высоким в городе.
Некоторые затруднялись дать точное описание формы памятника, однако отмечали, что он должен выглядеть достойно, вызывать чувство уважения к учителю.
Но встречались и интересные идеи. Мысль, что памятник должен быть с вечным огнём, показалась нам очень оригинальной. Достойным внимания, с нашей точки зрения, можно назвать вариант, предлагающий изобразить фигуру учителя с учениками, стоящими за его плечами. Также интересной нам показалась мысль о создании памятника в виде дуба, олицетворяющего собой мудрость, знания, духовную силу.
Довольно большое количество идей было предложено по месту расположения памятника. Были выдвинуты такие варианты как: около Дома Книги, магазина «Союз», напротив ДПИ НГПУ (политеха). Также поступали предложения поставить памятник на бульваре Космонавтов, в парке, на улице Свердлова.
Самым популярным был ответ поместить памятник в центр города (площадь Свадебная, площадь Дзержинского, у вокзала). Опрошенные осознают важность роли учителя в жизни каждого человека, и поэтому считают необходимым расположить памятник на всеобщее обозрение в почётном месте.
При ответе на вопрос о надписи, которая должна сопровождать памятник, опрошенными было предложено большое количество разных достойных вариантов. В этой надписи многие хотели выразить благодарность учителям за знания и терпение, воспитание и помощь по жизни, потраченные нервы и силы.
Также как вариант надписи рассматривались пословицы и устойчивые выражения, такие как: «Ученье свет, а не ученье - тьма», «Ты можешь забыть многое, но ты никогда не забудешь человека, который этому многому тебя научил», «Хороший учитель может научить даже тому, чего сам не умеет».
Значительное количество голосов опрошенных набрали такие фразы как «Слава учителю России», «Любимому учителю».
В анкетах встретилась надпись для памятника «Ум. Честь. Совесть». Таким образом, автор хотел подчеркнуть образ учителя как носителя данных качеств.
Проектирование памятника Учителю
Опираясь на полученные данные, мы пришли к выводу, что поместить памятник учителю необходимо в центральной части города, где ежедневно проходят большое количество людей, которые могли бы видеть его. Таким образом, памятник каждый раз будет напоминать о важной роли учителя в жизни каждого.
Постановку памятника возле торговых центров, в частности т\д «Союз», как было предложено, мы считаем нежелательным. Атмосфера коммерческих районов города наполнена материалистическим мироощущением, и характеризуется отсутствием духовной составляющей.
Парк и места отдыха не соответствуют идейному значению памятника.
Расположение памятника у какой-либо школы города или у политехнического университета, не смотря на соответствие образовательной тематике, считаем нецелесообразным из-за недостаточной циркуляции народных масс.
Вариант с постановкой памятника учителю на площади Дзержинского мы также не рассматриваем, так как там располагается памятник Ф.И. Дзержинскому.
Интересной нам кажется идеи постановки памятника на Привокзальной площади. Через вокзал, как через руки учителя, проходит огромное количество людей. Все приезжающие могут видеть, что в нашем городе ценят и почитают учителей.
Кроме того, мы считаем возможным поместить памятник учителю на бульваре Мира напротив Дома книги, поскольку центральная библиотека поддерживает идейное содержание монумента, изображающего учителя как носителя знаний и мудрости.
Возможным мы считаем размещение памятника учителю на площади Свадебной, так как она является одной из центральных в городе, окружена атмосферой торжественности и величественности. Данное место расположения подчёркивает символическое значение памятника. В течение долгих школьных лет учитель способствовал формированию и развитию личности учеников, и, на наш взгляд, замечательным было бы зарождение новой традиции возложения цветов к памятнику учителю в день бракосочетания и на протяжении всей жизни как дани уважения к нелёгкому труду учителя.
Думая о роли учителя в жизни общества, вспоминается легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который отдал своё горящее сердце ради спасения пошедшего за ним народа. Так и учителя, подобно этому герою, несут свет знаний подрастающему поколению, отдают свою душу и сердце служению на благо нашей страны. «Сердце отдаю детям» - писал знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский. И эти слова являются олицетворением многих учителей, посвятивших свою жизнь воспитанию подрастающего поколению.
Именно поэтому мы считаем, что использование огня при построении памятника будет необходимой деталью, выражающей общий замысел скульптуры. Возможным мы считаем и использование светового или лазерного оборудования для воплощения идеи о создании символического света знаний, который несут учителя, и их горящих сердец, отданных великому служению.
Изображение фигур учителя и учеников наилучшим образом будет отражать суть задуманного проекта. При обдумывании композиции памятника у нас родились следующие идеи. Первый вариант изображает учителя, ведущего за руку детей и освещающего путь ярким огнём – символом знаний. (Приложение 2) Данный памятник мы предлагаем сопроводить словами «Будущее наших детей, нашего народа – в руках Учителя, в его золотом сердце»».
Второй вариант демонстрирует процесс передачи учителем мудрости и знаний веков, символически представленных «вечным» огнём, ученику. (Приложение 3)
Третий вариант, представляет собой стелу с большим светящимся глобусом наверху и надписью: «Благодарность Учителям, открывающим детям дорогу в мир». Нам такой вариант кажется приемлемым, поскольку снимает вопрос половой дискриминации. (Приложение 4)
Выводы
В ходе работы над проектом мною были изучены и обобщены материалы о существующих в России памятниках учителю, выявлено мнение общественности о форме, месте расположения памятника Учителю и надписи, сопровождающей его.
На основании полученных данных мною спроектировано 3 варианта памятника Учителю, которые могут быть установлены в г.Дзержинске. Также в ходе работы над проектом рассмотрены и определены наиболее желательные места постановки памятника Учителю в нашем городе.
Перспективные направления работы над проектом
Список литературы
Приложение 1
Памятник учителю в г.Крым Памятник учителю г.Торопец Тверской обл.
г.Уфа, памятник выдающемуся поэту- гуманисту и просветителю М.Акмулле
Город Лысьва Пермского края Памятник учащимся и учителям школы № 3, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.
Памятник учителю в г.Орел Памятник учителю в г.Сочи
Памятник учителю в г.Верхний Мамон Памятник первому учителю Д.С.Кремлеву
Воронежской области в с. Верхотомское Кемеровского района
Памятник учителю г.Матвеев Курган
Памятник учителю в Памятник учителю в г.Дергачи Харьковской обл.
Спасское-Лутовиново
Памятник учителю в г.Брянск Памятник учителю в г.Ульяновск
Памятник учителю г.Белгород Памятник учителям и ученикам школы №47,
погибшим на фронтах ВОВ г.Ярославль
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Мороз и заяц
Если хочется пить...
Заповеди детства и юности
Агния Барто. Сережа учит уроки