Тема проекта: «Национальные костюмы народов России» заинтересовала обучающихся, так как в классе обучаются дети разных национальностей. Выполнение этой работы позволит учащимся узнать особенности национальных костюмов, проживающих на территории РФ, что общего и чем различаются, научит уважительно относиться к культуре этих народов, а также позволит учащимся понять, что национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не замыкают народы в себе. Изготовление кукол в национальных одеждах позволит приобщить обучающихся к истории народа, к ее прошлому.
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnye_kostyumy.docx | 22.34 КБ |
proektnaya_rabota._vizitka.doc | 74 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Проектная работа
«Национальные костюмы народов России»
Авторы: Братченко Дарья, Герт Тимур, Итченко Никита, Лобик Ксения, Небогина Алина, Пираков Руслан, Сыресенков Илья,
ученики 1 класса А
Руководитель: Бондаренко Светлана Валентиновна
г. п. Излучинск
Исследовательская работа
«Национальные костюмы народов России»
Тип проекта. Групповой.
Введение
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Необходимость приобщения детей к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, реализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с культурой. В традициях национальной культуры мы черпаем народные нравы, обычаи и дух свободы и творчества.
Народный костюм – бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей народа. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства.
Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, донесший традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных одежде в прошлом.
У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах.
Идея проекта «Нет ничего краше, чем Родина наша» возникла на первом классном часе, где лейтмотивом звучали слова «Нашего Отечества» К.Д.Ушинского: «Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина».
Ребята узнали, что Россия - многонациональная государство, в котором более 130 народов. Население относится к четырем основным языковым семьям, самая многочисленная из которых - индоевропейская. К ней относятся народы славянской группы.
Русских в России - 80%. Народы различаются не только по своей численности, но и по особенностям расселения, национальным и религиозным традициям, а также по обычаям, укладу жизни, культурному наследию и одежде. Учащиеся сделали вывод: «Россия - многонациональное государство, поэтому надо жить в мире, дружбе и уважение друг к другу, а также к другим людям, ее населяющим». Они выразили желание расширить знания о своей родине - России, о народах, населяющих ее, их традициях, промыслах, фольклоре, одежде и быте. Дети высказали мнение, что если они будут читать литературу на эту тему, переписываться со сверстниками, общаться в Интернете, то будут способствовать укреплению дружбы между народами, взаимопониманию и уважительному отношению к людям разных рас и народностей.
Актуальность
Наш проект связан с изучением национальных традиций народов, к которым принадлежат ребята, обучающиеся в нашем 1 «А» классе, и других народов через ознакомление с национальными костюмами и их изготовление.
Цель: расширение и углубление знаний обучающихся о Родине и
ознакомление учащихся с традициями народов России путем изучения национальных костюмов и изготовления кукол в национальных костюмах.
Задачи:
Объект
Изучение характерных особенностей национальной одежды.
Предмет
Процесс ознакомления обучающихся с национальными костюмами и орнаментами у народов, живущих в России.
Гипотеза.
Каковы особенности национальных костюмов? Могло ли быть иначе?
Проблемные вопросы
• Что выражали наши предки через национальную одежду?
• Как они её украшали?
• Какие особенности отмечаются у каждой национальности?
• Что есть общего между одеждой?
• Для чего нужны нам знания о том, что такое национальность в современном мире?
Учебные вопросы
• Какие особенности в национальной одежде? Носят ли сейчас такую одежду?
• Что влияло на формирование национальной одежды?
• Какие элементы костюмов перешли из одной национальности в другую?
• Отражаются ли в СМИ информация о разных национальностях, проживающих на территории России?
Участники проекта. Учащиеся, родители, классный руководитель, работники детской библиотеки.
Формы и методы реализации проекта
Формы: занятия, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с литературой и дидактическим материалом).
Методы: наблюдение, беседы, экскурсии, игры, встречи.
Мы решили сделать такой проект, потому что в нашем коллективе много представителей разных национальностей. Поэтому мы организовали группу ребят, которая решила раскрыть этот вопрос. Мы собирали информацию, наиболее интересную для каждого, изготавливали мужские и женские костюмы трех народов: русских, хантов, татар; собирали атрибуты национальной одежды. При этом весь процесс работы мы сопровождали рассказом о сделанном.
В период разработки проекта учащиеся читали книги, обращались к справочной и специальной литературе. Групповая проектная деятельность создала особую атмосферу. У детей, родителей и учителя появилось ощущение коллектива, сформировался благоприятный микроклимат в коллективе. Дети учились уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.
В проекте используется способы и методы для углубленного изучения темы национальный костюм как выражение культуры народа. В работе рассматривается история национального костюма, орнамента и узора.
Направления работы:
В ходе работы по проекту обучающиеся занимаются изучением вопросов:
- развитие народного костюма, начиная с древности;
- изучение женского и мужского костюма народов России;
- написание исследовательской работы по данной теме;
- изготовление кукол в народном костюме.
Форма представления результатов
Устный рассказ с презентацией о национальных костюмах представленных народов; изготовление буклетов, рисование костюмов народов России.
Предполагаемые результаты.
Дети должны знать и называть:
• особенности национальных костюмов народов России, элементы одежды.
• проявлять любовь к национальной культуре.
Результаты и перспективы:
- ознакомление учащихся с народными традициями своей Родины;
- воспитание чувства уважения и любви к предкам и прошлому;
- приобщение учащихся к народным промыслам.
Заключение
Народный костюм, его особенности и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заряжают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
Коллекции народных костюмов, которые хранятся в музеях, открывают перед нами прекрасное народное искусство, являются свидетельством богатейшей фантазии людей, их тонкого вкуса, изобретательности и высокого мастерства. Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Многие коллективы выступают в национальных костюмах, демонстрируя нам всю красоту и особенности национальной одежды.
Библиография
ru.wikipedia.org/wiki/категория Национальный костюм.(октябрь, ноябрь 2010)
www.kostumernaya.ru/natsionalnie_kostumy.htm (октябрь, ноябрь 2010)
www.costumehistory.ru (октябрь, ноябрь 2010)
Энциклопедия для детей, том 3 "География". Москва, "Аванта плюс" 1994.
Авторы проекта | ||
Фамилия, имя | Братченко Дарья, Герт Тимур, Итченко Никита, Лобик Ксения, Небогина Алина, Пираков Руслан, Сыресенков Илья | |
Регион | ХМАО-Югра | |
Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ | пер. Строителей, 5, г. п. Излучинск, Нижневартовский р-н | |
Номер и/или название школы/ОУ | МБОУ «Излучинская общеобразовательная начальная школа» | |
Описание проекта | ||
Название темы проекта | ||
«Национальные костюмы народов России» | ||
Краткое содержание проекта | ||
Тема проекта: «Национальные костюмы народов России» заинтересовала обучающихся, так как в классе обучаются дети разных национальностей. Выполнение этой работы позволит учащимся узнать особенности национальных костюмов, проживающих на территории РФ, что общего и чем различаются, научит уважительно относиться к культуре этих народов, а также позволит учащимся понять, что национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не замыкают народы в себе. Изготовление кукол в национальных одеждах позволит приобщить обучающихся к истории народа, к ее прошлому. | ||
Класс | ||
Начальная школа 1 класс | ||
Приблизительная продолжительность проекта | ||
Среднесрочный, 2 месяца (январь-февраль) | ||
Тип проекта | ||
Исследование | ||
Проблема | ||
Каковы особенности национальных костюмов народов России? | ||
Цель | ||
Расширение и углубление знаний обучающихся о Родине и ознакомление учащихся с традициями народов России путем изучения национальных костюмов и изготовления кукол в национальных костюмах. | ||
Задачи: | ||
| ||
Актуальность | ||
Россия - многонациональное государство, поэтому надо жить в мире, дружбе и уважение друг к другу, а также к другим людям, ее населяющим. Мы выразили желание расширить знания о своей родине - России, о народах, населяющих ее, их традициях, промыслах, фольклоре, одежде и быте. Народный костюм – бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей народа. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства. Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, донесший традиционные элементы кроя, орнамента, использование материалов и украшений, свойственных одежде в прошлом. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он живет в творчестве ансамблей народной песни и танцах. Наш проект связан с изучением национальных традиций народов, к которым принадлежат ребята, обучающиеся в нашем 1 «А» классе, и других народов через ознакомление с национальными костюмами и их изготовление. | ||
Практическая значимость | ||
Изготовление мужских и женских костюмов трех народов: русских, татар и хантов; сбор атрибутов национальной одежды. | ||
Вопросы, направляющие проект | ||
Основополагающий вопрос | Каковы особенности национальных костюмов? Могло ли быть иначе? | |
Проблемные вопросы учебной темы | • Что выражали наши предки через национальную одежду? • Как они её украшали? • Какие особенности отмечаются у каждой национальности? • Что есть общего между одеждой? • Для чего нужны нам знания о том, что такое национальность в современном мире? | |
Учебные вопросы | • Какие особенности в национальной одежде? Носят ли сейчас такую одежду? • Что влияло на формирование национальной одежды? • Какие элементы костюмов перешли из одной национальности в другую? • Отражаются ли в СМИ информация о разных национальностях, проживающих на территории России? | |
Межпредметные связи | ||
Окружающий мир, история | ||
Методы исследования | ||
На первом этапе исследования учитель организует анкетирование. Результаты позволяют выяснить имеющиеся знания у учеников по данной проблеме. Листы планирования позволят организовать деятельность учащихся, наметить пути решения поставленных вопросов. В ходе работы, над проектом обучающиеся работают с научными источниками, со справочными материалами, посещают детскую библиотеку и краеведческий музей в г. Нижневартовске. Совместно с родителями изготавливают куклы в национальных одеждах. На последнем этапе обучающиеся разрабатывают буклет, создают презентацию для защиты проекта. | ||
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | ||
Технологии – оборудование | ||
Фотоаппарат, компьютер, цифровая камера, проекционная система, принтер. | ||
Технологии – программное обеспечение | ||
Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы | ||
Материалы на печатной основе | Учебник «Окружающий мир», научная литература, справочный материал, раскраски. | |
Другие принадлежности | Стенды для выставки кукол | |
Интернет-ресурсы | ||
Другие ресурсы | Для успешного проведения проекта посещение музея, детской библиотеки. Беседа с родителями. | |
Предполагаемые результаты. | ||
Дети должны знать и называть: • особенности национальных костюмов народов России, элементы одежды. • проявлять любовь к национальной культуре. | ||
Результаты и перспективы: | ||
• ознакомление учащихся с народными традициями своей Родины; • воспитание чувства уважения и любви к предкам и прошлому; • приобщение учащихся к народным промыслам. |
Мастер-класс "Корзиночка"
Шум и человек
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Северное сияние
Цветение вишни в лунную ночь