Проектная работа
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.44 КБ |
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение гимназия №8 городского округа г.Райчихинска Амурской области
Индивидуальный проект
Первые русские поселения на Амуре
Выполнила работу: Зарочинцева Дарья,
ученица 9 А класса.
МОАУГ гимназия №8
Руководитель: Токарева.О.В.
учитель истории обществознания
МОАУГ гимназия №8
Райчихинск
2017
Оглавление
Введение …………………………………………………………… 3-4
Глава I. Первые казаки на Амуре………………………………. 5
Глава II. Образ жизни казаков……………………………………6
1) Традиционная одежда……………………………………………6-8
2) Традиционная пища………………………………………………9-10
3) Праздники…………………………………………………………11-12 Глава III. Албазинский острог……………………………………13
1) Внутреннее устройство острога…………………………………13-15 2) Оборона…………………………………………………………….16 -20
3) Судьба Албазино…………………………………………………...21-23
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованных источников и литературы ………………..25
Введение
Край ты мой, с туманами молочными,
С тишиной, звенящею окрест,
С травами высокими и сочными,
С васильковым венчиком невест.
Край родной с березовою проседью,
С родниковой чистою водой,
С золотой чарующею осенью
И с веселой песенной весной.
Край ты мой - любимая сторонушка!
Каждой клеткой я к тебе тянусь,
Ты - мое единственное солнышко,
Ты - моя единственная Русь.
( автор: Леанид Булатов)
Что для вас Родина? Для меня – это родной Амур. Земля предков старинная, живописные поля, красующаяся и чарующая тайга, две больные и родные реки Амур и Зея.
С XVII века начинается постепенное проникновение из Сибири русских первопроходцев. Центром русских владений был г. Якутск. Но суровые климатические условия и, как следствие – невозможность выращивания сельскохозяйственной продукции, заставляли изучать перспективы присоединения более благоприятных южных территорий.
Первой экспедицией на юг была отправлена группа под руководством В. Д. Пояркова в составе 133 человек, но она была неудачна из-за слабой организации и враждебного отношения местного населения. Хотя Поярков достиг берегов Амура, большая часть его соратников погибла.
Более успешной оказалась экспедиция Е. П. Хабарова, под предводительством которого «охочие люди» разных сословий достигли места слияния двух могучих дальневосточных рек: Амура и Зеи. В 1653 году здесь был заложен острог.
Актуальность:
Для своего проекта я выбрала тему «Первые русские поселения на Амуре», так как считаю, что каждый человек должен знать историю своей родины, своего родного края. А история моего родного края начинается ещё в XVII веке с первыми поселенцами на Амуре. Албазино вошло в историю как героическая крепость – острог, которая стояла у истоков русского государства здесь на Дальнем Востоке.
Цель:
Изучить историю и образ жизни первых русских поселенцев. Создать модель одного из первых поселений Албазино.
Задачи:
1. Изучить поселение первых казаков на Амуре.
2. Изучить и дать характеристику образа жизни первых казаков - поселенцев.
3. Описать Албазинский острог.
4. Изготовить модель первого поселения казаков - Албазино.
5. Создать этнографическсловарь наиболее часто употребляемых казаками в обиходе слов.
Продукт
Главным продуктом моего проекта должен стать макет одного из первых поселений на Амуре - Албазино , где будет изображается модель Албазинского острога, дополненная национальной одеждой казаков, образом жизни. Для полного представления об образе жизни казаков, будет создан этнографический словарь, наиболее распространенных у казаков слов, используемых в обиходе.
Глава I Первые казаки на Амуре.
В XVII в. русские землепроходцы раздвинули границы России до берегов Тихого океана. Одних манили богатства неведомых земель, другие шли за волей и лучшей долей. Казаки, купцы, промышленники, служилые люди и беглые крестьяне основывали остроги, закрепляя влияние России в присоединенных землях. Главным богатством Сибири тогда была пушнина, а вот плодородных земель не хватало. Поэтому так важно было освоить юг Дальнего Востока. По мере продвижения русских землепроходцев на восток - "встреч солнца" - открытые новые земли включались в состав Русского государства, создавались административные управления новых территорий - воеводства. Воеводам вменялось в обязанность составлять описания новых земель, собирать ясак (налоги) с местного населения, расширять границы земель российского владения.
Осваивая новые земли, они возводили крепости, остроги: Албазинский ,Ачанский , Комарский и др. В 80-х годах XVII столетия Албазинский уезд уже снабжал хлебом Забайкалье и другие части Восточной Сибири. Закрепление русских в Приамурском крае не устраивало претендовавшее на эти земли правительство Китая. Агрессивная политика и военные действия с китайской стороны привели к тому, что российские подданные были вынуждены оставить этот край. Вновь вопрос о возвращении Приамурья встал в середине XIX века. Над дальневосточными рубежами нависла реальная опасность англо-французской экспансии. Появилась объективная необходимость укрепиться в Приамурье и окончательно присоединить эти земли к Российскому государству. Для решения этой важнейшей задачи была использована традиционная движущая сила российской территориальной колонизации — казачество. На новой границе с Китаем создаются Амурское и Уссурийское казачьи войска.
Казаки были первыми русскими людьми, с которыми столкнулось коренное население. О встрече с первыми русскими они вспоминали так: «Нам запах русских казался противной. Глаза большие. Мы, гольды, от встречи с русскими убегали и прятались». Не менее были шокированы встречей с ороченами и сплавлявшиеся по Амуру забайкальцы: «При впадении Аргуни в Амур впервые увидели люди едут на звере, ехали орочене на оленях».
Глава II. Образ жизни казаков.
1.Традиционная одежда.
В одежде казачьего населения наибольший интерес с этнографической точки зрения представляет женский и мужской костюм из меха и кожи животных. Не случайно в коллекцию предметов быта казаков, отправленную в Русский музей императора Александра III, входили козья куртка, моршни, унты, олочи, доха, шапка из лисьих лап и пр.
Обработку кожи и меха животных осуществляли в домашних условиях силами своей семьи. Распространенной среди амурских и уссурийских казаков была «доха» — бытовавшая в среде восточнославянского населения Сибири и Дальнего Востока зимняя одежда. Эта шуба, по свидетельству А. А. Алябьева, была незаменима в пути во время жестоких сибирских морозов с сильным ветром. Амурцы говорили: «...Козляк короткий такой, а дохи длинны, у козляка ворот небольшой, а у дохи целая козлинка (целая шкура) уходила». Интересной бытовой особенностью казаков на Амуре были прозвища, связанные с типом одежды. Ергач — прозвище охотников, которые носили ергачи, шубы из шкур дикой козы или оленя. Козляками называли жителей Приамурья, потомков русских переселенцев из Забайкалья.
Своеобразным локальным этнонимом старожильческой группы казачества стало прозвище «гуран», связанное с ношением меховой охотничьей шапки-орогды. Такую шапку шили из шкуры, снятой целиком с головы дикой косули, или гурана (так называли самца косули). Сохранялись уши животного и прорези на месте глаз. «За че казаков называли гураны? Они ведь орогды носили, гураны-то. Прозвище и сделали «гураны». Аналогичные шапки у детей назывались «орогдашками».
Не менее символичны в этнокультурном плане «олочи», или «олочки». Так называли самодельную обувь двух видов: тапочки из сыромятной кожи, вырезанной по размерам ступни и стянутой шнурком у щиколоток, и обувь с кожаной основой и с голенищами из грубой ткани. Первую носили женщины и девушки, вторую — мужчины. Интересна частушка, зафиксировавшая процесс смены традиционной самодельной сельской обуви на унифицированную городскую: «Пароходских не было, я в олочках бегала. Пароходские пришли, башмачки нам привезли». Одежду и снаряжение казаки позаимствовали у воинов Кавказа. Казачьим атрибутом, например, была черкеска — верхняя одежда без воротника с длинными полами и специальными держателями для патронов на груди (газыри.). Носили казаки и рубаху-бешмет со стоячим воротником, накидку (бурку) из козьей шкуры, а также особую обувь — гибкие кожаные чувяки.
• Головной убор.
Изготавливался по специальному образцу. Первоначально это был клобук цилиндрической формы, потом папаха, а затем (в 19 веке) фуражка знак юридического полноправия. Казаки нестроевых возрастов носили фуражку без кокарды. На «Круге» казак обязан быть в шапке, в то время, как не казаки должны были присутствовать на совете с непокрытым головами.
• Погоны били составной частью одежды казака строевого возраста, а офицерские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
• Башлык — остроконечный капюшон с длинными концами для обматывания вокруг шеи, который надевался поверх головного убора. По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил что он состоит на службе, а если концы били заброшены за спину — казак на отдыхе.
• Лампас – широкая прошивка, разноцветная полоса по наружному шву брюк, во всю длину. Еще кочевники Великой степи прикрывали боковой шов штанов кожаный лампасом. У казаков, он означал принадлежность к казачьему сословию, а цвет его указывал на принадлежность и войску. Лампас стал символом освобождения от всех видов государственных платежей.
• Серьги у казака означали его роль и место в роду. Например, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе; последний в роду носил серьгу в правом ухе. Две серьги означали единственного ребенка у родителей. Кроне того при равнении налево и направо казачий командир видел, кого следует беречь в бою.
• Медаль являлась личным знаком казачьего атамана. Она носилась на шее поверх галстука, и выпускалась на кафтан между его бортами. На оборотной стороне такой медали гравировались имя, фамилия атамана и годы его правления
Все казачьи эмблемы исчезли после окончания Гражданской войны. Упрощенные версии традиционной формы казаков и их отличительные цвета появились только в казачьих кавалерийских частях Красной Армии. Однако свои традиционные атрибуты камни сумели сохранить и во время Второй Мировой войны.
• Цвета казачьих войск
Амурские казаки - темно- зеленые мундиры, желтые лампасы, погон зеленый, фуражка темно-зеленая с желтым околышем.
Глава II. Образ жизни казаков.
2. Традиционная пища.
Основой традиционного питания восточнославянских народов являются зерновые продукты. Именно они входили в качестве основного или существенного дополнительного компонента в большую часть всевозможных блюд и у наших дальневосточных казаков. Из обжаренной муки на молоке, масле или на воде делались различного рода затирухи. «Баланда» или «баландочка» — суп из заваренной в крутом кипятке муки. «Затуран»— чай, заправленный молоком, сливками и поджаренной мукой. «В байдаре раньше казаки чай затуран варили. Муку в сковороде пережигают, потом в чай кладут, дак он, как суп, получатся». «Без этого напитка амурский казак немыслим, он у них имеется всегда в котле наготове; это его любимая пища, а иногда у бедных и единственная». Другое кушанье у казаков из заваренной в кипятке муки называлось «бурдук»: «...муку смочишь и каташь, она крупинкам сделатся — и в кипяток, лучку туды. Он у нас в моде был бурдук, и в голод его варили». Блюда из заварной и пареной муки были калорийные, давали высокую насыщаемость, быстро готовились.
Варили казаки традиционные для славян каши из разных круп, которые выращивали сами и которые традиционно готовились везде в России: пшенную, гречневую, ячневую. Но тесные бытовые контакты с китайскими соседями дополняли повседневный рацион казачьей семьи кашами из таких круп, как буда (злаковое растение, вид проса), гаолян (растение, по вкусу напоминавшее гречку) и чумиза, а также рис, который казаки умели варить особым образом и использовали вместо хлеба. Широко были распространены изделия из теста.
«коршуны» — сладкие лепешки из черемухи. «Коршуны у нас все любили, их из черемухи делали на молоке с сахаром». Любили амурские «гуранки» стряпать «гуранские тарки» — ватрушки с начинкой из сушеных молотых ягод черемухи. К праздникам казачки много пекли, например, вывертушки.
«вывертушки»— печенье или хворост («оне закручены всяко, в масле кипят»). К Пасхе готовили обязательно «бабу рогату» — ритуальный кулич. «Она вся в шишках, как самовар», «кулеш» — по традиции кулеш готовят на костре. Сало нарезать кубиками и обжарить с луком. Картофель отварить и вынуть из бульона, перетереть в пюре. В картофельный бульон засыпать пшено и соль, варить до готовности, добавить пюре, сало с луком и варить ещё 5 - 10 минут.
«шанежки — Масло растопить, добавить соль, сахар и перетереть. Добавить яйца, размешать. Затем добавить муку с дрожжами и молоко. Замесить тесто, оставить на час-полтора в тёплом месте. Для намазки нужно растереть масло с сахаром, добавить муку и сметану, размешать. Намазать получившуюся смесь на шанежки.
Каша «Атаманская» — Пшено варить в воде на слабом огне 15 минут. Вскипятить отдельно молоко и залить им пшено. Добавить соль, сахар и масло. Варить 30 минут. Добавить в кашу творог и изюм, перемешать, дать настояться
Чай-сливан — Крепкий чёрный чай заправить сливочным маслом, сырыми яйцами, сливками или молоком, посолить.
Глава II. Образ жизни казаков.
3. Праздники.
Своеобразна праздничная культура амурских и уссурийских казаков. Самым весёлым праздником были зимние святки. Главными эпизодами святочных мероприятий являлись ворожба и маскарады. Девушки обычно гадали, желая узнать о суженом, свадьбе, своей женской доле и т. п. Существовали десятки самых разнообразных способов гаданий. Например, «ходили на ростань, гадали: собака злает или корова змычит — там и жених, в той стороне». Для этой же цели бросали башмак за ворота или длинную кочергу на перекрестке. В какую сторону покажет носок башмака или конец кочерги, в той стороне жених, там и жить. Из Забайкалья переселенцы принесли поверье, что в это время с наступлением темноты по улицам бегают «шаликуны» — озорные духи-проказники, которые любили подшутить над людьми. Молодежь в страшные вечера нередко «маскировалась» под духов-шаликунов, а в более поздний период любимым святочным персонажем казаков-албазинцев был медведь.
Любимым развлечением казачьей молодёжи во время святок были «игранчики» — особые игры, танцы, сопровождавшиеся песнями, такими, как «Просо», «В хоровод», «Сидит дрема» и др. В амурских станицах, как правило, игранчики устраивались различными категориями молодежи, которая собиралась на них «по своей ромне».
Любили казаки Масленицу. В этот праздник в обычае было навещать родственников, соседей, готовить праздничные блюда, кататься на санях с горок. Особенно распространённым у казаков было катание на тройках, а молодёжь (зачастую и девушки) предпочитала разъезжать верхом. Популярна была среди старожилов-амурцев масленичная игра «взятие снежного гродка». Обязательно устраивались призовые бега (скачки).
Весной с приходом Пасхи за околицей сооружали качели, там же устраивались игры «в разлуку», «в воротца», «в верёвочку» и т. п., пели песни. Обязательно в станицах устраивались скачки и джигитовка для казаков: юноша (казак-малолеток) имел возможность продемонстрировать свою ловкость, силу, умение обращаться с оружием. Казаки стремились просватать невесту до выхода на службу, но девушки предпочитали женихов, отслуживших первую очередь.
В Семик (в седьмой четверг после Пасхи) девушки завивали венки. В Троицу (пятидесятый день после Пасхи) срубали берёзку, одевали её в девичье платье, украшали лентами. На следующий день (Духов день) берёзку раздевали и «купали» или «топили» в реке. Девушки бросали в воду венки или отломленные от берёзки ветки, загадывая своё будущее. С октября, после завершения полевых работ, в длинные осенние вечера девушки и парни устраивали посиделки-вечерки. Обычно собирались у какой-либо вдовы, снимали помещение за небольшую плату или помогали ей по хозяйству. На вечерках пели, танцевали, играли в игры. Статус девушки можно было определить по колечку. Если у девушки на левой руке на безымянном пальце — серебряное колечко, значит, девушка на выданье, если колечко на безымянном пальце правой руки, то она просватана, а если на колечке — бирюзовый камень, то ее парень на службе.
Заселяя приграничные земли Приморья и Приамурья, казаки из разных губерний огромной России принесли на Дальний Восток свои обычаи и обряды. Традиции их неповторимой культуры сохраняют для нас архивные собрания, музейные коллекции, печатные издания. Возможно, у читателей этих страниц возникнет желание обратиться к этим источникам и продолжить знакомство не только с казачьим наследием, но и с другими образцами богатейшей народной славянской культуры.
Глава III. Албазинский острог.
1. Внутреннее устройство острога.
Сведений об укреплениях Албазина времен Н.Р. Черниговского немного. Наиболее подробные из них содержатся в "Росписном списке Албазинского острога, составленном сыном Боярским Семеном Вешняковым по принятии его от прикащика Никифора Черниговского", в 1674 г.: "И я, Семен, принял острог с нагородней покрыт тесом, а в остроге башен две по углам от Амура реки, под теми башнями избы, верхи шатровые, покрыты тесом, а третья башня Приказ; сверху Приказу чердак караульный покрыт тесом, а в остроге колодезь на водолейке да амбар Воскресенский, в надолбах часовня; служилых людей 109 ч...".
На территории острога была церковь Воскресения Христова с приделами Богородицы Владимирской и Архангела Михаила, а за его пределами на заимке на Лапкаевом лугу - часовня Николая Чудотворца. Предшественницей Воскресенской церкви в Албазине была одноименная часовня, впервые фигурирующая в упомянутом выше "Росписном списке...". Часовня располагалась возле острога "в надолбах" - вертикально врытых в землю бревнах, служивших препятствием для прохода вражеской конницы. О намерении албазинцев возвести в остроге церковь впервые сообщается в грамоте 1673 г. приказчика Петрушки Осколкова, десятников и рядовых служилых людей к митрополиту Сибирскому и Тобольскому Корнилию с просьбой разрешить и благословить строительство. Сооружение храма, затянулось и в донесении албазинского приказчика Федора Евсевьева Нерчинскому воеводе, написанном не ранее 8 апреля 1676 г., он все еще числился строящимся. Именно в этих церквях находилась одна из самых первых на всем Дальнем Востоке библиотек из книг религиозного содержания, необходимых для богослужения. Сохранились описи имущества албазинских храмов, вывезенного поздней осенью 1689 г. отрядом казаков во главе с пятидесятником Василием Смиренниковым в Нерчинск.
В 1674-1677 гг. Нерчинский воевода П.Я. Шульгин Нерчинский воевода Ф.Д. Воейков закупил там хлеб для уплаты жалования служилым людям, за которым прислал "досчаник с наемными работниками людьми". В этом же году из казенных запасов острога было взято 100 пудов яровой муки для только что поставленного Аргунского острога. В 1685 г. в Албазинском уезде было засеяно "... великих государей десятинного ярового хлеба десятин с 50 и болше, да казачьи и крестьянския пахоты и присевок всяких чинов людей всякого хлеба десятин с 1000 и больше".
Во многом благодаря именно успехам земледелия к 80-м годам XVII в. Верхнее Приамурье оказалось более заселенным, чем Забайкалье. Поток переселенцев в Даурию, и в особенности беглых, был в конце 70-х годов так велик, что сибирская администрация была вынуждена поставить в 1678 г. на р. Лене, в устье Олекмы, заставу, чтобы воспрепятствовать их уходу туда по наиболее удобному пути.
Согласно письменным источникам по Амуру от устья Аргуни до впадения р. Комары (Хумаэрхэ) по р. Зее насчитывалось более 20 русских поселений: острожков, слобод, деревень и заимок. У слияния рек Шилки и Аргуни находились Усть-Аргунская (Усть-Стрелочная) слобода, немного ниже по Амуру - Амурская слобода. В устье притока Амура - р. Вятки располагалась д. Вяткина, в устье р. Урки - Перелешина заимка, еще ниже по Амуру - слобода Игнашино, немного выше устья р. Ольдой - д. Паново и в полутора днях пешего пути до Албазина - Ондокомские заимки. Ниже Албазина находились д. Чулкова, заимки Большая, Шингаловская, Монастырская, деревни Солдатово, Озерное, Ильинское и Погодаево, одна из крупнейших на Амуре - Покровская слобода и наиболее удаленная от острога - д. Андрюшкина в устье р. Буринда. В 1677 г. албазинские казаки возвели в верховьях р. Зеи Зейский острожек. В 1679 г. в устье притока Силинбы (Селемджи) р. Быса был основан Селинбинский острог, а в 1680 г. в устье притока Зеи - р. Долонец - Долонский острог и, наконец, в 1681 г. на Зее, против оз. Бабек, новое Зейское зимовье. Крайним на востоке и последним по времени основания в Приамурье было Дукинское зимовье, возведенное албазинскими казаками в начале 80-х годов возле устья впадающей в Амгунь р. Дуки. В 1665-1689 гг. долина самого Амура была освоена русскими лишь примерно до устья Буреи и в верховья Амгуни албазинцы добирались по р. Бурее, а не по Амуру.
Мнения о численности крестьянского населения Албазинского уезда, выделенного в 1682 г. в самостоятельное воеводство, у исследователей расходятся. Согласно подсчетам В.А. Александрова к началу 80-х годов в бассейне Амура от устья Аргуни до Зеи проживало не менее 800 чел. русского населения мужского пола (крестьян, промышленников, казаков) и более 300 чел. их семей. В 1682 г. в Албазине одних только служилых людей было 200 чел., а крестьян в Покровской слободе и на заимках - 70. В 1684 г. в Албазине находилось служилых людей - 121 чел., промышленных людей - 250, а пашенных крестьян-97, что в совокупности составляет 468 чел. Напомню, что почти такое же количество людей - 450 чел. затворились в Албазине при осаде 1685 г. Это число должно быть увеличено по крайней мере на 100 человек, побитых маньчжурами на Зее, Селемдже и Амгуни. Таким образом, вместе с крестьянами заимок, находившихся выше Албазина по Амуру и сменяющимися промысловыми людьми, все население уезда несомненно составляло не менее 800 человек.
ГлаваIII. Албазинский острог
2. Оборона.
За земли Приамурья разгоралось соперничество между русскими отрядами и Китаем, и в 1682 году император Сюанье (девиз правления — «Канси») решил принять меры против русских поселений. К тому времени Албазин, наряду с Нерчинском, стал крупным центром русского влияния на Амуре, за тридцать лет с момента основания превратившись из дикой Амурской казачьей «сечи» в гарнизонный город.
В начале лета 1685 года значительная цинская армия (по китайским данным — 3 тыс., по русским — 5 тыс. человек, не считая конницы) на кораблях речной флотилии двинулась от Айгуна вверх по Амуру. В Албазин было послано два казака из отряда Мыльника с указом Лифаньюаня (учреждения по связям с вассальными землями): от русских под угрозой смерти требовали немедленно уйти с Амура.
10 июня 1685 года цинская флотилия появилась вблизи Албазина. В этот момент к нему подходили плоты со спешившими укрыться за крепостными стенами 40 жителями деревень с верховий Амура. Маньчжурские корабли обстреляли плоты из пушек и захватили их, пленив крестьян. Началась осада Албазина.
Два последующих дня цинские войска строили вокруг Албазина осадные сооружения, позиции для артиллерии. Напротив северной крепостной стены были установлены наиболее мощные «ломовые» пушки. Когда они открыли огонь, оказалось, что бревенчатые укрепления Албазина, предназначенные для защиты от туземных стрел, не выдерживают попаданий из тяжелых орудий. По словам очевидцев, бывали случаи, когда китайские ядра прошивали город насквозь, одновременно пробивая и северную, и южную стену. В результате вспыхнувших пожаров в Албазине полностью сгорели хлебные амбары и церковь с колокольней. Была подбита одна из трех русских пушек. Жертвами маньчжурских обстрелов стали около 100 человек.
В Нерчинске воеводой Иваном Власовым был подготовлен отряд на помощь Албазину: 100 человек с 2 пушками. Дополнительно на помощь осажденным спешил и отряд из западно-сибирских острогов под командованием Афанасия Бейтона, однако в Забайкалье он оказался связанным боями с монголами, и поэтому опоздал.
Ранним утром 16 июня 1685 года «богдойского царя люди», то есть цинские войска, начали общий штурм. Защищавшие Албазин гарнизон и люди «всякого звания» не давали маньчжурам преодолеть окружавшие крепость ров и вал и забраться на полуразрушенные укрепления. В 10 часов вечера маньчжуры отступили в свой лагерь. Лантань отдал приказ готовить новый штурм. Маньчжуры заваливали крепостной ров хворостом, так что русские решили, что их готовятся сжечь вместе с городом. Отогнать противника от стен албазинцы не могли, так как у них подошли к концу запасы пороха.
Воевода Алексей Толбузин обратился к Лантаню с предложением вывести гарнизон и жителей из Албазина в Нерчинск. Цинское командование настаивало на уходе русских в Якутск, считая, что Нерчинсктакже находится на маньчжурских землях. Однако Толбузину удалось настоять на отступлении вверх по Амуру, что было для русских гораздо предпочтительнее, чем переход через горный хребет вЯкутию.
26 июня 1685 года крепость была сдана, а Толбузин с людьми отправился в Нерчинск, не имея запасов еды, питаясь по дороге кореньями и ягодами. 45 казаков (по другой версии — крестьян из деревень с верховий Амура, захваченных маньчжурами на плотах на Амуре при попытке укрыться в Албазине) было вывезено в Пекин, где они образовали русское поселение. Их потомки —албазинцы — благодаря поддержке Русской духовной миссии сохранили до наших дней православную веру, хотя в остальном стали полностью китайцами.
Лантань уничтожил строения Албазина и, считая свою миссию выполненной, отошел к Айгуну. Там был оставлен гарнизон в 500 человек, остальные цинские войска ушли по реке Сунгари, на юг в Маньчжурию. В конце июня 1685 года в Нерчинске собрались и бывшие албазинцы, и опоздавшее к ним подкрепление. Не желая себе «побежную славу из Албазина учинить», русские решили попытаться вернуть себе город.
В середине июля из Нерчинска вниз по Амуру был послан русский разведывательный отряд. Узнав, что цинские войска покинули разрушенный Албазин и даже не сняли посевы в окрестных деревнях, воевода Толбузин при поддержке нерчинского воеводы Власова немедленно организовал поход для восстановления главной русской крепости на Амуре.
Заранее выслав вперед 200 конных казаков Бейтона, 27 августа 1685 года на пепелище Албазина прибыл на стругах сам Толбузин с войском из 514 служилых людей и 155 промысловиков и крестьян, которые до зимы отстроили заново город и несколько деревень. Таким образом, несмотря на военную победу, Цинскому Китаю не удалось вытеснить русских из Приамурья, и в следующем 1686 годувоенные действия были продолжены новой обороной Албазина.
Сразу после возвращения началось строительство крепости, способной противостоять цинской осадной артиллерии. Вместо привычных для Сибири бревенчатых стен за глубоким рвом новый Албазинский острог окружили земляные валы, в центре которых находились засыпанные срубы. Толщина валов достигала 4 сажени (8,5 м), высота была в 1,5 сажени (более 3 м). На гребне вала были оборудованы боевые позиции, укрепленные обмазанными глиной плетеными фашинами. На речной стороне для наблюдения построили традиционную бревенчатую башню.
Для лучшего обстрела с укреплений их линия была сделана ломаной, с выступами «бастеями» (бастионами). По одной версии, идея подобных укреплений принадлежала заместителю воеводы Толбузина Афанасию Бейтону (принявшему православие прусскому офицеру), знакомому с западноевропейской фортификацией . Однако русские казаки применяли земляные укрепления против оснащенного тяжелой артиллерией противника ещё с начала XVII века (например, при осаде Кром в 1605 году); деревянно-земляные укрепления ранее использовались и на Амуре в боях с маньчжурами при обороне Кумарского острога в 1655 году.
Албазин был оснащен мощной по сибирским меркам артиллерией — тяжелая мортира, стрелявшая пудовыми ядрами, восемь медных пушек и три легких затинных пищали. Артиллерией руководили два опытных московских пушкаря. Имелось достаточное количество боеприпасов — 112 пудов пороха и 60 пудов свинца. Благодаря тому, что удалось собрать богатый урожай 1685 года, продовольствия в крепости должно было хватить на 2 года защитникам города из более 800 чел., в состав которых входили как служилые казаки, так и промысловые люди и крестьяне.
17 апреля 1686 года цинский император Канси на аудиенции полководцу Лантаню дал указания по ведению военной кампании: взять Албазин, но на этот раз не разрушать его как в прошлом году, а укрепить как базу для дальнейшего наступления на Нерчинск. Для перевозки на Амур 5-тысячной цинской армии с артиллерией и провиантом потребовалось 150 речных судов. Часть войска двигалась берегом, для чего было привлечено 3 тысячи лошадей. В Албазин были направлены пленные с «прелестными письмами», предлагавшие русским покинуть город. На собранном круге албазинцы приняли общее решение: «Един за единого, голова в голову, а назад де без указа нейдем». Высланные вниз по Амуру караулы заранее сообщили о приближении вражеских сил. Крестьяне из окрестных селений укрылись в Албазине; табун из 500 лошадей был отогнан в тайгу.
7 июля 1686 года на Амуре у Албазина появился цинский флот; началась высадка войск на берег. Воевода Толбузин решил помешать ей и послал часть своих сил на вылазку, которой руководил Бейтон. Атака казаков, поддержанная пальбой с крепостных валов, внесла расстройство среди высаживавшихся цинских войск. Потребовалось личное вмешательство Лантаня, чтобы привести маньчжурские силы в порядок и оттеснить русских обратно в крепость.
Лантань ожидал, как и в 1685 году, быстро сломить сопротивление защитников Албазина непрерывным артиллерийским обстрелом, но тот не давал результата; китайские ядра вязли в земляных валах. Однако от бомбардировки албазинцы несли потери, всего от обстрелов в городе погибло за лето 40 человек. Среди первых из них был сам воевода Алексей Толбузин. 12 июля он наблюдал за противником из башни, когда влетевшее ядро оторвало ему ногу; через четыре дня воевода скончался. Командование гарнизоном перешло к Афанасию Бейтону. В ночь на 14 июля цинские войска устроили общий штурм с приречной и северной стороны, однако албазинцы не только отбили приступ, но и сами сделали вылазку, дойдя до вражеского лагеря у речного берега.
Лантань принял решение готовиться к долгой осаде. Для цинского войска вокруг Албазина было устроено четыре осадных городка из землянок. Русскую крепость на расстоянии 400 м со всех сторон окружили траншеями и валами (в том числе, вал был и за Амуром). За валами были устроены «раскаты» — насыпные возвышения, на которых устанавливались тяжелые орудия для обстрела внутрикрепостного пространства. Всего у маньчжур было 15 тяжелых «ломовых» орудий, способных простреливать весь Албазин. Защитники вынуждены были укрываться от их огня в подземных убежищах, все строения в городе были разрушены.
Пять раз албазинцы устраивали вылазки, успешно применяя в них тогдашнюю военную новинку — гранаты («ручные ядра»). Особенно успешной была вылазка в ночь на 16 августа, когда русские едва не захватили главную северную осадную батарею. Во время вылазок было убито по русским данным до 150 маньчжур; сами русские потеряли 20 человек. 1 сентября маньчжуры устроили масштабный штурм всеми силами, который закончился для них неудачей; чтобы взорвать крепостной вал, рылся подземный ход, но русские его обнаружили и заблаговременно взорвали сами. Наступила осень, приближалась зима. Из-за ледохода маньчжуры были вынуждены поставить свои суда в затон. Из-за прекращения речного сообщения у цинского войска сразу же возникли проблемы с продовольствием. У русских в Албазине хлебных запасов было довольно, но вспыхнула эпидемия цинги, от которой к осени уже умерло 50 человек. Маньчжуры подбрасывали в крепость грамотки с предложениями свободно выпустить русских из крепости либо принять их «с честью» на свою службу,
В октябре 1686 года маньчжуры устроили последний и самый ожесточенный штурм. К крепости двигали два «дровяных» вала, чтобы засыпать ими ров и поставить вровень с валами. С таких подвижных валов цинские войска могли бы сбить с крепостных укреплений защитников и ворваться в крепость. Русские вновь устроили вылазки и подожгли один вал, второй был взорван при помощи подкопа. Часть дров досталось русским, которые использовали их для обогрева. В результате боев к началу зимы погибло около ста русских, гораздо тяжелее были потери от болезней — из-за цинги умерло 500 человек.
К декабрю в Албазине оставалось в живых всего 150 казаков, из которых только 45 могли нести караульные службу, остальные «оцынжали» и лежали больными. Сам Бейтон из-за опухших ног передвигался на костылях. Осада приняла характер борьбы на истощение. Цинские войска несли потери в боях и от голода. Всего по русским данным, основанным на показаниях пленных, «на приступех де под Албазиным побито китайских и мунгальских людей тысячи с полторы и больши». Общие потери цинских войск оцениваются в 2,5 тыс. человек.
Окончательно Албазин был покинут русскими только после подписания Нерчинского договора в 1689 году, по статье 3 которого город подлежал «разорению до основания», при «клятвенном обязательстве» самих Цинов не заселять «Албазинские земли». Последнее явилось достигнутым российской стороной завуалированным ограничением суверенитета Китая на левом берегу Амура.
Во время нового заселения Приамурья в XIX веке на месте Албазина была вновь основана казачья станица. На начало XX века в ней проживало уже около 600 жителей.
Глава III. Албазинский острог.
3. Судьба Албазино.
Грозно возвышавшийся над Амуром Албазинский острог стал предметом ненависти китайского богдыхана и его воевод, уже тогда мечтавших распространить свои владения на всю русскую Сибирь. В канун праздника Благовещения, 24 марта 1652 года, произошло на Амуре первое военное столкновение русских с китайцами. Молитвами Пресвятой Богородицы язычники были разбиты и отброшены в свои пределы. Эта победа явилась для русских благим предзнаменованием. Но борьба только начиналась. Еще многим сынам Святой Руси предстояло испить смертную чашу в битве за Амур - за торжество Православия на Дальнем Востоке.
В июне 1658 года албазинский отряд, 270 казаков во главе с Онуфрием Степановым, попал в засаду и в геройском бою был полностью уничтожен китайцами.
Враги сожгли Албазин, опустошили русские земли, угнали в Китай местное население. Плодородный возделанный край они хотели превратить в пустыню.
В те трудные годы Пресвятая Богородица явила особое знамение Своей милости к Амурской земле. В 1665 году, когда русские вернулись и восстановили Албазин, пришел на Амур с духовенством старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря и принес с собою благословение возрожденному краю - чудотворную икону Божией Матери "Слово плоть бысть", именуемую с тех пор Албазинской. В 1671 году блаженный старец основал в урочище Брусяной Камень (полтора километра от Албазина вниз по Амуру) небольшую обитель, где и пребывала святая икона в последующие годы.
Албазин обстраивался. В двух храмах города - Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца - возносили Бескровную Жертву албазинские священники. Невдалеке от города (вверх по Амуру) был основан еще один монастырь - Спасский. Плодородная земля кормила хлебом всю Восточную Сибирь. Местное население приобщалось к русской православной культуре, мирно входило в состав многонационального Русского государства, находило у русских защиту от набегов хищных китайских феодалов.
В Москве не забывали о нуждах далекой Амурской окраины: крепили военную оборону, улучшали управление краем. В 1682 году было образовано Албазинское воеводство. Заботились о духовном окормлении приамурских племен. Поместный Собор Русской Церкви в 1681 году принял решение о посылке в дальние города, на Лену и Амур, "в дауры", "людей духовных - архимандритов, игуменов или священников, добрых и учительных, для просвещения неверующих христианским законом". Дауры и тунгусы целыми родами приступали к святому Крещению, большое значение имело обращение в Православие даурского князя Гантимура, в крещении Петра, со старшим сыном Катанаем, в крещении Павлом.
Слуги богдыхана готовили, между тем, новое нападение. После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685 года они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами и хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знаменами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон в боевом порядке покинул крепость.
Но Божия Матерь не оставила Своим заступлением избранного Ею града. Разведчики вскоре донесли, что китайцы вдруг "наспех, днем и ночью" стали отступать от Албазина, не успев даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница не только изгнала врагов из русских пределов, но и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 года русские уже вновь были в Албазине.
Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина - "Албазинское сидение", занимающее почетное место в истории Русской боевой славы. Трижды - в июле, сентябре, октябре - бросались войска богдыхана на штурм деревянных укреплений. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов.
К декабрю 1686 года, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.
Для продолжения войны с богдыханом этих сил было недостаточно. В августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены казаками, Албазинская икона Божией Матери была перенесена в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.
Но и после гибели Албазина Бог судил его жителям выполнить еще одно служение на благо Церкви. Прекращение военных действий способствовало Божиим Промыслом усилению благодатного воздействия Православия на народы Дальнего Востока. За годы войны около сотни русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей попали в плен и были отведены в Пекин. Богдыхан (император) приказал даже отдать одно из буддийских капищ для устроения в китайской столице православного храма во имя Софии, Премудрости Божией. В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий отправил в Софийский храм антиминс , миро , богослужебные книги и церковные сосуды. В послании к пленному священнику Максиму, "проповеднику Святого Евангелия в Китайском царстве", митрополит Игнатий писал: "Да не смущается, ниже да оскорбляется душа твоя и всех пленных с тобою о вашем таковом бедствии, ибо воле Божией кто противиться может? А пленение ваше не без пользы китайским жителям, так как свет Христовой Православной веры вами им открывается".
Список использованных источников и литературы:
1. Кабузан В. М. Дальневосточный край в ХVII -ХIХ вв. М., 1985.
2. Логиновский К. Д. О быте казаков Восточного Забайкалья// Живая старина. СПб. 1902.
3. Артемьев А.Р. Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII - XVIII вв.
4. Шевяков Т.В., Пархаев О.З.Знамена и штандарты российской императорской армии конца XIX — начала XX в. М. 2002.
Музыка космоса
Знакомимся с плотностью жидкостей
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Акварельные гвоздики
"Морская болезнь" у космонавтов