Научно- исследовательская работа по теме "Сравнение русской народной сказки "Лиса и волк" и ненецкой сказки "Как медведь хвост потерял". Актуальность: сказка представляет большой интерес для сравнения. Герои сказок, их поступки понятны нам, чем поучения и наставления взрослых. Предмет исследования: русская и ненецкая сказка о лисе. В работе представлено сравнение героев сказок. В конце работы представлены сказки, сочинённые детьми.
ХХ городская научно-исследовательская конференция учащихся
«Ступень в будущее»
«Сравнение русской народной сказки «Лиса и волк» и ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял»
| Автор работы: Окотэтто Савелий Витальевич ученик 2 «Б» класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Салехард Научный руководитель: Серасхова Сания Эрнестовна учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» города Салехард |
Салехард
2019 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………….....3
Понятие «сказка». Виды сказок ……………..……………………………………………...3
Особенности русских и ненецких сказок …………………………………………………..4
Сравнительный анализ сказок ………………………………………………………………4
Анкетирование………………………………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………………....7
Приложения…………………………………………………………………………………..8 - 12
«Сравнение русской народной сказки «Лиса и волк» и ненецкой сказки «Как медведь хвост потерял»
Окотэтто Савелий Витальевич
Ямало –Ненецкий Автономный Округ, г. Салехард
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города Салехарда, 3 «Б» класс
Описание работы
Введение
Актуальность. Сказка представляет большой интерес для сравнения. Герои сказок, их поступки понятны нам, чем поучения и наставления взрослых.
Предмет исследования: русская и ненецкая народная сказка о хитрой лисе.
Цель: сравнение русской народной и ненецкой сказки.
Задачи: провести сравнительный анализ русской народной и ненецкой сказки.
Гипотеза: предполагаем, что русские и ненецкие сказки раскрывают самобытность, культуру, быт и историю своих народов.
Методы работы: изучение литературных источников, анкетирование, сравнение двух сказок, анализ результатов.
Содержание работы: введение, понятие и виды сказок, особенности русских и ненецких сказок, сравнительный анализ русской и ненецкой сказки, вывод, приложение.
Понятие «сказка»
Слово сказка известна с 17 века. До этого времени употребляли в народе термин «байка» или «басень», от слова «бать», «рассказывать». Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных приключениях. Действие сказки совершается в неопределенное время, в вымышленном мире, герои – плод фантазии.
Сказки бывают народные и авторские.
Народная сказка - пришла к нам из глубины веков. Она сочинена самим народом, передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. Одного конкретного писателя нет, каждый добавляет свое. В итоге с каждым пересказчиком появляются новые действия, и тогда сказка звучит уже по – новому. Многие сказочные истории дошли до нас без изменений, другие прошли литературную обработку и
стали понятнее и доступнее. Через сказки предки учат и передают свою мудрость, свои наставления и огромнейший опыт.
Авторская сказка – это повествовательное произведение о вымышленных героях и событиях, имеющее единственного автора.
Общей чертой двух видов является глубочайший смысл, заключенный между строк. Для ребенка сказка – это веселый и интересный рассказ, для взрослого текст, несущий моральные и нравственные подтексты.
Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаем добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.
По своему содержанию сказки делятся на следующие группы:
- волшебные
- о животных
- бытовые
Волшебные сказки – волшебство присуще почти каждой сказке. Именно оно побеждает зло, помогает героям справиться с трудностями. Благодаря таким рассказам, многие дети с раннего возраста верят в чудеса и волшебство. С помощью волшебных предметов или действий любое желание воплощается в реальность. Цель таких повествований – донести до читателя, что вера в чудеса должна быть всегда. Самые популярные: «Морозко», «Емеля».
Сказки о животных – в данном виде роль человека заменяют животными, не только домашними, но и лесными и дикими. Рыбы, птицы, насекомые, каждому отведена особая роль. И тот и другой зверь имеет свой характер и принцип поведения. Например, заяц трусишка, боится все и всех. Лиса – хитрая и жадная. Медведя – все боятся. Волк – зубастый и хищный. В сказках часто встречается, где он оказывается трусом и жалостливым животным. Известны всем такие сказки о животных: «Теремок», «Колобок» и другие.
Бытовые сказки – произведения данного характера показывают, что ждать чудес не стоит, нужно делать все самим. Только трудолюбивый, справедливый и расчетливый сможет сам всего добиться в жизни. Бытовые сказки показывают присущую жизнь каждого человека. Делают акцент на негативные черты, высмеивают и подают необходимый урок. В данных произведениях главное не могучая сила, а ум и нравственность. В этих сказках скупых и жадных людей всегда проучит мудрый и благородный.
Особенности русских и ненецких сказок.
В сказках отражается душа, мудрость, мысли и чаяния каждого народа. Сегодня мы говорим о русских и ненецких народных сказках.
духовности. Идея сказки заключается в победе добра над злом, уничтожается на корню источник зла, который может олицетворяться, например, в русских сказках образе Бабы-Яги, а в ненецких ее прототипом Парнэко. Положительные герои ищут пользы для близких людей, даже для всего общества.
Сравнительный анализ русской и ненецкой сказки
Для сравнения возьмем две сказки. Мы будем рассматривать русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и волк» и ненецкую народную сказку «Как медведь хвост потерял».
Сказки о животных возникли в глубокой древности. Ненецкие народные сказки были связаны с хозяйственными заботами человека. Например: рыболова, охотника. Их жизнь зависела от их удачи в рыболовстве и охоте. Наши предки одухотворяли все окружающее, наделяли своими способностями и свойствами. Животные в сказках разговаривают друг с другом, понимают человеческую речь.
Структура сказок о животных проста. Небольшой размер текста. Простота сюжета, особенности композиции. Все звенья сюжета построены так, чтобы можно было в коротком эпизоде раскрыть сущность явлений, передать характер взаимоотношений персонажей.
Основные герои этих произведений в русских и ненецких сказках – дикие животные. Среди них наибольшей популярностью пользуется лиса. В русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» она изображается как:
- остроумная, хитрая, обманщица – «лежит себе как мертвая», «Эх, братец, -говорит лисичка-сестричка, - у тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили, я насилу плетусь»;
- ловкая, жадная – «…лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке… Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла.», «А лиса: «Мерзни, мерзни, волчий хвост!» …
В этой сказке волк отличается своей доверчивостью, глупостью - например: «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и сидит»; «Надоело волку сидеть. Хочет он вытянуть хвост из проруби, а лиса говорит: «Погоди, волк, ещё мало наловил!»;
- добротой – «И то правда, - говорит волк, - где уж тебе, сестрица, идти; садись на меня, я тебя довезу».
В ненецкой народной сказке «Как медведь хвост потерял» лиса также изображена умной, хитрой, находчивой. Она передает черты и свойства характера людей.
Медведь же показан тут наивным, доверчивым простаком, вследствие чего он остался без хвоста.
«Лисичка-сестричка и волк» | «Как медведь хвост потерял» | |
Название народа | русские | ненцы |
Герои сказок | Лиса, волк, дед да баба | Лиса, медведь, мужики |
Место действия | Лес, река, умеренный климат | Лесотундра, холодная и суровая зима |
Предметы быта | Воз, коромысла | Нарта |
Характеристика героев | Лиса – остроумная, хитрая, жадная, обманщица; Волк – доверчивый, глупый, добрый Дед – простак, наивный; Баба - сварливая | Лиса – умная, хитрая, находчивая, обманщица; Медведь – наивный, доверчивый; Мужики – наивные простаки |
Зачин сказки | Жили себе дед да баба. Пошел дед ловить рыбу, обратно на дороге увидел мертвую лису… | Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья… |
Кульминация сказки | Лиса всю рыбу у деда с воза перевыбрасывала, сама есть. Тут волк подходит, просит дать рыбы, а она говорит: «Налови сам да и кушай»… …Волк сидит и думает, что много рыбы наловил, хвост не может вытащить. А тут бабы идут за водой, увидели волка, кричат: «Волк, волк! Бейте его, бейте…» | Наловили мужики рыбы, уложили на нарту и поехали. На дороге лису увидели и на рыбу в нарту ее положили. Лиса мешок прогрызла, рыбу на дорогу всю выбросила, а потом и сама убежала… |
Итог сказки. Что происходит с героями | Лиса обманывает волка. Тот остается без хвоста и рыбы. Из-за своей глупости и доверчивости волк чуть не поплатился жизнью, насилу вырвался из рук людей, колотивших его. | Лиса также обманывает медведя. Медведь из-за наивности и простаты остается навсегда без хвоста. |
Чему учит сказка | Не всякий встречный друг сердечный. | Беды мучат, да уму учат. |
Как мы видим, сюжеты похожи, но есть и различия. Так, в русской сказке больше эпитетов, много восклицательных и вопросительных предложений, тогда как в ненецкой сказке они присутствуют мало.
Анкетирование
В качестве завершающего этапа моего исследования было проведено анкетирование моих одноклассников, которым было предложено ответить на следующие вопросы:
А) слушать сказки
Б) читать сказки
В) смотреть сказки
А) бытовые
Б) о животных
В) волшебные
А) помогают очутиться в сказочном мире
Б) помогают поверить в чудеса
В) помогают делать научные открытия
Г) сказки учат жизни
6.Если бы вам представилась возможность стать сказочным героем, кем бы вы стали?
7. Вы когда-нибудь сочиняли сказки?
8.Согласен ли ты с тем, что многие сказки разных народов имеют сходный сюжет?
А) да
Б)нет
В) не знаю
9.Воспитывают ли сказки, показывая детям, что хорошо, а что плохо?
Анализ результатов анкетирования показал, что 85 % второклассников любят читать волшебные сказки, 12 % - сказки о животных, 3 % - бытовые сказки. 60% считают, что сказки помогают очутиться в сказочном мире, 16 % считают, что сказки учат жизни, 1 % - помогают делать научные открытия; 23 % учащихся считают, что сказки помогают поверить в чудеса. На вопрос: кем бы вы стали, если бы предоставилась возможность стать сказочным героем, 33 % - стали бы каким-то животным, 5 % - богатырем или рыцарем, 60 % - волшебником, феей. Многие из опрошенных
учащихся – 80 % пробовали сочинять свои сказки, 89 % считают, что сказки разных народов имеют сходный сюжет, 10 % - затруднились дать ответ на этот вопрос.
Кроме того, ознакомившись с ответами своих одноклассников, я выяснил, что 89% считают, что сказки воспитывают, показывая, что хорошо, а что плохо.
Заключение
На изученном материале видно, что поставленные перед нами цели и задачи были решены, на интересующие нас вопросы мы получили ответы. В своей работе мы сравнивали русскую народную и ненецкую народную сказки. Иногда сюжеты сказок заимствуются одним народом у другого, творчески перерабатываются, вносятся новые элементы.
Увидели, что в них есть общее, так как народы живут в одной стране, развиваются по общим законам истории. Также сказки нам показывают национальное своеобразие фольклора каждого народа. Мы доказали, что персонажи сказок напоминают своей речью, поведение людей тех народов, где бытует эти сказки. Мы увидели, что в сказках о животных любимый герой обеих народов лиса. Она показана как остроумная, коварная хищница, проворная, ловкая, изворотливая. А волк и медведь показан простаком, доверчивым, наивным.
Приложение 1.
Лисичка-сестричка и волк (Русская народная сказка)
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
— Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.
Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не ворохнется, лежит себе как мертвая.
— Вот будет подарок жене! — сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла.
— Ну, старуха, — говорит дед, — какой воротник привез я тебе на шубу!
— Где?
— Там на возу — и рыба и воротник.
Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы — и начала ругать мужа:
— Ах ты, такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.
А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней серый волк:
— Здравствуй, сестрица!
— Здравствуй, братец!
— Дай мне рыбки!
— Налови сам да и кушай.
— Я не умею.
— Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и малá, и великá! Ловись, рыбка, и малá, и великá! Ловись, рыбка, и малá, и великá!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
— Ловись, рыбка, и малá, и великá!
Ловись, рыбка, и малá, и великá!
Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
— Ясни, ясни на небе звезды,
Мерзни, мерзни, волчий хвост!
— Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
— То я тебе помогаю.
А сама, плутовка, поминутно твердит:
— Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило — и не вытащишь!» — думает он.
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
— Волк, волк! Бейте его, бейте его!
Прибежали и начали колотить волка — кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
«Хорошо же, — думает, — уж я тебе отплачу, сестрица!»
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
— Так-то учишь? Меня всего исколотили!
— Эх, волчику-братику! — говорит лисичка-сестричка. — У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
— И то правда, — говорит волк, — где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.
Лисичка села ему на спину, он ее и повез.
Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку напевает:
— Битый небитого везет,
Битый небитого везет!
— Что ты, сестрица, говоришь?
— Я, братец, говорю: «Битый битого везет».
Так, сестрица, так!
Как медведь хвост потерял (Ненецкая народная сказка)
Жила когда-то лиса, а рядом в лесочке медведь жил. Часто они встречались, жили дружно, как родные братья. В те времена у медведя хвост пушистый да длинный был.
Однажды лиса говорит медведю:
- Пойду рыбки половлю, хочу свеженькой отведать. Медведь спросил:
- Как же ты, сестричка, рыбу станешь ловить?
Лиса говорит:
- Очень просто: суну хвост в прорубь, рыба сама придет - любит она за хвост цепляться!
Так лиса и ушла на ловлю.
Как раз тут мужики рыбу ловили. Лиса легла на снег, как мертвая. Наловили мужики рыбы, уложили на нарту и поехали. На дороге лису увидели и на рыбу в нарту ее положили. Лиса мешок с рыбой прогрызла, рыбу на дорогу всю выбросила, а потом и сама убежала.
Сидит лиса и ест рыбу. Медведю даже завидно стало, Думает: "Так-то и я могу наловить!"
Пошел медведь на реку, засунул хвост в прорубь и сидит.
Долго сидел так. Надоело. Думает: "Дай попробую, много, должно быть, уже рыбы на хвосте!"
Начал хвост из воды тащить, а хвост, оказывается, примерз. Стал медведь тогда изо всех сил дергать свой хвост, да и оторвал его.
С тех пор медведь без хвоста остался. Никакого хвоста у медведя теперь нет.
Приложение 2.
Анкета.
1.Ваш возраст?
А) 7 лет
Б) 8 лет
В) 9 лет
2Любите ли вы сказки?
А) да
Б) нет
3.Что вам больше нравится?
А) слушать сказки
Б) читать сказки
В) смотреть сказки
4.Какие сказки вам больше нравятся?
А) бытовые
Б) о животных
В) волшебные
5.Для чего нужны сказки?
А) помогают очутиться в сказочном мире
Б) помогают поверить в чудеса
В) помогают делать научные открытия
Г) сказки учат жизни
6.Если бы вам представилась возможность стать сказочным героем, кем бы вы стали?
7. Вы когда-нибудь сочиняли сказки?
А)да
Б) нет
8.Согласен ли ты с тем, что многие сказки разных народов имеют сходный сюжет?
А) да
Б)нет
В) не знаю
Результаты анкетирования:
№ п/п | Вопросы |
| |
1. | Ваш возраст | 8 лет - 90% 9 лет – 10 % | |
2. | Любите ли вы сказки? | Да - 98% Нет – 2% | |
3. | Что вам больше нравится? | Читать – 88% Слушать -10% | Смотреть – 2 % |
4. | Какие сказки вам больше нравятся? | Волшебные -85 % Бытовые – 3% | О животных – 12 % |
5. | Для чего нужны сказки? | А) помогают очутиться в сказочном мире 60% Б) помогают поверить в чудеса 23 % В) помогают делать научные открытия 1% Г) сказки учат жизни 16% | |
6. | Если бы вам представилась возможность стать сказочным героем, кем бы вы стали? | Животным- 33% Богатырем, рыцарем- 5 % Волшебником, феей- 60 % | Затрудняюсь ответить – 2 % |
7 | Вы когда-нибудь сочиняли сказки? | Да -80 % | Нет – 20% |
8 | Согласен ли ты с тем, что многие сказки разных народов имеют сходный сюжет? | Да – 89% Нет- 1 % | Не знаю -10% |
9 | Воспитывают ли сказки, показывая детям, что хорошо, а что плохо? | Да – 89% Нет – 0 % | Затрудняюсь ответить – 11% |
Приложение 3
Сказки, сочиненные детьми.
Лисенок.
Жил в густом лесу маленький лисёнок. Был он до того маленьким, что даже муравьи его боялись.
Но вот однажды услышал лисёнок, как кто-то жалобно зовет на помощь. Страшно было ему пойти посмотреть, однако малыш сделал над собой усилие и пошёл на голос.
Он тихонько раздвинул кусты и увидел огромную змею, которая хотела проглотить маленькую мышку. На раздумья совсем не оставалось времени. Малыш взял разгон. Прыгнул и вонзил в змею свои острые зубы прямо в голову. Змея грозно зашипела и скрылась в кустах.
Мышонок бросился на шею лисёнку, крепко обнял его и сказал, что он самый большой и храбрый на свете!
Андилевко Пётр.
Случай в лесу.
Жил был заяц. Он был такой трусливый, что всего боялся. Куст шелохнётся, заяц дрожит. Пролетит птица, у зайца душа в пятки.
Как-то раз он шёл по лесу и наступил на ежа. Зайчик так закричал от боли, что все в лесу испугались. Все звери бросились бежать кто-куда. Заяц после этого случая, увидев, что звери все бегут куда-то, почувствовал себя храбрецом и перестал всего бояться.
Карнаев Богдан.
Храбрый заяц.
В сказочном лесу жил-был заяц. Был он пушистым и маленьким. Был у зайца верный друг оленёнок.
Однажды оленёнок дал зайцу волшебный амулет и сказал: «Храни его и никому не давай. Особенно охраняй этот амулет от злого волка, который хочет при помощи этого амулета завладеть миром». Не послушался заяц оленёнка, надел амулет и пошёл прогуляться по лесу. Увидел волк амулет у зайца и стал думать, как бы украсть его у зайца. Решил он пробраться ночью к зайцу и забрать амулет. Но друзья догадались и приготовили ловушку волку.
Наступила ночь. Волк пробрался в дом к зайцу. Там он почувствовал запах еды. Только волк дотронулся до еды, как сразу включился в доме свет и друзья увидели волка и прогнали его. С тех пор стали друзья жить поживать и амулет охранять.
Свидовский Богдан.
Кот и щука.
Текла большая река Обь. В этой реке жила щука. Как-то раз кот убежал от своих хозяев, побежал к реке и увидел там щуку. Кот хотел обмануть щуку и предложил ей перебраться жить в озеро, которое было недалеко от дома кота. Но щука была умная и сразу всё поняла, что кот её хочет съесть. В ответ щука предложила коту, что хочет угостить его свежей рыбкой. Кот был настолько жадный и глупый, что сразу поверил щуке. Он прыгнул в реку и утонул.
Беляева Полина
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Император Акбар и Бирбал
Фокус-покус! Раз, два,три!
Юрий Алексеевич Гагарин