исследование на тему какие игры были популярны у бабушек и дедушек, у пап и мам и у детей.
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_vse_vremena.docx | 137.67 КБ |
buklet_igry_roditeely.docx | 423.67 КБ |
buklet_igry.docx | 195.88 КБ |
igry_nashih_babushek_i_dedushek.docx | 440.36 КБ |
ФИЛАТОВА Алёна Игоревна
Краснодарский край, Щербиновский район, поселок Щербиновский
МБОУ СОШ №13 п. Щербиновский, 3 класс
ИГРЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Научный руководитель: Цурикова Лариса Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №13 п. Щербиновский
Введение
Тема нашего исследования «Игры на все времена»
Мы считаем, что выбранная нами тема важна, так как игра является неотъемлемой частью жизни ребенка.. В настоящее время игры во дворе или в хорошей компании дома вытесняются виртуальными развлечениями. Дети становятся все более одинокими, остаются один на один с компьютером, погружаясь в виртуальный мир. Детям нашего возраста больше нравится играть дома в компьютер, чем на улице. Но разве заменит компьютер общение с друзьями, разве с ним можно побегать, посмеяться, поговорить или побороться?
Мы выдвинули гипотезу:
если наши одноклассники узнают игры, в которые играли наши родители и дедушки с бабушками, разучат их, то им понравится играть в подвижные игры на переменах.
Цель нашего исследования – изучение игр разных поколений и создание условий для организованного отдыха на перемене учащихся начальных классов.
Объектом исследования является игровая деятельности младшего школьника.
Предметом исследования — различные детские игры.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Практическая значимость: полученные знания учащиеся могут использовать в повседневной жизни при организации игр, как на школьных переменах, так и во внеурочной деятельности.
В своей работе мы использовали следующие методы исследования:
• Подбор и изучение различных источников информации по данной теме;
• анализ и обобщение информации;
• анкетирование, составление диаграмм;
• сравнение и обобщение;
• моделирование и практическая работа по изготовлению буклета:
«Игры на все времена»
1. Виды детских игр
Игра – это занятие для развлечения, отдыха, укрепление здоровья и т.п. Явное желание играть появляется у малыша тогда, когда мама вместе с ним рисует, сочиняет разные сказки, не стесняясь побыть и страшным волком, и боязливым зайчонком и другим героем. Если она не забывает при этом что-то подсказать малышу, делая это, очень ненавязчиво, придумать интересную идею, воплотить ее в жизнь, довести задуманное до конца. Игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов - от самых простых до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Выделяют различные виды игры, в том числе: подвижные игры (способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения). Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё; спортивные игры (футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д.); строительные игры - с кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками; настольные игры(монополия, угадай кто, и т.д.); дидактические игры - специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания); сюжетно-ролевые игры - игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу; игры-драматизации представляют собой исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким и неизменным, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность; и, наконец, компьютерные игры – игры за компьютером, игровыми приставками, планшетами и другими электронными устройствами.
В ходе исследования мы выявили следующие полезные человеческие качества, которые формируются в процессе игровой деятельности:
популярные компьютерные игры современных детей развивают фантазию;
подвижные игры укрепляют здоровье;
настольные и карточные игры развивают логическое мышление;
спортивные игры формируют быстроту реакции и учат побеждать;
ролевые игры учат общаться, как поступать в жизненных ситуациях;
словесные игры расширяют кругозор и словарный запас;
дворовые игры способствуют сплочению, формируют навыки коллективного взаимодействия;
игры-конструкторы развивают пространственное мышление и воображение.
Детские игры тренируют терпение, ловкость и сообразительность, умение проигрывать, а также помогают отдохнуть перед учебой.
В тоже время необходимо отметить и негативные особенности. Не смотря на популярность компьютерных игр у детей современного поколения, все же они могут отрицательно влиять на здоровье. Известны факты, когда у некоторых детей развивалось психическое заболевание под названием «Компьютерная зависимость»[1].
2.. Виды и особенности детских игр разных поколений
Чтобы изучить игры разных поколений, выяснить, как проводят перемены учащиеся в начальной школе, в какие игры предпочитают играть, выяснить желают ли ребята разучить новые игры, в которые играли наши предки, мы провели анкетирование учащихся 2-4 классов, а также родителей, бабушек и дедушек учащихся 3 класса МБОУ СОШ №13. В анкету мы включили следующие вопросы: (Приложение 1).
1. Как ты проводишь время на перемене?
2. В какие игры ты любишь играть или любил играть в детстве;
2. Какие игры из представленного списка тебе знакомы;
3. Напиши 2-3 свои самые любимые игры;
4. Как часто ты играешь, или играл в детстве в игры на улице, настольные игры и компьютерные игры.
6. Хотел бы ты разучить новые игры?
После того как провели анкетирование 37 учеников начальной школы, 18 родителей и 12 бабушек и дедушек и получили ответы на эти вопросы, мы собрали результаты в таблицы, составили сравнительные диаграммы (Приложение 2).
Выяснилось, что на вопрос "Как ты проводишь время на переменах?" Общаюсь, ответили 10 учеников, играю в телефон, планшет - 18, бегаю - 9.
На вопрос, "В какие игры вы любите играть?" 30 из числа опрошенных ребят ответили, что предпочитают компьютерные игры, 16 - подвижные (салки, прятки, жмурки и т.д.), 4 любят настольные и спортивные игры.
Среди родителей 16 предпочитал в детстве играть в подвижные игры, 15 в спортивные и 12 играли в настольные игры. А в компьютерные игры играли только 6 человека из всех опрошенных.
Среди более старшего поколения 10 бабушек и дедушек играли в подвижные игры , 6 - в спортивные, 8 - в настольные и никто не играл дома в компьютер.
Во времена наших родителей компьютеры были большой редкостью, а во времена наших бабушек и дедушек их вообще не было, поэтому, более старшее поколение проводили все свое время на улице, играя в подвижные и спортивные игры.
Очень жаль, что наши одноклассники любят больше играть в компьютер, чем с друзьями. Но то, что половина ребят все-таки любят подвижные игры – это замечательно.
Далее мы задали вопрос: - "Какие игры из списка тебе знакомы?" Среди моих сверстников почти все знают такие замечательные игры, как салки, догонялки, прятки, вышибалы, жмурки, съедобное-несъедобное, футбол, шахматы и шашки. Чуть меньше ребят знают домино, дочки-матери, компьютерные, монополия, глухой телефон, хоккей.
Если сравнить с опросом родителей, а тем более бабушек и дедушек, то видно, что старшее поколение знает все подвижные и спортивные игры и совсем не знает компьютерные.
Самое интересное, что некоторые игры наших бабушек «начали теряться» уже при наших родителях. Например, горелки, чижик, лапта знали 10 бабушек и дедушек, но в опросе наших родителей об этих играх знают только 7 человек.
Еще мы задали вопрос: - "Как часто вы играете, или играли в детстве в подвижные, компьютерные и настольные игры?" Получилось, что никто из ребят не играет в подвижные игры чаще, чем 3 раза в неделю и 6 играют 2-3 раза в неделю. Но в компьютер наши сверстники играют все равно больше – все практически каждый день.
Конечно, родители, бабушки и дедушки все свое свободное время проводили в подвижных играх на улице и дома.
В анкете попросили указать 2-3 самые любимые игры. На основе этих данных мы составили список самых популярных игр всех трех поколений (Приложение 3).
Среди одноклассников самыми любимыми оказались опять компьютерные игры. 11 ребят указали в качестве любимых - догонялки, прятки, салки, шашки. У родителей любимые игры были – волейбол, третий лишний, выбивалы, салки и фанты, красная ленточка - белое перо, резиночки. У бабушек и дедушек – колечко, лапта, фанты и прятки.
3. Польза подвижных игр
Проанализировав результаты, выяснили, что больше, чем у половины детей любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред. А подвижные и спортивные игры приносят только пользу.
Мы нашли пять плюсов.
Первый и самый главный плюс – общение. Общение детей друг с другом, общение детей и родителей. В отличие от компьютерных игр в эти игры в одиночку не поиграешь. Если ребенок играет с папой и мамой, он может объяснить правила, посоветовать что-то, то есть побыть старшим и взрослым, что в обычной жизни ему удается крайне редко.
Второй плюс – умение договариваться, ведь необходимо вспомнить правила, установить очередность и т.д.
Третий плюс – умение разрешения конфликтной ситуации. Возможно, кто-то сделал неправильный ход или сжульничал. Ребенок получает важную науку, которая в игре усваивается легко, между делом.
Четвертый плюс – умение достойно проигрывать. Победитель, как правило, один, зато остальные получают значимый урок.
Пятый плюс – физическое развитие. Ребята в ходе игры становятся ловкими, сильными, развивают быстроту и реакцию. Таким образом, подвижные игры воспитывают в ребенке важные качества, стороны личности, которые так необходимы в современном обществе, развивают его физически.
После того, как мы выяснили, что больше половины наших одноклассников проводят свое свободное время за компьютером, мы задумались о том, как отвлечь их от компьютера и заинтересовать подвижными и спортивными играми? Ведь намного веселее играть в подвижные игры на улице или в настольные игры дома с друзьями, чем одному за компьютером…
Чтобы заинтересовать одноклассников подвижными играми наших родителей, бабушек и дедушек, мы, с помощью мам и пап, создали буклеты «Игры на все времена»[2]. (Приложение 4). Это сборники любимых игр детей, родителей и бабушек, дедушек. В эти игры можно играть на перемене, во внеурочной деятельности, на уроках физкультуры, да и просто на прогулке после уроков. Мы не просто составили буклеты , но и поиграли в эти игры! Всем очень понравилось, мы играли дружно и весело. Теперь, надеемся, мы будем играть в подвижные игры чаще.
4. Игры на все времена
Мы предложили нашим сверстникам поиграть в некоторые игры, популярные во времена наших родителей и бабушек, на переменах. Предлагаем вашему вниманию методику проведения этих игр [3].
Резиночки.
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Море волнуется раз
Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
После нескольких дней игры мы провели опрос своих сверстников. Задали два вопроса: (Приложение 5).
1. Как ты проводишь время на переменах?
2. Понравились ли тебе игры, которые мы разучили?
Полученные результаты, мы сравнили с первоначальным опросом (приложение 6). Диаграммы наглядно показывают, что ребятам после знакомства с играми больше нравится играть на переменах. Они уже сами активно организуют свое свободное время. Хотя нельзя не заметить, что все-таки остались такие, которые не могут отказаться от планшета и телефона.
Заключение
В ходе работы цель, поставленная нами в самом начале, была достигнута. В результате исследования мы узнали различные игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, наши мамы и папы. Узнали, какого их влияние на развитие ребёнка, узнали, что игры несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Игры объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Чтобы возродить любимые игры, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь научить детей в них играть. Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась полностью. Современным детям надо больше гулять, больше играть в подвижные и спортивные игры, развиваться физически и духовно, изучать игры наших родителей, бабушек и дедушек, играть в них.
Ведь лучшими распространителями и пропагандистами игр являемся мы – дети. И для того, чтобы игры жили о них нужно рассказывать. В них нужно играть!
Список используемой литературы:
1. Виды детских игр и их влияние на развитие ребенка http://wiki.uspi.ru/index.php/
2. П.А. Киселев, С.Б. Киселева, Е.П. Киселева «Подвижные и спортивные игры в учебном процессе и во внеурочное время. Методическое пособие», Москва, 2015г
3. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры», Москва «детская литература», 1988г.
Приложение 1
Анкета
1. Как ты проводишь время на перемене?
- бегаю
- общаюсь
- играю в планшет, телефон
- свой ответ____________________________________________
2. В какие игры ты любишь играть или любил играть в детстве;
- компьютерные
- подвижные (салки, прятки, жмурки и т.д.)
- настольные (шашки, шахматы, карты)
- спортивные (футбол, пионербол, волейбол и т.д.)
3. Какие игры из представленного списка тебе знакомы (отметь любым значком)
Ручеек | царь горы | КС гоу | дочки-матери |
Прятки | ножички | догонялки | домино |
Садовник | шахматы | глухой телефон | шашки |
Городки | тетрис | лапта | краски |
съедобное-несъедобное | казаки-разбойники | выбивалы | лото |
резиночки | танчики | классики | волейбол, |
пионербол | жмурки | футбол | чехорда |
хоккей | цепи кованные | фанты | майнкрафт |
море волнуется | третий лишний | картошка | Терария |
4. Напиши название 2-3 свои самых любимых игр
_____________________________________________________________________________5. Как часто ты играешь или играл в детстве в игры на улице, настольные игры и компьютерные игры.
Ответ Вопрос | очень редко | раз в неделю | 2-3 раза в неделю | чаще, чем три раза в неделю |
Как часто играли в компьютерные игры? | ||||
Как часто играли в подвижные игры на улице? | ||||
Как часто играли в настольные игры? |
6. Хотел бы ты разучить новые игры?
- да
- нет
- затрудняюсь ответить
Спасибо за ответы!
Приложение 2.
Результаты анкетирования
Число опрошенных
Детей – 37, родителей – 18, бабушек, дедушек - 12
1. Как ты проводишь время на переменах?
Вариант ответа | Количество ответивших |
Общаюсь | 10 |
Играю в телефон, планшет | 18 |
Бегаю | 9 |
2. В какие игры вы любили (любите) играть в детстве больше всего?
Разновидность игры | дети | родители | Бабушки, дедушки | |
1. | компьютерные | 30 | 6 | 0 |
2. | подвижные | 16 | 16 | 10 |
3. | настольные | 4 | 12 | 8 |
4. | спортивные | 4 | 15 | 6 |
5. Как часто вы играли (играете) в подвижные игры на улице?
время | дети | родители | Бабушки, дедушки | |
1. | Очень редко | 29 | 2 | 0 |
2. | Раз в неделю | 2 | 2 | 4 |
3. | 2-3 раза в неделю | 6 | 4 | 2 |
4. | Чаще, чем 3 раза в неделю | 0 | 10 | 6 |
5. Как часто вы играли (играете) в компьютерные игры?
время | дети | родители | Бабушки, дедушки | |
1. | Очень редко | 0 | 16 | 0 |
2. | Раз в неделю | 2 | 0 | 0 |
3. | 2-3 раза в неделю | 2 | 1 | 0 |
4. | Чаще, чем 3 раза в неделю | 33 | 1 | 0 |
5. Как часто вы играли (играете) в настольные игры?
время | дети | родители | Бабушки, дедушки | |
1. | Очень редко | 17 | 4 | 3 |
2. | Раз в неделю | 7 | 4 | 5 |
3. | 2-3 раза в неделю | 11 | 6 | 3 |
4. | Чаще, чем 3 раза в неделю | 2 | 4 | 1 |
Приложение 3
Наши любимые игры
Дети | Родители | Бабушки и дедушки |
КС гоу | казаки-разбойники | море волнуется |
майнкрафт | догонялки | краски |
Терария | третий лишний | дочки-матери |
догонялки | классики | Садовник |
Прятки | резиночки | Ручеек |
футбол | колечко | Городки |
шашки | танчики | лапта |
Приложение 5
Анкета
1. Как ты проводишь время на переменах?
- бегаю
- общаюсь
- играю в планшет, телефон
- играю в подвижные игры
2. Понравились ли тебе игры, которые мы разучили?
- да
- нет
- не знаю
Спасибо за ответы!
Приложение 6
Результаты анкетирования
Провели опрос 38 учащихся начальной школы.
1. Как ты проводишь время на переменах?
Вариант ответа | Количество ответивших |
Общаюсь | 3 |
Играю в телефон, планшет | 4 |
Бегаю | 4 |
Играю в подвижные игры | 27 |
Сравнительная диаграмма
2. Понравилось ли тебе играть в подвижные игры?
ответ | Количество ответивших |
Да | 38 |
Нет | 0 |
Не знаю | 0 |
Резиночки.
Как играть. Главный атрибут этой игры для девочек — бельевая резинка. Идеальное количество играющих — 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.
Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.
Море волнуется раз
Как играть. Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.
Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.
Как играть. Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» — и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.
Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.
"Я садовником родился"
Как играть. Каждый игрок выбирает себе имя — название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, — отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) — игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.
Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки.
Как играть. Водящий произносит считалку:
Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача — запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока — ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.
Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.
"Двенадцать палочек"
Как играть. Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего — собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.
Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается,
Ура! Ура! Ура!
(игры наших родителей)
Игра «Деревянные лошадки».
Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они играли в подвижные игры: футбол, волейбол, догонялки, прыгали на скакалках и лошадках. Лошадкой служили деревянная палка и хворостинка.
«Дочки-матери» – в эти игры девочки играли. Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем.
«Чехарда». Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Попробуйте. Будет очень весело!
Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил.
«Люлька». Это перепрыгивание через длинную верёвку, которую крутят два человека. Можно прыгать разными способами с сомкнутыми ногами, на одной ноге, со скрещёнными ногами, с поворотом при прыжке.
«Магазин». Из коробки мастерят кассу, а для «продажи» делают разные поделки, из коробок устраивали прилавки, из досок и кирпичей – весы. Продавали всё: щепки – селёдка, круглые палки – колбаса, песок – сахар, камешки – конфетки (иногда даже в фантиках), листья с деревьев были деньгами. Кто-то был продавцом, кто-то покупателем.
«Звонарь». Эта игра очень весёлая и интересна тем, что одному игроку - «Звонарю» вешают на шею колокольчик и связывают руки за спиной, чтобы он умышленно не задерживал звук колокольчика. Остальные играющие «слепые» с завязанными глазами ловят «Звонаря». «Звонарь» осторожно увёртывается от «слепых», чтобы не выдать себя звонком. Правило: поймавший «звонаря» меняется с ним местами. Остальные пока отдыхают с развязанными глазами от игры.
«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.
«Вышибалы». На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана «свечка», что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
«Классики» – на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на «классы» (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по «классам» начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись.
«Змейка». Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка. И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.
«Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит в дверь:
– Тук, тук!
– Кто там?
– Покупатель.
– Зачем пришёл?
– За краской.
– За какой?
– За голубой.
Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.
"Платочек"
Все становятся в круг, руки за спиной, водящий идет по кругу. Выбирает себе дружочка или подружку, кладет в руки платочек и бежит по кругу. кому достался платочек бежит за ним. Если водящий успевает добежать до места дружочка, то дружочек становится водящим, если догоняет, то водящий остается прежним.
"Горелки"
Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:
Гори-гори ясно, Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!
На слово "беги" пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и "горит". Вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне
"Золотые ворота"
Играют 6-20 человек. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
В разных поколениях игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.
За чашкой чая
5 зимних аудиосказок
Рисуем осенние листья
Привередница
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью