Мы привыкли, каждый день пить чай, чаще всего черный или зеленый, прекрасно зная об их целебных свойствах. Но задумывались ли вы о том, что травяные чаи не менее полезны и что они приносят нашему здоровью неоценимую услугу. Так почему мы про них незаслуженно забыли?
Травяные чаи не имеют никакого отношения к чайным напиткам, так как по своему биологическому происхождению и полезным свойствам, они совершенно не похожи ни на черный или зеленый чай.
Травяными чаями называют напиток, приготовленный из листьев, цветков, ягод, корней лекарственных растений. .....
Вложение | Размер |
---|---|
biznes-proekt_travyanoy_chay_s_aptekarskogo_ogoroda.zip | 57.25 КБ |
Филиал №1 муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с.Иловай-Дмитриевское Первомайского района Тамбовской области
Бизнес-проект «Травяной чай с аптекарского огорода»
Выполнила: Капралова Татьяна Анатольевна,
учащаяся 9Е класса
Руководитель: Шипилова Вера Михайловна, учитель
Оглавление:
Раздел 1. Общее описание проекта
Раздел 2. Описание продукции и услуг
Раздел 3. Маркетинг-план
Раздел 4. Производственный план
Раздел 5. Финансовый план
Раздел 6. Заключение
Раздел 7.Приложения
1. Общее описание проекта
Мы привыкли, каждый день пить чай, чаще всего черный или зеленый, прекрасно зная об их целебных свойствах. Но задумывались ли вы о том, что травяные чаи не менее полезны и что они приносят нашему здоровью неоценимую услугу. Так почему мы про них незаслуженно забыли?
Травяные чаи не имеют никакого отношения к чайным напиткам, так как по своему биологическому происхождению и полезным свойствам, они совершенно не похожи ни на черный или зеленый чай.
Травяными чаями называют напиток, приготовленный из листьев, цветков, ягод, корней лекарственных растений. Иногда чай готовят из какого-то одного компонента. Но получаемый вкус не всегда удовлетворяет требованиям. Например, вы заварили чай из тысячелистника, но он получается горьким на вкус, поэтому к нему можно добавить листик мяты или земляничных листьев и тогда вкус чая будет более приятным.
Травяной чай по своему назначению и действию подразделяются на несколько категорий.
Лечебные и профилактические травные чаи работают для улучшения здоровья при уже имеющейся проблеме со здоровьем. Они содержат определенную терапевтическую дозу активных веществ, которые и оказывают лечебный эффект. Поэтому при их употреблении необходимо придерживаться определенных доз. К тому же такие чаи имеют и противопоказания.
В повседневных чаях доза активных веществ гораздо меньше, поэтому их можно употреблять в качестве освежающих или, наоборот, согревающих напитков. Противопоказаний к их применению нет. Пожалуй, за исключением индивидуальной непереносимости отдельных трав.
Можно так же отметить, что данная бизнес идея приобретает все большую популярность. Если все хорошо продумать и рискнуть, то вполне может получиться заниматься прибыльным делом. Большим плюсом данной бизнес идеи является то, что лекарственные растения растут на нашем пришкольном участке. Поэтому можно организовать свой маленький бизнес по выращиванию лекарственных растений. Пусть даже не на всем участке, а только на его части в качестве эксперимента, а потом можно будет расширять территорию.
Производство лекарственных трав и сборов осложнено рядом факторов, в связи с чем, несмотря на активный рост спроса на лекарственные травы и сборы, хозяйств, которые занимаются их производством, в России наперечет. Новые хозяйства практически не появляются.
Проведенный предварительный обзор рынка показывает, что на рынке Тамбовской области и России постоянно возрастает спрос на биологические добавки. Указанная продукция производится в России в недостаточном количестве, и зачастую завозится из-за рубежа.
Бизнес на чае может стать очень рентабельным проектом даже для новичка. Но как организовать процесс и завоевать доверие покупателей, если стартового капитала катастрофически не хватает, а крупные производители далеко впереди по всем показателям? В сложившейся ситуации эксперты советуют только одно – сфокусироваться на более узкой нише.
Как известно, черный чай нельзя назвать полезным продуктом, тем более, если его употреблять в больших объемах. Зеленый чай, мода на который появилась несколько лет назад, имеет специфический вкус и аромат. Кроме того, и те, и другие виды чая требуют определенного времени, места и приспособлений для приготовления. Пакетированный чай, которые более удобен в применении, отличается худшим качеством, так как для его производства используется чай низкой категории. Альтернативой привычным чайным напиткам стали отвары из различных полевых трав, листьев кустарников, цветов. К таковым относятся мята, мелисса, смородина, ромашка, малина и т. д. Травяные сборы производятся в больших объемах и сейчас, но в большинстве случаев они позиционируются как лечебно-профилактическое средство и продаются в аптеках. Между тем, травяные чаи могут с успехом заменить напитки, которые мы пьем в течение всего дня – от газированной минеральной воды до кофе.
Итак, для начала нам нужно будет выбрать подходящую организационную форму для ведения бизнеса. Оптимальный вариант – «индивидуальный предприниматель», который может выбрать упрощенную систему налогообложения, что особенно выгодно для мелких фирм. Для производства травяного чая потребуется разработать и утвердить ряд документов. Сюда относятся технические условия, техническая инструкция, рецептура.
Также нужно будет получить разрешение от ветеринарной службы, гигиеническое заключение на производства. Кроме того, в различных регионах могут потребоваться дополнительные документы.
Для производства травяных чаев можно использовать то же оборудование, что и для обычного чая в пакетиках. Автоматическое подержанное оборудование производительностью около 120 пакетов в минуту обойдется в сумму до двух миллионов рублей. Новая линия будет стоить намного дороже – минимум 4 млн. руб. Помещение, где вы будете осуществлять обработку сырья и расфасовку чая, должно соответствовать всем требованиям. Желательно, чтобы оно состояло из нескольких отдельных помещений, где будут располагаться склад сырья, цех, склад готовой продукции и подсобное помещение (комната для персонала). Для работы на таком производстве достаточно будет 4-5 человек, включая 2-3 рабочих, которые будут заниматься производством и расфасовкой продукции. Рецептуру травяного напитка составляет технолог. Он же оценивает качество сырья и осуществляет контроль над производством. Руководитель предприятия берет на себя все остальные функции – от закупок до сбыта. Остальные необходимые сотрудники (например, бухгалтер, менеджер по рекламе и т. д.) могут работать у вас по совместительству.
В настоящей работе представлен бизнес-план открытия аптекарского кабинета по реализации травяных чаев, созданных на основе природных компонентов, собранных и переработанных на территории пришкольного участка. Кабинет будет расположен в здании филиала, в фельдшерско-акушерском пункте (ФАП). Арендованное помещение в здании будет служить кабинетом офисным. Производственное помещение планируется арендовать недалеко, в этом же районе.
График работы кабинета совпадает с графиком работы ФАПа: с 8.00 до 15.00, выходной день - воскресенье. Так как средства для начала бизнеса строго ограничены, первоначально предполагается работа одного кабинетного специалиста, с соблюдением расписания работы. Специалист обязан иметь профильное образование, и стаж в данной отрасли. Кроме того, необходимо наличие курсов повышения квалификации, и наличие широких знаний в области биологически-активных препаратов.
Все сырье, используемое для производства травяных чаев - отечественного производства, разрешено в установленном порядке и сопровождается документами, подтверждающими его качество и безопасность. Кроме того, планируется использовать сырье, произрастающее на территории села Иловай-Дмитриевского Первомайского района Тамбовской области, путем сбора учащимися на пришкольном участке или закупки у населения.
Готовая травяная или плодово-ягодная смесь фасуется в маленькие фильтр-пакеты без ниток и бумажных ярлычков, которые затем укладываются в картонные коробки. Предлагаемые травяные чаи, будут выпускаться в виде фильтр-пакетов разовой заварки массой 1 - 3 г, упакованных в пачки из картона по 1, 3, 10, 20, 25, 30, 40, 50 или 100 штук.
По примерным оценкам на организацию бизнеса по производству травяных чаев потребуется около 3 млн. руб. Аренда помещения, оформление документов, фонд оплаты труда, закупка сырья составляют примерно 2,5 млн. руб. Но нужно заложить сразу определенную сумму на расходы, связанные с продвижением продукции. Сюда относится не только размещение рекламы, но и разработка упаковки, рекламных материалов, продвижение в социальных сетях и т. д. Рентабельность чайного производства оценивается в 13 %. Сроки окупаемости при таких инвестициях и условии полной загрузки производства составляют от 1,5 лет.
Решение производственных вопросов на этапе создания бизнеса — дело непростое, но посильное. Намного сложнее наладить реализацию продукции. На начальном этапе развития стоит поставить во главу угла информационно-разъяснительную работу: участие в выставках, размещение статей в прессе, проведение дегустаций. Конечная цель (первая главная) — повышение уровня осведомленности и конечных потребителей, и потенциальных деловых партнеров относительно полезных свойств травяных чаев. Сложность в продвижении травяных чаев на рынок состоит в том, что они не являются стратегическим продуктом для оптовиков. Они рассматриваются как сугубо ассортиментная позиция, на которой акцент не делается. Поэтому вторая главная цель маркетинговой стратегии — заинтересовать в травяных чаях и оптовые структуры, и розницу.
Сроки реализации бизнес-проекта – 2-3 года.
Участники бизнес-проекта – учащиеся и педагоги филиала №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в с.Иловай-Дмитриевское, жители села Иловай-Дмитриевское.
Производство травяных чаев – это вполне реальный и достаточно перспективный бизнес. Продукцию можно реализовывать даже через интернет. Производство травяных чаев как бизнес можно открыть в домашних условиях. Для предприятия нужно приобрести производственную линию. На расширение производства понадобятся дополнительные средства. В таком случае первоначальные вложения окупятся примерно за год. После этого бизнес будет приносить стабильный чистый доход. Но нужно не забывать о том, что бизнес по производству чая является сезонным.
Процесс производства травяных чаев будет включать в себя проведение следующих технологических стадий в соответствии с технологической схемой:
1. подготовка персонала к работе;
2. подготовка оборудования к работе;
3. подготовка сырья: контроль, дозирование, измельчение;
4. получение смеси растительного сырья - купаж по рецептуре;
5. фасовка, упаковка, маркировка;
6. контроль качества продукта;
7. хранение.
При проведении технологического процесса используется следующее технологическое оборудование: измельчитель, купажный барабан, автомат для фасовки, принтер для маркировки, автомат для целофанирования, весы электронные.
Процесс производства травяных чаев в компании будет проходить с соблюдением всех необходимых норм и правил, кроме того, специалисты могут разработать всю необходимую документацию для регистрации травяных чаев.
Особые требования, предъявляемые к создаваемому предприятию:
1. выпуск продукции из растительного сырья под собственной торговой маркой;
2. наличие свидетельства о государственной регистрации и декларации соответствия;
3. процесс производства травяных чаев с соблюдением всех норм и правил.
4. производство травяных чаев из натуральных природных компонентов, выращенных на территории села и близлежащих территорий.
Итак, исходным проектом задумывается сделать производство травяных чаев из местного растительного сырья.
В перспективе это должно обеспечить население Первомайского района если не полным, то максимально расширенным циклом лечения и оказания медицинских услуг нового качества.
Для того, что бы собирать лекарственные растения совсем не понадобиться специального дорогого оборудования, нам достаточно будет иметь ножницы. Свою продукцию мы можем сбывать в аптечных киосках, фармацевтических кампаниях в пищевой или парфюмерной отрасли. Лекарственные растения очень необходимый товар и востребованный многими фармацевтическими кампаниями, что делает этот вид бизнеса очень выгодным и прибыльным. Особенно когда не требует больших вложений. Выращивать лекарственные растения можно почти в домашних условиях. Также это создание новых рабочих мест, при сезонных работах, по сбору трав.
2. Описание продукции и услуг
Общая характеристика потребностей и объем производства продукции (услуги) в Тамбовской области. Значимость данного производства для экономического и социального развития региона.
Современная политика администрации Тамбовской области направлена на устойчивое развитие сельских территорий, создание в области Центра продовольственной безопасности страны. Именно поэтому актуальным становится формирование у учащихся предпринимательской компетенции, мотивации их на самореализацию в условиях села. На базе филиала работает областная опытно-экспериментальная площадка (приказ администрации Тамбовской области управления образования и науки тамбовской области №2170 от 06.09.2011). Тема исследовательского проекта «Аптекарские огороды». Данная тема была выбрана с целью привлечения к данной работе учащихся разных возрастов, особенностей учебно-опытного участка и пожеланий обучающихся.
Целью данной работы является создание областной системы агробизнес-образования с учетом региональных особенностей и отраслевой специфики для обеспечения развития области как Центра продовольственной безопасности России, подготовка и вовлечение в агробизнес молодых кадров. Экспериментальная работа по направлению «Аптекарские огороды» осуществляется на учебно-опытном участке площадью 0,25 га. С весны по осень со школьниками на участке проводится учебно-экспериментальная работа.
Потенциальные конкуренты, их слабые и сильные стороны
Потенциальными конкурентами можно считать крупные фармацевтические компании, но на данный момент реализации бизнес-плана, конкурентов –нет.
3. Маркетинг-план
Несомненно, план маркетинга является документом, являющимся важнейшей составной частью годового плана развития аптекарского кабинета (наряду с финансовым, производственным и другими планами), в котором устанавливаются рыночные цели и предлагаются методы их достижения.
Однако, на первоначальном этапе (в связи с ограниченностью финансовых возможностей) планируется использование бесплатных маркетинговых стратегий.
Товарная стратегия.
Стратегия по развитию товарных позиций основывается на базе учета рыночных тенденций, действий конкурентов и пожеланий потребителей.
Основными направлениями товарной стратегии предприятия являются:
1. повышение качества производимой продукции;
2. внедрение новых видов расфасовки, упаковки и маркировки продукции;
3. расширение ассортимента за счет продукции других производителей;
4. внесение изменений в существующий ассортимент производимой продукции;
5. производство новых видов продукции;
Стратегическим путем повышения качества продукции является контроль за всеми стадиями производственного процесса.
В первую очередь, необходимо повысить требования к качеству входящего сырья, что может сказаться на качестве конечной продукции.
При анализе потребностей клиентов выявлена необходимость изменения существующих видов упаковки и расфасовки продукции предприятия в виде чайных пакетиков. Существующая упаковка продукции в чайные пакетики, разных весовых категорий, отвечает рыночным требованиям. Однако, факторы внешней среды неподконтрольны предприятию и должны рассматриваться с точки зрения необходимости учёта их влияния при разработке стратегии развития продаж продукции.
Целями дальнейших маркетинговых исследований в данной области будет являться детальная проработка всех предложенных нововведений и выбор наиболее оптимальных для последующего их внедрения.
Стимулирование работников предполагает поощрение усилий сотрудников, поощрение к улучшению обслуживания существующих клиентов или привлечению новых. Руководство должно стремиться стимулировать процесс путём материальные поощрений - премии за высокие результаты работы, за хорошую работу работника, за высокие продажи.
Кроме прочего, необходимо планировать коммуникационную политику - продвижение товаров на рынок региона, и за его пределы. Основными ее элементами должны в дальнейшем являться: реклама, связи с общественностью, средства стимулирования сбыта, персональные продажи.
Одним из главных составляющих коммуникационной политики является реклама. Необходимо помнить, что реклама - одно из наиболее эффективных мероприятий, направленных на стимулирование спроса. Поэтому необходима популяризация продукции на территории Первомайского района и Тамбовской области посредством рекламы. Однако реклама является весьма дорогостоящим мероприятием, поэтому необходимо провести анализ того, насколько эти расходы будут оправданы.
В целях повышения конкурентоспособности необходимо:
- периодическое размещение в газетах цветных листовок-вкладышей (стоимость тиража – 20 000 руб.) с информацией о товарах предприятия;
- разработка в рекламном агентстве полиграфической продукции (календари, сувениры) для вручения их детям или пожилым клиентам;
- размещение наружной рекламы - это может быть щитовая реклама с фирменным обозначением предприятия, адресом нахождения, желательно расположение их вдоль оживленных автотрасс и в местах скопления людей;
- размещение информации о предприятии на местном телевидении. Возможно проведение беседы в форме «вопрос-ответ», где телезритель о продукции получит больше информации.
Реклама будет более эффективна, если она будет проводиться массированно, и, кроме того, в комплексе.
Не стоит забывать о такой важной составляющей коммуникационной политики, как Связи с общественностью. Она подразумевает установление доброжелательных отношений с широкой общественностью, т.е. это - проведение семинаров, благотворительная деятельность, презентации, участие в выставках и ярмарках.
4. Производственный план
Лекарственные растения свободно произрастают в дикой природе, поэтому их можно собирать, вручную и заготавливать подручными средствами. Это не потребует никаких капиталовложений, но объемы производства будут ничтожно маленькими, и серьезный бизнес на них вряд ли построишь. Можно организовать закупку сырья, а самому заниматься последующей его обработкой: сушкой и ферментацией. Проблема только в том, что оптовых поставщиков сырья нет, придется нанимать сборщиков или объявлять о закупке по близлежащим селам. Правда, в этом случае нет гарантии, что лекарственные травы будут собраны в соответствии с требованиями технологии производства. Проследить за сборкой при закупках у населения нет никакой возможности, а этот фактор влияет на вкусовые качества травяного чая и его лечебные свойства. Поэтому многие включают в бизнес-план организацию полного цикла производства, то есть приобретение земли под посадку растения, посев и выращивание, самостоятельный сбор и ферментация. Так можно гарантировано получить качественное сырье и избежать расходов на его закупку. Хотя некоторые специалисты считают такой подход экономически неоправданным.
Технология изготовления травяных чаев мало чем отличается от технологии производства любого другого чайного листа. При желании тоже можно выпускать различные сорта: с добавками других трав или без них, различными типами ферментации и прочее.
Подготовка лекарственных трав. Их перебирают, отделяя мусор, моют, высушивают в затененном месте. После подготовки сырья наступает процесс его завяливания. Для этого его помещают в темное место, куда не попадают солнечные лучи, и оставляют примерно на сутки. Чтобы сократить это время, используют сушильные установки. После небольшой потери влаги травы становятся более эластичным. Затем наступает этап скручивания. В процессе обработки листья дают сок. Это позволяет смешаться чайным полифенилам с энзимами. При небольшом домашнем производстве это делают вручную. При больших объемах используют мясорубку, что позволяет получить гранулированный чай. Но при ручной обработке во время заваривания чайный лист дает кислинку, получается более терпкий напиток.
Ферментация. Один из самых ответственных этапов, от которого зависит сорт чая, его вкусовые и лечебные свойства. Скрученный или перемолотый лист отлеживается в темном и прохладном помещении на алюминиевых листах или деревянных поддонах. Во время этого процесса внутри листа разрушается щавелевая кислота, активируются содержащиеся полезные вещества. При использовании специального оборудования можно настроить его на полную или частичную ферментацию. Если делать это вручную, надо постоянно следить за процессом, чтобы вовремя его остановить.
Сушка. Этот этап занимает от 20 минут до нескольких суток в зависимости от используемого метода и лекарственного растения. Сушат в духовках или в специальных сушильных шкафах с притоком горячего воздуха на решетчатых поддонах. По завершении этого процесса получается травяной чай с 2-5% содержанием влаги черного цвета. Отлеживание необходимо сырью для того, чтобы набраться характерным ароматом и приобрести типичный чайный оттенок.
Фракционирование. Этот процесс проводят в том случае, когда налажены большие объемы производства. Крупный чай фасуют по упаковкам, а мелкий идет на изготовление пакетированного чая.
Возможный ассортимент продукции. Специалисты рекомендуют на начальном этапе выпускать обычные сборы травяных чаев. Так, начинающий предприниматель может досконально освоить основную технологию производства. Затем можно включить в бизнес-план расширение линейки продукции. Прежде всего, разнообразить ее можно благодаря различным природным добавкам. Кроме этого, в качестве добавок используют различные сушеные ягоды.
Общее руководство аптекарским кабинетом будет осуществлять индивидуальный предприниматель. Ведение бухгалтерии и отчетностей планируется передать на аутсорсинг консалтинговой компании. В настоящее время осуществляется поиск компании. Ожидается, что расходы на услуги такой компании не будут превышать 10 000 руб. в месяц.
Заработную плату планируется установить в размере 20 000 рублей. Для организации работы необходимо закупить следующее оборудование - измельчитель трав, полуавтомат для фасовки травяных чаев.
Итак, оборудование планируется приобрести на сумму 200 000 руб., далее, после получения положительных результатов по прибыли, планируется приобретение аппарата для купажирования (ориентировочная стоимость - 500 000 руб.), аппарат для фасовки травяных чаев (стоимость – 1 000 000 руб.).
Оборудование для измельчения и упаковывания сырья содержит следующие ценовые и производственные характеристики (Приложение 1):
Кроме прочего, планируется расширение штатной численности.
5. Финансовый план
Финансовый план - важнейший раздел бизнес-плана, поскольку в нем определяются основные показатели доходности проекта. Для определенного списка лекарственных средств определяется исходя из нормативно-правовых документов, определяющих максимальный размер надбавки. Для прочих лекарственных средств устанавливается в размере 30%. На прочие товары устанавливается также в размере 30%.
Сумма затрат в месяц составит:
1. аренда - 20 000 рублей;
2. услуги консалтинговой компании - 10 000 рублей;
3. расходы на приобретение оборотных средств - 100 000 рублей;
4. расходы на оплату труда - 80 000 рублей.
Итого: 210 000 рублей.
Ориентировочно, ежемесячная валовая выручка составит 185 000руб.
Для расчета налога примем расходы по УСН (доходы - расходы), при которой ставка налога составляет 15% от разницы между доходами и расходами за год. Таким образом, годовая сумма налога составит
(9 000 тыс. рублей - 6 780 тыс. рублей) х 15% = 2220 тыс. рублей х 15%
= 333 тыс. рублей
Размер отчислений на 1 человека составит 17 666 рублей.
Таким образом, чистая прибыль после уплаты всех налогов и страховых взносов за год составит 1 575 тыс. рублей.
Расчет финансового показателя рентабельности продаж:
Р = 1575 тыс. рублей / 9000 тыс. рублей х 100% = 17,5%
Для реализации бизнес-плана предприятия необходимы инвестиции в размере 250 тыс. рублей. Эти средства предполагается взять субсидированными средствами через администрацию Первомайского района Тамбовской области, без процентов, с рассрочкой выплаты на 5 лет, в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса.
На любом этапе рыночных механизмов управления учреждением наибольший эффект достигается путем применения организационно-распорядительных и социально-психологических методов управления персоналом. В современных условиях возникает потребность разработки информационно-аналитического обеспечения для выработки стратегических решений и оперативного управления, для достижения высоких финансовых результатов.
Поэтому, одной из задач информационного обеспечения предприятия должна являться разработка информационно-аналитической системы. В связи с этим необходимо вменить в обязанности сотруднику кабинета проводить аналитику продаж, что повысит качество и эффективность работы.
7. Заключение
На успех проекта могут оказывать как внешние факторы, не зависящие от руководства, так и внутренние. Анализ основных рисков и протекционные меры представлены в таблице (см.Приложение 2). В целом риски по реализации проекта можно оценивать как средне-низкие. В случае банкротства последствия будут не критичны: готовый бизнес можно будет продать по стоимости, превышающей стартовые вложения.
Где спят снеговики?
Солдатская шинель
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Лупленый бочок
По морям вокруг Земли