Научно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
mityanina_.docx | 39.3 КБ |
Юго-Западное управление МОиН СО
Окружная научно-практическая конференция
младших школьников и школьников 5-6 классов
Секция «Литература»
Молодильные яблоки из Тридевятого царства (Образ яблока в литературе и живописи)
Автор: Митянина Вероника,
ученица 5 класса
ГБОУ СОШ №4 г. о. Чапаевск
Руководитель: Гвоздева Оксана Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 4 г. о. Чапаевск
г. Чапаевск, 2019
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Мистический смысл яблока на материале 6
мифов разных народов и Библии
Глава 2. Анализ свойств и функций сказочного яблока 9
Глава 3. Образ яблока в произведениях живописи 16
Заключение 19
Список использованной литературы 21
Введение
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит...
......................................
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь....
А.С. Пушкин [12, 146]
Каждый наверняка помнит эти замечательные строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Как сочно и аппетитно описано коварное яблочко, которое так хочется попробовать, что и сделала доверчивая царевна – и умерла.
Но почему именно яблоко выбрал наш любимый поэт для осуществления вероломных замыслов завистливой мачехи? С ним в матушке-России с детства знакомы, яблочком с лета до весны хрустят. Яблоневые сады самые любимые – да и что говорить – самые стойкие в «неласковом» климате России.
Не случайно в русских народных сказках так много сюжетов связано с яблоней и яблоками. Именно на это дерево чаще всего прилетает жар-птица, чтобы поклевать золотых яблочков, именно яблоки возвращают здоровье и молодость, а иногда дарят бессмертие; именно яблоней и яблоками стремятся обернуться нечистые силы, чтобы соблазнить доверчивых сказочных героев и погубить их.
Безусловно, Пушкин знал об этом: ведь рядом с ним была замечательная сказительница – Арина Родионовна. Поэтому-то яблоко в его сказке – традиционно фольклорное. А откуда идет эта традиция, где ее корни? Попытка найти ответ на этот вопрос и определяет актуальность нашего исследования. Работа представляет, на наш взгляд, интерес, так как:
Целью нашего исследования было выявление мистического и мифологического смысла яблока.
Среди конкретных задач:
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается выбор темы, подтверждается ее актуальность, выдвигаются цели и задачи исследования.
В I главе содержится исследование мистического смысла яблока на материале мифов разных народов и Библии.
Во II главе содержится анализ свойств и функций сказочного яблока.
В III главе предпринимается попытка обзорного исследования произведений живописи, в которых встречается образ яблока.
В заключении кратко обобщаются результаты проведенного исследования.
Исследуя мистический смысл яблока, мы обращались к мифам Древней Греции, энциклопедии «Мифы народов мира», а также мифологическому словарю под редакцией Е.М. Мелетинского
Исследовать мифологический смысл яблока нам помогла энциклопедия символов
(Г. Бидерман).
Материалом для анализа свойств и функций яблока послужили тексты персидских, славянских сказок, а также сборник сказок Афанасьева А.Н. и его книги «Поэтические воззрения славян на природу» и «Древо жизни».
Методы исследования: анализ литературы (изучение литературы по данной тематике), обобщение (обобщение мистического смысла яблока в мифах и функций сказочного яблока), сопоставление (сопоставление образа яблока в литературных и живописных произведениях).
Глава Ι
Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека. Почти идеально круглая форма связывалась с представлениями о мире, Вселенной, космосе; золотистый нежный цвет, «румянец» яблочка – с красотой, здоровьем и молодостью; гладкая, атласная кожица, скрывающая сочный плод – с тайной и богатством; сладость и аромат – с удовольствием и наслаждением. Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов - это одновременно и мировое дерево, то есть ось мира, Вселенной. Именно здесь, под мировым деревом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье. В ветвях дерева прячутся луна и солнце. В мифах некоторых народов древом мира (жизни) могли быть не яблоня, а дуб, ясень, бук или тутовое дерево. Но каким бы ни было это дерево, плодом, сорванным с него, у европейских народов чаще всего оказывалось яблоко.
На краю мира, у берегов реки Океан, разместили древние греки замечательный сад с золотыми яблоками, которые принадлежали богине Гере (сама Гея преподнесла ей этот свадебный подарок). Золотые яблоки дают вечную молодость, и поэтому Гера поручила их бдительно охранять дракону Ладону и четырем сестрам – нимфам Гесперидам. [8, 564] Как мы знаем, Гераклу удалось похитить эти чудесные яблоки, преодолев множество препятствий, - это был его одиннадцатый подвиг. И хотя Эврисфей подарил яблоки герою, а Геракл в свою очередь – Афине Палладе, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду. Вечность и бессмертие – удел богов, а не смертных.
Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая.
Скромная и тихая скандинавская богиня Идунн - владелица волшебной корзины, наполненной яблоками юности. Ими она потчует богов, и те полны сил и цветущей красоты. Никогда не пустеет корзина, потому что взамен каждого отданного яблока в ней тотчас появляется другое. Корзина с яблоками молодости – предмет вечной зависти великанов, и однажды они похитили ее. Но яблоки все равно пришлось вернуть.
С распространением христианства символика яблока утрачивает свою многозначность. В Библии оно становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья и кончая современностью, изображают Еву под яблоней, обвитой змеей (вспомним дракона Ладона), или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху. Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала свое «знание» Адаму. Следствием стало изгнание из рая на землю и весь долгий и тяжкий путь человечества. Таким образом, яблоко сыграло в своем роде роковую роль.
Как яйцо, яблоко дает бессмертие, здоровье, юность – следовательно, вечную жизнь, но несет и смерть: ведь человечество, вкусив плод с древа познания, стало смертным и познало множество трудов и тягот на своем пути.
Не забудем еще и яблоко раздора из античных мифов. Помните, богиня Эрида, обидевшись на богов, похитила одно из яблок Гесперид (то, что дает бессмертие) и с надписью «Прекраснейшей» подкинула на пиршественный стол олимпийцев. Тотчас разгорелся спор меж богинь, кому же принадлежит яблоко. Спор этот решил пастух – царевич Парис, присудив яблоко Афродите, пообещавшей ему в жены прекраснейшую из женщин – Елену, что и послужило впоследствии причиной начала долгой, кровопролитной Троянской войны, в результате которой погибло множество славных героев. [9, 387]
В греческих мифах яблоко не раз использовалось как коварный предмет соблазна. Юноша Аконтий, полюбивший во время праздника Артемиды прекрасную Кидиппу, подбросил ей яблоко, на кожуре которого вырезал надпись: «Клянусь Артемидой, я стану женой Аконтия». [9, 397]
Кидиппа, прочитав надпись вслух, таким образом дала клятву богине и вынуждена была выйти замуж за Аконтия.
Это толкование закрепили художники: обращаясь к сюжету грехопадения, они изображали на своих полотнах и фресках райские сады с древом познания добра и зла, усыпанным соблазнительными плодами. Особенно выразительны эти деревья у Яна Брейгеля Бархатного («Рай»), В. Тициана («Адам и Ева»), П. Рубенса («Адам и Ева в райском саду»), Яна ванн Скореля («Адам и Ева»). [11, 5]
Иногда сад или дерево заменяет ветка с яблоком или даже одно яблоко в руках у Евы, а иногда у Адама (А. Дюрер «Адам и Ева»; Х. Б. Грин «Адам», «Ева»).
Яблоко часто сопровождает младенца Христа (Дж. Беллини «Мадонна с младенцем», Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем под яблоней», А. Альтдорфер «Мария с младенцем»): оно является аллегорией того, что Христос искупает все грехи человечества. [11, 6]
Все выше сказанное позволяет прийти к некоторым выводам:
Глава ΙΙ
Анализ свойств и функций сказочного яблока
Оптимистическая и светлая природа яблока, заложенная еще мифами (бессмертие, здоровье, красота, богатство), щедро проявляется в народных сказках всего мира, где яблоко выступает в первую очередь как плод жизни и бессмертия. Часто у многих народов повторяется мотив долгожданного рождения ребенка благодаря съеденному яблоку, как в итальянской сказке «Яблоко и Кожура». В семье вельможи долгое время не было детей. Однажды он встретил на улице волшебника.
«-Синьор волшебник, как нам быть? Уж мы так хотим сына.
Волшебник протянул ему яблоко и сказал:
-Дай это яблоко своей жене, и ровно через девять месяцев у нее родится чудесный мальчик».
Предсказание исполнилось, но появилось два мальчика: один у знатной дамы, съевшей очищенное яблоко, другой у служанки, съевшей кожуру: «у служанки – румяный, как яблочная кожура, а у дамы – белолицый, как очищенное яблоко». Потом Кожура окажется и сметливее, и сильнее своего «брата». [2, 64]
В грузинской сказке «Иван – Заря» яблоки в дар бездетной семье приносит река: «только наполнила кувшин доверху, как видит – несет река три яблока. Понравились ей яблоки, потянулась она за ними, достала и понесла домой. Одно мужу дала, другое сама съела, третье с мужем поровну поделила». Соответственно трем яблокам у нее рождаются три сына: Иван – Вечерний, Иван – Полночный и Иван – Заря. Иван – Заря – самый смелый, самый умный, здоровый и красивый, как молодая заря, у которой впереди целый день.
В сказках яблоко являлось не только началом новой жизни, но и здоровья, юности. В русских народных сказках чрезвычайно интересен сюжет о молодильных яблоках: «Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой» («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»). Вызвался на нелегкое дело Иван-царевич, с большими трудностями добрался он до сада, но попасть в него сложно, о чем предупреждала царевича Баба Яга.
Молодильные яблоки, помогающие помолодеть, избавиться от хвори, мы встречаем в других сказках. «Отпустила его на родину понаведаться и дала ему на дорогу щетку, гребенку да два молодильных яблочка: какой бы ни был стар человек, а съест яблочко – вмиг помолодеет» (русская народная сказка «Ведьма и Солнцева сестра»). «...Только отведала она этих яблок, как вмиг выздоровела и спрыгнула с постели» (немецкая сказка «Гриф-птица»). [17, 87]
«Взяли дети глазные яблоки, принесли их к матери, приложили к глазницам, мать и прозрела» (грузинская сказка «Пять братьев и сестра»). Распространенность подобного сюжета говорит о его большой популярности.
А вот в немецкой сказке «Белая змея» золотое яблоко с дерева жизни дарует еще и любовь: «Они поделили яблоко жизни и съели его вдвоем: и исполнилось ее сердце к нему любовью, дожили они в безмятежном счастье до самой глубокой старости». Способность яблока вызывать любовь напоминает об обычае многих народов украшать цветами яблони невест.
С древним обычаем бросания яблок как знака любви друг к другу мы встречаемся в сказках многих народов. «Поскакал дурак и взлетел на гору. Бросил принцессе алмазное яблоко на колени...» (латышская сказка «Принцесса на Стеклянной горе»). «Вышла королевна и бросила рыцарям золотое яблоко, но никто не поймал золотого яблока, кроме юноши, - только он вмиг его поймал и ускакал прочь» (немецкая сказка «Железный Ганс»).
«Принесла она в корзине золотые яблоки.
-Кто поймает, тот жених будет! – сказала она» (французская сказка «Волшебный свисток и золотые яблоки»). Иногда яблоко надо не бросить суженой, а, наоборот, вырвать у нее силой: «Тому, кто на вершину Хрустальной горы трижды верхом на коне въедет и трижды золотое яблоко из рук королевской дочери вырвет, король отдаст ее в жены и полкоролевства в придачу!» (норвежская сказка «Принцесса с Хрустальной горы»).
В славянских сказках герои не бросают, а торжественно подносят яблоко суженому. «Увидел он в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек: «Девицы, красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (русская сказка «Хаврошечка»). «Сорвала она яблочко, подала его пану» (украинская сказка «Дедова дочка и золотая яблонька»).[14, 101]
Иногда яблоко предвещает суженого, как в датской сказке «Золотое яблочко»: «Младшая, Мете, подумала и говорит: «Больше всего на свете, батюшка, хочется мне золотого яблочка с той яблони, что нынче я во сне видела. Привези ты мне его!» А в трогательной русской сказке «Безручка» несчастная героиня, отведав золотого яблока из незнакомого сада, стала невестой своего хозяина.
В мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам и сверхъестественным существам. В сказках яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Они выступают здесь как хранители волшебного, священного дерева, дарящего свет, тепло и красоту. Часто они даже не едят этих яблок. «Царь дорожил яблоней, как своими глазами, и сам не рвал яблок, и другим не давал» (грузинская сказка «Пашкунджи»). «Росло в том саду дерево, на котором были золотые яблоки. Когда яблоки поспевали, им вели счет...» (немецкая сказка «Золотая птица»). Яблоки с этого дерева в своем роде символ богатства, благополучия. Описание их всегда ярко и поэтично: «А яблонька та была не простая: утром листья распускались, в полдень ветви цветом покрывались, через день плоды наливались, да такими они были сладкими, вкусными и сочными – язык проглотишь» (молдавская сказка «Лейся, свет, впереди, тьма стелись позади»).
Чаще всего таинственными похитителями яблок являются птицы. «...Половина ночи прошла, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар – птица и клюет золотые яблоки (русская сказка «Иван – Царевич и серый волк»). «Была у них в саду яблоня, на которой росли золотые яблоки. Всякую ночь прилетала какая-то птица и съедала их» (польская сказка «О прекрасной Елене»). [2, 97] Птицы эти, без сомнения, связаны с солнцем: об этом говорит и их оперение, и свет, который исходит от них. Возможно, это поэтический образ зари.
Иногда похитителями яблок становятся чудовища или змеи, как в румынской сказке «Богатырь Прысля и золотые яблоки» или в албанской «Три королевы и чудовище».
Найти и наказать разбойника, ворующего золотые яблоки, - дело чести молодого царевича. Однако не всегда это оказывается необходимым. Иногда перо, потерянное у яблони Жар-птицей, открывает мир удивительных приключений, где герою удается добыть все блага жизни: коня, богатство, красавицу (русская сказка «Иван-царевич и серый волк», немецкая сказка «Золотая птица»).
Иногда птицы, прилетающие на яблоню – это заколдованные принцессы, и оставшийся караулить воров царевич подсматривает чудесные превращения. Одна из них становится невестой царевича, в залог чего оставляет ему яблоко (болгарская сказка «Золотые яблоки и девять пав»).
Таким образом, яблоня с золотыми плодами является как бы деревом судьбы, от которого зависит благополучие, любовь, рождение детей.
Так, в итальянской сказке «Пастушок – малый росток» герой проклят обиженной им старушкой (очевидно, феей): «Не вырасти тебе больше ни на ноготок, пока не отыщешь прекрасную Бергальину с тремя поющими яблоками!». Чтобы снять заклятие, он отправляется на поиски Бергальины и после долгого пути, полного опасностей, находит хрустальную клетку с тремя необычными яблоками.
В этой сказке мы встречаем интересный мотив очеловечивания яблок. Они умеют петь, вероятно, потому, что внутри спрятаны чудесные маленькие девушки-феи, принцессы или, может быть, эльфы.
Яблоня и ее плод играют роль предсказателей судьбы, знают обо всем, что происходит в мире, показывают всю его красоту: «Катится яблочко по блюдечку, наливное по серебряному, а на блюдечке все города один за другим видны, корабли на морях и полки на полях, и гор высота, и небес красота, солнышко за солнышком катится, звезды в хоровод собираются – так все красиво, на диво...» (русская сказка «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»). Эта способность яблока опять напоминает о его связи и с древом познания, и с древом жизни: только плоду этого древа дано владеть всеми секретами жизни и красоты, только плод древа жизни связан с солнцем и звездами.
Во многих сказках яблоня спасает от беды: она заслоняет своими ветвями от страшных гусей-лебедей-птиц Бабы Яги – героев русской сказки «Гуси-Лебеди», спасает от огромных дивов героя персидской сказки «Юсуф-шах и Малк-Ахмад», превратившегося в яблоко; от драконов (албанская сказка «Краса земли»). Спрятанные ветвями, листьями или самими яблоками, герои находятся в безопасности от любой напасти.
Яблоко может вывести, подобно яйцу и колобку, в нужное место («Дала ему жена яблоко и сказала: «Покати это яблочко и иди за ним следом, приведет куда надо» - грузинская сказка «Дочь солнца»), может накормить и развеселить («И покатил он сразу то яблочко, - и явились и пития, и яства, а три музыканта так и режут...» - украинская сказка «Иван-царевич и Красная девица – ясная звездочка»). Оно может стать волшебным талисманом, открывающим сокровище (болгарская сказка «Смерть судьбичкам»).[2,56]
Но яблоня и яблоки могут принести и неприятности: горе, болезнь, смерть. Вспомним яблоко раздора, плод с древа познания добра и зла. Иногда они могут сыграть злую шутку со сказочными героями: «Сорвал Иванушка яблоко, съел, и в тот же миг выросли у него на голове рога – большие да тяжелые, голову к земле клонят» (русская сказка «Наказанная царевна»). О том же румынская сказка «Лекарь Тодераш». Правда, потом те же яблоки помогают героям наказать за несправедливость царей и принцесс.
Иногда в яблоке, подобно яйцу, спрятана душа демонического существа, от которого страдает весь мир, как, например, в молдавской сказке «Базилик зеленый и царская дочь».
Грузинская сказка «Земля возьмет свое» полна глубокого философского смысла. Юноша, искавший бессмертия, встретил женщину Красу, которая никогда не постареет и не умрет, и остается жить с ней. А когда через много лет затосковал и захотел повидать родных, она дала ему три яблока. Вернулся он домой и никого и ничего не узнает. «Вспомнил юноша свою мать, детство, товарищей и загрустил. Решил он съесть яблоки, что дала ему женщина... Достал он одно яблоко, съел его, и вмиг выросла у него длинная седая борода. Съел другое яблоко – подкосились у него колени, согнулась поясница, и без сил упал он на землю. Позвал он прохожего мальчика: «Подойди ко мне, мальчик, достань из моего кармана яблока, подай мне». Достал мальчик яблоко, подал ему, надкусил он его и тут же умер».
Яблоки возвращают героя земле, и, с одной стороны, они выступают как яблоки смерти, а с другой – они спасают человека от тоски и одиночества: нельзя быть бессмертным среди смертных, бессмертие становится наказанием. Заметим, яблоко подает герою мальчик, олицетворяющий собой новую жизнь взамен уходящей.
Представленные наблюдения позволяют сделать некоторые обобщения:
Глава ΙΙΙ
Многие художники запечатлели яблони, превратили свои райские сады в яблоневые. У С.Боттичелли («Весна») все действие разворачивается в небесном саду под кронами яблонь. Главная героиня – Весна – словно выходит из этого чудесного сада навстречу зрителям. И хотя она еще только рассыпает цветы, в ветвях яблонь уже красуются налитые соком спелые яблоки, как бы обещая тот результат, который принесет на землю Весна.
Лукас Кранах Старший («Золотой век») тоже изображает яблоневый сад, в центре которого вокруг молодой яблоньки, усыпанной румяными плодами, весело кружится хоровод счастливых юношей и девушек. Яблоня здесь – и центр мира, и древо жизни, и олицетворение здоровья, молодости, счастья.[11, 6]
Под древом жизни, вероятно, стоят Персей и Андромеда на картине Э.Берн-Джонса «Зловещая голова», которые рассматривают в колодце под яблоней отражение Медузы Горгоны. Ужас и любопытство отражены на их лицах. И эта яблоня напоминает о уже о древе познания добра и зла, с которого был сорван запретный плод, а Персей и Андромеда как бы предвосхищают любопытство Адама и Евы: нельзя смотреть на то, что запрещено, как нельзя рвать запретный плод.
Яблоко часто является символом молодости, здоровья, красоты. Не случайно многие художники изображают свои модели с яблоком в руках (Рафаэль «Портрет молодого человека с яблоком»; В. Л. Боровиковский «Портрет Е.И. Арсеньевой», «Портрет Скобеевой»). Яблоко становится обязательным атрибутом граций (Рафаэль. «Три грации»), Венеры (А.Бронзино «Аллегория»). [11,7] Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты, как в натюрморте М.М. де Караваджо «Корзина с фруктами».
Интересное прочтение яблока как древа жизни дает художник Д.Жилинский в картине «Под старой яблоней». Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры, символизирующие три возраста человеческой жизни: на переднем плане старуха, на заднем – молодая женщина и в центре – мальчик. Всех их объединила старая яблоня, которая, без сомнения, связана с образом старухи, и яблоки: старуха с палкой в руке, стоящая у подпорки в виде креста, - родоначальница и основа сада и семьи, у нее, единственной, нет яблока в руках, так как жизнь ее на закате; молодая женщина с полной корзиной яблок как символ расцвета и полноты жизни; и мальчик с большим яблоком в руке – олицетворение начала жизненного пути. Яблоки лежат и на земле, напоминая о краткости бытия и молодости. Но в картине нет ощущения драмы: она дышит спокойствием мудрости, потому что «древо жизни вечно зеленеет».
Если попытаться обобщить те значения, которые несет в себе яблоня в творчестве художников, а еще ранее в сказках, то в конечном итоге останутся два основных: жизнь и молодость со всеми вытекающими отсюда последствиями и соблазн, несущий смертельную опасность, то есть те, которые пришли к нам из самых древних мифов.
Эти значения преломляются в живописи, в литературе. У В.Шекспира в «Сонете о яблоке» яблоко становится символом коварства, заключенного в красоте:
Но, видно, так угодно высшим силам:
Пусть лгут твои прелестные уста,
Но в этом взгляде, ласковом и милом,
По-прежнему сияет чистота.
Прекрасно было яблоко, что с древа
Адаму на беду сорвала Ева.
Красота женщины хоть и соблазнительна, но обманчива, как притягательно и в то же время опасно яблоко с древа познания.
В замечательной повести Д.Голсуорси «Цвет яблони» яблоня становится многозначным символом и молодости, и красоты, и любви, и соблазна, и горя, и все произведение дышит ароматом необыкновенной яблони. У С.Есенина яблоня ассоциируется с радостью («Все мы яблоко радости носим...»), с душой («Хорошо под осеннюю свежесть душу-яблоню ветром стряхать...»), и, конечно, с традиционным русским Спасом: «Пахнет яблоком и медом по церквям твой кроткий Спас...». Здесь, как видим, выстраивается логический типично русский «яблоневый» ряд: радость – душа - Спаситель. Но корни его, без сомнения, от древа жизни.
И. Бунин в «Антоновских яблоках» связывает образ яблок с прекрасным, по его мнению, прошлым родной страны, которое воспринимается как своего рода золотой век.
Все выше сказанное позволяет прийти к некоторым выводам:
Заключение
Кратко обобщим результаты проведённого исследования.
Издавна яблоко вошло в мифы народов мира, и это говорит о том, что оно, как и яйцо, связано с мировоззрением древнего человека.
Не удивительно, что многие народы видели в яблоке необыкновенный плод – плод древа жизни. А древо жизни в мифах почти всех народов - это одновременно и мировое дерево, то есть ось мира, Вселенной. Именно здесь, под мировым деревом, решаются судьбы человеческие, под ним собираются боги для больших советов, сюда приходят за советом и знанием; здесь ищут бессмертие и здоровье.
С распространением христианства символика яблока утрачивает свою многозначность. В Библии оно становится символом грехопадения человечества.
Как яйцо, яблоко дает бессмертие, здоровье, юность – следовательно, вечную жизнь, но несет и смерть: ведь человечество, вкусив плод с древа познания, стало смертным и познало множество трудов и тягот на своем пути.
Яблоко часто сопровождает младенца Христа, оно является аллегорией того, что Христос искупает все грехи человечества.
Оптимистическая и светлая природа яблока, заложенная еще мифами (бессмертие, здоровье, красота, богатство), щедро проявляется в народных сказках всего мира, где яблоко выступает в первую очередь как плод жизни и бессмертия. Часто у многих народов повторяется мотив долгожданного рождения ребенка благодаря съеденному яблоку.
В сказках яблоко являлось не только началом новой жизни, но и здоровья, юности. В русских народных сказках чрезвычайно интересен сюжет о молодильных яблоках.
С древним обычаем бросания яблок как знака любви друг к другу мы встречаемся в сказках многих народов. В славянских сказках герои не бросают, а торжественно подносят яблоко суженому.
В мифах чудесные яблони с золотыми яблочками растут либо на краю земли, либо в загробном мире и принадлежат богам и сверхъестественным существам. В сказках яблони приближены к человеческому миру и хозяевами их являются цари. Они выступают здесь как хранители волшебного, священного дерева, дарящего свет, тепло и красоту.
Во многих сказках яблоня спасает от беды: она заслоняет своими ветвями от страшных гусей-лебедей-птиц Бабы-Яги. Спрятанные ветвями, листьями или самими яблоками, герои находятся в безопасности от любой напасти.
Яблоко может вывести, подобно яйцу и колобку, в нужное место.
Но яблоня и яблоки могут принести и неприятности: горе, болезнь, смерть. Вспомним яблоко раздора, плод с древа познания добра и зла.
Иногда в яблоке, подобно яйцу, спрятана душа демонического существа, от которого страдает весь мир.
Многие художники запечатлели яблони, превратили свои райские сады в яблоневые.
Яблоко часто является символом молодости, здоровья, красоты. Не случайно многие художники изображают свои модели с яблоком в руках.
Если попытаться обобщить те значения, которые несет в себе яблоня в творчестве художников, а еще ранее в сказках, то в конечном итоге останутся два основных: жизнь и молодость со всеми вытекающими отсюда последствиями и соблазн, несущий смертельную опасность, то есть те, которые пришли к нам из самых древних мифов.
Эти значения преломляются в живописи, в литературе.
Чудесное наливное яблочко из тридевятого царства, которое сокрыто не за горами и долами, а в нашей памяти и душе, продолжает озарять нас своим сиянием, поить живительными соками нашу фантазию и будить неуемную любознательность. Что ж, на то оно и молодильное, чтобы уметь все это делать...
Список использованной литературы
1. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3т. – М.: Индрик, 1994.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3т. – М.: Художественная литература. 1957.
3. Афанасьев А.Н. Древо жизни. – М.: Современник, 1982.
4. Бидерман Ганс. Энциклопедия символов. М.: Республика, 1996.
5. Братья Гримм. Сказки. – Ташкент: Юлдузча, 1987.
6. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. – М.: Прогресс, 1992.
7. Купер Дж. Энциклопедия символов. – М.: Золотой век, 1995.
8. Мифологический словарь / Под ред. Е.М.Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
9. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2т./Под ред. С.А.Токарева. – М.: Советская энциклопедия, 1987.
10. Персидские народные сказки. М.: Наука, 1987.
11.. Приложение к журналу «Литература в школе». №5, 2001.
12. Пушкин А.С. Избранное. М.: Детская литература, 1994.
13. Светланов Ю.Г. Скандинавские сказания. – М.: Детская литература, 1988.
14. Славянские сказки. – Нижний Новгород, Русский купец, 1991.
Философские стихи Кристины Россетти
Весенняя гроза
Заяц, косач, медведь и весна
Петушок из русских сказок
Хрюк на ёлке