История возникновения дуэли. Отражение дуэли в творчестве А.С.Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
duel_v_zhizni_i_tvorchestve_a.s.pushkina.docx | 59.58 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
(МБОУ СОШ № 2)
Реферат:
ТЕМА: «Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина»
Учащаяся 10а
Кириченко Ю.В.
Учитель:
Овчар О.А.
Оценка:________________
г. Зверево
2015 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1.Истоки дуэли……………………………………………………………..6
2.Русская дуэль……………………………………………………………..8
3. Поединки в произведениях А.С. Пушкина…………………………...10
3.1. Причины появления мотива дуэлей в творчестве
А.С. Пушкина…………………………………………………………….11
3.2. «Евгений Онегин»……………………………………………………12
3.3.«Капитанская дочка»…………………………………………………22
3.4. «Выстрел»…………………………………………………………….24
4. Дуэль в жизни А.С. Пушкина…………………………………………25
4.1. Последняя дуэль Пушкина…………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………...33
Список литературы………………………………………………………..35
Приложение……………………………………………………………….37
Введение
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Эти слова, написанные русским автором М.Ю. Лермонтовым, посвящены трагической гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Безвременная, трагическая смерть гения всегда привлекает внимание, особенно если эта смерть была насильственной или предполагает «загадочные» обстоятельства. Я заинтересовалась этой темой, когда мы изучали творчество А.С. Пушкина. В результате этого у меня возникли следующие вопросы:
1) Что такое дуэль? Какова история её возникновения, каковы правила проведения поединков в России?
2) Какова роль дуэлей в произведениях А.С. Пушкина? Как это связано с его личностью?
3) Каковы подробности поединка Пушкина с Дантесом? Были какие-либо нарушения, приведшие к гибели поэта?
Что же такое дуэль?
Дуэль (фр. duel, от лат. Duellum) - строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми. Цель поединка — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них.
Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести. В связи с этим правила проведения дуэлей основывались на прецедентах, хотя существовали некоторые неформальные общепризнанные принципы.
Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.
Специалисты различают американскую и европейскую дуэль. Американские дуэльные поединки состояли в том, что двум соперникам выдавали оружие, и они уходили в лес. С этого момента начиналась их охота друг на друга. Можно было подстеречь противника в засаде, не возбранялся и выстрел в спину. Из-за своей безнравственности американская дуэль не привилась в России. Русская дуэль по своим условиям, особенностям очень отличалась от европейской. Во Франции в XIX веке дуэли носили больше ритуальный характер и заканчивались, как правило, бескровно. Русские стрелялись обычно с 8 - 10 шагов. Бывали случаи - и с трех! (Это называлось "приставить пистолет ко лбу".) И стрелялись, как правило, "до результата". А результатом признавалось либо тяжелое ранение, либо смерть.
Актуальность работы: Дуэли в произведениях писателей помогают не только правильно охарактеризовать эпоху, дать своеобразный исторический комментарий, но и показать истинные, проявляющиеся в исключительные моменты жизни, черты героев. Дуэль уходит корнями в рыцарские времена. Рыцарство, зародившись тысячу лет назад, и по сей день остается предметом восхищения женщин и идеалом поведения мужчин. Сегодня, как и во времена А. С. Пушкина, остро стоит вопрос о том, нужны ли нам честь, совесть, благородство, бескорыстие.
Предмет исследования – дуэльный кодекс времён А. С. Пушкина.
Объектом исследования данной работы являются герои произведений Пушкина, участвовавшие в дуэлях, и история гибели самого поэта.
Цель данной работы – рассмотреть, как описывается процесс дуэли в произведениях А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Выстрел», происходят ли нарушения норм дуэльного кодекса в этих поединках и в дуэли Пушкина с Дантесом, попытаться определить отношение Пушкина к дуэлям.
Задачи работы: 1) исследовать исторические и художественные тексты, отобрать фрагменты для анализа;
2) систематизировать собранный материал, сделать выводы.
Методы: поисковый, описательный, сравнительно – сопоставительный, анализ и обобщение собранного материала.
Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не всегда. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем.
Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести. Но ничто не помогало, в том числе и заявление, что король принимает на себя обиду каждого отказавшегося от поединка. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.
Шведский король Густав Адольф, прославленный полководец первой половины XVII века, энергично преследовал дуэли своими указами. Но когда оскорбленный его пощечиной полковник армии, не имея возможности вызвать самого короля, оставил службу и выехал из страны, король нагнал его на границе и сам вручил ему пистолет со словами: «Здесь, где кончается мое королевство, Густав Адольф уже более не король, и здесь, как честный человек, я готов дать удовлетворение другому честному человеку». В его словах, как в капле воды, отразилась вся двойственность отношения большинства европейских государей к дуэли: как повелители своих подданных и законодатели, они стремились положить конец кровопролитиям, но как светские люди с теми же понятиями о чести понимали, что сами вели бы себя так же.
Дуэль — это как раз тот любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат друг другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами, с помощью суда. Уже Фридрих Великий смотрел на дуэли в своей армии сквозь пальцы. Ко второй половине XIX века дуэли настолько укоренились, что на них приучились смотреть как на неизбежное зло, запреты повсеместно стали сниматься, в армии поединки даже были узаконены при посредстве судов офицерской чести. Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.
Трудно представить себе быт и нравы России двух предреволюционных столетий без такого явления, как дуэль. Словно в зеркале с увеличительным стеклом, в этом явлении выпукло отразились характерные черты нормативного поведения тогдашнего русского общества, дворянско-чиновничьей среды, прежде всего.
Каков же был исторический путь дуэли в нашем Отечестве?
История русской дуэли XIX веков – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. И все это многообразное и яркое явление было результатом сокрушительного психологического перелома – перехода от Московской Руси к петербургской России.
Дуэль, во всем разнообразии своих проявлений, запечатлена в русской литературе XIX — начала XX веков, от Бестужева-Марлинского и Пушкина до Чехова и Куприна. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
В Россию дуэль пришла из Европы, но из-за огромного количества жертв, возникших вследствие проведения дуэлей, они были строго запрещены Петром, того, кто ослушался, ждала смертная казнь. Позднее Екатерина II подтвердила запрет Петра, и потом ситуация не претерпела изменений. В XIX веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицер мог поплатиться разжалованием в солдаты и ссылкой на Кавказ, в зону боевых действий — наказание достаточно суровое. Тем не менее, россияне «стрелялись», потому что как уже было сказано ранее, отказ от поединка был приравнен позору.
Русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. И не потому, что французский журналист или австро-венгерский офицер обладали меньшей личной храбростью, чем российский дворянин. Отнюдь нет. И не потому, что ценность человеческой жизни представлялась здесь меньшей, чем в Европе. Россия, вырвавшаяся из феодальных представлений одним рывком, а не прошедшая естественный многовековой путь, обладала совершенно иной культурой регуляции человеческих отношений. Здесь восприятие дуэли как судебного поединка, а не как ритуального снятия бесчестия, оставалось гораздо острее.
Во второй половине XIX века, престиж дуэли заметно понижается. Уменьшается их число, редкостью становится смертельный исход. А главное — поединок перестает быть мерилом чести, его чаще расценивают как дань то ли условностям, то ли предрассудкам.
3.Поединки в произведениях А. С. Пушкина
Негативные варианты дуэли изображены у Пушкина в повести “Выстрел”, в романе “Евгений Онегин”. Герой “Выстрела” ищет предлог для драки, дабы утвердить свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки. Его противник - богатый граф, “любимец счастья” - демонстрирует наигранное презрение к смерти: ест черешни под дулом пистолета. Как люди, действующие в угоду своему самолюбию, они стоят друг друга. Евгений Онегин, напротив, не заботится о первенстве и не ведет игру, более того, ему понятна легковесность вызова, сделанного Ленским - разгоряченным юношей-романтиком; тем не менее, он берет в руки пистолет - берет, подчиняясь нравам “большого света”, опасаясь сплетен, “хохотни глупцов”, иначе говоря, уступая тому, что в душе презирает. “Пружина чести” здесь играет роль ложного стимула, предопределяющего неизбежность бессмысленного убийства.
3.1. Причины появления мотива дуэли в творчестве А.С.Пушкина
А. С. Пушкин обращается к теме дуэли в 1830-1836 гг. С чем это связано? В 1830 Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдине (Нижегородская губерния). «Болдинская осень» открылась стихотворениями «Бесы» и «Элегия» — ужасом заблудившегося и надеждой на будущее, трудное, но дарящее радости творчества и любви. Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей: был завершен «Евгений Онегин», написаны стихотворения и статьи, «Повести Белкина», «Маленькие трагедии».
В середине октября 1831 года Пушкин написал «Выстрел», автобиографичность которого никто не оспаривает. Герой «Выстрела» Сильвио говорит: «Что пользы мне, подумал я, лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит? Злобная мысль мелькнула в уме моем... Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями!» [1]
Из этого можно заключить, что Пушкин считал гибель только тогда страшной, когда есть счастье. В «Выстреле» при расплате присутствует
любимая женщина, что противоречит донжуановской традиции. В то время проблема счастья очень волновала Пушкина.
1 А.С. Пушкин «Выстрел» стр.54
3.2. «Евгений Онегин».
Там, где дни облачны и кратки,
Родится племя, которому умирать не больно.
Петрарка
(«Евгений Онегин»)
Эпиграф к шестой главе, в которой происходит дуэль, разбивает всё наши надежды. Так нелепа и — внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского, что нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Эпиграф исключает благополучный исход. Дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно; погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора — только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже: Ленский с его наивным миром не может выдержать столкновения с жизнью. Онегин, в свою очередь, не в силах противостоять общепринятой морали. События развиваются своим чередом, и ничто уже не может остановить их. Кто может помешать дуэли? Кому есть дело до нее? Все равнодушны, все заняты собой. Одна Татьяна страдает, предчувствуя беду, но и ей не дано угадать все размеры предстоящего несчастья, она только томится. В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, — сила "общественного мненья". Носитель этой силы ненавистен Пушкину:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!
В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее. Все противоестественно в Зарецком, и нас уже не удивляет следующая строфа, в которой выясняется, что и храбрость Зарецкого "злая", что "в туз из пистолета" он умеет попасть.
Онегин и Зарецкий – оба нарушают правила дуэли. Первый, чтобы продемонстрировать свое раздраженное презрение к истории, в которую он попал против собственной воли и в серьезность которой все еще не верит, а Зарецкий потому, что видит в дуэли забавную, хотя порой и кровавую историю, предмет сплетен и розыгрышей…
В «Евгении Онегине» Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, потому что «в дуэлях классик и педант», он вел дело с большими упущениями, сознательно игнорируя все, что могло устранить кровавый исход. Еще при первом посещении Онегина, при передаче картеля, он обязан был обсудить возможности примирения. Перед началом поединка попытка окончить дело миром также входила в прямые его обязанности, тем более
что кровной обиды нанесено не было, и всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении. Зарецкий мог остановить дуэль и в другой момент: появление Онегина со слугой вместо секунданта было ему прямым оскорблением (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), а одновременно и грубым нарушением правил, так как секунданты должны были встретиться накануне без противников и составить правила поединка. Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив Онегина неявившимся. Заставлять ждать себя на месте поединка крайне невежливо. Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первый имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника. Онегин опоздал более чем на час.
А Ленский именно Зарецкому поручает отвезти Онегину «приятный, благородный, короткий вызов иль картель» (курсив Пушкина). Поэтический Ленский все принимает на веру, искренне убежден в благородстве Зарецкого, считает его злую храбрость - мужеством, уменье расчетливо смолчать — сдержанностью, расчетливо повздорить - благородством... Вот эта слепая вера в совершенство мира и людей губит Ленского.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.
Пушкин подбирает глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце..." Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду — еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:
... в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...''
Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне!
«Наедине с своей душой» Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, «на тайный суд себя призвав», и поступить так, как велит совесть, — это редкое уменье. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
Нарастает трагедия, а Ленский все еще играет в жизнь, как ребенок играет в войну, похороны, свадьбу, - и Пушкин с горькой иронией рассказывает об игре Ленского:
Теперь ревнивцу то-то праздник!
Он все боялся, чтоб проказник
Не отшутился как-нибудь,
Уловку выдумав и грудь
Отворотив от пистолета.
Ленский и будущую дуэль видит в романтическом, книжном свете: обязательно «грудь» под пистолетом. А Пушкин знает, как оно бывает в жизни, проще и грубей: противник метит «в ляжку иль в висок» — и это земное слово «ляжка» звучит страшно, потому что подчеркивает пропасть между жизнью, как она есть, и представлениями Ленского.
И все-таки, если смотреть на вещи нормальными человеческими глазами, еще не поздно. Вот Ленский едет к Ольге — и убеждается, что она вовсе ему не изменила, что она
Резва, беспечна, весела,
Ну точно та же, как была.
Ольга ничего не понимает, ничего не предчувствует, наивно спрашивает Ленского, зачем он так рано скрылся с бала
Все чувства в Ленском помутились
И молча он повесил нос…
Романтический герой, каким видит себя Ленский, не может вешать носа — он должен заворачиваться в черный плащ и уходить, непонятый, гордый, таинственный. Но Ленский на самом деле — просто влюбленный мальчик, который не хотел видеть Ольгу перед дуэлью, а все-таки сам не заметил, как «очутился у соседок». Он расстраивается от малейшей неприятности, - таков он есть, таким видит его Пушкин. А самому себе он кажется совсем другим грозным мстителем, который может простить Ольгу, но Онегина никогда:
Не потерплю, чтоб развратитель…
Младое сердце искушал;
Чтоб червь презренный, ядовитый
Точил лелеял стебелек...
Все эти громкие фразы Пушкин переводит на русский язык просто и в то же время трагически:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.
Если бы Ленский знал о любви Татьяны... Если бы Татьяна знала о назначенной назавтра дуэли... Если бы хоть няня сообразила рассказать Ольге, а та — Ленскому о письме Татьяны... Если бы Онегин преодолел свой страх перед общественным мненьем... Ни одно, из этих «если бы» не осуществилось.
Пушкин сознательно снимает всякую романтическую окраску с поведения Ленского перед дуэлью:
Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера открыл...
Что еще может читать перед дуэлью Ленский, кроме как духовного отца всех романтиков - Шиллера? Так полагается по игре, которую он играет сам с собой, но читать ему не хочется.
Ночь, проведенная Ленским перед дуэлью, характерна для мечтателя: Шиллер, стихи, свеча, «модное слово идеал»... Равнодушный Онегин «спал в это время мертвым сном» и проснулся, когда давно пора было выехать к месту дуэли. Собирается Евгений торопливо, но без всяких вздохов и мечтаний, и описывает Пушкин эти сборы очень коротко, четко, подчеркивая бытовые детали:
Он поскорей звонит. Вбегает
К нему слуга француз Гильо,
Халат и туфли предлагает
И подает ему белье...
И вот они встречаются за мельницей — вчерашние друзья. Для секунданта Ленского, Зарецкого, все происходящее нормально, обычно. Он действует по законам своей среды, для него главное — соблюсти форму, отдать дань «приличиям», традиции:
В дуэлях классик и педант,
Любил методу он из чувства
И человека растянуть
Он позволял не как-нибудь,
Но в строгих правилах искусства,
По всем преданьям старины
Что похвалить мы в нем должны).
Нигде еще так не прорывалась ненависть Пушкина и к Зарецкому, и ко всему его миру, как в этой последней саркастической строчке: «Что похвалить мы в нем должны..»" — что похвалить? И кто должен похвалить? То, что он не позволяет растянуть человека не по правилам?
Удивителен в этой сцене Онегин. Вчера у него не хватило мужества отказаться от дуэли. Его мучила совесть — ведь он подчинился тем самым «строгим правилам искусства», которые так любит Зарецкий. Сегодня он бунтует против «классика и педанта», но как жалок этот бунт! Онегин нарушает всякие правила приличия, взяв в секунданты лакея. «Зарецкий губу закусил», услышав «представление» Онегина, - и Евгений вполне этим удовлетворен. На такое маленькое нарушение законов света у него хватает мужества.
Начинается дуэль. Пушкин страшно играет на словах «враг» и «друг». В самом деле, что они теперь, Онегин и Ленский? Уже враги или еще друзья? Они и сами этого не знают.
Враги стоят, потупя взор,
Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?
Давно ль они часы досуга,
Трапезу, мысли и дела
Делили дружно? Ныне злобно,
Врагам наследственным подобно,
Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно.
Та мысль, к которой Пушкин подводил нас всем ходом событий, теперь сформулирована коротко и точно:
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда.
В дуэли Ленского с Онегиным все нелепо, противники до последней минуты не испытывают друг к другу настоящей вражды: "Не засмеяться ль им, пока не обагрилась их рука?" Быть может, нашел бы Онегин в себе смелость засмеяться, протянуть другу руку, переступить через ложный стыд — все повернулось бы иначе. Но Онегин этого не делает, Ленский продолжает свою опасную игру, а в руках у секундантов уже не игрушки. Вот теперь они уже окончательно стали врагами. Уже идут, поднимая пистолеты, уже несут смерть... Так долго, так подробно Пушкин описывал подготовку к дуэли, а теперь все происходит с непостижимой быстротой. Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает...
И вот здесь, перед лицом смерти, Пушкин уже очень серьезен. Когда Ленский был жив, можно было, любя, посмеяться над его наивной мечтательностью. Но теперь случилось непоправимое
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь...
Горюя о Ленском, жалея его, Пушкин в шестой главе еще больше жалеет Онегина.
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится...
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
Что ж, если вашим пистолетом
Сражен приятель молодой?
Так Пушкин возвращается к словам-антонимам: враг - друг, приятель. Так он, гуманист, разрешает проблему, волнующую людей всегда: имеет ли человек право лишить другого человека жизни? Достойно ли это — испытывать удовлетворение от убийства, даже если убит враг?
Онегин получил суровый, страшный, хотя и необходимый урок. Перед ним — труп друга. Вот теперь окончательно стало ясно, что были они не врагами, а друзьями. Пушкин не только сам понимает мученья Онегина, но и читателя заставляет понять их: Онегину невероятно тяжело. Но Зарецкого ничто не мучит. «Ну что ж? убит», - решил сосед.
Убит!.. Сим страшным восклицаньем
Сражен, Онегин с содроганьем
Отходит и людей зовет.
Зарецкий бережно кладет
На сани труп оледенелый;
Домой везет он страшный клад.
Почуя мертвого, храпят
И бьются кони...
В шести строчках два раза повторяется слово «страшный». Пушкин нагнетает, сознательно усиливает тоску, ужас, охвативший читателя. Вот теперь уже ничего нельзя изменить; то, что произошло, необратимо.
Ленский ушел из жизни, уходит и со страниц романа. Почему погиб Ленский? Нет места романтике и романтикам в слишком уж трезвом и низменном мире. Пушкин еще раз напоминает об этом, прощаясь с Ленским навсегда. Строфы XXXVI — XXXIX посвящены Ленскому — уже без малейшей шутливой интонации, очень серьезно. Какой был Ленский?
Но что бы ни было, читатель,
Увы, любовник молодой,
Поэт, задумчивый мечтатель,
Убит приятельской рукой!
Пушкин не обвиняет Онегина, а объясняет нам его. Неумение и нежелание, думать о других людях обернулось такой роковой ошибкой, что теперь Евгений казнит самого себя. И уже не может не думать о содеянном. Не может не научиться тому, чего раньше не умел: страдать, раскаиваться, мыслить. Так смерть Ленского оказывается толчком к перерождению Онегина. Но оно еще впереди. Пока Пушкин оставляет Онегина на распутье — верный своему принципу предельной краткости, он и не рассказывает нам, как Ленского привезли домой, как узнала Ольга, что было с Татьяной.
3.3. «Капитанская дочка»
В «Капитанской дочке» поединок изображен сугубо иронически. Ирония начинается с княжнинского эпиграфа к главе:
- Ин изволь и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
Хотя Гринев дерется за честь дамы, а Швабрин и в самом деле заслуживает наказания, но дуэльная ситуация выглядит донельзя забавно: «Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по препоручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. «А, Петр Андреич! – сказал он, увидя меня. – Добро пожаловать! Как это вас Бог принес? по какому делу, смею спросить?» Я в коротких словах объяснил ему, что я поссорился с Алексеем Иванычем, а его, Ивана Игнатьича, прошу быть моим секундантом. Иван Игнатьич выслушал меня со вниманием, вытараща на меня свой единственный глаз. «Вы изволите говорить, - сказал он мне, - что хотите Алексея Иваныча заколоть и желаете, чтоб я при том был свидетелем? Так ли? смею спросить». – «Точно так». – «Помилуйте, Петр Андреич! Что это вы затеяли? Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы его выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье – и разойдитесь; а мы уж вас помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить? И добро б уж закололи вы его: Бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?».
И эта сцена «переговоров с секундантом», и все дальнейшее выглядит как пародия на дуэльный сюжет и на саму идею дуэли. Это, однако же, совсем не так. Пушкин, с его удивительным чутьем на исторический колорит и вниманием к быту, представил здесь столкновение двух эпох. Героическое отношение Гринева к поединку кажется смешным потому, что оно сталкивается с представлениями людей, выросших в другие времена, не воспринимающих дуэльную идею как необходимый атрибут дворянского жизненного стиля. Она кажется им блажью. Иван Игнатьич подходит к дуэли с позиции здравого смысла. А с позиции бытового здравого смысла дуэль, не имеющая оттенка судебного поединка, а призванная только потрафить самолюбию дуэлянтов, несомненно, абсурдна.
Для старого офицера поединок ничем не отличается от парного боя во время войны. Только он бессмыслен и неправеден, ибо дерутся свои.
«Я кое-как стал изъяснять ему должность секунданта, но Иван Игнатьич никак не мог меня понять». Он и не мог понять смысла дуэли, ибо она не входила в систему его представлений о нормах воинской жизни. Вряд ли и сам Петр Андреич сумел бы объяснить разницу между поединком и вооруженной дракой. Но он – человек иной формации – ощущает свое право на это не совсем понятное, но притягательное деяние.
С другой же стороны, рыцарские, хотя и смутные, представления Гринева отнюдь не совпадают со столичным гвардейским цинизмом Швабрина, для которого важно убить противника, что он однажды и сделал, а не соблюсти правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и против правил. И не потому, что Швабрин какой-то особенный злодей, а потому, что дуэльный кодекс еще размыт и неопределен.
Поединок окончился бы купанием Швабрина в реке, куда загонял его побеждающий Гринев, если бы не внезапное появление Савельича. И вот тут отсутствие секундантов позволило Швабрину нанести предательский удар.
Именно такой поворот дела и показывает некий оттенок отношения Пушкина к стихии «незаконных», неканонических дуэлей, открывающих возможности для убийств, прикрытых дуэльной терминологией.
Возможности такие возникали часто. Особенно в армейском захолустье, среди изнывающих от скуки и безделья офицеров.
3.4. Выстрел
Совсем другое описание дуэли дает Пушкин в повести «Выстрел». На дворе уже был XIX век и правила дуэли прочно вошли в сознание дворян, особенно молодых. Поэтому когда Сильвио уклонился от дуэли с поручиком, который будучи пьяным, оскорбил хозяина дома, многие офицеры сочли это трусостью «Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков». Но оказалось, что Сильвио не мог рисковать своей жизнью , так как его ждала отложенная дуэль, очень важная для него. Да, это было время, когда один из противников мог отложить дуэль по каким-либо причинам. Недаром эпиграфом к повести служат следующие строки « Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)». Сильвио отложил дуэль из-за того, что его противник не дорожил своей жизнью, а ожидая выстрела преспокойно ел черешни, которые были у него в фуражке. Сильвио жил шесть лет в ожидании мести, а когда наступил час расплаты, оказался морально выше, чем его обидчик. В этот раз не было никаких секундантов, но и честь и самолюбие офицера были удовлетворены. Его слова лишь подтверждают это «Я доволен; я видел твое смятение; твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне с меня довольно. Будешь меня помнить. Предало тебя твоей совести. Желая преподать графу урок на всю жизнь, Сильвио выстрелил в картину, чтобы оставить о себе память, как постоянное предупреждение о том, что ничто в этом мире не остается безнаказанным. Симпатии автора явно на стороне Сильвио, дерзкого, эксцентричного, но волевого великодушного к поверженному врагу.
Как ни парадоксально, практически все дуэли, описываемые Пушкиным, проходят с более или менее серьезными нарушениями дуэльного кодекса. Этот факт подтверждает приведённая таблица. ( Приложение 1)
4.Дуэль в жизни А.С.Пушкина
Удалось установить, что в жизни А. С. Пушкина было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Поэт был отменным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым. Хорошо зная дуэльный кодекс, он, видимо, следовал высказанному им устами Моцарта принципу "Гений и злодейство - две вещи несовместные"
Дуэли - это странная черта в Пушкине. Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость. Часто вел себя вызывающе. Были у прежней полиции такие особые списки, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. В списках этих было и имя Александра Пушкина. И отнюдь не в вольнодумии и прочих высоких материях обвинялся он тут - был в этих списках на одном из почетных мест в качестве карточного понтера и дуэлянта. Можно, конечно, объяснить это бунтом его вольной натуры, обиженной на безысходную незадачливость судьбы. Но гадание по живой судьбе всегда вещь неблагодарная - лучше тут восстановить обстоятельства этой судьбы, и они, как это всегда бывает, скажут сами за себя. История дуэлей Пушкина - тоже история его жизни. В них предстает весь его характер, в котором все - поспешность, легкомыслие, трагическая случайность, сосредоточенная решимость, высокий порыв, отчаянный вызов.
Дуэль с Дантесом. Накануне дуэли был раут у графини Разумовской. Кто-то говорит Вяземскому: «Пойдите, посмотрите, Пушкин о чем-то объясняется с д'Аршиаком; тут что-нибудь недоброе. Вяземский отправился в ту сторону, где были Пушкин и д'Аршиак; но у них разговор прекратился.[1]
В январе 1837 г. К. К. Данзас, проходя по Пантелеймоновской улице, встретил Пушкина в санях. В этой улице жил тогда К. О. Россет: Пушкин, как полагает Данзас, заезжал сначала к Россету, и не застав последнего дома, поехал к нему. Пушкин остановил Данзаса и сказал: «Данзас, я ехал к тебе, садись со мной в сани и поедем во французское посольство, где ты будешь свидетелем одного разговора». Данзас, не говоря ни слова, сел с ним в сани, и они поехали на Большую Миллионную. Во время пути Пушкин говорил с Данзасом, как будто ничего не бывало, совершенно о посторонних вещах. Таким образом доехали они до дома французского посольства, где жил д'Аршиак. После обыкновенного приветствия с хозяином, Пушкин сказал громко, обращаясь к Данзасу: «Теперь я вас введу в сущность дела», и начал рассказывать ему все, что происходило между ним, Дантесом и Геккереном.
Пушкин окончил свое объяснение следующими словами: «Теперь я вам могу сказать только одно: если дело это не закончится сегодня же, то в первый же раз, как я встречу Геккерена, - отца или сына, - я им плюну в физиономию».
Тут он указал на Данзаса и прибавил: «Вот мой секундант». Потом обратился к Данзасу с вопросом: «Согласны ли вы?»
После утвердительного ответа Данзаса Пушкин уехал, предоставив Данзасу, как своему секунданту, условиться с д'Аршиаком о дуэли.[2]
Александр Пушкин, вопреки советам своих друзей, вступил в брак, женившись на Наталье Гончаровой, совсем юной, без состояния и необыкновенно красивой. С очень выразительной внешностью, с заурядным умом и характером, она с самого начала заняла в свете место, бесспорно принадлежавшее такой красавице. Многие несли к ее ногам дань своего восхищения, но она любила мужа и казалась счастливой в своей семейной жизни. Она веселилась от души и без всякого кокетства, пока одни француз по фамилии Дантес, кавалергардский офицер, усыновленный посланником Геккерном, не начал за ней ухаживать. Он был влюблен в течение года, как это бывает позволительно всякому молодому человеку, живо ею восхищаясь, но ведя себя сдержанно и не бывая у них в доме. Но он постоянно встречал ее в свете и вскоре в тесном дружеском кругу стал более открыто проявлять свою любовь. Одна из сестер госпожи Пушкиной, к несчастью, влюбилась в него, и, быть может, увлеченная своей любовью, забывая о том, что могло из-за этого произойти для ее сестры, эта молодая особа учащала возможности встреч с Дантесом; наконец, все мы видели, как росла и усиливалась эта гибельная гроза. То ли одно тщеславие госпожи Пушкиной было польщено и возбуждено, то ли Дантес действительно тронул и смутил ее сердце, но она не могла больше отвергать или останавливать проявления этой необузданной любви. Вскоре Дантес, забывая всякую деликатность благоразумного человека, вопреки всем светским приличиям, обнаружил на глазах всего общества проявления восхищения, совершенно недопустимые по отношению к замужней женщине. Казалось, что она бледнеет, трепещет под его взглядом, совершенно теряет способность обуздывать этого человека. А он был решителен в намерении довести ее до крайности.
Пушкин совершил тогда большую ошибку, разрешая своей молодой и очень красивой жене выезжать в свет без него. Его доверие к ней было безгранично, тем более, что она давала ему во всем отчет и пересказывала слова Дантеса - большая, ужасная неосторожность! Семейное счастье начало уже нарушаться, когда чья-то рука направила мужу анонимные письма, оскорбительные и ужасные, в которых ему сообщались все дурные слухи и имена его жены и Дантеса были соединены с самой едкой, самой жестокой иронией. Пушкин, глубоко оскорбленный, понял, что, как бы лично он не был уверен и убежден в невинности своей жены, она была виновна в глазах общества, в особенности того общества, которому его имя дорого и ценно. Большой свет видел все и мог считать, что само поведение Дантеса было верным доказательством невинности госпожи Пушкиной, но десяток других петербургских кругов, гораздо более значительных в его глазах, потому что там были его друзья, его сотрудники и, наконец, его читатели, считали ее виновной и бросали в нее каменья... …Наконец, на одном балу он так скомпрометировал госпожу Пушкину своими взглядами и намеками, что все ужаснулись, а решение Пушкина было с тех пор принято окончательно…[3]
...сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту. На дворцовой набережной они встретили в экипаже г-жу Пушкину. Данзас узнал ее, надежда в нем блеснула, встреча эта могла поправить все. Но жена Пушкина была близорука; а Пушкин смотрел в другую сторону.[4]
Снег был по колена, надобно было вытоптать в снегу площадку... Оба секунданта занялись этой работою; Пушкин сел на сугроб и смотрел на это роковое приготовление с большим равнодушием.[5]
февраль 1837 г.
Все было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться. Пушкин первый подошел к барьеру и, остановившись, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал: «Мне кажется, что у меня раздроблено бедро». Секунданты бросились к нему, и когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами: «Подождите, я в силах сделать свой выстрел». Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою. При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потому Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил. Дантес упал. На вопрос Пушкина у Дантеса, куда он ранен, Дантес отвечал: «Мне кажется, что я ранен в грудь». «Браво!» - воскликнул Пушкин и бросил пистолет в сторону...[6]
Его привезли домой; жена и сестра жены, Александрина, были уже в беспокойстве; но одна только Александрина знала о письме его к отцу Геккерна. Он закричал твердым и сильным голосом, чтобы жена не входила в кабинет его, где его положили, и ей сказали, что он ранен в ногу.[7] Что вы думаете о моей ране? Я чувствовал при выстреле сильный удар в бок, и горячо стрельнуло в поясницу, дорогою шло много крови, - скажите мне откровенно, как вы рану находите?
Не могу вам скрывать, что рана опасная.
Скажите мне, - смертельная?
Считаю долгом вам это не скрывать, но услышим мнение Арендта и Саломона, за которыми послано.
Спасибо! Вы поступили со мною как честный человек, - при сем рукою потер он лоб. - Нужно устроить свои домашние дела.
Через несколько минут сказал:
Мне кажется, что много крови идет.
Я осмотрел рану, но нашлось, что мало, и наложил новый компресс.
Не желаете ли вы видеть кого-нибудь из близких приятелей? - Прощайте, друзья, - сказал он, глядя на библиотеку. - Разве вы думали, что час не проживу?
Из записки доктора Шольца. Пушкин, умирая, просил княгиню Долгорукову съездить к Дантесу и сказать ему, что он простил ему. «Я тоже ему прощаю», - отвечал с нахальным смехом негодяй...
Данзас сказал ему, что готов отомстить за него тому, кто его поразил. – [8]«Нет, нет - ответил Пушкин, - мир, мир...
1 П. И. Бартенев, со слов кн. В. Ф. Вяземской. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. М., 1987. С.127.
2,4 Аммосов. Последние дни и кончина А. С. Пушкина. Дуэль Пушкина. СПб., 1999. С. 265. С. 195
3 Д. Ф. Фикельмон. Из дневника. Стр 41
5 В. А. Жуковский - С. Л. Пушкину. Стр. 24
6 К. К. Данзас, в записи А. А. Аммосова. Стр. 34
7 А. И. Тургенев - А. И. Нефедьевой. 28 января 1837 г
8 Ф. Г. Толь -Записки о Пушкине.
9 А. Н. Веневитинова - С. Л. Пушкин.
4.2.Последняя дуэль в жизни А.С.Пушкина
В январе 1837 года Пушкин скончался от выстрела Дантеса, который упрекал Наталью Гончарову в неверности. Этот факт знают все. Но немногим известно, что роковая дуэль была для Пушкина далеко не первой: как минимум 21 раз он находился со своими оппонентами по разные стороны бордюра. Логичным кажется вопрос: как же такой опытный дуэлянт погиб от рук противника? неужели от поэта отвернулась удача? или причину его гибели нужно искать в другом направлении?
Конфликт между приемным сыном нидерландского посланника и первым поэтом во многом подогревался слухами: молва твердила, что Дантес влюблен в Гончарову, и будто бы она отвечает ему взаимностью. Серьезные обороты конфликт приобрел после получения Пушкиным анонимного письма, в котором ему присваивался «диплом рогоносца», а Наталья представлялась объектом обожания не только Дантеса, но и самого царя. Это письмо стало настоящей загадкой для пушкинистов (Щеголев, Раевский и др.): главным вопросом стал вопрос об авторе письма. Письмо даже стало объектом специального расследования, в ходе которого особое внимание уделялось экспертизе почерка. За письмом последовал первый вузов на дуэль – со стороны Пушкина. Но Дантес сделал предложение сестре Натальи и тем самым вынудил поэта отозвать вызов на дуэль.
Второй вызов на дуэль исходил от Дантеса – вернее, от его отца. Пушкин в письме оскорбил дом Геккеренов и отказал им в приеме в своем доме, что и вызвало озлобленную реакцию барона. Пушкин, желая скорее решить этот гнетущий вопрос, Последняя дуэль А. Пушкина 2соглашается на весьма жестокие условия дуэли. 27 января Дантесом был произведен смертельный выстрел (теперь на месте дуэли стоит обелиск).
Несмотря на отчаянную борьбу врачей, Пушкин прожил всего два дня и скончался 29 января. Лечение Пушкина стало еще одним темным местом: одни исследователи считают, что при лечении не было допущено ошибок, другие же полагают, что лечение велось намеренно неверно, третьи, соглашаясь, с правильностью лечения, спорят относительно диагноза.
Неоднозначна и предсмертная переписка Пушкина с императором. В одном из писем умирающий Пушкин просил у царя прощение на нарушение запрета на проведение дуэлей и ратовал за своего арестованного секунданта Данзаса. Николай же, в свою очередь, просил поэта не волноваться о жене и детях: император брал их на поруки. Николай I приказал уплатить все долги Пушкина, назначить пенсион жене и дочери поэта, сыновей определить в пажи и назначить им пенсион, издать за казенный счет сочинения поэта и др. Несмотря на такие широкие жесты со стороны царя, очевидным остается его негативное отношение к поэту. Николай I считал Пушкина предводителем вольнодумцев и пытался ограничить его выступления.
В день смерти великого поэта была сделана его посмертная гипсовая маска (под наблюдением скульптора Гальберга). Пушкин был похоронен на кладбище Святогорского монастыря.
Последняя дуэль А. Пушкина. По факту дуэли было возбуждено уголовное дело, которое предписывало казнить Данзаса и Геккерена, а поступок Пушкина предать забвению. Позже решение было изменено: предлагалось, ввиду боевых заслуг, Данзаса оставить под арестом еще на 2 месяца, а Геккерена, лишив чинов, выслать за границу.
Дантес же дожил до глубокой старости и признавался, что дуэль благотворно повлияла на его жизнь: если бы он остался без чинов в России, то доживал бы свой век где-нибудь на окраине страны и не имел бы такого достатка.
Дуэль Пушкина и Дантеса нашла отражение в литературе и изобразительном искусстве. М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев посвятили столь трагичной дате стихотворения («Смерть поэта» и «29-е января 1837» соответственно). Дуэль отражена в картинах Коверзнева («Дуэль Пушкина с Дантесом-Геккереном 27-го января 1837 г.»), Наумова («Дуэль Пушкина с Дантесом»), Саврасова («Могила Пушкина») и др.
Заключение.
Дуэль — тип агрессивного поведения, который на протяжении нескольких веков сохранял высокий культурный статус. Как акт насилия, одобряемый обществом, поединок попадает в ту же категорию, что война и смертная казнь, однако отличается от них. Подобно войне, дуэль рассматривалась как крайний выход — неприглядный и жестокий, но иногда неизбежный. Подобно смертной казни, дуэль была ритуализованным актом насилия, с которым обществу по большей части приходилось мириться. Подобно войне и смертной казни, дуэль предназначалась для наказания обидчика и восстановления справедливости. Дуэль, однако, была противостоянием не двух государств, как война, и не личности и государства, как смертная казнь, а двух личностей.
Судя по тому, что знаем мы о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой подобрать ему секунданта – хоть лакея. И это не было плодом особых обстоятельств. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Евгении Онегине», заставив его, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. Идеальный дуэлянт Сильвио в автобиографичном «Выстреле» окончательно решает свой роковой спор с графом, тоже человеком чести, один на один, без свидетелей.
Для Пушкина в дуэли главным были суть и результат, а не обряды. Всматриваясь в бушевавшую вокруг дуэльную стихию, он ориентировался на русскую дуэль в ее типическом, а не в ритуально-светском варианте…
Невольник чести беспощадный,
Вблизи он видел свой конец,
На поединках твердый, хладный,
Встречая гибельный свинец
Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь вынуждена обращаться к ее помощи.
Подчеркну, что Пушкин был дуэлянтом высокого класса и обычно не стремился стрелять первым. Дело в том, что у сохранившего выстрел соперника было право подозвать выстрелившего к барьеру и расстрелять его на минимальном расстоянии как неподвижную мишень. Для того чтобы сдержаться и не выстрелить первым, требовалось железное хладнокровие. В последние годы жизни Пушкина наметились дуэльные ситуации с несколькими, как ему в его положении казалось, недоброжелателями. И у него оставался один выход для спасения не только своей чести, но и чести своего творчества - поединок.
Пушкин, как уже раньше говорилось, и сам принимал участие в дуэлях.
Это и повлияло на его творчество. В его произведениях мотивы дуэли были разные. (см. приложение 1
Список литературы
1.http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/veresaev/pushkin-v-zhizni_21.html
2.http://wordweb.ru/2008/02/16/rokovye-dujeli-pushkin-i-lermontov.html
3.http://wordweb.ru/2009/02/10/dujel-v-rossii.html
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%F3%FD%EB%FC
5.http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/Д/у/э/л/Дуэль.html
7.http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
8.http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/
9.http://www.bukinistu.ru/russkaya-literatura-xix-v/tvorchestvo-.pushkina.html
10.http://alexander-pushkin.ru/tvorchestvo/
11.http://histrf.ru/ru/lenta-vremeni/event/view/duel-i-smiert-pushkina
12.http://gruzdoff.ru/wiki/Последняя_дуэль_и_смерть_А._С._Пушкина
13.М. Ю .Лермонтов «Смерть поэта» стр. 23
14.Бабаев Э. Г. Творчество А. С. Пушкина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. 15.Востриков А.В. «Мифы – логика дуэли». Москва. СПБ.1993г
16.Гиллельсон М. И., Мушина И. Б. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий – Л.: Просвещение, 1977.
17.Гордин Я.А. Дуэли и дуэлянты: Панорама столичной жизни. - СПб.: Пушкинский фонд, 1997. - 288 с. (Серия "Былой Петербург").
18.А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
19.А.С. Пушкин «Выстрел»
20.Горчаков В. П. Воспоминание о Пушкине. // Пушкин в воспоминаниях современников. Т. 1. С. 284.
21. Пушкин А. С. Капитанская дочка. – М., 1986.
22. Пушкин, I—ХVI: Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 16 т. Л, 1937-1949.
23. Скрынников Р.Г. Дуэль Пушкина. СПб., 1999. С. 265.24. Щеголев П.Е. Дуэль и смерть Пушкина. Исследование и материалы. М., 1987. С.127.
24. Аммосов. Последние дни и кончина А. С. Пушкина. Дуэль Пушкина. СПб., 1999. С. 265. С. 195
25. Ф. Г. Толь -Записки о Пушкине.
26. 39. Табель о рангах // Законодательство Петра I. С. 397.
Приложение 1
Произведение, год написания | Противники | Нарушение норм дуэльного кодекса |
«Выстрел», 1830 | Сильвио, граф Б. | 1. Граф ест черешни, стоя у барьера. |
«Евгений Онегин», 1823-1831 | Онегин, Ленский | 1. Социальное неравенство секундантов. |
«Капитанская дочка», 1836 | Гринев, Швабрин | 1. Дуэль происходит без секундантов. |
Рождественский венок
Этот древний-древний-древний мир!
Цветок или сорняк?
Шум и человек
Лупленый бочок