Природоохранный проект реки ВАХ, Нижневартовского района.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_reka_vah_issledovatelskaya_rabota.docx | 172.08 КБ |
vystuplenie_2.docx | 29.11 КБ |
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Исследовательская работа
Работу выполнили:
ученица 3Б класса,
Агафонова Анна
Руководитель:
Коринчук Инна Алексеевна,
учитель начальных классов
2018 год.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Общее описание реки Вах………………………………………..........................4
Выбор точки отбора……………………………………………………………....4
Изучение органолептических показателей воды………………………………5
Определение цвета воды…………………………………………………………5
Определение прозрачности воды………………………………………………..5
Определение запаха воды………………………………………………………..5
Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа………………………………………………………………………….....7
Определение жёсткости воды……………………………………………………7
Выводы…………………………………………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………………..8
Список использованной литературы……………………………………………9
Введение.
СЛАЙД 1. Каждый водоем с точки зрения экологии может стать природным наследием. От состояния водоемов зависит климат, здоровье человека. Жители поселка Излучинск начали замечать, что качество воды ухудшается с каждым годом. На берегу реки Вах стали появляться отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, автомобильные шины, банки, трубы. Часто люди даже моют свои автомобили в реке, особенно в летнее время. Чтобы поддерживать реки в хорошем состоянии, нужно иметь представление о качестве воды.
В школьных лабораториях оборудование пока отсутствует, но существуют и доступные способы определения качества воды.
СЛАЙД 2. Целью данного проекта является выявление степени загрязнения воды в реке Вах и разработка предложений по профилактике загрязнений.
Объект исследования: река Вах на территории Нижневартовского района.
СЛАЙД 3. Задачи исследования:
1) составить общее описание реки Вах,
2)произвести отбор пробы и общий анализ воды на определение показателей:
- органолептических (запах, цвет, прозрачность),
- общих (общая жёсткость),
3) разработать рекомендации по профилактике загрязнений реки.
СЛАЙД 4. Гипотеза исследования:
Возможно, что современное состояние водоемов не соответствует нормам качества воды.
Актуальность данной проблемы очевидна. Вода из реки используется для удовлетворения некоторых потребностей человека (купание, рыбалка, дачники, живущие на берегу реки используют её для полива растений, стирки), а для этого нужна чистая вода.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и физические методы контроля воды.
Исследование проводилось в течение двух месяцев: сентябрь, октябрь.
Место исследования: территория поселка Излучинск.
Этапы работы:
Для исследования воды из реки Вах проводились следующие этапы:
- изучение литературы с целью подбора методик для определения показателей качества воды,
- отбор проб воды,
- анализ воды,
- обработка результатов экспериментальной работы и сравнение полученных показателей с санитарными нормами качества воды,
- формирование выводов и разработка рекомендаций по охране реки.
Общее описание реки Вах.
Скорость течения реки средняя. В некоторых местах глубина реки составляет 4-6 метров и более. Водная растительность присутствует в большом количестве. Прибрежная растительность – древесно-кустарниковые породы ивы.
На берегу реки имеются отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, автомобильные шины, банки, трубы.
Выбор точки отбора проб.
Была выбрана следующая точка отбора проб.
СЛАЙД 5.
Территория, находящаяся недалеко от Храма Николая Чудотворца.
Скорость течения на данном участке средняя. Берег песчаного характера. Прибрежная растительность – древесно – кустарниковые породы ивы. По берегам имеются отходы в виде бутылок, алюминиевых банок, бумага, пластмассовые канистры.
Изучение органолептических показателей воды.
Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (органы зрения, обоняния).
СЛАЙД 6-7. Определение цвета воды.
Цвет воды не должен обнаруживаться в столбике высотой 15 см.
Я заполнила пробирку водой и сравнила его с белым фоном бумаги. Цвет воды был разный в зависимости от месяца отбора пробы. Данные занесли в таблицу 1.
Инструктивная карточка №1
Определение цвета воды
Оборудование: стаканчики, лист белой бумаги, пробы воды
Ход работы:
Я заполнила стаканчики пробами воды. Отметила цвет воды, сравнивая его с белым фоном бумаги (голубой, зелёный, серый, жёлтый, коричневый).
СЛАЙД 8-9. Определение прозрачности воды.
Инструктивная карточка №2
Определение прозрачности (мутности) воды
Оборудование: стаканчики, пробы воды, газета, линейка
Ход работы:
Я заполнила стаканчики водой. Под пробирками расположила газетный текст на расстоянии 4 см от дна сосуда и попыталась прочитать его. Линейкой измерила высоту столбика воды, результаты (в см) внесла в таблицу 1.
Определение запаха воды.
СЛАЙД 10. Инструктивная карточка №3
Определение запаха воды
Оборудование: стаканчики, крышки, пробы воды
Ход работы:
Я налила в стаканчики пробы воды и закрыла крышками, хорошенько встряхнула. Поочередно открывала крышки и определяла запах воды с помощью таблиц, результаты записала в таблицу 1.
СЛАЙД 11. Интенсивность запаха воды.
БАЛЛ | Интенсивность запаха |
0 | Отсутствует |
1 | Очень слабый (сентябрь) |
2 | Слабый |
3 | Ощутимый (октябрь) |
4 | Отчётливый |
5 | Очень сильный |
СЛАЙД 12. Характер и род запаха
Характер запаха | Примерный род запаха |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый (сент., окт.) |
Гнилостный | Запах сточной воды |
Древесный | Запах мокрой щепы, древесины |
Землистый | Прелый, свежевспаханной земли |
Плесневый | Затхлый, застойный |
Рыбий | Рыбы, рыбьего жира |
Сероводородный | Тухлых яиц |
Травянистый | Скошенной травы, сена |
Неопределённый | Не подходящий под предыдущие определения |
Таблица 1.
Характеристика качества воды.
Номер пробы | Цвет | Запах | Прозрачность, См | Характер и род запаха | |
При 20 0С | |||||
1 (сентябрь) | коричневый | Слабый (2 балла) | 10 см непрозрачный | Рыбий и болотный | |
2 (октябрь) | зеленоватый | Ощутимый (3 балла) | 7 см слегка прозрачный | Рыбий |
СЛАЙД 13. Оценка качества воды методами количественного и качественного анализа.
Определение жёсткости воды.
Инструктивная карточка №4
Определение жёсткости воды
Оборудование: стаканчики, сода, чайная ложечка, пробы воды.
Ход работы:
К 100 мл воды добавила чайную ложку соды. Если вода жёсткая, то выпадает осадок. Если осадка нет, то вода в реке – мягкая. Результаты внесла в таблицу 2.
Я определила класс качества воды, результаты внесла в таблицу 2.
СЛАЙД 14. Таблица 2
Номер пробы | Жесткость, мягкость | Класс качества воды |
1 (сентябрь) | жесткая | 4 класс |
2 (октябрь) | жесткая | 4 класс |
СЛАЙД 15- 16. Определение класса качества воды.
Инструктивная карточка №5
Загрязненность воды в водоеме принято оценивать с помощью классов качества воды. Существует семь классов качества:
СЛАЙД 17-19. Итог работы.
В ходе исследования была проделана большая работа. Мы описали реку Вах Нижневартовского района, отобрали пробы и сделали анализ воды на занятиях по внеурочной деятельности. В начале октября совершили экскурсию на берег реки Вах, очистили площадь 200 квадратных метров. Жителям посёлка Излучинск были розданы памятки по защите реки Вах. На занятиях по внеурочной деятельности был проведен конкурс рисунков в классе «Защити родную реку».
СЛАЙД 20. Вывод.
Вода – это природный ресурс, без которого невозможно представить жизнь. А её чистота зависит от нас.
В исследовании воды из реки принимали участие ученики 3-го «Б» класса. Сейчас в «санитарный день», а это один раз в квартал, убираем мусор, чистим берег. Люди начали меньше выбрасывать свои отходы в реку. А это большой шаг к чистой воде и здоровому образу жизни.
СЛАЙД 21. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.
Список использованной литературы
пром-ть, 1981.
Выступление.
СЛАЙД 1.
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Тема моего проекта «Изучение качества воды в реке Вах на территории Нижневартовского района»
Каждый водоем с точки зрения экологии, может стать природным наследием. От состояния водоемов зависит климат, здоровье человека. Жители поселка Излучинск начали замечать, что качество воды ухудшается. На берегу реки Вах стали появляться отходы в виде битых бутылок, бумаги, пластика, автомобильные шины, банки, трубы. Можно увидеть, как люди моют свои автомобили на берегу реки.
СЛАЙД 2. Целью моего проекта было выявление степени загрязнения воды в реке Вах и разработать предложения по профилактике загрязнения водоема.
СЛАЙД 3. Я поставила перед собой следующие задачи:
1) составить общее описание реки Вах.
2)проделать ряд опытов на определение запаха, цвета, прозрачности и жесткости воды.
3) разработать рекомендации по профилактике загрязнения реки.
СЛАЙД 4-5. Гипотеза моего исследования следующая:
Я считаю, что современное состояние водоема не соответствует нормам качества воды.
Исследование проводилось в течение двух месяцев: сентябрь, октябрь.
Место исследования: территория поселка Излучинск.
Этапами моей работы стали:
- изучение литературы для определения показателей качества воды,
- отбор проб воды,
- анализ воды,
- обработка результатов экспериментальной работы и сравнение полученных показателей с санитарными нормами качества воды,
- формирование выводов и разработка рекомендаций по охране реки.
Работа над моим проектом началась с подбора интересного материала о реке Вах.
Скорость течения на данном участке средняя. Берег песчаного характера. Прибрежная растительность – древесно – кустарниковые породы ивы. По берегам имеются отходы в виде бутылок, алюминиевых банок, бумага, старые пластмассовые канистры.
Пробы воды из реки Вах были взяты на территории, находящейся недалеко от Храма Николая Чудотворца.
СЛАЙД 6-7. Опыт №1. Определение цвета воды.
Для определения цвета воды я заполнила стаканчики пробами воды. Отметила цвет воды, сравнивая его с белым фоном бумаги, а также с голубым, зелёным, серым, жёлтым, коричневым.
Результат был следующим: в теплый день сентября вода была коричневого цвета, а в холодный день октября она была зеленая.
СЛАЙД 8-9. Определение прозрачности воды.
Следующий опыт был по определению прозрачности (мутности) воды. Я приготовила лист бумаги с крупным текстом, налила в прозрачную кружку пробы воды, расположила текст на расстоянии 4 см от дна сосуда и попыталась прочитать его. Но прочитать текст не удалось.
Вывод: Вода была в сентябре мутная, а в октябре слегка прозрачная.
СЛАЙД 10-12. Определение запаха воды.
Для определения запаха воды я налила в стаканчики пробы воды и закрыла плотно крышками, хорошенько встряхнула. Поочередно открывала крышки и определяла запах воды.
Вывод: в сентябре запах был очень слабый, пах болотом и илом, с запахом тины, а в октябре ощутимый, с запахом рыбы и рыбьего жира.
СЛАЙД 13-14.
Следующий опыт был на определение жёсткости воды.
Для этого опыта я налила в баночку 100 мл воды и добавила 1 чайную ложку соды. Хорошо перемешала. Если вода жёсткая, то выпадает осадок. Если осадка нет, то вода в реке – мягкая.
Мой результат выпадение осадка. Значит вода в реке жесткая.
СЛАЙД 15-16.
Заключительный опыт в моей работе был по определению класса качества воды.
Перед вами таблица.
Существует семь классов качества воды:
Я рассмотрела воду в бутылке и обнаружила на дне грязный песок, а также много различного мусора. Так я определила, что вода в реке Вах в сентябре была умеренно грязная – 3 класс качества воды, в октябре осадка и мусора было больше, я сделала вывод, в октябре вода соответствует 4 классу, то есть загрязнённая.
СЛАЙД 17-19. Итог работы.
1.Описание реки Вах.
2.Отбор проб и анализ воды.
3.Экскурсия на берег реки.
4. Памятки.
5.Конкурс рисунков «Защити родную реку».
СЛАЙД 20. Вывод.
Вода – это природный ресурс, без которого невозможно представить жизнь. А её чистота зависит от нас. Выполнив данный проект, мы поняли, что река Вах и её берег нуждаются в доброжелательном отношении к себе жителями и гостями посёлка Излучинск.
СЛАЙД 21. Спасибо за внимание.
Без сердца что поймём?
Упрямый зяблик
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Ребята и утята
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев