С данным проектом участвовали в Городском конкурсе проектных и исследовательских работ "Гости из будущего" и заняли 3 место.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.73 КБ |
![]() | 0 байтов |
«Гости из будущего»
Секция «Естествознание»
Эта удивительная соль
Руководитель:
Неупокоева Людмила Сергеевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Средняя школа № 5»
первая квалификационная категория
г. Когалым, 2019
Содержание
Введение | 3 |
| 5 |
1.1 Что такое соль? | 5 |
1.2 Виды соли | 5 |
| 7 |
2.1 Проведение опытов и изучение свойств соли | 7 |
Заключение | 10 |
Список источников информации | 11 |
Приложение | 12 |
Введение
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. 8 тысяч лет люди используют соль в пище. Откуда она берётся? Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита, это – «каменная соль».
Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись. Без соли – нет. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
На уроке окружающего мира мы говорили о соли, как о полезном ископаемом. После этого я задумалась, а чем же такой обычный продукт, как соль, может быть полезен?
Цель нашей работы: изучить является ли соль необходимым продуктом в жизни человека.
Для достижения цели мы поставили задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Составить и провести анкетирование среди обучающихся 3 Д класса.
3. Исследовать свойства соли опытным путем.
Объект исследования: поваренная соль.
Предмет исследования: свойства поваренной соли.
Гипотеза: если соль обладает различными свойствами, то она является необходимым продуктом для жизнедеятельности человека.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах. Я выбрала соль. Соль есть на каждом столе, в каждом доме.
Для работы мы выбрали методы исследования: беседа, проведение опытов, работа с источниками информации, анкетирование, наблюдение.
Соль – пищевой продукт, используемый людьми для придания приготовленным блюдам более изысканного вкуса. Чаще встречается в молотом виде – мелкие белые кристаллы. Поваренная соль натурального происхождения зачастую имеет примеси различных минеральных солей, придающих ей разные оттенки, чаще всего это серый. Производится она во всевозможных видах – неочищенная и очищенная, мелкого или крупного помола, чистая, морская, йодированная и множество других.
В природе соль встречается в виде минерала галита — каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», и означает «соль», и «море». Основная масса галита находится на глубине 5 км под землей.
В настоящее время добыча соли ведется различными способами:
- выпаривание озерной и морской соли на солнце
- подземная добыча каменной соли.
Соответственно методам производства соль бывает выварочная, каменная и садочная (морская).
Каменную соль добывают в шахтах и карьерах. Она включает немалое количество примесей земли и песка. Из организма минеральные примеси не выводятся, поэтому каменную соль считают не совсем полезной для человеческого организма.
Выварочная соль добывается тоже из-под земли, но она имеет вид соленого раствора, который далее вываривают для получения соли. Она самая соленая на вкус, чистая и не содержит примесей. Но также не содержит полезных минеральных веществ.
Морская соль добывается путем выпаривания морской соленой воды из различных озер. Она не проходит процесс очистки, и благодаря этому сохраняет все заложенные в нее природой минеральные вещества. Морская соль не такая соленая, но полезней для организма человека, так как содержит до сорока микро- и макроэлементов.
Соль классифицируют на сорта: экстра, высший, первый, второй. Еще существует искусственно-обогащенная минеральными веществами соль. К примеру – йодированная. Йода в ней обычно достаточно, но он очень быстро выветривается. В качестве более полезной альтернативы производители выпускают морскую соль с ламинарией. Высушенная, измельченная морская водоросль сохраняет на протяжении длительного времени стойкие органические соединения йода.
Значение соли в жизни людей и их профессиях очень велико. Соль участвует в важнейших физиологических процессах в организме человека и животных. На протяжении долгих столетий соль была ценным товаром. Соль в старину называли властительницей жизни и поклонялись ей как божеству.
Мы провели анкетирование в классе с целью выяснить, что знают мои одноклассники о соли. /Приложение 1/
Результаты анкеты представлены в приложении 2.
Все ребята отвечали на вопросы анкеты, но их ответы были неполными. Поэтому я решила поделиться со своими одноклассниками знаниями о соли, и подтвердить теорию опытным путём. Для этого я проводила опыты и дома, и в школе. Я убедилась, что соль обладает интересными свойствами.
Для ответа на вопрос «Почему в солёной воде легче плавать?» мы показали одноклассникам опыт. Взяли банку наполнили чистой водой и опустили в нее сырое яйцо. Оно утонуло. Затем добавили в банку поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Яйцо всплыло. Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее (её плотность выше), поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Как соль попадает в воду? Когда идет дождь, он растворяет частицы солей, содержащихся в почве и каменистых породах. Ручейки дождевой воды попадают в реки. Течение реки переносит соли в моря. Вода под действием солнца испаряется и выпадает на землю в виде осадков, но соль остается в море.
Ещё я рассказала ребятам об удивительных, незнакомых им, свойствах соли. При определённых условиях соль обладает свойством кристаллизации. Из соли можно вырастить кристаллы
в лабораторных условиях. Мы узнали, что кристаллы соли в лабораторных условиях выращивают из медного купороса.
Побеседовав с учителем химии нашей школы Киселевой Натальей Геннадьевной, мы выяснили, что при нагревании медный купорос выделяет пары, вредные для здоровья человека и этим может заниматься только специалист в лаборатории. Она порекомендовал нам попробовать вырастить кристаллы из обычной поваренной соли.
Мы попытались вырастить кристаллы соли в домашних условиях.
1. Приготовили зародыши (выбрали крупные кристаллики). На них будут расти наши кристаллы.
2. Отобранные зародыши закрепили на нитку, а нитку намотали на карандаш, чтобы можно было регулировать глубину погружения.
3. Приготовили насыщенный раствор поваренной соли. Налили в стакан не очень горячей воды и опустили в воду соль. Клали в воду соль, пока она не перестала растворяться.
4. Погрузили туда наши зародыши, закутали в полотенце, чтобы медленнее остывало. Потом банку прикрыли сверху, чтобы в нее не попадала пыль. Вода постепенно стала испаряться, а соль осаждалась на наш зародыш, и кристалл медленно начал расти.
В результате через неделю наш зародыш превратился в небольшой кристалл. Мы смогли вырастить кристалл в домашних условиях.
Для того чтобы объяснить ребятам зачем в гололёд посыпают дороги солью, мы провели следующий эксперимент.
2. Положили немного снега на дощечку. Подождали пока он растает, превратившись в маленькую лужицу.
3. Поставили чашку на лужицу.
4. Насыпали ложку поваренной соли в снег и перемешали.
5. Подождали 5 минут. Дощечка примерзла к чашке!
Отчего это произошло? Снег тает при температуре 0 градусов, а смесь соли и снега при температуре – 18 градусов. Чтобы расплавить кристаллы льда нужно много энергии. В результате образуется пленка из водного раствора соли и лед тает, отбирая энергию у воздуха. Применяют это в гололед. Стоять на солевой каше холодно, зато не скользко. В средние века бочку со снегом и солью применяли как морозильник.
С этой же целью мы решили провести ещё один опыт, который назвали "Наживка" для льда.
1. Опустили лёд в воду.
2. Нитку положили на край стакана так, чтобы она одним концом лежала на кубике льда, плавающем на поверхности воды.
3. Насыпали немного соли на лёд и подождали 5-10 минут.
4. Взяли за свободный конец нитки и вытащили кубик льда из стакана.
Соль, попав на лёд, слегка подтапливает его. В течение 5-10 минут соль растворяется в воде, а чистая вода на поверхности льда примораживается вместе с нитью.
Эти два опыта показали, для чего посыпают в гололёд дороги солью.
После завершения исследования мы приобрели знания о разнообразии видов соли в окружающей среде, о природных явлениях, связанных с солью, об экологических зависимостях между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека; научились проводить опыты, демонстрирующие свойства соли.
Вывод: Соль является веществом необходимым и важным для
жизнедеятельности человека.
Таким образом, гипотеза моей работы подтвердилась.
Заключение
Соль — единственное минеральное вещество, которое человек ест в чистом виде, и которое ничем нельзя заменить. Более того, все млекопитающие на нашей планете в том или ином виде потребляют соль.
Мы провели исследовательскую работу: изучили литературу о соли, выяснили, историю этого минерала, где используют соль в наше время. Узнали о вреде и пользе, которую наносит соль человеку и окружающей среде. Выполнили практическую работу: вырастили кристалл из поваренной соли.
Список источников информации
1. Большая энциклопедия школьника. М.:«РОСМЭН», 2006.
2. Владимиров А.В. Солёное золото. М.: «Детская литература», 1986.
3. Кленов А.К. Малышам о минералах, М.: «Педагогика – Пресс»,1993.
4. Смолеговский, Мельников. Школьная энциклопедия «Химия», Москва «Дрофа» 2000.
5. Энциклопедия «Всё обо всём». Т. 2,6,8,11 М.: «Пресса», 1995.
6. Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2000.
7. www. nguide ru/data интернет – ресурсы.
8. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html интернет - ресурсы.
Приложение 1
Анкета
Приложение 2
Дерево в снегу
Мастер-класс "Корзиночка"
Сторож
Ребята и утята
Зимовье зверей