Ни об одном из представленных объектов, столько не писали, сколько именно об этом памятнике! У меня сразу возникло много вопросов: если это главный памятник России, то почему он установлен не в Москве – столице нашей Родины, а в Волгограде? Какие исторические события послужили основой для создания такого памятника? Почему Родина изображена в виде матери, и почему именно образ Родины- матери стал символом России? И есть ли в моей Москве памятники, подобные Родине-матери?
На эти вопросы я попытался ответить в своем исследовании, которое провел в Москве в октябре-ноябре 2018 года.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_itogovyy_1_-_kopiya.docx | 75.59 КБ |
Департамент образования города Москвы
Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2031"
Исследовательская работа
ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИИ
В СКУЛЬПТУРНЫХ ОБРАЗАХ ЖЕНЩИНЫ- МАТЕРИ
Выполнил ученик: Романов Сергей
4 «К» класс
Руководитель: Кормишенкова Елена Михайловна
Москва
2018-2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 | Введение | 3-4 |
2 | Методика исследования | 4 |
3 | Результаты исследования. Образ женщины-матери в скульптурных памятниках России. | 5-7 |
Образ женщины-матери в скульптурных памятниках Москвы. | 7-11 | |
4 | Проблемы, возникшие при написании данной исследовательской работы. | 12 |
5 | Выводы | 12-13 |
6 | Заключение | 13-14 |
7 | Список источников и использованной литературы | 15 |
8 | Приложения | 16-24 |
Введение.
Летом этого года в Москве состоялась финальная часть чемпионата мира по футболу. Москва встречала болельщиков со всего мира! И, естественно, нашу столицу украшали к этому мероприятию.
Так, на Манежной площади были установлены картонные фигуры, символизирующие города, принимающие матчи чемпионата мира. Всего их было одиннадцать:
- Большой театр символизировал Москву (Приложение 1, Рис. 1); - Кавказские горы - Сочи (Приложение 1, Рис. 2);
- Мемориальная стела с изображением греческой богини Ники – Ростов-на-Дону (Приложение 1, Рис. 3);
- Нижегородский Кремль - Нижний Новгород (Приложение 1, Рис. 4);
- Мечеть Кул Шариф - символ Казани (Приложение 1, Рис. 5); - Медный Всадник –символ Санкт-Петербурга (Приложение 1, Рис. 6); - Кафедральный Собор Федора Ушакова – символ Саранска (Приложение 1, Рис. 7);
- Ракета-носитель «Союз» -символ Самары (Приложение 1, Рис. 8);
- Домский собор Богоматери иСвятого Адальберта – символ Калининграда (Приложение 1, Рис. 9);
- Дом Севастьянова – символ Екатеринбурга (Приложение 1, Рис. 10).
А вот на первой линии, у входа в Манеж, даже впереди символа Москвы, стояла символ Волгограда – «Родина-мать».
Интернет тут же запестрил статьями:
«В центре Москвы поставили «Родину-мать» до конца ЧМ – 2018» (Male.ru) (Приложение 2, Рис. 1);
«В центре Москвы установили копию статуи «Родина-мать»(Male.ru)(Приложение 2, Рис. 2);
«В центре Москвы поставили «Родину-мать» до конца ЧМ – 2018» (Рамблер) (Приложение 2, Рис. 3).
Ни об одном из представленных объектов, столько не писали, сколько именно об этом памятнике! У меня сразу возникло много вопросов: если это главный памятник России, то почему он установлен не в Москве – столице нашей Родины, а в Волгограде? Какие исторические события послужили основой для создания такого памятника? Почему Родина изображена в виде матери, и почему именно образ Родины- матери стал символом России? И есть ли в моей Москве памятники, подобные Родине-матери?
На эти вопросы я попытался ответить в своем исследовании, которое провел в Москве в октябре-ноябре 2018 года.
Проблема исследования:можно ли,изучая памятники, использующие в своем воплощении образы женщины-матери,изучить исторические события.
Цель работы: определить, какие исторические события и почему заставляли скульпторов обращаться к образам женщин-матерей при изображении Родины.
Задачи - познакомиться со скульптурными произведениями, посвященными Родине,использующими в своем воплощении образы женщины- матери;
-провести исследование и определить, кому или чему (каким событиям) посвящены данные памятники;
- провести анкетирование среди моих одноклассников для определения, какие памятники Москвы они знают и с чем у ребят ассоциируется образ Родины.
Методы исследования:
Результаты исследования.
Образ женщины-матери в скульптурных памятниках России.
Размышляя о том, почему Родина предстала в образе матери, я вспомнил, что в 3 классе на уроке литературы мы изучали рассказ Михаила Пришвина «Моя Родина»,в котором автор утверждает, что для каждого из нас Родина – это мама, детство, природа любимого края, где ты родился и вырос. Я решил спросить у своих одноклассников и ребят из параллельных классов, а с чем у них ассоциируется Родина. У большинства ребят Родина ассоциируется с местом, где ты родился, живешь, с семьей, домом, с родными просторами и природой. (Приложение 3, Диаграмма 1).
Когда я произношу слово Родина — я сразу представляю свой дом, маму и папу, бабушек и дедушек, моих друзей, любимый уголок природы, место, где хорошо и комфортно, то есть все то, что дорого мне и моему сердцу.От этого слова веет теплом и добротой. Неслучайно, все мы знаем пословицы:"Родина - мать, умей за нее постоять", «За Родину-мать не страшно и умирать».
Но от памятника «Родина-мать зовет!» (Приложение 4, Рис. 1) совсем не веет ни теплом, ни добротой. Она застыла на Мамаевом кургане в немом призыве к своим сыновьям подниматься на борьбу с врагом, в ее руках –меч, а ветер развевает одежду. Дело в том, что с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, целых пять лет,на нашей земле шла Великая Отечественная война. На нашу территорию вторглись войска нацистской Германии. И именно через Волгоград (а тогда он был Сталинградом) прошла линия самых ожесточенных боевс июля 1942 года и заканчивая февралем 1943 года. Сталинградская битва стала переломным моментов в войне, когдапосле череды поражений, мы перешли в контрнаступление, а Германия поняла – нас не победить!
Здесь полегло и покоятся в братских могилах более 35 тысяч защитников Сталинграда.
Строительство монумента было начато скульптором Евгением Вучетичем и инженером Николаем Никитиным в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Высота скульптуры — 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 85 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. На данный момент статуя занимает 9 место в списке самых высоких статуй мира.
Совсем другим предстает перед нами образ материМемориала Родина-мать в Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище (Приложение 4, Рис. 2).
Скульптура символизирует скорбящую женщину, мать, жену. В руках она держит гирлянду из дубовых листьев – символ мужества, а смотрит она на братские могилы. На Пискаревском кладбище похоронено примерно полмиллиона жителей города.За скульптурой находится каменная стена, на которой высечены строки Ольги Берггольц:
«Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.»
Во время Великой Отечественной войны город Ленинград окружили немецкие войска. Единственный путь из Ленинграда проходил через Ладожское озеро, но и он был не безопасен. Ленинград находился в блокадном кольцес 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Продовольствия не хватало. Массовый голод привел к сотням тысяч смертей среди жителей.Мемориал был открыт 9 мая 1960 года, в пятнадцатую годовщину победы советского народа в Великой Отечественной войне.Скульпторы Вера Исаева и РобертТаурит.
2 ноября 1967 года в городе Буденновске Ставропольского края состоялось открытие Мемориала «Родина-мать». Авторы памятника архитектуры — братья Лев и Марк Роберманы. Надписьна плите гласит: «Вечная память павшим за свободу и независимость Советской Родины». (Приложение 4, Рис. 3).
Мать предстает перед нами натянутая как струна с покрытой головой, ее скорбь спрятана глубоко внутри. Вся она полна потаенной горести, скрытой боли и внутреннегопотрясения от случившейся гибели своих детей,
и безмерной, безграничнойлюбви к ним.
Шли годы, 60-тые сменили 70-тые…Памятники менялись.
9 мая 1975 года в городе Пензе был открыт Монумент воинской
и трудовой Славы (памятник Победы), посвящённый воинским и трудовым подвигам жителей Пензенской области в годы Великой Отечественной войны. (Приложение 4, Рис. 4). Перед памятником расположена металлическая пятиконечная звезда, в центре которой находится Вечный огонь. На плитах, перед Вечным огнём, высечен текст:
«СЛАВА ИХ ВЕЧНА, ПАМЯТЬ О НИХ СВЯЩЕННА».
Мы всегда будем помнить сыновей и дочерей Родины, отдавших свою жизнь ради нашего будущего. Поэтому на руках матери – ребенок, олицетворение следующих поколений, а в его руках – золотая веточка, мне кажется, это символ мира и жизни. А на страже этого мира всегда будет стоять воин-защитник, оберегая и защищая нас.
Памятники, в создании которых использовался образ женщины, матери, есть во множестве городов России и даже в других странах. Мне было интересно, а есть ли такие памятники в Москве?
Образ женщины-матери в скульптурных памятниках Москвы.
А Вы знали, что, оказывается, в Москве есть памятник «Родина-мать зовет!»? Но не такой памятник, как в Волгограде, а его уменьшенная копия. Он находится в домескульптора Евгения Вучетича. (Приложение 5, Фото 1,2). Там есть и другие скульптуры, но их можно посмотреть только лишь из-за высокого забора.Памятник разрушается, покрывается мхом. Очень жаль, что дача-дом известного скульптора, где собраны его наброски ко многим памятникам, не является музеем, а представляет собой частное владение.
Помимо скульптуры «Родина-мать зовет!» в Москве есть 18 памятников,изображающих женщину-мать.
Среди этих памятников можно выделить две большие группы.
Первая и самая большая группа – это памятники, посвященные воинам-работникам организаций и предприятий Москвы, погибшим в годы Великой Отечественной войны:
Родина-мать.(Приложение 5, Фото 3,4). Памятник посвящен работникамМосковского абразивного завода, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Взгляд матери устремлен на стену, где высечены имена ее погибших детей.
Погибшим в Великой Отечественной войне.(Приложение 5, Фото 5,6).
Этот монумент установлен у входа на Московский завод автотракторного оборудования. В начале войны с этого завода ушли на фронт около 900 человек. Производство основного оборудования эвакуировали, а на оставшемся – производили боеприпасы. На монументе высечены слова: «ВЕЧНАЯ СЛАВА РАБОТНИКАМ ЗАВОДА АТЭ-1, БОЙЦАМ ФРОНТА И ТЫЛА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 Г.Г.»
Рабочим завода, погибшим в Великой Отечественной войне. (Приложение 5, Фото 7,8).
Памятник рабочим деревообрабатывающего комбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Это самый ранний памятник в Москве, его год установки – 1945. На белой бетонной стеле должны быть слова «Слава погибшим воинам», но, видимо, со временем она стерлась. Мать держит в руках дубовый венок – символ вечности.
Родина-мать.(Приложение 5, Фото 9-11).
Мемориал посвящен работникам Первого государственного подшипникового завода (ГПЗ-1), погибшим в годы Великой Отечественной войны.На этом памятнике мать держит в руках знамя, как олицетворение Родины.
Вторая группа – это памятники, посвященные воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, жителям районов Москвы.
Памятник 7-й Бауманской дивизии народного ополчения.(Приложение 5, Фото 12,13).
Это самый молодой памятник в Москве, изображающий скорбящую мать или жену. Его установили в 2015 году.Авторы скульптуры: скульптор Зураб Церетели, архитектор Михаил Посохин. Седьмая Бауманская дивизия была сформирована из жителей Бауманского района в 1941 году. Насчитывала в своих рядах около 13 тысяч человек. Практически все они погибли. На установку памятника деньги собирали жители района. И это единственный памятник из исследованных мною, где стояли свежие цветы.
Скорбящая мать(Приложение 5, Фото 14-16).
Памятник представляет собой фигуру сидящей женщины, голова ее покрыта платком, а рядом камень с надписью: «Вечная память павшим за Отчизну на полях сражений», и фамилии Героев Советского Союза, жителей района Северное Медведково.
Погибшим воинам1941—1945 гг.(Приложение 5, Фото 17).
Этот памятник находится в поселке ВатутинкиНовомосковского административного округа Москвы. Памятник посвящен жителям поселка, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Но примечательно то, что жители поселка вспоминают у этого памятника не только погибших защитников Отечества, но памятник стал еще и просто олицетворением скорби по ушедшим в различных трагедиях. Так у этого памятника находится табличка памяти по погибшим в Кемерово. (Приложение 5, Фото 18).
В моем родном районе Косино-Ухтомском также есть памятник,в котором используется образ матери. Только он выполнен не в виде скульптуры, а в виде рельефа профиля головы скорбящей матери.(Приложение 5, Фото 19, 20). На черных гранитных плитах высечены фамилии жителей Косино, погибших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Дело в том, что село Косино вошло в состав Москвы только в 1985 году.
Помимо двух групп памятников, которые мы рассмотрели в Москве, есть памятники, просто посвященные каким-то событиям. Например, памятник -
Мать с ребенком(Приложение 5, Фото 21,22).
Во время войны на этом месте копали бомбоубежища, а недалеко находился Шарикоподшипниковый завод, который пытались уничтожить немецкие самолеты. Однажды, их бомбы попали на людей, копавших бомбоубежища, на этом месте образовалась большая воронка. Спустя годы поставили такой памятник, как символ скорби по всем людям, погибшим во время бомбежек Москвы.
Памятник Воинам внутренних войск(Приложение 5, Фото23,24) посвящен всем служащим внутренних войск, погибшим за последние десятилетия. Скульптурная композиция представляет собой образ матери в длинной одежде с покрытой головой, а за ней на коричневой плите вырезаны рельефы погибших героев.
Памятник «Скорбящим матерям»(Приложение 5, Фото 25-27).
Благодаря этому памятнику я узнал, что наши военные участвовалив Афганской войне, которая длилась десять лет (1979—1989). Война была между правительственными войсками Демократической республики Афганистан и вооруженными формированиями афганских моджахедов. Наши войска были введены в Афганистан как миротворцы. Несмотря на это, им приходилось участвовать в боевых действиях, в результате которых погибло 16 тысяч человек.
Памятник «Скорбящим матерям» посвящен воинам-москвичам, погибшим в Афганистане. Я читал, что многие воины подрывались на минах во время военных действий, поэтому они не захоронены, их останки не привезены в Россию. Поэтому три фигуры скорбящих матерей стоят так, как будто закрывают своими телами незахороненных погибших героев.
Я посмотрел много памятников и могу сделать вывод, чтона монументах всегда присутствуют дополнительные символы:
- меч, если это призыв к борьбе;
- дубовый венок или гирлянда как символ вечности;
- платок, покрытая голова как символ скорби;
- ребенок как символ будущего.
Скульптурные композиции многих памятников очень похожи друг на друга (Приложение 5, Фото 34-37). Это обусловлено тем, что талантливых скульпторов было мало, а людям необходимы места памяти. Поэтому один памятник возводился в разных населенных пунктах. Со временем Москвы разрослась, и оказалось, что в ее пределах много одинаковых памятников.
Проблемы, возникшие при написании данной исследовательской работы.
Когда я готовил эту работу, мне не удалось посмотреть 6 памятников, в которых используется образ женщины-матери:
- Погибшим в Великой Отечественной войневмемориальном комплексе АО «НПП «Салют» (Приложение 5, Фото 28);
- Погибшим в ВеликойОтечественной войне (Приложение 5, Фото 29);
- Рабочим, павшим за Родину (Приложение 5, Фото 30);
- Погибшим работникам (Приложение 5, Фото 31).
Все эти памятники находятся в Москве на территориях частных предприятий, и нас просто не пустили. А местные жители, у которых мы интересовались о местонахождении данных памятников, даже не знают, что такие памятники есть.
Отдельная категория – это два памятника, которые находятся в Новой Москве:
- Скульптура двух воинов,1941-1945 гг. 1950; Адрес: деревня Ильино (Приложение 5, Фото 32);
- Участникам ВеликойОтечественной войны1941-1945 гг.; 1960; Адрес: около деревни Киселево (Приложение 5, Фото 33).
Проблема в отсутствии точных адресов. Мы объехали все деревни, но этих памятников так и не нашли.
Выводы.
1. Мать – это тот человек, который никогда не предаст и не забудет и вечно будет оплакивать своих сыновей и дочерей. Поэтому так много памятников погибшим представлено в образе женщины-матери.Одни из них являются символами мобилизации, призывом к защите Родины, а другие – символы памяти и скорби по погибшим.
2.Изучая памятники, использующие в своем воплощении образы женщины-матери, я узнал о следующих исторических событиях:
- Великой Отечественной войне;
- Сталинградскойбитве;
- факты о бомбежках немецкими летчиками Москвы с целью разрушения стратегических объектов (заводов, производящих боеприпасы и иные изделия для нужд фронта);
-историю блокады Ленинграда;
- Афганской войне.
Получается, что образ женщины-матери неразрывно связан с борьбой за ее свободу, за свободу Родины. Неслучайно и то, что большинство памятников с образами женщины-матери установлено в 1960 годах. Это расцвет «холодной» войны между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки за доминирующую позицию в мире. А памятники призваны объединить нас, напомнить о бедствиях войны и борьбе за мир. Памятник от слова «память». А когда люди не хотят помнить определенные события и факты, они сносят памятники.
Обидно то, что и мы не знаем о памятниках нашего города. Из 42 опрошенных мною одноклассников и учащихся параллельных классов только 2 человека знают Памятник Минину и Пожарскому и еще 2 человека знаютПамятник Юрию Долгорукому. Остальные никаких памятников в Москве не знают.
3. По итогам анкетирования у большинства ребят Родина ассоциируется с местом, где ты родился, живешь, с семьей, домом, с родными просторами и природой.
Заключение.
Мы научились работать с источниками, выделять главное из большого количества информации. Определили,как воплотился образ Родины в русской скульптуре. Научились систематизировать информацию в результате проведения анкетирования. Исследовательская работа может заинтересовать не только школьников, но и привлечь внимание взрослых, педагогов, руководителей кружков. Возможно, многие ребята захотят узнать, какие скульптуры расположены в их районах и городах. Эту работу можно использовать как наглядный материал на уроке окружающего мира, музыки, мировой художественной культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы:
1. Лобанова Т.Москва. Памятники архитектуры, соборы, церкви, музеи, театры/ Лобанова Т. – СПб: Золотой лев, 2015. – 216 с.
Интернет источники:
1. Памятники монументального искусства Москвы [Электронный ресурс]. – URL:https://www.mos.ru/dkn/documents/view/208554220/
2. ВекипедиЯ. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
3. Памятники Родине Матери[Электронный ресурс]. – URL:
https://www.istmira.com/novosti-istorii/12159-pamyatniki-rodine-materi.html
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Глупый мальчишка
Свадьба в Малиновке
Именинный пирог
Рисуем космос