В данной работе проводилось исследование преобладающего типа памяти среди обучающихся ИК. По результатам даны советы обучающимся.
Вложение | Размер |
---|---|
nir_pamyat.docx | 45.96 КБ |
МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Исследование типа памяти
среди обучающихся школы при ИК
Работу выполнил:
ученик 11 класса Попов Лев
Руководитель: Маркова Е.В.,
учитель биологии и химии
г. Покровск, 2019
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I Память, виды памяти…………………………….………………….….4
Глава II Методики иссследования памяти…………………….………6
Глава III Исследование типа памяти среди обучающихся школы при исправительной колонии………………………………………………..………..8
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
Память - сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти.
Есть пять известных всем нам чувств восприятия: слух, зрение, вкус, обоняние и осязание, чтобы открывать и постигать окружающую реальность. Вкус и обоняние играют в обучении второстепенную роль. А вот зрение, слух и осязание имеют огромное значение. Однако одни чувства восприятия мы используем как вспомогательные, а другие неосознанно берем за основу.
Чтобы чувствовать себя в школе достаточно комфортно, специалисты рекомендуют узнать свой предпочтительный сенсорный анализатор. В этом заключается актуальность нашей работы.
Цель работы: исследовать преобладающий тип памяти у обучающихся 9-11 классов школы при ИК.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
В исследовании приняли участие, согласились 9 обучающихся 9-11 классов школы при исправительной колонии. Ислледование проводили по методике «Тип памяти», тест «Определи свой тип памяти».
По результатам исследования обучающимся были даны советы по типу памяти.
Глава I. Память, виды памяти
Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. [6]
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и в последующем воспроизведении прошлого опыта. [1]
Образы внешнего мира, возникшие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ееопытаи сосставляет сущность процесса памяти.
Благодаря памяти расширяются познавательные возможностичеловека, и обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. [1]
Какие выделяют виды памяти?
А. По времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти: кратковременная, оперативная, долговременная. Кратковременная – это запоминание и сохранение информации на короткий срок, а долговременная на дительный срок. А оперативная память – это сохранение материала после его запечатления на время, необходимое для выполнения задачи. [6]
Б. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на: двигательную, эмоциональную, наглядно - образную, словесно-логическую. Двигательная память – это память на движения. Эмоциональная память – это паямть на переживания. Наглядно - образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обанятельные и т.д. образы. Словесно – логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.[4]
В. В соответствии с целями деятельности различают: непроизвольную память, произвольную память. Непроизвольным когда отсутствует специальная задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность. Произвольным, когда определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной задаче. [1]
Глава II Методики иссследования памяти
Изучение памяти - методики, тесты основаны на ее основных видах и характеристиках.
Одна их важнейших характеристик памяти – это объем. Поэтому приступая к оценке видов памяти – зрительной слуховой, двигательной, чаще всего, вначале определяют объем. Например, Методика определения кратковременной зрительной памяти. Для этого испытуемые должны запомнить в течение 20 сек, а затем воспроизвести макимальное количество чисел их предъявляемой таблицы. Для определения объема кратковременной зрительной памяти есть методики: Методика «Запомни цифры», «Запомни рисунки». Для оценки объема кратковременной слуховой памяти ребенок получат задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно вопроизвести ряд, состоящий из 12 слов. После очередного прослушивания ребенок пытается воспроизвести весь ряд. И экспериментатор отмечает количество правильно названнных слов из шести попыток. [5]
Кроме объема памяти важно знать, какой из видов памяти преобладает. Для того, чтобы это определить, предлагаются задания, суть которых заключается в том чтобы запомнить одну и ту же информацию при ее зрительном, слуховом и двигательном восприятии и воспроизведении.
Существует немало психодиагностических методовдля оценивания произвольной, так и непроизвольной памяти. Наиболее популярными методиками для изучения памяти являются:
- исследование объема кратковременной памяти
- исследование преобладающего типа запоминания
- оперативная память
- память на образы
- память на числа
- логическое и механическое запоминание и др.
Глава III Исследование типа памяти среди обучающихся школы при исправительной колонии
В исследовании согласились и приняли участие 9 обучающихся 9-11 классов школы при исправительной колонии. Контингент школы – осужденные старше 18 лет.
Для проведения исследования преобладающего типа памяти мы выбрали методику «Тип памяти» (см. прил.№1) и тест «Определи свой тип памяти» (см. прил №2).
По методике «Тип памяти» подсчитали количество правильно воспроизведенных слов у каждого обучающегося и вывели коэффициент типа памяти. Данные оформили в виде таблицы. (см .прил.№3 табл.№1)
По результатам видно, что у 4 обучающихся (44%) преобладает зрительный тип памяти, у троих (33%) - слуховой.
А также письменно провели тест «Определи свой тип памяти». Для этого обучающиеся выбирали те утверждения, которые им наиболее подходят. В конце подсчитали количество букв А, В и К (соответственно аудиал, визуал и кинестетик). Результаты оформили в виде таблицы. (см. прил.№4, табл.№4)
По результатам видно, что преобладают кинестики – 5 обучающихся (56%), и визуалы -4 обучающихся (44%), при том что у двоих обучающихся преобладали два типа памяти.
Если сравнить результаты этих двух тестов у обучающихся, из 8 обучающихся совпали у троих учащихся типы памяти.
Выводы
По данным двух методик можно сделать следующие выводы:
По методике «Тип памяти» среди обучающихся 9-11 классов школы при исправительной колонии преобладает зрительная, слуховая память (77% обучающихся).
По данным теста можно сделать вывод о том, что у учеников класса преобладает по типу памяти кинестетики- 55% обучающихся.
Исходя из этого каждому обучающему даны совету по типу памяти (см. прил.№5).
Работая над исследованием типа памяти среди обучающихся, я как ученик, научился писать грамотно исследовательскую работу, проводить тестирование, обрабатывать ее результаты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1
Методика «Тип памяти»
Цель: выявление преобладающего типа памяти
Оборудование: Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
1 | 2 | 3 | 4 |
дирижабль | самолет | пароход | волк |
лампа | чайник | собака | бочка |
яблоко | бабочка | парта | коньки |
карандаш | ноги | сапоги | самовар |
гроза | хомут | сковородка | пила |
утка | бревно | калач | весло |
обруч | свеча | роща | загадка |
мельница | машина | гриб | пальто |
попугай | журнал | шутка | прогулка |
листок | малина | воротник | книга |
Методика проводится в 4 серии. В каждой серии предъявляется один ряд слов. Ученик получает задание запомнить как можно больше слов и по команде экспериментатора записать запомненные слова на листке.
В первой серии экспериментатор читает вслух слова первого ряда. Интервал между словами при чтении 4– 5 секунд, записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда, затем отдых 10 минут.
Во второй серии ученик в течение одной минуты читает про себя слова второго ряда. Записывает те слова, которые сумел запомнить. Отдых 10 минут.
В третьей серии экспериментатор читает ученику слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое слово и «записывает» их в воздухе. Затем ученик записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
В четвертой серии экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.
Обработка и анализ результатов
1 Проводится проверка правильности воспроизведения (порядок слов роли не играет).
2. Результаты заносятся в таблицу:
Вид памяти | Количество удержанных слов (а) | Коэффициент вида памяти 100% | |
1 серия | слуховая | ||
2 серия | зрительная | ||
3 серия | моторно-слуховая | ||
4 серия | комбинированная |
Чем ближе коэффициент вида памяти С к 100, тем лучше развит у школьника соответствующий вид памяти. По преобладающему у школьника виду памяти делается вывод о его типе памяти.
Приложение№2
Тест «Определи свой тип памяти»
Выбери те утверждения, на которые ты можешь ответить "Да, это про меня!"
Будь честен с собой. Здесь не может быть более правильного или неправильного ответа.
А теперь выбери букву, которая преобладает в твоих ответах
Интерпретация результатов:
А – Аудиал. Это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, т.е. лучше усваивает информацию на слух. Их стиль обучения – аудиальный (слуховой).
В – Визуал. Это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Их стиль обучения визуальный (зрительный).
К- Кинестетик. Это люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обаняние, осязание и др.) и с помощью движений. Их стиль обучения кинестический (тактильный, осязательный, двигательный).
Таблица№1 Результаты обучающихся по методике «Тип памяти»
ФИ обучающегося | Коэффициент памяти | |||
слуховой | зрительный | моторно-слуховой | комбиниро ванный | |
1 ученик | 30 | 50 | 80 | - |
2 ученик | 40 | 60 | 50 | 30 |
3 ученик | 60 | 80 | 50 | 100 |
4 ученик | 80 | 60 | 60 | 50 |
5 ученик | 90 | 100 | 70 | 100 |
6 ученик | 90 | 50 | 50 | 70 |
7 ученик | 90 | 80 | 50 | 70 |
8 ученик | 60 | 80 | - | - |
9 ученик | 60 | 70 | 50 | 60 |
Количество обучающихся с преобладающим типом | 3 | 4 | 1 | 2 |
Приложение №4
Таблица №4 Результаты теста «Определи свой тип памяти»
ФИ обучающегося | Аудиал | Визуал | Кинестетик |
1 ученик | 3 | 3 | 5 |
2 ученик | 2 | 3 | 1 |
3 ученик | 3 | 2 | 1 |
4 ученик | 2 | 5 | 2 |
5 ученик | 3 | 2 | 3 |
6 ученик | 1 | 1 | 2 |
7 ученик | 4 | 6 | 1 |
8 ученик | 2 | 2 | 3 |
9 ученик | 1 | 3 | 3 |
Количество обучающихся с преобладающим типом | 2 | 4 | 5 |
Приложение 5
Советы обучающимся по типу памяти.
Советы для аудиалов:
Советы для визуалов:
Советы для кинестетиков:
Главный вывод: важно осознавать свои особенности в обучении, чтобы эффективно использовать сильные стороны и развивать слабые.
Чья проталина?
Под парусами
Дерево в снегу
Как нарисовать зайчика
Два морехода