В нашей школе в конце января 2019 года прошла Классная встреча с поэтессой Черкасовой Галиной Михайловной. Она родилась и выросла в моем родном селе, здесь училась и здесь же работает. На встрече Галина Михайловна рассказала о себе, прочитала свои стихотворения. Больше всего меня впечатлили стихотворения о малой родине – о Миасском, которые наполнены теплом и любовью. Именно дом, малая родина вдохновили поэтессу на создание таких простых, но проникающих в душу стихотворений.
На уроках литературы мы изучаем творчество различных писателей и поэтов, знакомимся с их биографиями. И после встречи с Черкасовой Галиной Михайловной мне стало интересно выяснить, какую же роль играл дом в жизни и творчестве писателей и поэтов 19 века, вдохновлял ли он на создание каких-либо произведений. Если у Галины Михайловны можно прямо спросить об этом, задать какие-то уточняющие вопросы, то с творческими личностями 19 века дело обстоит сложнее: в своей работе мы будем опираться на воспоминания современников и самих писателей и поэтов, а также на статьи литературных критиков, в которых упоминается о квартирах, усадьбах, родовых имениях. Мы изучили в этом году творчество многих писателей, но в этой работе я хочу обратиться к биографии и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, потому что именно их произведения произвели на меня яркое впечатление.
Данный проект актуален, потому что способствует приобщению к национальной культуре, а также побуждает к ознакомлению с биографией великих писателей и поэтов 19 века.
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnye_mesta_rossii_angaldt_gotovyy_proekt.doc | 101 КБ |
zashchita_angaldt.doc | 32.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Миасская средняя общеобразовательная школа №1»
ПРОЕКТ
Литературные места России
Направление: русский язык и литература
Тип: информационно-познавательный
Автор: Ангальдт Дмитрий,
ученик 7В класса
Руководитель: Алексеева А.Е.,
учитель русского языка и литературы
2019
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………….........3
Основная часть…………………………………………………………………………………...5
Имения Александра Сергеевича Пушкина Михайловское и Болдино……………………….5
Имение Михаила Юрьевича Лермонтова Тарханы……………………………………………9
Усадьба Николая Васильевича Гоголя Яновщина-Васильевка……………………………..10
Имение Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново……………………………….12
Усадьба Льва Николаевича Толстого Ясная Поляна………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Источники……………………………………………………………………………………….15
Приложение……………………………………………………………………………………..16
Введение
Ход истории невозможно отменить или замедлить. Эпохи сменяют друг друга, на смену старому поколению приходит новое, но общечеловеческие ценности остаются прежними: добро, любовь, красота, мир, семья, дом.
В нашей школе в конце января 2019 года прошла Классная встреча с поэтессой Черкасовой Галиной Михайловной. Она родилась и выросла в моем родном селе, здесь училась и здесь же работает. На встрече Галина Михайловна рассказала о себе, прочитала свои стихотворения. Больше всего меня впечатлили стихотворения о малой родине – о Миасском, которые наполнены теплом и любовью. Именно дом, малая родина вдохновили поэтессу на создание таких простых, но проникающих в душу стихотворений.
На уроках литературы мы изучаем творчество различных писателей и поэтов, знакомимся с их биографиями. И после встречи с Черкасовой Галиной Михайловной мне стало интересно выяснить, какую же роль играл дом в жизни и творчестве писателей и поэтов 19 века, вдохновлял ли он на создание каких-либо произведений. Если у Галины Михайловны можно прямо спросить об этом, задать какие-то уточняющие вопросы, то с творческими личностями 19 века дело обстоит сложнее: в своей работе мы будем опираться на воспоминания современников и самих писателей и поэтов, а также на статьи литературных критиков, в которых упоминается о квартирах, усадьбах, родовых имениях. Мы изучили в этом году творчество многих писателей, но в этой работе я хочу обратиться к биографии и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, потому что именно их произведения произвели на меня яркое впечатление.
Данный проект актуален, потому что способствует приобщению к национальной культуре, а также побуждает к ознакомлению с биографией великих писателей и поэтов 19 века.
Цель - найти информацию о родовых имениях поэтов и писателей, биографии которых были изучены в этом учебном году на уроках литературы.
Задачи исследования:
Объект исследования: литературные места России (имения и усадьбы писателей и поэтов 19 века).
Предмет исследования: биографические сведения писателей и поэтов, связанные с родовыми имениями.
Методы исследования:
1.Чтение литературы (изучение биографий поэтов и писателей).
2.Изучение Интернет-ресурсов (знакомство с видео- и фотоматериалами).
Основная часть
Имения[1] Александра Сергеевича Пушкина Михайловское и Болдино
Музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино» — крупный российский литературный музей, размещённый в комплексе построек родовой усадьбы Пушкина в селе Большое Болдино Нижегородской области, с которым связан один из самых плодотворных периодов творчества поэта, «Болдинская осень». В 1718 году Болдино перешло во владение прадеду поэта, Александру Петровичу Пушкину, по духовному завещанию своего двоюродного дяди. С 1741 до 1790 года болдинским имением владел Лев Александрович Пушкин — дед поэта. Несмотря на то, что хозяин имения жил в Москве, нижегородская вотчина в это время расширилась и окрепла.
После смерти Льва Александровича болдинское имение, которое, кроме самого Болдина, включало деревню Малое Болдино и сельцо Кистенево, перешло к его детям от двух браков. Часть наследства получил отец поэта Сергей Львович, которому по разделу с братом Василием Львовичем досталась половина села Болдина с новой усадьбой. Позже Сергею Львовичу отошло ещё и Кистенёво, часть из которого он выделил позднее сыну Александру.
В 1830-х годах XIX века село трижды посетил А. С. Пушкин. Период предсвадебного затворничества осенью 1830 года известен как болдинская осень — наиболее продуктивная творческая пора в жизни поэта. Пребывание в имении из-за объявленного холерного[2] карантина совпало с подготовкой к долгожданной женитьбе на Наталье Гончаровой. За это время Пушкиным завершена работа над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», написаны стихотворная повесть (поэма) «Домик в Коломне», лирические стихотворения («Бесы», «Безумных лет угасшее веселье…», «Рифма», «На перевод Илиады», «Труд», «Прощанье», «Заклинание», «Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы», «Два чувства дивно близки нам…» — всего около тридцати). Во вторую осень в Болдино, в октябре 1833 года, поэтом были написаны «Медный всадник», «Анджело», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пиковая дама» и ряд стихотворений, а также закончена «История Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова довольно долго прожил в Болдино, но написал всего одно произведение, пусть и значимое: это была «Сказка о золотом петушке».
А. С. Пушкин так писал об усадьбе в Михайловском, которое считается историко-культурным достоянием России:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Михайловское - одно из самых интересных историко-культурных мест Псковской области. Родовое имение Пушкиных посещали многие известные деятели России. Например, Иван Иванович Пущин, деятельный член тайных (в будущем - декабристских) организаций и близкий друг А.С.Пушкина, в апреле 1825 года приезжает, в гости к поэту, Антон Антонович Дельвиг - русский поэт, литературный критик и журналист, а также лицейский товарищ А.М.Горчаков и известная, благодаря стихам Пушкина, Анна Петровна Керн.
Ярчайшая история Михайловского начинается с того, что в 1742 году прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу («арапу Петра Великого»[3]) было пожаловано имение в Псковской области, на месте деревни Зуево. На межевом плане 1782г. отмечены деревянные барские строения, хозяйственный двор и регулярный партер к югу от парадного двора.
После смерти А.П. Ганнибала Михайловское унаследовала его дочь Надежда Осиповна. Семья Пушкиных проводила в усадьбе летние месяцы. А.С. Пушкин впервые приехал в Михайловское в 1817-м, затем - в 1819гг. Главным историческим событием для родового поместья и этапной вехой в жизни Пушкина - поэта стали годы его ссылки в Михайловское (1824-1826гг.).
С душой, переполненной впечатлениями юга, с сердцем, взволнованным и несчастной любовью, и тревогами последних дней, Пушкин приехал в тихую русскую деревню. Но она на первых же порах встретила его крупными неприятностями. Его отец, Сергей Львович, имел бестактность согласиться на предложение губернатора наблюдать за поведением сына. Незавидную роль старик исполнял очень неудачно, дойдя до распечатывания писем, получаемых сыном. Его обычный эгоизм сказался ярко в боязни за то, что ему придется отвечать за сына. На этой почве разыгралось крупное столкновение. Никогда между сыном и отцом не было никаких связей, но до этого времени они не переходили за пределы холодного равнодушия: теперь они столкнулись впервые.
Несмотря на это, талант Пушкина только окреп в годы ссылки. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», П.А. Вяземский[4] писал: «Ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал». Жизнь в усадьбе стала творческой лабораторией, в которой раскрывались картины дворянской жизни, провинциального и крестьянского быта, древней истории России и судьба самого поэта.
А И.И. Пущин, навестив ссыльного поэта в 1825 году, заметил, что его ветреному другу заметно «наскучила прежняя шумная жизнь, в которой он частенько терялся». Тем не менее, при всем своем презрении к «черни», он очень интересовался теми слухами, что ходили о нем в столице, и преувеличивал их значение. О деревенской жизни поэт сказал, что с нею несколько примирился в эти четыре месяца, что тут, хотя невольно, он отдыхает от прежнего шума и волнения, что с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно.
Пушкин провел в Михайловском почти два года замкнутой, уединенной жизни, наполненной чтением и творчеством. Он ближе познакомился с народной жизнью, местными традициями и обычаями, устным творчеством. Самым близким и преданным другом Пушкина в период ссылки была его няня Арина Родионовна. Ей он обязан и знакомством с народной поэзией, с русской народной речью. Пушкин в своем уединении пристально следит за развитием русской литературы и общественной мысли: ему присылают журналы, альманахи, новые книги, он ведет обширную переписку. Именно в Михайловском гений поэта достигает своей зрелости. «Я могу творить», - признается он. И в этом большое влияние на него оказало именно Михайловское и его совершенно особая атмосфера.
Архитектурный облик парадного двора пушкинского времени известен по рисунку псковского землемера И.С. Иванова, литографированному в 1838г художником А. Александровым[5].
Такой вид усадьба имела в период Михайловской ссылки А.С.Пушкина (1824-1826гг.), не изменилась к году его гибели и лишь медленно разрушалась пока Михайловское находилось под опекой до совершеннолетия детей поэта.
В 1899г., в связи с подготовкой к празднованию столетия со дня рождения А.С. Пушкина, усадьба была приобретена государством по инициативе псковского дворянства. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.
Из усадебных построек в Михайловском уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации.
Имение Михаила Юрьевича Лермонтова Тарханы
Есть места в России, неразрывно связанные с жизнью и творчеством другого выдающегося поэта и писателя XIX века М. Ю. Лермонтова.
Сначала имение называлось Яковлевское. Тарханами[6] его окрестили уже при Арсеньевых Михаиле Васильевиче и Елизавете Алексеевне, деде и бабке поэта, которые купили его в 1794 году. Весной 1815-го сюда приехали их дочь и зять с годовалым Мишенькой. Мать ребенка умерла, не прожив и 22 лет, и Елизавета Алексеевна поклялась посвятить всю себя внуку. Лермонтов рос в Тарханах как богатый барчук, бабушка сделала все, чтобы он развивался духовно и физически. Увы, здоровьем Миша пошел в мать, от нее же, по мнению бабушки, «перенял нервность и впечатлительность». В Тарханах Лермонтов прожил до 1827-го — почти половину своей жизни. Здесь родилась его первая поэма «Черкесы». Здесь же 16-летний гений написал: «Есть место, где я буду отдыхать, когда мой прах, смешавшийся с землей, навеки прежний вид оставит свой».
Последний раз он навестил Тарханы зимой 1836-го. В имении шло строительство церкви во имя Михаила Архангела. Ее освятили через четыре года; как вспоминал очевидец, «в день освящения было окрещено три младенца, обвенчано три свадьбы и схоронено три покойника». А еще через год в ней отпевали самого Михаила Юрьевича. Елизавета Алексеевна, пережившая единственную дочь и единственного внука, посадила у храма три дубка. Вырос только один.
Усадьба[7] Николая Васильевича Гоголя Яновщина-Васильевка
Усадьба Гоголей-Яновских[8] была основана в конце XVIII века на хуторе Купчинском, который через 4 года после свадьбы в 1781 г. получила как приданое бабушка Н. В. Гоголя Татьяна Семёновна Лизогуб (1743—1835). В начале XIX века хутор перешёл по наследству к родителям писателя, которые переименовали его в Васильевку — по имени отца — Василия Афанасьевича. При нём старый дом «в готическом вкусе» был перестроен в стиле классицизма[9], возведена церковь
Рождества Богородицы, построен кирпичный завод, винокурня, водяная мельница, устроены пруды и распланирован парк. В родовое имение писатель провёл свои детские и юношеские годы, позже навещал родителей. И каждое посещение Н.В.Гоголем своего родового имения давало свои результаты: рождались произведения, которые сегодня признаны классикой. Например, после посещения Васильевки в 1832 году Гоголь, будучи уже в Петербурге под свежими впечатлениями от встречи с Украиной, начал писать книгу «Миргород»[10].
Во время Великой Отечественной войны село было почти полностью уничтожено. Была сожжена при отступлении гитлеровцев и усадьба (сохранилась лишь церковь и остатки школы).
В 1959 году к 150-летию со дня рождения Н. В. Гоголя была упорядочена могила родителей писателя, пруды, на месте дома установлен памятный обелиск, построена новая сельская двухэтажная школа, но при этом был нанесён непоправимый ущерб — снесена церковь Рождества Богородицы, расположенная напротив школы. В 1972-78 гг. на кафедре архитектуры и проектирования Полтавского инженерно-строительного института под руководством главного архитектора Полтавы Л. С. Вайнгорта начались научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы, направленные на восстановление усадьбы Гоголей-Яновских.
В 1977 году было принято решение о создании на территории усадьбы литературно-мемориального заповедника. После многочисленных выступлений в печати и по телевидению соответствии с правительственным постановлением в 1979 году, началось возрождение усадьбы, а к 175-летию со дня рождения писателя в 1984 г. был открыт заповедник-музей.
К 200-летию писателя в его усадьбе проведена масштабная реконструкция.
Имение Ивана Сергеевича Тургенева Спасское-Лутовиново
Спасское-Лутовиново, усадьба Тургенева в Орловской области, было единственным и любимым пристанищем Ивана Сергеевича. Во владение поместьем писатель вступил после кончины Варвары Тургеневой[11] в 1850 году. Здесь Тургенев провел свое детство и впоследствии нередко сюда возвращался. В 1852 году по указу императора Николая I И.С. Тургенев отбывал ссылку именно в Спасском-Лутовинове. Примерно в то же время писатель дал вольную своим дворовым крестьянам.
Именно в родовой усадьбе у Ивана Сергеевича родились, а впоследствии были воплощены, идеи таких работ как «Отцы и дети», «Фауст», «Дворянское гнездо» и «Накануне».
Вопреки тому, что писатель долгое время пребывал вдали от родины, он каждый раз приезжал в Спасское-Лутовиново. И.С. Тургенев внес и свой вклад в развитие усадьбы. В один из своих приездов по его распоряжению здесь была открыта крестьянская школа, приют для пожилых крестьян. В 1850 году Варвара Петровна умерла, Ивану Тургеневу (1818—1883), уступившему брату Николаю все самые доходные поместья и дом в Москве, досталось родовое гнездо, где он провёл своё детство (до 1828 года) и куда он регулярно приезжал на каникулы и на отдых. С 1852 по личному распоряжению Николая I Тургенев пребывал в Спасском в ссылке под надзором полиции. Он отпустил на волю дворовых. Тургенев оказался в разлуке с Полиной Виардо[12]. С соседями он подружиться не сумел, периодически к нему приезжали Михаил Щепкин, Иван Аксаков, Афанасий Фет. В конце 1853 года писателю была «объявлена свобода с разрешением выезжать из столицы». Однако уже осенью следующего года Тургенев возвращается в Спасское. В 1856 году Спасское посетил Лев Толстой.
Сегодня Спасское-Лутовиново[13] - государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева, уникальный памятник российской культуры, единственный в России мемориальный музей великого русского писателя.
Усадьба Льва Николаевича Толстого Ясная Поляна
Ясная Поляна[14] — усадьба в Щёкинском районе Тульской области (в 14 км к юго-западу от Тулы), основанная в XVII веке и принадлежавшая сначала роду Карцевых, затем роду Волконских и Толстых.
В ней 28 августа (9 сентября) 1828 родился Лев Николаевич Толстой, здесь он жил , творил (в Ясной Поляне были написаны «Война и мир», «Анна Каренина» и др.), здесь же находится его могила. Главную роль в создании облика усадьбы сыграл дед писателя Н. С. Волконский. Князь Николай Сергеевич Волконский (30 марта 1753 — 3 февраля 1821) — генерал от инфантерии из рода Волконских, дед Льва Николаевича Толстого. Прообраз старого князя Болконского из романа «Война и мир».
Первые сведения о Ясной Поляне относятся к 1652 году. С середины XVIII века усадьба принадлежала предкам писателя по материнской линии князьям Волконским. На протяжении XVIII и XIX столетий здесь создавался уникальный усадебный ландшафт – парки, сады, живописные аллеи, пруды, богатая оранжерея, был создан архитектурный ансамбль, включавший большой барский дом и два флигеля. Вместе с архитектурным ансамблем этот ландшафт сохраняется уже более ста лет – по образцу 1910 года, последнего года жизни Толстого. Один из усадебных флигелей со временем стал домом для писателя и его семьи. Здесь Толстой прожил более 50 лет, здесь им были созданы шедевры мировой литературы. Все предметы интерьера и произведения искусства являются подлинными и сохраняют атмосферу жизни Льва Николаевича и его близких. Коллекция музея насчитывает более пятидесяти тысяч экспонатов, наиболее уникальными из которых являются предметы обстановки Дома Л.Н. Толстого и библиотека писателя, внесенная в реестр ЮНЕСКО «Память мира».
Заключение
Усадьба дарила своим обитателям особое чувств душевного покоя, рождала ощущение того, что человек действительно дома.
Мы выяснили, что усадьба влияла на формирование писательской личности, способствовала лирической настроенности, позволяла ему встретится с Музой, пробуждая в гении желание творить, после чего рождались произведения, которые сегодня являются золотым фондом классической русской литературы.
В рамках данного проекта мы нашли и изучили информацию о родовых имениях поэтов и писателей, произведения которых впечатлили меня.
Я убедился в том, что дом для писателя и поэта – это его «крепость», как и для меня.
Источники
[1] Имение — земельное владение с усадьбой. Ранее имением называли недвижимое имущество вообще. //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[2] Холера— острая кишечная инфекция. Характеризуется фекально-оральным механизмом заражения, поражением тонкого кишечника, водянистой диареей, рвотой, быстрой потерей организмом жидкости вплоть до смерти. //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
.
[3] Абрам Петрович Ганнибал (1696 — 1781) — российский военный инженер, генерал-аншеф, прадед А. С. Пушкина. Ибрагим был сыном чернокожего африканского князя — вассала турецкого султана. В 1703 году его захватили в плен и отправили в султанский дворец в Константинополе. В 1704 году русский посол Савва Рагузинский привёз его в Москву, где через год тот был крещён. Поскольку крёстным отцом был Пётр I, в православии Ибрагим получил отчество Петрович. С 1756 года — главный военный инженер русской армии, в 1759 году получил звание генерал-аншефа. В 1762 году вышел в отставку. Во втором браке у Ганнибала родился Осип Абрамович Ганнибал — дед А. С. Пушкина по материнской линии. Своему прадеду А. С. Пушкин посвятил неоконченный роман «Арап Петра Великого». //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[4] Князь Пётр Андре́евич Вя́земский ( 1792 — 1878) — русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, государственный деятель. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина; «их переписка — сокровищница остроумия, тонкой критики и хорошего русского языка». //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[5] См. приложение, рис. 1.
[6] См. приложение, рис. 2.
[7] Усадьба (от «садить», «сажать») — в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое. Усадьбы появляются в XV веке в Московском государстве и связаны с системой поместья, когда помещик строил дом в деревне и окружал себя домочадцами. //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[8] См. приложение 1, рис. 3
[9] Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII—XIX вв. //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[10] «Миргород» (февраль, 1835) — сборник повестей Николая Васильевича Гоголя, который позиционируется как продолжение «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Повести в этом сборнике основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой. Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине. В этом сборнике, в отличие от «Диканьки», где был Рудый Панько, нет единого «издателя», замыкающего цикл рассказов. Несмотря на то, что истории сгруппированы, их можно читать и по отдельности, не теряя смысла каждой повести. Миргород был опубликован в двух томах, по две повести в каждом. Первая часть: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба». Вторая часть: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[11] Варвара Петровна Тургенева, урождённая Лутовинова (1787—1850) — мать писателя Ивана Тургенева, выведенная им в образе безымянной властной барыни в повести «Муму», также он наделил чертами её характера образ матушки из «Первой любви» и бабушку в «Пунине и Бабурине». //Википедия: [сайт]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki
[12] Полина Виардó (1821—1910) — испано-французская певица, вокальный педагог и композитор. Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга. Вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры.
[13] См. приложение, рис. 4.
[14] См. приложение, рис.5.
Ангальдт Д 7В
(СЛАЙД 1) В нашей школе в конце января 2019 года прошла Классная встреча с поэтессой Черкасовой Галиной Михайловной. Она родилась и выросла в моем родном селе, здесь училась и здесь же работает. На встрече Галина Михайловна рассказала о себе, прочитала свои стихотворения. Больше всего меня впечатлили стихотворения о малой родине – о Миасском, которые наполнены теплом и любовью. Именно дом, малая родина вдохновили поэтессу на создание таких простых, но проникающих в душу стихотворений.
На уроках литературы мы изучаем творчество различных писателей и поэтов, знакомимся с их биографиями. И после встречи с Черкасовой Галиной Михайловной мне стало интересно выяснить, какую же роль играл дом в жизни и творчестве писателей и поэтов 19 века, вдохновлял ли он на создание каких-либо произведений. Поэтому тема моего проекта «Литературные места России».
(СЛАЙД 2) Цель - найти информацию о родовых имениях поэтов и писателей, биографии которых были изучены в этом учебном году на уроках литературы.
(СЛАЙД 3) Задачи исследования:
Проектным продуктом является презентация о родовых имениях и усадьбах поэтов и писателей 19 века. Продукт проекта может быть использован на уроках литературы и на уроках МХК, он поможет мне и моим одноклассникам детальнее познакомиться с биографиями поэтов и писателей 19 века, поможет нам приобщиться к русской национальной культуре.
(СЛАЙД 4) Мы изучили в этом году творчество многих писателей, но в этой работе я хочу обратиться к биографии и творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева и Л.Н. Толстого, потому что именно их произведения произвели на меня яркое впечатление. Например, повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», также очень понравилась современная экранизация.
В ходе работы мы выяснили, что каждого поэта и писателя, приезжавшего или проживавшего в своем имении, посещало вдохновение.
(СЛАЙД 5) А. С. Пушкин так писал об усадьбе в Михайловском, которое считается историко-культурным достоянием России:
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
«Я могу творить», - признается Пушкин. И в этом большое влияние на него оказало именно Михайловское и его совершенно особая атмосфера.
В 1830-х годах XIX века село Болдино, где еще одно имение поэта, трижды посетил А. С. Пушкин. Период предсвадебного затворничества осенью 1830 года известен как болдинская осень — наиболее продуктивная творческая пора в жизни поэта.
(СЛАЙД 6) М.Ю. Лермонтов в свои 16 лет в Тарханах написал: «Есть место, где я буду отдыхать, когда мой прах, смешавшийся с землей, навеки прежний вид оставит свой».
(СЛАЙД 7) Усадьба Гоголей-Яновских также вдохновляла Николая Васильевича на создание произведений, в которых в мельчайших подробностях описывался быт Малороссии (Украины).
(СЛАЙД 8) Именно в Спасском-Лутовинове, в родовой усадьбе, у Ивана Сергеевича Тургенева родились, а впоследствии были воплощены, идеи таких работ как «Отцы и дети», «Фауст», «Дворянское гнездо» и «Накануне». Вопреки тому, что писатель долгое время пребывал вдали от родины, он каждый раз приезжал домой.
(СЛАЙД 9) А Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне жил и творил. Все его знаменитые произведения были написаны именно в родовом имении.
(СЛАЙД 10) Я убедился в том, что дом для писателя и поэта – это его «крепость», как и для меня.
Мы выяснили, что усадьба влияла на формирование писательской личности, способствовала лирической настроенности, позволяла ему встретится с Музой, пробуждая в гении желание творить, после чего рождались произведения, которые сегодня являются золотым фондом классической русской литературы.
Горка
Где спят снеговики?
Зимняя сказка
Вокруг света за 80 дней
Новый снимок Юпитера