Цель работы – изучить самооценку у подростков, склонных к девиантному поведению. Формировать теоретические представления, у учащихся о многообразие в подходе к проблеме девиантного поведения и её профилактики.
Вложение | Размер |
---|---|
evrika.doc | 180 КБ |
ДАНИЛЕНКО Ксения Михайловна , Краснодарский край, г. Краснодар, МБОУ
СОШ № 84, 9 класс, САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ. Научный руководитель: Сидоренко Нелля Владимировна, педагог – психолог МБОУ СОШ № 84.
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Научно-исследовательский проект
Выполнен учащейся
9 класса МБОУ СОШ № 84
муниципального образования город
Краснодар
Даниленко Ксения
Михайловна
Научные руководители:
педагог-психолог
МБОУ СОШ № 84
Сидоренко Нелля Владимировна
Краснодар 2013
Аннотация
Цель работы – изучить самооценку у подростков, склонных к девиантному поведению. Формировать теоретические представления, у учащихся о многообразие в подходе к проблеме девиантного поведения и её профилактики.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи.
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме девиантного поведения и самооценки подростков.
2. Выявить подростков, склонных к девиантному поведению.
3. Провести экспериментальное исследование, раскрывающее особенности самооценки у подростков, склонных к девиантному поведению.
4. Сформировать у учащихся отношение значимости к проблеме девиантного поведения.
5. Проанализировать, сравнить результаты полученных данных, сформулировать выводы.
Первым шагом нашего исследования стало психологическое обследование учащихся на склонность к отклоняющемуся поведению. Нами была использована методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Результаты в исследования, подростков склонных к различным тенденциям отклоняющегося поведения, всей выборки, отражены в соответствующей диаграмме (см. приложение1. рис. 1).
Для исследования самооценки у подростков нами была использована методика, предложенная Дембо – Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан). Результаты средних значений, по всей экспериментальной выборке полученные в ходе диагностики в соответствующей диаграмме в баллах (см. приложение 1; рис 2).
По результатам нашего исследования можно сделать вывод, что основными качествами, указывающими на отклонения в поведение подростка, является предрасположенность к преодолению каких-либо норм и правил, такие подростки склонны к девиантному поведению показывают завышенный (нереальный) уровень самооценки.
План исследования.
Проблема нашей темы определяется необходимостью исследований, направленных на поиск способов преодоления всё нарастающих проявлений девиантного поведения.
Особое внимание педагогов заслуживают те подростки, которые склонны к девиантному поведению. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх – Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между – Я и бессознательным, а также между сверх – Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида. Перестройка «Я-концепции» – процесс очень сложный и сопровождается рядом так называемых личностных расстройств.
Актуальность темы. В профессиональной деятельности педагогов важно не только учитывать исследуемую специфику самооценки подростков, но и подбирать адекватные психологические и педагогические технологии, применяя их в практике обучения и воспитания различных категорий подростков.
Гипотеза исследования – у подростков, склонных к девиантному поведению, самооценка имеет высокие и очень высокие показатели: мальчики и девочки высоко оценивают развитие у себя таких сторон личности, как уверенность в себе.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
– анализ научной литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы: тестирование.
– методы количественного анализа эмпирических данных.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию – исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
Подростковый возраст накладывает отпечаток на особенности самооценки. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного» Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя.
Изучение отклонений в поведении имеет свою историю. Еще Платон, пытаясь объяснить разнообразие в поведении людей, писал, что боги, создавая людей, подмешивают в исходный материал либо глину, либо железо, либо золото и тем самым отводят человеку роль податливого обывателя, твердого воителя, блестящего мыслителя. Но жизнь не всегда соответствует божественному предначертанию.
В начале ХХ века наряду с термином «трудновоспитуемость» стало употребляться выражение «уклонение от нормы». Современные ученые применительно к несовершеннолетним с различного рода отклонениями в развитии, влияющими на поведение, используют термины: «трудный подросток» (Л.М. Зюбин, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн. и др.), к этой же категории относят детей с отклонениями в нравственном развитии, акцентуациями характера, с нарушениями в аффективно-волевой сфере, «аномальные дети», имеющие отклонения от того, что является типичным или нормальным, «дезадаптированные дети» (С.А. Беличева); «дети, нуждающиеся в специальной заботе» (Л. Кошч); дети «группы риска» (И.А Невский); «ребенок с нарушениями в аффективной сфере» (К.С. Лебединская, М. Райская, Г.В. Грибанова, Л.С. Славина). Однако названные термины часто несут одностороннюю информацию: бытовую, клиническую, юридическую. Поскольку единой практики употребления данных понятий нет; порой не ясно, к какой категории отнести ребенка, имеющего те или иные отклонения в поведении. Мы считаем правомерным употребление терминов: отклоняющееся, асоциальное, ненормативное, противоправное, преступное агрессивное поведение (Е.С. Иванов, Л.М. Шипицина, Г.В. Сафина). Основоположник культурологического аспекта девиантного поведения в России Я.И. Гилинский ввел в употребление термин «девиантное поведение», который в настоящее время употребляется наравне с термином «отклоняющееся поведение».
Зарубежные ученые Э. Дюркгейм, К. Мертон, Э. Фромм и др.) определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам – ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества. Поскольку девиантное поведение стало ассоциироваться со многими негативными проявлениями (олицетворением «зла» в религиозном мировоззрении, симптомом «болезни» с точки зрения медицины, «незаконным» в соответствии с правовыми нормами), возникла даже тенденция считать его «ненормальным». Поэтому следует подчеркнуть точку зрения Я.И. Гилинского, В.Н. Кудрявцева о том, что девиации как флуктуации (от латинского Fluctuation – колебание, изменение) в неживой природе, мутации в живой природе С.И. Коржинский; Де Фриз, являются всеобщей формой, способом изменчивости, следовательно, жизнедеятельности и развития любой системы. Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, в которой социальные изменения реализуются также путем девиантного поведения, отклонения в поведении естественны и необходимы.
Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов. Обширные сведения по вопросу отклоняющегося поведения накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве, философии и последнее время в педагогике. Наряду с новым для педагогике термином «девиантное поведение», чаще всего для обозначения школьников с отклоняющимся поведением используется привычная дефиниция «трудный ребёнок».
Обзор различных теорий, дает возможность получить относительно целостную картину изучаемого явления в свете современных знаний о девиации. Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанных с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
Девиантное поведение человека можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым нормам в обществе и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. | 8 | |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | ||
1. | Понятие, виды и причины девиантного поведения ………………………………. | 9 |
2. | Особенности самооценки подростка ……………………………………………….. | 10 |
3. | Виды профилактики девиантного поведения.……………………………………… | 11 |
4 | Анализ результатов исследования склонности подростков к отклоняющемуся поведению ……………………………………………………………………………. | 13 |
5. | Анализ результатов исследования уровня самооценки подростков……………… | 14 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........................ | 15 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….... | 16 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………… | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема девиантного поведения – это проблема общества в целом, а не только семьи и школы. От её решения зависит нравственное и духовное развитие общества и государства. Актуальность проблемы очевидна. Статистика свидетельствует об употреблении школьниками психоактивных веществ, ежегодном росте детской и подростковой преступности, случаев суицида, актов вандализма и др.
Отклоняющимся девиантным поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. Известный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Нравственное становление ребёнка происходит, прежде всего, в семье. Школа может оказаться в этом деле большим подспорьем, но ей не под силу взять на себя нравственное воспитание во всей полноте. Микросреда, в которой вращается современный подросток, весьма неблагоприятна. Он сталкивается с той или иной мере с различными формами отклоняющегося поведения и по дороге в школу, и во дворе, и в общественных местах, и даже дома (в семье) и в школе. Освобождение от традиционных норм ценностей, отсутствие твёрдых образцов поведения и моральных границ, ослабление социального контроля способствуют росту отклоняющегося и саморазрушающегося поведения в подростковой среде. По сведениям ГУВД Краснодарского края, в 2010 году несовершеннолетними и с их участием было совершено 2541 преступление. Скупые строчки статистики свидетельствуют об остроте темы отклоняющегося поведения подростков, о росте агрессивности, наблюдаемой в последнее десятилетие, о необходимости объединения усилий специалистов различного профиля для обоснования и разработки эффективных профилактических программ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие, виды и причины девиантного поведения.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).
Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушения, пьянство, наркомания, суицид.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.
Рассмотрим различные виды социальных отклонений. Культурные и психологические отклонения. Социологов интересуют, прежде всего, культурные отклонения, т.е. отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: медицине, биологии, психологии, социологии, праве, философии и последнее время в педагогике.
Особенности самооценки подростка.
Самооценка – непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения.
Невозможно понять истоки некоторых межличностных столкновений без анализа самооценки конфликтующих людей. У большинства подростков проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что подростку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно».
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не разобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Виды профилактики девиантного поведения
Профилактика – волевое усилие, опора на нормы морали, религии. Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ – одно из важнейших и эффективных направлений профилактики девиантного поведения. Отклоняющееся поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.
Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например с подростками.
По классификации профилактики ВОЗ предусматриваются первичная, вторичная и третичная ее формы. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
воздействие средств массовой информации, антинаркотическое обучение, использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности, создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные организации и т.д.), проведение антинаркотических мотивационных акций, организация деятельности волонтёров.
Психологические технологии первичной профилактики: развитие личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, развитие адаптивных стратегий поведения. Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются как средство определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне. Главная цель вторичной профилактики – изменение дезадаптивных моделей поведения на более адаптивную модель здорового поведения. Третичная профилактика направлена на восстановление личности и её эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания.
Также, решение проблем девиантного поведения возможно благодаря привлечению детей и подростков к духовно – нравственным истокам. Акция – одна из форм развивающей педагогической и психологической работы в нашей школе, это тематическая среда, часто – игровая, которая на определенное время создается в пространстве школы, параллели, класса.
Она не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей, но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат.
Основная цель таких «акций» - расширение жизненных представлений участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений. Важные особенности «акции» - ненавязчивость и необычность.
Формы развивающей педагогической и психологической работы:
Стенд, посвященный здоровому стилю жизни. Проведение групповой дискуссии, беседы. Презентация. Экскурсия. Тренинговые занятия. Просмотр документальных фильмов профилактического содержания. Акция.
Анализ результатов исследования склонности подростков к девиантному поведению.
После предварительного проведения исследования среди подростков нашей школы (генеральная совокупность учащихся – 100 человек), в группе испытуемых были выявлены подростки, у которых выражены показатели склонности к отклоняющемуся поведению, они составили группу экспериментальной выборки. Показатели детей, у которых не выражена склонность к отклоняющемуся поведению, мы отразили в контрольной группе. Также не учитывались и результаты учащихся, которые умышленно давали социально желательные ответы, что свидетельствует о недостоверности их результатов.
В итоге из 100 учащихся выделены показатели выборки – 28 учащихся, среди которых 16 – мальчиков и 12 – девочек. Исследование с помощью опросника, определяющего склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел, было проведено среди девочек и мальчиков (см. приложение 1; табл. 1).
Мы рассмотрим процентное соотношение испытуемых, склонных к различным тенденциям отклоняющегося поведения. Для этого мы определили количество испытуемых, у кого ярче выражена та или иная тенденция. Результаты в исследования, подростков склонных к различным тенденциям отклоняющегося поведения, всей выборки, отражены в соответствующей диаграмме (см. приложение 1;рис. 2).
Большинство девочек так же, как и мальчики, склонные не соблюдать нормы и правила. Это может быть проявлением большей неуравновешенности девочек в данном возрасте, или свидетельством их большей эмоциональности. Можно сделать вывод, что основными качествами, указывающими на отклонения в поведение подростка, является предрасположенность к преодолению каких-либо норм и правил.
Анализ результатов исследование уровня самооценки у подростков, склонных к девиантному поведению.
Для исследования самооценки у подростков нами была использована методика, предложенная Дембо – Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан). Рассмотрим результаты средних значений, по всей экспериментальной выборке полученные в ходе диагностики в соответствующей диаграмме в баллах (см. приложение 2. рис. 1).
Как показано на рисунке, параметры уровня притязаний в выборке подростков склонных к отклоняющемуся поведению находятся в диапазоне сравнительно высокого уровня в графах 2, 4 и 5 – «характер», «умение делать своими руками» и «внешность». Результаты нереалистические, очень высокие в параметрах шкал 1, 3, и 6 – «способности», «авторитет у сверстников» и «уверенность в себе».
Параметры уровня высоты самооценки у подростков находятся в диапазоне «высоких» значений в графах 1, 2, 3, 4, 5 – «способности», «характер», «авторитет», «умение делать своими руками», и «внешность».
Завышенный уровень самооценки в графе 6 – «уверенность в себе». Хотя в целом показатели мальчиков и девочек отличаются незначительно, у мальчиков картина уровня самооценки менее ровная, чем у девочек. Наиболее существенные гендерные отличия можно отметить по шкалам «внешность», «авторитет» и «характер». Можно заметить, что самооценка мальчиков выше, чему девочек в показателях таких черт личности, как уверенности в себе, умению создавать и творить.
Как видно из рисунка, вышеперечисленные показатели высоты уровня самооценки, всей выборки участников исследования, колеблются в пределах от 63 до 77 баллов. Что соответствует параметрам уровня самооценки (согласно методике Дембо - Рубинштейн) «высокой» (60–74 балла) и «очень высокой» (75–100 баллов) параметр количественной характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятое нами исследование преследовало цель – изучить особенность самооценки подростков, склонных к девиантному поведению и причины возникновения всё нарастающих проявлений девиантного поведения и попытаться определить пути профилактики направленных на поиск способов его преодоления.
На этапе теоретического осмысления проблемы был систематизирован материал о структуре и содержании длительного процесса развития самосознания, в котором значимым центральным компонентом является самооценка; предрасполагающая к возможной неадекватности самооценки и девиантному поведению. Описаны специфические особенности девиантного поведения, причины его возникновения характерные в подростковом возрасте.
В ходе исследования нами было осуществлено психологическое обследование учащихся 9-х классов, с помощью методики (А.Н. Орел), СОП. В наибольшей степени среди подростков проявляется склонность к преодолению норм и правил. С данной проблемой должен бороться каждый человек и осознать для себя большой вред такого поведения и стараться бороться с ним постоянно.
Далее нами было осуществлено психологическое обследование подростков, с помощью методики (Дембо - Рубинштейн). В результате показатели уровня самооценки у подростков, склонных к девиантному поведению, очень высокая, неадекватная, что свидетельствует о нереалистическом отношении подростков к собственным возможностям и крайнем неблагополучии в развитии подростков.
Эти выводы позволяют утверждать, что предупреждение отклонений в развитии личности требует его психологической иммунизации, т.е. обучению психологическим навыкам поведения, умению делать правильный выбор, чтобы стать социально – компетентными людьми.
Список литературы
1. Асломов А.Г. Психология личности. М., 1990.
2. Анисимова Л.Н. Профилактика наркомании среди молодёжи. М., 1989.
3. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998.
5. Аверина В.А. Психология личности. М., 1999.
6. Алмазов Б. Н. Психическая адаптация несовершеннолетних. С., 1986.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1997.
8. Братусь Б.С. Аномалия личности. М., 1988.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.
10. Гоголева А.П. Аддиктивное поведение и его профилактика. М, 2003.
11. Егорычева И.Д. Личностная направленность подростка и метод ее диагностики. М.,1999.
12. Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими
аномалиями: учебн. пособие. С., 1980.
13. Занесоцкий А. С. Эта непонятная молодежь. М., 1990.
14. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений. М., 2004.
15. Клейберг Ю.А Практикум по девиантологии СПб.: Речь, 2007.
16. Майерс Д. Социальная психология. СПб.,2005.
17. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001.
18. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: Учебник для студентов вузов М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Исследование с помощью опросника, определяющий склонность к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел, было проведено среди девочек и мальчиков.
Таблица 1
Показатели отклоняющегося поведения всей выборки
Все участники 28 чел. | Компоненты структуры отклоняющегося поведения | ||||||
Ш 2 | Ш 3 | Ш 4 | Ш 5 | Ш 6 | Ш 7 | Ш 8 | |
Мальчики | 72,50 % | 68,75 % | 46,25 % | 57,50 % | 31,25 % | 56,25 % | |
Девочки | 73,75 % | 50 % | 78,75 % | 61,25 % | 17,50 % | 56,25 % | 17,50 % |
ниже 50 б. | 57,50 % | ||||||
Средний показатель | 73,12% | 59,37% | 63% | 59,37% | 24,37% | 56,25% |
Результаты в исследования, подростков склонных к различным тенденциям отклоняющегося поведения, всей выборки, отражены в соответствующей диаграмме.
Как видно из рисунка 2, в структуре отклоняющегося поведения обследуемых учащихся все показания расположены по ранговому признаку: от самого большого до самого маленького.
Рис. 2. Показатели СОП из всей выборки участников.
Примечание: 1. Шкала установки на социально желательные ответы. 2.Шкала склонности к преодолению норм и правил. 3. Шкала склонности к аддиктивтивному поведение.
4. Шкала склонности к самоповреждению и саморазрушающему поведению. 5. Шкала склонности к агрессии и насилию.6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.
7. Шкала склонности к делинквентному поведению. 8. Шкала принятие женской социальной роли.
Как видно из гистограммы, все вышеперечисленные показатели отклоняющегося поведения общего количества выборки колеблются в пределах от – 24,5% до – 73%.
Показатели шкалы 2 «склонность к преодолению норм и правил» как ведущий компонент в структуре отклоняющегося поведения предназначены для измерения предрасположенности подростка к преодолению, каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Наибольший показатель по данной шкале – 73% человек из всей выборки. Результаты свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, «нарушение спокойствия», поиск трудностей, которые можно было бы преодолевать.
Показатели шкалы 4 «склонность к самоповреждению и саморазрушению» позволяют судить о готовности подростка реализовать различные формы аутогенного поведения; о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. Наибольший показатель по данной шкале – 63 %. Это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожает целостности и развитию самой личности. Отрочество является периодом острого кризиса взросления и часто сопровождается рискованным поведением и девиациями.
Одинаковый показатель в шкалах – 5 и 3 «склонность к агрессии и насилию» и «аддиктивному поведению». Этот показатель как ведущий компонент в структуре отклоняющегося поведения выявлен у 59,37% всех участников. В данной шкале мы измерили готовность испытуемых к реализации агрессивных тенденций в поведении. Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Можно заключить, что агрессивное поведение для подросткового возраста – обычное явление. У таких подростков будут проявляться, такие личностные черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, упрямство и злопамятность и др. В шкале 3 «склонность к аддиктивному поведению» измеряется готовность реализовать аддиктивное поведение, т.е. предрасположенность к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонности иллюзорно – компенсаторному способу решений личных проблем.
Шкала 8 «социальная женская роль» предназначена для измерения степени принятия испытуемых женской социальной роли. Результаты ниже 50 Т - баллов указывают о неприятии женской социальной роли, об отвержении традиционных женских ценностей и готовности (предрасположенности) к реализации мужских поведенческих стереотипов, о принятии мужской системы ценностей и относительно высокой степени принятия собственной и чужой агрессии. Шкала используется только в женском варианте. Наивысший показатель по данной шкале обнаружен у 57,5%.
Показатель шкалы 7 «склонность к делинквентному поведению» указывает на готовность, т.е. предрасположенность подростков к реализации делинквентного поведения. Выражаясь метафорически, обнаруживается «делинквентный потенциал», который лишь при определённых обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Личностные особенности таких подростков, свидетельствуют о деформации их характера в криминогенный комплекс правонарушителя: наличии конфликтов с окружающими, заниженная потребность в общении и т.д. Наивысший показатель по данной шкале выявлен у – 56,25% испытуемых.
Минимальный по величине показатели – 24,5% человек, выявлен в шкале – 6, «волевой контроль эмоциональных реакций». В методике имеется предупреждение о том, что данная шкала имеет обратный характер. Если показатели лежат в пределах 60–70 Т - баллов, то это свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Это также свидетельствует о склонности реализовать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Если показатели ниже 50 Т - баллов по данной шкале, то это свидетельствует о не выраженности наблюдаемых тенденций. Таких респондентов нашего исследования насчитывается – 47%. Показатели шкалы 1 не интерпретируются, так как являются служебной и не превышают показатели – 55–58 Т - баллов.
Как следует из рисунка, большинство подростков склонны демонстрировать пренебрежение нормами и правилами. Примечательно, что среди мальчиков меньше испытуемых с выраженной склонностью к самоповреждающему поведению – по сравнению с девочками немного меньше тех кто, набрал по данной шкале большое количество баллов, чтобы в индивидуальной иерархии она оказалась первой. Большинство девочек так же, как и мальчики, склонные следовать нормам и правилам, но также больше девочек, чем мальчиков, склонны к агрессии и насилию.
Приложение 2
Таблица 1
Результаты средних значений экспериментальной выборки
(данные средних значений по всей выборке)
Все участники 28 чел. | Личные качества | |||||||||||
УС - 1 | Х - 2 | АС - 3 | УР - 4 | В - 5 | УС - 6 | |||||||
с | п | с | п | с | п | с | п | с | п | с | п | |
мальчики | 67 | 92 | 68 | 92 | 63 | 93 | 65 | 90 | 65 | 88 | 79 | 92 |
девочки | 67 | 93 | 60 | 85 | 69 | 90 | 61 | 88 | 73 | 90 | 75 | 96 |
Общий показатель | 67 | 92 | 64 | 89 | 66 | 92 | 63 | 89 | 69 | 89 | 77 | 94 |
Примечание: 1. Ум, способности, 2. Характер, 3. Авторитет у сверстников, 4.Умение делать своими руками, 5.Внешность, 6. Уверенность в себе.
Рис. 1 . Показатели исследования самооценки (в баллах)
Примечание: 1. Ум, способности, 2. Характер, 3. Авторитет у сверстников, 4.Умение делать своими руками, 5.Внешность, 6. Уверенность в себе.
Как видно из рисунка, вышеперечисленные показатели высоты уровня самооценки, всей выборки участников исследования, колеблются в пределах от 63 до 77 баллов. Что соответствует параметрам уровня самооценки (согласно методике Дембо - Рубинштейн) «высокой» (60–74 балла) и «очень высокой» (75–100 баллов) параметр количественной характеристики. Первые показатели свидетельствуют о реалистической (адекватной) самооценки подростков, вторые свидетельствует о завышенной самооценке, и указывают на определенные отклонения в формировании личности подростков. Можно заметить, что самооценка мальчиков выше, чему девочек в показателях таких черт личности, как уверенности в себе, умению создавать и творить.
Прослеживаются гендерные различия, девочки более авторитетные и заботящиеся о своей внешности. Показатель умственных способностей одинаковый в обеих подвыборках. У большинства подростков проявляется тенденция оценивать себя выше среднего. Такая самооценка указывает на существенные искажений в формировании личности «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценками окружающих. Это позволяет сделать вывод, что подростку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя. Также показатели, указывающие на высокую самооценку, свидетельствуют о крайне неблагополучии в развитии личности. Эти подростки составляют «группу риска».
Результаты средних значений «низкого» уровня (менее 45 баллов) самооценки в нашей работе отсутствуют.
На рисунке наглядно видно, что уровень притязания намного выше уровня самооценки. Показатели уровня притязания колеблются в диапазоне от 82 до 94 баллов что, указывает на «высокий» (75–89 баллов) и «очень высокий» (90–100 баллов) параметр количественной характеристики. Что подтверждает оптимальное представление о своих возможностях, и является важным фактором личностного развития. В целом для подростков характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Есть в нашей работе показатели, указывающие на нереалистическое, некритическое отношение подростков к собственным возможностям. Результаты средних значений «низкого» уровня притязаний (менее 60 баллов) в нашей работе отсутствуют.
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
О путнике
Весёлая кукушка
Нарисуем попугая цветными карандашами
Извержение вулкана