Цель работы – изучить индивидуальные особенности старшеклассников, выбравших будущую профессию пожарного.
Вложение | Размер |
---|---|
evrika_2015.doc | 161 КБ |
СНИГИРЕВА Мария Викторовна, Краснодарский край, г. Краснодар, МАОУ СОШ № 84,
10 класс, ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Научный руководитель: Сидоренко Нелля Владимировна, педагог – психолог МАОУ СОШ № 84.
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика» Малой академии наук учащихся Кубани
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Научно-исследовательский проект
Выполнена учащейся
11 класса МАОУ СОШ № 84 муниципального образования город Краснодар имени Героя Российской Федерации Яцкова Игоря Владимировича
Снигиревой Марией Викторовной
Научный руководитель:
педагог-психолог МАОУ СОШ № 84
имени Героя Российской Федерации Яцкова Игоря Владимировича
Сидоренко Нелля Владимировна
Краснодар 2015
Аннотация
Цель работы – изучить индивидуальные особенности старшеклассников, выбравших будущую профессию пожарного.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи.
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Определить профессиональный тип учащихся.
3. Провести экспериментальное исследование, раскрывающее индивидуальные особенности старшеклассников.
4. Проанализировать, сравнить результаты полученных данных, сформулировать выводы.
Первым шагом нашего исследования стало проведение психодиагностики типа личности и предполагаемой профессии с помощью теста Дж. Холланда «Профессиональный тип личности».
Для исследования темперамента подростков нами была использована методика-тест. Какой у вас темперамент? (Р. Райн в модификации Н.В.Клюевой.)
Затем мы в своей работе использовали опросник жизненных ценностей личности (must-тест) (П.Н. Ивановой, Е.Ф. Колобова.) и «Методику диагностики степени готовности к риску Шуберта».
В результате чего мы можем сделать выводы что, человек обладающий типом темперамента – меланхолического, не сможет работать пожарным, а у лучших представителей профессии пожарных сангвинический тип темперамента. Именно они и отвечают за нашу безопасность.
План исследования.
Актуальность темы. В будущей профессиональной деятельности важно будет учитывать не только исследуемую специфику личностных особенностей, но и принимать во внимание врожденные качества, применяя их в реальной практике.
Гипотеза исследования – можно предположить, что не каждый тип темперамента – подходит для выбора профессии пожарного.
Комплекс методов исследования представлен следующими группами:
– анализ научной литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы: тестирование.
Объект исследования: старшеклассники, выбравшие профессию пожарного.
Предмет исследования: изучение индивидуальных особенностей старшеклассников, их жизненных ценностей и степени готовности к риску.
Теоретическое значение нашей работы состоит в том, чтобы систематизировать теоретический материал по изучаемой теме.
Ценность полученных результатов исследования состоит в том, что их могут использовать в работе ОУ для усовершенствования уровня преподавания курса профориентации. Формирования профилактических и пропагандистских программ в области пожарной безопасности.
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники пожарной службы, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….5
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………………………..6
1. Теоретическая основа работы…………………..………………………….……………………6
2. Экспериментальные данные психологического исследования….…….……………….……10
3. Сравнительный анализ психологического исследования……...………………………….….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………….15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…………………16
ВВЕДЕНИЕ
Личность есть генетически обусловленный результат динамического бессознательного взаимодействия всех его составляющих: ид, эго, суперэго, подчиняющийся законам природы наравне с другими живыми организмами. Личность есть единая и самоорганизующаяся сущность[12]. Личность – это совокупность индивидуальных свойств и качеств, таких как темперамента, способностей, характера. Эти особенности проявляются в поведении и профессиональной деятельности. От темперамента и индивидуальных особенностей личности зависит выбор профессии. Одной из таких специальностей, где проявляются индивидуальные особенности, является профессия пожарного.
Актуальность темы. В будущей профессиональной деятельности пожарного важно будет учитывать не только исследуемую специфику личностных особенностей, но и принимать во внимание врожденные качества, применяя их в профессиональной деятельности.
Цель работы – изучить индивидуальные особенности старшеклассников, выбравших будущую профессию пожарного.
Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи.
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме.
2. Определить профессиональный тип учащихся.
3. Провести экспериментальное исследование, раскрывающее индивидуальные особенности старшеклассников.
4. Проанализировать, сравнить результаты полученных данных, сформулировать выводы.
Профессия пожарного появилась достаточно недавно. Труд пожарных относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску. Учащиеся нашей школы, выбравшие своей профессией, профессию пожарного лучше других справляются и овладевают навыками будущей профессии, они эмоционально устойчивые к стрессовым ситуациям и коммуникативные навыки у них развиты достаточно хорошо.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Теоретическая основа.
В России профессия пожарного издавна была престижной и уважаемой в народе. Не случайно многие лица высшего света считали своим долгом не только оказывать помощь пожарной охране, но и непосредственно выезжать на пожары, так как осознавали их опустошительное воздействие, необходимость личным примером содействовать привлечению к тушению большого количества сил и средств. Широко известно в этой связи высказывание писателя В.А. Гиляровского: «Каждый пожарный – герой, каждую минуту – на войне, каждую минуту рискует головой» [5].
Впервые в России профессиональная пожарная охрана была организованна в Петербурге – 24 июля 1803 г. Она состояла «из солдат, неспособных к фронтовой службе» [5]. В последующие годы такие команды появились и в других городах. Эвакуация и спасение людей из горящих, задымленных зданий и сооружений – вот важнейшая задача противопожарной службы [12]. Так, с начала 19-го века стала формироваться профессия пожарного: профессия в научном понимании этого слова определяется как род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы [5]. В 1926 – 1927 гг. было проведено и первое психофизиологическое исследование труда пожарного, в котором скрупулезно изучались особенности этой профессии. Авторы выделили одну из главных особенностей труда пожарного: он готовится и ждет в течение иногда очень продолжительного времени, когда ему придется реализовать свои знания и умения на деле. Отмечалась некоторая неоформленность профессии пожарного, ее неустойчивость, проявляющаяся в наличии малого числа профессионалов (людей, занимающихся всецело только данной работой), большой текучести рабочего состава, при которой не могло быть стабильной выработки навыков и знаний, и в отсутствии профессионального отбора.
За годы советской власти произошло существенное укрепление пожарной охраны. Она вошла в структуру МВД и вместе с этим ведомством претерпела множество структурных реформаций но, несмотря на это все реформы подтверждали важность и значимость пожарной охраны специалистов оперативно-тактического и профилактического направлений деятельности. Была сформирована значительная сеть учебных и научных учреждений, которые позволили создать кадровую и научную базу пожарной охраны. Все это положительно повлияло на статус профессии пожарного, подняло ее социальный уровень и престиж.
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства. Опыт показывает, что сотрудники Государственной противопожарной службы (ГПС), не обладающие достаточными способностями к работе в противопожарной службе, не только значительно дольше других овладевают этим видом деятельности, но и работают хуже других, чаще допускают ошибки, обладают меньшей надежностью в работе [7].
Личность – это совокупность индивидуальных черт и свойств, таких как темперамент и способности. Эти качества проявляются в поведении и профессиональной деятельности. От темперамента и индивидуальных особенностей личности зависит очень многое. Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждения и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.
Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.
Особый интерес представляют такие особенности личности, которые способны регулировать уровень функционального состояния при несении службы. Наиболее часто таким качеством выступает эмоциональная устойчивость, позволяющая сотруднику сохранять необходимую физическую и психическую работоспособность в чрезвычайных условиях.
Эмоциональная устойчивость позволяет более эффективно справляться со стрессом, уверенно и хладнокровно применять усвоенные навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Устойчивые к стрессу лица характеризуются как активные, неимпульсивные, настойчивые в преодолении трудностей. Эмоциональная устойчивость может быть обусловлена мотивацией и уровнем притязаний на достижение высоких результатов, а также знаком эмоционального переживания, его длительностью, глубиной.
Важную роль в профессиональной деятельности играет самооценка, ее неадекватность уменьшает надежность работы в нестандартных условиях, Во внезапно возникшей сложной обстановке. Самооценка во многом определяет формирование других профессионально важных качеств.
При всем многообразии профессионально важных качеств можно назвать ряд из них, которые выступают как профессионально важные практически для любого вида трудовой деятельности. К таким качествам относятся: ответственность, самоконтроль, профессиональная самооценка и несколько более специфичных – эмоциональная устойчивость, тревожность, отношение к риску.
Необходимые психические свойства человека развиваются в процессе его профессиональной деятельности или компенсируются другими свойствами с помощью специальных приемов и способов действия. Лишь в экстремальных и чрезвычайных случаях, к числу которых относятся пожары, требования к отдельным психическим свойствам резко повышаются, в то же время многие механизмы компенсации не срабатывают. И если профессиональная деятельность такова, что экстремальные ситуации возникают в ней довольно часто, появляется необходимость в отсеве людей, не соответствующих по психологическим свойствам требованиям деятельности, или в перераспределении их по рабочим местам с учетом индивидуальных психологических предпосылок [7].
Среди мотивов поступления на службу в первую очередь будущие сотрудники называют: стремление к риску, опасности; семейные традиции; воинскую службу в вооруженных силах и внутренних войсках; склонность к военизированной службе; стремление к моральному удовлетворению от работы; стремление к активной, разнообразной, живой работе; стабильный заработок; работе, связанной с общением с людьми [5].
В ходе исследования личностных особенности учащихся можно выделить ведущие группы, в которые входят следующие психологические качества:
смелость;
способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;
уверенность в себе;
способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление;
способность объективно оценивать свои силы и возможности;
способность к длительному сохранению высокой активности;
способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми;
способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие;
склонность к риску.
Указанные качества проявляются в зависимости от специфики выполняемых задач и связаны с успешностью профессиональной деятельности [5].
Известно, что экстремальные условия деятельности тесно связаны с возникновением чрезмерного эмоционального напряжения, которое может приводить к различным формам психической дезадаптации. В таких условиях осуществляется деятельность пожарных. Она сопровождается неблагоприятным воздействием физических, химических, психологических и других патогенных факторов, вызывающих выраженный физиологический и психоэмоциональный стресс [4].
Переживание опасности, сопровождающееся страхом, обычно неприятно, то есть носит характер отрицательной эмоции. Но просто переживание опасности не всегда неприятно. Порой именно опасность привлекает к решению той или иной задачи, придает ей особый интерес.
Переживание опасности не всегда вызывает скованность, возникающую под действием страха. Человек с хорошо развитыми волевыми чертами активности, инициативности, смелости может отвечать на опасность подъемом сил, обострением анализирующей и обобщающей способности мышления, жаждой борьбы. Подобные переживания остаются в воспоминаниях человека как яркие, увлекательные, интересные минуты жизни.
Знания, умения, опыт иногда не только подкрепляют волевое качество смелости, но даже, если можно так выразиться, принимают часть ее функции на себя. Однако в минуты реальной опасности даже у опытного человека возникает нервное возбуждение, свойственное переживанию опасности. Оно мобилизует человека на активные действия и помогает выйти из этой ситуации. Активно действуя, человек уже не переживает страх [10].
Экспериментальные данные психологического исследования.
В данном исследовании участвовали учащиеся девятых классов. В исследовании принимали участие 49 человек (мальчики) в возрасте 15-16 лет.
При изучении индивидуальных и профессиональных особенностей учащихся их жизненных ценностей и готовности к риску были использованы методики:
1. Тест Дж. Холланда «Профессиональный тип личности»;
2. Тест. Какой у вас темперамент? (Р. Райн в модификации Н.В.Клюевой) [2];
3. Опросник жизненных ценностей личности (must-тест) (П.Н. Ивановой, Е.Ф. Колобова.) [13].
4. «Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта».
Первым этапом в нашем исследование мы использовали тест Дж. Холланда «Профессиональный тип личности». Он представляет собой опросник, с помощью которого классифицируются профессии по четырем разделам: деятельность, способности и умения, профессии и самооценка, (в каждом шесть типов: 1R. 2J. 3 A. 4S. 5E. 6 C.)
Инструкция:
1. Деятельность.
Отметьте знаком «+» в столбце под словом «да» напротив тех видов деятельности, которые Вам хотелось выполнять, а затем подсчитайте сумму ответов «да» в каждом разделе.
2. Способности и умения.
Отметьте знаком «+» в столбце под словом «да» те виды деятельности, которые вы можете выполнить хорошо или компетентно, затем подсчитайте сумму ответов «да» в каждом разделе.
3. Профессии
Это проверка вашего восприятия и отношения к профессиям. Укажите профессии, которые вас интересуют или нравятся Вам, отметив знаком «+» соответствующие строчки в столбике «Да», затем подсчитайте сумму «Да» в каждом разделе.
4. Самооценка
Оцените себя по каждому из следующих характеристик, сравнивая себя с другими людьми вашего возраста: обведите кружком нужное число. Дайте как можно более точную оценку вашего представления о себе, старайтесь не оценивать себя по всем характеристикам одинаково объективно.
К методике прилагается специальный бланк, где фиксируются ответы испытуемого. Если испытуемый согласен с утверждением, то в клетке с номером вопроса он ставит знак «+» «да».
Начинается анализ ответов по разделам, подсчитываются только ответы «да». Записываем это количество для каждой группы деятельности, способностей и профессий на строчках в специальной таблице.
1R | 2J | 3 A | 4S | 5E | 6 C | самооценка | |
Деятельность | |||||||
Способности | |||||||
Профессии | |||||||
ИТОГО: | |||||||
Самооценка: | |||||||
- научные способности | |||||||
- художественные способности | |||||||
- музыкальные способности | |||||||
- механические способности | + 1 | ||||||
- преподавательские способности | - 1 | ||||||
- способности к торговле | 0 | ||||||
- конторские офисные способности | |||||||
- математические способности | |||||||
- способности к рукоделию | |||||||
- управленческие способности | |||||||
- канцелярские способности | |||||||
- склонность к дружелюбию | |||||||
ИТОГО: |
Выписываем суммарный код: от самого высокого до минимального, три самых высоких числа (сумма = деятельность + способности + профессия), показатели выдают суммарный код по графам № 1- 6. Затем обратимся к «Классификатору профессий» и найдем профессии, коды которых у каждого учащегося получились. Более 500 профессий, включенных в данную классификацию представленных в системе с использованием буквенного кода (R, J, A, S, E, C).
R – реалистические профессии включают профессии квалифицированных рабочих, а также профессии в сфере техники и обслуживания. Код: RSA, RSE относится к профессии - пожарный.
J – интеллектуальные профессии включают профессии в сфере науки.
A – профессии в сфере искусства.
S – социальные профессии включают профессии в сфере образования и социального обеспечения.
E – предпринимательские профессии включают профессии, связанные с управлением и торговлей.
C – конвенциальные профессии включают канцелярские и конторские профессии.
Коды из трех букв обеспечивает описание профессии, и дают информацию о том, что представляет собой данная профессия, указывая на степень сходства с тремя профессиональными группами.
Время проведения опросника не ограничивается.
В результате тестирования выявлено 16 (33%) юношей, профессиональный тип которых относится к реалистическим профессиям. В дальнейшем исследование учитывались только показатели группы RSA, RSE (пожарный) [10].
Следующим шагом исследования стало установление темперамента (тест какой у вас темперамент) и определение жизненных ценностей данных учащихся (must-тест) (П.Н. Ивановой, Е.Ф. Колобова.)
Инструкция: Для того чтобы определить свой тип темперамента, в соответствующих графах таблицы надо ставить знак «+», если названная форма поведения вам подходит, и знак «–», если названная форма поведения вам не свойственна.
Вариант реакции | Пункты плана наблюдения за собой | ||||||
А | |||||||
Б | |||||||
В | |||||||
Г |
В результате чего вы выявлено, что у 11 учащихся обнаружена, реакция типа «А», то можно говорить о преобладании сангвинического типа темперамента, что составляет 69%. Тип «Б» это холерический тип – 20%, и 11% тип «В» - флегматический тип. Тип «Г» - меланхолический не выявлен [2].
Использование следующей методики: Опросник жизненных ценностей личности (must-тест) (П.Н. Ивановой, Е.Ф. Колобова.) [13].
Инструкция: вам предлагается продолжить напечатанные на бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни. В нашем исследовании также использовалась методика - «Методика диагностики степень готовности к риску Шуберта».
Инструкция: Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:
2 балла - полностью согласен, полное «да»; 1 балл - больше «да», чем «нет»; 0 баллов - ни «да», ни «нет», нечто среднее; – 1 балл - больше «нет», чем «да»;
– 2 балла - полное «нет».
Оценка результатов производилась по следующим нормам: Меньше – 30 баллов – слишком осторожны. От – 10 до +10 – среднее значение. Свыше +20 баллов – склонны к риску[9].
Сравнительный анализ психологического исследования
Рис.1 Показатели личностных особенностей учащихся.
Как видно на рисунке наибольший показатель в нашем исследовании выделен тип темперамента – сангвиник (69%), холерик – (20%), и всего (11%) у флегматика.
Главной личностной ценностью учащиеся выделили такие цели в жизни, как «служение людям» и «безопасность людей». Сангвиники – 80%, холерики – 4%, и флегматики 16%.
Старший школьный возраст является сензитивным периодом для воспитания ценностного отношения к окружающим, которое включает в себя определенные знания о ценности доброжелательных отношений между людьми, личностную заинтересованность в создании положительного образа, стремление к идеалу поведения.
При рассмотрении результатов исследования учащихся степени готовности к риску видно, что наивысшие показатели снова у сангвиников – 93%, холерики всего 2%, и 5% у флегматиков. В этом возрасте у учащихся появляется чувство «взрослости», происходят качественные изменения в самосознании, отмечается устремленность в будущее; усвоенные в более ранние периоды привычки и установки, отношения к окружающим явлениям и людям постепенно складываются в принципы и нормы поведения, формируется мировоззрение [2].
Доказано, что именно тип нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности. От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования выявлено, что учащихся старших классов выбравших профессию пожарного, а это в большей части юноши, у которых тип темперамента - сангвинический. Это учащиеся, у которых активность и реактивность уравновешены. Они живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями.
Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, они активно принимается за новое дело, и могут долго работать не утомляясь. Способных быстро сосредоточится, быть дисциплинированным, при желании могут сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Им присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, что жизненно необходимо для профессии пожарного.
Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.
Также выявлен небольшой процент холерического типа личности, как и сангвиник, у холериков реактивность явно преобладает над активностью, поэтому они нетерпеливы и вспыльчивы. Флегматики обладают высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.
Независимо от типа темперамента, все участники исследования одинаково высоко оценили и выбрали главной жизненной ценностью такие цели, как «служение людям» и «безопасность людей». Отношение к риску у учащихся также на высоком уровне, это объясняется недостаточностью жизненного опыта и особенностью подросткового возраста.
Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта пожарных, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья. Профессия пожарного характеризуется следующими особенностями: стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску. Учащиеся нашей школы, выбравшие своей профессией, профессию пожарного лучше других справляются и овладевают навыками будущей профессии, они эмоционально устойчивые к стрессовым ситуациям и коммуникативные навыки у них развиты достаточно хорошо. Теперь мы знаем что, человек обладающий типом темперамента – меланхолического, не сможет работать пожарным, а у лучших пожарных сангвинический тип темперамента. Именно они и отвечают за нашу безопасность.
Список использованной литературы
1) «Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Методические рекомендации. Изд. 2-е.- М.:2001.-256с.
2) Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 256 с. – (Воспитательная работа).
3) Немов Р.С. «Психология»: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Кн-1: «Основы общей психологии» - 688 с.
4) «Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы»: Методическое пособие / Марьин М.И., Ловчан С.И., Иванихина И.В. и др.; Под ред. Мешалкина Е.А.. – 2-е изд. – М.: ВНИИПО, 1998. – 101с.
5) «Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»: Пособие/ Марьин М.Н. и др. – М.: ВНИИПО, 1998. - 114с.
6) «Психология. Словарь» / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
7) «Психологический отбор кандидатов на службу в ГПС МЧС России»: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2003. – 148с.
8) «Психологический словарь» / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс,1999. – 440 с.
9) «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» / под ред. Д.Я. Райгородского. -Учеб. пособие. – Самара: изд. Дом «Бахрах – М», 2003.
10) Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях/ Ред. – сост. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с. (Сердце отдаю детям)
11) Психология личности от А до Я / Г.И. Колесникова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 314
12) Шувалов М.Г. «Основы пожарного дела»: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Стройиздат, 1998. – 472 с.
13) Фетискин Н. П., Козлов В, В., Мануйлов Г. М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2005. – 490 с.
Три орешка для Золушки
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Военная хитрость
Невидимое письмо