Исследовательская работа по теме "Аликвотные дроби" выполнена ученицей 5 класса и является победителем городской НПК "Обыкновенное чудо" в секции "Арифметика".
Вложение | Размер |
---|---|
alikvotnye_drobi.docx | 649.81 КБ |
alikvotnye_drobi.ppt | 1.57 МБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
______________________________________________________________________________
ГОРОДСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 7 КЛАССОВ
«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
Аликвотные дроби
Направление: арифметика
Ангапова Елена
МАОУ СОШ №19, 5 класс
Ратникова Надежда Александровна,
учитель математики, МАОУ СОШ №19
г. Улан – Удэ
2018 г.
Оглавление
История возникновения аликвотных дробей 4
Как и где применяются аликвоты? 6
Задачи с использованием аликвотных дробей 6
Введение
Актуальность работы
При изучении обыкновенных и десятичных дробей, меня заинтересовало, а есть ли еще какие-то дроби. Как возникли обыкновенные дроби? Тогда от учителя я услышала о таких дробях, как аликвотные дроби и меня заинтересовало это понятие. Я решила исследовать, что это за дроби и изучить их хоть немного на данном уровне изучения математики.
Цель исследования:
Выяснить, какое значение имеют аликвотные дроби в нашей жизни.
Задачи исследования:
узнать происхождение аликвотных дробей;
рассмотреть основные операции с аликвотными дробями;
решать олимпиадные задачи с помощью аликвотных дробей.
Инструменты исследования:
справочная литература;
ресурсы Интернет.
Практическая значимость исследования:
расширение своего математического кругозора;
пополнение новыми понятиями и терминами своих математических знаний;
умение работать с дополнительной литературой;
приобретение навыка публичного выступления с высказыванием собственной точки зрения;
использование работы в просветительской деятельности.
Гипотеза
Аликвотные дроби часто используются при решении задач и в окружающем нас мире.
История возникновения аликвотных дробей
Аликвотные дроби начали использоваться ещё в древности. Необходимость в дробных числах возникла в результате практической деятельности человека. Потребность в нахождении долей единицы появилась у наших предков при дележе добычи после охоты. Второй существенной причиной появления дробных чисел следует считать измерение величин при помощи выбранной единицы измерения.
Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Хотя названия всех следующих дробей связаны с названиями их знаменателей (три – «треть», четыре – «четверть» и т. д.), для половины это не так – ее название во всех языках не имеет ничего общего со словом «два». Следующей дробью была треть.
Таким образом, первые дроби, с которыми нас знакомит история, это дроби вида – , где n – натуральное число, так называемые единичные дроби.
Египтяне ставили иероглиф (ер,«[один] из» или ре, «рот») над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию. К примеру: и .
|
Египетской дробью в математике принято называть сумму нескольких дробей вида . Другими словами, каждая дробь суммы имеет числитель, равный единице, и знаменатель, представляющий собой натуральное число.
Одним из первых известных упоминаний о египетских дробях является математический папирус Ринда. Три более древних текста, в которых упоминается понятие «египетская дробь» - это Египетский математический кожаный свиток, Московский математический папирус и древняя табличка Ахмима. Папирус Ринда был написан писцом Ахмесом и включает в себя таблицу египетских дробей, а также 84 математические задачи, их решения и ответы, записанные в виде египетских дробей.
Единичные дроби встречаются в древнейших, дошедших до нас математических текстах, составленных более 5000 лет тому назад, – древнеегипетских папирусах и вавилонских клинописных табличках.
Итак, Египтяне все дроби записывали как суммы долей, то есть дробей вида . Например: .
Дроби ( где n - натуральные число ), которым египтяне отдавали предпочтение, в современной математике именуются аликвотными (от латинского aliguot- "несколько'').
В Древнем Египте «настоящими» математики считали только аликвотные дроби. Поэтому каждую дробь стремились представить в виде суммы аликвотных дробей, причём с разными знаменателями. И даже сами аликвотные дроби было принято представлять в виде суммы меньших аликвотных дробей. Например, , , , .
Одним из ярких примеров использования в Древнем Египте аликвотных дробей является глаз Хора – единица измерения ёмкостей и объёмов, которая представляла собой дробь . Согласно мифам глаз Хора был выбит, а затем восстановлен на . Каждая часть глаза соответствовала определённой дроби и была представлена в виде суммы аликвотных дробей таким образом:
.
Аликвотные дроби в других странах
Египетские дроби получили распространение и в других странах. О них упоминается в литературе Древней Греции. А впоследствии математиками всего мира, применяли в решении задач аликвотные дроби. Хотя к египетским дробям предъявляли ряд замечаний. К примеру, Клавдий Птолемей говорил о неудобстве использования египетских дробей по сравнению с Вавилонской позиционной системой исчисления.
Важную работу по исследованию египетских дробей провёл математик XIII века Фибоначчи в своём труде «Liber Abaci». Он выполнял вычисления, используя десятичные и обычные дроби, вытеснившие со временем египетские дроби. Фибоначчи использовал сложную запись дробей, включая смешанные дроби и запись в виде сумм дробей, где часто использовались и египетские дроби. Также в книге были приведены алгоритмы перевода из обычных дробей в египетские.
Как и где применяются аликвоты?
Аликвотные величины в настоящее время используются не только в математике. В музыке есть понятие аликвотных струн. Аликвотные или резонансные струны – это дополнительные струны, не используемые непосредственно исполнителем, а самовозбуждающиеся от колебания игровых струн. Аликвотные струны служат для обогащения тембра и усиления звучания.
В физике, химии и фармацевтике используется понятие аликвотная доля или аликвота- это точно известная часть раствора.
Задачи с использованием аликвотных дробей
В Египетских папирусах описаны арифметические действия с единичными дробями. Аликвотные дроби можно складывать, вычитать, умножать и делить. Например: , , , .
Рассмотрим древние и современные задачи, в решении которых используются аликвотные дроби.
Египетский жрец и писарь Ахмес считается первым математиком. Решим задачу Ахмеса: «Разделить 7 хлебов между 8 людьми».
Решение: Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов (7 хлебов по 7 надрезов в каждом хлебе). А по-египетски эта задача решалась так: . Значит, каждому человеку нужно дать половину хлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба. Придется сделать почти в три раза меньше разрезов.
Задача из современного учебника математики: «Три друга купили 2 дыни. Как не разрезая каждую дыню на 3 доли, мальчики разделят их поровну?»
Решение: По условию задачи две дыни нужно разделить на три равные части.
.
Каждый мальчик взял по половинке дыни, а когда оставшуюся половину дыни разделили на три равные части, то каждый мальчик получил еще по дыни.
Ответ: половинка дыни и дыни.
Подобных задач можно придумать очень много. И над этим мы планируем работать в дальнейшем.
Простейшими задачами считаются задачи разложения дроби на сумму аликвотных дробей. Эти задачи можно разделить на две категории:
1. в знаменателе простое число;
2. в знаменателе составное число.
Рассмотрим решение задач первого типа:
Для того, чтобы выполнить это задание, нужно умножить числитель и знаменатель дроби на такое число, чтобы числитель получившейся дроби можно было разложить на слагаемые, каждый из которых будет делителем знаменателя (так как при сокращении в числители получится 1). После решения многих таких задач мы сделали вывод, что таким «удобным» числом является число 6.
.
Задачи второго типа также можно разделить на три вида:
1) числитель сразу можно представить в виде суммы делителей знаменателя.;
2) в числителе число наименьшего делителя знаменателя:
;
3) числитель можно разложить на сумму чисел, среди которых есть как делители знаменателя, так и числа не являющиеся таковыми:
.
Для того чтобы разложить дробь на сумму аликвотных дробей, воспользуемся алгоритмом пункта 1.
Тогда конечный результат будет таким: .
В современном мире задачи с аликвотными дробями можно встретить и в различной дополнительной литературе по предмету, в олимпиадных заданиях. Рассмотрим задачи из журнала «Квант»:
Задача 1. Представить число 1 в виде сумм различных аликвотных дробей
А) в виде суммы трёх слагаемых:
Б) в виде суммы четырёх слагаемых:
В) в виде суммы пяти слагаемых:
Г) в виде суммы шести слагаемых:
) +
Задача 2: Представьте дробь в виде аликвотных дробей.
Существует 2 способа представления дроби в виде суммы и один - в виде разности аликвотных дробей.
Задача 3: Верно ли равенство?
?
Равенство верно.
Задача 4: Найдите сумму: .
Решение: Для решения воспользуемся уже известным нам способом
и т. д.
т. е. получим .
Задача 5: Найти сумму:
Решение: Для решения воспользуемся решением предыдущей задачи.
, и т. д.
Рассуждая аналогично решению предыдущей задачи, получаем ответ
Заключение
Таким образом, при разработке данной темы, я узнала, что первыми дробями, которыми оперировали люди, были аликвотные дроби. Задачи с использованием аликвотных дробей составляют обширный класс нестандартных задач. Аликвотные дроби используются тогда, когда требуется что-то разделить на несколько частей с наименьшим количеством действий для этого.
Выяснила, что аликвотные дроби долгое время были единственными дробями, с которыми как-то умел оперировать человек, а правила действий с произвольными дробями разработаны «сравнительно недавно».
Решив проблему разложения аликвотных дробей на две аликвотные дроби, мы пришли к выводу, что разложение на три, четыре, пять и т.д. аликвотных дробей можно произвести, разложив одно из слагаемых на две дроби, следующее слагаемое еще на две аликвотные дроби и т.д. Разложение дробей на две аликвотные дроби планируем систематизировать в дальнейшем в виде правила, применив которое, легко бы решались олимпиадные задачи по математике.
Выдвинутая гипотеза оказалась верна: Аликвотные дроби часто бывают более удобными при решении задач и применяются в окружающем нас мире в разных областях, а не только в математике.
Литература
1. Депман И. Я. Мир чисел. М.: Детская литература,1982
2. Кординский Б. А.,Ахадов Л. А.Удивительный мир чисел: книга для учащихся. М.Просвещение,1986
3. Интернет ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki Симметрия - http://slovari.yandex.ru
https://intolimp.org/publication/alikvotnyie-drobi.html
https://www.metod-kopilka.ru/issledovatelskaya_rabota_na_temu_alikvotnye_drobiquot-50147.htm
Слайд 1
Выполнила: учащаяся 5а класса Ангапова Елена Руководитель: Ратникова Надежда Александровна Аликвотные дробиСлайд 2
Цель исследования: Выяснить, какое значение имеют аликвотные дроби в нашей жизни Задачи исследования: Узнать происхождение аликвотных дробей Рассмотреть основные операции с аликвотными дробями Решать олимпиадные задачи с помощью аликвотных дробей
Слайд 3
Практическая значимость исследования: самостоятельно расширить свой математический кругозор; научиться работать с дополнительной литературой; приобрести навык публичного выступления с высказыванием собственной точки зрения; использование работы в просветительской деятельности. Гипотеза Аликвотные дроби часто используются при решении задач и в окружающем нас мире
Слайд 4
История возникновения аликвотных дробей Действия с аликвотными дробями Как и где используются аликвотные дроби Задачи с использованием аликвотных дробей
Слайд 5
Происхождение аликвотных дробей
Слайд 6
Египтяне ставили иероглиф над числом для обозначения единичной дроби в обычной записи, а в священных текстах использовали линию 1/3 1/10
Слайд 9
Глаз «Хора»
Слайд 10
Аликвотные дроби можно: 1) Складывать : 2) Вычитать : 3) Умножать : 4) Делить : Действия с аликвотными дробями
Слайд 11
Как и где употребляются аликвоты? 1)Аликвотная дробь(математика) 2)Аликвотная струна(музыка) 3)Аликвотная часть(физика и химия) 4)Аликвотная система 5)Аликвотное количество
Слайд 12
Практическая часть Задача Ахмеса ,,Разделить 7 хлебов между 8 людьми,,
Слайд 13
Практическая часть Если разрезать каждый хлеб на 8 частей, придется провести 49 разрезов. 7/8= 1/2 +1/4 +1/8. Значит каждому человеку дать полхлеба, четверть хлеба и восьмушку хлеба. Придется сделать двенадцать разрезов.
Слайд 14
Представить число 1 в виде сумм различных аликвотных дробей А) трёх слагаемых: 1 = 1/2 + 1/2 = 1/2 +(1/3 + 1/6) = 1/2 +1/3 + 1/6. Б) четырёх слагаемых: 1 = 1/2 +1/3 + 1/6 = 1/2+1/3 +(1/7+1/42) = = 1/2+1/3+1/7+1/42. В) пяти слагаемых: 1 = 1/2+ 1/3 +1/7+1/42 = 1/2 +(1/4 + 1/12) +1/7+1/42 = = 1/2 + 1/4+ 1/12 + 1/7 + 1/42
Слайд 15
Вывод: Аликвотные дроби имеют важное значение в нашей жизни, потому что: 1) Первыми дробями, которыми пользовались люди, были аликвотные дроби. 2) Аликвотные дроби долгое время были единственными дробями, которыми как-то умел пользоваться человек. 3)Аликвотные дроби используются во многих областях жизни. Выдвинутая гипотеза оказалась верна : Аликвотные дроби часто бывают более удобными при решении задач и применяются в окружающем нас мире в разных областях, а не только в математике.
Вокруг света за 80 дней
О чем поет Шотландская волынка?
Агния Барто. Сережа учит уроки
Астрономический календарь. Май, 2019
Как Снегурочке раскатать тесто?