Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Ответ на этот вопрос автор попыталась найти в ходе своего исследования.
Цель исследования: доказать связь между литературой и математикой.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Найти математические утверждения поэтов и математиков с поэтическим талантом;
2. Найти и решить математические задачи в литературных произведениях;
3. Провести анкетирование;
4. Оценка проделанной работы и формулировка вывода.
Актуальность данной темы заключается в том, что существует взаимосвязь математики и литературы.
Практическая значимость данного исследования в том, что эта работа поможет привлечь внимание учащихся к задачам из художественной литературы, которые способствуют развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, а также может быть использована на уроках математики в качестве дополнительного материала.
В основной части работы на основе некоторых утверждений и высказываний поэтов и математиков, цифровой поэзии и художественных произведений с математическими задачами, подтверждающие единство математики и литературы, по исследовательскому вопросу автором была доказана связь двух наук.
Решение поставленной проблемы достигалось в несколько этапов. Сначала был поиск произведений художественной литературы, затем чтение некоторых рассказов, где встречались математические задачи, проводились анализ и сравнение с реальной действительностью решение данных задач, после проведен опрос среди одноклассников, результат которого показал, что не все читатели при прочтении обращают внимание на авторские задачи.
В данной работе приведены достаточные доказательства, подтверждающие выдвинутую гипотезу. Автору удалось открыть для одноклассников интересные факты, которые можно извлечь из художественной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_remneva_angelina.docx | 64.28 КБ |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»
Проектно-исследовательская работа
Тема: «Взаимосвязь математики и литературы»
Подготовила:
ученица 5 Г класса
Ремнева Ангелина Павловна
Руководитель:
Биктеева Милана Николаевна
Саранск, 2019 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Поэты о математике. …………………………………………………...6
Глава II. Математики – поэты……………………………………………………8
Глава III. Стихи числами………………………………………………………..10
Глава IV. Математические задачи в литературных произведениях………… 12
Глава V. Исследование…………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………...18
Приложение………………………………………………………………………19
Введение
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях велико мира.
Сотни красок со звуком уловит поэт,
и повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув математик.
Настоящий ученый, он тоже поэт,
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть.
Владимир Наумович Михановский.
Я очень люблю читать! Но свою любовь к художественной литературе я разделяю с математикой. Я никогда бы не подумала, что такие две противоречивые науки могут иметь точки соприкосновения. И каково же было мое удивление когда, читая литературное произведение, я в очередной раз наткнулась на математическую задачу! И тогда я решила попробовать решить предложенную автором задачу. Когда я занялась этим вопросом, я поняла, насколько дружно могут существовать эти две науки.
Актуальность выбранной темы: взаимосвязь математики и литературы, убедиться, что в литературе существуют элементы математики.
Гипотеза: в своей работе показать, что в некоторых литературных произведениях присутствует математическая логика, но встречаются неправильно решенные математические задачи, описываемые в художественных произведениях.
Целью моего исследования является доказать связь между литературой и математикой.
Объект исследования: произведения русской художественной литературы.
В процессе исследования ставились следующие задачи:
1. Найти математические утверждения поэтов и математиков с поэтическим талантом;
2. Найти и решить математические задачи в литературных произведениях;
3. Провести анкетирование;
4. Оценка проделанной работы и формулировка вывода.
Избранные методы исследования: поиск, изучение, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование.
Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала адекватные методы математического описания знаков природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.
Литература с математикой с давнишних пор
Ведут между собой древнейший спор.
«Я - Математика! Я - Королева средь наук.
И без меня все, как без рук.
Не смогут вычесть и сложить,
И даже точно день прожить.
Моих фигур прелестный ряд
Везде, куда не кинешь взгляд.
Я Человечеству служу,
Я ум в порядок привожу».
Литература ей в ответ:
«Да, ты прекрасна спору нет.
Но всех важнее я на свете.
Нужна и взрослым я и детям,
И интересней нет меня наук.
Я для людей -духовный друг!
Я тоже Человечеству служу
И в людях чувства добрые бужу».
Так множество веков тянулись разногласья
О том, что между разумом и чувством нет согласья.
Друзья! Решили мы окончить этот спор:
И о пересеченье этих плоскостей ведем наш разговор.
А на прямой, образовавшейся от их пересеченья
Остались чувства умные и добрый ум.
И если добрый ум в науке будет балом править.
То чувства умные несовершенный мир исправят.
Как верно заметил А. Блок.
Глава I. Поэты о математике
Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие высказывания о математике и о числах:
"Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром". (Гёте)
«…Потому что все оттенки смысла умное число передает» - Н.Гумилев.
«Пред волей чисел мы все рабы»; «Вам поклоняюсь, вас желаю, числа!» - В.Брюсов.
«Я всматриваюсь в вас, о числа… Вы позволяете понимать века» - В.Хлебников.
Е.Винокуров признается в том, что ему с трудом даются самые элементарные математические факты и утверждения:
Я чуть не плакал. Не было удачи!
Задача не решалась – хоть убей.
Условье было трудным у задачи,
Дано:
«Летела стая лебедей…»
Я, щеку грустно подперев рукою,
Делил, слагал – не шли дела на лад!
Но, лишь глаза усталые закрою,
Я видел ясно:
Вот они летят…
Не скрывает своих эмоций по поводу разнообразных разделов математики поэт И. Снегова:
Математика – это трудно.
Это дар. С первых лет. От бога.
Слишком промахи в ней подсудны.
Слишком взыскивает с итога.
Уравненья, в которых скопом
Корни, степень, неравенств бездна.
Суть, замкнувшаяся по скобкам,
И – до дьявола неизвестных.
Или дроби… Ох, эти дроби!
И после всех этих признаний не удивительно, что автор заключает:
Ни одно из моих решений
Не сходилось вовек с ответом.
Глава II. Математики – поэты
Математик, который не есть поэт, не
будет никогда подлинным математиком.
Карл Вейерштрасс
Омар Хайям (1048 – 1131)
Персидский математик, геометр, физик, астроном, философ, историк, правовед, врачеватель и лингвист Гийас ад-Дун Абу-л-Фатх ибн Ибрахим Омар Хайям известен как автор поэтических четверостиший. Вот самое знаменитое:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Его стихи – точные, острые и актуальны по сегодняшний день.
Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь… А пешки? – мы с тобой.
Подвигают, притиснут – и побили.
И в темный ящик сунут на покой.
«Трясу надежды ветви, но где желанный плод?
Как странник нить судьбы в кромешной тьме найдет.
Тесна мне бытия печальная темница.
О, если б дверь найти, что к вечности ведет!».
Это четверостишье было написано в период гонений на Омара Хайяма со стороны новых правителей.
Софья Ковалевская (1850 – 1891)
Известный математик Софья Васильевна Ковалевская обладала незаурядным литературным талантом. Софья Васильевна писала прозаические произведения:
- роман «Сестры Раевские»;
- драма «Борьба за счастье»;
- роман «Нигилистка»;
- «Воспоминания детства»;
Карл Вейерштрасс (1815 – 1897)
Учитель С.В.Ковалевской, немецкий математик, «образец математической строгости» Карл Вейерштрасс считал, что «математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком». Вот одно из его стихотворений
в переводе академика П.Я. Кочина:
«Красота есть тайна мира, что в искусстве вновь живет,
Изгони ее из жизни – с ней любовь навек умрет.
Вздрогнет все от отвращенья, ночь людей повергнет в страх,
И с последним из поэтов все погаснет в небесах».
Глава III. Стихи числами
Цифровая поэзия – стихи, записанные цифрами.
Цифровые стихи - числовые ритмические абстракции, звучащие как стихотворения.
Цифровые стихи обладают особым обаянием, ритмом и своеобразной энергетикой.
А.Фет | А.Фет |
В.Маяковский | В.Маяковский |
А.С. Пушкин | А.С. Пушкин |
С. Есенин | С. Есенин |
Глава IV. Математические задачи в литературных
произведениях
В некоторых художественных произведениях встречаются математические вычисления, на которые, как правило, не обращают внимания, так как они для многих читателей не имеют сути. Давайте рассмотрим произведения литературы, в которых встречаются математические задачи.
Хочу привести пример из своей практики. Во время летних каникул я прочитала рассказы Николая Носова «Витя Малеев в школе и дома», «Федина задача».
«Витя Малеев в школе и дома»
Задача 1: В магазине было 8 пил, а топоров в 3 раза больше. Первой бригаде продали половина топоров и 3 пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде за 100 рублей. Сколько стоит 1 топор и 1 пила?
Решение.
1) 8 · 3 = 24 (т.) – было в магазине.
2) 8 - 3 = 5 (п.) – после продажи осталось.
3) 24 : 2 = 12 (т.) – осталось.
4) 100 - 84 = 16 (руб.) – стоит 2 пилы.
5) 16:2 = 8 (руб.) – стоит 1 пила.
6) 8 · 3 = 24 (руб.) – 3 пилы.
7) 84 - 24 = 60 (руб.) – стоят топоры.
8) 60 : 12 = 5 (руб.)
Ответ: 8 рублей стоит 1 пила, а 5 рублей 1 топор.
Задача 2: Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они собрали 120 штук. Девочка сорвала орехов в 2 раза меньше, чем мальчик. Сколько орехов оказалось у мальчика и у девочки?
Решение.
Пусть х орехов у мальчика, тогда у девочки 2x. Всего 120 орехов.
Составляю уравнение:
х + 2x = 120
3 · х = 120
х = 120 : 3
х = 40 (шт) – собрала девочка.
40 · 2 = 80 (шт)
Ответ: 40 орехов собрала девочка , 80 орехов собрал мальчик.
«Федина задача»
Рассказ о мальчике Феде Рыбкине, который никак не мог решить домашнюю задачу и пошел за помощью к Юре Сорокину.
Задача: На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи причем из 6 кг зерна получилось 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?
Решение.
1) 450 · 80 = 36000(кг) – 36 тонн всего.
2) 36000 : 6 · 5 = 30000 (кг) – 30(т) – получили.
3) 30 : 3=10(м)
Ответ:10 машин понадобится.
На мое удивление эти задачи попадались нам в школе. И я смогла легко их решить.
В некоторых художественных произведениях встречаются и математически неправильно решенные жизненные задачи. Если читатель – любитель математики, от него такая задача не ускользнет! Он не упустит случая разобраться, что это там предложил автор: разрешима задача или нет. И мне бы хотелось привести пример таких произведений, которые я взяла для анализа.
Задача от Григория Остера « 38 попугаев»
История о том, как главные герои измеряли рост удава. Оказывается, что он составляет 38 попугаев, 5 мартышек или 2 слоненка. А так ли это на самом деле?
На самом деле, средний рост попугая = 22см, мартышки = 77см, слона = 335см, удава = 10м = 1000см.
Получаем 1000см : 22см = 45 попугаев,
1000см : 77см= 13мартышек,
1000см : 335см = 3слона.
Следовательно, можно сделать вывод, что автор в этом произведении пренебрег точными данными.
И.С. Тургенев «Муму»
«…Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения».
Решение:
1 аршин =16 вершкам
1 аршин=71,12 см.
1 вершок=4,5 см.
Зная соотношения между старорусскими мерами длины и современными вычислим рост Герасима: 12 х 4,5 см = 54 см. Рост младенца в среднем
составляет 51-53 см. Какой же Герасим тогда богатырь? Дело в том, что раньше рост человека, меряли, начиная с двух аршинов, так как чуть больше 142 см было обязательным для взрослого человека. Вот к этой длине потом прибавляли вершки.
Проведем повторное вычисление:
1) 2х71,12см = 142,4 см - 2 аршина.
2)142,4 +54= 196,4 см (2 аршина и 12 вершков).
Ответ: рост Герасима был приблизительно 1м 96см - высокий человек.
Мне показалось это очень интересным и познавательным. Зная этот факт, можно понять значение всем известной в жизни фразы «От горшка два вершка». То есть 2 вершка это 9 сантиметров, прибавляем к 142 сантиметрам и получаем 151 сантиметр.
Глава V. Исследование
Опрос проводился среди моих одноклассников. В опросе участвовало 25 учеников. Были предложены три вопроса, целью которых было выявить, кто из учеников встречал в литературных произведениях математические задачи, мешали ли они понять смысл прочитанного и пытались ли они их решить. Проанализируем результаты проведенного опроса.
По результатам первого вопроса выявлено, что большинство из них – 15 человек (60%) встречали в литературных произведениях математические задачи, которые не мешают понимать прочитанное практически всем – 23 ученикам (92%), как показывает анализ второго вопроса. А вот по результатам третьего вопроса – к решению этих задач приступали только 7 человек из всех опрошенных (28%).
Из вышеизложенного сделаем вывод: мои одноклассники не отличаются особой любознательностью.
Но хочу отметить, что было бы очень интересно провести тот же опрос в следующем учебном году, и посмотреть, насколько изменятся результаты, представленные на сегодняшний день.
Заключение
Прочитанная мной литература показала, что знания по математике нужны и писателям, и поэтам. Многие авторы произведений, используя некоторые математические данные, дают возможность читателю подумать над поставленной задачей. Книга позволяет открыть свои тайны только тому человеку, кто умеет читать между строк и сам добывать знания, и отвечать на интересующие его вопросы. Если грамотно использовать математические факты, то художественное произведение становится достоверным и реальным.
В исследовательской работе мною раскрыты факты удачного соединения художественного и математического таланта, наблюдаемого у некоторых людей. Читая художественные произведения, я встречала в них элементы математики. В процессе исследования я доказала связь двух наук - математики и литературы.
Список использованных источников
9. https://sites.google.com/site/matematikailiteratura/
10. https://sites.google.com/site/matematikailiteratura/kontakty
11. http://shkolala.ru/proekty/tsifryi-i-chisla/starinnyie-meryi-dlinnyi/
Уважаемый респондент!
Просим Вас принять участие в нашем исследовании и ответить на вопросы. Впишите суждения в соответствующие графы анкеты. Анкета анонимна.
АНКЕТА
Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Когда читаете произведение мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Если в литературных произведениях Вы встречаете задачи, пытаетесь ли Вы ее решить?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Доказана связь между математикой и литературой?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Шелковая горка
Лягушка-путешественница
Рисуем белые грибы пастелью
Извержение вулкана
Загадка Бабы-Яги