Работа была представлена на районной НПК "Певые шаги в науку".
Вложение | Размер |
---|---|
npk_sinkveyn.docx | 143.52 КБ |
prezentatsiya_sinkveyn.pptx | 680.11 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Научно-практическая конференция "Первые шаги в науку"
Секция: "Бурятский язык"
Тема работы: "Использование синквейна в бурятском языке"
Выполнил: Хетуева Инесса,
ученица 3 класса
Руководитель: Тудупова Ж.Ч.,
учитель начальных классов
с. Алла
2019 год
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………….………3
2. Основная часть
2.1. История возникновения синквейна………………..…………….....…….4
2.2. Строение синквейна…………………………………………………...……..5
2.3. Дидактический синквейн…………………………………………...………..5
2.4. Практическое применение синквейна……………………………...……….6
Заключение………………………………………………………………………...9Список использованной литературы……………………………….…………. 10
Приложения ..........................................................................................................11
1. Введение.
В современной школе одной из важных проблем остается развитие творчества школьника и повышение интереса к предмету. Актуальность работы направлена на повышение интереса школьников к изучению бурятского языка и литературы. В нашей Республике ведется большая работа по сохранению нашего родного бурятского языка.
Цель работы: доказать, что синквейн – помощник в изучении и повышении интереса к бурятскому языку и развития творчества школьника.
В качестве гипотезы примем предположение о том, что синквейн способен развивать творческие способности, также благодаря этому приему повышается интерес к изучаемому предмету.
Для подтверждения гипотезы необходимо выполнить ряд задач:
Методы исследования: анализ, наблюдение, сопоставление.
В своей работе я опиралась на литературные источники, пользовалась ресурсами сети Интернет и материалами одноклассников.
2. Основная часть
2.1. История возникновения синквейна.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Слово "синквейн" образовано от французского слова "пять" что означает стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейны полезны для пополнения словарного багажа ученика сложной информации и творческого развития. Ребенку удается лучше усвоить тему урока с помощью интересно придуманных синквейнов.
2.2. Строение синквейна.
Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Бывают много разных видов синквейнов: обратный синквейн, зеркальный синквейн, синквейн-бабочка, корона синквейнов, гирлянда синквейнов.
2.3. Дидактический синквейн
Одним из лучших синквейнов для изучения бурятского языка является дидактический синквейн. Он развился в практике американской школы. У дидактического синквейна пять строк. Каждая строка имеет свое правило.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
2.4. Практическое применение синквейна.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале самое основное, делать выводы и кратко их формулировать. Использование синквейнов можно практиковать на различных уроках. Мы их используем на уроках бурятского языка.
Синквейн строится так:
Название (1 существительное) _________
Описание (2 прилагательных) _________ ________
Действия (3 глагола) ________ ________ _______
Чувство (фраза из 4 слов) _______ _______ _______ _______
Повторение сути (синоним первой строчки) _________
Примеры синквейнов, составленных моими одноклассниками на уроке. (Приложение 1)
Аба
Шанга, бэрхэ
Худэлдэг, наададаг, хамгаалдаг
Минии абамни эгээ шанга, эгээ бэрхэ
Хусэн
Амаралта
Гоё, хухуйтэй
Ундаха, наадаха, амарха
Зунай амаралта эгээ ута ба дулаан
Наадан
Сагаалган
Сагаан, һайхан
Амаршалдаг, сагаалдаг, айлшадаг
Сагаан һараар, Сагаалганаар
Баяр
Елуур
Халтирхай, хухэ
Халтирдаг, наададаг, гуйдэг
Елуур дээгуур гуйхэдэ гоё
Мульһэн
Шандаган
Сагаан, аймхай
Дэмхэрдэг, гуйдэг, хорголтог
Шандаган – аймхай амитан
Амитан
Ой
Убэлэй, саһатай
Хорголуулдаг, баярлуулдаг, унтадаг
Ой модод ундэртэй-набтартай, олон зон һайтай-муутай
Баялиг
Шоно
Боро, улэн
Агнадаг, улидаг, айлгадаг
Боро шоно шудоороо ирзайна
Арьяатан
Шэнэ жэл
Хуйтэн, гое
Ерэдэг, баярлуулдаг, наадулдаг
Шэнэ жэл январиин нэгэндэ болодог
hайндэр
Зана шубуун
Бишыхан, hайхан
Ниидэдэг, убэлжэдэг, дууладаг
Улаан убсуутэй бишыхан шубуун
Дуулашан
Отзывы учащихся о работе с синквейном.
Мне очень понравилось составлять синквейны. Они помогают мне обогащать бурятский язык.
Доржиева Алтана
Работа с синквейном мне понравилась. Она развивает фантазию, интересная.
Раднаева Аяна
Благодаря синквейну развивается речь.
Ринчинова Дари
Синквейны развивают мышление, фантазию, и, по-моему, это просто интересно.
Телятникова Ксюша
Синквейн – интересный и простой способ описать кого-либо. Мне он нравится, потому что нужно мало писать, а больше думать.
Эрдыниев Артем
Значение синквейна.
При помощи синквейна мы учимся анализировать информацию, написать сочинение, обогащаем свой словарный запас, учимся творчеству.
Заключение
В ходе работы с синквейном я поняла, что эта стихотворная форма помогает нам обогащать свой бурятский язык. Это намного лучше чем просто выполнять упражнения по теме "Части речи". Больше половины моих одноклассников русскоязычные. И им трудно дается изучение и запоминание слов на бурятском языке. А с помощью синквейна моим друзьям намного лучше и интереснее изучать бурятский язык. Я надеюсь, что с помощью этого метода помогу своим одноклассникам расширить словарный запас.
Список литературы.
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дыренская средняя общеобразовательная школа» Научно-практическая конференция "Первые шаги в науку" Секция: "Бурятский язык" Тема работы: "Использование синквейна в бурятском языке" Выполнил: Хетуева Инесса, ученица 3 класса Руководитель: Тудупова Ж.Ч., учитель начальных классов с. Алла 2019 годСлайд 2
Дынные учеников в начальных классах в МБОУ «Дыренская СОШ» № Классы Количество учащихся Кол-во учащихся, говорящих на русском языке Кол-во учащихся, говорящих на бурятском языке 1 1 7 3 4 2 2 7 5 2 3 3 7 3 4 4 4 9 1 8
Слайд 7
Убэл
Слайд 8
Шандаган Сагаан , аймхай Дэмхэрдэг , гуйдэг , хоргол д ог Шандаган – аймхай амитан Амитан Ксюша
Слайд 9
Сагаалган Сагаан , һ айхан Амаршалдаг , сагаалдаг , айлшадаг Сагаан һ араар , Сагаалганаар Баяр Дари
Слайд 10
Шэнэ жэл Хуйтэн , гое Ерэдэг , баярлуулдаг , наадулдаг Шэнэ жэл январиин нэгэндэ болодог һ айндэр Алтана
Слайд 11
Шоно Боро , улэн Агнадаг , улидаг , айлгадаг Боро шоно шудоороо ирзайдаг Арьяатан Алдар
Слайд 12
Елуур Халтирхай , хухэ Халтирдаг , наададаг , гуйдэг Елуур дээгуур гуйхэдэ гоё Муль һ эн Артем
Слайд 13
Зана шубуун Бишыхан , h айхан Ниидэдэг , убэлжэдэг , дууладаг Улаан убсуутэй бишыхан шубуун Дуулашан
Слайд 15
Спасибо за внимание!
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
"Портрет". Н.В. Гоголь
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Госпожа Метелица