В данной работе исследуется художественное своеобразие произведений Н. Носова. В этом и состоит ее научная новизна.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может быть использовано в работе учителей и библиотекарей.
Вложение | Размер |
---|---|
Мир детства в рассказах Николая Носова | 206 КБ |
Городская научно-практическая конференция
«Путь к успеху»
Мир детства в рассказах Николая Носова
секция «Литературоведение»
Автор:
Горохова Анастасия Михайловна,
ученица 5 «В» класса
МБОУ СШ № 23
с углубленным изучением
отдельных предметов.
Руководитель:
Тарасова Светлана Сергеевна,
учитель русского языка
и литературы первой категории
МБОУ СШ № 23
с углубленным изучением
отдельных предметов.
г. Дзержинск
2019 г.
Оглавление
Введение__________________________________________________________3
Приложение 2 _______________________________________________ 16
Введение
Детство – это важнейшая пора в жизни каждого человека. Это время беззаботности, счастья, маленьких тайн и открытий, иногда разочарований. В эту пору формируется характер, складываются привычки, определяется отношение к миру, поэтому многие писатели обращались и обращаются к этому важному периоду в жизни любого человека, создавая свои произведения. В детстве воображение особенно живо и активно. Мир для ребенка сказочен, фантазия врывается в реальность. В детской книге живет осуществленная детская мечта.
Я выбрала тему «Мир детства в рассказах Н.Н. Носова», потому что Николай Николаевич – мой любимый детский писатель. Читая его книги, представляешь реальных ребят - друзей и одноклассников, с достоинствами и недостатками, с разными характерами. Рассказы Н.Н.Носова заставляют задуматься о том, что необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни, например, учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения.
Целью исследования является выявление художественного своеобразия рассказов Н.Носова о детях.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
– изучить литературу по теме исследования;
– установить, какое значение имеет слово «детство» и словосочетание «мир детства»;
– познакомиться с биографией Николая Носова и его рассказами;
– проанализировать произведения писателя, посвященные теме детства;
– выяснить отношение детей и подростков к данной теме;
– сделать выводы по теме исследования.
Данная тема актуальна, так как мир детства остается самой интересной областью для изучения, а творчество Николая Носова помогает приоткрыть многие его тайны.
В данной работе исследуется художественное своеобразие произведений Н.Носова. В этом и состоит научная новизна работы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно может быть использовано в работе учителей и библиотекарей.
Обратившись к теме исследования, я выдвинула следующие гипотезы:
1) детство современных ребят отличается от детства их сверстников 40-60 годов;
2) главными героями всех рассказов Н.Носова являются дети;
3) Николай Носов – самый популярный детский писатель.
Объект исследования: учащиеся 3-5-х классов МБОУ СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов в возрасте 9-11 лет.
Предмет исследования: рассказы Н.Носова.
Основные методы работы:
1.1 Детство как особый период в жизни человека
Детство – важнейший период
человеческой жизни, не
подготовка к будущей жизни,
а настоящая, яркая, самобытная
неповторимая жизнь.
В. А. Сухомлинский
Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. При этом следует понимать, что детство — не просто фаза человеческого развития, а понятие, имеющее в разные эпохи и у разных народов неодинаковое социальное и культурное содержание. Развитие и социализация ребенка протекают в определенной культурной среде, связанной с другими сторонами жизни общества. Понимание детства меняется с течением истории и очень различно у разных культур. Помимо психологии и педагогики с середины XX века изучением детства занимаются такие направления науки, как история, этнография и социология. Детство длится примерно одну десятую жизни человека. Из характера ребёнка можно понять, каким он станет, когда вырастет.
Выделяют следующие этапы развития ребёнка:
В нашей работе мы особое внимание уделяем младшему школьному возрасту, так как героям рассказов Н.Носова от 6 до 11 лет. Ребёнок в это время познаёт жизнь с различных сторон. Он чувствует на себе ответственность (выполнение домашних заданий, посещение школы). Формируются его вкусы, развивается личность ребёнка.
Мир детства – неотъемлемая часть жизни любого народа, однако осознание детства как особого периода в жизни человека, да и само понятие детства практически отсутствовало в культуре европейского средневековья. Французский историк Ф. Арьес, пишет: «Это не значит, что детьми вообще пренебрегали и не заботились о них. Понятие «детство» не следует смешивать с любовью к детям: оно означает осознание специфической природы детства, того, что отличает ребенка от взрослого, даже и молодого. В средние века такого осознания не было. Поэтому, как только ребенок мог обходиться без постоянной заботы своей матери, няньки или кормилицы, он принадлежал миру взрослых»2. Как указывает И.С.Кон, крестьянские дети с раннего возраста трудились наравне со взрослыми, часто детей отдавали учениками и подмастерьями в город. При этом никого не волновал внутренний мир ребенка, да его и не считали особенным, отличным от мира взрослого. Слово «ребенок» не имело в языке современного смысла, люди его употребляли так же широко, как мы сейчас употребляем слово «парень». Понимание детства как особого периода в жизни человека пришло не сразу, постепенно и продолжает развиваться по настоящий день.
Н.Н.Носов начал писать свои произведения в 40-х годах 20 века. В СССР ребенок был соратником взрослых, помощником во всех делах. Граница, проводимая между миром взрослых и миром детей, была зыбкой. «Для педагогической технологии этих обществ была характерна особого рода работа с культурной памятью: постоянное равнение на идеал. В рамках такого представления возникают неформальные детские объединения: коммунарские отряды, пионерские штабы, театральные студии, туристические клубы и др. В целом неформальные детские объединения основную свою задачу видели в воспитании коллективиста»3. Детская литература советского периода была пронизана оптимистическим, героическим, романтическим пафосом, писателями прослеживалось формирование ребенка как гражданина своей страны.
Мир детства современных детей отличается. Ученые считают, что их можно назвать кибермальчики и кибердевочки: голова у всех как компьютер, чересчур неуёмные и гиперактивные. Они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает абсолютно другими. Современные ребята более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, тогда как дети предыдущих поколений были более фантазийными. У современных детей нет героев и кумиров, и это объяснимо. Исследователи мира детства говорят о том, что «долгие годы мы жили под властью идеалов коммунизма, а потом их отняли, ничего не дав взамен. Пока просто не появились»[5, 10].
Современные дети не умеют играть. Тут две причины. Во-первых, современные игрушки и игры, в которых предусмотрено все и нечего додумывать. За детей все сделано. Во-вторых, в основном современные дети не имеют той радости, которая была у нескольких поколений: двора. Кроме того, если раньше дружили домами и квартирами, то сейчас все семьи держатся обособленно, потому-то и нет дворовых игр.
Однако дети во все времена остаются детьми и всегда вспоминают детство как самую счастливую пору жизни. «Для детского сердца нет богатых и бедных, нет знатных и незнатных, а есть лишь любящие и равнодушные, злые и добрые. Оно безошибочно угадывает в любом человеке его душу и тянется к той, в которой не угас святой огонек, видимый лишь чуткому внутреннему оку. Ребенок, по духовной природе своей, ищет гармонии и согласия, ему претят ненависть и ожесточение, он весь открыт для любви»[6, 15]. Перелистывая знакомые страницы многих русских книг, мы убеждаемся в том, что лучшие из них о самой удивительной и прекрасной поре жизни – детстве.
Сочинять для детей — наилучшая работа.
Н. Носов
Изучив жизнь и творчество Н. Носова, мы узнали, как он стал детским писателем.
Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 году начал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино — снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.
Николай Николаевич начал сочинять рассказы сначала для своего сына. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники». Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.
«Тук-тук-тук!» — этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор — это осмеивание с оттенком сочувствия»2. Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей: «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей».
Специфика детской литературы - явление подвижное, динамичное. Она всегда конкретна, потому что определена и читательским возрастом, и исторической эпохой, и социальной средой. «Помимо того, что дети непрерывно меняются с возрастом, - пишет критик И. Мотяшов, - они меняются от эпохи к эпохе, от поколения к поколению. Человечество тоже взрослеет. Вот почему древние мифы, слагавшиеся взрослыми для себя, ныне почти полностью сделались детскими сказками …» [7, 23]
Но проблемы любви, дружбы, преданности, все этические проблемы, связанные с миром человека и с миром детства эти проблемы вечны. Поэтому и произведения талантливого замечательного детского писателя Н.Н. Носова всегда будут востребованы детским читателем и взрослыми.
Исследователи творчества Николая Носова выделяют три основных периода его литературной деятельности. Первый период – рассказы и повести, произведения об обычных ребятах, в которых читатели могут угадать сами себя. Повествование ведется от имени самих героев, поэтому нет давящего ощущения того, что взрослый человек поучает, как нужно поступить в той или иной ситуации – ребенок сам способен сделать выводы. Второй этап связан со сказочной трилогией о Незнайке, где писатель усложняет задачу – помимо простых навыков, о приобретении которых можно узнать из его первых рассказов и повестей, писатель включает обучение арифметике или приготовление каши, он рассказывает о космосе, ракетостроении, устройстве общества. Третий этап, автобиографический, позволяет писателю понять особенности детской психологии уже с взрослой, осознанной точки зрения и поделиться этими знаниями с читателями.
Художественное мастерство Н.Н.Носова основано на знании законов читательского восприятия. В своем творчестве писатель особое внимание уделял балансу фантазии и правды – он считал, что через сказочное описание необходимо передать правдивые черты реальности. «Если писатель нарушит эту логику, то у него получится не художественное произведение, а сапоги всмятку, то есть нечто, не внушающее читателю никакого доверия»1. Основа его комизма — комплекс смешных возрастных черт ребенка. Носов — мастер популяризации политехнических знаний: он никогда не упускает случая сообщить маленькому читателю что-нибудь интересное и полезное, равно как и познакомить его с элементарными житейскими правилами.
Рассказы Н. Носова
«Фантазеры» — это сборник рассказов о детях 6-12 лет. Рассказов о том, как ребенок изучает мир и осваивает его ценности. Рассказы написаны в неповторимой Носовской манере: наивная радость познания мира и мягкий авторский юмор.
Герои рассказов самостоятельны и сообразительны. Не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают - утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. Пескарей они почистили и поджарили бы, если б масло не сгорело. А главное, нашли верное решение - кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. В рассказе «Телефон», как положено мальчишкам, аппарат «распатронили», но зато в процессе выучились азбуке Морзе и сделали по электрическому звонку на дверь - тоже «полезная вещь в доме» в 50-е годы. Правда, и тогда жажда познаний не дает герою уснуть. «Как же работает электрический звонок?» - думает он»[4, 22]. Встал, разломал батарейку - там оказалась какая-то жидкость, в которой мокла черная палка, завернутая в тряпочку. Понял, что электричество получалось из этой жидкости, а потом лег в постель и быстро заснул. Вот как совершаются великие открытия!
Но не только научный прогресс увлекает маленьких изобретателей - они с огромным энтузиазмом готовы выводить цыплят в домашнем инкубаторе или разводить пчел на школьном участке. Сами мастерят инкубатор, сколачивают ящики, делают марлевые сетки, строят шалаш, в котором живут три дня, а также дежурят ночи напролет над будущими цыплятами и делают наблюдения за жизнью пчел. Понятно, что без дела мальчишкам скучно, но замечательно, что они не бездельничают и не пропадают в «параллельном мире» (компьютера тогда не было), а создают что-то настоящее и полезное. Технологические процессы описываются так подробно и увлекательно, что нет сомнений - автор знает, о чем пишет.
Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями, положили начало творческой деятельности Н. Носова. Герои их — фантазеры, непоседливые и неуемные выдумщики, которым часто достается за их затеи.
Во многих рассказах («Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Телефон», «Огородники» и др.) сквозным оказывается один персонаж — Мишка Козлов, объединивший их в цикл «Мы с Мишкой». В то же время каждый из рассказов самобытен.
Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица. Чаще всего это друг Мишки, который не может противиться задорному упорству своего товарища. Мишка удивительно активен, он постоянно в действии: «насыпал в кастрюлю крупы», «схватил ложку и стал кашу обратно в кастрюлю запихивать», «взял кружку, полез в ведро», «выхватил сковородку из печки» («Мишкина каша»)[4, 30].
Проблематика рассказа «Живая шляпа» останется актуальной всегда. Этот веселый рассказ любим многими. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит? А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?» Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.
Радость общего труда является темой рассказа «На горке». Ребята целый день трудились - строили горку во дворе, а вот Котька Чижов горку не строил, а покататься ему тоже очень хотелось. Но вот беда, горку-то он не строил, и как взобраться на нее тоже не знал, поэтому и посыпал горку песком. Испортил горку и ребятам, и сам прокатиться не смог. Но они подсказали ему выход из создавшегося положения: «Бери сейчас же лопату!» Понравилось Котьке работать - и горку снегом засыпал, и даже ступеньки сбоку проделал: «Это, чтоб всем было легко взбираться, а то еще кто-нибудь снова песком посыплет!»[4, 10]
Все проблемы рассказов Н. Носова: честности, воспитанности, дружбы, трудолюбия - свойственны каждому ребенку. Каждый в детстве решает этот очень нелегкий вопрос: «Как сказать правду? Признаваться или не признаваться в совершенном проступке?» Каждый учится трудиться и уважать чужой труд, решает для себя самую сложную задачу - а кто мне друг, а что такое дружба.
Повесть «Веселая семейка»
В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка». Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер — нам обязательно нужно какое-нибудь занятие»[5, 45]. Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза»[5, 43]. Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.
Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.
Повесть «Дневник Коли Синицына»
В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю со свойственным ему юмором передать размышления своего героя.
По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывал, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8—13 лет. Многие ребята сообщали Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивали, как их издать.
Взрослые герои в его произведениях помогают детям, радуются их успехам и выполняют свои обещания. Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». «И еще у меня сегодня была радость, — пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, — мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел»[5, 12]. Это пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием.
Повесть «Витя Малеев в школе и дома»
Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть — «Витя Малеев в школе и дома» (1951)—в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.
Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, — размышляет Витя,— и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…»[6, 56] Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, — соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.
«В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников»2. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, — говорил С. Я. Маршак,— это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения»3.
Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.
Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.
Повесть-сказка «Приключения Незнайки»
Наибольшую известность получила трилогия повестей-сказок о Незнайке. Н. Носов говорил, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей». Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет»4. Как обычно в произведениях Носова, главный герой — Незнайка — наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.
Увлекательные эпизоды сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорят о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее. Третья часть — «Незнайка на Луне» — вышла в журнале «Семья и школа» (1964—1966); жанр ее автор определил как «научно-фантастическую повесть о последних достижениях и перспективах развития советской науки в области ракетоплавания и телемеханики». Целиком трилогия была издана в 1971 году.
В 70-х годах главным творческим принципом писателя стала достоверность в изображении мира детства. К этому периоду относятся две автобиографические повести: «Повесть о моем друге Игоре» (1971) и «Тайна на дне колодца» (1977). Для обеих повестей характерны мягкий, сочувственный юмор и уважение к личности ребенка. «Автор вычленяет детские проблемы из хаоса взрослой действительности, делает акцент на процессе формирования характера»4.
«Повесть о моем друге Игоре» написана в форме коротких дневниковых записей дедушки о жизни внука дошкольного возраста. Повествование разделено на «эпохи»: «Между годом и двумя», «От двух до двух с половиной лет» и т.д. Ненавязчивая позиция рассказчика проявляется главным образом в заголовках и заключается в утверждении принципов свободного воспитания, не стесненной назиданиями жизни ребенка. При соблюдении этих принципов только и могут естественно образовываться детская речь, ум и нравственное чувство. Николай Носов объяснял свою задачу в письме к писателю С.А.Баруздину: «Мне хотелось показать, какое это чистое, замечательное существо — ребенок, как оно восприимчиво к добру, сколько в нем от самой природы человеческой заложено прекрасного, умного, сердечного, поэтического, как оно нуждается во внимании и сочувствии, ласке»2. Воспоминания о своей семье, о детстве нашли воплощение в художественно-мемуарной повести Н.Носова «Тайна на дне колодца». Мир детства дан в восприятии самого ребенка. Множество исторических, социальных и бытовых деталей дополняют значение повести в истории отечественной культуры детства.
Сказки и рассказы Николая Носова — это удивительный мир детства, в который хочется окунуться вновь и вновь. Произведения автора полны любви к ребятам, так как он начал сочинять истории поначалу лишь для своего сына. Простым языком он говорит с детьми устами своих героев о важных вещах, хотя его книжные персонажи нередко оказываются в комичных и нелепых ситуациях. Чтение произведений Николая Носова учит честности, трудолюбию, справедливому отношению к людям и ясному взгляду на мир.
В ходе нашего исследования мы познакомились с произведениями Н.Носова, подробно изучили рассказы из сборника «Фантазеры»(12 рассказов), провели опрос, составили памятки, сравнили «мир детства» в рассказах Н. Носова и «мир детства» современных детей.
Был проведен опрос школьников 3-5 классов в возрасте 9-11 лет (50 человек). Им были заданы следующие вопросы:
1. Кто ваш любимый детский писатель?
2. Какие произведения Н. Носова ты знаешь?
3. Кто из героев рассказов Носова тебе нравится?
Как видно на Диаграмме 1(Приложение 2.), среди опрошенных 74% респондентов ответили, что их любимый детский писатель Н. Носов, 18% считают любимым писателем А.С. Пушкина, а остальные 8% отдали предпочтение Л.Н. Толстому.
Среди произведений Н.Носова дети называли, прежде всего, трилогию о Незнайке – 58%, «Огородники» - 24%, «Фантазёры» - 18%.
Любимым героем многих ребят, по нашим данным, является Незнайка –78 %, Мишка – 11%, кот из рассказа «Живая шляпа» - 11%.
Изучив рассказы из сборника «Фантазеры» (12 рассказов. Таблица 1. Приложение 1.), мы выяснили, что главными героями произведений являются дети 7-11 лет, которые учатся дружить, видеть разницу между добром и злом, приобретают практические навыки. Взрослые встречаются на страницах рассказов редко, они дают советы детям, исполняя роль помощников. Это связано с тем, что писателя интересует мир детей, их взаимодействие друг с другом.
Также мы обратили внимание на язык произведений Носова и выяснили, что он доступен для современных детей, поэтому ячейка «Приметы прошлого (слова и их значение)» осталась не заполненной. Автор использует короткие, простые предложения, это облегчает чтение и восприятие текста. Мы заметили, что в рассказах преобладают диалоги и совсем мало описания. Произведения небольшие по объему, они похожи на сценки.
Носов с юмором рассказывает о серьезных вещах. Читая его произведения, можно многому научиться. Нами были составлены памятки для тех, кто хочет узнать что-то новое о вещах (Таблица 2. Приложение 1.) .
На примере рассказа «Телефон» мы сравнили «мир детства» детей из произведения Носова и «мир детства» современных ребят (Таблица 3. Приложение 1) и выяснили, что они похожи, отличия наблюдаются в техническом прогрессе, в зависимости нынешних детей от телефонов, которые заменяют живое общение.
Изучив художественное своеобразие произведений Н. Носова, мы пришли к выводу, что все его книги о детях и для детей. Он очень хорошо изучил мир детства и изобразил его на страницах своих произведений. В рассказах писателя герои думают не только о себе, но и о товарищах. Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению к взрослым, учат жить в согласии и мире. Однако мораль у Носова всегда преподносится с юмором, как бы незаметно, поэтому она и действенна, и своевременна, и актуальна. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.
Носов - мастер диалога, и внутренняя динамика его сюжетов развивается через диалог. Очень выразительна интонация диалогов писателя, выражающая способ мышления носовских персонажей.
Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают основные особенности детского восприятия. Совсем не обязательными оказываются развернутые характеристики, прямые и косвенные, для того чтобы зримо возник образ того или иного персонажа. Лаконичный, выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят.
Рассказы Николая Николаевича знают и любят до сих пор, они не теряют своей актуальности, хотя были написаны в 20 веке. Герои из его произведений очень похожи на любого ребенка, у них можно многому научиться современным детям.
Творчество Н. Носова имеет большое значение в детской литературе. Очень важными особенностями его юмористического таланта были способность откликнуться на актуальные проблемы воспитания и умение в эмоциональной, занимательной форме решать важные морально-этические проблемы.
Заключение
В данной работе я попыталась на основе теоретических исследований выявить художественное своеобразие рассказов Н.Носова, в которых автор изобразил мир детства.
Обратившись к теме исследования, я выдвинула следующие гипотезы:
1) детство современных ребят отличается от детства их сверстников 40-60 годов;
2) главными героями всех рассказов Н.Носова являются дети;
3) Николай Носов – самый популярный детский писатель.
В ходе исследования подтвердились все гипотезы.
Во-первых, мир детства ребят 40-60 годов не похож на детство современных ребят, у которых другие увлечения, способы общения, но их все так же волнуют вопросы дружбы, предательства, ответственности за свои поступки, как и их сверстников в середине прошлого века.
Во-вторых, главными героями всех рассказов Носова являются дети, а взрослым отведена роль помощников. Между миром детей и миром взрослых нет вражды, острых конфликтов, больше внимания уделяется отношениям детей друг с другом.
В-третьих, дети любят творчество Носова, и даже время на это повлиять не может. Они ценят его рассказы за юмор, а он, в свою очередь, смеша их, учит самым главным в жизни вещам, влияет на нравственное воспитание подрастающего поколения. Многие мои одноклассники после опроса изъявили желание читать произведения Н. Носова в классном туре «Живая классика».
Данное исследование можно использовать в практических целях, например, при подготовке докладов, презентаций для классных часов или внеклассных мероприятий, также его можно использовать в проектной деятельности.
В дальнейшем я планирую продолжить изучение данной темы, так как, возможно, это пригодится мне в моей профессиональной деятельности в будущем.
Список использованной литературы
Список использованных источников информации
Приложение 1.
Таблица 1. Сборник «Фантазеры»
Название рассказа | Герои (имя, возраст) | Приметы прошлого (слова-их значение) | Чему учатся герои | Роль взрослых в рассказах (имена, отношение к детям и их затеям, место в рассказе) |
«Фантазеры» | Два друга Стасик, Мишутка и Игорь. Им примерно 7-8 лет. | Герои учатся видеть разницу между ложью и фантазией. Врать нельзя, а мечтать можно. Ведь это развивает воображение. Герои проявляют сочувствие к другим, видят разницу между добром и злом. | Мама Игоря (о ней говорит Игорь) | |
«Тук-тук-тук» | Три школьника. Миша, Костя и рассказчик. | Чрезмерная мнительность и страхи приводят к неприятным случаям, а, именно, в этом рассказе ребята были напуганы обычной вороной и их стали назвать трусами. А Мишку, который спал, считают храбрецом. | ||
«Огородники» | Два мальчика-школьника Миша и Коля. | Рассказ учит тому, что без труда ничего не добьешься. Нужно уважительно относиться к труду и к любой работе. Победа должна доставаться в честной борьбе. | ||
«Живая шляпа» | Вовка и Вадик. | Герои учатся наблюдательности, умению отличать фантазию от реальности. Рассказ учит быть храбрым, смелым, решительным. Всегда нужно обдумывать свои поступки, чтобы они не навредили другим. | ||
«Огурцы» | Мальчик-рассказчик, Котька и Павлик | Герой учится быть честным и просить прощение, а это нелегко. Нельзя ничего брать без спросу. Воровать плохо, никогда не надо брать чужое. | Мама Котьки, объяснила сыну, что брать чужое нехорошо - это воровство. Сторож - старенький дедушка- немного поругал мальчика, но потом успокоил. | |
«Наш каток» | Мальчик-рассказчик и его друзья: Мишка и Костя | Если чего-то очень хочешь, то можно этого добиться. Чтобы мечта превратилась в реальность нужно приложить труд и старание. Так же рассказ учит вести себя вежливо даже в конфликтных ситуациях. | Управдом, Дмитрий Савельевич, разрешил делать каток. Все жильцы дома были недовольны и только ворчали на героев. | |
«Бенгальские огни» | Мишка и Петя | Герои учатся добру, самостоятельности, труду, заботливости. Нельзя бросать друзей. Всегда нужно доводить начатое дело до конца. Не обещай того, чего не сможешь сделать. | ||
«Замазка» | Два друга: Шура и Костя. | Герои учатся внимательности и тому, что не нужно винить в своей невнимательности окружающих. | ||
«Клякса» | Школьник Федя | На уроках нужно слушать учителя и заниматься делом, а не отвлекаться самому и не мешать другим ребятам. Прежде чем нанести себе что-то на лицо, нужно хорошо подумать, а не повредит ли это твоему здоровью. | Учительница сказала Феде, что эта тушь вредна для кожи, поэтому вскоре у него появятся на лице пузыри и болячки. | |
«Мишкина каша» | Миша и Коля. | Рассказ учит внимательно и вдумчиво относиться к любому делу. Нужно прислушиваться к советам старших. Не нужно откладывать важные дела на последний момент. | Мама Миши показала, где какие продукты лежат, объяснила, как варить суп и кашу, сколько крупы положить. Тетя Наташа сжалилась над ребятами: напоила молоком, дала пирогов с капустой, а потом усадила завтракать. | |
«Телефон» | Коля Миша10-11 лет | Герои изучают новый предмет, создают новые вещи | ||
«Дружок» | Коля Миша | Герои учатся нести ответственность за животных (Дружок), правильно составлять объявление о находке и пропаже, писать письмо | Мама Коли, тётя Наташа, |
Таблица 2.
Рассказ «Мишкина каша»
Как не надо варить кашу | Как надо варить кашу |
1. Налить много воды 2. Класть много крупы 3. Добавить в кашу сырой лук | 1. Налить немного воды(три мерки) 2. Не класть много крупы(одну мерку) 3. Не добавлять в кашу сырой лук 4. Добавлять в кашу соль, сахар по вкусу. |
Рассказ «Дружок»
Как не надо писать письмо | Как надо писать письмо |
1. Указывать адресата не надо 2. Написать письмо, не подписывать 3. Можно не проверять правильность написания адреса, дойдет и так. | 1. Выбрать адресата 2. Написать письмо, перечитать, подписать. 3. Правильно указать адрес получателя, проверить. |
Таблица 3.
Рассказ «Телефон»
«Мир детства» детей из рассказа | «Мир детства» современных детей |
Телефон в рассказе – удивительная вещь, новое средство общения. | Телефон – привычная вещь, серьезный, многофункциональный аппарат. |
Общение возможно в пределах двух квартир. | Общение на большом расстоянии. |
Дети копят деньги на игрушку | Дети копят, получают в подарок |
Общение по телефону друг с другом. | Общение по телефону друг с другом, а также через СМС, где слова заменяют картинки. |
Общение по телефону продолжается 1 день, им стало скучно, они не могли придумать тему для разговора, так как не видели товарища. | Телефон заменяет живое общение, дети постоянно держат телефон в руках, печатают, разговаривают. Их разговоры напоминают диалог Коли и Миши иногда. |
Дети разобрали телефон из любопытства, узнали его устройство, сделали звонок. | Дети в совершенстве знают многие функции телефона, но не принципы его работы. |
Дети сами добывают информацию о предметах | Дети сами добывают информацию о предметах, но чаще получают ее не опытным путем, а в готовом виде. |
Приложение 2.
Три загадки Солнца
Груз обид
Каргопольская игрушка
Браво, Феликс!
Как зима кончилась