Я решил продолжить изучение истории экспонатов и остановил свой взгляд на чемодане.
Всегда ли он был таким, каким мы видим его сегодня? Скорее всего, нет!
Первой ступенью эволюции чемодана стал дорожный сундук из ценных пород дерева, украшенный украшенный декоративными гвоздями и застежками. По внешнему виду сундука можно было прослеживать историю поездок его владельца. На нее указывали яркие этикетки и пароходные марки, красовавшиеся на поверхности багажа.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_chemodana.docx | 28.09 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОЧНЫЙ ЭТАП КРАЕВОГО ФОРУМА «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СИБИРИ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема: История чемодана
Тип работы: исследовательский реферат
Направление работы: социально-гуманитарное
с. Сотниково, 2019
ВВЕДЕНИЕ
В нашем школьном краеведческом музее есть много экспонатов и документов, и каждый из них имеет свою историю. Активистами школьного музея были изучены история создания нашего села, список односельчан воевавших на фронте в годы Великой Отечественной войны, истории семей и родовых древ, истории фотографий и документов, история утюга, самовара, зубной щетки, награды «За освоение целинных земель», история названия улиц…. Я решил продолжить изучение истории экспонатов и остановил свой взгляд на чемодане.
Всегда ли он был таким, каким мы видим его сегодня? Скорее всего, нет!
Первой ступенью эволюции чемодана стал дорожный сундук из ценных пород дерева — сосны, кедра, дуба, обитый для прочности металлическими полосами, украшенный декоративными гвоздями и застежками. По внешнему виду сундука можно было прослеживать историю поездок его владельца. На нее указывали яркие этикетки и пароходные марки, красовавшиеся на поверхности багажа. Примечательно, что багаж высокопоставленных особ украшал семейный герб или вензель — такие сундуки встречаются в музеях и на аукционах антиквариата. Коллекционеры приобретают и реставрируют раритетные вещи, ценность которых с годами растет.
Исследуя историю чемодана, я поставил перед собой цель: изучить историю появления чемодана, кто являлся его первым создателем, и что было прародителем чемодана.
В ходе работы над своим исследованием определил следующие задачи:
1. Изучить происхождение чемодана.
2. Выяснить в каком веке появился первый чемодан
3. В ходе исследования ответить на вопросы:
- Как выглядел чемодан в Древней Руси?
- Что стало прародителем чемодана?
- Кто занимался чемоданным делом в России?
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ литературы по данной теме);
- общенаучные (личные наблюдения, беседа и др.).
Объект моего исследования – чемодан. Предмет исследования – история появления чемодана в России.
В ходе работы была проанализирована литература по истории чемоданного ремесла в России.
ГЛАВА I. ПРАРОДИТЕЛИ ЧЕМОДАНА
Так предшественником чемодана явился сундук, он был не просто хранилищем всего добра человека, но и служил «ноевым ковчегом». То есть сразу выполнял несколько функций: шкафа, комода, чулана, скамейки, кровати. Для переноски вещей использовались не только сундуки, но и узлы, корзины, которые с ходом времени трансформировались в удобные и практичные сумки. В стародавние времени люди перемещались пешком, поэтому переносить вещи было удобно в заплечных мешках, котомках из грубой ткани, войлока, кожи свиней или шкур коров. Основной вклад в создание емкостей для перевозки вещей принадлежит кочевым культурам, которые изобретали мешки, сундуки, футляры для перевозки на конной карете. Для них было важно перевозить крупногабаритные тяжелые вещи в длительных путешествиях. Они возили за собой посуду, шкафы с книгами, кровати
В Древней Руси сундуки были обязательным предметом интереьера каждого дома и служили для хранения для хранения самых ценных вещей. Когда же доминирующим видом транспорта стали автомобили, появилась потребность в более компактном и практичном приспособлении для хранения и перевозки вещей. Им стал чемодан, прошедший долгий путь эволюции, продолжающий меняться и на сегодняшний день.
Первой ступенью эволюции чемодана стал дорожный сундук из ценных пород дерева — сосны, кедра, дуба, обитый для прочности металлическими полосами, украшенный декоративными гвоздями и застежками. Статусная дорогая вещь подчеркивала имидж владельца, а в промежутках между путешествиями служила мебелью.
По внешнему виду сундука можно было прослеживать историю поездок его владельца. На нее указывали яркие этикетки и пароходные марки, красовавшиеся на поверхности багажа. Примечательно, что багаж высокопоставленных особ украшал семейный герб или вензель — такие сундуки встречаются в музеях и на аукционах антиквариата. Коллекционеры приобретают и реставрируют раритетные вещи, ценность которых с годами растет.
ГЛАВА II. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕМОДАНА
Слово чемодан произошло от тюркского слова “шабадан” – узкая сумка, прямоугольной формы, которую удобно было приторачивать к седлу во время кочевых переходов тюркских племен. Такие сумки шили из прочной ткани, они заменяли сундуки, которые занимали слишком много места в караване.
Изобретателем современного прямоугольного чемодана с твердой плоской поверхностью считают Луи Виттона, который в 1835 году четырнадцатилетним подростком поступил в мастерскую по изготовлению дорожных сундуков и шляпных коробок. Благодаря французскому мастеру XIX века появилась возможность складировать багаж один на другой, не опасаясь за судьбу хрупких предметов. Новшество путешественникам понравилось, и на рынке появились подделки под продукцию Луи Виттон. Поэтому изобретатель запатентовал свои фирменные расцветки, по которым чемоданы дизайнера узнавали во всем мире.
Следующей после сундука ступенью эволюции чемодана стал саквояж с металлической ручкой и застежкой. Поначалу их шили из ковровых тканей, затем из кожи — и саквояж сразу облюбовали врачи, адвокаты. Такая багажная сумка из дорогой кожи и сегодня гармонично дополняет образ респектабельного путешественника.
В прежние времена человек редко путешествовал с небольшим багажом. Даже когда в 17-18 веках дороги стали относительно безопасны, а люди более мобильны, дальние разъезды мог себе позволить лишь тот, кому по карману была собственная карета, а то лучше и целый поезд карет. Еще не существовало концепции походных, компактных вещей, с места снимался практически весь дом. Таким путешественником являлся, например, Иоганн фон Гете. Он разъезжал по Европе аж с тремя книжными шкафами. Разумеется, у всякого «туриста» на задней площадке его кареты, навьюченные друг на друга, ехали многочисленные сундуки и короба.
Для путешествий на дальние расстояния обеспеченные люди использовали автомобили, пароходы и поезда. Короткие расстояния преодолевались на каретах и экипажах, а багаж перевозили в каретных чемоданах — компактных, удобных в погрузке-разгрузке.
Постепенно чемодан принял тот вид, который имеет сейчас, но на этом процесс его эволюции не закончился. Существует множество видов багажных принадлежностей разного назначения — для одежды, аппаратуры, детских вещей, с кодовыми замками, сверхлегких из инновационного пластика.
Конечно, привилегия стать владельцем таких чемоданов была доступна богатым людям, но любая барышня мечтала о таком дорожном аксессуаре. В списке покупателей Луи Виттона было много известных личностей.
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, лень двигатель прогресса. Человечество всегда стремилось облегчить себе повседневный быт, благодаря этому стремлению мы пользуемся сейчас многими благами цивилизации, одним из которых и является чемодан, без которого невозможно себе представить ни одно современное путешествие.
Знаменитый русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев был известен не только как выдающийся химик, но еще и как изготовитель чемоданов. Этому занятию он посвятил всю свою жизнь, и даже после того как ослеп, он продолжал делать свои чемоданы на ощупь. В дореволюционной России очень ценились такие чемоданы, а люди стремились их покупать только “у чемоданных дел мастера” Менделеева. Менделеев придумал особый уникальный клей, который делал дорожные аксессуары особенно крепкими.
Чемоданы разделили со своими хозяевами все ужасы XX века. В нескольких музеях при бывших нацистских концлагерях высятся целые стены из тысяч чемоданов, взятых европейскими евреями в свое последнее путешествие. Осколком другого катаклизма был для Набокова «материнский несессер из свиной кожи с монограммой, который мать брала еще в свадебное путешествие и который через полвека вожу с собой: то, что из прежних вещей уцелели только дорожные, и логично и символично».
Даже немножко жаль, что повальное наступление спортивной моды привело к тому, что аморфная и безразмерная сумка потеснила старый добрый чемодан. Это весьма точный символ исчезновения из нашей жизни прочного каркаса.
ЛИТЕРАТУРА:
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Рисуем осенние листья
Чья проталина?
Эта весёлая планета
Будьте как солнце!