В данной исследовательской работе представлен сопоставительный анализ ударения в русском и английском языках
Вложение | Размер |
---|---|
sopostavlenie_haraktrea_slovesnogo_udareniya_v_rodnom_i_izuchaemom_yazyke.docx | 30.53 КБ |
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
Реферат на тему:
«Сопоставление характера словесного ударения в родном и изучаемом языках»
Выполнила студентка 41 группы
Специальность 050303
«Иностранный язык»
Арифулина Талия
Руководитель работы
Царькова А.О.
2013г.
Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией ( отлат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). В нашей речи важно и то, что мы говорим, и то, как мы говорим. По мнению психологов, наше отношение к говорящему сильно зависит от правильности его речи, от знания им языковых норм: правильного ударения в словах, согласованности падежных окончаний, правильного выбора единственного и множественного числа и др.Правильная постановка ударения — это необходимый признак культуры речи.
Цель: сравнение и анализ словесного ударения в двух языках (русском и английском).
Задача: раскрыть и проанализировать особенности ударения в русском и английском языках.
Под ударением лингвисты понимают выделение речевых единиц при использовании различных приемов фонетики. Чаще всего таким способом делается акцент на слоги в слове. При помощи подобного акцентирования в предложении выделяются словосочетания и отдельные слова. Существует несколько видов ударения: словесное, фразовое и тактовое. Отдельно выделяют логическое, которое связано с выделением главного слова в предложении по смыслу. Оно реализуется при помощи увеличения интенсивности произнесения слога, находящегося под ударением, которое достигается при помощи специфических действий голосовогоаппарата.Самое распространенное ударение – силовое, оно наличествует в русском, венгерском, английском и прочих языках, где очень хорошо развито речевое интонирование. Ударный слог всегда является более интенсивным и более длительным по произношению. В некоторых языках, например во французском, показателем ударности помимо вышеперечисленных признаков является повышение тона голоса. Кроме того, силовое ударение может проявляться в редукции гласных (и, как следствие, в изменении слогов, гласные в которых находятся не под ударением). Ученые-лингвисты выделяют в некоторых словах главное и второстепенное ударение. В лингвистике данное явление наделено несколькими функциями, в частности, сигнификативной, делимитативной, кумулятивной и многими другими. Сигнификативная позволяет отличать два слова по смыслу («замок» с ударением на первом слоге и «замок» с ударением на втором слоге).
Делимитативная функция позволяет понять, где находится начало (конец) слова. Как правило, это фиксированное ударение, которое свойственно для чешского и венгерского языка. Помимо вышеперечисленных функций существует кумулятивная, которая помогает объединять слоги в целое слово.
В исторических источниках и языковых памятниках можно найти информацию о том, что в X-XI веке (т.е. во времена формирования кириллицы и русского языка как такового) существовало музыкальное ударение. Оно было достаточно сложным, поскольку активно взаимодействовало не только с привычной современному человеку длительностью гласных, но и с интонацией в каждом слоге. Постепенно это ударение перешло в силовое.
Типы словесного ударения.
Существуют разнообразные типы ударений, выделяемые при помощи различных критериев и обладающие определенными характеристиками:
1) фонетические типы:
а) по преобладающему акустическому признаку: динамическое (силовое) ударение, основанное на большей интенсивности, силе звука;количественное (квантитативное), основанное на удлинении звука;музыкальное (тоническое), основанное на повышении или понижении тона;
б) по звуковой соотнесенности между ударением в одном многосложном слове: главное с более выраженными акустическими свойствами (более сильное, напр. в нем., англ.);второстепенное с менее выраженными акустическими свойствами (более слабое): кни́гоизда́тельский;
2) структурные типы выделяются:
а) по характеру расположения в слоговой структуре слова: свободное (разноместное, падающее на любой слог;связанное, фиксированное, всегда падающее на определенный слог;
ограниченное (полусвязанное), имеющее определенную зону локализации;
б) по характеру расположения в морфологической структуре слова: подвижное, в процессе деривации падающее как на основу, так и на окончание;неподвижное (постоянное) ударение, падающее всегда на определенную морфему в слове.
Особенность и значение русского ударения.
Огромную и особую роль играют ударения, которые указывают не только на меняющуюся интонацию в сказанном, акцентируя главное и второстепенное, но и полностью изменяют смысл произнесённого, а также и записанного или напечатанного впоследствии — как в отдельном слове, так и в целом предложении.
В русском языке ударный гласный отличается от безударного силовыми, количественными и качественными характеристиками; тонического ударения нет (но высота звука может измениться в момент ударения). В среднем ударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного.
Ударение может стоять на любом слоге и любой части слов (зОлото, болОто, молокО); в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходить с одного слога на другой (ногА — нОгу, прИнял — принялА); такими приёмами пользовались многие поэты XIX века. Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русском языке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не может быть ударным окончание «-ый»/«-ий», что приводит к широкому распространению неверного произнесения некоторых монашеских имён, которые в церковном употреблении традиционно произносятся в соответствии с церковнославянской орфоэпией (например, ударение в имени АлексИй русскоязычный инстинктивно будет склонен смещать на второй слог).
Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): клЯтвопреступлЕние, ОколозЕмный, вИце-президЕнт.
Также, во всех словах, где присутствует буква ё, ударение обязательно падает на неё. Исключением являются заимствованные (напр., амёбиАз) и сложные, составные слова (напр., трёхъЯрусный).
В русском языке нет единых правил ударения, для выяснения принятого и допустимых вариантов для конкретной формы слова можно обратиться к орфоэпическим словарям или специализированным словарям ударений
Правильная постановка ударения в словах — необходимый признак культурной, грамотной речи.
Сложность и прихотливость русского ударения известны всем. Пожалуй, ни одна область русского языка не вызывает столько споров, недоумений и колебаний. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом:оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове, ср.: кУхонный, экспЕртный, проходнОй);
подвижностью (может менять свое место в разных формах одного слова, ср.: начАть, нАчал, началА, нАчало);
Кроме того, ударение может меняться с течением времени. Однако колебания в сфере ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени. Такие варианты редко бывают равноценными. Хотя одинаково правильным считается произношение таких вариантов, как твОрог и творОг, бАржа и баржА и др;
Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления:
литературный и нелитературный (то есть просторечный, жаргонный, диалектный);
основной (используемый в официальной обстановке) и дополнительный (допускаемый только в бытовом общении, в неофициальной обстановке).
Например, глагол занЯться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялсЯ— основной вариант, занЯлся— дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), зАнялся— встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке.
Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах.
В некоторых словах русского языка отмечаются колебания ударения. В большинстве словарей признаются равноправными варианты ударения в следующих словах: Августовский — августОвский, джИнсовый – джинсОвый,казАки – казакИ, кЕта – кетА и др.
Разноместность и подвижность — важные средства различения форм слов и слов. Например, различное смысловое значение приобретают слова: белОк и бЕлок, мУка и мукА, языковОй (барьер) и языкОвая( колбаса), лЕдник(погреб) и леднИк, бронИровать(закреплять) и бронировАть(дверь), занятОй человек и зАнятое место
Следует запомнить слова с неподвижным ударением: бАнт, звонИть, квартАл, красИвый, повторИть, облегчИть, тОрт, шАрф.
Место ударения зависит от происхождения слова. Большинство слов, заимствованных из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: диспансЕр, жалюзИ.
Особенность и значение английского ударения.
В английском языке ударение наиболее сильно проявляет себя в фокусных словах предложения, которые выделяются по смыслу. Также для этого языка характерно ритмичное ударение, которое представляет собой чередование ударных слогов через равные промежутки времени. Более того, безударные слоги в данном случае подлежат такому сокращению, чтобы был соблюден ритм.
Словесное ударение в английском языке – это выделение одного или более слогов в слове. Существуют языки, в которых словесное ударение можно назвать «фиксированным».
Английский язык, также как и русский, отличается свободным ударением, а это значит, что в различных словах оно может падать на разные слоги. На письме словесное ударение в английском языке никак не отображается, но его можно найти в транскрипциях слов, которые представлены в словарях. Кстати, ударение в английском языке ставится перед ударным слогом, а не на гласную ударного слога, как в языке русском.
Обращать внимание на словесное ударение в английском языке нужно непременно. Во-первых, это показатель грамотной речи, ведь вы будете знать, как правильно произносить то или иное слово. Во-вторых, в английском языке существуют слова полностью идентичные, но принадлежащие к различным частям речи. И отличить их можно только с помощью словесного ударения. Например: cОntest (ударение на первом слоге) – состязание, конкурс, спор. То есть имя существительное. И contЕst (ударение на втором слоге) – оспаривать, бороться, состязаться. То есть глагол. Та же ситуация со словами prОgress и progrЕss. С помощью словесного ударения в английском языке также можно отличить составное слово от словосочетания (сравните, a blАckboard и a blackbОArd).
У большинства двусложных слов ударение в английском языке падает на первый слог: flIcker (мерцание), hAzard (опасный), lEvel (уровень), mAne (грива), rApid (быстрый).
Если в слове три или четыре слога, ударение в английском языке падает на третий слог от конца слова, а гласная в этом случае читается по закрытому типу слога. Например: confInement (заключение), delIberate (умышленный), exAsperate (гневный), manufActurer (производитель).
В многосложных словах присутствует два ударения в английском языке – главное и через слог от него второстепенное: represAntative (представитель), sentimEntal (чувствительный), therapEutic(терапевтический), whOlesaler (оптовик). В существительных, оканчивающихся на –ion (-sion), -ity, -tion (-ation), -ious, -ant, -ent, -ence и прилагательных на –ic (-ical) ударение в английском языке падает на слог перед суффиксом. Например: demolitIon (разрушение), geomEtric (геометрический), hesitAtion (колебание), mystErious (загадочный). Ударение на втором слоге также отмечается в словах с приставками com-, dis-,mis-, in-, im- и других (помним, что приставки безударны). Примеры: disconnEction (отключение), misunderstAnding (недоразумение), impolIte (невежливый).
Все перечисленные особенности ударения в английском языке даже и правилами не назовешь, так как это не что-либо постоянное, а, скорее всего, закономерное. Помните, что английский язык – это язык всевозможных исключений. Ударения это тоже касается. Поэтому, если вы сомневаетесь, как произносится незнакомое вам слово, лучше проверьте его ударение в словаре с транскрипцией. Со временем, вы будете интуитивно определять ударение на английском языке в различных словах.
Заключение.
Разработка различных методов типологии и форм типологии, в частности типологии уровней (морфологическая, фонологическая и т. д.), типологии отдельных категорий (залога, падежа и т. д.), типологии универсалий, типологии отдельных семей языков и ареалов, в конечном итоге направлена на выявление существенных и специфических черт естественного языка, его структуры.
Будучи языком с ярко выраженным динамическим ударением, английский весьма напоминает в этом русский. Как и в русском, уход тона вверх означает незавершенность мысли, а вниз – законченность. Хотя общая закономерность одна, мелодии многообразны, и в английском не те, что в русском. В английском языке тоновое ударение на каждом ударном слоге выражено сильнее.
В английском можно говорить о двух типах ударения. Ударение грамматическое и ударение смысловое. Грамматическое ударение присутствует всегда и помогает отличить одно слово от другого, одинаково написанного. И в русском и английском тоновое ударение не является грамматическим, как силовое-длительное, то есть, смысла слова тоновое ударение не меняет.
Задача смыслового ударения подчеркнуть отдельное слово, на которое нужно обратить внимание. Тогда грамматическое ударение на ударном слоге особо подчеркнуто, и именно на это слово в предложении мы обращаем внимание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Под парусами
Две снежинки
Крутильный маятник своими руками
Карандаши в пакете
Чайковский П.И. "Детский альбом"