Исследовательская работа "Умеем ли мы дружить"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_umeem_li_my_druzhit.doc | 136.5 КБ |
МКУ «Информационно – аналитический центр»
Приморского района Архангельской области
Исследовательская работа.
Умеем ли мы дружить
Работу выполнили
Митькина Елизавета, 9 лет,
Лашманов Игорь, 9 лет
ученики 3 - б класса
МБОУ «Уемская средняя
школа».
Научный руководитель:
Истомина Елена Васильевна,
учитель начальных классов.
2019 год
Содержание.
Введение.___________________________________________________________________3
Введение.
Третий год мы учимся в одном классе. Вместе посещаем различные мероприятия, в том числе мастер – классы в доме культуры, музеи, библиотеку, сажаем деревья около школы, кормим пернатых друзей, участвуем в командных конкурсах, праздниках, тем ни менее у нас бывают ссоры. И нам захотелось узнать «Умеем ли мы дружить»
Гипотеза: предположим, что дети в нашем классе умеют дружить.
Целью данного исследования будет доказательство того, что, дети в нашем классе умеют дружить.
Задачи исследования:
3. Провести анкетирование среди одноклассников.
4. Сделать выводы по данному исследованию.
Методы исследования:
Объект исследования – дети нашего класса.
Предмет исследования – процесс изучения дружеских отношений.
1. Основная часть.
1.1.Роль дружбы в стихотворениях детских поэтов.
Дружба – великое дело. Когда мы произносим это слово, мы вспоминаем своего друга, с которым интересно обсудить книгу, фильм, поделиться секретом, покататься на лыжах, сразиться в шахматы.
Посмотрев в толковый словарь Ожегова, узнаем, что « Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.»(4)
А кто такой друг? Заглянем в словарь Даля. « Друг – такой же, равный, другой я, другой ты; ближний, всякий человек другому.»(3)
Прочитав стихотворение Я.Л. Акима «Слово друг» (5), делаем выводы, что друг поддержит добрым словом, друзья искренне желают друг другу добра, очень важно не обижать друзей и всех, кто вас окружает.
Анализируя стихотворение Агнии Барто «Требуется друг» (1), делаем выводы, что ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что – нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы.
Читая и вникая в смысл стихотворения Агнии Барто «Друг напомнил мне вчера» (2), понимаешь, что настоящие друзья всегда друг друга поддерживают, помогают друг другу во всем, не прося ничего взамен, друг предложит свою помощь первым, а не будет ждать просьбы о помощи.
Произведение Агнии Барто «Мой друг» (2) повествует о том, что друг всегда готов тебя подбодрить и умеет заботиться безвозмездно; друзья умеют признаваться в своих поступках и просить прощения.
Вывод: Друг – это человек, который поддержит тебя в трудную минуту, у тебя с ним общие интересы, он тебя понимает, умеет признавать и исправлять свои ошибки, просить прощения, не обижаться на справедливую критику.
2.Опрос
Проведя анализ стихотворений детских поэтов, решили провести опрос одноклассников. Задавали такие вопросы.
Опросив 18 человек, узнаем, что «дружба» - это человеческая ценность, любовь, уважение, привязанность, верность друг другу, тесная связь, радость, играют вместе, помогают друг другу.
На вопрос «Кто такой друг?» отвечали так:
Друг – это такой человек, который поможет в трудную минуту.
Друг – это тот, с кем весело жить.
Друг – это тот, с кем можно посекретничать.
Друг – это тот, кто тебя понимает и принимает тебя таким, каков ты есть.
Друг – это тот, кто верен тебе до конца, и заступится за тебя, не предаст тебя.
Друг – это тот, кто умеет выслушать тебя.
Вот такие пословицы и поговорки знают опрошенные ребята.
-Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
-Другом дорожи, забывать его не спеши.
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Друзья познаются в беде.
-Нет друга – ищи, а нашел - береги.
-Старый друг лучше новых двух.
Вывод: ребята имеют представление, что такое дружба и кто такой друг. Также они знают пословицы и поговорки о дружбе и про друга.
3.Анкетирование
Проведя опрос, проводим анкетирование, которое поможет нам сделать правильные выводы.
Используя анкету для оценки привлекательности классного коллектива (См. Приложение №1), проводим анкетирование, где ребятам надо ответить на семь вопросов. В каждом вопросе 3 варианта ответов, и ребятам надо выбрать один из ответов. Подсчитав количество баллов ,узнаем, что для наших ребят классный коллектив является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью их удовлетворяет, они дорожат взаимоотношениями друг с другом. Ребята выбирают такие ответы:
-Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;
-В основном ребята дорожат нашим классом;
-В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;
-В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;
-Мы часто ходим куда – нибудь все вместе и нам это нравится;
-Думаю, что наш класс дружный;
-Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы.
Анкета «Плюс» (См.Приложение №2). Ребятам была выдана таблица, где надо было расставить плюсы только тем одноклассникам:
Мы подсчитали «плюсы» у каждого ученика. Данная анкета позволила нам выявить, что наш класс – сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик, потому что каждый ребенок попал в какую – то группу из предложенных вариантов.
Анкета « Мой класс» (См. Приложение №3). Ребята, отвечая на вопросы анкеты, сами выбирают предложенный вариант ответа и в конце работы подсчитывают количество набранных баллов. Они набирают от 19 и более баллов. Делаем выводы по данному исследованию, что, судя по ответам, нам повезло учиться в очень дружном классе. Ребята ценят одноклассников, а они ценят тебя. Мы узнали, что большинство ребят у нас - дружные дети, им хочется жить недалеко друг от друга, большинство детей могут рассказать, чем увлекаются ребята из твоего класса; класс свой нравится ; если бы представилась возможность поехать всем классом вместе на месяц летом отдыхать, они бы поехали; они могут уверенно сказать, кто кому помогает, и они могут дать оценку - насколько дружный класс, а летом им захотелось бы увидеть снова ребят из класса и встречаться с ними время от времени.
4. Вывод.
Итак, проведя опрос среди одноклассников, наблюдения, анкетирование, делаем выводы: - ребята имеют представление, что такое дружба и кто такой друг;
- помогают друг другу;
- вместе играют;
- дорожат дружбой в классе, им тепло, уютно, комфортно в классе;
- нравится вместе что – то делать;
- нравится ходить вместе на мероприятия;
- каждый может проявить себя;
- не ищут выгоды в отношениях;
-признают и исправляют свои ошибки;
-не обижаются на справедливую критику;
- не зазнаются, если у кого – то лучше что – то получается.
Наше предположение, что дети в нашем классе умеют дружить, подтвердилось.
5.Список литературы.
1.Барто А.Л. Стихи.- М: Детская литература; 1987.
2.Барто А.Л. Лучшие стихи.- М: Детская литература;1984.
3.Даль В.И.Иллюстрированный толковый словарь русского языка: Современная версия/В.И.Даль – М: Эксмо; Форум, 2007.
4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова; С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.- 4-ое изд., доп.- М: Азбуковник, 1999.
5.Журнал «Мурзилка»№11, 1998г., стр.5.
Приложение 1.
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
В сплоченном классе ученик чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «МЫ». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свои способности, уважая способности других.
Ниже приводятся характеристики класса. Каждая дана в трех вариантах (а,б,в). Твоя задача выбрать один из трех предлагаемых вариантов, который по твоему мнению больше всего подходит к твоему классу.
1.
А) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно, комфортно в классе, мы в кругу друзей;
Б) Далеко не всем уютно в нашем классе;
В) В классе есть ребята, с которыми никто не дружит.
2.
А) В основном ребята дорожат нашим классом;
Б) Большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;
В) Думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.
3.
А) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;
Б) Наш класс заботится не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;
В) Ребят нашего класса больше занимают развлечения, чем отношение к ребятам.
4.
А) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;
Б) Жизнь в нашем классе может быть интереснее;
В) В нашем классе скучно
5
А) Мы ходим куда- нибудь вместе и нам это нравится;
Б) Хотелось бы чаще ходить куда - нибудь всем классом;
В) Не надо никуда ходить всем классом.
6
А) Думаю, что наш класс дружный;
Б) В нашем классе есть несколько дружеских групп, а общей дружбы нет;
В) Дружба в классе невозможна.
7)
А) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;
Б) Далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;
В) Мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.
Обработка результатов
Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы
Номер вопроса | А | Б | В |
1 | 10 | 2 | -10 |
2 | 10 | 2 | -10 |
3 | 10 | 20 | -10 |
4 | 10 | 5 | -10 |
5 | 20 | 10 | -10 |
6 | 10 | 6 | -5 |
7 | 30 | 20 | -10 |
Подсчет суммы полученных результатов.
76-100 баллов – классный коллектив является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Дети дорожат взаимоотношениями друг с другом. Класс - сплоченный коллектив.
46 – 75 баллов – средний уровень сплоченности, в коллективе есть отдельные группы детей по симпатиям и интересам.
30-45 баллов – низкий уровень сплоченности коллектива, есть лидеры, в классе многим плохо.
Ниже 30 баллов – низкий уровень сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.
Результаты данного исследования
Ф И | Номер вопроса | а | б | в | Кол-во баллов |
Алексеева Д. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,30 | 20,5,10 | 95 | |
Бабушкин Д. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,30 | 2,20,5,10 | 87 | |
Бороненко А. | 1,2,3.4,5,6,7 | 10,10,10,30 | 2,5,10 | 77 | |
Васюкова А. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,20,10 | 20,20 | 100 | |
Воробьева Л. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,30 | 20,10, | 100 | |
Вохминов Р. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,20, 10,30 | 100 | ||
Григорьева В | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,20,10 | 20,20 | 100 | |
Гумаров Р. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,20,30 | 2,20,6 | 98 | |
Гриньков И. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,30 | 2,20, | 92 | |
Долгушина И | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,30 | 20,10 | 100 | |
Дементьева Л | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,30 | 2,20,10,6 | 88 | |
Макаров П. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,30 | 20,10, | -10 | 80 |
Макарова Е. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,10, 30 | 20 | 100 | |
Паршев А. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,30 | 20,5,10 | 95 | |
Рогачева Е. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,20,10 | 20,20 | 100 | |
Сахаров Д. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,30 | 20,10, | -10 | 80 |
Терентьева У | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,30 | 20,10 | 100 | |
Филина Е. | 1,2,3,4,5,6,7 | 10,10,10,10,30 | 20,10 | 100 |
Вывод:
Количество баллов, набранное детьми, свидетельствует о том, что классный коллектив для ребят данного класса является очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет каждого ученика. Они дорожат взаимоотношениями друг с другом. Класс – сплоченный дружный коллектив.
Приложение 2. Анкета «Плюс»
В таблицу поставь «плюс».
имя | 1 | 2 | 3 | 4 |
Диана | ||||
Дима | ||||
Артем | ||||
Настя | ||||
Лиана | ||||
Рома В. | ||||
Вика | ||||
Рома Г. | ||||
Ваня | ||||
Паша | ||||
Катя М. | ||||
Толя | ||||
Лиза Р. | ||||
Денис | ||||
Уля | ||||
Катя Ф. | ||||
Лиза Д. | ||||
Ира |
Результаты данного исследования
имя | 1вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос |
Диана | 15 | 17 | 17 | 11 |
Дима | 12 | 14 | 17 | 15 |
Артем | 14 | 12 | 16 | 15 |
Настя | 16 | 14 | 17 | 14 |
Лиана | 17 | 15 | 17 | 15 |
Рома В. | 10 | 12 | 17 | 14 |
Вика | 15 | 15 | 17 | 15 |
Рома Г. | 15 | 16 | 17 | 16 |
Ваня | 13 | 15 | 17 | 15 |
Паша | 11 | 14 | 17 | 14 |
Катя М. | 10 | 16 | 16 | 12 |
Толя | 10 | 12 | 16 | 11 |
Лиза Р. | 14 | 16 | 17 | 16 |
Денис | 15 | 15 | 17 | 15 |
Уля | 16 | 17 | 17 | 16 |
Катя Ф. | 14 | 14 | 17 | 16 |
Лиза Д. | 15 | 15 | 17 | 14 |
Ира | 17 | 17 | 17 | 16 |
Вывод: каждый ученик вошел в какую- то группу. Класс – дружный.
Приложение 3. Анкета «Мой класс»
1)В нашем классе
А) большинство ребят дружные;
Б) есть всякие – хорошие и малоприятные;
В) большинство ребят неприятны мне.
2)Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?
А) да Б) мне все равно В) нет
3)Ты можешь рассказать, чем увлекаются ребята из твоего класса?
А) да Б) не уверен В) нет
4)Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?
А) Да Б) не знаю В) нет
5) Оцени, насколько нравится тебе свой класс.
1 балл – совсем не нравится
2 балла – не нравится
3балла – нравится и не нравится
4 балла – нравится
5 баллов – очень нравится
6)Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
А) хорошо Б) равнодушно В) плохо
7)Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?
А) Да Б) Не замечал в) Нет
8)Оцени, насколько дружный у вас класс.
1балл – совсем не дружный
2балла – недружный
3балла - иногда как
4балла – дружный
5 баллов – очень дружный
9) После летних каникул захотелось бы тебе увидеть снова ребят твоего класса?
А) да Б) и да, и нет В) нет
Оценка
Засчитай себе 3 балла за каждый ответ «А»
1балл – за каждый ответ «Б» на вопросы 1,2,3.4,6,9.
Посчитай сумму баллов. Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 8.
Подсчитай общую сумму.
Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов.
0-9 баллов. Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай. Почему так получается. Может быть это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими. Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Вы проведете в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.
10-18 баллов. Кто – то в классе тебе нравится, кто – то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть среди них окажутся очень интересные люди.
19- и более баллов. Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.
Кто грамотней?
Астрономический календарь. Март, 2019
Нора Аргунова. Щенята
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"