Мнии-исследование, посвященное истории церкви в городе Касимове
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnaya_issledovatelskaya_rabota_po_istorii.docx | 30.43 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1»
Муниципального образования – городской округ город Касимов
МИНИ - ИССЛЕДОВАНИЕ
на тему: «Никольская церковь города Касимова»
Выполнил: ученики 8 «А» класса
Киселева Алена Евгеньевна,
e-mail:natashakydr2012@yandex.ru,
tchernikovadashenka@yandex.ru
почтовый адрес:
391300, г. Касимов, Рязанской области,
Первый Ямской переулок,д.2
Ул.Восточная,д.1а,кв.106
телефон:+79308879572,+79006089123
Руководитель: учитель истории
Кирьянова Ирина Сергеевна
e-mail: irina.donnikova@yandex.ru
почтовый адрес:
391308, г. Касимов, Рязанской области,
ул. 50 лет СССР, д.14, кв. 24
телефон:+7(910)5079000
почтовый адрес школы:
391300 г. Касимов, ул. Школьный переулок, д. 1
e-mail: kasimovsosh1@yandex.ru
телефон: 8(39131)20006
г. Касимов, 2018г.
Содержание
1.История возникновения.
1.1.Введение.
1.2.Венецианские гости.
1.3.Николаевский мужской монастырь.
1.4.После 1917 года.
2.Что находится на территории Никольской церкви.
3.Архитектурные особенности и интерьеры.
4.Чтимые иконы.
5.Современное состояние.
1.История возникновения
1.1 Введение
Николаевская или Никольская церковь есть вторая по древности в городе Касимове. Первоначально на месте теперешней каменной церкви была деревянная, о которой упоминается в писцовых книгах Воейкова и Ракова. Вот что именно говорится там: «Да в Касимове же у винокуренного ручья, по конец нового посада слобода Великия Государыни инокини Марфы Ивановны селится вновь, а в слободе церковь деревянная Николая Чудотворца клецки, да в той же церкви придел Михаила Мелеина, а церковнаго строения образ местной Чудотворца Николая Можайского на краске в киоте, а прикладу у того образа винец и гривенка серебряны басманны золочены, да гривенка серебрянная ж золоченая, да пред тем же образом свеча с поставлена навожена краски, двери царския, и столпцы на краске на прозелени, да в алтаре за престолом образ Пречистыя Богородицы Одигитрии на краске же, на другой стороне образ Николая Чудотворца, а пред чистою свеча поставленная весом в пять гривенок, навожена краски, крест благословляющий обложен медью, потир и блюда деревянныя, покровцы и воздух зенденинныя. А в приделе Михаила Мелеина двери царския и столпцы на краске, а придел освящен, да у той же церкви два колокола весом в три пуда Государева данья ( подарок Государя), а под церковью и под кладбищем земли в длину пятьдесят четыре сажени, поперек сорок четыре сажени, да на церковный же земле дворы Никольскаго чернаго попа». Настоящая каменная Николаевская церковь, как значится церковных записях, была построена в 1701 году Петром Ауповым из посадских, т.е. из жителей нового посада, расположенного около Николаевской церкви и Казанского монастыря.
В 1705 году дошел ход до деревянной Никольской церкви Касимова, каменную церковь здесь возвели небольшую, одноглавую. Благословенную грамоту на ее постройку дал известный сподвижник Петра Великого — митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).
Никольский храм в Касимове оставался монастырским до 1778 года. Удивительно, но обитель уцелела в 1764 году, когда в ходе секуляризационной реформы упразднению подверглось более четырехсот монастырей (из 950-ти). После ее закрытия монастырский Никольский храм был обращен в приходскую церковь.[2]
Никольскую церковь лицезрели два самодержца. Первым из них был Петр I. Впервые он побывал в Касимове в 1695 году, отправляясь в Азовский поход. Собственно, каменного храма тогда еще не было — стоял его деревянный предшественник. А вот в 1722 году, когда уже не царь, а император посетил захолустный Касимов, опять же отправляясь в военный поход — на этот раз Персидский, он видел именно каменный вариант Никольского храма.
Вторым венценосным гостем Касимова стал Александр II. Впрочем, тогда еще не Александр II, а наследник престола великий князь Александр Николаевич. Шел 1837 год, и до его воцарения оставалось почти двадцать лет. Цесаревич совершал ознакомительную поездку по России — одним из ее пунктов значился Касимов.3
1.3 Николаевский мужской монастырь
Около Николаевской церкви существовал Николаевский мужской монастырь. Николаевский мужской монастырь существовал до 1784 года, в течение некоторого времени в нем были архимандриты, но их было только двое: Олимпий и Феофан. Олимпий Кангулов был из купцов касимовских, известен по своему искусству в иконописании: написанный им в Городовой магистрат большой образ Казанской Божией Матери хранится до сих пор в Благовещенской церкви, его же работы образ стоит в Касимовском Казанском девичьем монастыре. 1784году Николаевский монастырь был упразднен, архимандрита Феофана перевели тогда в Ольгов монастырь, а монахи были переведены в Рождественский Елатомский монастырь. В Николаевском монастыре возле ворот священником Благовещенской церкви Феодором была построена каменная келия, келия эта теперь разрушена. В 1744 году в Николаевском монастыре было четыре монаха и два бельца. Этот монастырь уничтожен за неимением средств существованию. Факт о существовании Николаевского мужского монастыря доказывается во-первых, тем, что в книге «Историческое обозрение Рязанской Иерархии» соч. Тихона Воздвиженского, Москва 1820 г., стр.332 о Николаевском монастыре говорится так: Касимовский Николаевский, оставленный на своем содержании, а потом упраздненный, мужской монастырь находится в том же уездном городе. Во-вторых, тем, что когда рыли землю для фундамента теперешней колокольни, нашли святые ворота, длинные волосы, череп, полусгнивший монашеский клобук, посох и сандалии(в Никольской церкви находится помянник XVII столетии с надписью «помянник Николаевскаго монастыря», что ясно показывает, что на месте Никольской церкви был мужской монастырь.4
После революции 1917 года настали тяжелые времена. Храмы в Касимове закрывались, разорялись, а то и вовсе уничтожались один за другим. Но Никольский продержался до 1941 года — приход оказался необыкновенно стойким и мужественно отражал все атаки богоборческих властей.
Удивительное дело — богоборцам церковь так и не досталась. Староста А. А. Вереина наотрез отказалась отдавать ключи от храма работникам исполкома — даже под угрозой ссылки и расстрела. В конце концов от нее отступились. Когда весной 1943 года Анастасию Авдеевну вновь вызвали в исполком, она решила, что настал ее смертный часу. Поплакала, попрощалась с родными, помолидась. Но в исполкоме ей неожиданно сказали: «Церковь открывать хотите? Ищите попа, регистрируйтесь и служите!» Любопытно, что случилось это за полгода до знаменитой встречи И. Сталина с тремя иерархами Русской Церкви, ознаменовавшей ослабление большевистского антирелигиозного прессинга.
Ликующая А. А. Вереина отправилась к представителю известного в Касимове священнического семейства Правдолюбовых отцу Сергию, в 2000 году прославленному в лике новомучеников Российских, и уже спустя несколько дней в Никольском храме возобновились богослужения. Через девять месяцев батюшку мобилизовали «на трудовой фронт», но церковь с тех пор уже не закрывалась. До 1990 года она оставалась единственным действующим храмом в Касимове.[3]
До 1941 года церковь была одноштатной, то есть в ней служил только один священник. С 1943 года церковь стала многоштатной, и через нее прошло не меньше 30 священнослужителей. Открывал церковь в 1943 году протоиерей Сергий Правдолюбов, в последствии прославленный как исповедник в лике новомучеников Российских. Его мощи некоторое время (с 5 февраля по 15 сентября 2002 г.) находились в Никольской церкви, а потом перенесены во вновь открытую Троицкую, где и почивают. Во время его служения настоятелем был протоиерей Феодор Дмитрев. Затем причт возглавляли последовательно: протоиерей Борис Скворцов, будущий Рязанский Владыка; протоиерей Михаил Введенский, московский протоиерей, после реабилитации вернувшийся в Москву и служивший до смерти в Никольско-единоверческой церкви на Рогожском кладбище; протоиерей Симеон Наумов; архимандрит Иннокентий (Измер); протоиерей Василий Романов; протоиерей Иоанн Крестьянкин (настоятель с февраля 1966 г. по февраль 1967 г.) — архимандрит и известный всей стране старец Псково-Печерского монастыря. Стоит отметить и «долгослужителей» Никольского храма. Протоиерей Владимир Правдолюбов (настоятель с 1967 г. по 2004 г.), рукоположенный в священника к Никольскому храму в мае 1957 г. и до сих пор служащий в нем. Его ровесник и по возрасту и по служению, протоиерей Иоанн Косов, стал служить в храме после ухода в монастырь о. Иоанна Крестьянкина в 1967 году и прослужил до февраля 2004 г. В марте этого года ушел за штат, и 12 июля скончался.
В 2004 году указом Высокопреосвященнейшего Павла, Архиепископа Рязанского и Касимовского настоятелем назначен ныне покойный (скончался 9 мая 2014 г.) сын протоиерея Владимира Правдолюбова – протоиерей Михаил Правдолюбов.
2. Что находилось на территории Никольской церкви
Около церкви росли два огромных вяза, один из них лет шесть тому назад сломала бурей, но один уцелел; сломанный вяз имел три аршина в окружности; смотря на такую громадность, можно судить о их древности, так как вяз принадлежит к долгорастущим деревьям; надо предполагать, что эти вязы-остатки леса, окружавшего Николаевскую церковь в древности. Возле алтаря настоящей Николаевской церкви находятся надгробные камни с полустертыми славянскими надписями. На самом большом камне можно разобрать несколько слов, из которых видно, что под ним похоронен какой-то Иероманах. Сзади алтаря Николаевской церкви находится каменная часовня, воздвигнутая на могиле одного подвижника благочестия, скончавшегося лет сорок тому назад, Петра Семеновича, который вел жизнь праведную и воздержную и был как светильник горящий пред Богом; жития его было 124 года. В 1887 году в шкафу одного из приделов Никольской церкви найден был деревянный крест с следующею надписью: « Освятися жертвенник Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме иже во святых отца нашего Николая архиепископа Мирликийскаго чудотворца при державе благочестивейшаго великаго государя царя и великаго князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца и при благороднем государе нашем царевиче Алексее Петровиче по благословению Стефана Митрополита Рязанскаго и Муромскаго в лета СЗГI (7213-1705) году индикта месяца маия в (10) день и памяти святаго апостола Симона Зилота».6
3.Архитектурные особенности и интерьер
Никольская церковь – типичный для российской провинции храм-«корабль», вытянутый с запада на восток более чем на 40 м. Центральное место в храмовом комплексе занимает двухсветный четверик, который завершает сомкнутый свод и четырехскатная крыша. С восточной стороны к нему примыкает большая полукруглая алтарная абсида высотой в один этаж. Приземистая трапезная продолжает четверик, и с двух сторон от нее располагаются приделы.
Внешний декор Никольской церкви прост и незатейлив. Ее фасады оформлены карнизами и лопатками, а оконные проемы украшают треугольные фронтоны и полуколонны.[4]
С запада от храма стоит стройная трехъярусная колокольня, завершающаяся высоким барабаном, над которым возвышается небольшая главка со шпилем. Никольская колокольня заметно поднимается над другими зданиями Касимова, и поэтому играет важную роль в архитектурном ансамбле исторической застройки города.
В храме сохранился резной, покрытый позолотой иконостас, изготовленный в XVIII столетии. В середине прошлого века реставраторы восстановили настенную живопись и дополнили ее новыми фресками на библейские темы
4.Чтимые иконы
Казанская (21 июля и 4 ноября) – память совершается с 1943 г.;
Всех Скорбящих Радосте «Митинская» (находится в храме с 1995 г.) и, кроме обычных памятей, отмечается 1 июня – день ее обретения в 1948 г.
В четверг Фоминой Недели совершается служба в честь Касимовских святых.8
5.Современное состояние
Никольская церковь – действующий храм, который имеет статус памятника архитектуры федерального значения. В нем освящено три престола. Службы здесь проходят дважды в день – в 8:00 и 17:00. Верующие особо почитают хранящийся в храме образ Николая Чудотворца, где он изображен с мячом в одной руке и с храмом – в другой. Для паломников и туристов двери церкви открыты ежедневно с 8.00 до 19.00.9
[1] Николай Шишкин «История города Касимова с древнейших времен: Николаевская церковь, стр 167».
[2] http://posmotrim.by/article/nikolskij-hram-kasimov.html
3 http://posmotrim.by/article/nikolskij-hram-kasimov.html
[3]4 Николай Шишкин «История города Касимова с древнейших времен: Николаевская церковь, стр .168»
5 http://posmotrim.by/article/nikolskij-hram-kasimov.html
[4]6 Николай Шишкин «История города Касимова с древнейших времен: Николаевская церковь, стр. 168-169»
[5]7 https://putidorogi-nn.ru/evropa/977-nikolskaya-tserkov-v-kasimove
8 https://putidorogi-nn.ru/evropa/977-nikolskaya-tserkov-v-kasimove
9 http://wikimapia.org/27211548/ru/Церковь-Николая-Чудотворца
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Что есть на свете красота?
За еду птицы готовы собирать мусор
Военная хитрость
Тигрёнок на подсолнухе