Введение.
Актуальность исследования субъекта федеративных отношений в условиях смешанного федерализма обусловлена тем, что управление общественно-политическими процессами и тенденциями, свойственными нашему государству на современном этапе, невозможно без выявления специфики устройства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, закрепив принцип федерализма как одну из основ конституционного строя России, подтвердила федеративный характер нашего государства.
Являясь многонациональной страной с обширной территорией, различными природными и географическими условиями, Российская Федерация имеет свои особенности в становлении и развитии федеративных отношений. Проявлением уникальности российской модели федеративного устройства является то, что в его основе сочетаются два принципа - национальный и территориальный.
1. Цель работы – исследовать становление федеральных отношений в Российской Федерации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: изучить развитие федеративного государства, как специфическую и сложную территориальную организацию,рассмотреть еление Российской империи и идея федеративного устройства в России, а также федеративный проект Н.П.Огарева.
До подписания Федеративного договора в 1992 году Федерация строилась по национальному принципу, после его заключения этот принцип был дополнен территориальным. Территории, ранее являвшиеся административно-территориальными образованиями (края, области, города Москва и Санкт-Петербург), получили статус субъектов Российской Федерации. Сегодня в результате всех преобразований Российская Федерация состоит из 89 субъектов. Такого количества субъектов не знала прежде ни одна федерация в мире. Многочисленность и разнотипность этих субъектов вносит определенные трудности в систему государственного управления и формирования федеративных отношений.
Актуализировало необходимость исследований субъекта федеративных отношений в условиях смешанного федерализма и то, что согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Федерации равноправны, хотя фактически это не так. Субъекты не равны как по политико-правовому статусу, так и по их экономическим возможностям. Необходимо отметить, что федерализм в его классическом варианте исключает любое неравенство членов федерации между собой и по отношению к центру.
Остро стояла проблема несоответствия, а иногда и прямого противоречия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции России.
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_platonovich_ogarev.doc | 102.5 КБ |
Муниципальное казённое учреждение
«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных
образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ
Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся
«Юный исследователь»
«История становления федеративных отношений
в Российской Федерации»
Корнилова Анна
9 класс
МОУ «Саловская СОШ»
Лямбирь
2019
Содержание
Введение
3. Федеративный проект Н.П.Огарева.
Заключение
Список используемой литературы.
Введение.
Актуальность исследования субъекта федеративных отношений в условиях смешанного федерализма обусловлена тем, что управление общественно-политическими процессами и тенденциями, свойственными нашему государству на современном этапе, невозможно без выявления специфики устройства Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, закрепив принцип федерализма как одну из основ конституционного строя России, подтвердила федеративный характер нашего государства.
Являясь многонациональной страной с обширной территорией, различными природными и географическими условиями, Российская Федерация имеет свои особенности в становлении и развитии федеративных отношений. Проявлением уникальности российской модели федеративного устройства является то, что в его основе сочетаются два принципа - национальный и территориальный.
До подписания Федеративного договора в 1992 году Федерация строилась по национальному принципу, после его заключения этот принцип был дополнен территориальным. Территории, ранее являвшиеся административно-территориальными образованиями (края, области, города Москва и Санкт-Петербург), получили статус субъектов Российской Федерации. Сегодня в результате всех преобразований Российская Федерация состоит из 89 субъектов. Такого количества субъектов не знала прежде ни одна федерация в мире. Многочисленность и разнотипность этих субъектов вносит определенные трудности в систему государственного управления и формирования федеративных отношений.
Актуализировало необходимость исследований субъекта федеративных отношений в условиях смешанного федерализма и то, что согласно Конституции РФ 1993 года субъекты Федерации равноправны, хотя фактически это не так. Субъекты не равны как по политико-правовому статусу, так и по их экономическим возможностям. Необходимо отметить, что федерализм в его классическом варианте исключает любое неравенство членов федерации между собой и по отношению к центру.
Остро стояла проблема несоответствия, а иногда и прямого противоречия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции России.
Обширный материал для исследования представляют отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также предложения по выравниванию их статуса.
Для развития Российской Федерации как демократического, правового и социального государства важно обеспечение оптимальности и гармонизации федеративных отношений. Это возможно лишь при установлении, с одной стороны, надежных гарантий, препятствующих унитаристским и авторитарным началам в деятельности центра, а с другой стороны, необходимо противостояние сепаратизму и безудержному регионализму. Ослабление и распад Федерации может привести к экономическим, политическим трудностям, а также к нарушениям жизненно важных прав и свобод больших групп населения.
Федеративное государство (федерация) - специфическая и сложная территориальная организация.
Федеративное государство (федерация), представляя собой специфическую и сложную территориальную организацию, предполагает и характерное для такого устройства организацию государственной власти. Существует множество точек зрения относительно сущности феномена федерации. Прежде всего, говоря о федерации, всегда ставится вопрос о её соотношении с категорией федерализма. При этом устоявшимся можно считать положение, согласно которому понятие «федерализм» шире, чем термин «федерация». Федерализм определяется как «принцип, концепция, парадигма государственного устройства, позволяющая обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях её территориальной организации на нескольких уровнях[1]. Как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне; как режим и форма государственного устройства он определяет раз деление государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различного уровня в едином государстве». Исследователи утверждают, что федерализм и федерация соотносятся как форма и содержание[2]. «Федерализм, – утверждает Н.М. Добрынин, – это весь спектр явлений и отношений, непосредственно связанных с федеративной формой государственного устройства… Мы приходим к закономерному выводу о том, что федерация в действительности является оболочкой во всей системе федерализма. Она отражает конкретные духовно – культурные, социально – экономические, правовые и политические проявления федерализма в устройстве государства»[3]. В таком случае федерация представляет собой конституционно закрепленную форму «государственно – территориального устройства, при которой структура государства сложна и включает в себя элементы – субъекты федерации, обладающие самостоятельностью вне сферы реализации общих для всей федерации целей и задач, а также возможностью участия в принятии общефедеральных решений»[4]. В современной отечественной теории права можно считать общепринятым взгляд, согласно которому федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия)[5]. Как форма государственно – территориального устройства федерация предполагает определенные особенности построения системы государственной власти. Так, Л.А. Тхабисимова, анализируя данный вопрос, выделяет следующую группу политико-правовых принципов организации государственной власти:
а) единство и целостность системы государственной власти, реализация которой происходит различными органами в соответствии с разделением властно- правовой компетенции, выполняющими определенную функцию единого государственного механизма по управ- лению обществом на различных уровнях; б) регионализм, отражающий способ формирования адекватных конкретному жизненному пространству публично-правовых, экономических и социально-культурных институтов, призванных эффективно и действенно, с учетом специфики этого пространства осуществлять управление общественными процессами и конфликтами; в) соучастие в формировании системы государственной власти, характеризующее степень и институционально-правовые способы участия региональных властных элит в образовании федеральных институтов власти, равно как и, наоборот, степень участия последних в формировании государственно-территориальных органов публичной власти; г) взаимный контроль и политико-правовое лоббирование в принятии и реализации государственно-властных решений; д) субсидиарность. предполагающая наряду с четким разграничением полномочий оказание на каждом уровне всеми ветвями государственной власти поддержки друг другу при осуществлении их специфических функций, содействие проведению в жизнь общегосударственных и общенациональных целей и задач[6]. При этом указанный автор отмечает важность принципа регионализма, с учетом которого «конкретное федеральное устройство государства следует рассматривать в качестве политико-правовой формы организации региональных пространств»[7]. Для любого федеративного государства чрезвычайно важным является достижение гармонии в отношениях частей (субъектов федерации) и целого (самой федерации)[8]. Исходя из принципа единства и целостности системы государственной власти, вполне логично заключить, что высший (федеральный) уровень государственный власти выполняет по отношению к государству (федерации) в целом функцию обеспечения единства государства. Эта функция органично слита с функцией государственного управления, обладая своеобразной двойной нагрузкой – управление сложным составным государством предполагает постоянное обеспечение его целостности и неделимости. Это – важнейшая функция федеральной власти в ряду других.
Федерати́вное устро́йство — способ территориальной организации федеративного государства, определяющийся характером взаимоотношений субъектов федерации с федеральными органами власти, а также между собой и другими образованиями в мире[9].
Федеративная форма административно-территориального устройства (от латинского слова federatio — союз, объединение) — это добровольное объединение в составе одного государства независимых территорий. В отличие от административно-территориального устройства (деления), присущего унитарным государствам, федеративное устройство имеет в своей основе гораздо более усложнённые взаимоотношения, и связано это в первую очередь со сложным механизмом взаимодействия различных частей.
Деление Российской империи
Единицами территориального деления являются субъекты федерации, наименования которых могут быть различным: государства (штаты), земли,республики, края, области и иные.
Российская империя по состоянию 1883 года делилась на генерал-губернаторства, губернии, области и уезды Польское Царство, Финляндское княжество, Бухарское и Хивинское ханства:
общее число генерал-губернаторств — 4
общее число губерний — 59
общее число областей на правах губернии — 19
столица — город Санкт-Петербург
В политической истории России явно прослеживались две линии развития: унитарная и федеративная. В условиях унитарного правительственного курса программа федерализации империи могла рассматриваться лишь на теоретическом уровне, причем не только оппозицией, но и отдельными представителями правящей элиты.
Идею федеративного устройства в России впервые обосновали декабристы. Еще Н.М. Муравьев писал о создании федерации по географическому принципу.
Один из первых оппозиционных проектов федерализации Российской империи был представлен в «Конституции» руководителя «Северного общества» декабристов Н. М. Муравьева4. Во-первых, федеративное устройство предполагалось ввести «сверху» конституционным путем децентрализации унитарной империи, что устраняло договорное начало, инициативу «снизу», придающие прочность федерации. Во-вторых, представленный проект не решал проблему автономии бывших государственных образований в составе Российской империи (точнее, решал ее радикальным путем, устраняя саму идею автономии), что в условиях полиэтничности населения и развитых историко-культурных традиций государственности многих из них создавало основу для будущих конфликтов. В-третьих, политико-территориальная организация сочеталась с сильной организацией верховной исполнительной власти: наследственный император сохранял практически всю полноту власти. В-четвертых, положения проекта неоднократно перерабатывались, в том числе в плане федеративной организации государства — в направлении все большей централизации.
Федеративный проект Н.П. Огарева
Концепцию федеративного устройства, основанную на экономическом и национальном принципах, развивал Николай Платонович Огарев, который в целях борьбы с самодержавно-крепостническим строем внимательно изучал экономику России и в связи с этим интересовался районированием нашей страны. В его экономических и публицистических работах имеются высказывания по вопросам выделения районов в России. Огарев был автором интересной статьи по теоретическим вопросам экономического деления России.
Во второй половине 40-х гг., во время пребывания в Пензенской губернии, Н.П. Огарев усиленно занимался разработкой экономических проблем и писал статьи по экономическим вопросам. К этому времени относится его первая теоретическая работа в области экономического районирования. В 1847 г. он опубликовал статью “Замечания на статью, помещенную в №98 “Московских ведомостей” под заглавием “Опыт статистического распределения Российской империи”. Подвергая статью критическому разбору, Н.П. Огарев выступал не только против неправильных ее положений, но и против официальной статистики царского правительства[10].
Критикуя эту статью, Н.П. Огарев подробно рассматривает выделенные группы губерний и указывает на неправильности ряда объединений губерний в группы, на несоответствия этих объединений реально сложившимся экономическим особенностям отдельных территорий страны. Например, Н.П. Огарев считал неправильным соединение Московской и Орловской губерний в одну группу центральных, или околомосковских губерний, так как Москва характеризуется промышленной деятельностью, а Орловская - сырьем для экспорта.
Через весь критический разбор Н.П. Огаревым данного районирования проходит мысль о необходимости при экономико - географическом изучении страны выделять район как реально существующее образование, что являлось важным достижением в истории отечественных работ по экономическому районированию.
Постановка Огаревым вопросов методологии районирования отличалась большой для своего времени широтой. Впервые в истории науки были сформулированы принципы выделения районов. Ценность этих принципов состоит в том, что в основу экономического районирования впервые было предложено положить районирование производственных сил страны с выяснением их специфических особенностей и с социальным анализом экономики в отдельных частях страны, в то же время с учетом географического положения, природных условий, транспортных связей и национального состава населения. Такая постановка вопроса выдвигала весьма широкие задачи перед экономико-географическим изучением нашей страны, сопряженным с ее экономическим районированием, и показывала крайнюю недостаточность и узость статистических материалов, даваемых официальной статистикой царской России[11].
Н.П. Огарев не предлагает какой-либо конкретной сетки России, указывая, что для этого “потребовались бы размеры целой книги”. Но в качестве примера он останавливается на некоторых районах. Он выделяет в особый район Московский край как представитель мануфактурной деятельности в составе губерний: Московской, Рязанской, Калужской, Тульской, Ярославской и части Нижегородской. Он соединяет Петербург и прибалтийские провинции в один район, поскольку они “имеют характер чисто торговый”. Особо выделяет район Урала, район “горнопромышленной, рудокопной России”. Части различных губерний Огарев соединяет в “Саратовское Заволжье”, указывая, что оно образует “одно целое однородностью почв и труда человеческого”.
В дальнейшем Н.П. Огарев продолжал интересоваться разделением России на районы и неоднократно высказывался по этому вопросу. Особенно его интересовал вопрос о политическом делении России.
Руководя вместе с А.И. Герценом Вольной русской типографией в Лондоне, Огарев в конце 50-х - начале 60-х гг., исходя из идеи будущего федеративного устройства России, предложил разделить страну на части. Еще в 1856 г., после отъезда из России, он поместил в издаваемой им с Герценом “Полярной звезде” статью “Русские вопросы”, в которой, в частности, затрагивает вопрос об административном делении России на губернии “произвольно”, что в губерниях “часто разделены одинаковые интересы и сгруппированы разнородные”[12].
Федеративный проект, созданный Н. П. Огаревым заслуживает особого внимания. В качестве главного принципа организации общества он называл самоуправление общины, из которого необходимо исходить при определении формы территориальной организации государства. Тем самым идеалом государственного устройства выступает конфедерация, основанная на свободном союзе волостей как базовых единиц. Волость — это «высший размер административного единства для нескольких общин»[13]. В компетенцию общинно-волостного самоуправления входит «законодательно-судебная и вся от нее зависящая исполнительная власть». Организация конфедерации должна строиться снизу вверх путем добровольного объединения общинно-волостных единиц в географические союзы по «принципу породы» и по «принципу промыслов» (в чем легко заметить сходство с образованными по экономико-географическому принципу ассоциациями)[14].
В рукописи “Идеалы”, составленной, как предполагают, в 1859 г., Огарев ставит вопрос о федеральном устройстве будущей России и предлагает разделить Россию на “союзы”. В основу федерального деления он, по собственному признанию, положил два принципа: 1) принцип национальный и 2) “принцип промыслов”. Он выделяет девять федеральных единиц, или “союзов”, а именно: 1) Среднерусский; 2) Прибалтийский; 3) Польско - литовский; 4) Беломорский; 5) Волжский; 6) Украинский; 7) Новороссийский, или Черноморский; 8) Урало - сибирский; 9) Амурский.
Это деление - результат давнего интереса Огарева к вопросам экономического районирования России. Над проблемой политического разделения будущей российской республики Огарев работал и в следующем, 1860 г., и в статье “На Новый год - 1861”, опубликованной 1 января 1861 г. в “Колоколе” (№ 89), затем перепечатанной как прокламация. В этой статье он подробно останавливается на членении будущей федерации, предлагая разделить Россию на области “по географическим и промышленным условиям” и по народам, населяющим нашу страну. В отличие от рукописи “Идеалы”, в статье “На Новый год - 1861” Огарев выделяет больше территориальных единиц и дает обоснование их выделения.
Европейскую Россию он предлагал разделить на восемь или десять областей:
1) Беломорская; 2) Прибалтийская; 3) Белорусская; 4) Литовская; 5) “Средняя, или кровная, Великороссия”; 6) Уральская; 7) Прикаспийская; 8-10) Донское казачество, Малоросия, Новороссия.
Обосновывая это разделение Европейской России на области, Огарев указывает:
1. Беломорская область образована, учитывая “географическое положение и промышленный интерес, одинаковое земледелие вследствие климатических условий и одинаковый сбыт”.
2. Прибалтийская область образована “по естественным условиям”, но “немцы должны будут подчиниться общим требованиям и уступить крестьянам землю”.
3. Белорусская
4. Литовская области образованы, учитывая населяющие их народы.
5. “Средняя, или кровная, Великороссия” по народонаселению и по “одинаковым промышленным, преимущественно фабричным, интересам”.
6. Уральская область образована с учетом размещения уральского населения “около Камы и Уральского Заволжья”.
7. Прикаспийская область образована с учетом “одинаковых интересов” населения в связи со “степным хозяйством” и “транзитным положением между Закаспийской и Закавказской Азией и остальной Россией”.
8-10. “Донское казачество, Малороссия и Новороссия вместе или раздельно составляют одну или три Черноморские области”.
В отношении Сибири Огарев указывал, что ее следует разделить на ряд областей “по направлению к Тихому океану”. Польшу он оставляет в стороне, признавая ее право на полное самоопределение.
Вопрос о политическом разделении будущей России на части ставился революционными деятелями и до Огарева, в особенности в работах декабристов П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева[15]. Огарев весьма интересовался проектами декабристов и сожалел, что «Русская правда» Пестеля, включившая один из таких проектов, находится в руках царского правительства и «хранится под спудом». Однако сравнительно со своими предшественниками Огарев дает более развернутое обоснование выделяемых им территориальных единиц, учитывая географические различия отдельных частей нашей страны[16].
В 1868 г. Огарев вместе с Н. А. Шевелевым и Л. И. Мечниковым публикует в Женеве «Землеописание для народа», в котором Огаревым написана глава по истории России. В этой главе Огарев, отмечая разделение России Екатериной II на губернии, указывает, что это было «окончательное отдание народа в руки помещиков и чиновников» и что народ встретил это мероприятие «с великим негодованием»[17]
Заключение
Идея федеративного устройства России берет свое начало в политической мысли 19 века. Федерализм рассматривался в контексте демократического переустройства страны. Концепцию федерации основанной на двух принципах (экономико-географическом и национальном) сформулировал Н.П. Огарев.
Огарев выступал за создание союзного государства не путем децентрализации, разрушения унитарного государства, а путем интеграции, добровольного союза самоуправляющихся единиц. Базовая единица представляла собой не только или же не столько территориальные единицы, сколько социальные объединения, связанные территориально. Кроме того, следует отметить значительный перевес в плане наделения компетенцией базового уровня — общинно-волостного самоуправления, тогда как к компетенции центрального правительства отнесены лишь пять вопросов связанных исключительно с практическим обеспечением «междуволостных отношений». Это позволяет говорить о конфедеративном, а не о федеративном характере проекта.
Список используемой литературы.
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999. 19 октября.
3. Федеральный закон от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2000, 8 августа.
4. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2000 г. № 33. Ст. 3356.
5. Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 67. Ст. 898.
6. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 22.
7. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Свердловской области от 12 января 1996 г. Ст. 2.
8. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г. Ст. 1.
9. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Хабаровского края от 24 апреля 1996 г. Ст. 2.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Собрание законодательства РФ. 1997. №29. Ст. 3581.
11. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Россия, в чем суть твоего бытия? Историко-философские размышления. М.: Республика, 1994. 319 с.
12. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
13. Алексеев H.H. Советский федерализм // Общественные науки и современность. 1992. №1. С. 110- 123.
14. Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. №21. С. 1 27.
15. Библиотека декабристов. В 12т. М.: «Библиотека декабристов» 1906 -1908.
16. Болтенкова Л.Ф. Соотношение законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Основные противоречия // Федерализм. 1996. №1. С. 73 92.
17. Болтенкова Л.Ф. Федерализм // Этнополитический вестник. 1995. №5. С. 133- 144.
[1] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
[2] Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2000 г. № 33. Ст. 3356.
[3] Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2000 г. № 33. Ст. 3356.
[4] Федеральный закон от 5 августа 2000 года «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета. 2000, 8 августа.
[5] Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 г. Ст. 1.
[6] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
[7] Там же.
[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Собрание законодательства РФ. 1997. №29. Ст. 3581, с.12.
[9] Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 года.
[10] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
[11] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
[12] Аналитический обзор конституций республик, входящих в состав Российской Федерации // Российская Федерация. 1994. №21. С. 1 27.
[13] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
[14] Алексеев H.H. Советский федерализм // Общественные науки и современность. 1992. №1. С. 110- 123.
[15] Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России. В 3 кн. М.: Республика, 1992 — 1993.
[16] Библиотека декабристов. В 12т. М.: «Библиотека декабристов» 1906 -1908.
[17] Федеративный Договор от 31 марта 1992 г. // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 67. Ст. 898, с. 157-158
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Снеговик
Сочные помидорки
Эта весёлая планета
Сказка на ночь про Снеговика