Исследовательская работа по литературе
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_russkomu_yazyku_na_temu.doc | 885.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района
Хабаровского края
Исследовательская работа по литературе на тему
«Чтение – вот лучшее учение!
или ЧТО ЧИТАЮТ в нашем классе?»
Автор:
Шапранова Мария,
ученица 5 А класса
МБОУ СОШ № 2
Руководитель:
Зотова Елена Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 2
П.Ванино
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
Искусство читать –
это искусство мыслить
с некоторой помощью другого.
Эмиль Фаге
Совсем недавно мы перешагнули ступень начальной школы и перешли в 5 класс.
За лето мои одноклассники подросли, но остались такими же дружными. Наступила осень, и мы отправились в совершенно новый для нас мир. Это стало для нас настоящим испытанием: новые учителя, множество предметов, необычные требования и … усталость.
И вот тут я заметила, что что-то изменилось в моих одноклассниках. Одни по-прежнему веселились, играли и бегали на переменах, а другие почему-то наоборот сидели и на уроках, и во время перемен и играли в электронные игры в своих гаджетах. При этом были веселы и активны, их разговоры касались только игр, они собирались маленькими группками и играли каждый на своем гаджете, но вроде бы совместно. У меня сложилось ощущение, что ребята по-настоящему «оживали» только, когда включались их «электронные друзья».
А вот во время уроков ребятам хотелось поболтать, обсудить что-нибудь или высказать свое мнение вслух. Когда же надо было выполнять задания, они медленно включались в работу, не понимали или не знали какое задание нужно выполнять. Еще больше трудностей возникало тогда, когда нужно было прочесть задание и выполнить его самостоятельно, потому что многие читали медленно, не сразу понимая, что читают. Мне и моим подругам это очень мешает потому, что мы читаем быстро и понимаем задание. А приходится ждать остальных, пока они усвоят то, о чем причитали. Становится неинтересно и хочется их постоянно подталкивать или прочитывать за них.
Чтобы попытаться как-то изменить это, я решила узнать читают ли мои одноклассники вообще. Что читают? Сколько, как и когда? Как относятся к чтению и понимают ли что читать просто необходимо!
В этом и состоит актуальность моего исследования.
Чтобы ответить на эти волнующие меня вопросы, я попыталась изучить читательские интересы учащихся своего класса.
Объект исследования: одноклассники, их читательская активность.
Предмет исследования: уровень читательской деятельности
Цель исследования: выявление читательских интересов моих одноклассников.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
1) Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.
2) изучить литературу о чтении и пользе чтения;
ознакомиться с историей создания книги;
3) узнать, каковы читательские предпочтения у моих одноклассников; Составить перечень «Любимых книг моего класса».
4) провести исследование читательской культуры учащихся 5 «А» класса
5) Представить полученную информацию одноклассникам в виде презентации
Гипотеза исследования:
В ходе исследования использовались следующие методы:
- анализ литературы по теме исследования;
- опрос;
- сравнение, обобщение полученных результатов.
Практическая значимость работы состоит в том, что:
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Книги — корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон.
Начала я свое исследования со сбора информации, имеющей отношение к теме исследования «Чтение – вот лучшее учение! или ЧТО ЧИТАЮТ в нашем классе?», и обратилась за консультацией к моему учителю по литературе. Вместе мы решили, что начать нужно с подбора всевозможной информации о пользе чтения, об истории книги.
Я вышла в сеть Интернет и узнала некоторые интересные факты:
Навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. И это не случайно, так как чтение можно считать основным, главным навыком. Без способности читать и понимать текст невозможно изучение других учебных дисциплин и дальнейшее интеллектуальное развитие ребёнка.
1. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать, смеяться, злиться, сопереживать. Книги расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других странах и народах, о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно. Они учат нас сопереживанию, позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
2. Когда-то наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины 15 века. Приложение 2.
У одних людей преобладает мнение, что современного ученика, кроме мобильного телефона, Интернета и общения со сверстниками ничего не интересует и книг они совсем не читают.
Другие считают, что ученики читают, но не в том объеме, что читали их родители в детстве, ведь источников информации сейчас великое множество, но КНИГА, обычная, с шелестящими страничками, находит свое место в жизни современного школьника.
3. Книга сыграла и продолжает играть важную роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Ещё «Повесть временных лет» говорит о ценности книг: "Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчётная глубина".
Чтобы развиваться, человеку необходимо знакомиться со всемирной классикой и больше читать. Читательская культура – основа личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
4. Наши современники, талантливые художники и скульпторы, не меньше восхищаются книгами и создают разнообразные творения (скульптуры, памятники или необычные полотна), вдохновляясь любимыми книгами.
Приложение 3.
Далее я познакомилась с историей зарождения книги, её эволюцией, а также историей печатной книги.
Я установила, что :
Знаменитые люди в истории книги
Книга в современном мире
Собранная информация убедила меня в том, что я на правильном пути. Особенно я поддерживаю мнение людей, утверждающих, что сейчас больше возможностей для чтения. Я подумала о том, что главная цель чтения - это информация и большинство из тех, кто «сидит» в своих гаджетах читают. Другое дело, что они читают! А может быть и скачанные версии книг?
В это же время я обратилась к библиотекарю нашей школы – Беляковой Татьяне Анатольевне - с вопросом: как часто бывают мои одноклассники в школьной библиотеке? На что она ответила, что мои одноклассники частые гости в «её книжном царстве». Одни приходят почитать журналы по интересам, другие листают книжки в читальном зале или берут книги для подготовки уроков, помогают с уроками малышам. Приложение 7.
Беседуя с Татьяной Анатольевной, мы просмотрели библиотечные формуляры моих одноклассников, и я узнала, что:
И вот настало время выяснить, как непосредственно мои одноклассники относятся к чтению и книгам. Вместе с учителем литературы мы разработали опросник, и я начала беседовать с ребятами из класса.
Анализ анкетирования
«Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать", –
считал философ Дени Дидро.
Наверное, это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Иногда чтение приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Но мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться в читательских предпочтениях моих одноклассников.
В моем классе сейчас обучается 20 человек и всем им было предложено ответить на следующие вопросы:
Проведя опрос и подсчитав результаты, я пришла к следующим выводам:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если сегодня ты не читал,
значит, сегодня ты не жил.
Результаты моего исследований убеждают в том, что читательский интерес моих одноклассников достаточно высок. Однако пока мои одноклассники читают литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети, которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения. Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.
Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение заняло своё лидирующее место среди форм досуга моих сверстников. Первым шагом к этому стала моя работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса, но и то, что многие ребята просто не задумывались над этими вопросами, а сейчас все меньше моих одноклассников играют на переменах со своими «электронными друзьями».
Приложение 9.
Я думаю, что результаты моего исследования могут быть полезны всем, кто хочет добиться жизненного успеха, поэтому закончить свою работу мне хочется словами Фелиции Жанлис: «Те, кто читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» .
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Приложение1.
Букварь – не сайка, а раскусишь, сладко.
С книгой жить – век не тужить.
Не красна книга письмом, красна умом.
Хорошая книга – лучший друг.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Ум без книги, как птица без крыльев.
Без книги, как без солнца, и днем темны оконца
Книга – твой друг, без нее как без рук
Книга мала, а ума придала
С книгой поведешься – ума наберешься
Будешь книги читать - будешь все знать
Библиотеку не посещаешь – много знаний потеряешь
Хорошие книги читай – о жизни побольше узнай
Черные буквы красные дни приносят
Неграмотный — как слепой, а книга глаза открывает
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость
В книге ищи не буквы, а мысли
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде
Книга поможет в труде, выручит в беде
Книга учит жить, книгой надо дорожить
Книги читать – не дурака валять, а ум и сердце развивать
Сказанное слово — было да нет, а написанное живёт век
Книги – это переплетенные люди. Антон Семенович Макаренко.
Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание. Владимир Даль
Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги. Николай Рерих
Приложение 2 и 5.
Средневековые книги и берестяная грамота
Приложение 3.
Памятники книгам в России и за рубежом.
СВЕТЛОГОРСК ОСТАФЬЕВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
БЕРЛИН, ГЕРМАНИЯ ЛЬВОВ, УКРАИНА ПЕКИН, КИТАЙ ВРОЦЛАВ, ПОЛЬША
Приложение 4.
Первая печатная книга «Апостол»
Первая письменная газета «Куранты»
Приложение 6.
Иоганн Гутенберг – изобретатель печатного станка
Приложение 7.
Интервью с Беляковой Т.А.
Приложение 8.
Приложение 9.
Кактусы из сада камней
Горка
Вокруг света за 80 дней
В поисках капитана Гранта
Лупленый бочок