Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремиться. Судить об этой культуре мы должны, прежде всего, по её идеалам. Это высшее, что создает культура.
Национальные идеалы русского народа, прежде всего, выражены в творчестве двух гениев – Андрея Рублёва и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Мы рассмотрим более подробно творчество Андрея Рублёва.
Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интересов к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшая монголо-татарскому нашествию. Эпоха Андрея Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Актуальность темы определяется тем, что в творчестве Андрея Рублёва отражаются представления всего русского народа о самом добром человеке, о чувстве беззаботного служения отечеству. Это идеалы добра и красоты, создававшие чувство собственного достоинства и уверенности в будущем.
Цель данной работы – осветить пути отражения эпохи, в которую творил Андрей Рублёв в его творчестве, рассмотреть основные вехи его жизни и его главные произведения искусства.
В рамках данной работы мы не сможем осветить все произведения и отдельные части жизни Андрея Рублёва, поэтому основными задачами является рассмотреть его творчество в Благовещенском, Успенском соборах, в г. Звенигороде и его главное произведение искусства картину «Троица», а так же значение его личности и произведений для культуры страны.
Сведений об Андрее Рублёве по меркам нашего времени совсем немного. Они могли бы уместиться со всеми подробностями на одной или двух страницах. Дважды упоминали Андрея Рублёва его современники – летописцы. Около трёх десятков упоминаний разной степени достоверности – в записях преданий, как древнего, так и нового происхождения, и изображения – условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах XVI – XVII вв. и на одной иконе (см. приложение №1).
В работе В.Н.Сергеева показан жизненный и творческий путь великого русского художника, жившего во второй половине XIV и первой трети XV века. Автор воссоздает картину жизни русского народа , на основании дошедших до нас письменных источников и произведений искусств того времени. Всемирно известные произведения Андрея Рублёва рассматриваются в неразрывном единстве с высокими идеалами эпохи.
В.С.Прибытков в своей книге описывает творчество Андрея Рублёва, воспроизводит нрав, быт и события грозных и славных лет того времени. Писатель пытается заглянуть в думы, в сложный внутренний мир художника и сделать его образ близким и понятным всем читателям.
Произведение Ивановой И.А. рассказывает нам о значении творчества Андрея Рублёва, его жизни, личности для духовной жизни страны. Эта книга представляет собой небольшую брошюрку, путеводитель по жизни великого русского художника Андрея Рублёва, а так же по его картинам.
Вложение | Размер |
---|---|
andrey_rublyov_i_ego_tvorchestvo.doc | 112 КБ |
Муниципальное казённое учреждение
«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных
образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ
Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся
«Юный исследователь»
Андрей Рублёв и его творчество
Архипова Алина
7 класс
МОУ «Саловская СОШ»
ЛЯМБИРЬ
2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………………..3
Глава I. Личность Андрея Рублёва в истории…………………………………….....5
Глава II. Творчество Андрея Рублёва………………………………………………..7
§1. Благовещенский собор……….………………………………………………..7
§2. Успенский собор во Владимире……..……………………………………......8
§3. «Звенигородский чин»………………………………………………………..11
§4. «Троица»…………….…………………………………………………………13
Глава III. Значение творчества Андрея Рублёва для духовной жизни страны….. 15
Заключение……………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………………18
Введение
Во всякой национальной культуре есть идеалы, к которым она стремиться. Судить об этой культуре мы должны, прежде всего, по её идеалам. Это высшее, что создает культура.
Национальные идеалы русского народа, прежде всего, выражены в творчестве двух гениев – Андрея Рублёва и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчётливее всего сказались мечты русского народа о самом хорошем человеке, об идеальной человеческой красоте. Мы рассмотрим более подробно творчество Андрея Рублёва.
Эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это была эпоха возрождения интересов к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшая монголо-татарскому нашествию. Эпоха Андрея Рублёва была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания.
Актуальность темы определяется тем, что в творчестве Андрея Рублёва отражаются представления всего русского народа о самом добром человеке, о чувстве беззаботного служения отечеству. Это идеалы добра и красоты, создававшие чувство собственного достоинства и уверенности в будущем.
Цель данной работы – осветить пути отражения эпохи, в которую творил Андрей Рублёв в его творчестве, рассмотреть основные вехи его жизни и его главные произведения искусства.
В рамках данной работы мы не сможем осветить все произведения и отдельные части жизни Андрея Рублёва, поэтому основными задачами является рассмотреть его творчество в Благовещенском, Успенском соборах, в г. Звенигороде и его главное произведение искусства картину «Троица», а так же значение его личности и произведений для культуры страны.
Сведений об Андрее Рублёве по меркам нашего времени совсем немного. Они могли бы уместиться со всеми подробностями на одной или двух страницах. Дважды упоминали Андрея Рублёва его современники – летописцы. Около трёх десятков упоминаний разной степени достоверности – в записях преданий, как древнего, так и нового происхождения, и изображения – условные портреты самого художника в нескольких миниатюрах XVI – XVII вв. и на одной иконе (см. приложение №1).
В работе В.Н.Сергеева показан жизненный и творческий путь великого русского художника, жившего во второй половине XIV и первой трети XV века. Автор воссоздает картину жизни русского народа , на основании дошедших до нас письменных источников и произведений искусств того времени. Всемирно известные произведения Андрея Рублёва рассматриваются в неразрывном единстве с высокими идеалами эпохи.
В.С.Прибытков в своей книге описывает творчество Андрея Рублёва, воспроизводит нрав, быт и события грозных и славных лет того времени. Писатель пытается заглянуть в думы, в сложный внутренний мир художника и сделать его образ близким и понятным всем читателям.
Произведение Ивановой И.А. рассказывает нам о значении творчества Андрея Рублёва, его жизни, личности для духовной жизни страны. Эта книга представляет собой небольшую брошюрку, путеводитель по жизни великого русского художника Андрея Рублёва, а так же по его картинам.
ГлаваI. Личность Андрея Рублёва в истории
Никто не найдёт среди многих тысяч других рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам, никаких записей о детстве Андрея Рублёва, поскольку их никогда и не было. Источники молчат о том, что составляет обязательную принадлежность биографии самого заурядного человека нового времени – где, в каком году, и в какой среде он родился. Навсегда останется крытым и имя, данное будущему художник при рождении, ибо Андрей – его второе, монашеское имя. [1]1
Вопрос о времени рождения художника разрешён исследователями, на основании косвенных соображений. Принято считать, что Андрей Рублёв родился около 1360 года.[2]2 Он уроженец средней полосы России (Подмосковье). Здесь, и только здесь, сохранились его произведения, и дошедшие до нас и известные по другим описям. С подмосковными обителями связана и его монашеская жизнь. И в своей живописи Андрей Рублёв продолжал глубинные и давние традиции именно этого края.
Не существует никаких определённых сведений о том, из какого сословия происходил Андрей Рублёв, но, скорее всего он был потомственным, коренным ремесленником. Если это так, то глубинные первоосновы творчества, искусства – ремесла жили у него в крови родовым даром, закрепившимся в первых же впечатлениях детства, ещё раньше, чем обозначились черты особого таланта, который вывел его на путь иконописания.
И всё же судьба Рублёва, погружена в жизнь и культуру его времени слита с ним. Ключ к биографии средневекового художника – в его произведениях и событиях современной истории.
Молодость Андрея Рублёва была ознаменована крупными событиями в истории Древней Руси, он, вероятно, слышал рассказы о победе, одержанной русскими над татарами. Победа на Куликовом поле развеяла миф о непобедимости татарского войска, подняла силы в людях, пробудила страну от векового оцепенения. Когда Московское княжество начинало освободительную борьбу и собирало вокруг себя все силы русского народа, сосредоточением русской духовной культуры были монастыри. В конце XV века они получают широкое распространение, многие люди покидают привычные места и уходят в леса, начиная новую жизнь в нужде и лишениях.[3]3 Движение это захватило почти всю среднюю Россию и скоро перекинулось на север. Источником его был Троице-Сергиев монастырь близ Москвы. Возможно, что именно здесь провёл свои молодые годы Андрей Рублёв.
Неизвестно, застал ли он в живых самого основателя обители Сергия, но память о нем наполняла всю жизнь монастыря, следы его деятельности были видны на каждом шагу. Сергий умел сплачивать единомышленников; он рассылал учеников в далекие уголки страны, сам разъезжал по русским городам, примирял враждующих князей и не задолго до кончины благословил московского князя на борьбу с татарами.
В укладе Троицкого монастыря долго сохранялась первоначальная простота. В церкви совершали службу при лучинах, писали на бересте, храмы ставили из дерева. Жизнь обитателей его была наполнена упорным, размеренным трудом. "Кто книги пишет, кто книгам учится, кто рыболовные сети плетет, кто кельи строит, одни дрова и воду носят в хлебню и поварню, другие хлеб и варево готовят" - такими словами описывает современник жизнь русского монастыря того времени.[4]1 Эта жизнь Сергиевой обители должна была оказать глубокое воздействие на характер художника. Кто знает, может быть, рассматривая старцев Феофана и всем существом своим, отворачиваясь от них, Рублев вспоминал советы своих учителей – хранить, прежде всего, голубиную простоту, ценить ее выше прежней мудрости?
Впрочем, в стенах Сергиевой обители призвание художника не могло развернуться полностью, и Рублев переселился в Андроников монастырь, основанный на живописном берегу Яузы выходцем из Сергиева монастыря Андроником.[5]2 Отсюда было всего с час пути пешком до московского Кремля, который уже начинали обстраивать митрополит и великий князь. В Москве можно было встретиться с лучшими русскими и греческими мастерами и поучиться у них. Здесь молодой мастер был замечен великим князем и привлечен к почетной работе.
ГлаваII. Творчество Андрея Рублёва
§1. Благовещенский собор
Искусство Рублёва и его школы оценивают как наивысший взлёт древнерусской живописи. Достоверно известно, что он расписывал стены Владимирского Успенского собора, был создателем большого деисусного чина из Звенигорода, совместно с Феофаном Греком и Прохором («старец с Городца») украшал Благовещенский собор Московского Кремля [6]1 (см. приложение №2).
С именем Андрея Рублёва связывают появление нового стиля в древнерусской живописи, который называют лирико-гармонизирующим. Этот стиль выражал дух того времени. Академик Д.С.Лихачёв называет художественный стиль в русской литературе стилем «художественной умиротворённости».[7]2 Это было время, когда, не смотря на эпидемии, войны и голод, в древнерусском обществе созревал интерес к человеческой личности, вера в нравственные силы и совершенство человека. В «эпоху Андрея Рублёва» в искусстве создаётся стиль калокагатии (прекрасной благости).
Самое раннее известие об Андрее Рублеве было записано в Троицкой летописи, составленной в Москве и доведенной до 1408 г. Летопись эта сгорела во время московского пожара 1812 г., но сохранилась в копиях и реконструирована советским ученым М. Д. Приселковым. Летописец, современник Андрея Рублева, сообщает под 1405 г.: “… Тоя же весны почаша подписывати церковь каменную Святое Благовещение на князя Великого дворе… А мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю … ”. [8]3
В 1405 году Рублеву выпала на долю честь украшать живописью Благовещенский собор совместно с мастерами Прохором из Городца и Феофаном Греком. Естественно, что наиболее прославленному из трех мастеров, Феофану, принадлежало руководство работой, и что им были выполнены главные части огромного иконостаса. Принимаясь за него, греческий мастер должен был несколько умерить свой живописный темперамент, которому он безудержно отдавался при выполнении новгородских фресок. Патетика уступает здесь место сдержанному величию. Фигуры Марии, Иоанна и отцов церкви по бокам от Воздержителя представлены Феофаном не столько молящимися, сколько медленно выступающими в торжественном покое. Особенно хороша фигура Марии в синем, как ночное небо, плаще, который мрачной глубиной своего тона гармонирует со всем ее величавым обликом. Рублеву, видимо, достались крайние фигуры чина, великомученики Дмитрий и Георгий, и он вложил в яркую расцветку их одежд и в их юные лики выражения светлой радости.
Мы знаем очень мало достоверного о первых шагах художественного развития Рублева. Но есть основания предполагать, что именно он в свои ранние годы украшал евангелие Христово и, в частности, выполнил миниатюру - изображение символа евангелиста Матфея в образе ангела (см. приложение №3). Миниатюра выдержана в оттенках голубого и лилового, только красный ободок книги в руках ангела выделяется ярким пятном. Мастер замкнул фигуру кудрявого крылатого юноши круглым голубым обрамлением, которое придает образу спокойствие и завершенность. Фигура ангела расположена в пределах круга с таким расчетом, что его широкое крыло уравновешивает развевающийся плащ, а все части его тела равномерно заполняют золотой круг на равном расстоянии, касаясь голубого ободка; и поскольку стремительное движение ангела как бы возвращается к исходной точке, все происходящее претворяется в неизменное и уравновешенное. Плавно закругленная линия стала впоследствии любимым мотивом Рублева. Правда, в ангеле линия сочетается с решительной лепкой, с последовательным, как в византийских иконах, наложением все более светлых пятен, но все же очертания его головы, широкого крыла, рукава, ноги и даже развевающегося плаща звучат отголоском обрамляющего их круга. Конечно, в Москве в 15 веке никто и не подозревал о существовании древнегреческой вазовой живописи. Тем более поразительно, что русский мастер близко подошел к композиционным решениям древнегреческих вазописцев, украшавших силуэтными фигурами плоскодонные килики.[9]1
§2. Успенский собор во Владимире
Владимир – древний город Русской земли. Наследник славы «старого Киева», он был средоточием государственности и культуры Северо-Восточной Руси. В пору феодальной раздробленности и татарского порабощения Москва наследовала от Владимира идею единства и независимости Русской земли.
С возвышением Москвы слава Владимира уходила в прошлое, но в народе жила память о величии этого города, о его истории. Древнейшие памятники города служили образцами для многих поколений русских мастеров. В красоте их облика воплотилось глубоко национальное своеобразие русского зодчества.
На крутом холме величаво возвышается Успенский собор. Он как бы завершает высоту, на которой ранее стоял неприступный город, и неотделим от бескрайних просторов Владимирской земли. Успенский собор поражает величием простоты и мудростью архитектурного замысла его неведомых строителей.
В 1158 году для сооружения храма Андрей Боголюбский призвал «мастеров из всех земель».[10]1 Позднее, в 1185 году, собор сильно пострадал от пожара. Брат Андрея Боголюбского Всеволод Большое Гнездо, восстановил храм, и окружил его со всех сторон пристройками.
В 1408 году московский князь Василий Дмитриевич направил во Владимир русских художников, чтобы заново расписать собор. Сюда приезжают Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Многие годы дружбы связывают этих мастеров.
Перед художниками стояла сложная задача: живопись собора должна была гармонироваться с величием его внутреннего пространства.
Под впечатлением летописей и народных преданий о прошлом Владимира у них родился замысел посвятить фрески теме самоотверженного героизма русского человека.
К сожалению, от этих росписей сохранились лишь фрагменты фресок с изображением сцен «страшного суда». Искусство средних веков уделяло много внимания картинам бедствий и страданий, которые ожидают человека уходящего из земной жизни. «Страшный суд» понимали как возмездие, как кару за грехи человеческие.[11]2
Во фресках Андрея Рублёва нет ничего тревожного, пугающего. Напротив, они утверждают, светлую веру в человека, в его нравственное достоинство. Апостолы, праведники, ангелы, созданные художником, - это образы тех, кто высоко осознал свой долг в жизни, как долг служения людям.
Уже при входе в собор останавливают внимание трубящие ангелы, возвещающие живым и мёртвым о наступлении часа «страшного суда». Грация и изящество их поз и жестов сочетается с силой и достоинством. Властная требовательность в лице «ангела, трубящего вниз», он поднимает мёртвых из земли.[12]1
Хотя эти фрески сейчас сильно утрачены, но по отдельным деталям и общим очертаниям силуэтов можно судить о том, какой поистине величественный замысел был здесь воплощён художником.
В центре храма, справа на столбе, - молчаливая толпа праведных жён. Их округлённые, мягкие русские лица полны мужественности и готовности к чему-то значительному, важному. Эти образы, созданные Рублёвым или Даниилом Чёрным, правдиво воссоздают нам облик русских женщин той трудной и тревожной поры.[13]2
На сводах в южной части храма изображена толпа, в которой на зов апостолов Петра и Павла группами идут праведные мужи.
В образе апостола Петра воплотились лучшие черты современников Рублёва: отзывчивость, большое доверие к людям. В нём художник отразил настроение целого поколения русского народа, поколение, которое на поле Куликовом дорогой ценой заплатило за своё право мирно созидать. Петр воспринимается, как активный участник жизни, полный творческих сил и оптимизма.
На сводах в центре храма художник изобразил апостолов, сидящих на широких скамьях. В руках у каждого из них открытая книга. Достоинство и большая серьёзность чувствуются в их лицах. Образы апостолов полны глубины и внутреннего смысла.
В образе апостола Луки запечатлены черты человека пытливого ума и сильной воли. Напротив, на своде – апостол Иоанн, покоряющий своим мягким взглядом, полным участия к людям.
В лицах апостолов, несмотря на некоторые канонические иконописные черты, пробивается живое восприятие человека. Художник сумел остро подметить и претворить в своём творчестве сокровенные стороны русского национального характера.
От сдержанных апостолов отличаются ангелы. Одни из них погружены в раздумье, другие деятельно участвуют в происходящем. Лица их полны девичьей чистоты и нежности.
В восточной части собора находится фрагмент росписи с изображением «ангела, ведущего младенца Иоанна Предтечу».[14]1 Сохранились только верхняя и нижняя части композиции, центр фрески утрачен. Наверху мы видим синий фон неба и горки, внизу – младенца Иоанна, идущего за ангелом. Здесь всё наполнено лёгкостью и светом. Мягки очертания холмов. Особенно хороша фигура младенца. В округлой форме его головы и щёк, в складках на пухлой шее с короткими завитками волос очень верно переданы характерные для ребёнка черты. Трогательна, наивна доверчивость, с какой младенец обращается к ангелу. Вся его фигура в светлой короткой рубашке, с упругими крепкими ножками, покоряет своей реальностью. К сожалению, не сохранилась полностью фигура ангела. На прозрачном золотистом фоне рельефно вырисовываются его зеленоватые одежды.
В центре собора и в его южной части находятся фрески с орнаментами. Скорее всего, в общем, ансамбле росписей они играли большую роль. Своей стремительностью они гармонировали с общим движением, которым пронизаны композиции. Орнаменты написаны как бы единым росчерком. Бесхитростен их рисунок: на тёмном фоне стены ритмично вьются лёгкие, светлые стебли, концы которых закругляются в листья.
Фрескам Успенского собора присущ особый, сдержанный колорит. Здесь нет ярких пятен, резких красочных контрастов.
Работа в Успенском соборе завершилась созданием грандиозного иконостаса. Он находился здесь почти до конца XVIII века, когда по требованию Екатерины II его заменили пышным резным иконостасом, отвечавшим вкусам нового времени. Иконостас работы Рублёва и Даниила Чёрного был вывезен в село Васильевское, лежащее недалеко от Владимира. Только в 1922 году он был привезён в Москву и реставрирован. Часть икон находится сейчас в Государственной Третьяковкой галерее, часть – в Русском музее в Санкт-Петербурге.[15]2
Фрески Успенского собора дороги нам тем, что в них целая галерея образов и характеров, в которых оживают черты современников Андрея Рублёва.
§3. Звенигородский чин
В Государственной Третьяковской Галерее сохранились три иконы, название которых связано со Звенигородом. Это «Звенигородский чин», который является частью иконостаса, созданного для одного из звенигородских храмов. Время создания этого иконостаса точно неизвестно.
Конец XIV – начало XV вв. были периодом возвышения Звенигорода, когда сын Дмитрия Донского князь Юрий Звенигородский строил здесь храмы и монастыри. Впоследствии для их украшения были привлечены Андрей Рублёв и другие художники.
Сейчас от росписей в соборе сохранились только фрагменты, а из икон дошли лишь три произведения «Звенигородского чина», которые являются гордостью собрания древнерусской живописи в Третьяковской галерее. Они были обнаружены в 1918 году советскими реставраторами.[16]1
Из всего монументального замысла Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса» (см. приложение №4) , «Архангела Михаила» и «Апостола Павла» (см. приложение №5). Несмотря на то, что от «Спаса» дошли только лик и часть одежды, всякий испытывает силу воздействия его проницательного взгляда. Это произведение показывает нам, как представлял себе художник идеальный характер человека. Внешний и внутренний образ «Спаса» глубоко национален. Он полон энергии, внимания, благожелательности.
Для литературных памятников того времени было характерно стремление создать образ героя этой трудной и значительной для Руси эпохи. Особыми чертами наделялся в них великий князь Дмитрий Донской. В летописях, в «Задонщине», в «Слове о жизни и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича царя Русского» в образе князя сочетаются мягкость, стойкость и мужество. Его называют то «высокопаривым орлом», то «воеводой мирным».[17]2 Вот таким «мирным воеводой» и предстаёт у Рублёва «Спас». Его открытое лицо дышит спокойствием и силой. Он внимательно смотрит на людей и как бы способен на многое откликнуться. Во всём облике «Спаса» - «высокий ум, смиренный смысл». Широта ума слилась у него с теплотой сердца и мужественностью.
Это не портрет реального человека; в «Спасе» воплощены конкретные черты, характерные для русских людей того времени. Андрей Рублёв сумел воссоздать своей кистью то, что жило в глубинах народного сознания. Поэтому образ «Спаса» национально самобытен.
«Апостол Павел» дан художником как сосредоточенный философ-мыслитель. Широко и мягко очерчена его фигура. Полны сдержанного звучания серовато – сиреневые с голубым тона его одежд.
Совсем другой замысел лёг в основу нежного образа «Архангела Михаила». В нём Рублёв воспел тихое, лирическое раздумье поэта. Мы забываем о том, что это ангел, то есть существо «бесплотное», «небесное», - так обаятельна в нём земная красота человека, переданная Рублёвым. Как плавны очертания задумчивой фигуры архангела, сколько юной прелести в округлости его лица, как тонко отражают розовые и голубые тона его одежд светлый мир его чувств.
Ангелы, как символы вечно прекрасного – это особая тема в творчестве художника, созвучная созерцательному складу души. В произведениях Рублёва ангелы стали носителями больших истин – добра, мира, любви. Гений Рублёва запечатлел в них своё понимание красоты, как высшей премудрости, исполненной глубокой поэтичности.
Долгие годы исканий, которые проявились уже во фресках Успенского собора, нашли завершение в образах «Звенигородского чина». В них Рублёв обобщил размышления своих современников о моральной ценности человека.
§4. «Троица»
«Троица» Андрея Рублёва (см. приложение №6) была плодом счастливого вдохновения художника, который, прежде чем взяться за кисть, уже представлял себе свои порывы и свой жизненный опыт, воплощённый в красках и линиях. Рублёв первым среди древнерусских живописцев утверждал отношение к иконам как к предмету художественного созерцания.[18]1 И это более всего проявилось в его «Троице».
Сохранилось в небольшом историческом сочинении XVII столетия – «Сказании о святых иконописцев» свидетельство, что Никон просил Рублёва «образ написати пресвятые троицы в похвалу отцу своему святому Сергию».[19]2
Сюжет иконы канонический – это эпизод истории об Аврааме из «Ветхого завета». Авраам – родоначальник израильского рода; Авраам и его жена Сара были бездетны; когда они были в глубокой старости к ним явился Бог в виде трёх путников-ангелов, которые возвестили им о рождении сына Исаака. В «Библии» три путника-ангела представлены как три ипостаси единого божества: Бог един, но он в трёх лицах – Бог-Отец, Бог-Дух Святой и Бог-Сын (Иисус Христос).
«Троица» содержит в себе несколько смыслов: буквальный, как изображение гостеприимства Авраама, пророческий, как прообраз страстей Христа, моральный, как призыв к дружескому единению, и, наконец, аналогический, символический, как раскрытие истинной сущности вещей.
«Троица» Андрея Рублёва производит сильное впечатление с первого взгляда, с того мгновения, как она попадает в поле нашего зрения.
Икона Рублёва изображает Триединого Бога в образах трёх путников-ангелов с посохами в руках, сидящих за столом, на котором стоит жертвенник с головой агнца; символы жертвенной любви вписаны в круг – отражение идеи Вселенной, мира и единства. У иконы особый колорит – весенние и нежные краски передают возвышенную «небесную» красоту. Краски составляют одно из главных очарований «Троицы». Светоносные голубые, розовые и зелёные тона одежд ангелов необыкновенно эстетичны. Синий плащ среднего ангела чарует глаз, как драгоценный самоцвет и сообщает иконе спокойную, ясную радость. Несколько иначе охарактеризованы его спутники. По правую руку от среднего ангела, находится ангел в розовом плаще, по левую руку в зелёном. Соподчинённость цвета одежд боковых ангелов ангелу среднему придаёт устойчивый характер красочной композиции, подчёркивает впечатление дружеской близости между ними. Знаменитый «рублёвский голубец» (сине-голубой цвет) здесь символичен.[20]1 Плавность контура рисунка сравнивают с «голубиными линиями». На ликах ангелов с одухотворёнными чертами спокойная грусть, взаимопонимание, тихая любовь; в позах – гармоничное согласие.
В «Троице» Рублёва не изображены ни васильки, ни какие – либо другие цветы, она сама подобна цветам, которые, по словам древнерусского текста, «на радость нам даны». «Троица» излучает свет, «прогоняет тьму».[21]2
Искусствовед Лазарев В.Н. описывает икону так: «В его иконе есть что-то успокаивающее, ласковое, располагающе к длительному созерцанию.… В «Троице» мотив круга всё время ощущается как лейтмотив всей композиции. Он звучит и в склонённой фигуре первого ангела, и в очертаниях горы и дерева, и в наклоне головы среднего ангела, и параболическом очерке фигуры левого ангела, и в придвинутых одно к другому подножиях… Целиком сохраняя свой центрический характер и отличаясь редким равновесием масс, она в то же время обладает чисто символическим богатством ритмов, - в такой мере разнообразны отголоски основной круговой мелодии».[22]3 Исследователи, изучавшие «Троицу» Андрея Рублёва, считали её образцом музыкальности в иконописи.
Художник воплотил в "Троице" свой идеал совершенства, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветлённости. В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается рождение единодушия, взаимной любви и возвышенной духовной чистоты.
ГлаваIII. Значение творчества Андрея Рублёва в духовной жизни страны
Творчество Рублева было посвящено исканию совершенного человека. Смысл искусства для него состоял в том, чтобы создать образы, которые полны возвышенной духовной красоты. В своём искусстве он стремился передать мечту о свободном человеке. Несмотря на несомненное влияние Феофана Грека, Рублёв сохранил свою манеру письма - современники говорили, что фрески Рублёва «дымом писаны». Его письму присущи гармоничность, лёгкость, плавность, гибкость линий, ритмичность.
Зима 1430 года оказалась последней, весны он уже не увидел… Темная келья, тишина, снег за слюдяным окошком. Исполнен был необменный долг покаяния: вспомнить все совершенное против совести, очистить душу. Было прощание с братией. И горела свеча в холодеющей руке, освещала тронутые уже холодным крылом смерти черты. Были последние, перед тем как угаснуть сознанию, прочитанные над ним негромкие и неторопливые слова: «Ют всякие узы разреши и от всякие клятвы свободи, остави ему и прости...»
Большего нам не узнать. Сгорели в пламени Смуты начала XVII века монастырские синодики — поминальники. Затерялась к началу ХIХ столетия среди множества иных и могила Рублева на местном кладбище. Но много времени спустя, уже в наши дни, стали известны все же некоторые, казалось бы, навсегда потерянные драгоценные сведения. Оказалось, что историк XVIII века Ф. Миллер видел надгробную плиту над могилой Рублева и списал надпись на ней. Сам автограф историка не сохранился, но в поздней копии она стала известна современному исследователю древнерусской культуры П. Д. Барановскому. Надпись гласила, что инок Андрей Рублев преставился 2 января 1430 года на день Игнатия Богоносца...[23]1
В 1989 Андрей Рублёв канонизирован Русской православной церковью. Согласно решениям Стоглавого собора за образец для иконописцев было решено принять творчество Андрея Рублёва.
О великом художнике древности много пишут. Историки культуры заняты тщательным изучением его творчества, его биографии. «Рублёвская тема» привлекает внимание художников. На ней пробуют свои силы живописцы и скульпторы, поэты и кинематографы. Рублёв в наши дни становится в ряд немногих избранных – вечных спутников человечества. Он наша народная гордость и слава. А «гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С.Пушкин).[24]1
Заключение
Творчество Андрея Рублева, величайшего художника древней Руси, занимает почетное место не только в истории русского искусства, - оно представляет блестящую страницу в истории мировой живописи.
Искусство Андрея Рублева ознаменовало новый этап в развитии древнерусской живописи; образы мастера проникнуты глубоким гуманизмом. Основной темой его прекрасного искусства является человек, его внутренняя жизнь, духовный мир. Созданные им типы людей подчас отражают жизненные наблюдения художника, в их обликах часто выражены не только русские народные черты, но и русский склад характера, особенности которого намечают литературные произведения эпохи. В образах Рублева нашел отражение морально-эстетический идеал русских людей его времени, сочетающий мягкость и миролюбие со спокойной силой, стойкостью и мужеством. Эмоциональный и жизнеутверждающий характер искусства Рублева на различных этапах его творческого пути различен, но оно всегда полно глубокого оптимизма, веры в красоту и совершенство человека, надежды на счастье народа.
Гений Андрея Рублева был порождением героической эпохи в жизни народа, когда русские воины впервые нанесли могучий удар татаро-монгольским захватчикам, когда пришли в движение народные силы и пробудилось национальное самосознание.
Оставаясь в пределах религиозного средневекового мировоззрения, Андрей Рублев преодолел монашеский аскетизм и сделал первые шаги к признанию земного мира, человеческой красоты и благородства.
Лучшие произведения Рублева дают возможность говорить о народности его искусства. Она заключается не только в изображении народных национальных типов, в чертах реализма и отражении народнопоэтических воззрений на красоту мира и человека. Подлинная народность великих художников - в развитии национального искусства, в его движении вперед и обогащении новым содержанием, соответствующим новой ступени истории. Такое понимание народности можно целиком отнести к искусству Рублева, отразившему передовые идеи своего времени.
Список литературы
Алпатов М.В. Андрей Рублёв. – М.: Издательство «Просвещение», 1969.
Боголюбова А.С. История древнерусской художественной культуры. Учебное пособие. – А.: Издательство АГПИ им. А.П.Гайдара, 1994.
Иванова И.А. Андрей Рублёв – живописец Древней Руси. – М.: Издательство «Московский рабочий», 1960.
Лазарев В.Н. Андрей Рублёв. – М: Издательство «Искусство», 1981.
Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Издательство «Просвещение», 1970.
Прибытков В.С. Андрей Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1960.
Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981.
«Троица» Андрея Рублёва. Антология. – М.: Издательство «Искусство», 1989.
[1]1 Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981. – стр. 25
[2]2 Там же, стр. 26 – 27
[3]3 Прибытков В.С. Андрей Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1960. – стр. 47
[4]1 Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981. – стр. 55 – 56
[5]2 Алпатов М.В. Андрей Рублёв. – М.: Издательство «Просвещение», 1969. – стр. 39
[6]1 Боголюбова А.С. «История древнерусской художественной культуры. Учебное пособие». – А.: Издательство АГПИ им. А.П.Гайдара, 1994. – стр. 28
[7]2 Лихачёв Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Издательство «Просвещение», 1970. – стр. 93
[8]3 Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981. – стр. 113
[9]1 Иванова И.А. Андрей Рублёв – живописец Древней Руси. – М.: Издательство «Московский рабочий», 1960. – стр. 25
[10]1 Иванова И.А. Андрей Рублёв – живописец Древней Руси. – М.: Издательство «Московский рабочий», 1960. – стр. 25
[11]2 Там же, стр. 16
[12]1 Там же, стр. 17
[13]2 Там же, стр. 18
[14]1 Там же, стр. 20
[15]2 Иванова И.А. Андрей Рублёв – живописец Древней Руси. – М.: Издательство «Московский рабочий», 1960. – стр. 25
[16]1 Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981. – стр. 191
[17]2 Иванова И.А. Андрей Рублёв – живописец Древней Руси. – М.: Издательство «Московский рабочий», 1960. – стр. 25
[18]1 Алпатов М.В. ««Троица»» Андрея Рублёва. Антология». – М.: Издательство «Искусство», 1989. – стр. 116
[19]2 Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981. – стр. 224
[20]1 Боголюбова А.С. «История древнерусской художественной культуры. Учебное пособие». – А.: Издательство АГПИ им. А.П.Гайдара, 1994. – стр. 30
[21]2 Алпатов М.В. Андрей Рублёв. – М.: Издательство «Просвещение», 1969. – стр. 114
[22]3 Лазарев В.Н. Андрей Рублёв. – М: Издательство «Искусство», 1981. – стр. 56
[23]1 Алпатов М.В. Андрей Рублёв. – М.: Издательство «Просвещение», 1969. – стр. 211
[24]1 Сергеев В.Н. Рублёв. – М.: Молодая гвардия, 1981. – стр. 250
Шелковая горка
Сказка на ночь про Снеговика
Ералаш
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Весёлая кукушка