Современные подростки много времени проводят в социальных сетях. К сожалению, не все из них задумываются о том, насколько вредным для нашей речевой культуры может оказаться общение в интернете. Мы проанализировали сетевую коммуникацию школьников, рассмотрели речевые ошибки одноклассников в популярной социальные сети «Вконтакте». Мы предложили способы борьбы с речевой неграмотностью в социальных сетях.
Ключевые слова: сетевая коммуникация, речевая грамотность, интернет и социальные сети, ролевое общение.
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gaslenko-kochkina.docx | 30.02 КБ |
Сетевая коммуникация подростков
(влияние социальной сети на речевую грамотность школьников)
Автор: Кочкина Карина, 7 класс, руководитель: Гасленко А.Г.,
учитель русского языка и литературы МАОУ МСОШ № 16
Аннотация. Современные подростки много времени проводят в социальных сетях. К сожалению, не все из них задумываются о том, насколько вредным для нашей речевой культуры может оказаться общение в интернете. Мы проанализировали сетевую коммуникацию школьников, рассмотрели речевые ошибки одноклассников в популярной социальные сети «Вконтакте». Мы предложили способы борьбы с речевой неграмотностью в социальных сетях.
Ключевые слова: сетевая коммуникация, речевая грамотность, интернет и социальные сети, ролевое общение.
С появлением интернета появились социальные сети. На сегодняшний день их достаточно много. Самая распространенная сеть среди подростков – это сеть «ВКонтакте». Наряду с положительными качествами соц.сетей, к сожалению, мало кто из современный подростков задумывается об их вреде, и в частности, о вреде на нашу речевую грамотность. Быстрота и простота общения породили так называемый компьютерный интернет-сленг. Это общение, при котором часть слов сокращается или вообще заменяется символами, смайлами. Всё это ведет к обнищанию нашей речи, нашего словарного запаса. Если человек не может сформулировать красиво свои мысли, то он и связный информативный текст составить не сможет. Активное использование интернет – сленга в речи привело нас к тотальной речевой безграмотности. Многие подростки не умеют строить речевые обороты и выделять их соответствующими знаками препинания. Школьники допускают массу орфографических и прочих ошибок в своих переписках и даже свои странички в соц.сетях заполняют с ошибками. Всё сказанное подтверждает актуальность нашего исследования.
Приступая к исследованию, мы столкнулись с рядом проблемных вопросов:
- что такое сетевая коммуникация подростков? Зачем современному подростку интернет и соц.сети?
- какова роль соц.сетей в жизни подростков и в формировании их речевой грамотности?
- какие распространённые ошибки допускают школьники, общаясь в соц.сетях?
- можно ли попытаться что-то сделать для того, чтобы побороть безграмотность подростков в соц.сетях?
Данные вопросы позволяют сформулировать проблему всего исследования –степень влияния социальной сети «ВКонтакте» на речевую грамотность школьников. Что можно сделать для того, чтобы побороть сетевую безграмотность?
Цель работы стало исследование влияния социальной сети «ВКонтакте» на речевую грамотность школьников. Предложение способов борьбы с «речевой бомбой замедленного действия.
Если исследовать необходимую литературу по теме исследования и изучить влияние социальной сети «ВКонтакте» на речевую грамотность школьников,
то мы, вероятно, сможем получить ответы на проблемные вопросы нашего исследования и, цель работы будет достигнута.
Задачи сформулированы, согласно гипотезе:
- на подготовительном этапе исследовать теоретический материал по сетевой коммуникации и безграмотности подростков;
- в практической части классифицировать речевые ошибки школьников в сети «ВКонтакте»;
- провести анкетирование среди учащихся 7-го класса «Ошибки в социальных сетях»;
- проанализировать речевые ошибки в текстах сообщений моих одноклассников;
- предложить способы борьбы по устранению сетевой неграмотности школьников (Разработка и создание филологического сайта; внедрение в речь школьников «ролевого сетевого общения в игровой форме»,
Методы исследования
- теоретические (эмпирические): работа с различными источниками по теме исследования, метод опроса – беседа; сравнение, наблюдение, эксперимент;
- экспериментально-теоретические: анализ, синтез, индукция, дедукция; анкетирование;
- наглядные (демонстрационные) методы: скриншоты
Теоретическая значимость
Заключается в изучении специальной литературы по теме исследования, в анализе распространенных ошибок школьников в социальных сетях.
Практическая значимость
Заключается в исследовательской части нашего проекта: анкетирование среди учащихся 7-го класса; предложение способов борьбы с сетевой неграмотностью школьников. Данные материалы можно использовать как методические рекомендации на уроках русского языка.
Новизна исследования
Информации по влиянию социальных сетей на подростков и классификации распространённых сетевых ошибок в интернете достаточно. Новизна нашей работы заключается в проведённом исследовании по теме проекта. Это анкетирование среди учащихся нашего класса. Это предложение способов борьбы с ошибками школьников.
Мы провели обзор литературы по теме исследования, ознакомились с терминологией («коммуникация», «сетевая коммуникация», «речевая грамотность»), сформулировали причины снижения речевой грамотности школьников.
Сетевая коммуникация – это общение путем обмена короткими текстами с использованием локальных или глобальных сетей ЭВМ.
Речевая грамотность – степень владения человеком навыками чтения и письма на родном языке.
Мы провели практическую работу по выявлению сетевой безграмотности и способов борьбы с этой проблемой.
Основные ошибки моих одноклассников: сокращение сложных слов на более простые; орфографические, пунктуационные; не видят различные речевые обороты, вводные конструкции; грамматические ошибки; речь очень бедная, т.к. многие слова просто заменяют смайлами и прочими символами, музыкальными фрагментами, фотографиями. Можно сделать вывод о том, что большинство ошибок речевых. Никто не хочет писать полными, красивыми предложениями. Все хотят изложить свои мысли более кратко и упрощённо.
После анализа многочисленных ошибок моих одноклассников в социальной сети, мы решили провести анкетирование «Как вы относитесь к ошибкам в социальных сетях?» для того, чтобы понять, случайно или намеренно ребята делают языковые ошибки, как они сами относятся к тотальной безграмотности в соц.сети?
Анкета состояла из 10 вопросов. Ребята отвечали анонимно, чтобы мы могли получить наиболее честные ответы.
Первый вопрос анкеты «Сколько времени ты проводишь за компьютером?» был дан для того, чтобы понять, насколько зависимы современные подростки от общения в соц.сети. 24 ученика ответили, что за компьютером проводят более двух часов. Практически весь класс считает необходимым общение в сети.
Второй вопрос анкеты «Как вы относитесь к ошибкам в соц.сетях?» взволновал многих из класса. 15 человек даже никогда не задумывались о том, что есть какие-то там ошибки. Они не считают нужным их замечать и тем более тратить время на их исправление. 6 человек ответили, что они негативно относятся к ошибкам, стараются их исправлять, даже своим собеседникам иногда делают замечание. 3 ученика ответили, что у них не может быть ошибок, т.к. компьютерная программа подчеркивает все ошибки и автоматически предлагает их исправить. Такой ответ доказывает то, что учащиеся просто не знают о том, что далеко не все ошибки компьютер исправляет. Машина никогда не укажет на грамматические и пунктуационные ошибки. Она исправляет только самые очевидные орфографические ошибки.
3 и 4 вопросы анкеты «Допускаешь ли ты ошибки в соц.сетях», «Считаешь ли правильным намеренное употребление ошибок?».
25 учеников ответили, что они допускают периодически разные ошибки потому, что не все нормы грамотного письма знают. А сидеть и искать в словаре, как пишется то или иное слово, никто не желает.
5 и 6 вопросы: «Приятно ли тебе читать сокращенные слова типа «СПС», «ПЖ» и т.д. «Какие ошибки чаще допускают твои друзья?» 27 человек ответили, что им нравится читать и писать сокращенные слова. Это особый стиль письма. Он говорит о том, что ты на «одной волне» со своими одноклассниками. Выделяться из общей массы никто не желает.
7,8,9,10 вопросы были направлены на то, чтобы выяснить, как влияют сети на речь школьников, основная задача соц.сетей, что представляет из себя речевая грамотность. Соц.сеть для детей – это развлечение. По поводу их влияния на грамотность задумываются очень редко и далеко не все учащиеся. Следить за своими и чужими ошибками тоже далеко не всем нравится.
Нами сформулированы основные предложения по устранению сетевой неграмотности школьников (Разработка и создание филологического сайта; внедрение в речь школьников «ролевого сетевого общения в игровой форме».
Внедрение в речь школьников «ролевого общения». Существует такой вид общения, к которому можно привлечь школьников. Суть в том, что один человек выкладывает в беседу мини-сюжет какой-то придуманной им истории. Жанр историй может быть любым. Всё это напоминает небольшую сказку или театрализованное представление, когда есть сценарий, выбирают актеров и начинают разыгрывать. Автор выкладывает историю, перечисляет перечень действующих лиц. Все желающие могут примерить на себя какого-то героя и методом экспромта попробовать разыграть какой-то сюжет. Главным условием такой ролевой игры является грамотное общение с использование сложных речевых оборотов и конструкций. Мы разделили такое общение на 2 категории: 1. Самый сложный вариант ролевой игры «Театрализованная история, сценка. 2. Более простой вариант – общение в действии. Суть в том, что переписываясь с кем-то, нужно выполнять реальные действия, описывать их при помощи речевых оборотов. Первый вариант находится в стадии разработки, а второй вариант мы попробовали.
Пример: - Здравствуй, Яна. Я иду по улице. Вокруг меня светил солнце, птицы поют, ветер шумит. Я направляюсь в кино, а ты чем в данный момент занимаешься?
- Здравствуй, Карина. В такой прекрасный зимний вечер я прогуливаюсь по парку, а с неба на меня плавно падает снег. По обе стороны аллей стоят скамейки, на одной из которых сидит влюблённая молодая пара, а рядом с ними резвится маленький забавный щенок. Напротив сидит пожилая пара, глядя на которых приходят на ум слова знаменитой Коко Шанель: «Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости»…
Такие варианты общения довольно сложны для современных подростков, но очень полезны. Мы пробовали внедрить такое общение в речь одноклассников. Дети предлагали свои варианты небольших сценок на школьную тематику. Не у всех всё получилось с первого раза, но было довольно весело. На данный момент мы продумывает миниатюру на первый тип «ролевого общения».
Создание филологического сайта. Учащиеся самостоятельно создали филологический сайт, на котором размещаются дидактические и методические материалы, способствующие формированию речевой грамотности. Адрес сайта - http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/V/V-0-7.html
Используемая литература
1. Белинская Е., Жичкина А. Современные исследования виртуальной коммуникации: проблемы, гипотезы, результаты.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –с.165.
2. Горявский Ю. Назад в будущее // Мир Internet. №10.- М., 2001.- с.35.
3. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете.
4. Аксак В. А. Моя первая книга об Интернет. – Москва «Эксмо», 2005г.
5. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия Интернет. - Москва «Олма Медиа групп», 2008г.
6. Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - Москва «АЗЪ», 1995
Электронные ресурсы
7. Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс].Режим доступа: www.wikipedia.org
8. Словарь молодежного сленга [Электронный ресурс]. Режим доступа: teenslang.su
9. Социальной сеть Вконтакте [Электронный ресурс].Режим доступа: vk.com
Акварельные гвоздики
Шум и человек
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Рисуем домики зимой
Без сердца что поймём?