Проектная работа по теме: "Хохлома"
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_teme_hohloma.pptx | 2.9 МБ |
Слайд 1
Проект на тему: «Золотая хохлома» Выполнила: ученица 3 «Г» класса Лахова Алина МБОУ «Гимназия № 19» г. ЧеркесскаСлайд 2
Хохлома — старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы — огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи — «золотая хохлома». Это и станет названием моей работы. Я выбрал эту тему потому, что считаю подобные природные орнаменты самобытными. Они являют собой образ старинного русского народного промысла. К тому же, рисовать узоры – занятие очень увлекательное. Цель настоящей работы: изучить хохлому как вид русской народной живописи, как вид искусства и как народный промысел. Задачи работы: и зучить литературные источники по теме; ознакомиться с основными терминами и понятиями; проанализировать литературу; изучить историю промысла; рассмотреть этапы производства хохломской посуды; изучить технику росписи и виды орнамента; составить проектную работу. Введение
Слайд 3
Россия славится народными промыслами, и хохлома — самый известный вид русской народной живописи. История промысла начинается в XVII веке, а его родина — левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья. Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло — олифу — и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет. Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала — олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства. История
Слайд 4
Итак , распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин : обилие леса; близость Волги — главной торговой артерии; распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях; местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву. Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке. Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса. Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны. Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись — самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева. Техника росписи
Слайд 5
изготовление посуды нужной формы сушка нанесение несколько раз специального лака нанесение на поверхность олифы затирка алюминиевого порошка закаливание в печи до получения золотистого цвета роспись грунтовка белой глиной Этапы производства посуды
Слайд 6
При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона — красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый. Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из: спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника; стеблей; цветов; листиков.
Слайд 7
Основные виды орнамента: «травка» — узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку; «листок, под ягодку» — причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков; « кудрина » — роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне; иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц. Центры хохломской росписи — город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы. Изделия с хохломской росписью — замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.
Слайд 8
Заключение Слово «хохлома» сегодня очень популярно. С ним ассоциируется гармония, сказка и быль. Идея хохломских мастеров перенести на деревянные изделия живописные леса, заливные луга, золото осени. Очень популярны растительные орнаменты, ягодки и травки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь! И по сей день жив старинный город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Трудятся в нем внуки и правнуки хохломских мастеров, продолжают славную традицию, делают и расписывают удивительную деревянную золотую посуду. Вот так и повелось, что каждый из них своим мастерством людей радует, своих детей и внуков разным премудростям учит. На весь мир прославили они свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси. Замечательные хохломские узоры развивают у человека фантазию, доброту, моторику ребенка, раскрывают творческие способности, благотворно влияют на нервную систему (успокаивают, восстанавливают положительно-эмоциональный настрой ). Список литературы Бордюг Н.Д., Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. – М.: Владос , 2000. – 272 с . Н.П. Бесчастнов. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос , 2008. – 208 с. МолотоваВ.Н . Декоративно-прикладное искусство. – М.: Форум, 2010. – 288 с . Бадаев В.С. Русская кистевая роспись. – М.: Владос , 2007. – 32 с . Хохлома. Примеры узоров и орнаментов. Плакат. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 1 с.
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Про пингвинов
Рисуем пшеничное поле гуашью