Актуальность данного проекта заключается в том, что школа должна растить трудовую смену для села, воспитывать человека, уверенного в завтрашнем дне, способного адаптироваться в новых социально-экономических условиях.
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-ogorod.docx | 274.97 КБ |
Заявка
на участие в XIII Всероссийской акции «Я - гражданин России»
среди учащихся общеобразовательных учреждений Пензенской области
«21» января 2013год
Название проекта «Чудо-огород»
НоминацияОбучение через предпринимательство
Руководитель проекта Каледина Наталья Александровна, учитель начальных классов
Контактный телефон 8-84142-3-36-10
Авторы проекта:Кабанова Анна, Козелкова Анна, Беспалова Анжелика, Четвериков Артем, учащиеся 4 класса
Наименование организации:Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Б-Лука
Адрес, телефон 442173 Пензенская область, Вадинский район, село Большая Лука, ул.Советская, дом 81, тел.3-36-18
Руководитель организации: Батяева Тамара Федоровна, директор школы(подпись)
М.П.
Авторы проекта: /Кабанова А./
/Козелкова А/
/Беспалова А./
/Четвериков А./
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Б-Лука Вадинский район
Проект выполнили учащиеся 4 класса
Руководитель: учитель начальных классов
Каледина Наталья Александровна
Проект по времени проведения: краткосрочный
Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность: январь - апрель 2013 года
Возраст детей: 9-10 лет.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.
Практическая значимость: с помощью проекта мы хотим доказать, что полезные овощи можно вырастить в школе на подоконнике. Это очень интересно!
География проекта
МБОУ средняя общеобразовательная школа село Большая Лука находится в лесо - степной зоне, с хорошими климатическими условиями, которые позволяют заниматься выращиванием овощей не только в открытом грунте, но и в закрытом грунте (теплице). Школа тесно связана с жизнью своего села, сельским хозяйством. Имеет огород 1 га, две теплицы - общей площадью 90 кв.м.
Анализируя учебно-воспитательную работу по изучению программ правительства Пензенской области и доведению их до местного населения, педагогический коллектив школы сделал вывод, что, наряду с изучением общеобразовательных дисциплин, необходимо подготовить учащихся к осознанному выбору профессии, дать им не только теоретические знания, но и практические навыки, подготовить их к тому, чтобы они стали активными участниками региональных программ. В 2012-2013 учебном году в программу начальной школы введен курс «Полезные навыки». Нами было выбрано направление «Приусадебное хозяйство», модуль «Огород на подоконнике». Наш проект будет работать в рамках проекта «Обучение через предпринимательство»
Полученные знания в классе помогут нам закрепить и углубить их на практике, овладеем методами управления ростом и развитием растений, приобретем умения и навыки выращивания растений, а также навыки коллективного труда.
Актуальность данного проекта заключается в том, что школа должна растить трудовую смену для села, воспитывать человека, уверенного в завтрашнем дне, способного адаптироваться в новых социально-экономических условиях.
Содержание проекта
На уроках окружающего мира мы много говорим о том, что большинство овощей зимой к нам привозят из стран ближнего зарубежья, которые сильно удобряют разными химическими удобрениями, чтобы не портились. Содержание нитратов в овощах превышает норму в несколько раз. Это очень вредно для здоровья человека.
Что же делать? Вообще не покупать овощи? Ведь овощи полезны и необходимы организму человека. Вот если бы у нас былогород круглый год, тогда мы бы все вырастили сами. Но огород у нас только в весенне-осенний период, а зимой его нет. Этотвопрос мы обсудили со своим учителем Калединой Натальей Александровной. И мы нашли выход - сделать огород на подоконнике.У нас в классе хорошие, большие окна и подоконники большие. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. И нам очень захотелось попробовать!
С этой целью был разработан проект «Чудо-огород». Совместно с родителями и Советом бабушек на заседание родительского комитета класса обсудили тему проекта, цель и задачи. Мы поставили перед собой
цель – изучить технологию выращивания зелени – всего того, что мы часто покупаем в магазине.
Для достижения этой цели мы наметили следующие задачи:
- научиться пользоваться «Лунным календарем» для выбора оптимального времени посадки растений;
- изучить и использовать особенности выращивания культур в закрытом
грунте, т.е. на подоконнике;
- изучить и использовать натуральные подкормки;
- подготовить и приобрести весь необходимый инвентарь;
- посадить овощи и зелень в контейнеры и поставить на подоконники;
- все наблюдения за ростом и развитием растений записывать в журнал;
- фотографировать растения по мере их роста; сделать презентацию с советами и фотографиями;
-воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
-развивать познавательные и творческие способности;
- научиться предпринимательской деятельности.
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Значит, пришло время посадок. Мы закупили необходимые материалы для реализации проекта, выбрали культуры для посадки. Огород на подоконнике в школе является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Целую зиму, мы будем иметь к обеду, свежую зелень (посадки постоянно будут обновляться). Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.
Работа по выращиванию растений на подоконнике будет проводиться в урочное время на уроках технологии и внеурочное время.
Для проекта использованы следующие ресурсы: средства от проекта «Школьная теплица», средства родителей.
Реализация сбыта продукции: школьная столовая
Этапы реализации проекта.
№ пп | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
1 этап – подготовительный. | ||||
1 | Беседа с родителями «Огород на подоконнике». | 1.Выявление проблемы: как правильно сажать и ухаживать за растениями. 2. Формирование проблемы, её наличие, пути и средства решения. 3. Определение ролей и действий всех участников проекта. 4. Формулировка основной цели и задач проекта. | Педагог Родители, учащиеся | январь |
2 | Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. Поиск информации в сети интернет | Создать условия для реализации проекта «Чудо-огород». | Педагог родители. | Январь |
2 этап – основной. | ||||
3 | Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Оформление «Календаря посадок». | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. | Учащиеся | февраль |
4 | Практическая деятельность: посадка лука, петрушки, укропа, мелиссы, кориандра, кресс-салата | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Учащиеся, родители, педагог | февраль |
5 | Опыт – наблюдение за ростом растений. | Учиться замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, семян | Педагог, учащиеся | Февраль-март |
6 | Оформление дневника наблюдений. | Зафиксировать наблюдение за растениями. | Учащиеся | Март |
3 этап – заключительный. | ||||
7 | Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. | Педагог, учащиеся | Апрель | |
8 | Анализ результативности | Педагог, учащиеся, родители | Апрель |
Работа с родителями:
1.Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2.Консультация для родителей «Разнообразие семян».
3.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
Обновление материально – технической базы планируется за счёт привлечения внебюджетных средств, родительской помощи.
Мы изучили технологию и методику выращивания зелени на подоконнике.
Описание технологий, методик, применяемых в рамках Проекта:
Выращивание лука
Для выращивания зеленого лука подойдут окна, выходящие на юг, юго-восток и юго-запад. Зелень лука из корнеплодов и корневищ лучше выгонять в ящиках - они могут быть любого размера, но высотой не менее 12 см. Ящики размещают ближе к свету, можно их установить один над другим.
Землю для выращивания не только лука, но и любой зелени нужно готовить с осени, она должна быть высокоплодородной. Самой неприхотливой культурой для выгонки зелени зимой является репчатый лук. В зеленом пере витамина С содержится в 3-4 раза больше, чем в самой луковице. Перед посадкой верхнюю часть шейки луковиц обрезают, а затем кладут на сутки в теплую воду (40 градусов С), что ускоряет появление корней и зелени.
Высаживают луковицы на расстоянии 1 см одна от другой, хорошо заглубляют в почву и засыпают сверху небольшим слоем земли. Поливают теплой водой. Ящики ставят (примерно на неделю) в теплое темное место, с момента прорастания луковиц - выставляют на свет. Если земли и ящиков нет, лук можно выращивать в воде, используя для этого различные стеклянные и жестяные банки, сверху кладут фанерные или картонные кружки, в центре которых вырезают отверстия по размеру луковиц.
Выращивание репчатого лука семенами.
Предпочтение отдается семенам новых высокоурожайных сортов и гибридов с крупной луковицей: "Эксибишен", F1 Спирит, F1 Стардаст, "Мячковский 300", "Даниловский 301" и другим.
Семена высевают в середине марта. Небольшой емкости размером 30х30х10 см вполне достаточно, чтобы вырастить около 300 сеянцев лука на подоконнике. Расход семян – около 2 г. Толщина слоя почвы – 8 см, стенки ящика не должны быть высокими, чтобы не затенять сеянцы.
Подходят многие почвенные смеси: плодородная предварительно прогретая огородная земля, низинный торф, нейтрализованный доломитовой мукой и заправленный удобрениями или просто готовые субстраты для выращивания рассады.
Можно использовать специальные рассадные кассеты с диаметром ячейки 2–3 см, причем в каждую ячейку нужно поместить 3–4 семени. Этот способ чаще используется для выращивания порея, но он вполне пригоден и для репчатого лука. Высадка сеянцев с комом земли позволяет избежать повреждений корневой системы. При выращивании группами луковицы бывают несколько мельче, чем при обычном способе посадки, но общий урожай с единицы площади увеличивается.
Семена высевают в хорошо увлажненный субстрат и засыпают сверху через сито этой же рыхлой смесью или низинным торфом. До появления всходов ящики накрывают стеклом или полиэтиленовой пленкой, чтобы сохранить почву влажной. Оптимальная температура в это время – 20–25°С. Как только появятся петельки всходов, пленку снимают и температуру понижают днем до 16–20°С. Более высокая температура способствует "вытягиванию" и ослаблению сеянцев. Оптимальная ночная температура – около 12°С. Сеянцам лука необходимо хорошее освещение и аккуратное рыхление, чтобы не образовывалась корка.
Рассаду полезно подкормить раствором полного минерального удобрения с микроэлементами ("Растворин", "Акварин", "Кемира").
За 7–10 дней до высадки рассады ее закаливают, вынося на день из помещения. За 2–3 дня до посадки лучок можно оставить на участке, если нет угрозы заморозков. Высаживают рассаду в середине мая. Непосредственно перед высадкой сеянцы обильно поливают и сажают в увлажненные бороздки глубиной 10–12 см, уплотняя землю вокруг. Важно, чтобы верхушка (сердечко), откуда появится очередной лист, не была засыпана землей. После посадки рядки мульчируют низинным торфом.
Уход за луком обычный. Рекомендуются как минимум две подкормки полным минеральным удобрением, лучше жидким. Первая – после укоренения (период активного нарастания листьев), вторая – в начале образования луковицы, когда ее диаметр заметно превысит толщину ложного стебля. При прополках и рыхлении между рядьев нельзя присыпать растения землей, поскольку окучивание замедляет вызревание луковиц.
При этом способе посадки созревание лука ускоряется, и при правильном уходе получается хороший урожай.
Выращивание петрушки и укропа
Ящики или горшки, наполненные грунтом, полить горячей водой, немного примять, сделать бороздки и посеять семена.
Расстояние между бороздками обычно указывают на пакете. В закрытом грунте условиях посадку несколько надо загустить.
После посева семена присыпать почвой слоем не более 1 см.
Чтобы быстрее появились всходы, посевы поливают через день, но дважды - утром и вечером небольшими порциями воды. После того как появились всходы, ящики поливают в солнечную погоду каждый день или через день, в пасмурную — реже. Срезать овощи пора, когда зелень достигнет длины 10—12 см. Чтобы быстро вырастить петрушку из семян нужно знать маленькую хитрость – эфирные масла семян не дают им быстро взойти, поэтому перед посевом желательно выдержать их около получаса под струей проточной теплой воды (завернув в несколько слоев марли) и затем замочить на сутки.
Предпочтение сортам: Петрушка "Бивень F1", "БогатырьF1", "Прима", «Бизон»,укроп «Дальний»,«Зонтик».
Выращивание мелиссы
На рассаду семена мелиссы нужно в начале марта. Для этого надо взять небольшой ящичек и заполнить его любой готовой почвенной смесью или приготовить смесь (1 часть обычной дерновой земли, 1 часть торфа, 1 часть перегноя). Далее нужно сделать в почве бороздки глубиной 0,5 сантиметра на расстоянии одна от другой 5 – 6 сантиметров и пролить их теплой водой. Семена нужно сеять сухими. До появления всходов нужно опрыскивать почву через каждые 1 – 2 дня. Появляются всходы примерно через 8 – 10 дней. На постоянное место рассаду нужно высаживать с 25 апреля по 5 мая. Высадку производить нужно в один рядок на расстоянии между растениями 12 – 15 сантиметров.
Поливать мелиссу нужно примерно 3 раза в неделю. Для этого, когда растения достигнут высоты 20 – 25 сантиметров, и на мелиссе начнут появляться бутоны, их необходимо прищипнуть. Эта процедура приведет к увеличению бокового ветвления. При достижении растением высоты 40 – 50 сантиметров, его надо срезать вместе со стеблем, оставив 10 – 12 сантиметров. Таким образом, можно увеличить пышность куста мелиссы. Для мелиссы подкормки минеральными удобрениями не нужны. Для этой цели можно использовать настой яичной скорлупы, спитой чай.
Выращивание шпината
Шпинат - полезен и питателен. Это природный источник витаминов, минералов, белков и клетчатки. Кроме того, это достаточно просто выращиваемое растение, даже в комнатных условиях. Особенности выращивания шпината:
Шпинат нуждается в плодородном грунте и обилии органических веществ.
Шпинат предпочитает слегка щелочные почвы, при оптимальном диапазоне рН 6,5-7,5.Шпинат лучше растет в прохладных условиях при температуре 16-18 градусов. Семена растений высаживают на глубине 2,5 см в грунт.
Когда рассада достигнет 2,5 см в высоту, рассадите в отдельные горшки диаметром 7-8 см, если же планируется собрать очень молодой шпинат, то рассаживание не обязательно. Поддержание равномерной влажности почвы имеет важное значение. Резкая смена пересушки кома и залива почвы может спровоцировать болезни растения. Добавление азота в процессе роста значительно повышает урожай. Также можно вносить органические удобрения – куриный помет и др.
Сбор шпината
Чем моложе шпинат, тем он более ароматный.
Срезать растение, когда оно достигнет в высоту 5-10 см в длину.
Количество листьев в розетке зависит от сорта шпината и колеблется в среднем 5-6 листьев.
Когда появляется стрелка и созревают семена, качество листьев ухудшается, поэтому лучше собрать урожай до этого момента.
Выращивание Бурачника лекарственного (огуречная трава)
Характерной особенностью бурачника является запах свежих огурцов, исходящий от измельченных листьев, поэтому иногда его используют в кулинарии вместо этих овощей. Огуречная трава холодостойка, не требовательна к условиям обитания, может расти без искусственного освещения. Однако на богатой перегноем почве дает более нежные и сочные листья. В зелени бурачника много аскорбиновой кислоты и каротина, есть витамины группы В, калий, магний и кальций, а также растворимые соединения кремния. Семена огуречной травы довольно крупные, их сеют на глубину 1,5 см, рядами на расстоянии 7-10 см. Всходы появляются на 7-8-й день, через 2 недели уже можно обрывать первые листочки. В комнатных условиях урожай огуречной травы собирают круглый год, проводя повторные посевы через каждые 10-15 дней. Для выращивания зимой лучше выбирать скороспелые сорта салата: «Одесский», «Майский», «Московский листовой». Семена сеют в небольшие бороздки на расстоянии 10-12 см. Для первого полива рекомендуется подогреть воду до 25-28°С.
Выращивание рукколы
Руккола - самая «модная» в последнее время среди кулинаров составляющая салатов. Это салатное растение семейства капустных хорошо подходит как гарнир к мясу или рыбе, используется в салатах Семена сажать на глубину 1-1,5 см и надо помнить, что руккола - очень влаголюбивое растение. Необходимо выбирайте сорта «Пасьянс» и «Рококо».
Выращивание кресс-салата
Кресс-салат может расти на подоконниках в затенённых уголках, на северной, северо-восточной стороне.
Заполнив ящики или горшки почвенной смесью «Биогрунт» на 10 см, посадить на глубину 1 см семена кресс-салата (на 10 см достаточно 2 г семян). Через 5-7 дней семена взойдут, а через 2-3 недели появятся листья. Удобрения после посева не нужны, необходим обильный полив. Листья салата срезают, и после подкормки минеральными удобрениями они вырастают заново.
Для выращивания на подоконнике можно рекомендовать сорта кресс-салата: «Обыкновенный», «Перечный», «Курчавый», «Широколистный».
Все семена для выращивания на подоконнике выбирают предпочтение низкорослым культурам.
Удобрения
Кроме специальных удобрений, можно пользоваться домашними способами - поливать растения водой, в которой варились яйца, и не выливать воду из аквариума при его чистке.
Территория реализации Проекта- МБОСОШ с.Б-Лука
Имеющиеся ресурсы для осуществления проекта
№ п.п. | Наименование | Количество | Стоимость |
1. | Земля | 3 мешка | 250 рублей |
2. | Контейнер | 4шт. | 200 рублей |
3 | Лейка | 1шт. | 80 рублей |
4. | Семена | 10 пакетов | 72 рубля |
5. | Палочки для рыхления | 4 шт. | 30 рублей |
6. | Полиэтиленовые пакеты | 10 шт. | 3 рубля |
Итого | 635рублей |
Участники проекта: учащиеся начальной школы, педагог, родители, Совет бабушек
Управление и контрольза реализацией Проекта осуществляет родительский комитет класса и Совет бабушек
Риски
Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.
Предполагаемый результат:
должны знать:
-названия огородных растений и их характерные признаки;
-необходимые условия для успешного выращивания растений;
-значение огородных растений в жизни человека;
-витаминный состав растений;
уметь:
-правильно ухаживать за растениями;
-применять полученные знания на огороде;
-сравнивать, анализировать, делать выводы;
-работать дружно и слажено, прибегать к взаимопомощи и взаимовыручке.
Перспективные темы проектов, которые могут быть разработаны учащимися совместно с компанией-ментором МБУСОШ с.Б-Лука:
1.«Изучение тепличного хозяйства в МБУСОШ с.Б-Лука»
2. «Сбыт и реализация выращенной продукции»
Снежная сказка
Хризантема и Луковица
Разноцветное дерево
Нора Аргунова. Щенята
Сверчок