Исследования рынков интернет-магазинов.
Вложение | Размер |
---|---|
obman_.doc | 1011 КБ |
Научно-практическая конференция «Путь к Олимпу»
Лютова Анастасия Николаевна
Тема: «Как избежать обмана при покупках в интернет магазинах»
Руководитель:
Золотова Елена Юрьевна.
Учитель истории и обществознания.
Россия
Ростовская область
г. Миллерово.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
9 «В» класс
г. Миллерово
2018
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………
Основная часть:
Глава 1 ………………………………………………………………
Глава 2…………………………………………………………………
Глава 3…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список используемой литературы, интернет-ресурсы………………
Приложение…………………………………………………………….
Введение
Ключевые слова: мошенничество, интернет магазин,
сфера информационных технологий, проблема расследования,
рынок потребительских товаров, виртуальный товар
Вторая половина 20-го века – время глобальной компьютеризации человеческого общества. Каких-нибудь 10-15 лет назад мы вряд ли могли бы поверить в то, что Интернет будет в каждой квартире и, что еще более интересно, мы станем тратить на него немалую часть своей жизни. Однако время шло, появлялись новые технологии и вот, пожалуйста — интернет стал одним из основных способов коммуникации. Для кого-то это всего лишь развлечение, другие же используют всемирную паутину для работы и покупок.
Актуальность исследования заключается в том, что каждый из нас может оказаться жертвой обмана интернета, отдав мошенникам последние деньги, так ничего и не получив взамен. За свое, относительно не долгое существование компьютер уже успел занять место во многих областях жизнедеятельности человека, он уже не заменим на работе, помогает детям в учёбе, и, конечно же, является одним из самых любимых развлечений для них. С появлением Интернет он ещё и стал лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. в общем, некоторым людям уже трудно представить жизнь без компьютера. Однако помимо многочисленных плюсов, которые приносит компьютер человеку, не стоит забывать и о его минусах. Интернет – место, где очень много обмана и мошеннических схем, от самых примитивных и банальных до весьма продуманных. В большинстве случаев создаются они, как правило, для определенного сегмента пользователей. Это малоопытные пользователи, которые только вчера первый раз в своей жизни открыли для себя мир интернета . Каждый второй из них попадается на удочку мошенников.
Что же делать, чтобы не стать одним из тех, кто по своей неопытности или в силу других обстоятельств стал жертвой обмана?
Цели работы: исследование наиболее распространенных способов обмана в сети интернет магазинов и составление рекомендаций для их избегания;
Задачи:
Область исследования: сеть услуг интернет магазинов, сфера информационных технологий.
Предмет: виды мошенничества в интернет магазинах.
Объект: способы обмана в интернет магазинов.
Методы исследования анализ, синтез, интервьюирование, систематизация информации.
Гипотеза: на современном этапе развития глобальной сети интернета разработано и принято ряд законов в российском законодательстве, которые помогают не только избежать обмана в интернет магазинах и предотвратить его, но и наказывать тех, кто совершает мошенничество. Кроме этого, имеются способы проверки на наличие существования интернет магазина, как такового.
Ожидаемые результаты: нахождение способов предупреждения обмана в интернете и выявлении ненадежных партнеров.
Степень изученности вопроса на сегодня не достаточная, хотя исследования по данному вопросу есть. В работе Ревякина С.В. Профилактика мошенничества с использованием современных электронных средств коммуникации М.: издательство Эккос, 2018., 340с, дается представление о использовании глобальной сети в качестве анализа деятельности интернет магазинов для предупреждения обмана клиентов. Один из способов который он использует при этом, является правильно проведенный опрос клиентов. В статье Атаманова Р.С. Некоторые вопросы расследования мошенничества в сети интернет, говорится, что быстрый способ заработать привлекал людей всегда, а следовательно мошенничество будет иметь место во все времена и будет оставаться проблемой во всех сферах ,в тои числе и в интернете.
Глава 1. Исследования рынков интернет-магазинов.
Интернет магазин может создать любой школьник. Мы точно можем и не знать существует магазин или нет на самом деле, проверить што достаточно сложно.
Выводы и тенденции развития Интернет- рынка в России
В целом в 2014 году интернет-торговля в России «повзрослела» - с рынка массово уходили слабые игроки, исчезали мелкие магазины, характеризовавшиеся повышенной чувствительностью к нестабильности курса или ориентированностью на «санкционные» товары. Крупные магазины расширяются, становясь многоуровневыми – появляются новые категории и разделы, хотя и среди гигантов есть закрывшиеся проекты. В категории средних и мелких магазинов ужесточилась конкурентная борьба, появляются новые участники рынка.
Предоставленный отчет основан на данных из открытых источников и результатах исследований компании InSales. При расчетах учитывались размеры среднего чека, ежемесячная посещаемость, конверсия. Хотим отметить, что в использованном в статье разделении базы ИМ на категории (43000 сайтов) возможна погрешность, связанная с расширением и мультикатегорийностью части отдельных проектов
Если вам есть что сказать по поводу прочитанного, будем рады видеть ваше мнение в комментариях.
Письменного договора между магазином и покупателем нет.
Мошенничество– это обманный способ добычи денежных средств или других ценностей, основанный на доверчивости граждан.
1. ВВЕДЕНИЕ
Развитие интернет-торговли как в России, так и в мире в целом происходит очень активно в последние 5-7 лет. Многие традиционные офлайн-магазины и сети активно осваивают новый канал сбыта, не говоря уже о развитии малого бизнеса, для которого торговля через интернет означает минимальные затраты на сбыт и ведение склада.
Одним из основных драйверов развития этой отрасли является распространение широкополосного доступа к сети Интернет, а также развитие технологий веб-программирования, которые в совокупности позволяют пользователям получить максимально полный и быстрый доступ ко множеству различных товаров. Пользователь может не только посмотреть фотографии товара, узнать его характеристики, прочитать отзывы других покупателей, но и практически моментально сравнить с аналогичными товарами из других магазинов.
2. АНАЛИЗ РЫНКА
Как и традиционная физическая розничная торговля, интернет-торговля является ярким индикатором общего состояния экономики страны, потребительских настроений и основных трендов. Анализ макроэкономических показателей свидетельствует об отрицательном росте ВВП, начиная с I квартала 2015 года, что означает переход от стагнации к кризису.
Рисунок 1. Ежеквартальная динамика ВВП России, 2008-2015 гг., млрд. руб. и % к предыдущему периоду (по данным Росстат)
Обзор рынка интернет-торговли
Предпосылками такого снижения стали несколько очевидных факторов: санкции со стороны ЕС и США, ослабление курса национальной валюты, падение цен на нефть и, как следствие, снижение благосостояния и платежеспособности большей части населения страны. Также произошло значительное удорожание импортной продукции – как продовольственных, так и непродовольственных товаров. По данным Росстат, только в 2014 году цены на товары и услуги в среднем выросли на 11,4% по сравнению с 2013 годом. Цены на продовольственные товары выросли на 15,4%, на непродовольственные – на 8,1%.
Рисунок 2. Индекс потребительских цен, % к предыдущему году (прогноз до 2018 г.)
Обзор рынка интернет-торговли
Падение реальных располагаемых доходов населения, по данным Минэкономразвития, составило в 2014 году 1%, а в 2015 – уже 7,8%. Впрочем, по некоторым оценкам, после подведения итогов 2016 года вполне вероятна уже положительная динамика. По прогнозам РБК.Quote рост может достичь 1%.
Несмотря на довольно позитивные прогнозы экспертов в отношении роста цен на нефть, снижения темпов роста инфляции и потребительских цен, в ближайшие годы следует ожидать продолжения спада покупательской активности – потребители будут подходить к покупкам взвешенно и осторожно. Одна из причин – высокая закредитованность населения, отсутствие потребительской уверенности.
Вследствие этих процессов могут пострадать многие отрасли экономики. По данным Министерства экономического развития, оборот розничной торговли в России в 2015 году снизился на 8,2% по сравнению с предыдущим годом.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Рисунок 3. Динамика темпов прироста располагаемых доходов населения России, 2007-2016 гг., % (по данным Минэкономразвития)
Обзор рынка интернет-торговли
Что касается количества пользователей сети Интернет, Россия на сегодняшний день несколько отстает от многих развитых стран мира – количество пользователей интернета в нашей стране составляет порядка 71% от общей численности экономически активного населения. Для сравнения, в Австралии этот показатель находится на уровне 92%, а в Великобритании, Германии, Франции, США – на уровне более 80%. Тем не менее, с каждым годом это отставание сокращается, что положительно сказывается и на объемах интернет-торговли. Впрочем, это не единственный драйвер роста данного сегмента.
Рисунок 4. Проникновение интернета в некоторых странах мира, % от населения, июнь 2016 г. (по данным Internetworldstats.com)
Обзор рынка интернет-торговли
Рисунок 5. Структура пользователей интернета по типам населенных пунктов, 2015 г., % (по данным ФОМ)
Обзор рынка интернет-торговли
Рост объемов интернет-торговли после 2015 года несколько снизился. По оценкам «РБК ИССЛЕДОВАНИЯ», оборот рынка онлайн-торговли в сегменте b2c (потребительская розница) в 2015 году составил 922,4 млрд. руб., что всего на 2,1% выше, чем в 2014 году. При этом, в реальном выражении объем рынка, вероятнее всего, сократился на фоне роста потребительских цен. Специалисты отмечают следующие тенденции 2015 года:
Рост среднего чека практически во всех сегментах интернет-торговли, что означает рост потребительских цен на все категории товаров;
Снижение частоты совершения покупок;
Увеличение количества покупателей онлайн-магазинов.
Место для вашего бизнес предложения
При этом, доля интернет-торговли в общей структуре розничной торговли несколько сократилась – с 2,2% до 2,0%; в структуре непродовольственных товаров – с 4,1% до 3,8%.
Рисунок 6. Динамика b2c-сегмента интернет-торговли в России, 2009-205 гг., млрд. руб., % (по данным «РБК ИССЛЕДОВАНИЯ»)
Обзор рынка интернет-торговли
По оценкам «РБК ИССЛЕДОВАНИЯ», в 2015 году опыт совершения покупок в интернет-магазинах имеют 17,7 млн. россиян, проживающих в городах численностью более 100 тыс. чел. При этом, учитывая относительно невысокий уровень проникновения интернета в России, все еще сохраняется высокий потенциал роста интернет-покупателей.
Рисунок 7. Количество интернет-покупателей в России, 2010 – 2015 гг., млн. чел. (18-54 лет, города >100 тыс. чел.), (по данным РБК ИССЛЕДОВАНИЯ)
Обзор рынка интернет-торговли
На сегодняшний день, наиболее развитым сегментом интернет-торговли является товарный сегмент, в который включаются также продажи железнодорожных и авиабилетов – его оборот в 2015 году вырос на 3,3% и составил 779,7 млрд. руб. В первую очередь увеличились продажи авиабилетов (люди стали меньше обращаться к туристическим агентствам), а также строительных и отделочных материалов.
Значительную часть российского рынка интернет-торговли занимает трансграничная торговля, когда россияне приобретают товары в зарубежных интернет-магазинах. При этом, западные интернет-магазины, имеют высокую конкурентоспособность по широте ассортимента и качеству продукции, а китайские – по широте ассортимента и цене. Такое обострение конкурентоспособности вызывает обеспокоенность и на уровне субъектов предпринимательства, и на государственном уровне. На сегодняшний день существуют различные проекты законодательных актов, ограничивающих торговлю зарубежных интернет-магазинов на территории России.
Готовые идеи для вашего бизнеса
Объем продаж платных услуг в интернете уступает в темпах роста товарному сегменту. Их доля в 2015 году сократилась с 12,6% до 12,2%. В денежном выражении его объем практически не изменился: 113,7 млрд. руб. в 2014 году и 112,6 млрд. руб. в 2015 году
Рисунок 8. Структура российского рынка интернет-торговли в 2015 г., % (по данным РБК ИССЛЕДОВАНИЯ)
Обзор рынка интернет-торговли
Основными товарами, продаваемыми через интернет в 2015 году, стали (занимая около 60% всего рынка):
Авиабилеты
Одежда и обувь
Аксессуары
Цифровая техника
Бытовая техника
Железнодорожные билеты
Рисунок 9. Структура российского рынка интернет-торговли товарами в 2014 г., млрд. руб. (по данным РБК ИССЛЕДОВАНИЯ)
Обзор рынка интернет-торговли
Наибольший рост показали продажи авиабилетов. Причина – снижение объемов выездного туризма и увеличение доли внутреннего, в рамках которого россияне предпочитают покупать билеты самостоятельно, без привлечения туристических агентств. Также значительно выросли продажи строительных материалов, которые, во-первых, выросли в цене относительно мало (т.к. по большей части отечественного производства), а, во-вторых, цены на них в интернет-магазинах традиционно значительно ниже, чем в физической рознице.
Существенно сократился сегмент цифровой и компьютерной техники (с 119,2 млрд. руб. до 76,1 млрд. руб. или на 36%). Ограничивающими факторами стали: склонность к сбережению денежных средств, сокращение частоты покупок (обновления техники и гаджетов), рост цен на импортную продукцию (которая составляет основную массу данной категории товаров).
Рисунок 10. Количество интернет-покупателей различных видов товаров в 2014 г., тыс. чел. (по данным РБК ИССЛЕДОВАНИЯ)
Обзор рынка интернет-торговли
Результаты исследования РБК показали, что абсолютное большинство российских пользователей сети Интернет являются активными участниками рынка интернет-торговли. Наиболее активные участники проживают в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге. При этом, жители небольших городов (100 – 500 тыс. чел.) совершают покупки в интернет-магазинах чаще, чем жители крупных городов.
Рынок интернет-торговли в России. Статистика интернет-магазинов
В отчете представлена статистика интернет-магазинов за 2014 год по категориям, долям на рынке, покупательской активности, росту годовых оборотов и другим основополагающим показателям в сравнении...
В отчете представлена статистика интернет-магазинов за 2014 год по категориям, долям на рынке, покупательской активности, росту годовых оборотов и другим основополагающим показателям в сравнении с данными 2013 года. Охарактеризованы тенденции и динамика развития онлайн-рынка России прошлого года, дана частичная характеристика протекающим процессам. По результатам исследований InSales, общий оборот средств на российском рынке интернет-торговли за прошедший год достиг 612 млрд. рублей. По сравнению с позапрошлым годом, в котором эта цифра была равна 470 млрд. рублей, общая статистика интернет-магазинов в России демонстрирует рост оборота на 31%. Тем не менее, по сравнению с 2013 годом в прошедшем 2014 году увеличилось и количество закрывшихся коммерческих проектов.
Общая оценка рынка
Несмотря на колоссальные суммы оборота прибылей в российских ИМ, темпы роста интернет-торговли заметно спали на фоне темпов, которые мы могли наблюдать двумя-тремя годами ранее. Растущая инфляция, всколыхнувшая российский рынок интернет-торговли в последние месяцы 2014 года, ощутимо повлияла на рост объемов рынка, что компенсировало понижение количества заказов в целом. Экспертами ожидается рост этой отрасли экономики на 25-35% ежегодно, что, естественно, отчасти связано с инфляционным поднятием цен. Таким образом, ожидается, что уже к 2016 году объемы средств в интернет-бизнесе достигнут 1 трлн. рублей.
Статистика интернет-магазинов
В рамках этого исследования анализировались заказы, осуществлявшиеся онлайн и в телефонном режиме, в учет принимались только продажи материальных товаров – статистика продаж цифрового сегмента, билетов и купонов на скидки при расчетах не учитывалась. Принимались во внимание заказы, совершаемые как на территории РФ, в отечественных ИМ, так и за рубежом.
Статистическая динамика количества покупок в интернет-магазинах в разных категориях за сутки
Наиболее стремительный подъем в минувшем году отмечался в категории «Одежда и обувь» за счет ощутимого прироста дешевых заказов в интернет-магазинах зарубежья. Следующими по объемам роста заказов стали категории стройматериалов, спортивного инвентаря и различного оборудования.
Региональное распределение активности российских покупателей на рынке интернет-торговли
Объемы рынка, занимаемые 10 крупными городами, составили 71%, что на 1% больше их доли в 2013 году. Распределение неравномерное: Санкт-Петербург нарастил процентную долю с 9% до 11,5%, активный рост продемонстрировали Южный и Северо-Кавказский округи. Столица по-прежнему осталась на лидирующих позициях – её доля составила те же 40%.
Рейтинг городов в Интернет торговл
Рейтинг городов по этому показателю особых изменений не претерпел, однако некоторые города изменили позиции:
В отличие от роста активности покупателей в Санкт-Петербурге, некоторые города продемонстрировали спад: доля Екатеринбурга изменилась до 4,6% с 5,8% в позапрошлом году, доля Челябинска сократилась с 2,5% до 2%. Уменьшение доли Уральского округа связано с низким темпом прироста покупательской массы, общее число заказов не уменьшилось.
Статистика количественного изменения интернет-магазинов
В Рунете зарегистрировано более 100 000 сайтов с активной страницей «Корзина», количество функционирующих дееспособных ИМ, в которых была зафиксирована активность покупателей, в 2014 году составляло порядка 43 000.
В ретроспективе за 2007-2014 г.г. картина выглядит так:
График открытия новых интернет магазинов
Статистика общих сумм покупок в интернет-магазинах выглядит следующим образом:
Обороты в интернет-магазинах
Классификация магазинов по общей сумме оформленных в сутки заказов:
Большие – свыше 1000.
Средние – около 50.
Малые – от 10.
Микро – до 10.
По сравнению с позапрошлым годом, в 2014 году заметно возросло количество больших ИМ (Интернет-Магазинов), что связано с общим ростом объемов интернет-торговли в России – многие ИМ активно развиваются и расширяются. Возрос и их средний годовой оборот. В категории микро-магазинов заметна тенденция расслоения – треть из них почти не получала заказов, но в целом средний годовой оборот в этой категории также увеличился за счет роста количества заказов и увеличения среднего чека.
Покажем на практике всё, о чём пишем в блоге
Изменение количества ИМ в различных товарных категориях
Наибольший процент открытия новых ИМ в 2014 году зафиксирован в категориях «Стройматериалы», «Товары для дома», «Подарки», «Оборудование». В среднем в этих отраслях количество ИМ возросло на 15-25%, эти же категории демонстрируют и максимальный прирост оборота в 2014 г.
Обратная тенденция (количество закрывающихся магазинов превышает создание новых) наметилась в категориях «Цветы», «Электронная и бытовая техника», «Компьютеры, ноутбуки». В категории товаров для детей количество закрывшихся проектов было практически равно количеству вновь созданных.
В 2014 году рынок интернет-торговли характеризовался максимальной активностью покупателей в магазинах категорий «Все для дома» (60%), «Автозапчасти», «Стройматериалы» (по 44%), «Аксессуары» и «Подарки» (по 41%) и «Электроника и техника» (37%)
В сегментах «Мобильные телефоны», «Компьютеры и комплектующие», «Одежда и обувь» оборот в среднем возрос на 24%, 22% и 21%. Отметим, что прирост в категориях мобильных телефонов, одежды и обуви ощутимо упал по сравнению со статистикой предыдущих лет. В разделах «Цветы», «Косметика и парфюмерия», «Книги» роста практически не зафиксировано.
Выводы и тенденции развития Интернет- рынка в России
В целом в 2014 году интернет-торговля в России «повзрослела» - с рынка массово уходили слабые игроки, исчезали мелкие магазины, характеризовавшиеся повышенной чувствительностью к нестабильности курса или ориентированностью на «санкционные» товары. Крупные магазины расширяются, становясь многоуровневыми – появляются новые категории и разделы, хотя и среди гигантов есть закрывшиеся проекты. В категории средних и мелких магазинов ужесточилась конкурентная борьба, появляются новые участники рынка.
Предоставленный отчет основан на данных из открытых источников и результатах исследований компании InSales. При расчетах учитывались размеры среднего чека, ежемесячная посещаемость, конверсия. Хотим отметить, что в использованном в статье разделении базы ИМ на категории (43000 сайтов) возможна погрешность, связанная с расширением и мультикатегорийностью части отдельных проектов.
Если вам есть что сказать по поводу прочитанного, будем рады видеть ваше мнение в комментариях.
На данном сайте предоставлены все интернет-магазины, который обманывали людей при покупке каких-либо товаров.
7 wwwShopolog
на данном сайте предоставлено множество статей о защите ваших денег от мошенников.
Как различить мошеннические интернет-магазины?
Чтобы не стать жертвой продавцов-аферистов, перед покупкой:
Проверьте интернет-магазин на факт официальной регистрации
Сделать это несложно — достаточно зайти на официальный сайт налоговой инспекции. Сравните адрес на сайте фирмы с тем, что размещен в официальном доступе, проверьте ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ, контактные данные и другую информацию. Если имеются существенные расхождения, от покупки лучше отказаться.
Проверьте адрес сайта. Есть платные домены, а есть бесплатные. Мошенникам ни к чему лишние траты, поэтому они обычно используют второй вариант. Если домен потенциального продавца бесплатный (к примеру, адрес звучит как «Магазин.народ.ru», а не «Магазин.ru») — это повод насторожиться. Серьезной и добросовестной организации не составляет труда закрепить за собой платный домен.
Уточните дату регистрации интернет-магазина. Мошеннические сайты не функционируют долго, они за пару месяцев набирают большое количество заказов и исчезают. Проверить дату регистрации магазина можно на специальных ресурсах (например, на http://whois.pp.ru/ или http://reg.ru).
«Пробейте» продавца по черным спискам. Большинство таких списков находятся в открытом доступе, воспользоваться ими можно бесплатно. Информация на них постоянно обновляется и пополняется. Чтобы узнать, не «засветился» ли где-то ваш продавец, просто введите в поисковик название магазина.
Проверьте отзывы. Отзывы, публикуемые обычными пользователями, дадут вам общую характеристику порядочности продавца. Если их нет, то это не значит, что с магазином все в порядке — скорее всего, он недавно начал свою работу. Если все отзывы исключительно положительные — это тоже повод насторожиться. Скорее всего, они заказные.
Стоит сразу насторожиться, если:
Добросовестные интернет-магазины предоставляют несколько вариантов оплаты.
Глава2 Мошенничество в интернет магазинах, как распространенное явление глобальной сети и его виды.
Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Помимо общения с друзьями и знакомыми, в сети можно сделать выгодную покупку и выбрать товар, не выходя из дома. Однако продавец и покупатель зачастую не видят друг друга вживую, поэтому купля-продажа онлайн — прекрасная среда для мошенников. Как вовремя распознать ловушку и проверить продавца на добросовестность? Что делать, если вы стали жертвой интернет-мошенников? Способы мошенничества в интернет-магазинах. Рассмотрим самые распространенные схемы обмана покупателей, которыми пользуются продавцы-аферисты:
1.Предоплата
Продавец просит перевести ему часть стоимости товара заранее (чаще всего 30-50%), мотивируя это тем, что многие клиенты отказываются от покупки и он терпит убытки. Наивный покупатель перечисляет деньги, а мошенник бесследно исчезает.
2.Товар не соответствует описанию
Например, клиент приобрел iPhone в интернет-магазине. В описании к нему указано, что он оригинальный, а на деле — китайская копия. Но заплатил он, как за оригинал и понес убытки.
3.Получение доступа к банковскому счету покупателя.
Чаще всего это афера проводится с помощью сайтов-двойников, которые с виду не отличаются от нормальных интернет-магазинов. Покупатель производит оплату и вводит данные своей банковской карты на сайт, после чего информация перенаправляется мошенникам.
Не совершайте предоплату и не покупайте товар, если сомневаетесь в продавце.
Что нужно знать о правилах торговли в интернете?
Любая торговая точка должна придерживаться требований Закона РФ «О защите прав потребителей». Интернет-магазины — не исключение, их обязанности установлены в ст. 26.1 указанного акта. Продавец должен:
Законодатель не требует письменного подтверждения сделки, однако если договоренность была исключительно устная, доказать факт обмана будет непросто.
На сайте должно быть указано полное фирменное наименование и юридический адрес продавца, место производства товара, его потребительские свойства, срок годности, период гарантии, цена и другие важные характеристики.
При отсутствии этих бумаг, информация должна быть прописана на этикетках, либо маркировке продукции.
Как различить мошеннические интернет-магазины?
Чтобы не стать жертвой продавцов-аферистов, перед покупкой:
Проверьте интернет-магазин на факт официальной регистрации
Сделать это несложно — достаточно зайти на официальный сайт налоговой инспекции. Сравните адрес на сайте фирмы с тем, что размещен в официальном доступе, проверьте ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ, контактные данные и другую информацию. Если имеются существенные расхождения, от покупки лучше отказаться.
Проверьте адрес сайта
Есть платные домены, а есть бесплатные. Мошенникам ни к чему лишние траты, поэтому они обычно используют второй вариант. Если домен потенциального продавца бесплатный (к примеру, адрес звучит как «Магазин.народ.ru», а не «Магазин.ru») — это повод насторожиться. Серьезной и добросовестной организации не составляет труда закрепить за собой платный домен.
Уточните дату регистрации интернет-магазина
Мошеннические сайты не функционируют долго, они за пару месяцев набирают большое количество заказов и исчезают. Проверить дату регистрации магазина можно на специальных ресурсах (например, на http://whois.pp.ru/ или http://reg.ru).
«Пробейте» продавца по черным спискам
Большинство таких списков находятся в открытом доступе, воспользоваться ими можно бесплатно. Информация на них постоянно обновляется и пополняется. Чтобы узнать, не «засветился» ли где-то ваш продавец, просто введите в поисковик название магазина.
Проверьте отзывы
Отзывы, публикуемые обычными пользователями, дадут вам общую характеристику порядочности продавца. Если их нет, то это не значит, что с магазином все в порядке — скорее всего, он недавно начал свою работу. Если все отзывы исключительно положительные — это тоже повод насторожиться. Скорее всего, они заказные.
Почитайте отзывы и проверьте регистрацию интернет-магазина.
Стоит сразу насторожиться, если:
вас просят отправить смс-сообщение или позвонить на незнакомый номер;
оплату нужно перевести не на карту банка, а на номер телефона, Яндекс-деньги, Вебмани и т.п.;
сотрудники магазина просят предоставить ваши полные паспортные данные, либо прислать копию паспорта;
у вас просят пин-код банковской карты или CVV-код (три цифры с обратной стороны карты).
Добросовестные интернет-магазины предоставляют несколько вариантов оплаты.
Что делать, если вы пострадали от интернет-мошенников?
Что значит мошенничество в интернет-магазинах? Какие виды мошенничества бывают и как их распознать? Узнайте из статьи опытного юриста.
Разрешить подобный конфликт можно несколькими способами, все зависит от ситуации.
Досудебная претензия
В первую очередь, следует послать продавцу досудебную претензию, которая должна содержать:
ваши контактные данные;
подробное описание проблемы;
доказательства ваших слов. Например, если вас не устроило качество товара, можно приложить фотографии;
требования (вернуть деньги, заменить товар и т.п.).
Если на сайте магазина указана и электронная почта, и обычная, то лучше направить документ на оба адреса.
Для начала напишите продавцу письменную претензию.
Дальнейшие ваши действия будут определяться реакцией продавца на претензию:
если ответа нет, а действия продавца явно мошеннические, следует обращаться в полицию;
если проблема касается качества товара, то заявление можно написать в прокуратуру или Роспотребнадзор.
Если вам известны все данные продавца, можно сразу идти в суд для взыскания уплаченных средств в принудительном порядке.
Скачать образец претензии о возврате товара надлежащего качества
Обращение в полицию
Заявление можно передать в ближайшее отделение полиции. Если вы проживаете не по месту прописки, то принявший орган направит заявление по подведомственности.
Унифицированной формы ходатайства нет, поэтому при написании придерживайтесь общих правил делопроизводства. Обязательно укажите:
наименование учреждения, куда вы подаете обращение; ваши личные данные (Ф.И.О., адрес, телефон); обстоятельства случившегося (дата, время, место); размер полученного ущерба;
информацию о свидетелях (если они были); сведения о том, что вы предупреждены об ответственности за ложный донос; список прилагаемых документов; дату обращения и вашу подпись.
Текст излагайте в официально-деловом стиле, избегайте излишней эмоциональности, домыслов и догадок. Все дополнительные детали следователь или дознаватель уточнит в процессе расследования дела.
К заявлению приложите все имеющиеся у вас доказательства взаимодействия со злоумышленником: распечатанную переписку в социальных сетях, через смс или на сайтах продажи товаров; копии документов, подтверждающих факт оплаты; иные сведения, которые имеются у вас о мошеннике (например, копия его паспорта).
Желательно также известить о недобропорядочности интернет-магазина платежную систему или банк, через которые вы делали денежный перевод. Для этого нужно направить письмо в службу технической поддержки или обратиться в любой филиал банка.
Исковое заявление в суд
Зная данные получателя перевода, можно подать гражданский иск в суд по месту его нахождения. В иске пропишите:
наименование судебного органа;
данные истца и ответчика;
все обстоятельства случившегося, в том числе реакцию получателя платежа на просьбу о возврате средств и результат обращения в органы правопорядка;
свои требования;
список прилагаемых документов;
дату и подпись.
Предметом иска будет выступать необоснованное обогащение лица, которому вы перевели деньги. Согласно ст. 1102 ГК РФ, он обязан вернуть средства в случае, если не предоставил вам сопоставимых по стоимости ответных услуг, либо не передал товар. Судебное разбирательство — процесс длительный, однако прецеденты, когда деньги были возвращены в полном объеме, на практике имеются.
Интернет магазин может создать любой школьник. Мы точно можем и не знать существует магазин или нет на самом деле, проверить жто достаточно сложно.
Письменного договора между магазином и покупателем нет.
Мошенничество– это обманный способ добычи денежных средств или других ценностей, основанный на доверчивости граждан. Приведем несколько наиболее распространенных способов обмана в Интернете.
Электронные кошельки
На сегодняшний день все больше людей заводят себе электронные кошельки. Это удобные и безопасные средства расчётов в сети интернет. Самые популярные из них: WebMoney, Яндекс.Деньги, Qiwi кошелёк и т.д.
Мошенники активно используют e-mail рассылку от имени тех. поддержки той или иной платёжной системы. Обычно в письме говорится, что Ваш интернет кошелёк заблокирован (или может быть заблокирован, или требуется его повторная активация и т.п.) и Вам необходимо пройти по ссылке ниже, где ввести свои личные данные (логин, пароль). Причём и e-mail адрес отправителя данного письма может соответствовать адресу Вашей тех. поддержки, и страница на которую Вы попадаете, перейдя по ссылке из письма, будет такой как на официальном сайте.
Нужно чётко понимать, что официальная тех. поддержка никогда не будет спрашивать у Вас идентификационные данные (логин, пароль).
Если Вам пришло такое письмо, я рекомендую зайти на официальный сайт компании Вашей платёжной системы и написать письмо в службу безопасности, подробно описав проблему.
Глава 3. Рекомендации.
Как не стать жертвой мошенников
Основными признаками мошенничества являются:
- навязчивая реклама, обещающая - требование ввода ваших персональных данных на сомнительных ресурсах;
- требование отправки смс;
- заманчивые предложения, приходящие через почту от незнакомых людей. Как правило, это спам разосланный многим с цель на ком-нибудь поживиться.
Рекомендации что бы не потерять свои деньги:
- Работайте в интернете с хорошей антивирусной программой;
- По возможности задавайте сложный пароль на сайтах, где хранится важная для Вас информации или Ваши деньги;
- не отправляйте смс на незнакомые номера или делайте это предельно осторожно, проверив сначала истинную стоимость смс;
- прежде чем сделать какую-нибудь покупку на неизвестном для Вас сайте, поищите отзывы о нем и его товаре, почитайте форумы. Проверьте сайт на наличие персонального аттестата продавца WebMoney, проверьте, работают ли контактные телефоны.
Что делать, если вы пострадали от интернет-мошенников?
Разрешить подобный конфликт можно несколькими способами, все зависит от ситуации.
Досудебная претензия
В первую очередь, следует послать продавцу досудебную письменную претензию, которая должна содержать: ваши контактные данные; подробное описание проблемы; доказательства ваших слов. Например, если вас не устроило качество товара, можно приложить фотографии; требования (вернуть деньги, заменить товар и т.п.). Если на сайте магазина указана и электронная почта, и обычная, то лучше направить документ на оба адреса.
Дальнейшие ваши действия будут определяться реакцией продавца на претензию: если ответа нет, а действия продавца явно мошеннические, следует обращаться в полицию; если проблема касается качества товара, то заявление можно написать в прокуратуру или Роспотребнадзор. Если вам известны все данные продавца, можно сразу идти в суд для взыскания уплаченных средств в принудительном порядке.
Обращение в полицию
Заявление можно передать в ближайшее отделение полиции. Если вы проживаете не по месту прописки, то принявший орган направит заявление по подведомственности. Унифицированной формы ходатайства нет, поэтому при написании придерживайтесь общих правил делопроизводства. Необходимо указывать:
Текст необходимо излагать в официально-деловом стиле, избегать излишней эмоциональности, домыслов и догадок. Все дополнительные детали следователь или дознаватель уточнит в процессе расследования дела. К заявлению необходимо приложить все имеющиеся доказательства взаимодействия со злоумышленником: распечатанную переписку в социальных сетях, через смс или на сайтах продажи товаров; копии документов, подтверждающих факт оплаты; иные сведения, которые имеются у вас о мошеннике (например, копия его паспорта).
Предметом иска будет выступать необоснованное обогащение лица, которому перевели деньги. Согласно ст. 1102 ГК РФ, он обязан вернуть средства в случае, если не предоставил вам сопоставимых по стоимости ответных услуг, либо не передал товар. Судебное разбирательство — процесс длительный, однако прецеденты, когда деньги были возвращены в полном объеме, на практике имеются.
Желательно также известить о недобропорядочности интернет-магазина платежную систему или банк, через которые совершался денежный перевод. Для этого нужно направить письмо в службу технической поддержки или обратиться в любой филиал банка.
Заключение
Я здесь представила лишь мизерную долю того многообразия видов мошенничества что есть в Интернете и если описывать все варианты, то получится целая книга из нескольких томов!
У меня была цель не только перечислить и описать способы отъема денег при помощи Интернета, а донести до вас, что никто просто так в Интернете денег не дает. Не стоит верить в обещания об огромных заработках уже через неделю, реальная работа в Интернете – это действительно работа в полном смысле этого слова.
Есть много честных способов заработка при помощи Интернета, они требуют усилий и времени. Времени у людей на то, чтобы добиться стабильного дохода в сети уходит очень много!
Одним из наиболее распространенных видов хищения путем обмана является мошенничество в сети Интернет, поскольку в современном обществе без него уже не обойтись. В сети можно совершать различные денежные операции, осуществлять товарообмен, делать ставки, участвовать своим капиталом на биржах, работать и получать заработную плату. Все это является объектом посягательства со стороны аферистов. Данная разновидность мошенничества является наиболее опасной и серьезной, поскольку в сети зарегистрировано огромное количество людей и преступления могут совершаться на дальних расстояниях. О том, как не пострадать от мошенничества в Интернете и куда обращаться, поможет данная статья. Понятие, формы и виды мошенничества в сети Данный вид преступления представляет собой манипуляции по похищению чужого имущества, осуществляемые путем обманных действий. В данном случае Интернет является способом совершения похищения капитала или другого ценного имущества. За данное злодеяние виновные лица подлежат привлечению к ответственности, как и за совершение злодеяния в реальности. Об ответственности за мошенничество в сети УК распространяет свое действие и на преступную деятельность в сети, так предусмотрена ответственность за мошенничество в Интернете – статья 159. Кроме этой нормы действия аферистов могут квалифицироваться и по совокупности статей. Например, за преступные деяния в области компьютерной информации, за незаконное предпринимательство и другие. Наказание, которое понесет мошенник, будет зависеть от размера причиненного вреда, т.е. оценке подлежит стоимость похищенного и обстоятельства совершения преступления. За мелкое хищение грозит административная ответственность. Санкция ст. 7.27 КоАП предусматривает варианты наказаний: штраф или арест. Ответственность по УК наступает, если размер похищенного превышает 1000 рублей. По основному составу мошенника ждет: минимальное наказание – штраф, максимальное – лишение свободы до двух лет. Квалифицирующие составы предусматривают отягчающие обстоятельства совершения преступления: ч.2 – группой лиц или значительный ущерб (не менее 2500 рублей), ч.3 – лицом с использованием служебного статуса или крупный ущерб (свыше 250 тысяч рублей), ч.4 – организованной группой или особо крупный размер ущерба (свыше 1 млн. рублей) или с лишением прав собственника на жилое помещение. При квалификации преступного деяния необходимо его отграничивать от вымогательства, когда лицо, угрожая распространением какой-либо личной информации, требует денежных средств. Формы и виды мошенничества в Интернете Наиболее часто в сети встречаются следующие разновидности данного злодеяния: Предложения об участии в разнообразных проектах. Для того чтобы стать участников необходимо внести первоначальный взнос. Взлом и блокировка учетных записей в социальных сетях. Для того чтобы вновь получить доступ к своим страницам злоумышленники предлагают отправить смс на конкретный номер за высокую стоимость, при этом без всяких гарантий на разблокировку. Блокировка ОС, установленной на ПК с помощью вирусных программ, для снятия которой также требуется совершить аналогичные действия. Призывы перечислить денежные средства на благотворительные счета или на дорогостоящее лечение. Однако не все такие призывы квалифицируются как мошенничество. Мошенничество на торговых интернет-площадках (махинации с предоплатой, когда деньги переводятся, а товар к покупателю не доходит, или приходит по низкой стоимости; с кредитными карточками; с платным участием в конкурсе по трудоустройству и другие способы мошенничества). Распространение сообщений путем рассылки писем на адреса электронных ящиков с информацией о блокировке доступа к электронному кошельку или кредитной карточке. Для того чтобы разблокировать аферисты рекомендуют перейти по указанной ссылке, и на странице требуется ввести личные сведения (коды, пароли). Образование и функционирование финансовых пирамид. Во всех указанных случаях мошенники путем обмана завладевают вашими денежными средствами. Возможно, вам известны какие-то иные виды интернет-мошенничества. Куда сообщить о мошенничестве в Интернете? Если вы стали жертвой злоумышленников в сети, то обращаться за восстановлением нарушенных прав следует в те же органы, как и в ситуации с мошенничеством в реальной жизни. При этом не имеет значения, знакомы ли вы с аферистом в живую – это не влияет на ход расследования и раскрываемость. С того момента, как были обнаружены первые факты мошенничества в сети, правоохранительные органы начали разрабатывать свои методы расследования и борьбы с данным преступлением. Даже если сумма похищенных денег не столь велика, все равно необходимо обращаться с заявлением в полицию. Возможно, вы поспособствуете расследованию уголовного дела и поиску виновных лиц, поскольку ваша информация о факте мошенничества может быть далеко не единственной. Наиболее часто волнующий вопрос – куда писать заявление о мошенничестве в Интернете? Делами данной категории занимается специально созданный в системе МВД отдел по борьбе с интернет-мошенничеством. Эта структура занимается делами, которые имеют отношение к компьютерной информации, и получил название отдел «К». Осведомленные граждане могут подавать заявление непосредственно в данное управление по месту проживания в регионе. Таким образом, не будет затягиваться время на передачу жалобы по подведомственности, если заявление первоначально поступило в отделение полиции по месту проживания. Сотрудники обязаны будут при получении заявления перенаправить его в соответствующий отдел. Обращение с заявлением Обратившись к дежурному сотруднику ближайшего отделения полиции, необходимо сообщить всю информацию о факте совершенного преступления, а также о возможных виновных лицах. Важными для следователя будут следующие сведения: сайт, на котором произошли мошеннические махинации; прозвище лица и полная переписка со злоумышленником; данные карточки или электронного кошелька, с которых осуществлялись денежные переводы или были похищены средства; адрес электронного ящика злоумышленника; номер телефона, который был заявлен для отправления сообщений и другая важная информация. Процедура обращения граждан предусматривает и анонимную подачу жалобы. Также имеется номер телефона горячей линии для устных обращений. Однако данные варианты не несут в себе полной информативности, поэтому жалобы рассматриваются с меньшей заинтересованностью. Практика показывает, что в соответствии с процессуальными нормами анонимки не являются прямым поводом для возбуждения уголовного дела. Подача заявления по факту мошенничества в сети возможна также и в электронном виде – на специализированном портале МВД. Для этого заполняется специальный формуляр в разделе «Прием обращений» и указывается адресат – управление «К», для быстрого реагирования.
Нам повезло! Мы живем в эпоху стремительного развития технологий. Интернет открывает невероятные возможности для общения, развлечений и поиска товаров и услуг. К сожалению, не всегда эти технологии используются во благо. В наши дни существует огромное количество уловок и хитростей, придуманных, чтобы обвести вокруг пальца доверчивого пользователя. Однако обезопасить себя и своих близких от мошенничества в Интернете довольно просто - для этого достаточно уметь распознать самые популярные угрозы и знать, что делать, если вы с ними все же столкнулись.
Мы обратились к специалистам Безопасного поиска Яндекса и выяснили, как чаще всего мошенники пытаются обмануть пользователей и как им можно помешать.
Поверх страницы сайта размещают невидимый слой. Пользователь, прокручивая страницу, случайно кликает в любое место страницы, для него в этот момент ничего не происходит. Но на невидимом слое была установлена какая-нибудь поделяшка (кнопка share - Ред.) социальной сети, и своим кликом пользователь полайкал группу этого магазина. Дальше работа менеджера магазина сопоставить лайк и страницу товара, теперь у него есть ссылка на ваш профиль, а там указан ваш телефон. Вы получаете магический звонок!
Формально, такая схема не является мошеннической. Однако это весьма агрессивный вид маркетинга. Звонок клиенту подталкивает его к совершению покупки.
Как защититься
Не оставляйте номер своего телефона в открытом доступе в социальных сетях.
Москвичка Анна Сахарова хотела отвезти свою больную кошку к ветеринару. На картах она нашла клинику "Рэкс" поблизости от дома и позвонила, чтобы записаться на прием. Менеджер клиники уговорила женщину закать выезд ветеринара на дом. Анна осталась недовольна качеством оказанных услуг и отправилась в клинику, чтобы оставить жалобу. Каково же было ее удивление, когда она не нашла по указанному адресу никакого "Рэкса"!
Есть ряд услуг, для оказания которых ваше присутствие в офисе в общем-то не принципиально. Это может быть ремонт бытовой техники, изготовление печатей, ветеринарные осмотры. Однако люди все равно ищут такие услуги поближе к дому. Ищут в том числе и на картах. Владельцы фирм хотят привлечь таких пользователей и размещают на каждой станции метро фейковые (то есть поддельные) метки организаций.
Вы ищете ветеринара на конкретной улице и вы его находите. Только никакой организации по указанному адресу нет. Вас уговорят принять специалиста на дому или приехать в центральный офис (например, потому, что там на этой неделе большие скидки). Правда в том, что этот офис у фирмы единственный.
По большому счету пользователю не важно, где именно изготовят заказанную печать. А для ремонта стиральной машины в любом случае нужен выезд мастера на дом. Однако в случае возникновения каких-либо претензий, пользователя ждет настоящий квест с поиском реальной фирмы и ответственных лиц.
Вы всегда можете пожаловаться создателям карт на какую-либо недобросовестную организацию Вы всегда можете пожаловаться создателям карт на какую-либо недобросовестную организацию
Обращайте внимание на случаи, когда менеджеры организаций всеми правдами и неправдами уговаривают вас изменить ваши первоначальные планы. Это должно вызывать подозрения.
Вы всегда можете пожаловаться создателям карт на какую-либо недобросовестную организацию. В Яндексе, например, после сообщения пользователя про липовую ветклинику провели большую работу по выявлению и удалению всех подобных "организаций" с карты Москвы.
Используемая литература, интернет ресурсы.
1.Ugolovnichek.ru
2. Mnogomani.com
3. Papajurist.ru
4. La-advokat.ru
Приложение №1
Приложение № 2
Исковое заявление в суд
Зная данные получателя перевода, можно подать гражданский иск в суд по месту его нахождения. В иске прописывается:
Приложение № 3
Приложение № 4
Приблизительный прогноз на ближайшие три года в млрд. рублей:
Объемы рынка по товарным категориям за прошедший год в млрд. руб.:
реднесуточная статистика заказов в популярных товарных категориях в % выглядит так:
Региональное распределение активности российских покупателей на рынке интернет-торговли:
Рейтинг городов по этому показателю особых изменений не претерпел, однако некоторые города изменили позиции:
В отличие от роста активности покупателей в Санкт-Петербурге, некоторые города продемонстрировали спад: доля Екатеринбурга изменилась до 4,6% с 5,8% в позапрошлом году, доля Челябинска сократилась с 2,5% до 2%. Уменьшение доли Уральского округа связано с низким темпом прироста покупательской массы, общее число заказов не уменьшилось.
Статистика количественного изменения интернет-магазинов
В Рунете зарегистрировано более 100 000 сайтов с активной страницей «Корзина», количество функционирующих дееспособных ИМ, в которых была зафиксирована активность покупателей, в 2014 году составляло порядка 43 000.
В ретроспективе за 2007-2014 г.г. картина выглядит так:
Статистика общих сумм покупок в интернет-магазинах выглядит следующим образом:
Сегодня, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), интернет-продажи в РФ составляют около 3% от общего объема торговли. Однако эксперты видят у этого сегмента большой потенциал. По прогнозам аналитиков, количество отечественных интернет-магазинов в текущем году будет расти, региональные игроки будут активно осваивать интернет-пространство. Конкуренция участников рынка на уровне сервиса «подтянет» развитие логистики в регионах.
Есть куда расти
Рынок интернет-торговли в России очень молодой и только начинает развиваться. И вопреки негативным тенденциям в сфере потребления развивается довольно динамично.
Дарья Киселева, старший специалист по маркетингу «Логистического агентства 20А», отмечает, что, по данным исследователей, на долю интернет-торговли в общем объеме ритейла пока приходится от 2–5%. При этом она увеличивается на 25–30% ежегодно. «Общий объем рынка интернет-торговли в РФ в 2014 году составил 612 млрд руб., в 2015 году он в РФ вырос примерно на 30% и составил 795 млрд руб.»,— подтверждает Алексей Божин, основатель и руководитель Агентства онлайн-маркетинга «ИнтерМонте». Однако эксперт отмечает, что необходимо учитывать некоторые нюансы. В 2014 году, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), рост составил 27% (с 480 до 612 млрд руб.). В процентах динамика роста положительная, но объективно рынок рос медленнее, на финансовой статистике сказалось падение курса национальной валюты. Выросли цены, с ними вырос средний чек. Но даже с учетом этого обстоятельства электронные продажи сегодня чувствуют себя лучше других сегментов торговли.
Эксперты объясняют это несколькими причинами. Прежде всего, это развитие интернета. «Когда я начинал, пять-шесть лет назад, это было, скорее, новшество, система онлайн-торговли только внедрялась. Многие относились к ней с недоверием, людям было психологически комфортнее поехать в магазин. Сейчас все иначе, мы стали очень близки к тенденциям Запада, и интернет-рынок становится привычным,— рассказывает Алексей Евтушенко, основатель оптово-розничной компании Piraku.— Многие крупные компании вообще не представлены нигде, кроме как в интернете. Общий уровень развития технологий возрос, и рост его набирает обороты, повышается уровень компетентности граждан». Игорь Шапиро, управляющий директор CupoNation Russia, отмечает доступность интернет-покупок с мобильных устройств (планшетов и смартфонов) и активное проникновение мобильного интернета в регионы.
Одним из факторов «перетекания» покупательской аудитории из офлайна в онлайн стал кризис. «Интернет — это прекрасное место для ценовой конкуренции, и рынок интернет-торговли, а в особенности магазины электроники и трендовых товаров, становится рынком ценовых предложений»,— комментирует Александр Царев, куратор трейд-маркетинговой панели клуба «Серебряный Меркурий», консультант группы компаний ATCG. Денис Беляев, партнер адвокатского бюро DS Law, согласен, что покупатели в кризисные периоды реагируют прежде всего на уровень цен и осуществляют свой выбор по приоритету минимальной цены. Директор филиала «БКС Премьер» в Ростове-на-Дону Руслан Хисматуллин отмечает, что магазины в сети предлагают цены значительно ниже, чем в стационарных магазинах. «Иногда — до 50% дисконта и больше»,— констатирует эксперт.
Кроме того, содержание интернет-магазина менее затратно для продавца. «С точки зрения участников рынка, которые, как и мы, совмещают онлайн-торговлю и традиционную розницу, это, во-первых, экономия на затратах на аренду помещений, персонал и многое другое по сравнению с традиционными магазинами,— поясняет Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец «Лаш Раша».— Во вторых, это возможность предложить свою продукцию покупателям из тех регионов, где нет наших магазинов».
Сервис — «наше все»
Между тем участники рынка отмечают, что развитие интернет-коммерции серьезно тормозит неразвитая логистика. Особенно это касается регионов. «Что касается столичной логистики, то она характеризуется большой конкуренцией и стабильным качеством. Но на рынке очень мало игроков, которые могли бы похвастаться своей финансовой стабильностью. Во многих регионах единственным логистическим оператором является «Почта России»,— констатирует Дмитрий Лобанов, руководитель направления «Электронная коммерция» Itella в России.
При этом эксперты признают, что в последний год «Почта России» предпринимает определенные усилия, которые уже дают свои результаты. «Никто три года назад и подумать не мог, что доставить перфоратор весом 7 кг из Москвы в Новосибирск можно за четыре дня и 300 руб. Однако сейчас это объективная реальность. „Почта России“ за полтора года с момента прихода новой команды сделала абсолютное чудо в посылочном бизнесе,— считает Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт».— Количество отправлений, пришедших в срок с точностью „до дня“ уже приближается к 97%». Дмитрий Азаров добавляет, что для совершенствования сервиса и сокращения сроков доставки в интернет-коммерции часто используются экспресс-доставка и возможности сети постаматов.
Дарья Киселева отмечает, что в кризис тенденция переводить логистику на аутсорсинг усиливается — все стремятся к экономии и оптимизации. Если у небольших магазинов и монобрендов эта тенденция превалирует, то крупные сети, уверен Алексей Федоров, не станут полностью передавать логистику на аутсорсинг, например, 3PL-операторам (предоставление логистических услуг или комплекса услуг — от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров). Количество игроков в интернет-пространстве растет, конкуренция усиливается, а сервис — одно из серьезных конкурентных преимуществ. «Логистика у интернет-компании — это сотни и тысячи ноу-хау. Необходимо строить собственные складские комплексы, обучать собственный персонал, писать свои сложнейшие логистические программы. Только так можно победить в интернет-битве, где речь идет об очень маленьких наценках, но очень большом влиянии сервиса. Сейчас логистика по факту перестала быть затратами. Логистика стала частью маркетинга»,— резюмирует эксперт. Так, Мария Назамутдинова, руководитель PR интернет-магазина Ozon.ru Ozon.travel (один из российских лидеров интернет-торговли), рассказывает, что компания планирует открывать собственные склады в регионах, чтобы обеспечить сроки доставки такие же, как в Москву, Санкт-Петербург и Тверь — на следующий день.
Интернет — пространство возможностей
Эксперты отмечают, что кризис переориентирует покупателей, предпочитавших зарубежные интернет-магазины, в сторону отечественных продавцов. «У российских интернет-магазинов есть возможности для роста,— уверена Наталья Паули, PR-директор группы компаний «Обувь России».— Во-первых, отечественные розничные сети, которые ранее были не представлены онлайн, развивают собственные интернет-магазины. Во-вторых, сейчас активно растут маркетплейсы, которые представляют на своей площадке не только известные бренды, но и продукцию региональных производителей, дизайн-студий и т. п. В-третьих, сейчас обсуждается вопрос создания крупного онлайн-гипермаркета, который будет продавать российские товары за рубеж». Из зарубежных игроков стабильно удерживают позиции китайские партнеры, которые занимают очень лояльную ценовую позицию, готовы торговаться и делать скидки, а в недавнем прошлом компенсировали за свой счет и низкое качество работы «Почты России». «Лидер российской онлайн-торговли — китайский интернет-магазин AliExpress, на долю которого в 2014 году пришлось 55% всех заказов в иностранных онлайн-магазинах, по оценкам Data Insight»,— рассказывает Андрей Тельный, руководитель интернет-магазина компании Softline.
«Качественный сервис не может быть дешевым»
Интернет может стать хорошим антикризисным инструментом для региональных игроков, считает эксперт: региональные игроки имеют все шансы занять свою нишу. У них всегда будут преимущества за счет того, что они ближе к своей аудитории. Региональные продавцы, поясняет Наталья Паули, могут выбирать узкую нишу, представлять эксклюзивный товар, ориентированный на неширокую аудиторию покупателей. «У регионального магазина даже есть преимущество перед столичным, если он способен организовать моментальную доставку в своей локации. На мой взгляд, перспективы регионального онлайн-магазина зависят от того, какая для него выбрана ниша, как организовано продвижение, а также от качества товара и логистики»,— считает Сергей Житинский, директор ИТ-компании Git In Sky.
По мнению экспертов, именно у регионалов выше шансы в продуктовом сегменте (экологически чистые продукты). Причем шансы не только в своем регионе, но и за его пределами. «Интернет тем и хорош, что ему все равно, из какого города, страны ты начинаешь бизнес. Поэтому шансы всегда высоки у тех, кто готов взвалить на себя дополнительную ответственность, жертвовать своим временем, рисковать и очень хочет преуспеть»,— уверен директор компании СДЭК Леонид Гольдорт. Алексей Федоров считает, что не меньше шансов у таких эксклюзивных предложений, как искусство и ремесла. Региональный мастер-ювелир может работать с покупателями не только из России, но и из-за рубежа. Алексей Ларин, основатель и генеральный директор единой базы российских производителей «Макрономика», эксперт по информационным системам при Минпромторге РФ, подчеркивает, что сегодня стимулировать выход производителей на уровень интернет-продаж — важная задача федеральной и местной властей. «Дать региональным компаниям возможность заявить о себе — задача национального масштаба. Это залог экономического роста регионов и страны в целом»,— отмечает эксперт.
«Даже если гиганты, как отечественные, так и зарубежные, занимают большую часть рынка благодаря возможности закладывать крупные бюджеты на маркетинг и рекламу, то оставшуюся часть неизменно занимают небольшие региональные интернет-продавцы, существующие за счет уникальных предложений для точно выверенной группы покупателей»,— резюмирует Алексей Евтушенко.
От количества к качеству
Говоря о перспективах интернет-торговли, аналитики отмечают, что рынок в 2016 году продолжит рост. «Мы, как бизнес-брокер, специализирующийся на онлайн-торговле, давно говорим о синергии онлайна и офлайна. Многие уже осознают перспективность такого развития, и этот процесс будет набирать обороты. Внедрение информационных сервисов и онлайн-технологий — именно в этом для многих будет заключаться спасение от кризиса,— считает Павел Горбов, исполнительный директор Re:Sale Expert.— В целом как тенденция выхода в онлайн — безусловно, это уже происходит. В регионах уже появляются серьезные игроки в сфере интернет-торговли. Для тех, кто будет развиваться, кто сможет выйти и закрепиться в регионах, освоить новые технологии и сервисы и оптимизировать расходы, мы прогнозируем рост 15–18% в годовом выражении. Для тех же, кто останется на своих рынках, не будет предпринимать никаких «опережающих» усилий, мы увидим спад на 20% и более».
Алексей Божин в текущем году видит риски у монобрендовых интернет-торговцев и у тех, кто торгует только зарубежными брендами, так как геополитические риски выходят на ведущие места среди других рисков для бизнеса. «У одного нашего клиента почти треть бизнеса — это продажа детского постельного белья Funnababy из Турции. В свете текущих отношений России с Турцией еще до Нового года продали все остатки на складах, новые поступления не ожидаются. Чтобы перестроиться на другие бренды из других стран, нужны затраты времени и финансов»,— поясняет он.
«Создание онлайн-гипермаркетов является одной из главных тенденций рынка»
Генеральный директор компании Cognitive Technologies, президент Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров прогнозирует рост покупательской активности именно через мобильные версии интернет-магазинов. Эксперт отмечает, что сами повседневные покупки все чаще совершаются «на улице», через мобильные устройства. Это касается и покупки билетов в кино, и оплаты туристических путевок, и заказа лекарств в онлайн-аптеках.
«В перспективе крупные игроки будут стремиться предоставить возможность покупки у них через любой канал (развитие omni-channel подхода к торговле), будь то шоурум или точка в торговом центре, заказ в интернет-магазине или через мобильное приложение»,— констатирует Игорь Шапиро. При этом все больше внимания будет уделяться лояльности покупателей, добавляет Дмитрий Лобанов, будет больше программ, нацеленных на увеличение жизненного цикла покупателя в каждом конкретном интернет-магазине. Денис Беляев считает, что мелкие компании могут пойти по пути объединения усилий, либо создавая общий для нескольких продавцов интернет-магазин, либо находя варианты сотрудничества с более крупными игроками. В целом аналитики уверены, что в кризисной экономической ситуации бизнес, имеющий интернет-каналы продаж, будет более устойчив. «При хорошей автоматизации бизнес-процессов, которые мы можем наблюдать, например, у того же „Юлмарта“, успешно торгующего как смартфонами, так и зеленым горошком, интернет-магазины способны быть рентабельными при марже в 1%, делая прибыль на высоких оборотах»,— резюмирует Сергей Житинский.
Приложение№5
Самые востребованные интернет-магазины
Wildberries.ru
2 Ulmart.ru
3 Citilink.ru
4 Mvideo.ru
5 Eldorado.ru
6 Lamoda.ru
7 Ozon.
8 Exist.
9 Svyaznoy.ru
10 Amazon.com
«Черный» список российских интернет-магазинов
«Черный» список российских интернет-магазинов
«Черный» список российских интернет-магазинов составлен по моему богатому опыту покупок в интернет-магазинах. Номер один — самый наглый магазин (Автоодежда). Здесь продаются товары с символикой Mercedes, Audi, Toyota, BMW и многих других автопроизводителей. Я сделала заказ 10 апреля 2006 года, после того, как менеджер выставил мне счет, внесла стопроцентную предоплату. Через пару месяцев мне пришла половина заказа, а второй половины нет до сих пор, хотя прошло два с половиной года! Магазин зарегистрирован на Горюнове Дмитрии. О, идея, сейчас буду ему через «Одноклассников» и «В контакте» слать неприятные сообщения, и всех знакомых попрошу. Наверняка он там есть (в этом месте мстительный смайлик). Проверила, подходящих по возрасту, проживающих в Питере, — четыре человека! Жалко, там не указывается отчество, этот, который мне нужен, Викторович. В общем, до сих пор мне не прислали деньги, хотя я несколько раз разговаривала с менеджером магазина, и они обещали сделать все в лучшем виде. Я даже делала заказ на эту сумму, чтобы мне его прислали «бесплатно». При чем в «моих данных» этот заказ до сих пор «ожидает подтверждения», и оплата стоит «наличными курьеру при получении». Мой заказ обрабатывался, и на этом все движение опять глохло. Собираюсь найти квитанцию об оплате (шутка ли, два с половиной года прошло) и обратиться в отдел по защите прав потребителей Первое место в этом списке делит с Автоодеждой магазин (ООО «Мультимедиа сервис»). Тоже абсолютно безответственное общество (несмотря на аббревиатуру юридического лица). В феврале 2007 года (полтора года назад) я заказала там детские игрушки, оплатила заказ после подтверждения, и все — статус заказа на сайте менялся, что доставка отложена, отложена… Потом мне сказали, что этого товара нет в наличии, и когда я попросила вернуть деньги, сказали высылать реквизиты. Я выслала, не один раз, жду и жду, когда же они обратят внимание на скромного периферийного покупателя. Пыталась сделать заказ на такую же сумму у них на сайте, но, как я что не закажу, никогда ничего нет в наличии, пыталась даже зайти под другим именем и с другого IP-адреса, но перехитрить их не удалось! Менеджер магазина предложил: «Вы отправьте письмо с реквизитами и позвоните на следующий день, что вы его отправили, чтобы его не удалили как спам.» Интересно, какой это спам, если я пишу в теме письма «реквизиты Шестопаловой Е. А.», и они о них предупреждены. При всем этом магазин не открещивается от того, что заказ уже оплачен. Их квитанцию даже искать не надо, вот она, родимая, далеко не убирала, так что ее я тоже возьму с собой в общество по защите прав потребителей.
Второе место занимает магазин «Дикая орхидея» (www.wildorchid.ru). Я уже описывала ситуацию с получением мной одежды не того артикула (в «возврате товара»), и расскажу еще о следующем порядке их работы. Когда на сайте «Дикой орхидеи» делаешь заказ, менеджер высылает бланк для оплаты заказа, а после того, как вы заплатите деньги, выясняется, что половины из заказанного нет в наличии (ей-богу, мне два раза так везло, больше я не пыталась купить там ничего). Начинаешь выяснять, как забрать деньги (а процент-то за перевод уже уплачен и вам его не вернут!), получается, выгоднее заказать что-то на эту сумму, и мучаешься, чтобы не досылать, выбираешь именно на эту сумму, все это так сложно, не факт, что выбранное тоже будет в наличии. Один раз у меня набралось на подходящую сумму, остаток по дебету был 300 руб., и когда я предложила отправить мне 300 руб., менеджер скривила такое лицо, которое я даже увидела в телефонную трубку, настолько она даже не пыталась это скрыть. И, ко всему прочему, у них на сайте указан адрес электронной почты, на который письма не принимаются, они автоматически возвращаются отправителю.
В призовой тройке находится, по моему мнению, магазин «Нафаня», www.nafanya-express.ru. Все вроде ничего, и ассортимент, и наличие товара, но вот сервис… оставляет желать лучшего. Настолько проявляется неуважение к клиенту, от полных грамматических ошибок писем до хамского тона в разговоре по телефону, что больше делать заказы здесь не хочется. Мне нужно было купить детскую косметику Chicco, ее я нашла только на этом сайте (мне надо было именно пену для ванны «Мишка» Infiniti Dolcezze). Сделала большой заказ, чтобы иметь всю эту косметику дома, и не переживать по крайней мере еще года полтора (хранить есть где, да и срок хранения у нее большой).
Есть претензии у меня и к магазину Мамалыш. ру (http://mamalysh.ru). Сделала заказ, оплатила, а его отправили в другой город. И мне еще и предъявляют — «вам не могут из транспортной компании дозвониться», ну, так естественно, я в другом городе живу вообще-то. Я сто раз писала менеджеру и просила, чтобы отозвали посылку из того города и перенаправили мне, но так ничего и не было сделано. Муж ехал в тот город в командировку, еле-еле с копией моего паспорта получилось забрать посылку. И что же выяснилось — то, из-за чего я делала заказ, так и не оказалось в посылке. Вместо этого я нашла в пачке с мылом (дозаказывала, чтобы не только одну позицию брать) сиротливо лежащие две купюры по тысяче рублей (за ту позицию, которой не оказалось, а меня даже не предупредили!). Начнем с того, что я это мыло могла просто кому-то отдать, и даже не залезть в коробочку. Это было во время перепродажи магазина, но через горячо любимую мной eva.ru я нашла даже адрес прописки владельца.
Вообще, перед тем как сделать покупку, посмотрите на портале www.maginfo.ru отзывы об этом магазине. Вдруг он неблагонадежен, или уже не раз подводил покупателя, к сожалению, в случае с российскими магазинами лучше сначала подозревать их во всех тяжких, а потом приятно удивиться, чем наоборот. Так же можно задать вопрос на Еве в форум «Покупки и мода», вдруг и там есть клиенты или несостоявшиеся покупатели этого магазина.
Заколдованная буква
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Осенняя паутина
Стеклянный Человечек
Сила слова