Личность Марии Прокофьевны Климовой или что нам может рассказать песня.
Вложение | Размер |
---|---|
murka_.doc | 91.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Всероссийский конкурс «Юный следователь»
Тема: «Борьба с преступностью в Российской истории через внедрение агентов в преступные группировки на примере деятельности Марии Климовой»
Выполнила: Айдарова Дарья Андреевна
Ученица 10 класса МБОУ СОШ №4
город Миллерово Ростовской области
Руководитель: к.и.н. учитель истории
Золотова Елена Юрьевна
Миллерово
2018
Оглавление.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1 Личность Марии Прокофьевны Климовой
или что нам может рассказать песня…………....................................4
Глава2 Оперативное внедрение, как действенный способ раскрытия преступлений………………………………………………..…………7
Заключение…………………………………………………………….9
Приложение……………………………………………………………10
Введение.
28 мая 2018 года исполнилось 100 лет со дня образования Федеральной службы безопасности. С первых же дней существования чекисты вступили в борьбу с заговорами, шпионажем, вооруженными выступлениями, бандитизмом. Один из способов для раскрытия преступления - внедрение агентов в банды. Это был действенный способ, его можно проследить ни истории одного из агентов Климовой Марии, жизнь которой описана в песни «Мурка».
Область данного исследования – следственные действия.
Цель исследования - изучить метод внедрения агентов в бандитские группировки, на примере деятельности Марии Прокофьевны Климовой, а также анализа документации оперативно- розыскной деятельности разных периодов.
Задачи исследования:
Проблема заключается в том, что на сегодня многие данные о внедрение агентуры не являются доступной информацией для исследований в данной области, имеющаяся информация противоречива и неполная, поэтому составить полный ответ на данный вопрос сложно.
Гипотеза: узнать судьбу агентов, которые были внедрены в бандитские группировки сложно, так как большинство информации до сих пор засекречено, но именно их примеры, доказывает действенность данного метода для раскрытия преступлений.
Предмет исследования: деятельность внедренной в банды квалифицированной агентуры следственных органов.
Объект исследований: следственные действия.
Методы исследования: анализ, синтез, проблемно-поисковый.
Ожидаемые результаты: анализ песни, документов и других источников создадут полную картину эффективности результатов внедрения агентов в бандитские группировки для раскрытия преступлений, как в 20 веке, так и сегодня.
Глава 1. Личность Марии Прокофьевны Климовой
или что нам может рассказать песня.
Вслушиваясь в слова известной песни, Мурка и не догадываешься, что за ними стоит личность известной оперативнице Марии Климовой. Эта песня - фактически рифмованный рассказ о секретной операции советских спецслужб, в которой главную роль сыграла вполне реальная женщина, сотрудник секретного подразделения Московского уголовного розыска.
Знаменитый на весь мир блатной шлягер. Эта песня несется из пролетающих на скорости по улицам автомобилей, доносится по вечерам из ресторанов, из квартир граждан российских. «Мурку» считают чуть ли гимном уголовного мира, поют и слушают далеко за пределами России. Вариантов песни перевалило за тысячу, и с каждым годом появляются новые.
Чтобы понять, почему секретный агент Маруся Климова оказалась в 1922 году в Одессе, где происходили события, положенные в основу песни, вернемся в осень 1921 года. К этому времени Одесса — крупнейший порт России — стала практически неуправляемой. Точнее‚ ею управляли уголовники. Обыденным явлением стали контрабанда, фальшивомонетничество, разбои, грабежи, убийства.
Наряду с уголовниками Одессу наводнили агенты британской и румынской разведок. В городе действовало махновское подполье — батька Махно, укрывшийся за границей, намеревался вернуться в Одессу в середине 1922 года. Доходило до абсурда: бандиты и воры, сидевшие в тюрьмах, на ночь отпускались с ведома начальников, воровали и грабили, а утром возвращались в камеры. Награбленное отдавали милицейскому начальству, получая свой процент. И это после того, как год назад ЧК уже провело спецоперацию по зачистке от «оборотней» в погонах. Маруся Климова – Мурка. Тогда, в 1920 году, в Одессу командировали особую группу Федора Мартынова из МУРа. Вот оно сочетание МУР- мурка
Группе Мартынова были даны неограниченные полномочия: стрелять на поражение в любого подозрительного. По легенде, группа Мартынова изображала залетную банду, провоцируя местных на налеты, которые заканчивались арестами и ликвидацией. Сыщики комплексами не страдали и палили по бандитам изо всех стволов, действуя под девизом: «Нет уркагана — нет проблемы». Но в 1922 году эта тактика уже не срабатывала, поэтому на Лубянке стали продумывать новую операцию по зачистке Одессы от уголовников. «Десант чистильщиков» готовился в обстановке повышенной секретности. Однако главари одесских банд теперь на пушечный выстрел не подпускали к себе чужаков. Вот тогда-то на Лубянке и было принято решение внедрить в одну из банд агента-женщину. Выбор пал на банду Миши Бриллианта. Как говорят, у него была особая слабость к женскому полу. На этом и решили сыграть. В принципе, ход классический — сколько самых опытных секретных агентов и самых осторожных бандитов в мире ловились на приманку в юбке! Но тут была одна сложность — Бриллианта в лицо не знали ни агенты ЧК, ни милицейские осведомители.
Выбор пал на молодую сотрудницу уголовного розыска, 25-летнюю Марию Прокофьевну Климову. В органы она пришла работать недавно. По информации разных источников, Климова была по профессии врачом. Времена были тяжелые, доходило до того, что больницы закрывались, и медперсонал оставался без работы. А в милиции — гарантированный
продуктовый паек. В те годы это было решающим в выборе профессии.
«Речь держала баба, звали ее Мурка. Хитрая и смелая была. Даже злые урки — и те боялись Мурки, воровскую жизнь она вела», — поется в одном из вариантов «Мурки». Характер, судя по всему, у агента Климовой действительно был железный. И актерский талант недюжинный. Ведь изображать матерую уголовницу перед такими же матерыми уголовниками — не всякий мужик сможет, тем более молодая женщина. Есть и другие версии прототипа главной героини песни «Мурка». В Одессе давно живет легенда о проститутке по имени Дора, которая сдавала ЧК своих клиентов из числа бандитов и белогвардейских офицеров. По другой легенде, Мурка — Маруся Соколовская, жена убитого атамана, которая продолжила дело мужа. Есть еще другие легенды. Но исследователи все-таки склоняются к тому, что Муркой была именно агент Мария Климова из МУРа. Отсюда и кличка «Мурка» — от аббревиатуры МУР — Московский уголовный розыск. Правда, смущает, что в песне сказано про кожаную тужурку, в которой Мурка зашла в кабак — для спецагента это полный провал и разоблачение. В те годы черные кожанки носили как униформу сотрудники ЧК и МУРа. Никакой скрытой подоплеки в этом не было. Просто в Москве вскрыли царские склады и обнаружили огромное количество кожанок. В
них и решили одеть сотрудников спецслужб — чекистов и агентов уголовного розыска. Кожанки за версту выдавали их обладателей. Из-за них нередко срывались секретные операции: бандитские наблюдатели легко отслеживали передвижения агентов угрозыска. Впрочем, секретные агенты наверняка переодевались в гражданку. И прокол Маруси Климовой, скорее всего поэтический образ. Красивый, но явно высосанный из пальца.
Спецоперация особой сложности по внедрению Мурки готовилась в обстановке повышенной секретности. Легенду для агента разработали мощную, с железными доказательствами на случай обязательных бандитских проверок. Однако со временем практически все документы под грифом «Совершенно секретно» были уничтожены, так что события исследователи воссоздают по обрывочной информации тех лет.
В доказательство своих связей в уголовном мире Мурка предоставила Бриллианту суперважные документы — уголовную милицейскую картотеку. Картотека собиралась еще с дореволюционных времен и включала в себя весь уголовный мир — наследство царского прошлого и вновь приобретенных послереволюционных уголовников.
Вскоре Мурка стала подругой Бриллианта и одновременно партнером. Для женщины в уголовном мире это был редкий случай. Мурке даже полагалась часть награбленного, большей частью — контрабанды.
Маруся Климова — судьба неизвестна. Нельзя сказать, что спецоперация прошла без сучка и задоринки. Как всегда, начались накладки, и многое пошло не по плану ЧК и МУРа. Всего не предусмотреть, особенно в такой многоходовой и сложнейшей оперативной комбинации. Свою роль сыграл сильный характер Мурки и ее обаяние. Хотя были в группе и безвозвратные потери, но в целом операция была успешно завершена. Банда Бриллианта и еще несколько крупных одесских банд были полностью разгромлены. Часть бандитов была уничтожена при задержании, другая часть оказалась за решеткой. В песне главарь банды, узнав, что Мурка предала его, безжалостно расправляется с ней. Одесские историки не одно десятилетие искали могилу легендарной Мурки, но так и не нашли. Зато в архивах чудом сохранилась учетная карточка агента Марии Климовой, 1897 года рождения. Судя по записям в ней, Мурка осталась жива и в 1952 году вышла на пенсию в звании капитана милиции. Дальнейшая ее судьба, к сожалению, не известна.
Первый известный вариант песни представляет собой городской «жестокий романс», в тексте которого нет никаких уголовных реалий. Этот вариант, в частности, был опубликован в «Новом песеннике» В. В. Гадалина, изданном в Латвии до Второй мировой войны (где он указан без авторства). На пластинке с текстом, близким к указанному варианту, его автором указан Яков Ядов (автор песни «Бублички»).
В 1920—30-х годах появился известный сегодня «уголовный» вариант песни.
Под эту мелодию Леонид Утёсов исполнял и записал песню на стихи Василия Лебедева-Кумача «У окошка». В этом варианте композитором указан сам Утёсов.
Среди исполнителей песни следует отметить Владимира Высоцкого, Константина Сокольского (исходный вариант без «урок» и «малин»), а также таких классиков «русского шансона» (блатной музыки), как Аркадий Северный и Михаил Гулько. Известный австрийский певец Борис Рубашкин записал свой вариант песни. Имеется и вариант т. н. «еврейской „Мурки“», где имя главной героини изменено на Сарру или Хаю. Этот вариант исполнялся Виктором Шульманом, Андреем Макаревичем и Алексеем Козловым, а также группой «Моржи» (Пётр Подгородецкий и Роман Трахтенберг).
Песня «Мурка» в её классическом варианте входит в репертуар Хора Турецкого. Николай Басков спел песню вместе с Хором Турецкого, включив в песню отрывок из оперы «Паяцы». Этот вариант исполнялся и солистом Хора Турецкого Валентином Суходольцем. В настоящее время существуют более 25 различных вариантов этой песни. Мелодия песни и её небольшой отрывок использованы в сериале «Место встречи изменить нельзя». Её «по заказу» исполняет на пианино сотрудник МУРа Владимир Шарапов, внедряясь в банду «Чёрная кошка», — пытаясь доказать бандитам, что якобы он не врёт им, представляясь ресторанным пианистом и «честным фраером». Песня и её прототип являются главными в серии «Мурка» российского телевизионного сериала «Господа-товарищи». Песня исполняется в фильме «Рассказы». Отрывок из песни радостно поёт один из бандитов в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» (Пойди портки смени, Мурка…).
Следовательно, соотнося песню с историей, мы можем располагать информацией о способах раскрытия преступлений, о самих агентах исторической обстановке того периода.
Глава2. Оперативное внедрение, как действенный способ раскрытия преступлений.
Оперативное внедрение Закреплено в Фз «Об оперативно-розыскной деятельности» где указывается, в каких случаях допускается такой вид расследования, какие лица могут быть в нем задействованы, какие действия они имеют право предпринимать. При этом обозначены преступления, такие как наркоторговля, бизнес по предоставлению интимных услуг, похищение людей, экономическая противоправные операции, коррупция, действия преступных синдикатов с четкой организации связи в различных кругах общества в том числе и следственный аппарат , в раскрытие которых данный способ наиболее действенен, так как раскрывать такие преступления, взять с поличным трудно.
Оперативное внедрение, согласно закону, решает проблемы, связанные со сбором доказательств преступной деятельности, так как в некоторых случаях сделать это другим путем невозможно. Или у следствия нет времени для собрания необходимых документов.
Раньше квалифицированные агентуры - это резиденты. Иногда ими становились зэки, которые легко находили общий язык среди блатных. Запросто выдавая себя за своих, их внедряли в преступные группировки с целью получение информации необходимые для раскрытия преступления. Они получали от милиции 300 рублей. У данного способа раскрытия преступлений есть и минусы. Бывшие уголовники иногда переходили грань дозволенного, шли на преступления, покрывали их, наносили ущерб органом МВД.
Ленин предупреждал, что окончание гражданской войны, повлечет за собой разгул преступности. Особый разгул преступности можно было наблюдать в Белоруссии. На помощь были направлены сотрудники ярославского и владимирского НКВД. Внедрение в банды было обычным способом их раскрытия. Так Грибов Фома Андреевич, знавший повадки преступников, предложил себя для совместной работы. Его внедрили через бандита Мотузу, вызвал доверие и попал в банду Лукашевича, которая была раскрыта.
Элитой агентуры были «агенты маршрутки», им получали важные дела, внедряли в особо опасные группировки во всей стране.
В 20 веке методом внедрения агентов в банды пользовались не редко. Глава МУРа, Александр Урусов в роли священника участвовал, в раскрытии банды Василия Черноброва. На счету преступлений банды разгром магазинов , 11 убийств, 28 вооруженных налетов. Арест банды - февраль 1953года. По делу было привлечено 6 человек, было написано 14 томов уголовного дела.
Еще один пример, в известную шайку Митина из 4 человек, внедрился агент милиции с оперативным названием Мишин. Шайка грабила в 50-ые годы сберкассы, совершала убийства.
РУБОП (региональное управление по борьбе с организованной преступности), действующей с 1993 внедряют своих сотрудников в организованные преступные группировки. Метод тот же.
В 2010 году через внедрение сотрудника в банду ООО «Дорога» в Москве, которая грабила автосалоны и нападала на водителей, деятельность группировки была раскрыта.
Сам процесс внедрения агентов сложный, решение (приказ) о внедрении составляется на основании статьи 8 (часть5) ФЗ об ОРД, этот приказ в последствии становится оправдательным документом для конфидента, даже если ему в период исполнения своей миссии приходится совершать противоправные акты. Приказ помогает освободительные от уголовной ответственности. Все действия оговариваются ФЗ об ОРД в статьях 16( 44), статьи 75, 37, 38, 39, 40, 41, 42. О полномочиях конфидента записано в УК
( статья 24) ,УПК (статьи 24, 26, 28).
Для внедренных сотрудников предусматриваются и запреты: запрещена подстрекательская деятельность, создание искусственных доказательств и улик, применять технические средства, угрожающие жизни людей или наносящие вред природной среде, совершать убийство и т.д.
На сегодняшний день метод внедрения агентов активно используется в процессе следствия, разработаны условия его применения, исторически он обусловлен хорошими показателями раскрываемости.
Заключение.
Без использования агентуры многие следственные дела зашли бы в тупик. Во все времена сотрудники под видом криминального элемента внедрялись в банды. Этот метод работает на опережение и предотвращение особо тяжких преступлений. Мария Климова яркий тому пример. Тема эта особо не исследуется, так как и имена сотрудников, внедренных в банды. В материалах суда нет данных об использовании агентов полиции. Ни один осажденный преступник никогда не должен знать, что среди своих, мог быть внедренный оперативник. Личность агента остается в тайне навечно. Ее раскрытие недопустимо, поскольку может представлять опасность для жизни, здоровья, чести и доброго имени или имущества лица, или его родственников, или создавать препятствия для дальнейших действий в качестве подставного лица. Это одна из закрытых сфер работы следственных органов. Поэтому песня, в качестве источника исследования личности Марии Климовой явилась одним из немногих видов информации. Именно она и навела меня на идею увлечься данной темой. Гипотеза, выдвинутая в начале работы , подтверждена полностью. Работа может быть использована для дальнейших исследований.
Приложение №1
Песня «Мурка»
Прибыла в Одессу банда из Амура
В банде были урки-шулера
Банда занималась чёрными делами
И за ней следила ГУБЧЕКА.
Светит в небе месяц, тихо спит малина
А в малине собрался совет
Это уркаганы, злые хулиганы
Собирали срочный коммитет.
Речь держала баба, звали её Мурка
Хитрая и смелая была
Даже злые урки, и те боялись Мурки
Воровскую жизнь она вела.
Припев:
Эх, Мурка, ты мой мурёночек
Мурка, ты мой котёночек
Мурка, Маруська Климова
Прости любимого.
Вот пошли провалы, начались облавы
Много стало наших попадать
Как узнать скорее, кто же стал шалявым
Чтобы за измену покарать.
Как чего услышим, как чего узнаем
Как чего пронюхаем о нём
В тёмном переулке пёрышком попишем
Или дуру вынем и шмальнём.
Но однажды ночью, Мурка из малины
Спрыгнула без шухера от нас
К легашам проклятым Мурка прибежала
Воровские планы предала.
Ой сыны совета, братья комиссары
Не могу с урканами я жить
Надоели эти хазы и малины
Я хочу секреты вам открыть.
Припев.
Как-то шли на дело, выпить захотелось
Мы зашли в шикарный ресторан
Там сидела Мурка в кожаной тужурке
А из-под полы торчал наган.
Слушай, в чём же дело? что ты не имела?
Разве ж я тебя не одевал?
Кольца и браслеты, юбки и жакеты
Разве ж я тебе не добывал?
Мы решили смыться и не шухериться
Но позорной Мурке отомстить
В тёмном переулке, где гуляют урки
Мы решили Мурке отомстить.
Припев.
Чёрный ворон крачет, моё сердце плачет
Моё сердце плачет и грустит
В тёмном переулке, где гуляют урки
Мурка окроваленна лежит.
Вот лежишь ты мурка, в кожаной тужурке
В голубые смотришь облака
Что ж тебя заставило снюхаться с легавыми?
И пойти работать в ГУБЧЕКА.
Припев.
Вот теперь лежишь ты, с закрытыми глазами.
Легаши все плачут над тобой.
Ты уже не встанешь, шухер не подымешь
Крышкою закрыта гробовой.
Хоронили Мурку очень многолюдно
Впереди легавые все шли
Красный гроб с цветами, тихими шагами
Легаши процессией несли.
Тишина ночная только плач оркестра
Тишину ночную нарушал
Красный гроб с цветами в могилу опускался
И навеки Мурку забирал.
Припев.
На Кунцевском поле шухер был нестрашен
Но легавый знал когда придти
Сонных нас забрали, в чёрный посадили
И на чёрном всех нас увезли.
Чёрный ворон скачет, моё сердце плачет
А в углу угрюмый мент сидит
Улицы мелькают, фонари сверкают
Что нас ожидает впереди?
Лавовая лампа
Мать-и-мачеха
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Крутильный маятник своими руками
Выбери путь