Ассортимент товаров торговой сети села Агинского как результат географического разделения труда и развития торговли
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 378.5 КБ |
КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ДЕТСКО – МОЛОДЁЖНАЯ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ»
Ассортимент товаров торговой сети села Агинского как результат географического разделения труда и развития торговли
Краевой форум «Молодёжь и наука»
Выполнила: учащаяся 10 класса
МОУ Агинская средняя
общеобразовательная школа
№2 Саянского района
Девальд Анастасия Валерьевна
Научный руководитель: учитель географии МОУ АСОШ № 2
Салий Елена Витальевна
(подпись)
Красноярск 2007
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4 - 6
ГЛАВА I ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
И ТОРГОВЛЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)
1.1. ПОНЯТИЕ О ГРТ 7 - 8
1.2. РАЗВИТИЕ ГРТ И ТОРГОВЛИ 9- 11
1.3 УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРТ 11-16
1.4.. ВИДЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 17-19
1.5. ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 19-20
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ
И ГЕОГРАФИИ ИХ ПРОИЗВОДСТВА
(ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ) 21-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28-29
ЛИТЕРАТУРА 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 31-36
АННОТАЦИЯ
Работа состоит из двух основных частей: теоретической и практической.
Теоретическая часть включает изучение понятия о географическом разделении труда (ГРТ), его особенностях, видах и условиях формирования, о роли торговли.
В практической части рассмотрены:
Сегодня трудно найти регион мира, на жизнь которого бы не оказало влияние географическое разделение труда. Работа интересна тем, что в ней рассмотрена реальная ситуация влияния разных уровней ГРТ (краевого, российского и международного) на формирование ассортимента товаров в конкретном населённом пункте.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы состоит в том, что мы сегодня живём в условиях экономики XXl века. В течение многих веков мир двигался по пути развития от обособленного хозяйства отдельных территорий и стран к формированию хозяйства, основой которого является географическое разделение труда и торговля. Место и роль любой территории в географическом разделении труда зависят от многих факторов:
Характер и взаимодействие этих двух обстоятельств можно легко проиллюстрировать. Япония, например, обладает большой и хорошо образованной рабочей силой. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны - это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами, но недостаточными людскими ресурсами и капиталом, поэтому может дешево производить такие "землеемкие" товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия имеет плодородные почвы, тропический климат, там выпадает большое количество осадков, в изобилии имеется неквалифицированный труд, то есть все необходимое для производства дешевого кофе. Экономически развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, машин и химикатов.
Важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой специализированные районы способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных регионах и странах. По мере эволюции экономики могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии.
Дальнейшее развитие и совершенствование сотрудничества, углубление специализации и кооперации между регионами, странами поможет решению совместными усилиями актуальных проблем экономического развития. Таким образом, географическое разделение труда и торговля дают возможность людям пользоваться гораздо более широким набором товаров, чем они могут произвести сами. Специализация отдельных территорий и торговля способствует увеличению совокупного продукта и росту потребления населения.
России предстоит решить многие принципиальной важности проблемы внутренней экономики и вхождения в мировое хозяйство, использования в полной мере возможностей ГРТ для решения своих внутренних задач, географических и структурных проблем внешних экономических связей страны. В условиях формирования в России рыночной экономики развитие должно осуществляться на основе критериев эффективности и коммерческой выгоды.
Работа может представлять интерес для изучающих возможности организации своего бизнеса в производстве товаров потребления и в торговле, властей района.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
Выявление роли краевого, российского и международного географического разделения труда в формировании ассортимента потребительских товаров в торговой сети села Агинского.
ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ:
ГЛАВА I. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА
1.1. ПОНЯТИЕ О ГРТ
В любом, даже самом маленьком, трудовом коллективе мы обнаружим разделение труда. В зависимости от способностей, склонностей, интересов, навыков люди специализируются на выполнении тех функций, которые они способны осуществлять с наибольшей производительностью. Естественное разделение труда, возникшее с момента развития общества, было разделение труда между мужчинами и женщинами, между детьми, взрослыми, стариками. По мере развития оно трансформировалось в общественное разделение труда. Это понятие гораздо более емко. Оно включает в себя разделение труда как внутриобщественное, так и между отраслями экономики, отдельными предприятиями, также отдельными работниками. Неотъемлемой частью общественного разделения труда является географическое (или территориальное) разделение труда. Оно представляет собой процесс специализации территорий и обмена между ними специализированной продукцией и услугами.
Под географическим разделением труда (ГРТ) понимается пространственная форма общественного разделения труда. Необходимое условие ГТР состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг на друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления. В условиях товарного общества ГТР обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, то есть обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для «опознания» наличия ГТР, но не его «сутью».
Иногда под ГТР понимают только международное разделение туда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время ГРТ, но не наоборот. Основой международного географического разделения труда стала международная специализация производства. Она ведет свою историю с момента возникновения производящего хозяйства, появления первых государств и начала обмена продукцией между ними. На первых порах эти межгосударственные контакты были непостоянными. По мере развития хозяйства и становления государств (в феодальную эпоху, на этапе “юности”) специализация отдельных стран все более закреплялась и стала реализовываться посредством стабильной внешней торговли. ГТР выражается в специализации отдельных территорий, экономии общественного труда и повышении производительности труда. Высшая форма географического разделения труда — международное разделение труда, т. е. специализация хозяйства отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которыми они обмениваются.
В ГТР можно различить два случая:
1.Абсолютный – страна (или район) ввозит какой либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить.
2.Относительный – ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже.
1.2.РАЗВИТИЕ ГРТ И ТОРГОВЛИ
Подобно людям целые районы, страны отличаются друг от друга способностью производить отдельные продукты лучше и быстрее других. Этим и объясняется давно возникшая в мировом хозяйстве тенденция к разделению труда и специализации отдельных территорий и стран на преимущественном производстве определенных товаров, которыми они потом обмениваются между собой. Специализация территории складывается исторически, долго сохраняется, однако по мере развития хозяйства может и изменяться. Например, Западная Сибирь в России, благодаря открытию и разработке нефти и газа, получила новую специализацию.
Установление регулярных торгово-финансовых и производственных связей между различными странами, регионами и целыми континентами положило конец их многовековой хозяйственной обособленности, тормозившей социально - экономический прогресс в мире. Процесс его создания начался еще на мануфактурной стадии развития капитализма (XVI — XVIII вв.), но завершился лишь на рубеже XIX — XX вв. в результате развития в странах Европы крупной машинной индустрии, потребовавшей ввоза огромных масс сырья, а также продовольствия для быстрорастущего городского населения. Условием формирования мирового хозяйства было бурное развитие транспорта, широких межконтинентальных связей, мирового рынка. Возникновение колониальной системы способствовало превращению экономики многочисленных колониальных стран в аграрно-сырьевые придатки империалистических держав. В результате географического разделения труда формируются экономические территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией.
Международные экономические отношения развиваются на основе международного географического разделения труда. Оно представляет собой сложившуюся специализацию отдельных стран и территорий на производстве определенных товаров и оказании конкретных услуг, которые реализуются на внешнем рынке. Международная специализация — это лицо страны, определяющее ее место в мире. Главные виды хозяйственной деятельности внутри страны и ее международная специализация часто совпадают.
Международная специализация проявляется по-разному. Например, в экспорте небольшой африканской страны Лесото основное место занимает шерсть. Однако в мировом масштабе эта величина незначительна и не может идти ни в какое сравнение с размерами вывоза шерсти из Австралии, Новой Зеландии и других стран. Международным специализированным производством называется то производство, которое имеет большое значение в хозяйстве страны, ее экспорте особенно на мировом рынке (т. е. в мировом экспорте).
Разделение труда складывалось исторически. Отдельные его элементы имели место и в глубокой древности. Римская империя, арабские халифаты и другие государства широко практиковали обмен товарами. Однако, общественное разделение труда в то далекое историческое время еще не достигло такой степени, которая является основой для формирования развитых форм современного, в т.ч. международного, разделения труда. Лишь по мере стирания “белых пятен” на карте мира, развития транспорта, торговых и капиталистических экономических отношений международное разделение труда стало реальностью.
Индустриальная (промышленная) эпоха в XVTII—XIX вв. способствовала укреплению международных экономических связей и становлению общемирового хозяйства. Со второй половины XX в. наблюдается резкое увеличение масштабов и углубление взаимосвязей между странами, сформировавших по-настоящему всемирное хозяйство. Современное всемирное хозяйство представляет собой совокупность национальных хозяйств стран мира, объединенных друг с другом системой различных форм международных экономических отношений.
1.3. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРТ
Для того, чтобы могло возникнуть разделение труда, необходимы определенные условия:
Средством, с помощью которого территории могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства, является торговля. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы, и страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. После долгих исследований ученые-экономисты смогли выделить три основные причины существования географического разделения труда и торговли, в т. ч. и международной: а) неравное распределение природных благ, б) абсолютное преимущество, в) относительное преимущество
Самая первая из причин возникновения международной торговли задана самой природой: она состоит в неравном распределении природных ресурсов между различными регионами, странами, народами. Если в одной стране есть месторождения нефти, а в другой — хрома, то, для того чтобы в обеих странах детали для автомобилей могли изготавливаться из хромированных сталей, а на автозаправочных станциях был бензин, эти страны должны торговать друг с другом, меняя нефть на хром. Именно по этой модели Россия вывозит за рубеж нефть и черную икру, а ввозит бананы и ананасы.
Но эта логика не объясняет, почему страны торгуют и товарами, каждый из которых они могут производить сами. Например, американцы покупают (импортируют) японские автомобили и телевизоры, хотя у них у самих мощная автомобильная и телевизионная промышленность.
Согласно статистике, автомобили составляют 21% американского импорта и 11% американского экспорта. Какой же смысл ввозить зарубежные автомобили, чтобы рассчитываться за их покупку продажей отечественных автомобилей (вполне пристойного качества) иностранцам?
В поисках ответа на этот вопрос экономическая наука сначала обратила внимание на абсолютные различия в затратах на производство одинаковых продуктов.
Сравним, например, затраты на производство льна и сахарной свеклы в России и на Украине. Из-за различий в почвенно-климатических условиях выращивание льна на Украине обеспечивает куда меньший урожай с 1 га, чем в России, где, напротив, ниже урожайность сахарной свеклы (не хватает тепла). Если эти страны будут специализироваться каждая на своем месте, а потом обменяются плодами своих трудов, то оба народа выиграют. Они используют свои пашни наиболее эффективным образом.
Вот почему еще в рамках СССР Россия специализировалась на выращивании льна, поставляя на Украину льняные ткани, а сахар получала с Украины, где его производили из выращенной на их полях свеклы.
На языке экономистов такая основа международной специализации производства и торговли называется принципом абсолютного преимущества.
В теории абсолютного преимущества А. Смита принципы разумного поведения хозяйствующего субъекта переносятся на сферу международной торговли: если можно купить товар за рубежом по более низкой цене, чем у себя дома, то лучше сделать это, специализируясь на производстве того товара, который дешевле изготавливать дома вследствие наличия определенных преимуществ в данной отрасли.
Разделение труда и специализация стран на товарах, в производстве которых они обладают абсолютным преимуществом, экспорт этих товаров, после покрытия внутренних потребностей, в обмен на другие товары, издержки производства которых в других странах ниже, — все это дает возможность обеспечить общую экономию затрат в торгующих странах и регионах, поскольку каждый из них производит главным образом те товары, на которые затрачивает меньше ресурсов, чем другие производители. Специализация на основе принципа абсолютного преимущества ведет к тому, что человечество использует ресурсы Земли. Возникающее в итоге мировое хозяйство обеспечивает производство каждого вида товаров на той территории, где на это тратится наименьшее количество ресурсов. Поэтому развитие торговли имеет столь важное значение для разных регионов и стран.
Понять логику торговли, зная только о неравном распределении природных благ и сути принципа абсолютного преимущества, все же невозможно.
Д. Рикардо сделал следующий шаг в теории торговли, доказав ее целесообразность и для тех случаев, когда район или страна не обладают абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия в соотношении издержек производства разных товаров, каждый производитель будет располагать сравнительным преимуществом: у него всегда найдется товар, производство которого будет относительно более дешевым, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Дальше теория сравнительных преимуществ Рикардо была развита в работах шведских ученых Эли Хекшера и Бертиляша (иногда в переводах Улина). Они показали, что различное отношение издержек в производстве товаров по странам объясняется разной обеспеченностью стран ресурсами, а также тем, что для производства товаров ресурсы используются в разных соотношениях. В общем виде вывод Хекшера и Улина звучит так: страны будут экспортировать те товары, производство которых требует меньших затрат относительно избыточных факторов, и импортировать товары, в производстве которых пришлось бы использовать относительно дефицитные факторы. М. Портер в дальнейшем показал, что конкурентоспособность страны зависит сегодня не только от наличия в ней ресурсов, но и от многих других причин: возможности создания в стране недостающих ресурсов и базы для воспроизводства и совершенствования факторов производства, условий внутреннего спроса, заставляющего производителей находить более дешевые технологии и улучшать качество товаров, с которыми потом они смогут выйти на мировой рынок, наличия высокоэффективных родственных и поддерживающих отраслей для экспортного производства (например, отраслей, выпускающих инструменты и оборудование для часовых заводов, поставляющих свою продукцию на мировой рынок, характера конкуренции на внутреннем рынке, традиций в организации производства и управления, соответствующих навыков персонала, возможной поддержки экспортных отраслей со стороны государства и др.
Это стало ясно для экономической науки уже в начале XIX в., когда во многих странах завершился процесс первичной индустриализации. Ряд стран при этом оказался в числе лидеров, и у них абсолютные затраты на производство продукции самых различных отраслей стали ниже, чем в менее развитых странах. Если бы международная торговля в этих условиях развивалась на основе только принципа абсолютного преимущества, то страны-лидеры должны были бы перестать приобретать товары у менее развитых стран, а этого не случилось.
Россия имеет относительное преимущество перед Украиной в производстве стекла. Действительно, увеличение его выпуска на 1 кв. м требует сокращения производства цемента только на 1 т, тогда как для украинской промышленности увеличение выпуска стекла на 1 кв. м возможно только ценой сокращения производства цемента на 2 т (время производства 1 кв. м стекла равно времени производства 2 т цемента).
Украина имеет преимущество перед Россией в производстве цемента. Увеличение его выпуска на 1 т требует сокращения производства стекла в этой стране лишь на 0,5 кв. м, тогда как в России для аналогичного увеличения выпуска цемента нужно уменьшить выпуск стекла на 1 т.
Иными словами, каждой стране или региону стоит специализироваться на производстве тех товаров, расширение выпуска которых сопряжено с меньшей ценой выбора, чем в странах, которым она хочет эти товары продавать.
Представим себе, что цена товаров в рассмотренном нами выше примере определяется только затратами на оплату труда, причем один час рабочего.
Степень вовлечения любого государства в международное разделение труда зависит в первую очередь от уровня развития его производительных сил. Поэтому индустриально развитые страны занимают ведущие места в современном международном разделении труда, особенно с точки зрения выпуска “облагороженной”, дорогостоящей продукции — машин и оборудования, товаров длительного пользования и т.д. Что же касается многих молодых стран Азии, Африки и Латинской Америки, то повышение их роли в международном разделении труда (а также в мировом хозяйстве) происходит, главным образом, за счет ресурсоснабжения, ввоза капитала. Их сырьевая специализация, сложившаяся в колониальное время, сохраняется и до сих пор: Заметно сказываются на участии отдельных стран в международном разделении труда и географические факторы. Так, Великобритания, в значительной мере благодаря своему положению на главных морских путях прошлого века, стала “фабрикой мира”, реализовала плоды промышленной революции, стала родиной капитализма. Именно нефтегазовые ресурсы Ближнего Востока позволили отнести этот район к крупнейшим топливно-энергетическим базам.
Но и географическое положение, и природные ресурсы являются лишь первичным фактором международного разделения труда. Решающую роль здесь играют социально-экономические условия.
Международная торговля выступает в качестве заменителя международной мобильности ресурсов. Если человеческие и материальные ресурсы не могут свободно перемещаться между странами, то движение товаров и услуг способно эффективно восполнить этот пробел.
1.4.ВИДЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
В процессе развития сложились четыре основных вида специализации производства:
Самая старая (по времени возникновения) и самая простая (по механизму функционирования) — межотраслевая специализация, развивающаяся в рамках первичной сферы хозяйственной деятельности человека. Она формируется на основе естественных, природных факторов — наличие каких-либо видов полезных ископаемых, агроклиматических, лесных и других биологических ресурсов. Рынки специализированной продукции давно уже заняты и “пробиться” на них новым производителям очень трудно. Например, мировой рынок цветов более чем наполовину занят голландскими фермерами (знаменитые голландские тюльпаны!). Но некоторым новым конкурентам удается потеснить “ветеранов”. Особенно удачно развивают свое экспортное цветоводство Кения и Эквадор.
Предметная специализация охватывает продукцию обрабатывающей промышленности, которая является готовым изделием (а не сырьем, полуфабрикатом или деталью). Наиболее широко и динамично предметная специализация развеется в основных промышленных производствах — машиностроении и химии. Еще в 80-х гг. специалисты подсчитали, что в мире производилось более 30 миллионов видов промышленной продукции, для пуска которой нужно было иметь почти 1 миллион видов различного оборудования. Какой стране это под силу в одиночку? И выгодно ли это? Все производить у себя чрезвычайно невыгодно в этом случае продукция получается почти всегда дороже, а иногда, и более низкого качества. Принципы самообеспечивающегося (автаркического) хозяйства не получили распространения в мире. Большинство государств реализуют идею «ниш и зубцов». Так, у отдельных стран есть целый ряд “зубцов” — это их специализация на мировых рынках. Вместе с ними есть и “ниши”, производства, которые не получили большого развития. В США к неспециализированным производствам в международном масштабе относится станкостроение, стоимость продукции которого за 80-е гг. уменьшилась вдвое, а доля в мире — почти в 3 раза. США не значатся в числе главных мировых экспортеров станков.
Технологическая специализация получила развитие в цветной металлургии и характеризуется межгосударственно-территориальным “разрывом” в единой технологической цепочке. Классический пример технологической специализации — география производственной деятельности американской алюминиевой компании “АЛКОА” Видно, что добыча сырья осуществляется компанией в основном за рубежом, т. к. в США своего алюминиевого сырья очень мало. Производство глинозема (алюминиевого полуфабриката) тяготеет к районам добычи. Выплавка первичного алюминия производится там, где есть дешевая электроэнергия. Алюминиевый прокат и прочая готовая продукция изготавливается в США, т. е. в районе потребления. Основная тенденция в географии алюминиевой промышленности состоит в дальнейшей концентрации производства в районах добычи сырья. Аналогичная ситуация в алюминиевой промышленности края: глинозём производят в Ачинске, восстановление чистого алюминия ориентировано на электроэнергию Красноярской ГЭС и производится в Красноярске.
Подетальная специализация является высшей и самой сложной формой специализации, основанной на кооперировании. Подетальная специализация получила развитие только в эпоху НТР, с углублением экономической интеграции. Обычно выделяют две формы организации кооперирования:
1. подрядное (когда есть одна ведущая, головная фирма-производитель, обеспечивающая подрядными заказами своих партнеров и сменщиков)
2. кооперирование при совместном производстве, в этом случае фирмы-участницы являются равными партнерами. Международное подрядное кооперирование широко практикуют крупные автомобильные фирмы (“Форд”, “Дженерал моторс” и др.). Кооперирование другого вида можно увидеть на примере выпуска западноевропейских аэробусов.
1.5. Выводы к главе 1
Специализация территории на производстве какой-либо продукции (услуг) складывается лишь в том случае, если:
Возможность специализации зависит от транспорта, без которого не может быть обмена продуктами, от затрат на их перевозку, особенностей экономико-географического положения.
Специализация и торговля способствуют увеличению совокупного мирового производства и росту потребления в отдельных регионах и странах.
Наиболее простая модель торговли была предложена еще Адамом Смитом. А. Смит объяснял существование торговли и ее выгодность различием в абсолютных издержках производства товаров в разных районах производства. По мысли Смита, в каждой стране существовали особые условия и ресурсы, дававшие ей возможность производить определенные товары с меньшими издержками (или возможность производить в единицу времени большее количество данных товаров).
Страны и регионы различаются не только географическим положением, климатом, запасами полезных ископаемых. В современной экономике не меньшее значение имеют обеспеченность квалифицированной рабочей силой, система образования и подготовки кадров, транспортные магистрали и другие системы связи, развитость банковской системы, степень мобильности ресурсов и т. д. Из всего этого складываются преимущества, позволяющие территориям с наименьшими затратами производить какие-то виды товаров: автомобили, мотоциклы, часы, фотоаппараты, зерна кофе, бананы, тюльпаны или розы и т. д.
Производя много относительно дешевых товаров, например бананов, кофе, и продавая излишки, можно на вырученные деньги купить те товары, которые дома произвести нельзя: скажем, телевизоры, автомобили. Таким образом, ГРТ и торговля дают людям возможность пользоваться более широким набором товаров, чем тот, который они могут произвести сами в пределах своего региона проживания.
ГЛАВА II
ИЗУЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ ТОРГОВОЙ СЕТИ СЕЛА АГИНСКОГО И ВЫЯВЛЕНИЕ ГЕОГРАФИИ ИХ
ПРОИЗВОДСТВА
Для изучения ассортимента основных потребительских товаров выбраны были крупные магазины села Агинского: «Галантерея», «Хозтовары», «Зенит», «Полесье», «Мебель» индивидуального предпринимателя Матюшова В. А., магазины «Мебель» и «Товары для дома» индивидуального предпринимателя Подоляка В А.
Поскольку ассортимент товаров сегодня очень велик, для выполнения работы был определён перечень наиболее необходимых потребительских товаров, работа по которому шла путём внесения данных в таблицы при изучении ассортимента отобранных групп товаров в магазинах, выбранных для исследования (смотри приложения 1 - 8).
Полученные данные были просчитаны, обработаны и представлены в виде диаграмм, которые более наглядно отражают полученную информацию.
Диаграмма 1. Электротехника
(составлено по приложению 1 стр. 31)
Из 102 учтенных наименований электробытовых товаров 79 произведены в зарубежных странах, 23 - в России. Следовательно, основная часть потребностей жителей села в электротехнических товарах удовлетворяется за счет международного разделения труда и развития международной торговли.
Диаграмма 2. Электротехника производства России
(составлено по приложению 1 стр. 31)
Ассортимент электробытовых российских товаров представлен производителями из двух городов: Красноярск и Астрахань. Красноярское производство представлено холодильниками и морозильными камерами. Это продукция широко известного в России и ряде стран мира завода холодильников «Бирюса». Астраханское производство представлено стиральными и швейными машинами.
Диаграмма 3. Электротехника импортного производства
(составлено по приложению 1 стр. 31)
Импортная продукция представлена производством таких стран как Япония, Китай, Таиланд, Англия. Лидирует продукция из Японии - 29 наименований из 79, близкие позиции - ассортимент из Китая и Таиланда(20 и 17 наименований продукции), Тринадцатью наименованиями представлена Англия.
Диаграмма 4. Мебель (составлено по приложению 3 стр. 33)
Весь ассортимент мебели представлен российскими производителями. Это производство таких городов, как Красноярск, Глазов, Бердск, Тейково, Мурманск. В ассортименте лидирует продукция Глазова (31 наименование из 64). Продукция городов Тейково и Мурманск представлена по 1 наименованию.
Диаграмма 5. Канцтовары (составлено по приложению 5 стр. 34)
Канцтовары представлены производством стран: Россия, Германия, Китай, Италия, Гонконг. Большая часть имеющихся канцтоваров производства России – 71 наименование из 106, красноярского производства канцтовары отсутствуют. Довольно широк ассортимент производства Германии.
Диаграмма 6. Книги (составлено по приложению 4 стр. 33)
Книги представлены в нешироком ассортименте, так как это лишь сопутствующие другим товары данных магазинов, Выпущены они в России, Беларуси, Молдове. Больше всего из них производит Россия - 47 наименований из 50.
Диаграмма 7. Обувь (составлено по приложению 6 стр. 35)
В магазинах села ассортимент обуви оказался небольшим, представленная обувь производится в России и Италии. Российского производства 17 наименований из 19, 2 вида итальянского производства.
Диаграмма 8. Хозяйственные товары
(составлено по приложению 7 стр. 35)
Хозяйственные товары, реализуемые в сети магазинов села, производят Россия и Китай. Российского производства 57 наименований из 65.
Диаграмма 9. Ткани и швейные изделия
(составлено по приложению 2 стр. 33)
Ассортимент тканей и швейных изделий представлен производством России, Беларуси, Китая. 122 наименования из 133 производится в России. Ассортимент товаров китайского производства в магазинах, в отличие от уличного рыка, представлен всего тремя видами изделий.
Диаграмма 10.1. Продукты питания – хлеб
(составлено по приложению 8 стр. 36)
Хлеб представлен только производителями нашего края, а именно села Агинского и города Красноярска. В селе Агинском производят 7 наименований из 12. 5 наименований из 12 - производство предприятий города Красноярска.
Диаграмма 10.2. Продукты питания – молоко и молочные продукты (составлено по приложению 8 стр. 36)
Молоко и молочные продукты, представленные в ассортименте наших магазинов, производятся в нашем Красноярском крае - Красноярске, Назарове, Филимонове, селе Агинском. В основном, продукция производства г. Красноярска (12 наименований из18). Продукция из Назарово и Филимоново - это сгущённое молоко. Продукция Агинского предприятия «Агмас» - это молоко, сливочное масло, сметана.
Диаграмма 10.3. Продукты питания – мука и крупы
(составлено по приложению 8 стр. 36)
Ассортимент муки и круп представлен производством России (Новосибирск, Алтай), и Украины. Лидирует Новосибирск – 12 наименований из 20. Краевого производства продукция в данной группе товаров не представлена.
Диаграмма 10.4. Продукты питания – сахар, конфеты, торты (составлено по приложению 8 стр. 36)
Ассортимент данной группы товаров полностью формируется за счёт российских производителей, значительную долю составляет производство нашего края, в первую очередь, это продукция объединения «Краскон». Сахар привезён из Алтайского и Краснодарского краёв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ ассортимента товаров в сети крупных магазинов села Агинского показывает, что жители села большую часть своих потребностей удовлетворяют благодаря географическому разделению труда внутри страны и международному географическому разделению труда. Из всего рассмотренного перечня товаров только потребности в молочных и хлебобулочных изделиях частично покрываются за счёт местного производства - около 2 % рассмотренного перечня товаров. Примерно 16 % - за счет краевого производства. Потребности в текстильных, швейных изделиях, крупах, книгах удовлетворяются через поставки из других районов России – около 53 % рассмотренного ассортимента. Международное разделение труда и торговля обеспечивают значительную часть потребностей в бытовой технике, канцтоварах - примерно 29 % изученного ассортимента.
Таким образом, анализ собранных материалов показывает, что благодаря разделению труда и торговле жители села имеют возможность пользоваться широким ассортиментом товаром, производимых в различных регионах страны и мира.
Анализ информации представляет наглядно также и тот факт, что, на мой взгляд, ресурсы нашего района, края, страны на современном этапе экономического развития позволяют производить на своей территории гораздо больший ассортимент товаров, чем производится сегодня. Та продукция, что производятся сегодня в крае, должна быть более широко представлена не только выездной торговлей на уличном рынке, но и на прилавках стационарной торговой сети. Данная информация может быть полезна тем, кого интересуют возможности малого и среднего предпринимательства, властям, которые заинтересованы в создании новых рабочих мест, использовании ресурсно – сырьевой базы районов, развитии своих территорий.
Успешное решение многих проблем будет, в конечном счете, зависеть от развития и структурной перестройки экономики отдельных регионов и стран, создания действенных законодательных, организационных, материальных, технических предпосылок для этого, активности разных слоёв населения и властных структур.
Дальнейшее развитие и совершенствование сотрудничества, углубление специализации и кооперации между регионами и странами поможет решению совместными усилиями актуальных проблем экономического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.Л.Любимов, Н.А.Ранеева «Основы экономических знаний»,
Москва «Вита- пресс» 2000 года.
2. И.В. Липсиц «Экономика»
Москва «Вита - пресс» 2003г.
3. В.П. Грошев «Занимательная экономика».
М: «Просвещение» 1989 год.
4. А.В, Моисеев Экономический словарь - справочник.
М: «Просвещение» 1985 год.
5. А..П. Кузнецов «География. Население и хозяйство мира»
Москва «Дрофа» 1998 год.
6. Р.Кэмбелл, Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю «Экономикс»
Таллин, 1993г.
7. Технология. Учебник для учащихся 10 классов
общеобразовательных школ. /Под ред. В.Д. Симоненко /
– М.: Вентана – Граф, 2000г.
8. «Принципы развития международного разделения труда»
М. 1996 г.
Приложение 1 Таблица 1.Электротехника | ||||||
Наименование товара | Районы производства | |||||
Край | Россия | Зарубежные страны | ||||
Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | |
Музыкальный центр | 3 1 | Япония Таиланд | ||||
Холодильник | 10 | Красноярск | 2 | Япония | ||
Микроволновая печь | 2 1 | Япония Таиланд | ||||
Машинка швейная | 2 | Астрахань | ||||
Магнитофон | 6 | Япония | ||||
Утюг | 4 3 4 | Англия Таиланд Китай | ||||
Пылесос | 8 5 3 | Япония Англия Таиланд | ||||
Чайник | 7 | 2 4 6 | Англия Китай Таиланд | |||
Фотоаппарат | 3 | Китай | ||||
Фен | 1 2 2 | Англия Таиланд Китая | ||||
Электрический сепаратор | 1 | Англия | ||||
Телевизор | 4 1 1 | Япония Таиланд Китай | ||||
Плита | 2 | Япония | ||||
Стиральная машина | 2 1 | Астрахань | 2 | Япония | ||
Соковыжималка | 1 | Астрахань | ||||
Батарейка | 6 | Китай | ||||
итого | 10 | Красноярск | 13 | Астрахань | 29 20 17 13 | Япония Китай Таиланд Англия |
итого | 23 Россия | 79 импорт |
Приложение 2
Таблица 2. Ткани и швейные изделия | ||||||
Наимено-вание товара | Районы производства | |||||
Край | Россия | Зарубежные страны | ||||
Ассор- тимент | Произво-дитель | Ассо- тимент | производитель | Ассорти-мент | Произво-дитель | |
Ткани | 10 7 | Тейково Самойлово | ||||
Штора | 2 | Тейково | ||||
Наволочка | 4 | Тейково | ||||
Комплект Постельного белья | 2 6 7 | Корюково Тейково Самолово | 4 | Китай | ||
Платье | 1 | Бердск | ||||
Полотенце | 10 | |||||
Простынь | 7 | Ярцево | ||||
Пижама | 3 3 2 1 9 | Ульяновск Орск Барнаул Курган | ||||
Колготки | 3 | Тула | 1 | Беларусь | ||
Брюки | 1 1 2 3 | Ульяновск Орск Барнаул Курган | ||||
Носки | 2 3 5 | Чебоксары Тула Борисоглебск | ||||
Пиджак | 2 | |||||
Халат | 3 2 2 | Бердск Курган Чебоксары | 2 | Беларусь | ||
Водолаза | 2 | |||||
Майка | 1 1 1 | Ульяновск Орск Чебоксары | ||||
Футболка | 1 1 | Барнаул Курган | ||||
Куртка | 5 2 1 | Ульяновск Борисоглебск | 5 | Китай | ||
Камуфляж | 1 | Ульяновск | ||||
Одеяло | 1 | Тейково |
Приложение 3
Таблица 3. Мебель | ||||||
Наименование товара | Районы производства | |||||
Край | Россия | Зарубежные страны | ||||
Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | |
Одеяло | 8 2 | Бердск | ||||
Матрац | 1 1 | Мурманск Тейково | ||||
Компьютерный стол | 6 | Глазово | ||||
Прихожая | 5 | Глазово | ||||
Журнальный стол | 9 | Глазово | ||||
Комод | 4 | Красноярск | ||||
Стенки | 11 | Глазово | ||||
Трельяж | 1 | Красноярск | ||||
Кухонный гарнитур | 8 | Красноярск | ||||
Стуья, кресла | 5 | Красноярск | ||||
Диван | 9 | Красноярск | ||||
Кровать | 3 | Красноярск | ||||
Итого | 29 | Красноярск | 44 | Россия | 0 | импорт |
Приложение 4
Таблица 4. Книги | ||||||
Районы производства | ||||||
край | Россия | Зарубежные страны | ||||
Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | |
Для детей | 2 3 3 3 | Москва Петербург Тверь Смоленск | 1 | Молдавия | ||
Учебная литература | 6 2 | Москва Можайск | ||||
Домашние книги | 2 1 | Москва Смоленск | ||||
Кулинария | 7 1 | Москва Самара | 1 | Минск | ||
Другие книги | 4 6 5 | Москва Петербург Тверь | 1 | Минск | ||
итого | 47 | 3 |
Приложение 5
Таблица 5. Канцелярские товары | ||||||
Наименование товара | Районы производства | |||||
край | Россия | Зарубежные страны | ||||
ассортимент | Произво - дитель | ассортимент | Произво - дитель | ассортимент | Произво - дитель- | |
Альбом | 4 2 | Москва Петербург | ||||
Тетрадь | 5 2 2 1 4 | Москва Петербург Ярославль Горно-Алтайск Новодвинск | ||||
Дневник | 2 2 | Москва Смоленск | ||||
Бумага | 2 | Святогорск | ||||
Блокнот | 2 1 1 | Москва Смоленск Ярославль | 1 | Германия | ||
Скрепки | 2 | Москва | 4 | Германия | ||
Клей | 1 | Огинск | ||||
Корректор | 1 | Москва | ||||
Степлер | 3 | Москва | 4 | Германия | ||
Ручки | 2 5 | Москва Новосибирск | 7 4 | Германия Италия | ||
Цветная бумага | 3 | Москва | ||||
Цветной карандаш | 6 3 | Москва Томск | ||||
Карандаш | 3 | Томск | ||||
Канцелярская подставка | 4 | Москва | 3 3 | Гонконг Германия | ||
Калькулятор | 2 5 | Германия Китай | ||||
Линейки | 4 | Москва | 2 | Германия | ||
итого | 0 | 71 | 35 в т. ч. 23 4 5 3 | Импорт, в т. ч. Германия Италия Китай Гонконг |
Приложение 6
Таблица 6. Обувь | ||||||
Районы производства | ||||||
край | Россия | Зарубежные страны | ||||
Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | |
Галоши | 1 | |||||
Галоши-сапоги | 5 | |||||
Резинки | 1 | |||||
Резинки с чулком | 2 | |||||
Большие речные | 1 | |||||
Ботинки | 7 | 2 | Италия | |||
итого | 0 | 17 | 2 |
Приложение 7
Таблица 7. Хозяйственные товары для дома | ||||||
Районы производства | ||||||
край | Россия | Зарубежные страны | ||||
ассортимент | Произво- дитель | ассортимент | Произво- дитель | ассортимент | Произво- дитель | |
Кастрюля | 9 | |||||
Таз | 5 | |||||
Ведро | 3 | 5 | Китай | |||
Лейка | 1 | |||||
Ванна | 2 | |||||
Дуршлаг | 1 | |||||
Кружка | 8 | |||||
Чашка | 9 | 3 | Китай | |||
Столовые приборы | 3 | |||||
Умывальник | 1 | |||||
Краска | 7 6 2 | Одинцово Курск Смоленск | ||||
итого | 0 |
Приложение 8
Таблица 8. Продукты питания | ||||||
Районы производства | ||||||
край | Россия | Зарубежные страны | ||||
Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | Ассорти- мент | Произво- дитель | |
Торт | 6 | Красноярск | 2 1 | Новосибирск Москва | ||
Мука | 1 1 | Алтайский край Новосибирск | ||||
Крупа | 6 4 | Новосибирск | 7 | Украина | ||
Конфеты | 13 | Красноярск | 2 1 1 2 2 1 2 | Кемерово Ульяновск Калининград Пермь Абакан Курск Екатеринбург | ||
Сахар | 1 1 | Алтайский край Краснодарский край | ||||
Хлеб | 7 5 | Агинское Красноярск | ||||
Молоко и молочные продукты | 4 12 1 1 | Агинское Красноярск Назарово Филимоново | ||||
Итого | 11 36 | Агинское Красноярск | 28 | Россия | 7 | Украина |
Подарок
Солнечная система. Взгляд со стороны
Прыжок (быль). Л.Н.Толстой
Шум и человек
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна