Данная работа представляет собой исследование ценностных ориентаций студентов-первокурсников ГАПОУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум». В исследовании использовался опросник М. Рокича «Ценностные ориентации», который позволяет исследовать направленность личности, определить её отношение к миру, к другим людям, к себе самой, ключевые мотивы поступков, восприятие мира.
Результатом исследования стало выявление ценностных предпочтений обучающихся 1 курса на студенческом этапе становления личности, определение направленность данных обучающихся на формы внеучебной деятельности; формирование ценностных портретов каждой группы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_tsennostnyh_orientatsiy.docx | 34.88 КБ |
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республика Саха (Якутия),
«Алданский политехнический техникум»
«Исследование ценностных ориентаций студентов-первокурсников ГАПОУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум»
Авторы:
Студент 1 курса группы РГО-181
Пономарев Антон Владимирович
научный руководитель:
педагог-психолог
Дмитриенко
Людмила Серафимовна
г. Алдан, 2019 г.
Научная работа: Исследование ценностных ориентаций студентов-первокурсников ГАПОУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум»
Цель исследования: Изучение жизненных ценностей студентов-первокурсников.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
1. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
2. Провести сравнительный анализ результатов исследования и сформулировать выводы.
3.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
Объект исследования: Ценностные ориентации студентов-первокурсников групп РГО-181, ЭГС-181,ТОР-181, ГЭМ-181
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций у студентов 1 курса, обучавшихся на ГЭМ-отделении, и студентов 1 курса, обучающихся на ТОР-отделении
Методы исследования: анкетирование, опрос.
Новизна и практическая значимость работы:
- собран, проанализирован и систематизирован материал по теме «Ценностные ориентации студентов-первокурсников ГАПОУ РС (Я) «АПТ»;
- представлен графический и практический материал по теме исследования.
Апробация работы: Основные положения работы доложены на научно-практической конференции АПТ в ноябре 2018 года.
Актуальность данной работы: Выявлены ценностные предпочтения обучающихся 1 курса на студенческом этапе становления личности, определена направленность данных обучающихся на формы внеучебной деятельности.
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания.
Молодость — период активной ценностно-созидающей деятельности, однако объективная структура отношений, в которую включается молодой человек, структура его деятельности носят ограниченный характер и не могут служить основой для формирования ценностей как системы. В результате в сознании формируются идеальные конструкты, основанные на произвольном объединении, связывании и соподчинении различных ценностей, что определяет неспособность молодого человека к принятию адекватного решения в сложной ситуации.
Для начала определимся: что такое ценность? Можно говорить о трех формах существования ценностей. Во-первых, ценность выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными», так и конкретно-историческими. Во-вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов. В-третьих, каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.
Ценности — это значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества)
Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области. И отечественные (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Д.Н. Узнадз, Л.И. Божович, В.Я. Ядов, К.А. Абульханова-Славская и А.В. Брушлинский) и зарубежные (В. Франкл, К. Левин, К. Роджерс, Э. Фромм, М. Рокич и др.) классики психологии сходятся во мнении, что ценности, ценностные отношения к действительности выступают как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад.
Ценности формируются в сознании подрастающего поколения «от общества» и проявляются в отношении полученного к отданному самим человеком на благо того же общества и его развитие.
По мнению Ю.А. Шерковина, системы ценностей получает в процессе формирования двойственный характер, который обусловлен одновременно индивидуальным и социальным опытом. Отсюда функции системы жизненных ценностей тоже двояки: во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают им занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. То есть они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру [1].
Таким образом, система ценностных ориентаций, являясь, одним из центральных личностных образований, и психологической характеристикой достаточно зрелой личности выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.
Как элемент структуры личности подростков жизненные ценностные могут характеризовать их внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения.
Так же понятно, что в подростковом возрасте установки и ценностные ориентации личности уже могут регулировать реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях.
Ориентация подростков (как выборки для исследования) на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга ее значимости по отношению ко всем остальным, т.е. предполагает наличие иерархической системы ценностных
Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала».
Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период истории всегда вызывает в нормальном обществе серьезное беспокойство.
Ценность относится к числу таких общенаучных понятий, методологическое значение которых особенно велико для педагогики. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, оно используется в философии, социологии, психологии и педагогике для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе нравственные идеалы и выступающих в качестве эталонов должного.
По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве ценностей как объектов ценностных отношений, может оцениваться в дихотомии добра и зла, истины и заблуждения, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого.
Ценность как понятие определяет "…значимость чего-либо в отличие от существования объекта или его качественных характеристик".
Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные:
- к материальным ценностям мы отнесли: автомобиль, аквариум, гараж, драгоценности, деньги, еду, дом, игрушки, косметику, музыкальные инструменты, книги, одежду, квартиру, магнитофон, компьютер, телевизор, телефон, мебель, спортивные принадлежности;
- к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, жизнь, семью, любовь, дружбу, смелость, труд, спорт, ответственность, чуткость, честность, воспитанность, красоту, милосердие, творчество, свободу, человека, мир, справедливость, самосовершенствование, здоровье, знания.
Материальные ценности мы можем потрогать, увидеть, купить и они зависят от того времени в котором живет человек. Например, 300 лет назад не существовало автомобилей и значит, такой ценности не было.
Духовные ценности, в отличие от материальных, мы не всегда можем увидеть, и они не покупаются, но мы можем их почувствовать через свои поступки и поведение окружающих людей. Например, если для человека важна красота, то он будет стремиться создавать её вокруг себя, совершать красивые поступки. Таким образом, это более высокие ценности, которые являются общечеловеческими и значимы во все времена.
По классификации психолога М. Рокича, все ценности можно разделить на две группы:
а) терминальные ценности (или ценности-цели) — то главное, к чему хотелось бы стремиться, это и определение цели, которой необходимо добиться;
б) инструментальные ценности (или ценности-средства) — вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для достижения цели.
Ценности определяют качество нашей жизни. Они делают нашу жизнь осмысленной. Наши смыслы могут быть похожими, а могут быть различными. Мы появились в этом мире с какой-то целью. С какой именно? Что я должен сделать за свою жизнь? Как реализоваться? Хотелось бы, чтобы наши студенты серьёзно задумались над этими вопросами.
Важнейшей задачей современного студенческого общества является осознание и развитие такой системы социальных ценностей, которые, преломляясь через жизненные ценности каждой личности, привели бы к профессиональному становлению личности студентов.
В связи с этим становится актуальной задача изучения жизненных ценностей – основы жизни н поведения студентов ГАПОУ РС (Я) АПТ.
Многими исследователями подчеркивается важность студенческого этапа становления личности, сензитивность этого периода развития личности молодого человека к формированию у него ценностных ориентаций, установок, личностных особенностей, мотиваций, направленности личности, интеллекта (Б. Г. Ананьев, В. Г. Калашников, Н. В. Кузьмина, Н. А. Низовских).
Гуманистическая среда ссуза, вуза представляет собой духовное пространство, в котором происходит взаимообмен духовными ценностями и в связи с этим является значимым условием духовного становления личности студента как будущего специалиста. В этой среде духовное развитие проявляется в усилении влияния подлинно духовных фактов на поведение индивида и растущей самореализации личности на благо людей.
Основная часть
Ценностные категории: ценности, ценностные представления, ценностные ориентации, как потребности, интересы, цели
Понятия «ценность», «ценностные представления», «ценностные ориентации» часто несут в себе неодинаковую смысловую нагрузку. Центральным образующим понятием в изучении ценностных ориентации личности является понятие «ценность» (В.П. Тугаринов, Б.Г. Ананьев).
Выделяется целая группа ценностных понятий (категорий): ценность, ценностное отношение, отнесение к ценностям, ценностная оценка, предмет ценностной оценки, ценностные представления, ценностные ориентации (Кобелева О.В., 1997). Все эти понятия отражают определенные стороны ценностного отношения, направленного на явления внешнего или внутреннего мира. Ценностное отношение, рассмотренное со стороны субъекта, реализуется двояко - как отнесение к ценности оцениваемого объекта и как его осмысление. Ценность предполагает особое отношение к объекту, отличное от познавательного. Тот умственный акт, которым люди осуществляют выбор между объектами, называется отнесением к ценностям. В основе отнесения того или иного объекта окружающей действительности к ценностям лежит оценка, выражающая способность этого объекта удовлетворять потребности, интересы или цели человека. Различия ценности и оценки заключаются в том, что ценностью могут быть как явления внешнего мира (предметы, вещи, события, поступки), так и факт мысли (идеи, образ, научная концепция и другое). Ценностью является предмет ценностной оценки, ценность имеет только положительный знак. Оценка - это умственный акт, который является результатом нашего оценочного отношения к этому предмету. Оценка зависит от свойств оцениваемого предмета и может быть как положительной, так и отрицательной. В результате акта оценки предмет может быть признан либо ценностью, либо не ценностью, то есть ценность - это не сама оценка и не предмет оценки, а социально-определенная идеальная основа оценки и ориентации личности и общества. При этом к характеристикам ценностей могут быть отнесены: целостность, ориентирующая функция, относительная стабильность, что является определенными аспектами идентичности для индивида или для общества. Идентичность личности и общества в значительной степени определяется ценностями.
В современной литературе выработаны различные подходы к определению понятия «ценности». Однако до сих пор нет однозначного понимания ценности. Л.М. Смирнов (2006), как и другие авторы, анализируя определения ценности, говорит о том, что многочисленные попытки дать определения ценностей, укладывается в две основные парадигмы. В первом случае речь идет о достаточно абстрактно выраженных концепциях того, что наиболее желательно, эмоционально привлекательно, способно описать идеальное состояние бытия людей. Во втором случае речь идет о столь же глубоко эмоционально предпочитаемом модусе поведения или действий. Первые определения включают в себя терминальные ценности, вторые - инструментальные, в число которых входят, например, моральные ценности и ценности компетенции. С функциональной точки зрения, инструментальные ценности активизируются как критерии, стандарты при оценке и выборе только модуса поведения, действий, а терминальные при оценке и выборе, как целей деятельности, так и допустимых способов их достижения.
Для проверки нашей гипотезы о том, что жизненные ценности в понимании людей отражают их потребности и интересы, были сформированы выборки испытуемых, которые различались по возрасту, социальному статусу и полу (студенты, руководители структур, пары).
Нами использован опросник М. Рокича «Ценностные ориентации», который позволяет исследовать направленность личности, определить её отношение к миру, к другим людям, к себе самой, ключевые мотивы поступков, восприятие мира.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлечённости в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования даёт возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона.
Исследование ценностных ориентаций студентов-первокурсников ГАПОУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум»
План исследования
Цель исследования: изучение жизненных ценностей студентов-первокурсников.
Задачи исследования:
1. Подобрать методики для исследования ценностных ориентаций у студентов.
2. Провести сравнительный анализ результатов исследования и сформулировать выводы.
3.Изучить литературу по теме исследования, рассмотреть теоретические аспекты проблемы.
Гипотеза: Совпадают ли жизненные ценности с интересами студентов-первокурсников?
Организация исследования: анкетирование, опрос студентов 1 курса (групп РГО-181, ГЭМ-181, ЭГС-181, ТОР-181- 81 человек.
Актуальность исследования заключается:
1) в изучении иерархии жизненных ценностей наших студентов;
2) в выделении структуры жизненных ценностей личности, так как потребности и интересы расширяют знания о специфике жизненных ценностей в самосознании личности студентов;
3) в определении форм занятости студентов по интересам;
4) в определении совпадения жизненных ценностей студентов (целей) с выбором видов учебной и внеучебной деятельности (интересов)
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Исследованы а) терминальные ценности (или ценности-цели).
По результатам обследования группы РГО-181 среди терминальных ценностей на 1 месте оказались конкретные ценности, такие как здоровье (71%), счастливая семейная жизнь (71%). 2 место – любовь (43%), 3 место – активная деятельная жизнь (профессиональная самореализация), наличие хороших и верных друзей (14%).
По результатам обследования студентов группы ГЭМ-181 для них значимы и конкретные и абстрактные ценности. 1 место: активная деятельная жизнь (30%); 2 место: познание, счастье для других (18%); 3 место: творчество, развлечения, материально-обеспеченная жизнь, любовь (12%)
б) инструментальные ценности (или ценности-средства) — вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для достижения цели.
Среди инструментальных ценностей у студентов группы ЭГС-181 на 1 месте – воспитанность (55%), ценности общения; 2 место – жизнерадостность, аккуратность (45%) – ценности общения, дела; 3 место – независимость, образованность, смелость в отстаивании своих взглядов, мнения (27%; 4 место – честность (18%) – ценности общения, дела; 5 место: терпимость, твёрдая воля, самоконтроль, ответственность, рационализм (9%) – этические ценности, ценности самоутверждения, принятия других людей, ценности общения, дела.
У студентов группы ТОР-181 вызвали предпочтение этические ценности, ценности дела. 1 место – смелость в отстаивании своего мнения (59%), 2 место: твёрдая воля, аккуратность (29%), 3 место: рационализм, эффективность в делах (24%).
По авторской методике «Ценности в жизни» в обеих группах на 1 месте семья (РГО-181- 57%. Гр. ГЭМ-181 – 53%), на 2 месте профессия (гр. ЭГС-181-21%, гр. ТОР-181 -24%), 3 место социальный статус с минимальной выборкой (гр. ГЭМ-181 – 12%). Проблема: самосовершенствование студентов.
По результатам обследования группы ГЭМ-181 среди терминальных ценностей на 1 месте также оказались конкретные ценности, такие как здоровье (74%), счастливая семейная жизнь (69%). 2 место- любовь (49%), 3 место – активная деятельная жизнь (профессиональная самореализация), наличие хороших и верных друзей (24%).
По результатам обследования студентов группы ТОР-181 для них значимы и конкретные и абстрактные ценности. 1 место: активная деятельная жизнь (35%); 2 место: познание, счастье для других (23%); 3 место: творчество, развлечения, материально-обеспеченная жизнь, любовь (15%)
б) инструментальные ценности (или ценности-средства) — вполне конкретные качества личности, которые нужно использовать для достижения цели.
Среди инструментальных ценностей у студентов группы РГО-181 на 1 месте – воспитанность (50%), ценности общения; 2 место – жизнерадостность, аккуратность (43%) – ценности общения, дела; 3 место – независимость, образованность, смелость в отстаивании своих взглядов, мнения (27%; 4 место – честность (18%) – ценности общения, дела; 5 место: терпимость, твёрдая воля, самоконтроль, ответственность, рационализм (9%) – этические ценности, ценности самоутверждения, принятия других людей, ценности общения, дела.
У студентов группы ЭГС-181 вызвали предпочтение этические ценности, ценности дела.
1 место – смелость в отстаивании своего мнения (59%), 2 место: твёрдая воля, аккуратность (29%), 3 место: рационализм, эффективность в делах (24%).
По авторской методике «Ценности в жизни» в обеих группах на 1 месте семья (ГЭМ-181- 57%. Гр. ТОР-181 – 57%), на 2 месте профессия (гр. ГЭМ-181-24%, гр. РГО-181 -24%), 3 место социальный статус с минимальной выборкой (гр. ЭГС-181 – 12%).
Проблема: самосовершенствование студентов, формирование потребностей саморазвития, самоактуализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Плавает ли канцелярская скрепка?
Муравьиная кухня
Почему Уран и Нептун разного цвета
Три коробки с орехами