Вложение | Размер |
---|---|
В работе исследуется соответствие допустимых норм содержимого школьных портфелей | 590.5 КБ |
shk_40_npk.ppt | 2.89 МБ |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Актуальность исследовательской работы | 2 стр. |
Гипотеза | 2 стр. |
Цель, задачи | 2 стр. |
Мои исследования (результаты, методы) | 3 стр. |
Выводы | 7 стр. |
Рекомендации ученикам, родителям, работникам школы | 8 стр. |
Информационные ресурсы | 9 стр. |
Приложение
|
Актуальность
Вопрос сохранения своего здоровья всегда был актуальным для людей.
Я часто наблюдаю за первоклашками, которые идут в школу с тяжёлой «ношей» за плечами. Огромные рюкзаки порой тянут их назад, и только невероятное стремление за знаниями перетягивает их в сторону школы. За пять лет школьной жизни осанка нарушается у 30 - 40% школьников. Ведь в большей степени именно содержимое школьного портфеля влияет не только на осанку, на позвоночник, но и на костно-мышечную систему детей, и даже зрение.
Следуя всем правилам проведения исследовательской работы, я выдвинула гипотезу. Я предположила, что тяжёлый портфель влияет на несформировавшуюся осанку младшего школьника
Цель: исследование соответствия допустимым нормам содержимого портфелей младших школьников.
Задачи:
Чтобы подтвердить или опровергнуть свои предположения, я познакомилась с гигиеническими требованиями Роспотребнадзора, которые предъявляются к школьным принадлежностям, изучила литературу, познакомилась с материалами некоторых сайтов.
Мои исследования
Выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце.
Ранец - это рюкзак с жёсткой спинкой и широкими лямками, максимально приспособленный для переноски школьных принадлежностей. Первое и основное отличие ранца от рюкзаков: ортопедическая задняя стенка. Это гарантия здоровья спины ребёнка даже при условии большой нагрузки учебниками. Ортопедическая спинка позволяет оптимально распределить нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.
В отличие от портфеля, школьный ранец не вредит позвоночнику, наоборот - помогает ему находиться в правильном положении. Это исключает такое заболевание, как СКОЛИОЗ – искривление позвоночника. Среди моих одноклассников сколиозом страдают 3 человека.
В нашем классе 20 учеников. В эксперименте участвовали 18. Выяснилось, что 17 школьников имеют ранцы, у 1 девочки – сумка. Портфелей и рюкзаков в нашем классе нет.
Согласно рекомендациям медиков, вес пустого ранца должен быть 500–700 граммов.
Я решила проверить, сколько весят портфели у моих одноклассников, и вот что получилось.
№ | Масса пустого ранца |
НОРМА | 500-700 г |
1 | 900 |
2 | 580 |
3 | 850 |
4 | 800 |
5 | 700 |
6 | 580 |
7 | 620 |
8 | 800 |
9 | 620 |
10 | 660 |
11 | 720 |
12 | 1100 |
13 | 980 |
14 | 780 |
15 | 200 |
16 | 800 |
17 | 1000 |
18 | 750 |
У 7 учеников ранцы соответствуют по весу стандартам, а у 11 нет. Самые тяжёлые ранцы у Лизы (1 кг 100 г) и Паши (1 кг). Самый лёгкий ранец у Ильи (580 г) и Вани (тоже 580 г).
Вес учебников из расчета на один учебный день (без веса ранца или портфеля) не должен превышать допустимых норм для школьников:
Т.е. получается, что общий вес школьной сумки с учебниками для 3-классника на должен превышать 3 кг.
А что же у нас получилось?
№ | Масса ранца с книгами |
НОРМА | 3 кг |
1 | 3,0 |
2 | 5,0 |
3 | 3,8 |
4 | 5,0 |
5 | 2,5 |
6 | 1,5 |
7 | 3,0 |
8 | 4,8 |
9 | 4,0 |
10 | 5,0 |
11 | 5,5 |
12 | 5,3 |
13 | 3,0 |
14 | 3,2 |
15 | 4,0 |
16 | 4,0 |
17 | 2,0 |
18 | 1,8 |
В результате проведённого мной эксперимента выяснилось, что у 7 учеников из 18 масса портфеля с книгами находится в пределах допустимой нормы.
У 11 человек из 18 масса портфеля эту норму превышает. Самым тяжёлым оказался портфель у Паши.
Когда мы посмотрели содержимое его сумки, то выяснилось, что он носит учебники, обучение по которым закончилось ещё во 2 четверти. В портфеле обнаружили также ненужные тетради, диски, книги.
Лишние книги и учебники, запасы еды и питья, а также игрушки обнаружены в ранцах у Паши, Кати, Лизы, Кирилла.
Получается, что помимо того, что сами портфели весят сверх нормы, ученики ещё и сами накладывают много лишнего.
А какова же допустимая масса учебников? Вес каждого учебника не должен превышать:
Вес рабочих тетрадей для учащихся 1 – 4-х классов, предназначенных для работы в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается лишь незначительное увеличение веса.
А сколько же весят наши учебники и тетради?
№ | Предмет | Масса книги, г | Масса тетради, г |
1 | Математика | 180 | 230 |
2 | Русский язык | 300 | 100 |
3 | Литературное чтение | 380 | 180 |
4 | Окружающий мир | 370 | 140 |
5 | Риторика | 230 | |
6 | Информатика | 120 | |
7 | Английский язык | 260 | 170 |
Самыми тяжёлыми оказались учебники – литературное чтение и окружающий мир, их масса – по 380 и 370 г, самые лёгкие – математика и учебник-тетрадь по информатике, их масса – 180 г и 120 г соответственно.
Если посмотреть на вес портфеля за неделю, то получим, что он весит в:
№ | День недели | Вес портфеля с учебниками |
1 | понедельник | 2 кг 340 г |
2 | Вторник | 2 кг 750 г |
3 | Среда | 2 кг 780 г |
4 | Четверг | 2 кг 000 г |
5 | Пятница | 2 кг 600 г |
Самый тяжёлый день в прямом смысле слова – среда, самый лёгкий – четверг.
Оказывается, что и размеры ранца тоже имеют значение. Для учащихся 1–4-х классов они следующие:
Практически полностью соответствуют данным размерам ранцы у 8 учеников нашего класса.
В своей работе я использовала следующие методы:
Вывод, к которому я пришла в ходе своего исследования такой:
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается молодой организм. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Постоянная неравномерная нагрузка на неокрепший позвоночник может привести к ряду заболеваний: формированию неправильной осанки, сколиозу. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение… Стоит обратить внимание на первые «звоночки». Это:
Я предлагаю комплекс упражнений для профилактики СКОЛИОЗА. Ведь заболевание легче предупредить, чем лечить. (см. приложение)
Таким образом, моя гипотеза о том, что тяжёлый портфель влияет на здоровье младшего школьника, оказалась верной.
РЕКОМЕНДАЦИИ
УЧЕНИКАМ
РОДИТЕЛЯМ
УЧИТЕЛЯМ и РАБОТНИКАМ ШКОЛ
информационные ресурсы
Слайд 1
исследовательская работа ученицы 3 класса Б МОУ «СОШ № 40 » Пушкиной Екатерины Сколько "весит здоровье" школьника?Слайд 2
ГИПОТЕЗА тяжёлый портфель влияет на несформировавшуюся осанку младшего школьника
Слайд 3
ЦЕЛЬ исследование соответствия допустимым нормам содержимого портфелей младших школьников
Слайд 4
ЗАДАЧИ проанализировать в медицинской литературе данные по теме исследования, сравнить эти данные с результатом моих экспериментов, выяснить, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, и к каким последствиям это приводит.
Слайд 6
№ Масса пустого ранца норма 500 – 700 г 1 580 2 580 3 620 4 620 5 660 6 700 7 сумка - 200 № Масса пустого ранца норма 500 – 700 г 1 720 2 750 3 780 4 800 5 800 6 800 7 850 8 900 9 950 10 1000 11 1100
Слайд 7
1 кг 100 г 1 кг
Слайд 8
580 г 580 г
Слайд 9
ВЕС УЧЕБНИКОВ БЕЗ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ ИЛИ РАНЦА 1–3 класс – 2,0 кг 4–5 класс – 2,5 кг 6–7 класс – 3,5 кг 8–11 класс – 4,5 кг
Слайд 10
№ Масса ранца с книгами НОРМА 3 кг 1 1,5 2 1,8 3 2,0 4 2,5 5 3,0 6 3,0 7 3,0 № Масса ранца с книгами НОРМА 3 кг 1 5,0 2 3,8 3 5,0 4 4,8 5 4,0 6 5,0 7 5,5 8 5,3 9 3,2 10 4,0 11 4,0
Слайд 12
ВЕС КАЖДОГО УЧЕБНИКА 300 г – для 1–4 классов 400 г – для 5–6 классов 500 г – для 7–9 классов 600 г – для 10–11 классов
Слайд 13
№ Предмет Масса книги, г Масса тетради, г 1 Математика 180 230 2 Русский язык 300 100 3 Литературное чтение 380 180 4 Окружающий мир 370 140 5 Риторика 230 --- 6 Информатика 120 7 Английский язык 260 170
Слайд 14
№ День недели Расписание Вес портфеля с учебниками без школьных принадлежностей 1 Понедельник Чтение – 380 +180 Динамический час Математика – 180 + 230 Русский язык – 300 +100 Музыка – 70 Дневник, пенал, тетради – 200 2кг 340 г 2 Вторник Окружающий мир – 370 + 140 Английский язык – 260 + 170 Русский язык – 300 +100 Математика – 180 + 230 Рисование – 100 Дневник, пенал, тетради – 200 2кг 750г 3 Среда Чтение – 380 +180 Математика – 180 + 230 Русский язык – 300 +100 Физкультура Окружающий мир – 370 + 140 Дневник, пенал, тетради – 200 2кг 780г 4 Четверг Физкультура Русский язык – 300 +100 Информатика – 120 Английский язык – 260 + 170 Труд – 150 Дневник, пенал, тетради – 200 2 кг 000 г 5 Пятница Чтение – 380 +180 Математика – 180 + 230 Русский язык – 300 +100 Риторика – 230 Рисование – 100 Дневник, пенал, тетради – 200 2 кг 600 г
Слайд 15
32-40 см 30-36 см 16-20 см
Слайд 16
длина ремня 60 –70 см 4-6 см 2 – 2,5 см
Слайд 17
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Работа с дополнительными источниками информации Наблюдение Эксперимент Анализ полученных результатов.
Слайд 18
Неестественное положение тела, голова наклонена или вытянута вперёд, тело отклонено в сторону Спотыкающаяся походка, трудности с подъёмом по лестнице или в гору Чувство покалывания или онемения в руках Покраснения и глубокий след от ремня на теле Приступы и боли в плечах, в шее, в спине
Слайд 19
Гипотеза верна!!! Тяжёлый портфель влияет на здоровье младшего школьника!
Слайд 20
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧЕНИКАМ Не носите лишнего в ранцах. Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте выложить из него ненужные учебники.
Слайд 21
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ Не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы — 500 - 700 г. У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка. Ваши дети быстрее устают, неся за своей спиной тяжёлые грузы. Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Слайд 22
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ и РАБОТНИКАМ ШКОЛ При составлении школьного расписания постарайтесь учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов. Организуйте хранение сменной обуви, спортивного инвентаря, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в помещении школы. Создайте в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Слайд 23
http://www.abc-gid.ru/infographic/show/34/ http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=63025 http://www.tvoyrebenok.ru/ranec.shtml http://www.materinstvo.ru/art/3538 http://kp.ru/daily/24146.4/363036/ http://www.sch109.trg.ru/p129aa1.html информационные ресурсы:
Слайд 24
Благодарю за внимание!
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Весенняя сказка
Сказка "12 месяцев". История и современность
Несчастный Андрей
Большое - маленькое